На материалах массовых опросов школьников 7-11-х классов в регионах Юго-Западной Сибири и Восточного Казахстана анализируются их представления о функциональном и позиционном содержании политических полей. Особое внимание уделено текущей включенности школьников в политические процессы, их представлениям о конфигурации политических полей, проблеме глобализации установок на политическое участие и ценностей в условиях информационного общества.
The Image of Politics as Perceived by Schoolchildren in the Regions of Russia and Kazakhstan: A Comparative Analysis.pdf Современная политика носит всепроникающий характер, обусловленный сложностью и многоаспект-ностью общественного развития, необходимостью согласования множества разнонаправленных интересов и поиска быстрых ответов на внутренние и внешние «вызовы». В то же время она представляет собой автономное пространство, в котором действуют свои правила и агенты, а принимаемые решения имеют общезначимый характер. Развитие цифровых технологий и информационного общества приводит к все более раннему включению граждан в данную сферу, в связи с чем актуализируется исследование представлений о политике детей и молодежи, выступающих сегодня не только потенциальным, но и уже действующим участником политических процессов. Методологической основой данной статьи выступает теория политического поля П. Бурдье, согласно которой оно представляет собой «поле сил и поле борьбы», «место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукция, проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане» [1. С. 181-182]. С другой стороны, политическое поле - это пространство позиций агентов, определяющих их возможности в политическом процессе и взгляды на поле политики. Молодежь в данном случае выступает особым агентом, который постепенно расширяет спектр доступных ему политических практик и чей индивидуальный габитус находится в процессе формирования. Особенности включения молодежи в политические процессы в первую очередь осмысливаются в рамках теории политической социализации. Этапы, агенты и механизмы данного процесса, его специфика в современном обществе рассматривались Ф. Уэсбёрн и Т.Дж. Адкинс Коверт (Philo C. Wasburn, Tawnya J. Adkins Covert) [2], О.В. Щупленковым и Н.О. Щуп-ленковым [3]. Деятельность традиционных агентов политической социализации, тренды и эффективность изменения их влияния и воздействия под потребности молодежи в условиях информационного общества анализировалась А.И. Кудакиной [4], Н.М. Белгаро-ковой [5]. На этом фоне изучение политических ценностей и установок школьников как России, так и Казахстана носит фрагментарный характер и в основном является частью общих исследований политического сознания молодежи [6-10]. Исходя из этого, представляет интерес анализ степени вовлеченности школьников российских регионов, на примере регионов Юго-Западной Сибири в политическое поле, их представлений о конфигурации данного поля и своих возможностях в сфере политики. Оценить степень универсализации образов политических полей и позиций в них молодежи в условиях глобализации позволит сравнение с кейсом регионов Восточного Казахстана. Вовлеченность школьников в политику Согласно Э. Гидденсу, политическое действие включает в себя не только поступки, но и ментальный компонент: «Рационализация действия, рассматривающая "преднамерение" как процесс, является, стандартной характеристикой человеческого поведения, воспроизводимой как само самой разумеющееся» [11. С. 41-42]. На основании этого элементами позиции школьников в политическом поле выступают их интерес к политическим процессам и информированность о них. Как показал проведенный в 2019 г. массовый опрос школьников регионов Юго-Западной Сибири (Алтайский край, Кемеровская и Новосибирская области и Республика Алтай) и Республики Казахстан (Павлодарская и Восточно-Казахстанская области) (метод - анкетирование; объем выборки - 1 400 чел. в возрасте от 12 до 18 лет; выборка несвязанная квотная с контролем пола, возраста и района проживания), уровень их интереса к политике примерно одинаков -более половины из них интересуются информацией о политических событиях, однако этот интерес не носит постоянного и целенаправленного характера. Очень интересуются политикой различного уровня от 12,3% (интересуются мировой политикой) до 28% (интересуются местными политическими событиями) российских и от 14,6% (интересуются мировой политикой) до 30,2% (интересуются местными политическими событиями) казахстанских школьников. В то же время если у российских школьников наибольший интерес вызывает политика федерального уровня (ею очень и скорее интересуются 67,8% опрошенных), то у казахстанских - региональные и локальные политические процессы (61,8%). Общенациональная политика интересует 57,7% опрошенных в Республике Казахстан (РК). На этом фоне близка по численности и группа совсем не интересующихся политикой. Среди российских школьников только 6,4% респондентов заявили, что совсем не интересуются событиями в России, в мире и других странах - 