Некоторые аспекты бытования ислама и реликтов доисламских мировоззренческих традиций у казахов (по материалам полевых этнографических исследований) | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 450. DOI: 10.17223/15617793/450/19

Некоторые аспекты бытования ислама и реликтов доисламских мировоззренческих традиций у казахов (по материалам полевых этнографических исследований)

Рассмотрены современные процессы в этноконфессиональной и этнокультурной жизни населения сел и городов разного административного статуса в новых социально-экономических условиях в Казахстане. Показана деятельность Духовного управления мусульман, мечетей и религиозных образовательных учреждений у казахов, реально бытующие компоненты традиционно-бытовой культуры, мусульманские общины, формы взаимодействия мечетей с этнической средой, влияние на молодежь идей радикального ислама.

Some Aspects of Islam and Relics of Pre-Islamic Worldview Traditions Among the Kazakhs (Based on the Field Ethnographic .pdf В статье на основе новых этнографических материалов предпринята попытка воссоздать достоверную картину современной религиозной жизни, деятельности культовых учреждений и исламских учебных заведений у казахов. Полевые этнографические исследования проводились в среде сельского и городского населения с целью сбора этнографических данных о реально бытующих («живых») отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры, в частности религиозной, и их функционировании как определенной системы. Проблемы, связанные с исламом, получили освещение в обширной литературе. Еще османский историк XVI в. Сейфи Челеби в своем труде «Хроника» о народах Центральной Азии отмечал, что казахи «придерживаются толка Имама Изама (Абу Ханифы)» [1. С. 96]. Традиции ислама, сложившиеся в этом регионе, показывают, насколько глубоко ислам ханафитского мазхаба (одна из четырех религиозно-правовых школ) оказался взаимосвязан с традиционными обычаями и обрядами, которые существовали здесь уже несколько тысячелетий до прихода арабов-мусульман. В исследованиях рассматриваются исламская культура, процветавшая в великих центрах централь-ноазиатской цивилизации, в которой ханафитский ислам бытовал в тесной взаимосвязи с традиционными обычаями и обрядами [2. P. 261], а также ислам в Центральной Азии, сформировавшийся в советский период в результате разрушения исламских институтов и изоляции мусульман от исламского мира [3]. Большое внимание уделяется вопросам этнической идентичности мусульман Средней Азии, местному пониманию «исламской чистоты», реликтам доисламских практик [4]. Разрабатываются проблемы, связанные с идеей исламского фундаментализма об универсальной религиозной идентификации, оторванной от любой специфической культуры [5. P. 25]. В литературе получили освещение культурно-цивилизационные, политические и экономические процессы в Центральной Азии [6]. Арабо-мусульманским организациям в Казахстане посвящена статья Д. Вильковски [7]. Рассматриваются историко-культурные традиции ислама народов Евразии [8]. О религиозной жизни народов Центральной Евразии говорится в сборнике материалов международной конференции, посвященный памяти известного этнолога В.Н. Басилова [9]. Широкий круг вопросов, связанных с формами взаимодействия и взаимовлияния ислама и этнической культуры, получил освещение в сборнике статей «Ислам и народная культура» [10]. Одной из значительных работ, посвященных культовым учреждениям в Казахстане в досоветский период, остается исследование Н. Сабитова [11]. Обширный фактологический материал о мечетях и мусульманских образовательных организациях собран, систематизирован и проанализирован в книге Т. Та-жибаева [12]. Роль и значение мечетей и служителей исламского культа в религиозной сфере казахов в советский период нашли отражение в архивных материалах, выявленных И. Самигулиным [13]. Характеристика мечети как народного клуба дана А. Мецом в его исследовании «Мусульманский Ренессанс» [14. С. 314]. Высказывалось, мнение, что одним из прототипов мусульманского высшего учебного заведения -медресе, являлись буддийские монастыри [15. С. 185]. Отдельные сведения о культовых учреждениях в Казахстане приводятся в книге «Ислам в советском Казахстане» [16. С. 158-159]. Религия как часть социальных изменений в восприятии населения Казахстана рассматривается в статье А. Султангалиевой [17]. Мнение автора, что «ислам стал пониматься как один из символов этнокультурного возрождения казахов и новой национальной государственности с «казахским ядром» [Там же. С. 84], является спорным, так как «бурное возрождение ислама», начавшееся еще в середине 80-х гг., было не чем иным, как легализацией ислама в обществе. Некорректным также представляется утверждение автора, что ислам понимался как символ национальной государственности, поскольку Казахстан является светским государством. В книге «Ислам и реликты доисламских мировоззренческих традиций казахов» предпринята попытка на основе полевых этнографических материалов представить картину религиозной жизни казахов в прошлом и в первые десятилетия суверенного Казахстана [18]. Значительный интерес являет обширное исследование С.