Общество «Долой неграмотность»: общественная инициатива или идеологическая кампания? (На примере Оренбуржья) | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. DOI: 10.17223/15617793/445/22

Общество «Долой неграмотность»: общественная инициатива или идеологическая кампания? (На примере Оренбуржья)

Характеризуется деятельность Оренбургского добровольного общества «Долой неграмотность». Автор показывает причины создания организации и особенности ее работы. Выявлены трудности функционирования ОДН: нехватка финансирования, преподавательских кадров, учебных материалов, недостаточное внимание к нему партийной, профсоюзной и других организаций. Автор делает вывод о том, что несмотря на выявленные трудности, общество внесло крупный вклад в работу по обучению взрослого населения на территории данного региона.

The "Down with Illiteracy" Society: A Public Initiative or an Ideological Campaign? (On the Example of Orenburg Oblast.pdf Просвещение взрослого населения не нашло достаточного освещения в региональных исследованиях дореволюционного периода [1]. В советское время в большинстве работ деятельность общества «Долой неграмотность» (ОДН) анализируется в контексте общей работы по ликвидации неграмотности. Так, в статье И. И. Балицкого подчеркивается, что общество одновременно выполняло функцию координатора различных организаций и учреждений, а также вело самостоятельную практическую работу [2]. Автор диссертационных исследований Ю.Л. Вешняков отмечает жесткую регламентацию ОДН и его подчинение государственным органам [3], а Н.Н. Сологуб обращает внимание на подлинно общественный характер ОДН и его огромный вклад в организацию борьбы за грамотность [4]. В последние годы вышло много работ, касающихся работы региональных ячеек ОДН. В них подчеркивается крупный вклад ОДН в образовательную работу в регионах [5-11]. Однако только небольшое количество трудов посвящено непосредственно анализу деятельности общества «Долой неграмотность». К примеру, Т.И. Бакулина в своей диссертации рассмотрела процесс формирования организационной структуры ОДН, а также основные этапы его работы [12]. Исследователь А.Г. Горюнова, проанализировав новые источники и систематизировав обширные статистические данные, показала специфику борьбы с неграмотностью в регионе Верхнего Поволжья и вклад ОДН в этот процесс; пришла к выводу, что искоренения массовой неграмотности среди взрослых рабочих и крестьян можно было достичь только путем широкого и организованного привлечения общественности к делу ликбеза [13]. После установления советской власти в стране целью нового большевистского руководства в образовательной политике стало предоставление всему населению России возможности сознательного участия в политической жизни страны. На X Всероссийском съезде Советов (декабрь 1922 г.) Ленин выдвинул идею о ликвидации неграмотности в стране к 10-й годовщине Октября. Эта задача законодательно была закреплена декретом ВЦИК и СНК от 14 августа 1923 г. [14], и для более успешной ее реализации было создано добровольное общество «Долой неграмотность». Первое Всероссийское совещание общества «Долой неграмотность» приняло Положение о ячейках общества, в котором отмечалось, что они должны организовываться при каждой фабрике, предприятии, учреждении, учебном заведении, воинской части и т.д. Ячейка организовывалась при наличии не менее трех членов ОДН и работала под руководством Центрального правления ОДН [15. Л. 65]. Оренбургское отделение Всероссийского общества «Долой неграмотность» было организовано в апреле 1924 г. по инициативе Казанского правления ОДН и служащих губернского отдела народного образования. В мае было создано Правление общества в составе пяти представителей от государственных учреждений, а также президиума из трех человек [16. Л. 17]. В план работы по политическому просвещению Орского отдела народного образования на летний период 1924 г. был включен пункт по организации местного отдела Общества «Долой неграмотность» [17. Л. 30]. В 1924/25 учебном году в селах Соль-Илецкого уезда были созданы отделения общества «Долой неграмотность», силами которых был произведен учет неграмотного населения в возрасте 1450 лет [18. Л. 52]. К работе ОДН широко привлекались общественно-политические организации. В Генеральном договоре, заключенном в 1925 г. между Оренбургской губернской чрезвычайной комиссией по ликвидации неграмотности и Губернским комитетом Российского Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (РЛКСМ), говорилось о необходимости проводить коллективное вступление членов РЛКСМ в ряды ОДН. В воззвании «Ко всей рабоче-крестьянской молодежи Оренбургской губернии» отмечалось, что оренбургская организация РЛКСМ бросает клич ко всей молодежи: «Все в общество "Долой неграмотность"» [15. Л. 66-68]. В первые месяцы после создания деятельность общества не была продуктивной, так как работники правления были перегружены своей прямой работой, кроме того у них отсутствовал опыт в данной области [19. Л. 19]. I губернский съезд ОДН состоялся 10 марта 1925 г. К этому времени в губернии работало 145 ячеек общества, объединивших 7 292 человека. Усилиями местного отделения было открыто 80 ликпунктов, в которых было обучено более 2 тыс. человек. Уже в первые месяцы работы общества был проведен ряд кампаний. К примеру, Майский трехдневник стал организующим мероприятиям, которое помогло собрать первоначальные средства и привлечь новых членов. Кроме того, совместно с Губкомсомолом был организован Трехдневник по вступлению членов РЛКСМ в ряды ОДН, налажен учет неграмотного населения по губернии и проведены другие мероприятия. Вступительный взнос был установлен в размере одного рубля, а членский взнос составлял 1-2% от заработка [16. Л. 17-18]. В целом за 1924 г. по Оренбургской губернии силами рядовых членов общества (без участия правления) было организовано 80 ликпунктов, где обучались почти 3 тыс. человек [19. Л. 19]. Практически сразу после организации общества встал вопрос о финансировании образовательной работы. Коллегия агитационно-пропагандистского отдела Оренбургского губернского комитета ВКП(б) для изыскания финансовых средств рекомендовала использовать следующие методы: «а) % отчисления от Товарной Биржи; добиться вступления местного кооператива на основе юридического лица (плата взносов по соглашению), в) вызовы пожертвований в пользу ОДН через газету; г) наложение на пиво 1 коп. на бутылку. д) "День ОДН". Все места зрелищ и увеселений отчисляют 1% в ОДН; е) издательская работа». На практике же расходы на работу почти в два раза превышали доходы. Такое состояние финансов объяснялось чрезмерно раздутым управленческим аппаратом, на содержание которого уходило до 43% полученных средств. Кроме того, к этому времени существенно снизилось поступление членских взносов [16. Л. 15-15 об., 20]. Обследование местных ячеек в 1926 г. показало существенное снижение практической работы по обучению неграмотных. Многие из них не осуществляли никакой деятельности, кроме сбора членских взносов. В данный период особенно остро ощущался недостаток финансовых средств: размер членских взносов существенно снизился. Отсутствовали и другие источники поступления денег, в итоге секретарь общества с трудом набрал себе средства на зарплату [19. Л. 21 об.]. В это время в губернии числилось 240 ячеек с 7 200 членами [16. Л. 18 об.]. В 1927 г. происходило дальнейшее уменьшение числа ячеек и их членов. Это произошло, главным образом потому, что временно были сняты с учета лица, не получившие по какой-либо причины членские билеты нового образца. К этому момену по губернии было обучено 160 неграмотных и 164 малограмотных [19. Л. 25]. Кампании по ликвидации неграмотности конца 1920-х гг. значительно увеличивали темпы данной работы. В 1928 г. заседание окружной комиссии по проведению месячника по ликвидации неграмотности постановило созвать в октябре районные и окружной съезд ОДН, всю практическую работу развернуть под лозунгом «Каждый грамотный должен найти и обучить неграмотного». Намечалось объявить и провести между ячейками ВЛКСМ и ОДН соревнование под лозунгом «Культурный поход», организовать субботник «В помощь школе» [20. Л. 61]. При Центральном совете ОДН была организована Комиссия по содействию в проведении культпохода. Комиссия должна была помочь в создании общественного интереса к вопросу ликвидации неграмотности. Кроме того, особое внимание уделялось вербовке молодежи, особенно комсомольцев, в ряды ОДН. Планировались организация летучих митингов на бульварах, в городских садах, в общественных столовых, проведение семейных и художественных вечеров, посвященных ликбезу, с выставкой работ, организация живых газет [21. Л. 53 об.]. В октябре 1928 г. в Оренбурге прошел окружной съезд общества «Долой неграмотность». На съезде обсуждалась главная задача - организация культурного похода. Были констатированы низкий темп работы по обучению неграмотных в 1927 г. и значительное увеличение данного показателя (на 300% в некоторых районах) во время проведения культпохода в 1928 г. [22. Л. 21 об. - 22]. При развертывании работы по культпоходу районам были даны конкретные задания по охвату неграмотных и малограмотных. В Оренбурге в 1929 г. было развернуто 200 школ и групп по обучению взрослого населения, которые охватывали 5 тыс. человек; всего по 9 районам и городу было развернуто 679 групп и школ для взрослого населения, в которых обучались 28 416 человек, что составляло около 60% всего задания по этим районам [23. Л. 7 об.]