Исследование посвящено особенностям содержания технико-тактической подготовки ориентировщиков на начальном этапе спортивной специализации. Подобран критериально-измерительный инструментарий для диагностики уровня технико-тактической подготовленности ориентировщиков 9-11, 12-14 лет. Изучены и проанализированы индивидуальные ошибки в технике выполнения соревновательных упражнений для коррекции содержания примерной программы спортивной подготовки. Разработан комплекс средств, методов и педагогических условий технико-тактической подготовки ориентировщиков.
The Specificity of Technical Tactical Training of Orienteers at the Stages of Long-Term Preparation.pdf Спортивное ориентирование в настоящее время не является олимпийским видом спорта, но было включено в программу XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 г. в Красноярске, что стало важным событием для всех ориентировщиков. Результаты состязаний обозначили проблемы подготовки молодых и перспективных спортсменов. Тренировочный процесс является весьма многогранным и динамичным, для его успешного претворения в жизнь тренеру необходимо знать и учитывать показатели сразу в нескольких направлениях: физической, психологической, технической, тактической подготовке и гендерно-возрастных особенностях спортсменов. Необходимо учитывать и материально-технические возможности, социально-бытовую обстановку и климатические особенности региона. Технико-тактическая подготовка спортсмена-ориентировщика основывается на знании и понимании основных принципов поиска контрольных пунктов (КП), точном знании условных знаков спортивных карт, умении быстро идентифицировать их с объектами на местности, знании и применении для рационального поиска КП легенд контрольных пунктов, умении точно и правильно работать с компасом, определять пройденное расстояние и то, которое только предстоит пройти. Скорость и точность выбора и выполнения тактических и технических приемов, быстрый и своевременный переход от одного технического действия к другому, а также качество исполнения этих действий и приемов на соревновательной скорости в целом определяют уровень технико-тактической подготовленности спортсмена-ориентировщика. Формы, средства и методы технико-тактической подготовки, а также их вариативность и сложность напрямую связаны с уровнем спортивного мастерства. Ряд технико-тактических приемов необходимо отработать до автоматизма, чтобы действовать в определенной ситуации, не задумываясь. В связи с этим в последние годы возникает проблема повышения эффективности педагогического контроля, поиска новых путей обучения и тренировки наиболее значимых физических и технико-тактических качеств, определяющих результативность в спортивном ориентировании [1]. Сегодня существует проблемная ситуация, заключающаяся в том, что, с одной стороны, необходим спортивный резерв ориентировщиков, а с другой стороны, недостаточно разработаны средства, методы и педагогические условия технико-тактической подготовки на начальном этапе спортивной специализации. Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать комплекс средств, методов и педагогических условий технико-тактической подготовки ориентировщиков на начальном этапе и в начале спортивной специализации. Выявленное противоречие определило формулировку гипотезы о том, что формирование технико-тактической подготовки ориентировщиков в условиях тренировочного процесса будет эффективным если: - осуществить подбор критериально-измерительного инструментария для проведения диагностики уровня технико-тактической подготовленности спортсменов 9-11, 12-14 лет; - выявить индивидуальные ошибки в технике выполнения соревновательных упражнений для коррекции содержания примерной программы спортивной подготовки для СДЮСШОР по спортивному ориентированию заданиями методико-практической направленности (учебные карточки, учебные игры, практические рекомендации, спортивные карты); - в качестве критерия повышения эффективности тренировочного процесса считать позитивную динамику результатов соревновательной деятельности спортсменов. Основные методы исследования: анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент. Анкетирование проводилось с целью выявления слабых сторон в технической подготовке ориенти-ровщика. Спортсмены заполняли анкеты после нескольких соревнований для выявления сложностей в зависимости от дистанции. После обработки полученных результатов выявлены технические ошибки спортсменов. Педагогическое наблюдение проводилось с целью обнаружения тактических и технических ошибок, совершаемых спортсменами на дистанции. Эксперт следовал по дистанции вместе со спортсменом, не отвлекая его от