Военное обучение и военно-физическая подготовка учащейся молодежи Западной Сибири как часть советской культуры предвоенного времени | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. DOI: 10.17223/15617793/457/18

Военное обучение и военно-физическая подготовка учащейся молодежи Западной Сибири как часть советской культуры предвоенного времени

Рассматриваются с использованием широкого круга источников, преимущественно архивных, различные направления военно-физической подготовки учащейся молодежи Западной Сибири в предвоенные годы. На конкретных примерах авторы исследуют различные аспекты многосторонней деятельности государственных органов и общественных организаций в реализации государственной стратегии по подготовке молодежи к защите Родины.

Military Instruction and Military Physical Training of Students in Western Siberia as Part of the Pre-War Soviet Culture.pdf Задача военно-физической подготовки и военного обучения учащейся молодежи к концу 1930-х гг. приобрела особую актуальность для Советского государства. Предложения СССР по созданию системы коллективной безопасности в Европе, по сути, были отвергнуты западными державами. 29 сентября 1938 г., на конференции в Мюнхене Франция и Англия продемонстрировали единство в стратегическом курсе по направлению реваншистских устремлений А. Гитлера на Восток. Фашистская Германия начала осуществлять широкомасштабную программу по подготовке к мировой войне. В этих условиях СССР начал реали-зовывать комплекс мер по кардинальному изменению системы военно-физической подготовки учащейся молодежи и населения страны в целом. В современных исторических реалиях стремление ряда мировых держав к коренному переустройству миропорядка и игнорирование ими суверенитета и национальных интересов других государств привели к обострению военно-политической обстановки в мире. Это делает востребованным ретроспективный анализ исторического опыта Советского государства по подготовке страны к тяжелым военным испытаниям на рубеже 1930-х - начала 1940-х гг. К концу третьего десятилетия XX в. милитаризация советского общества, коснулась всех областей жизнедеятельности огромной страны. В государственной системе мероприятий по подготовке молодежи и всего населения к защите Родины сфере физической культуры и спорта отводилось особое место. Стратегическая линия советского правительства была совершенно очевидной - превратить физкультуру и спорт в массовое движение по овладению оборонно-прикладными видами спорта. Приоритеты отдавались тем видам спорта, которые имели военно-прикладное значение для боевого резерва страны. Понятия военная, физкультурная и оборонная работа в конце 1930-х гг. практически не употреблялись отдельно друг от друга. Очень популярным в стране стал лозунг: «Каждый спортсмен - отличный стрелок, каждый стрелок - хороший спортсмен-осоавиахимовец» [1. С. 24]. Следует отметить, что именно командно-административная система, с ее мощной агитационно-пропагандистской направленностью способствовала приобщению значительной части населения государства к военно-физической подготовке. В этой связи огромное значение имело активное взаимодействие различных государственных и общественных структур по ее расширению, как профильных, так и непрофильных. Существенную помощь военным и комитетам физической культуры в организации военно-физической подготовки населения оказывали добровольные спортивные общества (ДСО), ВЛКСМ, Осо-авиахим, профсоюзы и др. Особую активность в развитии этой сферы проявлял комсомол, уделявший значительное внимание идеологическому воспитанию и физическому развитию молодежи, организации военного обучения и подготовке к защите Родины. X съезд ВЛКСМ, прошедший в апреле 1936 г., засвидетельствовал полную готовность комсомола «выполнить до конца свои обязанности по строительству коммунистического общества, по защите социалистического Отечества от нападения врагов социализма» [2. С. 10]. Усиление идейно-воспитательной работы в комсомольских организациях и среди населения было вполне объяснимо. В апреле 1939 г. ЦК ВКП(б) утвердил «Положение о комсомольской работе в армии и флоте». Число комсомольцев в Вооруженных силах