Моделирование системы подготовки дошкольников по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2020. № 452. DOI: 10.17223/15617793/452/25

Моделирование системы подготовки дошкольников по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе

Представлены модели системы предварительной подготовки дошкольников и управления видами подготовки дошкольников, занимающихся спортивной гимнастикой. Модель системы включает в себя теоретический и организационный модули, блок управления видами подготовки и блок контроля, а также учет общей и специальной физической, двигательной и функционально-двигательной, специально-двигательной и технической подготовки.

Modeling the Preparation of Preschoolers at the Stage of Preliminary Training in Artistic Gymnastics.pdf Актуальность. Моделирование подготовки детей дошкольного возраста на этапе предварительной подготовки в процессе спортивной тренировки предполагает учёт уровня подготовленности на данном этапе, а также специфики вида спорта (наличие либо отсутствие ранней специализации, координационная сложность соревновательных упражнений и т.д.). В основе моделирования подготовки дошкольников лежит целевой комплексный подход с определением перспективно-прогностической модели года обучения и этапа подготовки в избранном виде спорта. Зачисление на этап предварительной подготовки (спортивно-оздоровительный этап) осуществляется при выполнении трёх основных условий: наличие набора в организации, отсутствие у ребёнка медицинских противопоказаний к занятиям спортом, желание самого ребёнка и / или его родителей (законных представителей). Возрастной состав спортивно-оздоровительных групп в сложно-координационных видах спорта, как правило, сос-тавляет от 4 до 7 лет. Существенные возрастные различия детей среднего (4-5 лет) и старшего (5-6 и 6-7 лет) дошкольного возраста, различный уровень подготовленности предъявляют особые требования к моделированию процесса их подготовки. С учётом законодательных и программно-нормативных документов, регламентирующих содержание и реализацию спортивно-оздоровительных этапов в спортивной гимнастике, модель системы предварительной подготовки детей дошкольного возраста лишь уточняет и дополняет структурные элементы модели педагогической системы дошкольного физического воспитания (цели обучения, содержание, методы, средства и формы обучения) [1. С. 91; 2]. Проблема исследования состоит в том, что имеются достаточные сведения о моделях подготовки гимнастов в возрасте от 7 до 18 лет и практически полностью отсутствуют теоретические сведения о моделях подготовки гимнастов в возрасте от 4 до 7 лет на спортивно-оздоровительном этапе. Объект исследования - этап предварительной подготовки дошкольников, занимающихся спортивной гимнастикой. Предмет исследования - модель управления видами подготовки дошкольников, занимающихся спортивной гимнастикой на этапе предварительной подготовки. Цель исследования - разработка моделей системы предварительной спортивной подготовки и управления видами подготовки детей дошкольного возраста, занимающихся спортивной гимнастикой. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы; моделирование. Организация исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2017 г. по май 2019 г. на базе БУ ДО СДЮСШОР № 25 г. Омска [3, 4]. Результаты исследования. В основе системы предварительной подготовки дошкольников, занимающихся спортивной гимнастикой, лежит системно-технологический подход, показавший эффективность в процессе дошкольного физического воспитания [1. С. 91-98; 2]. Основу системы предварительной подготовки дошкольников, занимающихся спортивной гимнастикой, составляют (рис. 1): - теоретический модуль - современные концепции теории и методики физической культуры и спорта; - организационный модуль (условия реализации): комплексное концентрированное обучение детей базовым и профилирующим упражнениям спортивной гимнастики; профессионального роста тренеров-преподавателей; трансляция научных знаний и опыта работы в практику занятий с детьми; содействие спортивной ориентации и отбору детей для занятияй спортом; - технологический модуль - блок управления видами подготовки и блок контроля состояния здоровья и моторного потенциала дошкольников. В качестве результата реализации системы предварительной спортивной подготовки выступает цель, соответствующая перспективно-прогностической модели первого этапа обучения, - это повышение моторного потенциала ребёнка. В отличие от педагогической системы физического воспитания дошкольников система предварительной спортивной подготовки и модель управления видами подготовки содержат последовательные технологические цепочки для достижения не трёх, а пяти целей, что создаёт благоприятные средовые воздействия на формирование моторного потенциала детей (см. рис. 1): 1-я цель (I) - создание условий для развития физических качеств и сопутствующих устойчивых функционально-двигательных способностей за счёт освоения детьми базовых и профилирующих упражнений. Рис. 1. Модель системы предварительной спортивной подготовки дошкольников 2-я цель (II) - создание условий для развития основных (общих) и специальных физических качеств, сопутствующих устойчивых функционально -двигательных способностей за счёт освоения детьми профилирующих, объёмных и специальных упражнений. 3-я цель (III) - создание условий для опережающего развития комплекса основных (общих) и специальных физических качеств, совершенствования устойчивых и неустойчивых функционально-двигательных способностей, овладения новыми двигательными действиями (навыками) за счёт освоения объёмных и специальных упражнений. 4-я цель (IV) - создание условий для освоения соревновательных упражнений, оптимизации развития общих и специальных физических качеств и функционально-двигательных способностей. 