Е. Ажигали о мемориально-культовой архитектуре кочевников Арало-Каспия [19]. Мечети Северного При-аралья в конце XIX - начале XX в. по материалам археологических и этнографических исследований рассматриваются в статье Р.А. Бекназарова [20]. Проблемам современного терроризма и распространения религиозного экстремизма в Центральной Азии посвящено коллективное исследование «Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии» [21]. В исследовании К.И. Полякова подчеркивается, что деятельность экстремистских организаций в Центральной Азии обеспечивается финансовой, организационной и информационной поддержкой зарубежных организаций, заинтересованных в создании и укреплении своих идеологических, политических и экономических позиций [22. С. 9]. В работе А. Избаи-рова анализируется деятельность основных экстремистских структур в Казахстане [23]. Наряду с другими течениями автор рассматривает деятельность ультрарадикального исламистского направления «ат-Такфир Уаль-Хиджра», особенностью которого является опровержение всех существующих общественно-политических порядков и этнокультурных традиций путем выдвижения ими положения такфира (огульного обвинения мусульман в неверии) [Там же. С. 150]. Исследователями рассматриваются вопросы взаимоотношений государства и религиозных объединений [24]. Взаимосвязь религии и традиций нашла отражение в работах казахстанских служителей исламского культа [25]. В частности, в книге «Религия и традиции» отмечается, что все мусульманские народы имеют этнические, национальные и языковые особенности. Только религия - едина для них, так как основана на Коране и хадисах [25. С. 10]. Также обращается внимание на недостаточную образованность определенной части молодежи, что явилось причиной появления среди них лиц, «которые отвергают накопленные в течение веков ценности, культурное наследие, даже историю.» своего народа [Там же. С. 11]. Несмотря на разноплановую обширную литературу, систематического и всестороннего этнологического исследования заявленной проблемы, основанного на конкретных этнографических материалах, отражающих постоянные изменения, трансформации и обновления в этноконфессиональной сфере общества и в частности в сфере культовых учреждений, до сих пор не предпринималось. Недостаток фактических материалов, отражающих современное состояние культовых учреждений, а также аналитических разработок, в основе которых лежали бы многочисленные полевые материалы, собранные среди населения широкого круга сел и городов разного административного значения, не позволяет представить картину современной религиозной жизни в ее конкретных проявлениях и динамике. Практических разработок, специальных этнографических исследований мечети и других культовых учреждений в контексте народной культуры немного [21-23]. Между тем мечети являются центрами религиозной жизни в стране, и в последние два десятилетия именно с ними связаны сложные этноконфессиональные и этнокультурные процессы в обществе. Были использованы методы полевых этнографических исследований, методы включенного научного наблюдения, этнографического опроса, интервьюирования, сравнительно-сопоставительного анализа, прогностический метод, дискурс-анализ, качественный и количественный анализ. Качественный (квалитативный) анализ предполагает углубленный интерпретирующий анализ полученных данных и является одним из главных этнологических методов, способствующих концептуальным разработкам заявленных проблем, в частности анализа общего и особенного в религиозной жизни населения разных регионов страны. Количественный (квантитативный) анализ позволяет с большей долей объективности провести анализ многочисленных данных этнографического исследования населения широкого круга сел и городов, определить новые тенденции и изменения в этноконфессиональ-ной и этнокультурной сферах казахов в новых социально-экономических условиях, представить достоверную картину религиозной жизни в современный период. Результаты показали, что в настоящее время, по сравнению с предшествующими годами, в исследуемых регионах не наблюдается строительного бума культовых учреждений (мечетей, медресе). Тем не менее в Казахстане повсеместно продолжается возведение новых мечетей за счет фондов, меценатов, местных предпринимателей, пожертвования прихожан (например, в Астане, Алматы, Караганде, Кокше-тау, Шымкенте, Туркестане, Жаркенте и во многих других городах и селах). Новые мечети построены в лучших традициях исламской культовой архитектуры, впитавшей элементы национальной культуры, от архитектурного дизайна до таких деталей, как внутреннее декоративное оформление, украшение, каллиграфия, витражи, освещение и т.