Трансформация структуры и специфики современного детского телевидения на универсальных каналах Китая (1992-2018 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. DOI: 10.17223/15617793/457/5

Трансформация структуры и специфики современного детского телевидения на универсальных каналах Китая (1992-2018 гг.)

Рассматриваются особенности развития детского телевидения на универсальных каналах Китая до и после появления специализированных детских телеканалов. Анализируются жанрово-форматная структура, особенности тематики и программирования. Сравнение показало, что в «период каналов» количество детских передач у универсальных вещателей уменьшилось, их программирование больше не рассчитано только на детскую аудиторию, основная функция - развлечение, при проектировании используются разнообразные жанры.

Transformation of the Structure and Features of Children's Television on the Generalist Channels of China (1992-201.pdf Детское телевидение в структуре телевизионного вещания Китая: этапы развития В 2018 г. китайское телевидение отметило 60-летний юбилей. В КНР это электронное медиа прошло трудный и богатый событиями путь развития. С начала все китайские телеканалы принадлежали государству. Сегодня согласно «Четырехуровневой Телевизионной Системе» структура телевидения в Китае состоит из центральных (CCTV), региональных, городских и районных телевизионных станций. В Китае сосуществуют 1 230 бесплатных центральных и региональных (универсальных и специализированных) каналов, 2 016 универсальных районных каналов и 124 платных специализированных канала. Охват кабельного телевидения в Китае составляет 82,2%. В среднем жители Китая могут принимать сигналы 75 каналов, среди них 198 млн пользователей цифрового телевидения [1]. Практически сразу на телевидении появились детские телепрограммы. 29 мая 1958 г. CCTV показало детскую передачу «Два глупых медведя» и несколько песен и танцев для детей [2]. И в том же году на телеканале CCTV уже была создана рубрика для детской аудитории «Детская программа». Далее открылись шанхайский и харбинский телеканалы. На них также транслировались детские песни, танцы, кукольные представления и другие программы для детей. Однако с начала «культурной революции» работа китайских телеканалов стала в большей степени направлена на политическую пропаганду, многие программы, в том числе детские, были закрыты из-за того, что считались передачами, пропагандирующими капиталистические ценности. Однако после созыва третьего пленарного заседания одиннадцатого Центрального комитета в 1978 г. телевещание Китая вернулось на прежний путь развития. После оформления «Четырехуровневой Телевизионной Системы», кроме трансляции детских программам каналом CCTV, были запущены собственные передачи для детей на региональных и городских каналах [3]. Период стремительного развития детского контента пришелся на 1990-е гг.: начинается так называемый период программ [4]. Появилось много популярных детских передач на универсальных каналах, таких как «Вертушка» на CCTV, «Золотые годы» на Гуандун-ском, «Счастливые дети» на Шанхайском телеканале, «Лунная лодка» на канале Тяньцзини и многие другие [5]. По мере роста популярности таких программ возникает потребность в специализированных детских телеканалах. Запуск детского канала на Центральной телестанции (28 декабря 2003 г.) вызвал появление множества новых специализированных детских телеканалов, изменился контент универсальных вещателей [6]. Этот период мы будем называть «период каналов». В данной статье сравниваются наиболее популярные детские программы «периода программ» и «периода каналов». На наш взгляд, изучить жанрово-форматные, тематические, аудиторные особенности детского телевидения в период его активного становления («период программ»), а также сравнить с контентом современного этапа («период каналов»), выявить тенденции развития - задача чрезвычайно интересная, имеющая практическую и теоретическую значимость. В статье вводится богатый теоретический материал, дается анализ того, как изменилась специфика детского телевещания на китайских универсальных каналах, выявляются тенденции проектирования и программирования данных программ. Проблемы разработки методологии и сбора эмпирического материала Ценная часть данного исследования - его эмпирическая база и методология. Подбор материала для анализа «периода программ» сопровождался определенными трудностями. На сегодняшний день в архивах осталось не так много детских телепередач ранних этапов (1958-1980 гг.). В период активного развития детского контента (1980-2000 гг.), когда ежегодно появлялось большое количество новых интересных проектов, также не все значимые программы были сохранены. Из-за неполноты эмпирической базы работы китайских ученых о детском телевидении ограничиваются анализом отдельных программам [6], трудами в области психологии (в частности, о влиянии телевидения на детей) [7-9], а также изучением зарубежного детского телевидения (в Европе и Соединенных Штатах Америки) [10, 11]. С началом масштабного развития специализированных каналов исследования были направлены преимущественно на рассмотрение тенденций в деятельности телевизионных каналов [12-14]. Изучение жанрово-форматной структуры, тематической специфики детского вещания на китайских универсальных каналах могло бы восполнить пробел как в российском, так и в китайском теоретическом поле. Кроме того, чрезвычайно важно проанализировать изменения, произошедшие в детском контенте на универсальных телеканалах после появления специализированного вещания. В ходе работы с эмпирическим материалом автор данной статьи изучила научные работы по истории телевидения Китая. Данная тема хорошо освещена в различных исследованиях: например, можно познакомиться с трудами по истории каналов каждой провинции. Среди наиболее известных книг - «30-летний юбилей телестанции Сычуань» [15], «Телестанция Цзянсу» (серия из ста томов по истории современного китайского телевидения) [16], «Воспоминания о телестанции Хубэй» [17]. Кроме этого, проанализированы 34 региональные хроники (отдельные тома энциклопедии регионального радио и телевидения). В них входят «Региональные хроники провинции Гуйчжоу» [18], «Региональные хроники автономного округа Нинся» [19] и другие, соответствующие каждому региону Китая. Также были изучены ежегодные обзоры (с 1986 по 2016 г.) развития китайского радио и ТВ, опубликованные в «Ежегоднике радио и телевидения Китая» [20]. Именно по этим источникам анализировались передачи, выходившие в эфир до 2003 г. Таким образом, эмпирической базой исследования стали данные 97 программ на 34 каналах, вышедшие в эфир в период 1991-2003 гг., и 29 программ на 33 провинциальных специализированных каналах, вышедшие в эфир летом 2018 г. В классификации жанрово-форматной структуры телевизионного эфира мы основывались на российской теории телевизионной журналистики, так как китайская теория не рассматривает понятия «жанр» и «формат» как отдельные (Сун Маофан в 1997 г.) [21], (Лин Хуэй в 2001 г.) [22]. Такая терминологическая неразграниченность объясняется в работе китайских ученых Чжан Ясина и Фу Сяогуана: «...способ градации телевизионных программ должен отличаться друг от друга из-за их разной практической применяемости в стране» [23]. Именно поэтому, когда говорится о жанрах и тематике, китайские ученые вместо этих слов обычно употребляют термин «тип». Классификации, существующие в Китае, совмещают разные типы телевизионного контента. Например, «разговорная» программа считается отдельным типом, но она же входит в тип развлекательных программ - границы типов в Китае выделены нечетко. Большое количество передач, выходящих на различных телевизионных станциях, приводит к трудностям в их типологи-зации и к проблемам в их четком разделении на жанры. В связи с этим анализ жанрово-форматной структуры детского телевизионного вещания в данном исследовании основывается на теории, изложенной в советских и российских работах по телевизионной журналистике: Р.А. Борецкого [24], Э.Г. Багирова [25], Ю.И. Долговой, Г.В. Перипечиной [26], С.Н. Ильченко [27]. В начале исследования были выделены следующие жанры и форматы: тележурнал, телесериал, викторина, реалити-шоу, ток-шоу, художественный фильм, беседа, информационная программа, телешоу, документальный фильм и конкурс. Также при анализе телевизионного контента автор определила особенности тематики и аудитории изучаемых передач. Детские программы на универсальных каналах до масштабного появления детских каналов (1992-2003 гг.) В течение долгого времени в Китае господствовали универсальные каналы. В 1990-е гг. почти все они выпускали детские программы. Из-за технических ограничений сигнала большинство передач могли принимать жители только той провинции, где вещала сама станция. Однако после развития спутникового вещания некоторые провинциальные каналы начали также выпускать свои программы для детей по всей стране. Состояние детского телевидения в этот период значительно улучшилось, что, безусловно, отразилось на увеличении количества программ. Детский контент на CCTV охватывал детскую аудиторию всех возрастов, благодаря