Рассмотрены спортивно-видовые предпочтения студентов первого курса Сибирского федерального университета. Сделана попытка анализа взаимосвязи двигательного опыта, приобретенного в период обучения в школе, с выбором спортивной специализации по дисциплине «Прикладная физическая культура» в университете. При проведении исследования учитывался гендерный подход спортивно-видовых предпочтений студентов.
Students' Distribution by Specializations in the Course of Applied Physical Education at Siberian Federal Universit.pdf Перерасчет «неголосовавших» (неявившиеся на выборы + недействительные бюллетени) на выборах в рейхстаг Германии 1928-1933 гг., тыс. СДПГ, потери рейтинга по регионам (между выборами в рейхстаг в 1928 г. и ноябрьскими 1932 г.) НСДАП, рост рейтинга по регионам (между выборами в рейхстаг в 1928 г. и ноябрьскими 1932 г.) КПГ, рост рейтинга по регионам (между выборами в рейхстаг в 1928 г. и ноябрьскими 1932 г.) Актуальность. Одной из важнейших задач физического воспитания студентов в вузе является формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Для решения поставленной задачи в системе высшего образования все чаще используется спортивно-видовой подход к организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» [1. С. 3950; 2. С. 4; 3. С. 143; 4. С. 88]. Суть спортивно-видового подхода заключается, прежде всего, в том, что задачи физического воспитания студентов решаются с помощью средств избранного им вида спорта или системы физических упражнений. По мнению большинства специалистов, такой педагогически подход к физическому воспитанию студенческой молодежи является наиболее прогрессивным, так как полностью удовлетворяет физкультурные интересы и личностные потребности молодежи в процессе освоения ими ценностей физической культуры [1. С. 3950; 2. С. 4; 3. С. 143; 4. С. 88; 5. С. 461; 6; 7. С. 186; 8. С. 260]. Однако невозможно удовлетворить все пожелания студентов, так как на предлагаемый выбор вузом специализаций неизбежно влияют материально-техническая база и наличие квалифицированных кадров [2. С. 4; 8. С. 261]. В практике физического воспитания студентов в последние годы наряду с традиционными, проверенными средствами физической культуры (спортивные и подвижные игры, легкая атлетика и т.д.) широко используются новые средства физической культуры (элементы восточных единоборств, шейпинг и т.д.), которые раньше не применялись. Анализ диссертационных работ свидетельствует о расширении числа средств, используемых в физическом воспитании студентов вуза [9. С. 114; 10. С. 119]. Методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование студентов первого года обучения Сибирского федерального университета; анализ учебно-отчетной документации; методы математической обработки данных. Цель исследования - выявление направленности физкультурно-спортивных интересов обучающихся в высшем учебном заведении для эффективной организации учебного процесса по дисциплине «Прикладная физическая культура». Организация исследования. В исследовании приняли участие 302 студента первого года обучения (95 юношей и 207 девушек): Институт фундаментальной биологии и биотехнологии - 131 человек, Институт экологии и географии - 115, химическое отделение Института цветных металлов и материаловедения - 56 человек. На первом этапе был проведен опрос. Представленные анкеты заполнялись студентами до начала учебного процесса по дисциплине «Прикладная физическая культура». На втором этапе анализировалась учебно-отчетная документация по распределению студентов в рамках физкультурно-спортивных специализаций представленных в университете. Третий этап был посвящен сравнению результатов анкетирования по спортивно-видовым предпочтениям студентов в период обучения в школе и возможностей удовлетворения этих предпочтений в Сибирском федеральном университете исходя из материально-технической базы, регионально-территориальных, социокультурных особенностей и возможностей кадрового потенциала. Основные результаты исследования. В настоящее время на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» реализуется спортивно-видовой подход организации обучения студентов по дисциплине «Прикладная физическая культура» с учетом материально-технической базы, регионально-территориальных, социокультурных особенностей и возможностей кадрового потенциала