д. Некоторые мечети располагают несколькими молитвенными залами, музеями, библиотеками, новейшим техническим оснащением. В современных мечетях предусмотрены залы (столовые) для ритуальных трапез: в Карагандинской, например, имеется два зала, в мечети МашИур Жусип в Павлодаре - три зала. Новую Алматинскую мечеть Байкен отличает наличие подземной парковки на 2 500 мест, которая в дни религиозных праздников служит дополнительным молитвенным залом. В некоторых населенных пунктах мечетей нет, но есть молельные помещения (намаз-хана). В населенных пунктах, в которых нет мечети или намаз-хана, верующие на пятничную молитву (жума намаз) ездят в соседние аулы. Ежевечернее разговение (ауыз ашар) во время месяца поста (ораза) проводится в залах для ритуальных трапез современных городских и сельских мечетей, а также в специализированных кафе. В летнее время для этих целей на территории многих мечетей устанавливаются юрты. Ритуальные обеды проводятся на пожертвования местных меценатов, состоятельных жителей и простых прихожан. Во многих селах организаторами ауыз ашар являются выпускники местных школ или местные жители, достигшие определенного возраста мешел жас (12-летний жизненный цикл). В настоящее время мусульманский свадебный обряд (неке кую) в мечетях проводит не только молодежь), но и люди старшего поколения. Среди них есть семейные пары, которые, прожив много лет в зарегистрированном ЗАГСом (государственным органом) браке, на склоне лет совершают и религиозный обряд бракосочетания. Мечети осуществляют широкую благотворительную деятельность. Они оказывают материальную помощь представителям социально-уязвимых слоев населения, людям с ограниченными возможностями, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности. Мечеть посещают не только постоянные прихожане, но и многие местные жители, чтобы сделать пожертвование (садака), прочитать молитву в память об ушедших близких, а также молодые люди, чтобы определиться с выбором жизненного пути, получить совет и поддержку в сложные периоды жизни. В последние годы местные жители проводят в залах для ритуальных трапез при мечетях и поминальные обеды (дуга). Некоторые мечети являются своеобразным «народным клубом», где обмениваются новостями, инициируются благотворительные акции, популяризируется национальная культура (например, в селах Мангистауской области). В последние годы особенно многолюдной мечеть становится в ночь предзнаменований Кддыр туш. Считается, что грехи верующих, которые проведут эту ночь в молитвах с верой и надеждой, будут прощены. Там же проводятся викторины для взрослых и школьников на знание истории ислама и исламского вероучения. Подобные мероприятия призваны пропагандировать традиционный ислам у казахов, а также оградить детей от влияния идей радикального ислама. Победители награждаются грамотами. Мечеть совместно с местными государственными и общественными организациями на средства предпринимателей, следуя традициям ханафитского ислама, ежегодно проводит Маулид - День рождения Пророка Мухаммада. Как известно, салафиты отрицают Маулид, рассматривая его как проявление многобожия (ширк). Между тем он на протяжении веков проводится в мечетях Центральной Азии. В наши дни в целях религиозного просвещения местного населения о жизни и деятельности Пророка Мухаммада Ма-улид проводится в местных домах культуры. Наряду с чтением Корана, проповедью, показом видеороликов о жизни и праведных поступках Пророка Мухаммада, исполняются песни религиозного содержания в музыкальном сопровождении на казахских народных инструментах, представляются постановочные номера на темы религиозного экстремизма. Проведение Мау-лида в домах культуры связано с большой вместимостью актовых залов и возможностью использования разных технических средств и художественных форм. Но есть и другая важная причина. Показ в мечетях спектаклей, музыкальных и постановочных номеров, концертов не допускается. Исследование показало, что сегодня мечеть в Казахстане является не только местом исполнения культа, но и, в определенной степени, центром общественной жизни, отражающим социальные, этнокультурные и образовательные