этому канал сумел увеличить инвестиции и улучшить качество мультфильмов. Количество китайских, отечественных мультиков впервые превзошло импортные по объему в сетке вещания. Детские программы на CCTV пользовались большой популярностью. По статистике, в 1999 г. 99,3% детей в Китае предпочитали смотреть детский тележурнал «Вертушка», выходящий на канале CCTV [28]. В общей сложности в 1994 г. 200 провинциальных и мультипликационных телеканалов транслировали детские программы в Китае, это 26,1% от всех телеканалов. Телевизионные программы для детей транслировались как провинциальными, так и крупными городскими телеканалами каждый день перед прайм-таймом [29]. Автор проанализировала «Ежегодник китайского радиотелевещания» и заметила, что на региональных телеканалах с 1991 до 2003 г. появилась 71 новая детская программа. Эти программы пользовались большой популярностью сразу же после их появления в эфире. После анализа работы Центрального телевидения Китая и отдельных провинциальных каналов были выделены наиболее популярные у детской аудитории передачи (основной критерий при отборе - объем аудитории), проанализированы их жанрово-форматные особенности, целевая аудитория, специфика тематики. На основе изученных автором данных можно выделить несколько особенностей детского телевидения на универсальных каналах Китая «периода программ» (см. подробнее в табл. 1): 1. Наиболее популярный формат - тележурнал с различными рубриками. Это такие познавательно-развлекательные программы, как «Вертушка», «Чжэцзянское детское TV» и другие (табл. 1). 2. Много внимания уделялось искусству в различных его формах. Дошкольникам и школьникам предлагались для просмотра эстрадные номера, миниатюры, опера, а также передачи о литературе и живописи. 3. Игра - важный элемент на китайском детском телевидении. Дети играли друг с другом, с игрушками, родителями, получая необходимые знания и навыки. 4. Следует отметить небольшой хронометраж передач. Детские программы на универсальных каналах занимали обычно 30-40 мин2 по будням. Однако существовали исключения: «Колокол рассказов» и «Одуванчик» шли только 10 мин. 5. Программы выходили в эфир обычно с 17:00 до 19:00 (кроме передачи «Детский театр»), что соответствовало распорядку дня китайских детей - в это время они возвращались домой. Что касается жанрово-форматной структуры детского телевещания, большой популярность пользовались передачи, сделанные в формате тележурнала, второе и третье место занимали, соответственно, мультфильмы и телесериалы. Детские программы на универсальных каналах после масштабного появления детских каналов 8 сентября 1999 г. в Китае появился первый специализированный детский телеканал - «Наньфан-дети». Наиболее популярные передачи для детей на центральных и провинциальных универсальных телеканалах Китая (1991-2003 гг.) Таблица 1 Название Формат Хронометраж Целевая аудитория Периодичность Содержание «Город мультиков» Тележурнал 30 мин - Понедельник -суббота В программе демонстрировались различные мультфильмы и кукольные фильмы «Танграм» Тележурнал 45 мин Дети до 6 лет По вторникам В программу входили разнообразные рубрики: познавательные рассказы, музыкальные игры, рассказы о детях и родителях и др. «Маленький микрофон» Тележурнал 30 мин Дети от 6 до 14 лет По будням Программа была насыщена разнообразным контентом: рассказы, советы по рукоделию, песни и танцы «Солнечный город» Тележурнал - Учащиеся начальной и средней школы По будням В программе демонстрировалась повседневная жизнь учащихся начальной и средней школы «Молодые всходы» Тележурнал - Дошкольники, учащиеся начальной и средней школы - В программу входили 2-3 рубрики, в них обсуждали ежедневные дела, которыми заняты дети. В ходе программы давались научные знания, в студию приглашали знаменитостей «Лодка Луны» Тележурнал 30 мин Дети в возрасте от 3 до 8 лет - В программу входили отдельные познавательные рубрики «Чжэцзянское детское TV» Тележурнал 2030 мин - Будние дни Программа состояла из новостей для детей, игр и пр. «Детский театр» Программа 100 мин - Выходные В этой программе выступали различные труппы (эстрада, цирк, музыка и кукольный театр) «Солнечный ветер» Тележурнал 25 мин - Суббота, повтор по вторникам Игровые рубрики, музыкальные номера, основы научных знаний «Колокол рассказов» Драматургия 10 мин Дошкольники Будние дни Дошкольники слушали рассказы, сами придумывали истории, исполняли роли в них «Вертушка» Тележурнал 40 мин Дети в возрасте 7-12 лет По будням Игра, рубрики со специальными темами «Одуванчик» Тележурнал 10 мин Дошкольники