быстро увеличивалось. Августовским постановлением пленума ЦК ВЛКСМ 1939 г. «Об оборонной и физкультурной работе в комсомольских организациях» были определены основные направления и методы работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Перед молодыми людьми были поставлены конкретные задачи: сдача норм нового комплекса «Готов к труду и обороне», подготовка в 1939-1940 гг. без отрыва от производства 50 тыс. медицинских сестер, проведение соревнований между комсомольскими организациями заводов, предприятий, учебных заведений, колхозов и совхозов на лучшую постановку оборонно-массовой и физкультурной работы. При военно-физкультурных отделах комитетов комсомола всех уровней был создан внештатный актив [3. Т. 2. С. 55, 56]. Одним из направлений работы комсомольских организаций являлась подготовка молодежи по военно-техническим специальностям. Так, итоги проверки оборонной работы комсомольских организаций 1939 г. показали, что Томская комсомольская организация находилась в числе лучших в Сибири по данному виду обучения. Все ее члены в рамках мероприятий по подготовке молодежи к армии успешно сдавали экзамены по военно-техническим дисциплинам. Получение неудовлетворительной оценки на экзамене являлось поводом для исключения из комсомола. В докладе командующего войсками Сибирского военного округа (СибВО) отмечалось, что 78% всех призывников имели одну и более военных специальностей (пилоты, шоферы, мотоциклисты и др.) [4. Л. 74]. В стране работали 55 военно-морских клубов, 78 автомотоклубов, 76 клубов и школ связистов. Кроме того, действовали тысячи кружков пулеметчиков, стрелков, гранатометчиков, медицинских сестер и других, где проходили обучение сотни тысяч юношей и девушек. Так, автомотоклуб Омской области в 1940 г. «в общественно-массовом порядке» осуществлял подготовку без отрыва от производства автомобилистов, танкистов, мотоциклистов [3. С. 57; 5. Л. 6]. Новосибирский автомотоклуб Осоавиахима в 1940 г. стал одним из крупнейших в СССР. Он имел свыше 300 автомотоучебных и спортивных машин и хорошую базу для учебной и спортивной работы. С 1939 по 1940 г. по теории автомобилей клубом было подготовлено 3 000 человек из лиц допризывного возраста и военнообязанных [6. С. 82]. Объективная неизбежность вовлечения Советского Союза в орбиту Второй мировой войны потребовала кардинальных изменений в военной подготовке учащейся молодежи. На основании Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», принятого VI сессией Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 г., во всех учебных заведениях Западной Сибири было организованно военное обучение учащейся молодежи. Руководство начальной и допризывной военной подготовкой возлагалось на Наркомат обороны, а ее проведение в учебных заведениях - на штатных военных руководителей, оплата труда которых осуществлялась по сметам соответствующих наркоматов. Для школьников с 5-го по 7-й классы начальных и неполных средних школ вводилась начальная военная подготовка, для учащихся с 8-го по 10-й классы средних школ, техникумов, рабфаков, школ ФЗО и высших учебных заведений - допризывная военная подготовка. На их проведение отводилось в учебных планах по 2 часа в шестидневку и обязательным было прохождение лагерных сборов в конце учебного года [6. С. 55]. Был увеличен срок службы в Сухопутных войсках и авиации для рядового и сержантского состава, а призывной возраст снижен до 19 лет, для юношей со средним образованием - до 18 лет. Стали традицией торжественные проводы в армию и комплексная подготовка молодежи к военной службе [3. С. 53, 55]. Большое значение для перестройки системы военно-физической подготовки учащейся молодежи в 1939 г. имело правительственное решение об организации в составе Наркомпроса РСФСР (Наркомпросов АССР, и край (обл-)оно) управлений (групп) военной подготовки и физического воспитания учащихся, в компетенцию которых вошло учебно-методическое руководство военно-физкультурной подготовкой учащейся молодежи и студентов. Проект штатного расписания требовалось внести на утверждение в Народный комиссариат финансов до 9 ноября 1939 г. Управление было призвано решать широкий спектр задач: материально-техническое и финансовое обеспечение военно-физкультурной подготовки в школах и вузах, в том числе строительство стрелковых тиров и физкультурных площадок; подготовка и переподготовка военно-физкультурных кадров; контроль и инспектирование учебных заведений народного образования; разработка вопросов врачебного контроля в учебных заведениях и др. [7. С. 7; 8. Л. 17]. Не обошли вниманием и руководство внеклассной и внешкольной оборонно-физкультурной работой школьных и внешкольных учреждений, а также выполнение государственного задания по сдаче нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Военная подготовка в 1939 г. была включена в вузовские учебные планы и программы по физическому воспитанию учащейся молодежи. Образованные к тому времени во всех вузах физкультурные кафедры отвечали не только за физическое, но и за военное воспитание студентов [9. С. 100-104; 10]. Интерес к военной подготовке был очевиден: в 1939 г. в Алтайском крае и Новосибирской области начальной военной подготовкой занимались 484,3 тыс. учащихся; допризывной подготовкой -83,3 тыс. учащихся [11. Л. 7, 8]. В предвоенные годы в СССР, в том числе в регионах Западной Сибири, массово культивировались военно-технические и прикладные виды спорта. Военизированным стал и новый комплекс ГТО, который позволял государству держать значительную часть населения в состоянии мобилизационной готовности к войне. Активность в сдаче нормативов ГТО росла. По данным отчетов, если на 15 июля 1938 г. задание по подготовке значкистов ГТО томскими физкультурными организациями было выполнено на 25%, то в 1939 г. за тот же период - на 75%. В печати и по радио шла активная пропаганда комплекса ГТО. Для каждого учебного заведения и предприятия было установлено государственное задание по выполнению его норм [3. С. 57; 12]. Усиление работы в данном направлении оказало позитивное влияние на повышение физической подготовленности населения и мобилизационной готовности страны. Однако при этом нельзя не отметить и сопутствующие времени проявления бюрократического стиля: устанавливались нормы, проценты, насаждались обязательства и пр. Уровень физкультурной работы организаций рассматривался контролирующими органами исключительно с точки зрения соответствия установленным показателям и процентам. В архивах Омской области выявлены документы, свидетельствующие о невыполнении государственного задания по нормативам ГТО в 1939 г., а также решения II пленума Омского обкома ВКП(б) о создании массовых оборонных организаций на всех предприятиях, в организациях, в учреждениях и охвату трудящихся изучением военного дела. Можно предположить, что количество регионов, где не выполнялось задание по сдаче нормативов ГТО, было значительным, так как материально-техническая база и инструкторский состав не соответствовали необходимому уровню [13. Л. 8]. Например, в Алтайском крае, число значкистов ГТО среди призывников выросло с 4% в 1938 г. только до 10,4% в 1940 г. [14. Л. 43; 15. Л. 4]. Тем не менее спортивно-массовая работа в армии строилась на основе комплекса ГТО, проводились ежедневная утренняя гимнастика, специальные учебные занятия и самодеятельные формы спортивно-массовой работы. В основу учебных занятий по физической подготовке в армии и на флоте были положены методы обучения и тренировки, приближенные к боевым условиям [16. Л. 134, 136; 17. С. 146, 148]. С началом 1940 г. в Наркомате обороны было создано специальное Управление по допризывной подготовке и в местных органах военного управления -инспекторский аппарат по начальной и допризывной военной подготовке [18. Л. 6 об.]