Теоретическая модель Особенной части нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: структура и содержание | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. DOI: 10.17223/15617793/452/29

Теоретическая модель Особенной части нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: структура и содержание

Раскрывается теоретическая модель Особенной части проекта нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В основе данного проекта отражены новые подходы построения системы уголовно-исполнительного права. Выделены разделы в рамках Особенной части нового УИК РФ с учетом следующих критериев: 1) виды уголовных наказаний, связанных и не связанных с изоляцией от общества; 2) виды иных мер уголовно-правового характера; 3) вид уголовно-исполнительной правосубъектности осужденных; 4) освобождение от отбывания наказания.

A Theoretical Model of the Special Part of the New Penal Code of the Russian Federation: Structure and Content.pdf Современное состояние уголовно-исполнительного законодательства свидетельствует о наличии предпосылок (оснований) для его существенного обновления. Состоявшееся на Х Российском конгрессе уголовного права (МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016) обсуждение научно-теоретической модели Общей части УИК РФ показало, что существует заинтересованность в дальнейшем развитии уголовно-исполнительного законодательства [1]. Однако этот процесс невозможен без обращения к вопросам построения системы уголовно-исполнительного права. Существование Общей и Особенной частей в структуре УИК РФ соответствует и не противоречит системе отрасли уголовно-исполнительного права. Это объясняется особенностями диалектических процессов и закономерностей, проявляющихся в том, что структура законодательства в идеале должна быть отражением структуры отрасли права [2. С. 9-11]. При характеристике нового УИК РФ необходимо выделить ряд важных моментов, определяющих его структуру и содержание. При изложении структуры и предмета уголовно-исполнительного законодательства представляется целесообразным руководствоваться спецификой предмета уголовно-исполнительного права. В этом смысле требуется максимально приблизить по содержательным аспектам понятия «предмет уголовно-исполнительного права» и «предмет уголовно-исполнительного законодательства». На наш взгляд, целесообразным будет сохранить внутреннюю структуру УИК РФ, его внутреннее деление на Общую и Особенную части. В Общей части подлежат урегулированию статические вопросы, касающиеся правового положения субъектов уголовно-исполнительных правоотношений; общих положений действия уголовно-исполнительного законодательства во времени, в пространстве, по кругу лиц; вопросов организации и порядка уголовно-исполнительного производства. Особенная часть УИК РФ должна, на наш взгляд, регулировать динамические вопросы, касающиеся порядка и условий исполнения уголовных наказаний, связанных и не связанных с изоляцией от общества, иных мер уголовно-правового характера, являющихся формой реализации уголовной ответственности; вопросы освобождения осужденных от отбывания наказания; оказания помощи лицам в период подготовки к освобождению от наказания. Происходящие в настоящее время процессы упорядочения уголовно-исполнительного законодательства отличаются специфичностью. Систематизацию уголовно-исполнительного законодательства, на наш взгляд, необходимо осуществлять по пути компоновки нормативного материала применительно к однородным и однопорядковым институтам уголовно-исполнительного права, а также его подотраслям. По сути дела, речь идет о перераспределении сферы правового регулирования внутри уголовно-исполнительного права, между его структурными частями. В ходе исследования в рамках Особенной части уголовно-исполнительного права можно выделить три основных сферы, подлежащих перераспределению: пенитенциарная, альтернативно-пенитенциарная; аль-тернативно-пенальная. Мы считаем, что критериями дифференциации регулирования уголовно-исполнительного порядка и условий исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, применения к осужденным мер исправительно-предупредительного воздействия могут служить: 1) исполняемая мера реализации уголовной ответственности: виды уголовных наказаний, связанных и не связанных с изоляцией от общества; виды иных мер уголовно-правового характера, в рамках которых реализуется уголовная ответственность; 2) особенности правового положения осужденного (осужденные военнослужащие; осужденные несовершеннолетние; осужденные иностранные граждане и лица без гражданства); 3) вид освобождения