ориентирования, фиксируя неточности и ошибки. Оценивались заход на контрольный пункт, выбор пути на дистанции, отмечались изменения в ориентировании при появлении соперников. Для контроля расстояния, пути движения и скорости выполнения заданий использовались спортивные часы Garmin Forerunner 305 HR с GPS. Анализ результатов соревнований проводился на основании сплит-таймов спортсменов. В сплит-тайме отражена информация о пройденной спортсменом дистанции: время отметки на пункте, время прохождения перегона, скорость на перегоне, средняя скорость на дистанции, результат. Для контроля динамики мы исследовали среднюю скорость спортсмена на дистанции ^ср.) и скорость до бега с ориентированием без ошибок ^стаб.). Вычислялась разница (дельта) между средней и стабильной скоростью на каждом этапе эксперимента. Для выявления проблем в технической подготовке спортсменов были проведены четыре теста: движение по азимуту на 500 м (тест проводится с целью определения процента отклонения от заданной точки); контроль расстояния (умение определить расстояние); два теста для оценки краткосрочной памяти. Оценка технической подготовленности проводилась нами совместно с группой экспертов из трех человек, судей I категории. Показатели технической подготовленности оценивались по шкале, разработанной Б.И. Огородниковым [3, 4] (см. таблицу). Показатели технической подготовки, по Б.И. Огородникову № Контрольные тесты Уровень оценки Низкий Средний Высокий 1 Азимут 500 м Отклонение более 12% Отклонение не более 12% Отклонение в пределах 3% 2 Запомнить и зарисовать перегон из 10 развилок Более 3 ошибок 2-3 ошибки Не более 2 ошибок 3 Запомнить и зарисовать перегон из 8 развилок с изгибом Более 4 ошибок в развилках, значительное несовпадение конфигурации 3-4 развилки не совпадают, конфигурация незначительно различается Не более 2 развилок не совпадают, конфигурация незначительно различается 4 Установить расстояние на отрезке 150 м Установить расстояние менее 130 м или более 170 м Установить расстояние 130-170 м Установить расстояние 140-160 м В исследовании принимали участие 40 детей 911 лет, занимающиеся спортивным ориентированием в группах начальной подготовки, и 20 спортсменов 12-14 лет группы начала спортивной специализации СДЮСШОР № 2 г. Тюмени. Наиболее информативным показателем технико -тактической подготовленности, является разница между стабильной скоростью спортсмена и средней скоростью на дистанции - дельта [5, 6]. Процесс совершенствования технико-тактической подготовки должен быть направлен на сближение этих скоростей. Анализ сплит-таймов на предварительном этапе опытно-экспериментальной работы показал, что дельта у большинства спортсменов 9-11 и 1214 лет как в экспериментальной, так и в контрольной группе достаточно высокая, что говорит о необходимости совершенствования технико -тактической подготовки. Если делать акцент на физическую подготовку, то дельта сокращаться будет в меньшей степени, так как ориентирование - это бег в заданном направлении, а не быстрый бег. Результаты тестирования уровня бега по азимуту, краткосрочной памяти и умения контролировать расстояние показали, что индивидуальная подготовленность спортсменов, занимающихся спортивным ориентированием, находится на среднем и ниже среднего уровнях по всем четырем тестам. Для выявления уровня подготовленности спортсменов 9-11 и 12-14 лет в зимнем и летнем ориентировании нами проведен анализ занимаемых мест в соревнованиях городского и областного масштаба. Всего было проанализировано 7 соревнований летнего и 22 - зимнего сезонов, в которых приняли участие 40 детей 9-11 лет и 20 спортсменов 12-14 лет. Анализ соревновательной деятельности свидетельствует о том, что ориентировщики показывают нестабильные результаты. Это связано с наличием ошибок как технического, так и тактического характера [6]. После каждого соревнования проводились письменный опрос участников и анализ соревновательной дистанции. На основании полученных данных были выявлены следующие технические сложности: движение по азимуту с контролем расстояния при помощи счета шагов и с контролем ситуации (100%); движение по азимуту с контролем расстояния при помощи счета шагов (90-93%); затруднения с выбором пути движения на этапе (80-86%). Результаты исследования легли в основу комплекса средств, методов и педагогических условий технико-тактической подготовки ориентировщиков на начальном этапе и в начале спортивной специализации. Согласно результатам анкетирования большую сложность для спортсменов представляет совмещение нескольких видов контроля. Поэтому комплекс средств, методов и педагогических условий технико-тактической подготовки направлен на освоение