. Между тем изучение деятельности ОДН в Оренбургском округе в данный период показало низкие темпы работы по ликвидации неграмотности. В ряде районов либо совершенно отсутствовали ячейки ОДН, либо существовали нигде не зарегистрированные ячейки. План был выполнен только на 25%. Секретарь окружного совета ОДН и его заместитель ничего не делали. Руководство местных организаций партии, комсомола и профсоюза считали контроль над ячейками ненужной «перегрузкой». Так, секретарь ВКП(б) спиртоводочного завода заявил организатору ОДН, что его предприятию не нужна ячейка ОДН, а секретарь ячейки нефтесклада вообще не вел работу по организации общества. Вопросы ОДН не популяризировались не только в массах, но и среди членов партии и комсомола. Часты были явления рецидива: в ячейках ОДН при Нефтескладе 25 человек окончили школы ликбеза, однако через год выявилось 9 случаев рецидива неграмотности. Кроме того, велик был отсев из ликпунктов, который достиг в Домбаровском районе 91%, что объяснялось загруженностью женщин -участниц курсов на пуховязальном промысле [24. Л. 20 об. - 21]. При обследовании местного отделения ОДН Покровского района выяснилось, что отсутствует учет членства, а ячейки не работают. В одном из документов приводился пример, когда на вопрос служащего о работе ОДН, прозвучало: «Это что такое?» [25. Л. 37]. При обследовании ячеек в Соль-Илецком районе выяснилось, что к работе по организации культпохода еще не приступали, так как все были заняты заготовкой картофеля. Так, избач села Ветлянка заявил, что данная работа не начиналась, потому что крестьянство находится на полевых работах да и нет самих ликвидаторов. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других районах [23. Л. 13-14]. В течение 1929 г. продолжалась работа по контролю работы ячеек ОДН округа, в ходе которой были выявлены масштабные нарушения, связанные с отсутствием практической работы: не велось учета неграмотных, партийные организации не помогали работе ОДН, многие ячейки распались по невыясненным причинам, а если и существовали, то не вели никакой работы. Даже ячейка при Городском отделе народного образования распалась [26. Л. 42, 44, 47]. Определенное внимание уделялось ликвидации неграмотности среди национальных меньшинств округа. Для этого была создана подсобная комиссия по работе ОДН в национальных областях [21. Л. 21]. В конце 1920-х гг. в стране появился проект перевода текстов на тюркских языках с помощью единообразного алфавита на основе латиницы. В соответствии с этим решением областного совета общества «Долой неграмотность» и областного комитета нового тюркского алфавита (НТА) ячейки НТА вливались в ОДН. Необходимо было всемерно содействовать распространению среди тюркско-татарского населения данного алфавита. Для этого планировалось устройство специальных вечеров, бесед, докладов, издание учебников на НТА [27. Л. 13]. В каждом селе с нерусским населением планировалось открыть ячейку ОДН. Большие трудности при организации работы вызывало отсутствие учебников по новому алфавиту и новой орфографии, а также кадров [23. Л. 9]. Губернская конференция ОДН в своей резолюции вынесла решение об организации ударных островков по ликбезу -районов, где в ближайшее время планировалось добиться сплошной грамотности [21. Л. 44]. По-прежнему одним из самых больных был финансовый вопрос. Материальные средства для проведения культпохода создавались путем привлечения средств бюджета, а также профессиональных и кооперативных организаций. Для проведения культпохода в 1929 г. планировалось израсходовать 596 670 руб., из них на ликвидацию неграмотности и малограмотности - 338 665 руб., т.е. более половины всех средств [23. Л. 6 об.]. Для их изыскания планировалось издать бумажные значки и однодневные газеты, добиться разрешения на отчисления средств с трамвайных и автобусных билетов, на продаваемые пиво и вино, проведение лотереи и др. [21. Л. 53 об.]. Вскоре был найден действенный способ финансирования обучения неграмотных. В 1928 г. ОДН заключило договор с губполитпросветом, по которому ОДН брало на себя обязательство в течение 2-го квартала года обучить 250 человек с оплатой со стороны губпо-литпросвета по 5 руб. за обученного. Профсоюзы также брали на себя обязательство по оплате каждого обученного неграмотного силами ОДН [19. Л. 15 об. - 16]. Проблемным вопросом также был кадровый. В июле 1928 г. в Самаре прошло Первое областное совещание работников общества «Долой неграмотность», которое констатировало недостаток количества подготовленных работников в рядах ОДН, текучесть актива, нехватку материальных средств [22. Л. 43, 46]. Открылись краткосрочные курсы подготовки ликвидаторов неграмотности для ОДН [28. Л. 16]. В середине 1930-х гг. было признано, что ОДН свою задачу выполнило. Ликвидация неграмотности отныне возлагалась на соответствующие секции при местных советах. Актуальной задачей теперь признавалась ликвидация малограмотности, так как полная неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. В Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 января 1936 г. «О работе по обучению неграмотных и малограмотных» говорилось о ликвидации общества «Долой неграмотность» [29. Л. 3]. В целом недостаток финансирования обучения неграмотного населения возмещался администрированием, организацией массовых кампаний, широким привлечением общественности в добровольные организации, ярким примером которой стало общество «Долой неграмотность».