процессы. В городах и крупных населенных пунктах, где есть мечети, религиозная активность выше, по сравнению с небольшими селениями, в которых их нет. Активная религиозная деятельность наблюдается, в частности, в мечетях Южного и Западного Казахстана. Были выявлены мечети, в которых, из-за ограниченного количества прихожан, религиозная жизнь не отличается активностью, например, мечети в селах Явленка, Прес-новка (Северо-Казахстанская обл.). В наши дни наблюдается повышение уровня религиозной образованности служителей исламского культа, активизируется их просветительская деятельность. Одной из новых тенденций является наличие у них не только религиозного, но и светского образования. В настоящее время практически все служители культа являются выпускниками казахстанских и центрально-азиатских учебных заведений. Они регулярно проходят курсы повышения квалификации в Исламском институте повышения квалификации имамов Республики Казахстан при ДУМК (Духовном управлении мусульман Казахстана) в Алматы. Эти изменения положительно повлияли на атмосферу в религиозной сфере общества. В последние годы все усилия Духовного управления мусульман Казахстана направлены на повышение авторитета служителей исламского культа. С этой целью создаются группы известных высококвалифицированных теологов и богословов Центральной Азии для выступлений с лекциями, проведения бесед и разъяснений положений ханафитского ислама среди молодых прихожан казахстанских мечетей. Служители призывает молодых верующих обращаться со всеми вопросами об исламе, его вероучении и практике к имамам традиционной мечети, а не к проповедникам радикального ислама в интернете. Многие казахстанские мечети в просветительских целях широко используют интернет-ресурсы. Приметой времени является «День открытых дверей», проводимый мечетью два раза в месяц. В эти дни служители культа отвечают на все вопросы местных жителей, связанные с исламской идеологией и практикой. Служители ведут разъяснительную работу с молодыми прихожанами, учащимися школ, средних и высших учебных заведений, с представителями разных социальных слоев о традициях ислама в Центральной Азии, опасности распространения идей экстремистской направленности и вовлечения молодежи в террористические организации. В населенных пунктах, где нет мечетей, есть зарегистрированные Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК) служители культа. Наряду с ними религиозной деятельностью занимаются и незарегистрированные, но признанные местным населением муллы (молда). Они, как правило, проводят все обряды, требующие немедленного исполнения. Так, например, еще совсем недавно в одном из казахстанских городов, несмотря на наличие мечети, религиозной деятельностью занимались незарегистрированные муллы. Как выяснилось, у каждого рода были свои «родовые» муллы, которые и выполняли все надлежащие обряды. По словам главного имама городской мечети, «местные жители обращались в мечеть, как в похоронное бюро: только с просьбой предоставить носилки для обряда погребения». Но со временем, благодаря авторитету главного имама местной мечети, ситуация стала меняться. Население обращается в мечеть с просьбой совершить обряды погребения, прочитать необходимые молитвы, оказать финансовую помощь, а для одиноких людей совершить весь обряд погребения. Более того, незарегистрированные родовые муллы были зарегистрированы. В настоящее время они сотрудничают с мечетью, совершают религиозные обряды в семьях независимо от их родовой принадлежности. Новые тенденции появляются и во взаимодействии государства и религии в образовательной сфере. Так, в настоящее время ряд казахстанских медресе приравнены к государственным колледжам и находятся в ведении Министерства образования и науки Республики Казахстан. Это открывает широкие возможности для реализации молодежью своих профессиональных планов, не ограниченных только религиозной сферой, и способствует укреплению единства общества в условиях современного инновационного развития государства и модернизации общественного сознания. Из восьми исламских учебных заведений четыре медресе получили такое право. Главной целью казахстанских медресе является подготовка кадров в местных традициях ислама хана-фитского мазхаба и предупреждение распространения идей радикального ислама. Срок обучения - два года десять месяцев. В учебной программе 60% составляют религиозные дисциплины, 40% - специальные. В их число входят общеобразовательные дисциплины: история Казахстана, казахский язык, английский язык. Всего учебная программа включает 38 учебных дисциплин. Ежегодный набор учащихся составляет 70 человек в возрасте 17-24 лет. Выпускники