отдельно каждого метода. По мере освоения спортсмены совместили хотя бы два, но хорошо освоенных метода. Нами предложены упражнения на каждый вид контроля: ситуации (бег по заданному маршруту), расстояния (счет шагов) и направления (бег по азимуту). Особенностью разработанного комплекса для детей 9-11 лет является то, что освоение большинства технико-тактических элементов осуществлялось не в учебных кабинетах, а непосредственно на местности, это обеспечивает более быструю адаптацию детей к лесопарковой местности. Во время обучения технико-тактическим элементам в экспериментальной группе применялись система электронной отметки «iButton Sport», а также часы для бега с датчиком GPS, что позволяет контролировать выполнение задач. После соревнования для каждого спортсмена проводилась корректировка пути движения по соревновательной дистанции (рис. 1), что позволило вносить изменения в индивидуальный план технико-тактической тренировки. Комплекс реализовывался три раза в неделю в течение 9 месяцев. Количество часов, отведенное на технико-тактическую подготовку, соответствовало программе для групп начальной подготовки (42 ч). Рис. 1. Карта пути движения спортсмена (траектория нанесена при помощи Garmin) В основе комплекса - схема элементов технико-тактической подготовки (рис. 2) и схема пошаговой работы над технико-тактическими элементами в зависимости от вариативности выбора путей решения поставленных задач (рис. 3). Каждое упражнение дети выполняли по 3035 мин. в начале тренировки сначала шагом, по мере освоения технико-тактического элемента - быстрым шагом и бегом. Главной задачей во время эксперимента было научить детей выполнять элементы правильно, точно, а потом уже быстро, не задумываясь. Комплекс средств, методов и педагогических условий, направленных на совершенствование технико-тактической подготовки спортсменов группы начала спортивной специализации, был внедрен в тренировочный процесс ориентировщиков 12-14 лет. Тренировки проходили три раза неделю в течение 9 месяцев. Согласно учебной программе по спортивному ориентированию для СДЮСШОР в этом возрасте отводится 100 ч на технико-тактическую подготовку в годовом плане-графике. Составленный комплекс средств, методов и педагогических условий технико-тактической подготовки спортсменов 12-14 лет уникален тем, что позволяет выполнять упражнения непосредственно в процессе тренировок, направленных на физическую подготовку. Это экономит время и делает тренировочный процесс более увлекательным. Выполнение технических тренировок во время физической подготовки позволяет максимально приблизить состояние спортсмена к соревновательным условиям. Приятие решений происходит на фоне усталости. В экспериментальной группе использовалась система электронной отметки «SportlDENT». Для контроля расстояния, пути движения и скорости выполнения заданий использовались спортивные часы Garmin Forerunner 305 HR с GPS. После каждого соревнования проводился анализ прохождения дистанции с целью корректировки методики индивидуально для каждого спортсмена. Одна из задач технико-тактической подготовки -научить спортсменов выявлять ошибки и самостоятельно подбирать упражнения на их устранение, не отрываясь от тренировочного процесса. Представленные упражнения применялись преимущественно во время выполнения разминки или вместо основной части тренировки. Для ознакомления с заданием спортсменам перед тренировкой объясняли цель и задачи упражнения. Во время проведения эксперимента нами активно использовались словесный и игровой методы. В игре процесс запоминания происходит быстро и непринужденно, игра способствует стимулированию активности детей. В нашем эксперименте большую роль играла обратная связь. Это связано с тем, что спортсмен большую часть времени проводит в лесу. Таким образом, увидеть ошибки и помочь в их устранении возможно, если спортсмен сам об этом расскажет. Рис. 2. Схема технико-тактических элементов в спортивном ориентировании Наглядный метод (иллюстративная группа) применялся нами на тренировочных занятиях и соревнованиях при использовании различного рода учебных карточек и спортивных карт. Эффективность соревновательных упражнений обусловлена существенным приближением учебного материала к конкретной соревновательной ситуации, поэтому значительно усиливается мотивация и активность обучения. Результаты исследования. После опытно-экспериментальной работы проведено повторное тестирование технико-тактической подготовленности детей 9-11 и 12-14 лет. Полученные результаты свидетельствуют о том, что во всех трех показателях у детей 9-11 лет (стабильная скорость, средняя скорость и разница между ними) произошла положительная