по следующим физкультурно-спортивным специализациям: «Баскетбол», «Волейбол», «Бокс», «Настольный теннис», «Атлетизм (юноши и девушки)», «Аэробика» (девушки), «Футбол», «Регби», «Скалолазание», «Спортивный туризм», «Плавание», «Спортивное ориентирование», «Силовая подготовка», «Гольф», «Спортивные единоборства», «Общая физическая подготовка» (для студентов, не избравших другую специализацию), «Специальное учебное отделение» (для студентов специально-медицинской группы, имеющих противопоказание к высоким физическим нагрузкам). В результате опроса выяснилось, что в период обучения в школе почти половина (45%) юношей занимались спортом во внеурочное время. При этом их физкультурно-спортивные интересы не ограничивались одним видом двигательной активности, так 9% респондентов специализировались в двух-трех спортивных дисциплинах. Результаты опроса девушек показали, что во время обучения в школе половина (48%) респондентов занимались спортом, из них 9% занимались двумя видами спорта (рис. 1). Студенты, занимающиеся несколкими видами спорта в школьные годы Студенты, занимающиеся спортом в школьные годы Студенты, не занимающиеся спортом в школьные годы Общее количесвто студентов Рис. 1. Соотношения юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом в школьные годы Физкультурно-спортивные интересы юношей распределились на 17 видов спортивных дисциплин. Наиболее популярным видом двигательной активности среди школьников был такой вид спорта, как волейбол (30,2%). На втором месте по популярности среди юношей были баскетбол (13,9%) и плавание (13,9%). По 9,3% юношей совмещали школьные занятия с занятием борьбой самбо, футболом и легкой атлетикой, по 6,9% - тяжелой атлетикой, борьбой дзюдо и настольным теннисом. По 4,65% юношей занимались вольной борьбой и спортивной гимнастикой. Наименьшей популярностью (по 2,3%) у юношей пользовались такие виды спорта, как пауэр-лифтинг, рукопашный бой, спортивный туризм, спортивное ориентирование, лыжные гонки и скалолазание (рис. 2). По сравнению с юношами, физкультурно-спортивные интересы девушек были более разнообразны. Сферой их интересов были 22 вида спорта. Наиболее популярным видом спорта у девушек, как и у юношей, был волейбол (40%). Баскетболом занимались 14% опрошенных девушек, проявлявших интерес к занятиям спортом в школьные годы. Занятие плаванием с обучением в школе совмещали 13% респондентов. Легкой атлетикой занимались 10% опрошенных девушек, спортивным туризмом -7%. По 6% школьниц занимались настольным теннисом и фитнес-аэробикой, 3% девушек - лыжными гонками. По 2% респондентов занимались скалолазанием, художественной гимнастикой, вольной борьбой, спортивными танцами и горными лыжами. Наименьшей популярностью (по 1%) у девушек пользовались такие виды спорта, как пневматическая стрельба, футбол, хоккей, спортивное ориентирование, конный спорт, пауэрлифтинг, бокс, тхэквандо и борьба самбо (рис. 3). 40% 13% 14% 10% 6% 6% 7% 1% 1% 2% 1% 1% 2% 1% 2% 1% 2% 2% 1% 1% 1% й е ы ц н а т е ы н в и т р о п о 3% ск о w 1% 1% о о дн б м а а вк С кэ х Т е и н а з а л о л ак О е и н а в а л лП г н и т ф и л р э эуа Па с и н н е т й ы н ь л о т с а На а б ь л е рт с е о н в и т р о п о ак и т е л лат а б ь р о б ак и б о р э а с е н тни © т р о п с й ы н н о « л о б т ек с а w л о б й е л о m л о б ту © н н е в т с еж о оду н о г е ы ы л е ы н р о 1-4 о X й ы н в и т р о п О н ь л о m к с е к г е ы та м в е н нП Рис. 3. Физкультурно-спортивные интересы студентов 1-го курса до поступления в университет (девушки) Далее нами был проведен анализ распределения студентов по физкультурно-спортивным специализациям, на основании которых реализуется обучение студентов по дисциплине «Прикладная физическая культура» в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». Поскольку первым этапом распределения вновь поступивших в университет студентов является обязательное медицинское обследование, проводимое в начале учебного года, особый интерес вызывает количество студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, характеризующиеся противопоказаниями к высоким физическим нагрузкам, которые должны строго учитываться в процессе физического воспитания студентов. Так, в результате медицинского обследования 17,9% юношей по различным показаниям были направлены на обучение в «Специальное