таких медресе могут поступать сразу на второй курс в Университет Нур-Мубарак в г. Алматы. Преподаватели (устаздар) -выпускники казахстанских учебных заведений, Университета Нур-Мубарак, казахстанские теологи, а также приглашенные зарубежные богословы. При мечетях действуют также образовательные курсы (Сауат ашу) для представителей разных социальных и возрастных групп населения: мужчин и женщин, детей и пенсионеров. Учащиеся в соответствии с учебной программой, утвержденной ДУМК, знакомятся с основами исламского вероучения, арабским языком (алфавитом), религиозной практикой (правилами совершения намаза и других обрядов). Желающие занимаются углубленным изучением ислама. Летние лагеря для школьников, которые действуют в дни месяца поста Рамазан при многих мечетях, призваны организовать досуг детей, познакомить их с основами религиозных знаний и практики. Дети изучают Коран, арабский алфавит, хадисы, шариат, учатся читать Коран. В свободное время они играют в спортивные, познавательные и развлекательные игры. Большое внимание уделяется воспитанию патриотизма, правилам поведения в обществе. Все познавательные и воспитательные мероприятия направлены на то, чтобы оградить детей от влияния идей радикального ислама. В исследованных регионах действуют турецкие пансионаты для детей-сирот и детей из социально неблагополучных семей. В последние годы наблюдается тенденция активного взаимодействия мечетей с местной этнической средой. Повсеместно мечетями проводятся мероприятия по реализации программы «Религия и традиция», инициированная Духовным управлением мусульман Казахстана. Программа призвана пропагандировать традиции ислама ханафитского мазхаба в Казахстане, который на протяжении веков взаимодействовал с местной этнической культурой казахов. Так, в дни больших религиозных праздников мусульманские общины организуют для местного населения викторины по истории ислама в Центральной Азии, концерты, демонстрирующие традиции народного музыкального искусства казахов, а также благотворительные обеды, угощения и подарки для местных жителей; для детей устанавливают батуты, раздают угощения (мороженое, сахарная вата); населению предоставляется бесплатный проезд на местном общественном транспорте. Повсеместно проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта, призванные пропагандировать здоровый образ жизни: перетягивание каната (аркан-тарту), логическая настольная игра (тогыз кумалак), казахская борьба (казак кYресi), игра в асыки (асык ату), поднятие теленка (б^зау кетеру), поднятие гирь, а также мини-футбол, баскетбол, волейбол. Во многих городах и особенно в сельской местности возрождается обряд жарапазан (жарамазан) - исполнение хвалебных песенок-импровизаций в период поста. В г. Арал, например, по инициативе мечети в дни ораза, на местных ярмарках дети в казахской национальной одежде исполняют куплеты, восхваляющие местных жителей, соблюдающих пост. Обряд жарапазан дети исполняют и во время ауыз ашар, восхваляя ее организаторов. Обряд жарамазан наблюдался автором и в г. Шымкент: куплеты звучали для работников столовой, а также в с. Шаян: куплеты распевали учащиеся местного медресе. В отличие от прошлых лет, верующих старшего возраста, следующих исламским предписаниям, сравнительно немного, но они принимают активное участие в мероприятиях, организуемых мечетями, -во многих сельских мечетях они дежурят в будние и выходные дни. В мечети с. Кишкенеколь (СевероКазахстанская область) они не только читают намаз, но и просто общаются за партией игры в шахматы. Для желающих познакомиться с основами исламского вероучения и практики предназначены тексты молитв на казахском языке, правила совершения намаза и других обрядов, также они посещают курсы при мечетях. Заметную группу верующих составляют люди среднего возраста, которые в той или иной степени следуют мусульманским предписаниям, в их числе много женщин. Значительная часть верующих - молодежь. Молодое поколение верующих отличается религиозной образованностью. Можно утверждать, что в наши дни лишь часть казахского населения выполняет предписания ислама в полном объеме. В то же время растет число казахов, соблюдающих предписания ислама «частично», т.