от отбывания наказания. Представляется, что основополагающим критерием в структуре Особенной части УИК РФ должна быть форма реализации уголовной ответственности - уголовное наказание или иная мера уголовно-правового характера. Вместе с тем в некоторых случаях приходится учитывать специальные признаки субъекта отбывания наказания или иной меры уголовно-правового характера, что проявляется в существовании дифференцированного подхода к обозначенным видовым категориям осужденных. Нетрудно заметить, что указанные критерии отражают специфику предмета уголовно-исполнительного права. Что касается разделов Особенной части проекта нового УИК РФ, то здесь мы предлагаем учитывать основной и дополнительные критерии - структурообразующие факторы дифференциации уголовно-исполнительных отношений, к которым мы относим: основной - предмет уголовно-исполнительного права; дополнительные (уточняющие) - сфера исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера; специфика субъектного состава; помощь осужденным в период подготовки их к освобождению. Кроме того, для выделения глав в рамках того или иного раздела можно использовать следующие критерии: форму реализации уголовной ответственности - уголовного наказания или иной меры уголовно-правового характера; специфику применения к осужденным исправительно-предупредительного воздействия; вопросы жизнедеятельности осужденных в период отбывания уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества. Указанные критерии, взятые за основу построения Особенной части проекта УИК РФ, способны отражать специфику материальных и процедурных уголовно-исполнительных правоотношений. Помимо отмеченного, с учетом специфики предмета уголовно-исполнительного права целесообразно и оправданно в Особенной части УИК РФ предусмотреть раздел, посвященный порядку оказания помощи освобождаемым лицам. В подтверждение своей позиции приведем высказывание профессора В.А. Уткина: «Что касается постпенитенциарной адаптации (ресо-циализации) лиц, освобожденных от наказания (именно наказания в виде лишения свободы), то действующий закон (ч. 2 ст. 2 УИК РФ) гласит о порядке оказания помощи освобождаемым (а не освобожденным!), и это не случайно» [3. С. 43]. Кроме того, в силу межотраслевых тесных связей в Особенной части УИК РФ необходимо разместить раздел, регламентирующий вопросы освобождения осужденного. Изучив специфику охраняемых общественных отношений, полагаем целесообразным в проект Особенной части УИК РФ включить следующие разделы в таком порядке: раздел IV «Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества»; раздел V «Исполнение наказания в виде смертной казни»; раздел VI «Исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества»; раздел VII «Исполнение иных мер уголовно-правового характера»; раздел VIII «Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних осужденных»; раздел IX «Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в отношении осужденных военнослужащих»; раздел X «Особенности исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении отдельных категорий осужденных»; раздел XI «Помощь осужденным в период подготовки к освобождению от наказания»; раздел XII «Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобожденным от отбывания наказания, и контроль за ними». Таким образом, по сравнению с действующим УИК РФ предлагается видоизмененная система разделов Особенной части. На сегодняшний день Особенная часть УИК РФ включает в себя 9 разделов. Следует отметить, что при построении предлагаемых разделов мы руководствовались исключительно перечисленными критериями. Так, раздел III «Исполнение наказания в виде ареста» действующего УИК РФ не предполагается в проекте УИК РФ, что объясняется отказом от «мертвого» вида наказания. В качестве отдельного раздела с названием «Исполнение наказания в виде смертной казни» следует предусмотреть в УИК РФ регулирование вопросов, связанных с исполнением в отношении осужденных смертной казни. Последнее объясняется существованием особых норм уголовно-исполнительного права, которые не обладают признаком однопорядковости по отношению к нормам, регулирующим исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы. Действующий в УИК РФ раздел VIII «Контроль за условно осужденными» трансформирован в главы, так как, на наш взгляд, исполнение мер уголовной ответственности должно структурно входить в соответствующую сферу - альтернативно-пенальную. Новые разделы IV-VI Особенной части проекта УИК РФ «Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества», «Исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества», «Исполнение