Социокультурная парадигма: базовые интерпретации | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. DOI: 10.17223/15617793/445/8

Социокультурная парадигма: базовые интерпретации

Эксплицируются базовые интерпретации социокультурной парадигмы, получившей широкую популярность в социогума-нитарных исследованиях. Показано, что П.А. Сорокин и его последователи выступают сторонниками многофакторной трактовки данной парадигмы, сфокусированной на описании социокультурной динамики отдельных объектов. Обосновывается выделение рефлексивной интерпретации социокультурной парадигмы. Ее истоки усматриваются в творчестве К. Леви-Стросса, который развитие общества представлял как продукт взаимодействия культур.

A Sociocultural Paradigm: Basic Interpretations.pdf Если сравнить современный социогуманитарный дискурс с обществоведческими исследованиями начала ХХ в., то можно констатировать его существенное усложнение. Уходят в прошлое линейный прогрес-сизм, механистическое, моно- и полифакторное объяснения социальной динамики. Учитываются циклизм и возвратно-поступательные процессы в общественном развитии, его нелинейность и вариативность, многоплановая детерминация, сохранение пластов архаической и традиционной культуры в социальных организмах. Усложнению методологической культуры социогуманитарного исследования мы обязаны достижениям школы «Анналов», мир-системного анализа, социальной и культурной антропологии, ци-вилизационистики, семиотики и структурного анализа, социальной феноменологии, религиоведения и др. Одной из парадигм исследования глобального развития, возникшей во второй половине ХХ в. и получившей популярность в начале ХХ! в., является социокультурная парадигма. Она существенно обогатила анализ социокультурной динамики науки, хотя зачастую сводилась к выявлению разнообразных социальных и культурных факторов ее развития, а также к экстернализму [1-3]. Сегодня социокультурная парадигма, с одной стороны, - это междисциплинарная научно-философская парадигма, в рамках которой конституировались социокультурная антропология, социокультурная психология, социокультурная педагогика, социокультурная лингвистика и пр. [4. С. 10]. С другой стороны, это парадигма разнообразных практик социокультурной деятельности, организационными формами которых выступают социокультурные центры и всевозможные проекты. В этой связи стоит отметить обсуждавшийся в свое время масштабный проект, основанный на идее П. А. Сорокина о конвергенции США и СССР в смешанный социокультурный тип [5]. Будучи довольно популярной в гуманитарном сообществе, социокультурная парадигма, как правило, не эксплицируется исследователями содержательно [6-8]. Чаще всего она связывается с именем П. А. Сорокина [9]. Нередко социокультурная парадигма интерпретируется как реальная социокультурная система (европейская, китайская, российская и т.п.) [10-12]. В последнем случае понятие социокультурной парадигмы подменяется понятием социокультурной системы (модели, типа). С учетом существующей проблемной ситуации в статье ставится цель на основе анализа социокультурной парадигмы как совокупности идей и представлений, нормирующих реальные исследовательские практики путем реализации социокультурного подхода, осуществить экспликацию базовых интерпретаций социокультурной парадигмы. По мнению А. П. Афонова, в понятие социокультурной парадигмы входят экономические, социальные, политические и духовные факторы [13. С. 168]. С нашей точки зрения, данная экспликация социокультурной парадигмы сводит ее к многофакторному подходу, характерному для модели классической науки. Акцентируя плюралистичность своего мировоззрения, по сути, многофакторного подхода придерживался П. А. Сорокин. И в редуцированной версии - с различением социальности (общественных отношений) и культуры как самостоятельных факторов - его сторонниками выступают А. С. Ахиезер и Н.