. В структуре республиканских, краевых и областных военных комиссариатов были введены должности инспекторов начальной допризывной подготовки [19. Л. 80]. Разнообразные формы военно-патриотической пропаганды способствовали воспитанию у молодежи идейной убежденности в необходимости готовить себя к защите Родины. В городах Сибири активизировалась работа по проведению массовых мероприятий по военно-прикладным видам, в которых участвовали мотоциклисты, гранатометчики, парашютисты и др. Так, участниками традиционного городского кольцевого пробега, прошедшего 24 февраля 1939 г. в Томске, стали пешие лыжники с винтовками и противогазами, конные лыжники, мотоциклисты и бегуны [9. С. 100-104; 16. Л. 134, 136; 17. С. 146, 148]. Были введены некоторые изменения в походы и в так называемые скоростные переходы, пользовавшиеся с 1936 г. особой популярностью. Во время подобного перехода Томск - Новосибирск 21 февраля 1939 г. в районе села Проскоково были проведены показательные военизированные учения студенческой молодежи [9. С. 100-104; 20]. За лето 1940 г. физкультурные и комсомольские организации Новосибирской области организовали более 20 массовых военизированных походов призывной молодежи [21. Л. 29]. Инициаторами и организаторами военизированных походов, получивших в конце 1930-х гг. большое распространение, в большинстве являлись комсомол совместно с Осоавиахимом и физкультурными организациями. Западная Сибирь подтверждала общесоюзную тенденцию. В 1940 г. массовые военизированные походы организовывали комсомольцы Москвы, Тулы, Орла и других городов. Комсомольские организации Приморского края, Ленинграда, Севастополя провели военно-тактические учения и военно-морские игры [3. С. 58, 59]. Изменения претерпели программы всех проводимых соревнований. Военизированными стали и традиционные спортивные встречи Томского, Новосибирского и Омского медицинских институтов. Спортсмены (140 участников) соревновались в лыжном беге в противогазах (военизированный лыжный переход по нормативам ГТО 2 для мужчин - 10 км, для женщин - 5 км), конькобежном спорте, метании гранат, стрельбе и др. [9. С. 100-104; 22; 23]. Решением советского правительства было установлено ежегодное празднование Всесоюзного дня физкультурника. Это государственное решение способствовало более широкому вовлечению молодежи в процесс занятий спортом и физкультурой. Так, в Новосибирской области в проведении Дня физкультурника 21 июля 1939 г. приняли участие 33 тыс. чел., а в 1940 г. - уже свыше 100 тыс. чел. Следует отметить, что нововведением в праздновании Дня физкультурника в 1940 г. являлось включение военных видов соревнований по гранатометанию, мотокроссу, гребле и др. [9. С. 100-104; 16. Л. 134, 136; 17. С. 146, 148; 21. Л. 2]. Одним из видов спорта, который имел большую популярность у молодежи, стал парашютный. К началу 1930-х гг. томские организации Осо-авиахима приступили к созданию парашютных, планерных и авиамодельных кружков. В 1930-1934 гг. были построены первый планер, первая парашютная вышка, открыта летно-планерная школа, на базе которой в 1933 г. был создан аэроклуб Осоавиахима. Члены общества собирали денежные средства, осуществляли строительство планеров и самолетов, а также учебного аэродрома [24, 25]. В сентябре 1934 г. было принято постановление ЦК ВЛКСМ и ЦС Осоавиахима о парашютном спорте. Управленческие структуры придавали огромное значение этому новому военно-прикладному виду спорта, повсеместно создавались профильные кружки. За организацию данного направления отвечали образованные советы парашютного спорта при Осоавиахиме и специальный институт уполномоченных парашютного спорта при крайкомах, обкомах комсомола и ЦК ВЛКСМ союзных республик [26. Л. 85-85 об.]. В 1934 г. начал работать первый на Алтае и второй в Сибири Бийский аэроклуб. В 1935 г. в Томске было сделано 3 750 прыжков с парашютной вышки (первое место по Запсибкраю). Авиамоделизмом занималось около 1 500 человек. В 1936 г. первый выпуск произвел Барнаульский аэроклуб, выполнив государственное задание на 138%. В 1937 г., как и все аэроклубы Западной Сибири, он готовил авиационных специалистов без отрыва от производства в две очереди. Аналогичная работа в Западной Сибири проводилась в конце 1930 - начале 1940-х гг. повсеместно [24; 27. С. 310, 311; 28. Л. 145]. К началу 1941 г. в стране насчитывалось 180 аэроклубов и 46 парашютно-планерных клубов, в которых осуществлялась подготовка летчиков запаса, пилотов-планеристов, парашютистов, авиамехаников и других авиационных специалистов. Эти кадры сыграли важную роль в пополнении Военно-воздушных сил СССР. Из числа воспитанников аэроклубов выросли такие известные военные летчики, как