5-я цель (V) - создание условий для опережающего овладения новыми двигательными действиями (навыками) и оптимизации развития физических качеств и функционально-двигательных способностей. Перечислим операции технологического модуля (рис. 2): 1 - определение физического развития в сравнении с возрастными нормативами; 2 - определение уровня двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности в сравнении с возрастными нормативами; 3 - определение относительно отстающих физических качеств; 4 - установление последовательности освоения базовых и профилирующих упражнений; 5 - освоение базовых и профилирующих упражнений; 6 - развитие относительно отстающих и сопутствующих физических качеств; 7 - стимулирование устойчивых функционально-двигательных способностей; 8 - выявление подготовительных и подводящих специальных упражнений; 9 - установление последовательности освоения профилирующих и специальных упражнений; 10 - последовательное развитие относительно ведущих физических качеств и специальных физических качеств; 11 - стимулирование устойчивых функционально-двигательных способностей; 12 - оценка базовых и профилирующих упражнений; 13 - освоение объёмных и специальных упражнений; 14 - последовательное развитие комплекса основных (общих) и специальных физических качеств; 15 - последовательное формирование неустойчивых функционально-двигательных способностей, далее - стимулирование устойчивых и неустойчивых функционально-двигательных способностей; 16 - установление последовательности освоения соревновательных упражнений; 17 - освоение соревновательных упражнений; 18 - последовательное развитие комплекса основных (общих) и специальных физических качеств; 19 - стимулирование устойчивых и неустойчивых функционально-двигательных способностей; 20 - определение физического развития в сравнении с возрастными нормативами; 21 - определение уровня двигательной, специально-двигательной, общей и специальной физической и функционально-двигательной подготовленности в сравнении с возрастными нормативами; 22 - подбор рекомендуемых индивидуальных упражнений для самостоятельного освоения; 23 - совершенствование освоенных двигательных действий (навыков); 24 - освоение рекомендуемых индивидуальных упражнений; 25 - совершенствование комплекса основных (общих) и специальных физических качеств; 26 - формирование неустойчивых и совершенствование устойчивых функционально-двигательных способностей. Операции с 23-й по 26-ю выполняются самостоятельно под присмотром родителей в соответствии с комплексами индивидуально подобранных упражнений. В основе общей и специальной физической, двигательной, специально-двигательной, функционально-двигательной и технической подготовки лежат комплексное концентрированное обучение [1. С. 91-93] и тренировка, состоящие в использовании недельных микроциклов (три-четыре тренировочных занятия), направленных на обучение определённым видам двигательных действий в каждом микроцикле с учётом сопряжённого развития физических качеств и функционально-двигательных способностей. Общей особенностью каждого занятия физическими упражнениями, как и в физкультурных занятиях, является то, что в конце подготовительной части проводится подвижная игра, в содержание которой включены простые упражнения, изученные прежде и являющиеся подводящими к двигательным действиям последующего микроцикла. Подвижная игра в основной части занятия направлена на совершенствование двигательных действий предыдущего микроцикла. Направленность недельных микроциклов сдвоенных месячных мезоциклов в структуре учебного года следующая: - сентябрь-октябрь - освоение базовых и профилирующих упражнений физического воспитания; - ноябрь-декабрь - совершенствование профилирующих и освоение специальных упражнений и базовых упражнений вида спорта ; - январь-февраль - освоение объёмных и совершенствование профилирующих упражнений учебной программы физического воспитания, освоение специальных, базовых и профилирующих упражнений вида спорта; - март-май - освоение соревновательных упражнений и совершенствование изученных. В учебном году выделяют четыре мезоцикла продолжительностью два месяца каждый. Подготовительный период в представленной модели составляет чуть более восьми месяцев (сентябрь-апрель, начало мая), соревновательный - менее месяца (май), переходный - три месяца (июнь-август). Рис. 2. Модель управления процессом предварительной спортивной подготовки дошкольников: ФР - физическое развитие; МП - моторный потенциал (двигательная, физическая и функционально-двигательная подготовленность); ДП - двигательная подготовленность Физическая подготовка реализуется в трёх двухмесячных мезоциклах: - сентябрь-октябрь - оценка возрастного уровня развития физических качеств, развитие относительно отстающих физических качеств; - ноябрь-декабрь - развитие относительно ведущих и совершенствование относительно отстающих физических качеств, развитие специальных физических качеств; - февраль-май - комплексное развитие общих физических качеств и направленное стимулирование развития специальных физических качеств. Функционально-двигательная подготовка предполагает два четырехмесячных мезоцикла: - сентябрь-декабрь - оценка возрастного уровня развития функционально-двигательных способностей, стимулирование развития устойчивых и создание условий для развития неустойчивых способностей; - январь-май - последовательное направленное развитие неустойчивых и совершенствование устойчивых функционально-двигательных способностей, комплексное их развитие. Психологическая подготовка состоит в использовании на тренировочных занятиях средств, методов и методических приёмов, рекомендованных для данного этапа подготовки с учётом возрастных особенностей развития детей. Тестирование детей проводится: исходное - во второй половине сентября, промежуточное - во второй половине января, конечное - в первой половине мая. Текущее тестирование осуществляется по мере освоения двигательных навыков и при контроле развития физических качеств и функционально-двигательных способностей [5]. Вывод. В основе управления видами подготовки дошкольников на этапе предварительной подготовки по спортивной гимнастике лежит системно-технологический подход, придающей статичной системе динамичность, комплексность и прогрессивность.