Ключевые слова

общество «Долой неграмотность», ликвидация неграмотности, ликпункты, Оренбуржье, ячейки общества «Долой неграмотность», Society "Down with Illiteracy", elimination of illiteracy, liquidation points, Orenburg Oblast, cells of "Down with Illiteracy"

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петрич Лариса ВладимировнаОренбургский государственный педагогический университетканд. ист. наук, доцент кафедры истории РоссииLorapavlova@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Любичанковский С.В. Гражданское общество в русской провинции? Просветительская инициатива в Оренбургской губернии в послед ние десятилетия империи // Родина. 2010. № 6. С. 6-9.
Балицкий И.И. Образовательная политика в условиях социально-культурной трансформации советского общества в 1920-1930-х гг. // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 4. С. 208-219.
Вишняков Ю.Л. Проблемы ликвидации неграмотности в РСФСР (вторая половина 1920-1930-е годы) : дис.. канд. ист. наук. М., 1994. 273 с.
Сологуб Н.Н. Ликвидация неграмотности в Среднем Поволжье в 1917-1930-х годах : автореф. дис.. канд. ист. наук. Пенза, 2004. 23 с.
Лихтарович А.Л. Роль профсоюзов Белоруссии в ликвидации неграмотности (1817-1832 гг.) : автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1994. 26 с.
Никулина Т.Е. Развитие начальной школы и ликвидация неграмотности в Удмуртии: исторический опыт и уроки (1820-1834 годы) : дис. канд. ист. наук. Ижевск, 1994. 204 с.
Попов М.В. Культура и быт крестьян Урала в 1920-1941 годах : дис.. д-ра ист. наук. Екатеринбург, 1997. 424 с.
Номогаева В.В. Социально-культурное строительство в Бурятии в 1920-1930-е гг. : дис.. канд. ист. наук. Улан-Уде, 1997. 202 с.
Муртазина Л.Р. Педагогическая деятельность ликбезов в 20-40 годы XX столетия (на примере Республики Татарстан) : дис.. канд. пед. наук. Казань, 2003. 24 с.
Ибрагимов Т. А. Образование в Дагестане во второй половине 20-30-е годы XX века : автореф. дис.. канд. ист. наук. Махачкала, 2006. 28 с.
Золотарев О.В. Очерки истории культурно-просветительной работы в Коми автономии (1920-30-е годы). Сыктывкар : Изд-во Коми пед. ин-та, 2007. 220 с.
Бакулина Т.И. Роль добровольного общества «Долой неграмотность» в осуществлении Ленинского плана культурной революции : автореф. дис. канд. ист. наук. Л., 1984. 18 с.
Горюнова А.Г. Общество «Долой неграмотность»: история создания и деятельность в 1923-1927 гг. (на материалах Верхнего Поволжья) : автореф. дис. канд. ист. наук. Иваново, 2012. 26 с.
Декрет «О ликвидации неграмотности» от 14 августа 1923 г. URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=13990
Центр документации новейшей истории Оренбургской обрасти (далее - ЦДНИ ОО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 492.
ЦДНИ ОО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1043.
ЦДНИ ОО. Ф. 7. Оп. 7. Д. 287.
ЦДНИ ОО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 489.
Государственный архив Оренбургской области (далее - ГАОО). Ф. 738. Оп. 1. Д. 4.
ЦДНИ ОО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 20.
ГАОО. Ф. 738. Оп. 1. Д. 3.
ГАОО. Ф 738. Оп. 1 Д. 5.
ГАОО. Ф. 738. Оп. 1. Д. 7.
ЦДНИ ОО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 20.
ГАОО. Ф. 738. Оп. 1. Д. 6.
ГАОО. Ф 738. Оп. 1 Д. 9.
ГАОО. Ф. 738. Оп. 1. Д. 2.
ГАОО. Ф. 738. Оп. 1. Д. 43.
ЦДНИ ОО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 496.
 Общество «Долой неграмотность»: общественная инициатива или идеологическая кампания? (На примере Оренбуржья) | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. DOI: 10.17223/15617793/445/22

Общество «Долой неграмотность»: общественная инициатива или идеологическая кампания? (На примере Оренбуржья) | Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. DOI: 10.17223/15617793/445/22