А. Покрышкин, И. Кожедуб, А. Молодчий, Н. Гастелло, А. Серов, П. Осипенко и многие другие. Сотни летчиков - воспитанников Томского аэроклуба прославили Родину в годы Великой Отечественной войны. Бывший авиамоделист И. Черных повторил подвиг Н. Гастелло, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Пилотом тяжелого бомбардировщика в годы Великой Отечественной войны был Александр Сидоров. Командиром эскадрильи в составе женского Таманского авиаполка воевала А. Полянцева. Успехи Советского Союза в развитии авиаспорта были очевидны. К 1941 г. 13 мужских рекордов из 20, зарегистрированных Международной авиационной федерацией, принадлежали СССР, из 10 женских рекордов 7 установили советские летчицы и планеристки [3. С. 57; 24]. Большую популярность у призывной молодежи в предвоенные годы приобрела сдача норм на оборонные значки «Ворошиловский стрелок», «Готов к противовоздушной и химической обороне», «Готов к санитарной обороне», «Альпинист СССР», «Парашютист СССР», «Турист СССР». Она организовывалась повсеместно Осоавиахимом при активном содействии военных, ВЛКСМ и активистов-общественников. Для целенаправленной подготовки молодежи к сдаче норм на оборонные значки создавались специальные школы и команды из числа допризывников, которые действовали при сельских советах и первичных организациях Осоавиахима. Для работы среди призывников председатели первичных организаций Осо-авиахима направляли опытного осоавиахимовца, преимущественно отслужившего в армии. Райкомы ВКП(б) и ВЛКСМ выделяли политруков для изучения текущей политики [29. Л. 24]. Так, по данным газеты «Красное знамя», в 1938 г. Томский горсовет Осоавиахима открыл школу ворошиловских всадников, где по 182-часовой программе обучались более 40 человек, а к апрелю 1939 г. организовал 193 новых оборонных кружка общей численностью 2 254 человека. В кружках готовились ворошиловские стрелки, шла подготовка к сдаче норм на оборонный значок ПВХО. Неуклонно росло количество оборонных значкистов среди призывной молодежи Алтайского края [14. Л. 43; 15. Л. 4; 30; 31]. Активно работали младшие командиры запаса по подготовке оборонных значкистов в Шипуновском районе, усилиями которых в 1940-1941 гг. военно-физическим воспитанием были охвачены все допризывники района. Для принятия зачетов и проверки на местах социалистического договора по подготовке к призыву со Старо-Бардинским районом, в Солоне-шенском районе Алтайского края с 23 по 28 сентября 1940 г. был проведен 5-дневный лагерный сбор допризывной молодежи [32. Л. 134; 33]. В Новосибирской области в 1939 г., по сравнению с 1938 г., из числа призывной молодежи было подготовлено оборонных значкистов в 5 раз больше. Высокий процент подготовленных значкистов из числа призванных был в городах Сталинске - 90%, Анжеро-Судженске -93%, Томске - 87%, Черепаново - 63% [34. Л. 14]. Для понимания объема проводимой организацией работы отметим, что к началу 1941 г. Осоавиахим объединял 13 млн советских граждан [3. С. 56; 30; 31]. С середины 1930-х гг. в число приоритетных видов вошел стрелковый спорт. В 1935 г. были созданы спортивно-стрелковый комитет Всесоюзного совета физической культуры (ВСФК) при ЦИК СССР и спортивно-охотничьи комитеты при областных, городских и районных советах физической культуры. На основании постановления СНК СССР от 23 января 1936 г. № 114 «О перерегистрации охотников» граждане, занимавшиеся промысловой и спортивной охотой, должны были встать на учет. Большую популярность приобрели стрелковые соревнования, в том числе ворошиловских стрелков. Так, в 1936 г. в Барнауле в соревнованиях ворошиловских стрелков приняли участие более 2 тыс. чел. [28. Л. 144; 35. Л. 10; 36. Л. 21; 37. С. 7]. Численность ворошиловских стрелков в регионах Западной Сибири росла достаточно быстро. Например, в Алтайском крае с 5,3% в 1939 г. она увеличилась до 17,3% в 1940 г. К 1940 г. в Томском институте инженеров железнодорожного транспорта насчитывались сотни ворошиловских стрелков, пулеметчиков, стрелков из пистолета, были также и снайперы [14. Л. 43; 15. Л. 4; 38]. Большое военно-прикладное значение лыжного спорта вывело его к 1939 г. в Западной Сибири в число наиболее приоритетных. Задачей того времени