иных мер уголовно-правового характера» появились в результате перераспределения и проработки трех полноценных групп общественных отношений, относящихся к предмету уголовно-исполнительного права. Ранее мы условно их обозначили существованием пенитенциарных, альтернативно-пенитенциарных и альтернативно-пенальных уголовно-исполнительных правоотношений. В разделе «Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества» мы решили предусмотреть необходимость регламентации исполнения всех видов уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества, с учетом общей уголовно-исполнительной правосубъектности. Раздел, посвященный правовому регулированию исполнения наказания в виде лишения свободы, следует признать в действующем УИК РФ наиболее разработанным. Указанный раздел, на наш взгляд, может быть преобразован в раздел с наименованием «Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества». В таком контексте он способен объединить в себе не только нормы уголовно-исполнительного права, посвященные специфике исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Согласимся с тем, что существующие главы раздела IV УИК РФ продуманны и удачны. Но считаем возможным дополнить их главой, в которой были бы закреплены особенности проведения социальной и психологической работы с осужденными к лишению свободы и поддержание ими социально полезных связей. Таким образом, рассматриваемый раздел будет насчитывать 9 глав: глава 15 «Общие положения исполнения уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества»; глава 16 «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения»; глава 17 «Условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях»; глава 18 «Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы»; глава 19 «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы»; глава 20 «Социальная и психологическая работа с осужденными к лишению свободы. Поддержание социально полезных связей осужденных к лишению свободы»; глава 21 «Получение осужденными к лишению свободы общего образования»; глав 22 «Общественное воздействие на осужденных к лишению свободы»; глава 23 «Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов изоляции». Теперь позволим себе рассмотреть отражение в проекте УИК РФ регулирования альтернативно -пенитенциарной сферы. Если сравнивать раздел VI с действующим разделом 2 УИК РФ, то следует признать, что их содержание отличается. Во-первых, в главе 24 предлагается предусмотреть общие положения исполнения всех видов уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Во-вторых, в качестве самостоятельных, отдельных глав (24-31) необходимо регламентировать исполнение наказания в виде штрафа, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ; ограничения свободы, принудительных работ при изменении его сущности; дополнительных видов наказания. Оговоримся, что к дополнительным видам наказания мы относим лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискацию имущества. Здесь уместно привести мнение профессора В.А. Уткина, который пишет: «В российской юридической литературе отказ законодателя от конфискации имущества как вида наказания в 2003 г. был подвергнут резкой и во многом обоснованной критике» [4. С. 53]. Полагаем, что нормы уголовно-исполнительного права, регулирующие исполнение иных мер уголовно-правового характера в отношении осужденных, не могут находиться исключительно в ведомственных источниках уголовно-исполнительного права. Прежде всего, они должны быть сосредоточены в отдельном разделе Особенной части проекта УИК РФ. В рамках проекта УИК РФ в разделе VII решается вопрос об исполнении иных мер уголовно-правового характера. Указанный раздел является новым, в нем обозначены следующие главы: глава 32 «Общие положения исполнения в отношении осужденных иных мер уголовно-правового характера»; глава 33 «Контроль за условно осужденными», глава 34 «Отсрочка отбывания наказания»; глава 35 «Контроль за условно-досрочно освобожденными осужденными»; глава 36 «Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания различными категориями осужденных (беременными женщинами и женщинами, имеющими ребенка в возрасте 14 лет; мужчинами, имеющими ребенка в возрасте до 14 лет и являющимися единственными родителями; осужденными, признанными тяжелобольными, осужденными больными наркоманией)»; глава 37 «Исполнение принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости». В главе 32 аккумулированы нормы уголовно-исполнительного права, относящиеся к общезакрепительным институтам уголовно-исполнительного права. В