Ежедневно Программа знакомила детей с различными видами искусства: музыкой, танцами, литературой, оперой и живописью «Смотрите вместе с папой и мамой» Тележурнал 10 мин - По будням В программе обсуждали проблемные вопросы, отношения с родителями, а также приглашали родителей с детьми участвовать в играх «Веселые острова» Программа - - - Популярная художественная миниатюра. Главные герои - собака и орангутанг Но только через год Центральная телестанция начала предпринимать попытки создать собственный специальный детский канал. Телестанция транслировала передачу под названием «Наш век», которая шла 12 ч. Эту «попытку» называют «открытием дверей» [30]. Центральная телестанция официально запустила специальный детский канал 28 декабря 2003 г. Канал был ориентирован на аудиторию до 18 лет. Контент включал 22 программы, эфирное время составляло 18 ч 30 мин каждый день [2]. До 2004 г. детские программы выпускались на 90 каналах региональных и административных центров и на 246 городских телевизионных станциях [1]. Но в связи с развитием специализированных детских каналов с 2004 г. телестанции начинают перемещать детские программы с универсальных каналов на специализированные. По этой причине количество детских программ на универсальных каналах резко сокращается. В 2006 г. насчитывается более 3 тыс. телевизионных станций (проводных и беспроводных). Было выпущено более тысячи программ, общий объем еженедельного вещания - десятки тысяч часов, а программы для детской аудитории на универсальных каналах составили только 6% от общего количества детских программ. На многих каналах детские передачи исчезли [31]. До 2016 г. в Китае вещало 42 специализированных детских канала: 34 провинциальных и городских, 4 мультипликационных и 4 платных [6]. В ходе исследования были изучены наиболее популярные детские программы лета 2018 г., их жанрово-форматная структура, темы, аудитория, а также особенности программирования. При проведении исследования часть передач автор проанализировала методом включенного наблюдения. Таблица 2 Детские программы на провинциальных универсальных каналах (по данным 2018 г.)3 Программа Жанр Хронометраж Целевая аудитория Периодичность Содержание «Фантастический город науки» Викторина и телешоу 45 мин Дети и их родители Вторник Эксперты проводят вместе с детьми научные эксперименты «Маленькие знаменитости китайской науки» Викторина 60 мин Учащиеся средней школы По средам (в телевизионный сезон с августа до конца октября) Игроки отвечают на вопросы о китайской литературе и культуре. Побеждает тот, кто быстрее отвечает «Мир модных детей» Беседа 30 мин 4-6 лет Пятница Ведущий общается с детьми и демонстрирует их таланты «Супер просто» Викторина и реалити-шоу 60 мин Учащиеся начальной школы Четверг Программа сочетает викторину и реалити-шоу. В викторине дети отвечают на вопросы о литературе, а в рубрике реалити-шоу выполняют задания «Отличный ребенок» Ток-шоу 55 мин Дети и их родители По воскресеньям (в телевизионный сезон с июня по октябрь) Дети демонстрируют свои уникальные способности, беседуют с ведущим и гостями «Тот же класс» Реалити-шоу 50 мин Учащиеся начальной школы По воскресеньям (в сезон с 27.05 по 05.08) Знаменитости ведут занятия в школе «Знание - это сила» Ток-шоу 40 мин Для всех По субботам (в сезон с июня по октябрь) Ведущий рассматривает разные проблемы, с которыми люди сталкиваются в жизни «Яркий голос детей» Конкурс 47 мин Дети и подростки Вторник Дети читают стихи и показывают свои таланты, их оценивают эксперты Как видно из табл. 2, детский контент на универсальных каналах значительно изменился. При создании программ продюсеры не следуют традициям прошлого века: исчез из сетки вещания такой формат, как тележурнал. Среди популярных передач на всех каналах (провинций, городов центрального подчинения и автономных районов Китая) была выявлена только одна конкурсная программа, одна телевизионная викторина и одна передача в жанре беседы. Большой популярностью пользуются ток-шоу и реалити-шоу. В этот период развивается тенденция сезонного программирования контента, меняется целевая аудитория детских телепрограмм: если ранее обращали внимание только на детей, то сейчас программы создаются и с учетом интересов родителей. Кроме того, в ходе исследования мы заметили, что мультфильмы доминируют на многих каналах и занимают устойчивую позицию на универсальных. Следует отметить еще два явления, которые нельзя проигнорировать. Во-первых, среди детских передач превалируют программы литературной и культурной направленности. Первая такая