была подготовка не только лыжника-спортсмена, а главным образом лыжника-бойца, способного действовать в боевой обстановке. К 1940 г. на многих предприятиях были организованы лыжные батальоны, рассматривался вопрос об их создании в вузах сибирских городов. Так, Томский горком по делам ФК и С организовал в конце 1939 г. цикл методических лекций по зимним видам спорта для инструкторов организаций и спортивных обществ. Это содействовало увеличению числа подготовленных инструкторов лыжного спорта. В Алтайском крае в первой половине 1941 г. курс лыжной подготовки прошли 42,9% допризывников [39. Л. 38; 40. Л. 112; 41. Л. 9]. Совершенствованию военно-физической подготовки учащейся молодежи, популяризации лыжного спорта и идейно-патриотического воспитания способствовали организованные лыжные переходы. В конце декабря 1940 г. спортсмены Новосибирска совершили большой лыжный переход по маршруту Новосибирск - Свердловск и обратно, положив начало массовым лыжным переходам и кроссам в СССР. Массовые групповые и одиночные военизированные и скоростные лыжные переходы на 40-80 и 100 км стали для сибирской молодежи нередким явлением [6. С. 78]. В начале 1941 г. по маршруту Томск - Новосибирск прошли студенты ТМИ под руководством И.Я. Безденежных и студенты института железнодорожного транспорта под руководством В. А. Чеснови-ча. Были также организованы переходы по маршруту Томск - Тайга. Кроме переходов, студенты вузов совершали большое количество походов в близлежащие колхозы с целью популяризации лыжного спорта [41. Л. 18; 42; 43]. Вместе с тем следует отметить, что многие физкультурные акции носили эпизодический характер, а проявляемая активность при их подготовке сменялась спадом по окончании мероприятий, а то и полным прекращением физкультурной работы. Например, отчет Томского горкома ВЛКСМ, сохранившийся в архивных фондах, свидетельствует о том, что созданные при подготовке и проведении кросса студенческие лыжные батальоны прекратили существование практически сразу после его завершения [41. Л. 21]. Поворотным для развития военно-физического воспитания учащихся явился 1941 г. Постановлением СНК РСФСР № 22 от 13 января 1941 г. «О мероприятиях по развитию физкультуры и спорта в РСФСР» предусматривалось проведение ряда мероприятий, направленных на коренное изменение системы военно-физического воспитания учащейся молодежи. В наркоматах просвещения автономных республик, в краевых и областных отделах народного образования были учреждены должности инспекторов-методистов по физическому воспитанию [44. Л. 18]. В последние мирные месяцы 1941 г. на развитие физкультуры и спорта среди школьной молодежи Советское государство выделило значительные средства. На строительство физкультурных площадок и приобретение спортивного оборудования и инвентаря на каждую среднюю школу выделялось по 1 500 и 1 200 руб. соответственно. На строительство 300 кустовых межшкольных стрелковых тиров было выделено 32 млн руб. Для оборудования военных кабинетов в средних школах выделялось по 1 000 руб., военных классов в городе - 200 руб., в сельской местности - 150 руб. Для оборудования военных классов в неполных городских средних школах выделялось 150 руб., в сельских -70 руб. Ежегодные отчисления на организацию массовой оборонной и физкультурной работы на каждый класс составляли: по 20 руб. - с 1-го по 4-й классы; по 25 руб. - с 5-го по 7-й классы и по 50 руб. - с 8-го по 10-й классы. Значительные средства были выделены на строительство и оборудование кустовых межшкольных стрелковых тиров. Постановлением также были установлены твердые должностные ставки военных руководителей [44. Л. 19, 45, 50, 64, 65]. В соответствии с «Положением о факультативном курсе по физической культуре», утвержденном Наркомпросом РСФСР 15 апреля 1941 г., в целях углубленного изучения теории и практики физкультурной работы в университетах, педагогических и учительских институтах Наркомпроса РСФСР было разрешено организовывать факультативные курсы по физической культуре для студентов 1-го курса учительских институтов и 3-х курсов педагогических институтов и университетов. Для студентов, изъявивших желание изучать этот