Ключевые слова

дошкольники, спортивная гимнастика, предварительная подготовка, моделирование, система, управление, pre-schoolers, preparation, modeling, system, management, sports gymnastics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кирьяш Наталья СергеевнаСибирский государственный университет физической культуры и спортаст. преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спортаnatasha_240892@mail.ru
Мухина Маргарита ПетровнаСибирский государственный университет физической культуры и спортаканд. пед. наук, зав. кафедрой теории и методики физической культуры и спортаmargarit-mukhin@yandex.ru
Кравчук Анатолий ИосифовичСибирский государственный университет физической культуры и спортад-р пед. наук, профессор кафедры теории и методики туризма и рекреацииkravchuk-prof@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Кравчук А.И. Комплексное тестирование физических качеств, двигательных навыков и функционально-двигательных способностей де тей дошкольного возраста // Воспитание дошкольника. 2013. № 6. С. 3-9.
Кирьяш Н.С. Формирование двигательных и функционально-двигательных способностей девочек 5-8 годов жизни, занимающихся спор тивной гимнастикой // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. Вып. 2 (168). С. 200-208.
Кирьяш Н.С. Возрастные особенности развития основных физических качеств девочек 5-8 года жизни, занимающихся спортивной гим настикой // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 2. С. 68-76.
Мухина М.П. Формирование двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного физического воспитания // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2017. № 3. С. 14-20.
Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста. Омск : Изд-во СибГУФК, 2017. 167 с.
 Моделирование системы подготовки дошкольников по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2020. № 452. DOI: 10.17223/15617793/452/25

Моделирование системы подготовки дошкольников по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2020. № 452. DOI: 10.17223/15617793/452/25