частности, они призваны подчеркнуть особенности двухстороннего процесса исполнения и отбывания иных мер уголовно-правового характера. Существует ли необходимость предусмотреть в УИК РФ отдельный раздел, который бы регламентировал порядок и условия отбывания осужденными иных мер уголовно-правового характера? Экспертный опрос ученых-пенитенциаристов показал, что 93,3% из них ответили «да», что свидетельствует о явном пробеле в части регламентации исполнения иных мер уголовно-правового характера, и лишь 6,7% опрошенных не считают нужным его закрепление в УИК РФ1. Мнение специалистов в области уголовно -исполнительного права по обсуждаемому вопросу представлено следующими данными: 73% высказываются в поддержку выделения данного раздела; 12% ответили «нет»; 15% испытывают затруднение с отве-том2. Естественно, нас заинтересовало мнение ученых о том, исполнение каких иных мер уголовно-правового характера должно найти отражение в УИК РФ. Это довольно сложный вопрос, отвечая на который ученые не пришли к единому мнению. Сложность данного вопроса связана с проблемой выяснения истинной природы иных мер уголовно-правового характера. В ходе проведенного исследования получены следующие ответы: условное осуждение -53,3%; условно-досрочное освобождение - 46,7%, отсрочка отбывания наказания - 46,7%; отсрочка отбывания наказания больным наркоманией - 50%; принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним осужденным на основании ч. 2 ст. 92 УК РФ - 43,3%; конфискация имущества - 10%; принудительные меры медицинского характера - 10%; судебный штраф - 6,7%; принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним осужденным на основании ч. 1 ст. 92 УК РФ - 6,7%; затруднились с ответом 3,3%. Небезынтересно и то, что только 36,7% ученых-пенитенциаристов из числа опрошенных полагают, что в УИК РФ должны регулироваться все перечисленные иные меры уголовно-правового характера, т.е., по сути, респонденты относят к ним все меры уголовно-правового характера, независимо от того, имеет ли место реализация уголовной ответственности. Мы разделяем позицию тех ученых, которые полагают: несмотря на разнообразную правовую природу мер уголовно-правового характера, регламентироваться в УИК РФ должны те, которые предусматривают реализацию уголовной ответственности и существование правового статуса осужденного. Анализ правового положения некоторых категорий субъектного состава осужденных позволяет сделать вывод о существенных особенностях их уголовно-исполнительной правосубъектности. Для полноценного совершенствования института уголовно-исполнительной правосубъектности мы предлагаем закрепить в рамках проекта УИК РФ следующие разделы: раздел VIII «Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних осужденных», раздел IX «Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в отношении осужденных военнослужащих». Следует признать, что в действующем УИК РФ регламентируются особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях. Мы полагаем, что в рамках отмеченного раздела необходимо увеличить количество норм уголовно-исполнительного права, регулирующих статус осужденных несовершеннолетних, предусмотрев: главу 38 «Общие положения исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних осужденных»; главу 39 «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях»; главу 40 «Особенности исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества»; глава 41 «Исполнение принудительных мер воспитательного характера в воспитательных центрах по делам несовершеннолетних социально-исправительного типа». Перейдем к разделу, регулирующему статус осужденных военнослужащих. Действующий раздел V в УИК РФ раскрывает особенности исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих. Мы предлагаем поместить в подобном разделе нормы уголовно-исполнительного права, регламентирующие общие положения исполнения не только уголовных наказаний, но и иных мер уголовно-правового характера. Итак, раздел IX «Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в отношении осужденных военнослужащих» будет состоять из 4 глав: глава 42 «Общие положения исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в отношении осужденных военнослужащих»; глава 43 «Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе»; глава 44 «Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих», глава 45 «Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части». Учитывая принцип дифференциации уголовно-исполнительного законодательства, надо, как нам представляется, выделить в институте уголовно-исполнительной правосубъектности