И. Лапин, наиболее авторитетные представители социокультурной парадигмы в постсоветском обще-ствознании. Данная интерпретация социокультурного подхода исходит из аксиологической (информационно-семиотической) концепции культуры. Последняя определяется как совокупность ценностей (норм, образцов, программ и т. п.) и рассматривается как внешнее условие развитие социальных отношений. Указанная интерпретация социокультурного подхода может быть идентифицирована как валюативная интерпретация [14]. Эвристика валюативной интерпретации социокультурной парадигмы, на наш взгляд, весьма ограничена. Это определило, в частности, последующий отказ Н. И. Лапина от использования социокультурного подхода и его переход к антропосоциетальному подходу [15]. Ограниченность многофакторной интерпретации социокультурной парадигмы определяется, по-видимому, тем, что она сфокусирована на описании социокультурной динамики отдельных, единичных объектов. Так, например, В.П. Фофанов содержание социокультурного видит в фиксации особенностей реализации закономерностей социальных систем в том или ином историческом процессе, в жизни того или иного отдельного социального организма [16. С. 37]. Фокусировку на отдельном социальном организме несколько расширяет Д. В. Салимгареев, говоря о том, что «в парадигме социокультурного подхода отдельное сообщество отражается в своей специфической неповторимости, что происходит в процессе разнообразных межкультурных контактов» [17. С. 154]. Однако важно учитывать, что некоторое отдельное всегда сосуществует с другими отдельными, во множестве отдельных, в их соотносительности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Социальный организм существует в популяции с себе подобными. Поэтому фиксация специфики отдельного социального организма необходимо осуществляется в сравнении с иным отдельным социальным организмом. Особенное выделяется на основе общего, а это общее является не столько формально (или абстрактно) общим, сколько общностью, сформированной благодаря межкультурным взаимодействиям. Следовательно, социокультурный подход нацелен на познание специфики реализации закономерностей общественного развития не в отдельном социальном организме самом по себе, а в различных социальных организмах, сосуществующих в структуре сложной социокультурной системы. Это целостный, системный взгляд на всемирно-исторический процесс, учитывающий вариабельность общественного развития и уникальность отдельных культур, эффекты взаимодействий которых имеют глобальные последствия. Справедливости ради отметим, что В.П. Фофанов описывал бытие социального организма с его специфической культурой как осуществляемое в межкультурных взаимодействиях: «Каждый развивающийся отдельный социальный организм рефлектирует в свое иное, причем этим иным является другой отдельный социальный организма. Без такой внешней рефлексии развитие невозможно» [18. С. 328]. C учетом представления о рефлексии как механизме взаимодействия культур в социуме данную интерпретацию социокультурной парадигмы было предложено называть рефлексивной интерпретацией [14]. Возникает вопрос о концептуальных истоках рефлексивной интерпретации социокультурной парадигмы. Очевидно, что она опирается на представление о человеческом обществе как многообразии взаимодействующих культур и трактовку культуры как специфического варианта общественного развития. Так, по мнению Е.А. Вавилина и В.П. Фофанова, культура - это некоторый конкретно-исторический вариант существования общества, его развития в условиях, модифицирующих общее закономерное развитие, необходимости в единстве со случайностью, т. е. в своеобразии, специфичности, неповторимости: «Таким образом, культура как конкретность данного общества есть конкретный способ реализации тенденции его развития, закономерность в ее конкретном существовании», - заключали исследователи [19. С. 120]. Напомним, что В.М. Межуев специально подчеркивал: «Вопрос о культуре встает всякий раз тогда, когда, стремясь раскрыть особенности и своеобразие жизни отдельных народов, стран или регионов, мы соотносим их с особенностями жизни других народов, пытаемся понять их значение для настоящего и будущего» [20. С. 173]. Подводя итоги разработки категории культуры в отечественном обществознании, В.