е. соблюдают пост (ораза), участвуют в пятничном (жума) намазе. Проведенное исследование выявило некоторый рост религиозности в молодежной среде. Прежде всего это относится к социально уязвимой группе молодежи, а также к людям, находящемся в поисках своего жизненного пути. И среди них немало девушек. На большие праздничные и пятничные службы собирается большое количество верующих, как в городах, так и в сельской местности, однако не все из них религиозно образованы. Многие верующие во время службы повторяют текст молитв и действия за имамом. Заметную группу прихожан составляют верующие салафитского направления, особенно в городах и крупных населенных пунктах. Известны случаи перехода салафитов на путь ханафитского ислама. В целом атмосфера в местных общинах характеризуется как толерантная. Представителей радикального ислама часто именуют ваххабитами. Но они называют себя сторонниками салафии (возрата к истокам) или сторонниками «чистого ислама». Они стремятся к обновлению ислама на основе Корана и сунны. Особенно негативно сторонники «чистого ислама» относятся к суфизму, который имел широкое распространение у народов Центральной Азии. Они убеждены, что наличие шейха или устаза (наставника) в качестве посредника между Богом и человеком противоречит фундаментальным основам мусульманской веры. Они отвергают почитание «святых мест» (зиярат), а также выступают за сокращенный ритуал поминовения усопших и считают, что время четырех классических суннитских мазхабов (религиозно-правовых школ) прошло и в наши дни возможен общий подход к толкованию Корана и сунны в рамках единого мазхаба [26. С. 215-229]. Как известно, ваххабитами в научной и публицистической литературе было принято считать последователей религиозно-политического течения в суннитском исламе, возникшего в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба. Сторонники этого направления проповедовали: строжайшее соблюдение принципов единобожия (таухид); отказ от поклонения людям, которых считают по тем или иным причинам «выдающимися», «наделенными Аллахом особыми способностями», «святыми» (вали), способными совершать чудеса (карамат); отказ от поклонения могилам или другим «сакральным» памятникам; очищение ислама от поздних еретических нововведений (бид' а) [27. С. 188-189]. Эти идеи, в начале 1990 гг. проникнув в Казахстан, получили распространение в среде молодежи, что привело к конфронтации между верующими, следующими местным традициям ханафитского ислама, и сторонниками привнесенных извне идей радикального ислама. Едва наметившаяся в последние годы линия разлома между прихожанами - последователями ислама ханафитского мазхаба и салафитамия, чуть было не разделила мечети на «наши» и «не наши». В настоящее время Духовным управлением мусульман Казахстана разработана программа по противодействию религиозному радикализму. Она включает юридический запрет радикальных течений; повышение авторитета религиозных деятелей, богословов (их проповеди размещены на сайтах в интернете); просветительскую работу в общеобразовательных учреждениях, в молодежной среде; так, под влияние радикалов попадают молодые люди, не знакомые с основами исламского вероучения; пропаганду истории ислама и исламской культуры в Центральной Азии. Исследование выявило формы бытования, особенности традиции почитания святынь и семейной обрядовой культуры казахов в современный период. Как в прошлом, так и в наши дни традиция почитания святынь является самой выразительной сферой религиозной жизни населения страны, в которой особенно ярко проявляются новые тенденции. Круг почитаемых святынь широк и разнообразен. В него входят святые, заимствованные из коранической традиции, связанные с эпохой распространения ислама на территории Казахстана; святые-суфии; святые-родоначальники родов и племен; святые-культурные герои; святые-покровители профессиональных занятий; святые -исторические лица; святые - представители местной аристократии; святые-народные герои, выдающиеся борцы за независимость страны; святые-покровители местностей; святые, олицетворяющие силы природы. Во всех регионах страны реставрируются, преображаются древние сакральные памятники историко-культурного наследия и объекты природного ландшафта, выявляются и обустраиваются новые святыни. Необходимо отметить, что в последние годы значительно возросло число святынь, связанных с историей распространения ислама на территории Казахстана, почитанием предков и национальных героев. Отмечается высокая активность мусульманских святынь в Южном Казахстане, прежде всего историко-культурных комплексов Ходжа Ахмада Ясави, Ары-стан Баба в Туркестане, а также святынь в Западном Казахстане - «Бекет-Ата» и «Шопан-Ата» (Мангы-стауская область). Практически повсеместно в Казахстане возводятся памятники, связанные с выдающимися воинами-батырами. С историей новой столицы г. Астана связан историко-культурный комплекс Ка-ракерей Кабанбай-батыр (Акмолинская область). Широкой известностью пользуется мавзолей Кульсары батыра в Северо-Казахстанской области. Известно, что он был талантливым дипломатом. Казахи еще при жизни называли его святым (аулие). Народная молва наделила его способностями предсказывать и исцелять от различных недугов. Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров (Северо-Казахстанская область) расположен на возвышенности в соответствии с традициями древних царских захоронений, в центре древнего некрополя, где было обнаружено много захоронений. Отсюда открывается панорама бескрайнего живописного степного ландшафта. Мемориал, выполненный в форме воинских шлемов и многочисленных предметов воинского снаряжения, очень скоро стал объектом паломничества многочисленных туристов и верующих. К памятнику приходят и путешественники, и просто путники, чтобы заручиться поддержкой святых перед дальней дорогой. Широкой известностью пользуются историко-мемориальные комплексы воинов Кобланды батыр, Есет батыр в Актюбинской области, Байбакты Ата в Атырауской области. Национальным культурным героем является первый шаман, создатель кобыза и покровитель музыкантов знаменитый Коркут-Ата. Историко-культурный комплекс, посвященный его памяти, находится в Кызылординской области. Традиции почитания святынь в наши дни приобретают особое значение в контексте духовного обновления и природоохранного прагматизма, восходящего к традиционному мировоззрению казахов - идеи гармонии человека и природы. В традиционной культуре казахов сакрализация окружающего пространства являлась одним из адаптационных механизмов, позволявших народу выживать в сложных природно-климатических условиях. И в наши дни сеть святых мест, мазаров, заповедных гор и урочищ создает «экологический каркас» традиционной системы жизнеобеспечения. Их сохранение имеет принципиальное значение для поддержания экологического равновесия на значительных территориях страны в условиях индустриально-инновационного развития Казахстана и реализации государственной программы духовного обновления. В наши дни число святынь постоянно растет. Несмотря на новые тенденции в этой сфере, обряд почитания святынь во многом сохраняет свои вековые традиции. Новые этнографические материалы показали, что семейная обрядовая культура казахов исследованных регионов представлена в широком спектре повседневной жизни и отличается некоторой локальной спецификой. Многие обычаи и обряды у казахов, как и у других народов, претерпели значительную трансформацию, утратили свой первоначальный смысл, наполнились новым содержанием. Между тем и в наши дни в народной среде отмечено широкое бытование элементов доисламских мировоззренческих традиций и практик. Они продолжают играть важную роль в обрядах и обычаях, связанных с жизненным циклом (свадьбой, рождением, смертью), а также в обряде почитания святых. Это, прежде всего, реликтовые формы поклонения огню домашнего очага, почитания предков: обряды очищения огнем «аластау», возжигания огня в светильниках, возлияния масла в огонь «отца май к^ю» и др. Сегодня они рассматриваются как народные традиции (салт, дэстYр), не противоречащие исламу. По-прежнему в народной среде широко бытует обряд вознесения запаха (жарение лепешек), который под влиянием ислама получил новую трактовку, не связанную с архаичными представлениями о кормлении духов предков. В наши дни этот обряд рассматривается как благотворительная раздача лепешек неимущим, нуждающимся. Проведенное исследование позволило на основе новых этнографических материалов показать, по возможности, достоверную картину современной религиозной жизни казахов в ее «живых» (реально бытующих) проявлениях и новых тенденциях. В ходе полевых этнографических исследований последних лет были выявлены формы бытования ислама, а также реликтов доисламских мировоззренческих традиций и практик. Также была выявлена роль мечети и религиозных образовательных учреждений в жизни местного населения, показана деятельность служителей исламского культа и их роль в пропаганде этнокультурных традиций и противодействии влиянию на молодежь идей радикального ислама; представлены формы взаимодействия мечетей с этнической средой.

Ключевые слова

ислам, мечеть, медресе, Духовное управление мусульман, обряд, обычай, Islam, mosque, madrasa, Muslim Spiritual Administration, rite, custom

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мустафина Раушан МухамеджановнаЕвразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилевад-р ист. наук, профессор кафедры археологии и этнологииraushan.mustafina@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии // Сочинения. М. : Наука, 1968. Т. V. С. 19-192.
Vitaly V. Naumkin. Radical Islam in Central Asia. Between Pen and Rifle. 2005 [published in the United States of America by Rowman and Littlefield publishers, Inc.]. 285 p.