10,3%, региональной политикой - 11,3%. Национальная и международная политика не вызывает интерес у 11,1% казахстанских школьников, региональная - у 13,9%. При этом интерес к политике не означает целенаправленного поиска информации о ней. Как показали фокус-групповые исследования, школьники просто обращают внимание на сообщения о политических событиях, которые транслируются интернет-ресурсами (чаще всего новостными лентами поисковых систем) и социальными сетями, в связи с чем их информированность о политических процессах фрагментарна и контекстуальна, а представления о политике как сфере не имеют системного характера. Схожая структура интересов в политической сфере и близость траекторий постсоветских политических трансформаций привели и к корреляции уровней информированности школьников о политике, которая измерялась через знание политических персон и событий. Можно констатировать, что знания о политических деятелях школьников обоих государств имеют явный перекос в сторону исполнительной власти, связанный с большим освещением ее деятельности в СМИ и зачастую представлением о ее ведущей роли в массовом сознании. Так, наибольшую известность в школьной среде имеют Президенты государств - их фамилии правильно назвали 89,5% российских и 66% казахстанских респондентов. В последнем случае нужно учитывать, что смена президента в РК произошла в марте 2019 г., в связи с чем часть школьников еще указывали в качестве такового Н. Назарбаева. Фамилии премьер-министров знают 36% и 10,4% соответственно. Одинаково мало школьники обоих государств информированы о руководстве законодательных органов власти: 86,1 и 84,3% российских и 94,4 и 94,1% казахстанских респондентов не смогли назвать руководителей палат национальных парламентов. Существенные отличия в информированности касаются только лидеров партий - их не назвали 94,1% казахстанских и 62,5% российских школьников. Однако это обусловлено скорее различием партийных систем, чем объемом информации по данной теме. Контекстное восприятие приводит к невысокой информированности школьников о политических процессах: 68,7% российских и 74% казахстанских респондентов не смогли назвать ни одного политического события в своих странах и регионах. Показательно, что названные события отличал именно их информационный резонанс, а не временная близость к моменту опроса. Так, наиболее известными у школьников являются выборы (в РФ 10% респондентов назвали выборы губернаторов, 6,44% - выборы президента, 5,4% - просто «выборы»; в РК 15,6% указали выборы президента, 1,7% - просто «выборы») и смены политических лидеров (губернаторов в РФ - 4,2% и президента в РК - 6,6%). Также к обсуждаемым молодежью темам в обоих государствах относятся митинги и другие акции протеста - их в разных формулировках отметили 2% опрошенных в регионах Юго-Западной Сибири и 4% в регионах Восточного Казахстана. 3% российских школьников упомянули пенсионную реформу, а 3,5% казахстанских - переименование столицы Республики. Другие политические события назывались лишь отдельными респондентами в том или ином регионе, что опять же свидетельствует об отсутствии у школьников потребности и навыка систематизированного и целенаправленного получения информации о политических процессах, в том числе с помощью интернет-ресурсов. На этом фоне деятельностный аспект включенности школьников в поле политики имеет страновую дифференциацию. Если в РФ о своем неучастии в политике в той или иной форме заявили только 51,8% опрошенных, то в РК этот показатель составил 64,6%. Основной формой политического участия школьников, как и ожидалось, стали обсуждение в социальных сетях и репосты политической информации - в них вовлечено 26,6% (РФ) и 19,1% (РК) респондентов. Рейтинг других форм политической активности школьников представлен в табл. 1. Таблица 1 Распределение ответов на вопрос «В каких действиях Вы принимали участие в последние 2-3 года?», % от количества опрошенных Ответ РФ РК Обсуждение в социальных сетях, репосты политической информации 26,6 19,1 Участие в работе общественных организаций 12,7 3,8 Участие в забастовках, митингах, демонстрациях 7,8 1 Участие в выборах 7,2 13,9 Обращение в государственные органы 6,5 6,6 Обращение в общественные организации 6,1 6,3 Участие в работе политических партий 2,3 2,1 Материальная поддержка политиков, их проектов 1,5 0,7 Участие в несанкционированных акциях протеста 1,5 0,7 Обращают на себя внимание явное преобладание неинституционализированных форм политических практик над институционализированными, а также готовность школьников разделять существующие правила политического поля, о чем свидетельствует одинаково низкий заявленный уровень участия в несанкционированных акциях протеста. Самое большое межстрановое расхождение наблюдается по участию в забастовках, митингах, демонстрациях и работе в общественных организациях, поскольку школьники РК в несколько раз меньше вовлечены в данные практики. В то же время среди них почти в два раза выше уровень электоральной активности. Представления о конфигурации политического поля При том что большинство школьников отметили свой интерес к политическим процессам, уровень теоретического осмысления политической сферы крайне низок. 