М. Межуев также заключал: «Использование понятия "культура" для обозначения специфических форм жизни разных стран, народов, социальных групп, прежде всего классов, указывает на то, что они существуют в истории не как самостоятельные и абсолютные величины, а в своей соотнесенности друг с другом... Специфически методологической трудностью при анализе культуры как раз и является необходимость усматривать в ней единство особенного и всеобщего в развертывании исторического процесса» [20. С. 173]. Как можно заметить, наиболее важным в понятии культуры В.М. Межуев считает способность отображать специфику, единство общего и особенного в общественном развитии. При этом развитие общества рассматривается как всемирно-исторический процесс, в котором различные страны и народы соотносительны друг с другом. На актуальность такого понимания культуры недавно обратил внимание петербургский антрополог В.В. Бочаров. По его мнению, культура есть форма реализации общественного бытия, а общество явлено в виде различных культур, которые уникальны в силу детерминации различными факторами [21. С. 218]. Заслугу в разработке этой трактовки культуры, имеющей, на его взгляд, фундаментальное значение для методологии понимания и изучения социокультурных процессов, он видит в творчестве африканиста Н.М. Гиренко [22. С. 276]. Действительно, Н.М. Гиренко исходил из того факта, что общества рассматриваются этнографами как «культуры» [23. С. 39]. Это ведет, по его мнению, к отождествлению культурного и общественного, что допускал, как он полагает, французский антрополог К. Леви-Стросс. Н.М. Гиренко настаивал на том, что культура социального организма охватывает все его стороны, но не тождественна ему [Там же. С. 40]. Культуру он предлагал рассматривать как форму реализации бытия общества в ее соотнесенности с другими культурами в рамках единого общества [Там же. С. 49]. Как представляется, Н.М. Гиренко не вполне точно характеризовал позицию К. Леви-Стросса по вопросу о соотношении культуры и общества. Обратим внимание на следующие значимые моменты. Во-первых, французский антрополог различал социум и культуру. В его модели понятие социума выражает отношения людей внутри конкретной цивилизации, а понятие культуры фиксирует внешние отношения цивилизации с окружающим миром [24. С. 94-95]. Во-вторых, по К. Леви-Строссу, культура всегда находится в коалиции с другими самобытными культурами [25. С. 349], в совокупности составляющими мировую цивилизацию. В-третьих, разнообразие культур существует в недрах каждого общества. В частности, социальную организацию ацтеков и инков французский исследователь характеризовал как «эфемерную коалицию совершенно разных, часто очень древних и разнородных культур» [26. С. 96]. Таким образом, с точки зрения К. Леви-Стросса, социальное видится в его культурном разнообразии, как общество, существующее через разнообразие культур. Поскольку концепция К. Леви-Стросса определенным образом разрешает проблему соотношения общества и культуры, социального и культурного, то ее обоснованно можно идентифицировать как одну из версий социокультурного подхода. В интерпретации К. Леви-Стросса человеческое общество представляется как множество отдельных локальных культур, взаимодействующих друг с другом. Взаимодействие культур необходимо ведет к культурному обмену и взаимопроникновению, рефлексии культур. Потому и каждая отдельная культура (или социальный организм) есть ансамбль культур. В этом ансамбле одна из культур является ведущей, снимает в себе контркультуру как внутренний момент и определяет культурную специфику отдельного социального организма. К. Леви-Стросс формулирует, в частности, следующий закон: всякий культурный прогресс есть функция коалиции культур [25. С. 352]. Благодаря коалиции шансы, которые получает каждая культура в ее историческом развитии, становятся общим достоянием. И чем разнообразнее культуры, составляющие коалицию, тем они плодотворнее. Учет факта существования и развития отдельных обществ и человечества в целом в рамках процесса рефлексии культур дает основание данную интерпретацию социокультурного подхода обозначить как рефлексивную. В этой интерпретации общество представлено в виде ансамбля культур, а социокультурное -это социальное в его культурном разнообразии. Данный образ общества парадигмален и соответствует широко представленным в философии истории нелинейным моделям общественного развития.