учебное отделение» (СУО). Остальным студентам, которые в результате медицинского контроля были распределены в основное и подготовительное учебное отделение, предстояло выбрать одну из семнадцати предлагаемых университетом физкультурно-спортивных специализаций для прохождения обязательного курса физического воспитания (рис. 4). СУО ОФП Спорт. единоборства Атлетизм Волейбол Спорт. туризм Гольф Баскетбол Футбол Настольный теннис Бокс Плавание Рис. 4. Распределение студентов 1-го курса по физкультурно-спортивным специализациям (юноши) Как видно из рис. 4, наибольшее количество юношей (19%) как основное направление занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» выбрали специализацию «Общая физическая подготовка» (ОФП). По 9,5% юношей выбрали занятия на специализациях «Спортивные единоборства» и «Атлетизм». По 7,3% студентов - специализации «Волейбол», «Спортивный туризм» и «Гольф». Специализациям «Баскетбол», «Футбол» и «Настольный теннис» отдали предпочтение по 6,4% первокурсника. Специализацию «Бокс» выбрали 2% обучающихся, а специализацию «Плавание» - 1%. В результате медицинского обследования девушек, у 19,8% студенток первого курса были выявлены различные медицинские противопоказания. Эти студентки вошли в состав учебных групп специализации «Специальное учебное отделение». Большинство же студенток (37,7%), успешно пришедших медицинский контроль в начале учебного года, в качестве занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» выбрали специализацию «Общая физическая подготовка». Значительно меньшее количество девушек (9,2%) для прохождения обязательного курса физического воспитания предпочли специализацию «Волейбол». Специализацию «Атлетизм» решили осваивать 6,8% первокурсниц, специализацию «Аэробика» - 5,8%. Занятия на специализации «Спортивные единоборства» стали интересными для 5,3% девушек, 4,3% первокурсниц предпочли занятия на специализации «Спортивный туризм». Специализацию «Баскетбол» выбрали 3,9% студенток, «Гольф» - 2,4%, «Настольный теннис» - 1,9%, «Плавание» - 1,4%, «Бокс» - 1%, «Скалолазание» - 0,5% (рис. 5). СУО ОФП Волейбол Атлетизм Аэробика Спорт. единоборства Спорт. туризм Баскетбол Гольф Настольный теннис Плавание Бокс Скалолазание 1,4% 1% 2,4% 5,3% 37,7% Рис. 5. Распределение студентов 1-го курса по физкультурно-спортивным специализациям (девушки) Для оценки предпочтений студентов при выборе физкультурно-спортивных специализаций учитывались следующие показатели: общее количество студентов, выбравших данную специализацию; количество студентов, занимающихся различными видами спорта в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию; количество студентов, не занимающихся спортом в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию; количество студентов, занимающихся выбранным видом спорта в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию. В целях объективности представления информации общее количество студентов, выбравших физ-культурно-спортивные специализации, были взяты за 100%. Наибольший интерес представляли показатели по распределению студентов, сформированные в каждой специализации (рис. 6, 7). Как видно из рис. 6 и 7, очевидным является тот факт, что большинство юношей (88%) и девушек (78%), составляющих учебные группы специализации «Специальное учебное отделение», до поступления в университет спортом не занимались. Напомним, что указанную выше специализацию по физической культуре посещают студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, выявленные в школьные годы и частично или полностью освобожденные от физической нагрузки. При этом некоторые респонденты (12% юношей и 22% девушек) во время обучения в школе занимались спортом, но не смогли продолжить занятия в соответствующих специализациях по медицинским показаниям. Как показали результаты опроса, большинство студентов (61% юношей и 78% девушек), из числа выбравших специализацию «Общая физическая подготовка», в школьные годы не имели опыта занятий спортом. На наш взгляд, востребованность специализации «Общая физическая подготовка» у данного контингента студентов обусловлена тем, что набор учебных групп осуществляется без предварительного тестирования технической и физической подготовленности студентов, а в ходе занятий применяются наиболее доступные, не требующие от занимающихся высоких двигательных умений и навыков средства физического воспитания (общеразвивающие упражнения, бег, подвижные игры и т.