62,7% респондентов в исследуемых регионах РФ и 74,7% в регионах РК не смогли назвать ни одной функции политики в современном обществе. Приоритетной функцией в сознании школьников выступает регулятив-но-контрольная (ее в разных вариантах назвали 37% респондентов в РФ и 20% в РК). Далее с большим отрывом следуют функции обеспечения благосостояния граждан и безопасности страны, целеполагания, информационная (табл. 2). Таблица 2 Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, для чего нужна политика в современном обществе?», % от количества опрошенных Ответ РФ РК Нет ответа 62,7 74,7 Регулирование общественных отношений 17,8 4,5 Поддержание порядка и стабильности 13,0 10,8 Решение общественных проблем 3,5 3,7 Контроль 2,7 1 Благосостояние граждан 2,3 3,1 Направлять развитие общества и страны 1,6 2,8 Обеспечение безопасности страны 0,9 1,7 Для завоевания власти 0,8 0,3 Информационная функция 0,2 1 Представлять интересы разных людей 1,4 - Для объединения людей 0,7 - Для прикола 0,6 - Не нужна 0,3 - Нравственно-воспитательная функция 0,1 - Законодательная функция 0,1 - Коммуникация власти и общества - 0,3 Политику как средство получения и осуществления власти, в частности политическими элитами, представляют 0,8% российских и 0,3% казахстанских школьников. Кроме этого, российские школьники в качестве функций политики указали артикуляцию интересов и интегративную, а казахстанские - коммуникативную. На основании этого можно утверждать, что школьники рассматривают политическое поле не как дискурсивное пространство взаимодействия агентов, а как ассиметричную модель государственного доминирования. Этому способствовала схожесть сценариев постсоветских трансформаций в изучаемых государствах, имевших форму институциональных трансплантаций. При этой модели инициатором, двигателем и организатором изменений выступала власть; цели трансформаций определялись интересами властвующих элит, детерминируя строгий отбор заимствованных образцов. Реформирование опережало формирование конгруэнтной среды перемен и не соотносилось с осознанными потребностями общества. Менялись системы, режимы, но административно-принудительный характер реформирования стран оставался прежним [12. С. 125]. Как справедливо отмечал И.К. Пантин, «Россия приступила к реформам. в отсутствие общественного субъекта преобразований. Ни одно общественное движение, ни одна политическая партия. не дотягивали до уровня политической, культурной гегемонии. .А потому, как и раньше, инициативу преобразований перехватила государственная власть.». Переустройство «политического и экономического укладов» началось «с помощью рычагов государственной власти, с сохранением прежнего типа государства и его приоритета по отношению к обществу, с традиционным всевластием чиновничества и т.п.» [13. С. 156]. Этот тезис применим к большинству постсоветских государств. Данный сценарий трансформаций сформировал убежденность школьников в том, что основным субъектом политики выступает государство - его отметили 67,1% российских и 62,8% казахстанских респондентов. 37,5% и 31,9% соответственно посчитали в качестве ключевого агента политическую элиту. При этом российские и казахстанские школьники разошлись в оценке политической субъектности общества: если россияне Политические установки и потенциал позиционирования школьников в политическом поле Позиция в политическом поле и соответствующий ей габитус обусловливают представления школьников о возможностях участия в политике. Опрос показал полное совпадение рейтинга допускаемых респондентами форм политического участия для защиты своих интересов. В кейсах обоих стран школьники предпочитают практики, не требующие от них личной вовлеченности и / или ответственности, тем более в институционализированной форме - обращения в государственные органы и общественные организации, обсуждения политических тем в социальных сетях и репостов политической информации. Как отмечают казахстанские исследователи Д.Д. Ешпанова и Н.Ж. Биекенова, виртуальные «политические разговоры» становятся самой распространенной формой активности современной молодежи [9. С. 105]. На этом фоне гораздо меньшее распространение, особенно в Казахстане, имеют форматы массовой политической активности - участие в митингах, демонстрациях и выборах, а также институционализированное участие в работе политических партий и общественных организаций (табл. 4). поставили его в рейтинге на второе место (38,5%), то школьники верят в субъектный статус отдельного молодежь Казахстана - на третье (29,9%). Еще меньше гражданина (табл. 3). Таблица 3 Распределение ответов на вопрос «Кто, по Вашему мнению, является главным участником политики?», % от количества опрошенных Ответ РФ РК Государство 67,1 62,8 Политические деятели 37,5 31,9 Партии и политические организации 30,8 24,7 Гражданин 31,6 25,3 Общество 38,5 29,9 СМИ 20,9 22,9 Другое 