нормы, которые распространяют свое действие на отдельные категории осужденных к лишению свободы. Содержание дифференциации по определенным категориям осужденных к лишению свободы сводится к тому, что специальными нормами для них установлены особые условия исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Дифференциация уголовно-исполнительного законодательства по категориям осужденных к лишению свободы объективно может выражаться в виде закрепления раздела X «Особенности исполнения лишения свободы в отношении отдельных категорий осужденных», предусматривающего: главу 46 «Особенности исполнения лишения свободы в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства»; главу 47 «Особенности исполнения лишения свободы в отношении лиц, осужденных за экономические и должностные преступления»; главу 48 «Особенности лишения свободы в отношении лиц, осужденных за террористические и экстремистские преступления». Необходимость и востребованность выделения норм уголовно-исполни-тельного права, предусматривающих специфику уголовно-исполнительной правосубъектности, подтверждается проводимыми научными исследованиями. Так, в 20172018 гг. в рамках НОЦ «Проблемы уголовно-исполнительного права» имени Ю.М. Ткачевского юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова была разработана доктринальная модель отбывания лишения свободы осужденными за совершение экономических и должностных преступлений [5]. На вопрос «Существует ли сегодня необходимость отдельной регламентации в нормах УИК РФ особенностей отбывания наказания» получены положительные ответы. 25,3% считают, что необходима отдельная регламентация отбывания наказания осужденными за совершение экономических (в сфере предпринимательства) преступлений; 24,5% - за совершение должностных преступлений; 22,8% - за совершение террористических преступлений»; 27,4% - за совершение преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства». Полученные результаты свидетельствуют о явной заинтересованности ученых и практиков в учете особенностей уголовно-исполнительной правосубъектности осужденных при регулировании их правовых статусов. Действующий раздел VI УИК РФ «Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними» целесообразнее подвергнуть разукрупнению, т.е. выделить из него специальный раздел «Помощь осужденным в период подготовки к освобождению от наказания». Такой подход в целом соответствует границам предмета уголовно-исполнительного права и не противоречит содержанию уголовно-исполнительных правоотношений. Понятие «подготовка осужденных к освобождению» трактуется достаточно разнопланово. Одни ученые понимают под ним ресоциализацию [6. С. 136], другие - социальную реабилитацию [7. С. 9], третьи -комплекс мероприятий [8. С. 6], направленных на облегчение адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в условиях жизни на свободе. Профессор И.В. Шмаров, оценивая содержание подготовки осужденных к освобождению, рассматривал ее с точки зрения психологической и нравственной подготовки в период отбытия наказания, как необходимый элемент социальной адаптации после освобождения [9. С. 158]. С.А. Златников выделяет несколько этапов подготовки осужденных к освобождению от наказания: адаптацию, исправление, освобождение [10. С. 149-166]. В рамках оказания помощи осужденным в период подготовки к освобождению от наказания следует выделить ряд важных направлений: восстановление социально полезных связей осужденных; получение профессии лицами, отбывающими уголовные наказания; решение вопросов по трудоустройству; оказание психологической подготовки при освобождении. Выделенные нами направления предлагаем закрепить в качестве отдельных глав в рамках раздела XI «Помощь осужденным в период подготовки к освобождению от наказания». Правовое регулирование вопросов освобождения от отбывания наказания и оказания помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания, осуществление контроля за ними надо расположить в отдельном разделе XII проекта УИК РФ. Из системного анализа правовых норм, регламентирующих данные вопросы, усматривается их межотраслевой характер, тем не менее их нахождение в проекте УИК РФ считаем уместным для отражения смежных взаимосвязей между уголовно-исполнительными, уголовными, административными и иными правоотношениями. На основании изложенного выдвигается предложение о закреплении в Особенной части нового УИК РФ, предусматривающего концепцию построения разделов кодекса в виде: - перераспределения и уточнения в УИК РФ нормативных положений, регулирующих пенитенциарные, альтернативно-пенитенциарные, альтернативно -пенальные правоотношения; - уточнения уголовно-исполнительной правосубъектности осужденных несовершеннолетних, осужденных военнослужащих с учетом всего многообразия отбываемых ими уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера; - уточнения статуса отдельных категорий осужденных, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы; - разукрупнения института освобождения от отбывания наказания и оказания помощи осужденным. ПРИМЕЧАНИЕ 1 Участие в экспертном опросе приняли 30 респондентов - признанных ученых-пенитенциаристов. В их число вошли ведущие ученые с высоким научным рейтингом, а также ученые, участвующие в создании и разработке научно-теоретической модели Уголовно-исполнительного кодекса РФ на средства государственной поддержки, выделенные фонду поддержки социальных инноваций Олега Дерипаски «Вольное Дело» в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17 января 2014 г. № 11-рп, и на основании конкурса, проведенного Общероссийским движением «Гражданское достоинство», а также на собственные средства фонда «Вольное Дело». Среди респондентов доля лиц, занимающихся наукой, составляет 70%; образовательной деятельностью - 30%. Большинство из них имеют ученую степень доктора юридических наук - 60%; кандидата юридических наук - 40%. Подавляющее большинство респондентов имеют научное звание «профессор» - 73,3%, «доцент» - 26,7%. Кроме того, 6,7% имеют почетное звание «Заслуженный юрист РФ»; 3,3% - «Заслуженный деятель науки РФ»; 3,3% - «Заслуженный работник высшей школы РФ». Из общего числа респондентов 90% имеют стаж профессиональной деятельности от 20 лет и более; от 10 до 20 лет - 6,7%; от 5 до 10 лет - 3,3%. 2 В анкетировании участвовали 150 научных сотрудников, преподавателей из образовательных и научно-исследовательских учреждений ФСИН России, 50 руководящих сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера.

Ключевые слова

Уголовно-исполнительный кодекс, уголовно-исполнительное законодательство, Особенная часть Уголовно-исполнительного кодекса, кодификация Уголовно-исполнительного кодекса, уголовно-исполнительная политика, Penal Code, penal legislation, Special Part of Penal Code, codification of Penal Code, penal policy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Головастова Юлия АлександровнаРязанский филиал Московского университета им. С.Ю. Виттеканд. юрид. наук, зав. кафедрой правовых и гуманитарных дисциплинUGolovastova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ: итоги и обоснования теоретического моделирования / под научн. ред. за служенного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. В.И. Селиверстова. М. : Юриспруденция, 2017. 328 с.
Сырых В.М. Структура, генезис, система как элементы исторических и логических методов познания права : автореф. дис...канд. юрид. наук. М., 1970. С. 9-11.
Уткин В.А. Уголовно-исполнительная деятельность и предмет уголовно-исполнительного права // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 2 (24). С. 39-43.
Уткин В.А. Факторы пенализации и международное уголовное право // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. № 4 (18). С. 45-53.
Отбывание лишения свободы осужденными за экономические и (или) должностные преступления: итоги теоретического исследования / под науч. ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. В.И. Селиверстова. М. : Юриспруденция, 2019. 464 с.
Евтушенко И.И. Условно-досрочное освобождение в аспекте ресоциализации осужденных к лишению свободы : дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 136.
Бочаров В.М. Уголовно-исполнительные и криминологические аспекты социальной реабилитации освобожденных из исправительных учреждений : автореф. дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. С. 9.
Михлин А.С., Гуськов В.Н. Подготовка к освобождению лишенных свободы и закрепление результатов их исправления. М., 1972. С. 6.
Шмаров И.В. Социальная адаптация освобожденных от наказания // Советское государство и право. 1971. № 11. С. 158.
Златников С.А. К вопросу о содержании института подготовки осужденных, отбывающих лишение свободы, к освобождению // Вопросы теории права : сб. науч. ст. Красноярск, 2010. С. 149-166.
 Теоретическая модель Особенной части нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: структура и содержание | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. DOI: 10.17223/15617793/452/29

Теоретическая модель Особенной части нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: структура и содержание | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. DOI: 10.17223/15617793/452/29