Ключевые слова

социокультурная динамика, социокультурный подход, социокультурная парадигма, П.А. Сорокин, К. Леви-Стросс, sociocultural dynamics, sociocultural approach, sociocultural paradigm, P.A. Sorokin, C. Levi-Strauss

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тюгашев Евгений АлександровичНовосибирский государственный университетканд. филос. наук, доцент кафедры теории и истории государства и праваfilosof10@yandex.ru
Попков Юрий ВладимировичИнститут философии и права Сибирского отделения Российская академия наукд-р филос. наук, гл. науч. сотр. отдела социальных и правовых исследованийyuripopkov54@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени (философский аспект проблемы). М. : Наука, 1989. 160 с.
Кузнецова Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России (XVIII - середина XIX в.). М. : Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. РАН, 1999. 253 с.
Социокультурные факторы развития науки : сб. науч. аналит. обзоров. М. : ИНИОН, 1987. 231 с.
Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Питирим Сорокин и социокультурный подход // Наследие. 2013. № 3. С. 10-24.
Sorokin P. A. Mutual Convergence of the United States and the USSR to the Mixed Sociocultural Type // International Journal of Comparative Sociology. 1960. № 1. P. 143-176.
Меняева М.П., Невелева В.С. Социокультурная парадигма согласия как основа стратегии будущего // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 3. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/516 (дата обращения: 01.01.2019). DOI: 10.17805/ggz.2017.3.6
Орешников И. М. Социокультурная парадигма образования как основа формирования специалистов нефтегазового профиля // Нефтегазо вое дело. 2013. Т. 11, № 3. С. 170-177.
Сидорина Т.Ю. Социокультурная парадигма труда в условиях модернизации экономики и общества // X Международная научная конфе ренция по проблемам развития экономики и общества : в 3 кн. М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. Кн. 3. С. 299-305.
Китайцева О.В. Особенности символического потребления в современной России с позиций социокультурной парадигмы П. А. Сорокина // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2011. № 3 (65). С. 120-128.
Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Возвращение Европы. Статья четвертая. В поисках идентичности: европейская социокультурная парадигма // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 6. С. 3-14.
Марон А.Е., Закутняя Т.В. Социокультурная парадигма как основание развития личности // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2017. № 1. С. 61-66.
Рахманин В.С. Социокультурные парадигмы России // Цивилизационный подход к истории: проблемы и перспективы развития : тез. межвуз. науч.-практ. конф. (Воронеж, март 1994 г.). Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т; Воронеж. обл. гуманит. фонд «Нестор», 1994. С. 10-12.
Афонов А.П. Социокультурная парадигма как основа развития цивилизации // Университетская наука-2018: в 3 т. : тез. докл. междунар. науч.-техн. конф. (Мариуполь, 23-24 мая 2018 г.). Мариуполь : ГВУЗ ПГТУ, 2018. Т. 3. С. 168-169.
Тюгашев Е.А. Социокультурная педагогика и социокультурный подход: валюативная и рефлективная интерпретации // Сибирский учитель. 2016. № 4 (107). С. 59-62.
Лапин Н.И. Антропосоциокультурный эволюционизм - метатеоретический принцип изучения сообществ людей // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 3-14. DOI: 10.7868/S0132162518030017
Фофанов В.П. Социальная философия: к новой исследовательской программе // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. № 1. С. 35-40.
Салимгареев Д. В. Парадигма социокультурного подхода: некоторые особенности концептуального осмысления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2016. Ч. 1, № 3. С. 153-155.
Фофанов В.П. Категория «отдельное» и статус гуманитарных наук // Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск : Наука, 1986. С. 318-332.
Вавилин Е.А., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск : Наука, 1983. 199 с.
Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. М. : Наука, 1983. 535 с.
Бочаров В.В. «Революция» в общественно-политическом развитии Востока // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15, № 6. С. 212-221.
Бочаров В. Общество и культура в эволюционном процессе // Антропологический форум. 2011. № 14. С. 272-283.
Гиренко Н.М. Восточноафриканские культуры в процессе формационных изменений (XIX-XX вв.) // Советская этнография. 1984. № 3. С. 38-50.
Леви-Стросс К. Узнавать других. Антропология и проблемы современности. М. : Текст, 2016. 158 с.
Леви-Стросс К. Раса и история // Путь масок. М. : Республика, 2000. С. 323-356.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. : Наука, 1985. 399 с.
 Социокультурная парадигма: базовые интерпретации | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. DOI: 10.17223/15617793/445/8

Социокультурная парадигма: базовые интерпретации | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. DOI: 10.17223/15617793/445/8