0,5 0,7 Затрудняюсь ответить 5,4 5,9 Таблица 4 Распределение ответов на вопрос «К каким действиям Вы готовы прибегнуть для защиты своих интересов в случае их нарушения?», % от количества опрошенных Ответ РФ РК Обращение в государственные органы 58,0 44,1 Обращение в общественные организации 34,1 21,5 Обсуждение в социальных сетях, репосты политической информации 30,2 20,8 Участие в забастовках, митингах, демонстрациях 24,4 11,8 Участие в выборах 23,9 11,8 Использование личных связей и вознаграждения 16,2 10,1 Участие в работе общественных организаций 15,4 5,2 Участие в несанкционированных акциях протеста 9,6 4,9 Участие в работе политических партий 8,3 4,5 Материальная поддержка политиков, их проектов 7,2 3,8 Уехать из страны 0,1 0,3 Затрудняюсь ответить 18,2 34,7 Таким образом, проведенное исследование показало совпадение образов политического поля в сознании школьников регионов соседних государств. Более того, наблюдается и единство их ценностной картины как мотивационного компонента политических практик. Основными ценностями для российских и казахстанских школьников выступают свобода, понимаемая как свобода слова и действий, справедливость как равенство при реализации прав независимо от статусов и связей, права человека и порядок как соблюдение прав других людей и ограничение правового произвола (табл. 5). Данное сходство можно объяснить в логике глобализации информационного пространства или «глобальной деревни», в терминологии М. Маклюэна. По его словам, «компьютер... делает естественным и необходимым диалог между культурами, столь же тесный, как личная беседа.» [14. С. 105], «создает условия в высшей степени тесного взаимодействия в глобальном масштабе», в рамках которого «мы стремительно возвращаемся в. мир одномоментных событий и всеобщего сознания» [15. С. 43]. Универсализация информационных потоков и нивелирование формальных государственных границ сетевыми сообществами приводят к формированию в сознании молодежи универсальной модели агента политики и соответствующих ей поведенческих практик. По мере наработки опыта деятельности в национальных политических полях данная модель в будущем может вступить в конфликт с национальным габитусом, исход которого станет понятен лишь в среднесрочной перспективе. Таблица 5 Ценностные предпочтения школьников регионов Юго-Западной Сибири и Восточного Казахстана, % от количества опрошенных Предпочтение РФ РК Свобода 87,2 82,3 Сохранение традиций 47,3 56,6 Справедливость 90,8 81,6 Порядок 85,1 74,3 Права человека 87,9 78,2 Реформы в обществе 47,9 40,3 Интересы этнической группы 39,5 41,0 Интересы государства 38,3 36,4 Интересы отдельных граждан 40,2 32,0
Бурдье П. Социология политики. М. : Socio-Logos, 1993. 336 с.
Wasburn P.C., Adkins Covert T.J. Making Citizens: Political Socialization Research and Beyond. West Lafayette : Springer, 2017. 253 p.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Политическая социализация и идентичность в условиях трансформации российского общества // Социодинамика. 2013. № 6. С. 1-58.
Кудактина А И Политическая социализация российских школьников в условиях социокоммуникативных трансформаций начала XXI века : автореф. дис.. канд. соц. наук. Краснодар, 2014. 30 с. URL: http://cheloveknauka.com/politicheskaya-sotsializatsiya-rossiyskih-shkolnikov-v-usloviyah-sotsiokommunikativnyh-transformatsiy-nachala-xxi-veka#ixzz5yX2Mlh00 (дата обращения: 3.11.2019).
Белгарокова Н.М. Проблемы и факторы политической социализации современной российской молодежи // Вестник РУДН. Сер. Социо логия. 2009. № 3. С. 50-61.
Базарова Д.Р., Дарижапова М.Н. Особенности политических ценностно-смысловых образований современной молодежи (обобщение опыта исследований) // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2018. Т. 26. С. 3-13.
Титов В.В., Самохвалов Н.А. Анализ социально-политических ценностей молодежи на современном этапе развития российского обще ства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, №1 (26). С. 51-54.
Чуев С.В., Тимохович А.Н., Гришаева С.А. Политические ценности российской молодежи: материалы исследования // Власть. 2017. № 11. С. 54-60.
Социальная активность молодежи Казахстана в современных социально-политических реалиях / под общ. ред. З.К. Шаукеновой. Алматы : ИФПР КН МОН РК, 2014. 168 с.
Токтаров Е.Б. Некоторые аспекты политической социализации казахстанской молодежи в киберпространстве // Homo Cyberus. 2017. № 1. URL: http://journal.homocyberus.ru/Toktarov_E_Nekotorye_aspekty_politicheskoj_socializacii_kazahstanskoj_molodezhi_v_kiberpros-transtve (дата обращения: 25.10.2019).
Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М. : Академический Проект, 2005. 528 с.
Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. М. : Московский философский фонд, 1997. 190 с.
Пантин И.К. В чем же заключается выбор россиян? // Полис. 2003. № 6. С. 155-162.
Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. М. : АСТ; Астрель, 2012. 219 с.
Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев : Ника-Центр, 2004. 432 с.