динамика. Разница между средней и стабильной скоростью сократилась с 16,3 до 3,65, что свидетельствует об улучшении технико-тактической подготовленности (рис. 4). Увеличение на дистанции средней скорости на 56% говорит о том, что спортсмены стали допускать меньше технико -тактических ошибок, а увеличение стабильной скорости на 21,75% показывает, что сократилось время выполнения. Рис. 3. Схема пошаговой работы над технико-тактическими элементами 3,65 8,87 ■ ■ 20,72 84 до после КГ 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00 25,46 до после ЭГ 14,80 I Стабильная скорость ■ Средняя скорость ■ Дельта Рис. 4. Увеличение стабильной и средней скорости (мин /км) в контрольной и экспериментальной группах и разница между этими показателями (дельта) На чемпионате и первенстве Тюменской области спортсмены экспериментальной группы 9-11 лет из 6 возможных призовых мест заняли 4 места, из них 2 первых. Стабильная скорость на дистанции в экспериментальной группе увеличилась у девушек 12-14 лет на 29%, у юношей на 18%, средняя скорость увеличилась на 45 % у девушек, на 41 % у юношей; дельта уменьшилась на 62 % у девушек и на 65 % у юношей. Исходное значение среднего времени на отрезках в экспериментальной группе у девушек составило 10,01 мин/км, у юношей 8,04 мин/км, конечное - 7,1 мин/км и 6,57 мин/км соответственно. Это говорит о том, что улучшилась не только технико -тактическая, но и физическая подготовленность группы. Исходное значение средней скорости на всей дистанции у девушек было 19,95 мин/км, у юношей 18,67 мин/км; конечные показактели -10,97 мин/км и 11,06 мин/км соответственно (рис. 5, 6). Это означает, что спортсмены экспериментальной группы научились допускать меньше ошибок на дистанции. Разница между этими двумя скоростями, т.е. дельта, сократилась с 10,11 до 3,88 у девушек и 10,62 до 3,69 у юношей, что напрямую свидетельствует об улучшении технико-тактической подготовленности спортсменов. 30 25 20 15 10 5 Девушки 26,63 19,53 19,95 Стабильная скорость Средняя скорость Дельта 10,97 0 КГ до КГ после ЭГ до ЭГ после эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента Рис. 5. Уменьшение стабильной и средней скорости (мин/км) у девушек в экспериментальной и контрольной группах и разница между этими показателями (дельта) Рис. 6. Уменьшение стабильной и средней скорости (мин/км) у юношей в экспериментальной и контрольной группах и разница между этими показателямпи (дельта) Выводы. В результате проведенного эксперимента был подобран критериально-измерительный инструментарий для диагностики уровня технико-тактической подготовленности ориентировщиков 911, 12-14 лет: движение по азимуту на 500 м; контроль расстояния; оценка краткосрочной памяти; анкета по выявлению проблемных зон на дистанции; анализ сплит-таймов и анализ выступления на соревнованиях. Выявлены индивидуальные ошибки в технике выполнения соревновательных упражнений в ориентировании у детей 9-11, 12-14 лет: движение по азимуту с контролем расстояния при помощи счета шагов и с контролем ситуации (100%); движение по азимуту с контролем расстояния при помощи счета шагов (9093%); затруднения с выбором пути движения на этапе (80-86%). Проведена коррекция содержания примерной программы спортивной подготовки для СДЮСШОР по спортивному ориентированию на начальном этапе ив начале спортивной специализации, которая заключалась в подборе средств, методов и педагогических условий в зависимости от проблемных зон технико-тактической подготовленности занимающихся. Выявлена позитивная динамика результатов соревновательной деятельности спортсменов.
Сираковская Я.В. Взаимосвязь технико-тактической и психологической подготовки юных спортсменов-ориентировщиков // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 8 (78). С. 158-161.
Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию М. : Физкультура и спорт, 1980. 72 с.
Огородников Б.И., Кирчо А.М., Крохин Л.A. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. М. : Физкультура и спорт, 1978. 112 с.
Казанцев С.А. Профессионально-педагогическое совершенствование. Теория и практика работы тренера по спортивному ориентирова нию : учеб. пособие. СПб. : Национальный гос. ун-т физ. культуры спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2015. 179 с.
Ародь Э.С. Анализ состояния и проблем организации тактической подготовки в спортивном ориентировании // Ученые записки Универ ситета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 7 (113). С. 23-26.
Казанцев С.А. Ошибки в соревнованиях по спортивному ориентированию как следствие спортивно-психических состояний // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 5 (51). С. 31-36.