Adeeb Khalid. Islam after Communism: Religion and Politics in Central Asia. Berkely; Los Angeles : University of California Press, 2007. 241 p.
Bruce Privratsky, Muslim Turkestan: Kazakh Religion and Collective Memory, Richmond : Curzon, 2000. xxi, 321.
Oliver Roy. Globalized Islam. The Search for a New Ummah. Columbia University Press. New York, in association with the Сеп^е d' Etude et de Recherches Internationales, Paris, 2004. 349 p.
Мусульманское пространство по периметру границ Кавказа и Центральной Азии. М. : Крафт+Москва, 2012. 552 с.
Вильковски Д. Арабо-мусульманские организации в Казахстане: к вопросу о внешнем воздействии на исламское обновление // Ислам ский фактор в истории и современности. М. : Восточная литература РАН, 2011. С. 496-512.
Иордан М.В., Кузеева Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М. : Прогресс-Традиция, 2011. 516 с.
Религиозная жизнь народов Центральной Евразии. М., 2012. 336.
Ислам и народная культура. М., 1998. 260 с.
Сабитов Н. Мектебы и медресе у казахов (Историко-педагогический очерк). Алма-Ата : Изд-во АН КазССР, 1950. 44 с.
Тажибаев Т.Т. Просвещение и школы Казахстана во второй половине XIX века. Алма-Ата : Казгосполитиздат, 1962. 507 с.
Султангалиева А. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. Алматы, 1998.
Мец А. Мусульманский ренессанс. М. : ВиМ, 1996. 544 с.
Литвинский Б.А. Индийский фактор в цивилизации Центральной Азии // Азия - диалог цивилизаций. СПб., 1996. С. 153-194.
Мухтарова Г.Д. Ислам в Казахстане. Актобе, 2007. 310 с.
Султангалиева А. Социальный портрет современного казахстанского общества : сборник статей. Астана; Алматы, 2005. С. 77-104.
Мустафина Р.М. Ислам и реликты доисламских мировоззренческих традиций у казахов. Астана, 2010. 260 с.
Ажигали С.Е. Архитектура кочевников. Феномен истории и культуры Евразии (памятники Арало-Каспийского региона). Алматы: Еы-лым, 2002. 654 с.
Бекназаров Р.А. Место мечетей с минаретами в распространении ислама в Северном Приаралье: на казахских материалах конца XIX -начала XX вв. // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 3. С. 26-35.
Косиченко А.Г., Ашимбаев М.С., Султанов Б.К., Шоманов А.Э., Бегалиев Н.К., Нурмухамедов Б.Ж. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. Алматы, 2002. 213 с.
Поляков К.И. Исламский экстремизм в Центральной Азии. М. : ИВ РАН, 2014. 136 с.
Избаиров А.К. Деятельность нетрадиционных исламистских организаций и течений в Казахстане // Мемлекеттж кызметкерлер мен дэстYрлi дш екшдершщ «Дшнщ когамдьщ саяси eмiрдеri рeлi мен орны» бiдiктiлiгiн арттыру курстарыныц дэрктер жинагы (мамыр, 2013 жыл). Астана, 2013. 112б.
Джалилов Г. Ислам и общество в современном Казахстане. Процесс исламизации населения степей: основные этапы и особенности // Исламский фактор в истории и современности. М. : Восточная литература РАН, 2011. С. 486-495.
Религии и традиции / сост. С. Ибадуллаев. Алматы, 2014. 205 с.
Михаил Рощин. Ислам в Чечне // Ислам в Европе и в России / сост. и отв. ред. Е.Б. Деминцева. М. : Издательский дом Марджани, 2009. С. 215-229.
Энвер Кисриев. Идеологический смысл и социальное содержание исламских течений тарикатизма и ваххабизма в Дагестане // Ислам в Европе и в России / сост. и отв. ред. Е.Б. Деминцева. М. : Издательский дом Марджани, 2009. С. 182-199.
 Некоторые аспекты бытования ислама и реликтов доисламских мировоззренческих традиций у казахов (по материалам полевых этнографических исследований) | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 450. DOI: 10.17223/15617793/450/19

Некоторые аспекты бытования ислама и реликтов доисламских мировоззренческих традиций у казахов (по материалам полевых этнографических исследований) | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 450. DOI: 10.17223/15617793/450/19