программа появилась в 2017 г., она сразу же стала популярной. После этого на других каналах стали появляться похожие проекты. Во-вторых, детские программы стоят в программной сетке обычно в прайм-тайм (19:00 - 21:00), но дети в Китае смотрят телевизор перед ужином (с 17:00 до 19.00) - до начала прайм-тайма. Таким образом, при программировании детского контента на универсальных телеканалах не учитывается режим дня юных телезрителей. Заключение Сравнительный анализ жанрово-форматной структуры, аудиторной и тематической специфики детского контента «периода программ» и «периода каналов» показал существенные изменения, произошедшие в данном поле. Исследование позволило выявить, что количество детских передач на универсальных каналах Китая снизилось по сравнению с предыдущим периодом: на двух изучаемых каналах вообще нет программ для детей - на универсальном канале телестанции Пекина и телестанции Хунань. У них, однако, есть специализированные детские каналы «Ка Ку» и «Ди-нин» (£Щ). Кроме того, исследование показало, что основной аудиторией этих каналов уже не являются дети. Можно предположить, что контент, близкий к детскому, стоит в данном тайм-слоте на универсальных телевизионных каналах для того, чтобы сохранить долю на рынке и привлечь больше взрослых зрителей в прайм-тайм. Телевизионные продюсеры не обращают внимание на качество программ и потребности детской аудитории, так что содержание программ больше направлено на развлечение, поэтому сейчас основной контент - это мультфильмы. В ходе исследования были выявлены и позитивные изменения. В «период программ» передачи были более однообразны (с точки зрения жанрово-форматной структуры): детские передачи выходили в основном в формате журнала. В «период каналов» детский контент стал более разнообразным, в эфир стали выходить такие новые жанры, как ток-шоу, реа-лити-шоу и др. Сегодня новые технологии (в частности, спутниковое вещание) гарантировали универсальным каналам охват большой аудитории, улучшили качество сигнала. С появлением специализированных телеканалов детское телевидение начало стремительно развиваться. Под влиянием специализированных детских каналов программы для детей на универсальных прошли путь больших изменений и после временного упадка опять завоевывают интерес телезрителей. Однако чтобы достигнуть это, каналы увеличили долю развлекательных программ, оставив на втором плане воспитательные задачи телевещания, именно поэтому мультфильмы стали основным программным контентом для большинства универсальных каналов. Несмотря на развитие жанрово-форматной структуры и улучшение контента по сравнению с «периодом программ», универсальные каналы сегодня выделили меньше времени на программы для детской аудитории, а на многих до сих пор отсутствует четкая ориентация контента для разных возрастных групп. Автор полагает, что возвращение телевизионному контенту на универсальных вещателях воспитательных задач, а также его программирование в интересах детской аудитории могли бы позитивно сказаться на эффективности функционирования детского телевидения как социального института и коммерческого предприятия. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Это каналы, в сетке вещания которых присутствуют программы разной тематики (новостные, спортивные, развлекательные и т.д.), они предназначены для разной аудитории. 2 Хронометраж передач для взрослой аудитории в Китае разный, большинство из них идет примерно 60 мин, а развлекательные еще дольше. Например, самая известная программа «Жизнь искусства» длится 50 мин, развлекательная программа «Бегите, братья!» - 100 мин. 3 Особенность телевизионного программирования в Китае - специфическая сезонность. Например, передачу (или фильм) начинают показывать несколько раз в августе - это её первый сезон, затем после перерыва показ этой же передачи (или фильма) возобновляют - это второй сезон.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Цао ЮйМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносовааспирант кафедры телевидения и радиовещанияcao.yu@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Официальный сайт Главное государственное управление по делам радиовещания и телевидения КНР http://www.nrta.gov.cn/art/2018/10/20/art_2178_39216.html
Чжао Хуаион. История развития центральной телестанции Китая (1998-2008). Пекин : Изд-во. Радио-Телевещания Китая, 2008. 1098 с. (1998-2008)
Яо Юйон, Ян Юся. Анализ развития детских телепрограмм в Китае // Вестник Ляонинского педагогического университета (серия обще ственных наук). 2006. T. 29, № 5. С. 109-111.