п.). Тем не менее 39% юношей и 42% девушек, выбравших данную специализацию, во время обучения в школе посещали спортивные секции, но при поступлении в университет либо уровень их спортивной подготовленности оказался недостаточным для занятий избранным видом спорта, либо указанная специализация по виду спорта не представлена в университете. СУО ОФП Спорт. единоборства Атлетизм Волейбол Спорт. туризм Гольф Баскетбол Футбол Настольный теннис Бокс Плавание 8бщее количество студентов выбравших данную специализацию туденты, занимающиеся различными видами спорта в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию Студенты, не занимающиеся спортом в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию Студенты, занимающиеся выбранным видом спорта в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию Рис. 6. Распределение студентов внутри специализаций в зависимости от видов физкультурно-спортивной деятельности (юноши) Рис. 7. Распределение студентов внутри специализаций в зависимости от видов физкультурно-спортивной деятельности (девушки) Занятия на других физкультурно-спортивных специализациях требуют от занимающихся специальных для данного вида спорта умений и навыков, а также достаточного уровня физической подготовленности. Формирование учебных групп для занятий, представленными в университете видами спорта, осуществляется по строго установленному кафедрой физической культуры плану набора. Удовлетворить свою спортивную потребность студенты смогли в следующих специализациях: у юношей - спортивные единоборства, волейбол, баскетбол, плавание, настольный теннис, футбол; у девушек - спортивные единоборства, волейбол, баскетбол, плавание, настольный теннис, атлетизм, аэробика, спортивный туризм, бокс, скалолазание. Так, на специализации «Спортивные единоборства» больше половины студентов (67% юношей и 54,5% девушек) в период обучения в школе систематически занимались спортом. При этом 55% юношей и 18% девушек занимались именно теми видами спорта, средства которых широко применяются в организации учебного процесса на данной специализации (дзюдо, самбо, вольная и греко-римская борьба). Волейбол был самым популярным видом спорта в школьные годы как среди юношей, так и среди девушек. Учебные группы специализации «Волейбол» в большей степени состоят из числа студентов, ранее занимавшихся спортом (71% юношей и 79% девушек), при этом больше половины юношей (57%) и большинство девушек (74%), занимающихся на данной специализации, имели опыт занятий именно этим видом спортивной деятельности. Соотношение студентов, прошедших отбор на специализации и ранее занимавшихся видами спорта «Баскетбол», «Плавание» и «Настольный теннис», представлено на рис. 6 и 7. Некоторые специализации комплектовали группы из студентов, ранее не занимавшихся спортом, но успешно освоивших школьную программу по физической культуре, среди которых: у юношей - спортивные единоборства, атлетизм, волейбол, спортивный туризм, гольф, баскетбол, настольный теннис, бокс; у девушек - волейбол, атлетизм, аэробика, спортивные единоборства, спортивный туризм, баскетбол, гольф, плавание. При выполнении требований отбора на физкуль-турно-спортивную специализацию наиболее низкий уровень конкуренции среди юношей оказался по виду спорта «Спортивный туризм» - 86% и «Атлетизм» - 67%, что объясняется технической простотой контрольных упражнений: подтягивание на перекладине; сгибание-разгибание рук в упоре лежа; поднимание ног к перекладине из положения вис. В специализациях «Гольф» и «Бокс» критерии отбора усложнены оценкой выполнения кандидатом базовых технических действий, вследствие чего прохождение конкурса составило 57 и 50% соответственно. На специализациях «Спортивные единоборства», «Баскетбол», «Настольный теннис» и «Волейбол» наблюдается наиболее низкий численный состав студентов, ранее не занимавшихся спортом, что обусловлено требованиями к антропометрическим показателям телосложения (например, при прочих равных условиях, преимущество при отборе на специализацию «Баскетбол» имеют студенты высокого роста) или уровнем владения специальными техническими навыками в избранном виде спорта. Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: 1. Выявлено, что основой физкультурно-спортивных интересов юношей являются следующие виды спортивной деятельности: спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол), спортивные единоборства (самбо, дзюдо, спортивная борьба), плавание и легкая атлетика. У девушек - спортивные игры (волейбол, баскетбол), плавание и легкая атлетика. 2. Установлено, что наиболее популярными специализациями в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура» у юношей являются спортивные единоборства, атлетизм, спортивные игры: волейбол, гольф, баскетбол, футбол, настольный теннис. У девушек - волейбол, атлетизм, аэробика, спортивные единоборства и спортивный туризм 3. Определено, что современный спортивно-видовой подход удовлетворяет потребности (более 50%) по следующим видам спортивной деятельности: у юношей - плавание, спортивные единоборства, волейбол; у девушек - волейбол, баскетбол, настольный теннис, бокс и скалолазание. Поэтому для эффективной организации учебного процесса по дисциплине «Прикладная физическая культура» рекомендуется расширить материально-техническую базу, обеспечивающую проведение учебных занятий в рамках физ-культурно-спортивных специализаций. 4. Выявлено, что некоторые виды спортивной деятельности, которыми студенты занимались в школьные годы и указали их в качестве физкультур-но-спортивных предпочтений во время обучения в университете (например, тхэквандо, самбо, рукопашный бой и т. п., которые обобщены в специализации «Спортивные единоборства»; лыжные гонки, легкая атлетика и т.п. - специализация «Общая физическая подготовка»), не целесообразно выделять как самостоятельную специализацию. Поскольку данные виды спортивной деятельности имеют низкую востребованность, возникнут сложности с комплектованием учебных групп. 5. Анализ данных, полученных в ходе исследования, показал, что спортивно-видовой подход к организации учебного процесса, используемый в Сибирском федеральном университете, полно отражает современные потребности студентов и может быть рекомендован в качестве эталонного примера для других учебных заведений. В перспективе при планировании учебной деятельности студентов по физической культуре, реализуя спортивно-видовой подход, необходимо учитывать виды спорта, которые популярны у школьников, и преимущественно формировать наиболее приоритетные специализации.
Горбань И.Г., Гребенникова В.А. Физическое воспитание в вузе на основе спортивно ориентированного подхода // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург : Оренбург. гос. унт, 2014. С. 3950-3954.
Дорошенко С. А., Муллер А.Б. Особенности организации учебного процесса на кафедре физической культуры КГТУ // Физическая куль тура в системе высшего образования : тез. докл. Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 1998. С. 4-5.
Мудриевская Е.В., Ковальчук О.Г. Анализ физкультурно-спортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения // ОНВ. 2010. № 4 (89). С. 143-146.
Осипов А.Ю., Данькова М.Ю., Тарасенко А.П., Шнарки С.М. Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенче ской молодежи в вузах Красноярского края (на примере спортивных специализаций «волейбол» и «футбол») // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 88-91.
Борисов В.В., Олейник О.Н., Тимошенко В.В. Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием техноло гии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 459-461.
Казаковцева Т.С., Михайлов С. Л. Физическое воспитание студентов в гуманитарном вузе на основе волейбола // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20765.
Кошбахтиев И.А., Исмагилов Д.К. Интеграция спорта в систему физического воспитания студентов в процессе спортивно-ориентированного подхода // Молодой ученый. 2015. № 20. С. 184-186.
Наумова Н.Л. Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодёжи (из опыта работы в ГБПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства») // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 1. С. 256-265.
Коляго П.В. Совершенствование состава средств академических занятий по физической культуре в вузе // Вестник КРУ МВД России. 2014. № 1 (23). С. 114-116.
Федякина Л.К., Васильковская Ю.А., Авсарагов Г.Р. Анализ исследований по совершенствованию процесса физического воспитания студентов вузов // Физическое воспитание студентов. 2010. № 2. С. 119-123.