Цзя Руо, Ван Инин, Чжан Вэй. Сравнительное исследование детских телепрограмм в Китае и Канаде // Медиа. 2016. № 03. С. 68-71.
Цао Юй. Структура и специфика современного детского телевидения на специализированных каналах Китая // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: филология. Журналистика. 2019. № 1. С. 169-171.
Ван Юй. Очерк развития детских каналов // Исследование новых медиа. 2016. № 7. С. 137-138.
Сон И. Анализ использования и удовлетворенности детей на телевидении на примере «Вертушки» на детском канале CCTV // Исследо вания ТВ. 2008. № 06. C. 18-19.
Янь Цзысон. Влияние эстрадных телевизионных программ на взросление детей и подростков // Редактирование и писание. 2016. (000),004. С. 109-110. // 2016(000),004. P. 109-110.
Юань Хунчжоу. Развлекательная и образовательная программа для детей. На примере программы «Шоу Фань Мылэ» //Современная аудиовизуальное. 2013. № 07. С. 49-51.
Пу Вы. Детское телевидение: Кто субъект? К вопросу о зрелости детского телевидения в Китае // Новости и коммуникационные исследования.1998. 5(2). C. 13-24.
Во Цзяньчжун. Влияние телевидения на развитие детей // Телевизионные исследования. 2004. № 1. C. 17-19.
Ли Шэнчжи. Закон о регулировании американских детских телевизионных программ // ТВ Китая. 2010. № 10. C. 80-85
Цао Ян. Исследование формы детского телешоу. На примере канала CCTV и программ на американских и европейских каналах // О молодости. 2010. № 05. C. 52.
Юй Пэйся. Новое направление детского телевидения в мире // Китайское радио и телевидение. 2001. № 05. 13-16.
30-летний юбилей телестанции Сычуань. Редакционный комитет книги. 1990. ИЛ 30
Телестанция Цзянсу (серия из ста томов книг о современном китайском телевидении) / под ред. авторов книги. Пекин : Изд-во радио и телевидения Китая. Май. 1998.
Воспоминания о телестанции Хубэй / под ред. Тан Тао. Пекин : Издательство радио и телевидения Китая. Ноябрь. 2000.
Региональные хроники провинции Гуйчжоу (тома о радио и телевидении). Гуйян : Народное изд-во Гуйчжоу. Май. 1999.
Региональные хроники автономного округа Нинся (тома о культуре). Пекин : Изд-во Фанчжи. Октябрь. 2009.
Ежегодник радиотелевещания Китая / Под ред. авторов книги. Пекин : Изд-во радио и телевидения Китая (с 1986 по 2016 гг.)
Сун Маофан. О жанре телевидения // Исследования народного искусства. 1997. № 1. С. 3-12.
Лин Хуэй. Типология - неизбежная дорога развития китайского телевидения // Журналист. 2001. № 9. С. 26-29.
Чжан Ясин, Фу Сяогуан. Введение в телевизионную журналистику. Пекин : Изд-во Университета средств массовых информации Китая, 2015. 2015.
Багиров Э.Г. Жанры телевидения. М. : Гос. ком. по рад. и тел. при СМ СССР. Науч.-метод. отд., 1967.
Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. М. : Гос. ком. по рад. и тел. при СМ СССР. Науч.-метод. отд., 1961.
Долгова Ю.И., Перипечина Г.В. (ред.) Телевизионная журналистика. М. : Аспект Пресс, 2019.
Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже веков. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2009.
Яотянь У. «На завтра» - сравнение детских программ в Китае и в некоторые развитых странах // Китайское ТВ. 1999. № 1. С. 16-18.
Чжан Жуйхуа. Несколько мнений о детских программах // Современное телевидение. 2004. № 6. С. 36-37.
Официальный сайт CCTV: http://www.cctv.com/kids/special/C11388/20040224/100621.shtml
Официальный сайт исследовательской компании «CSM»: http://www.csm.com.cn
 Трансформация структуры и специфики современного детского телевидения на универсальных каналах Китая (1992-2018 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. DOI: 10.17223/15617793/457/5

Трансформация структуры и специфики современного детского телевидения на универсальных каналах Китая (1992-2018 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. DOI: 10.17223/15617793/457/5