курс, обязательным являлся ряд условий: разрешение врача и четырехра-зовый осмотр в год, а также наличие значка ГТО I ступени. Кроме того, для студентов пединститутов и университетов необходимым также являлось успешное выполнение программы обязательной физической подготовки на 1-м и 2-м курсах не ниже чем на оценку«хорошо». Занятия проходили 2-3 раза в неделю в среднем по 8-12 часов и включались в общее расписание [45. Л. 11, 12]. Для оплаты внеклассной спортивной работы преподавателей физкультуры в школах вводилась дополнительная ставка в месяц 100 руб. для неполных средних и 150 руб. - для средних школ. Преподавательская заработная плата военных руководителей рассчитывалась на основе новой учебной сетки (по 3 часа в неделю в 5-9-х классах, в 10-х классах по ставке преподавателей родного языка, литературы, физики и математики). Аналогичные меры были предусмотрены в педучилищах, техникумах и политпросветшколах [44. Л. 65, 68]. Таким образом, несмотря на отдельные несостыковки, бюрократические препоны, определенный формализм система военно-физической подготовки учащейся молодежи Западной Сибири в предвоенные годы сработала достаточно эффективно. Это стало возможным благодаря всестороннему взаимодействию государственных, партийных органов и общественных организаций. Весомый вклад в патриотическое и военно-физическое воспитание молодого поколения внесли такие общественные организации, как ВЛКСМ и Осоавиахим.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сарычева Татьяна ВалерьевнаТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникид-р ист. наук, доцент кафедры физического воспитания и спортаsarycheva_tv_1@mail.ru
Ростов Николай ДмитриевичАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползуновад-р ист. наук, профессор кафедры «Коммуникативные, социокультурные и образовательные технологии»ndrostov@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Сарычева Т.В. Становление и развитие физической культуры в системе высшего образования в Сибири на примере вузов г. Томска (20 80-е гг. XX в.). Томск : Изд-во ТПУ, 2013. 123 с.
X съезд ВЛКСМ : стенографический отчет. 1936. Т. 1.
Славный путь Ленинского комсомола : в 2 т. М., 1974.
Центр документации новейшей истории Томской области (далее - ЦДНИ ТО). Ф. 608. Оп. 39. Д. 210.
Государственный исторический архив Омской области (далее - ГИАОО). Ф. 17. Оп. 1. Д. 3053.
Ростов Н.Д. Если завтра война.. Подготовка молодежи Западной Сибири к защите родины (1937 - июнь 1941 г.). Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2004. 221 с.
Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. М., 1939. № 258.
Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ) Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 6150.
Сарычева Т.В. Милитаризация физического воспитания и общественно-патриотическое движение в СССР в предвоенные годы (1939 1941 гг.) на примере г. Томска // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351.
Физкультура и спорт // Красное знамя. 1939. 27 февр.
ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 6149.
Тихонов Н. С чем мы встречаем праздник // Красное знамя. 1939. 18 июля.
ГИАОО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 2136.
Государственный архив Алтайского края (далее - ГААК). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 322.
ГААК. Ф. П-1. Оп. 18. Д. 110.
ГИАОО. Ф. 2161. Оп. 1. Д. 42.
Физическая культура и спорт в СССР / под ред. Г. Б. Хотянова. М., 1967.
Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦАМО РФ). Ф. 57. Оп. 12305. Д. 46.
ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 6152.
По городу и району // Красное знамя. 1939. 23 февр.
Государственный архив Новосибирской области (далее - ГАНО). Ф. П-4. Оп. 4. Д. 558.
Красное знамя. 1940. 17 февр.
Физкультура и спорт. Встреча трех институтов // Красное знамя. 1940. 6 марта.
Соколов Ю. Томские авиаторы // Молодой ленинец. 1958. 30 июля.
Сидоров А.Н. За учебой // Красное знамя. 1940. 18 авг.
ЦДНИ ТО. Ф. 251. Оп. 2. Д. 3.
Энциклопедия Алтайского края : в 2 т. Барнаул, 1995. Т. 1.
ГААК. Ф. 312. Оп. 1 а. Д. 23.
ГААК. Ф. П-5155. Оп. 1. Д. 27.
По городу // Красное знамя. 1939. 9 апр.
По городу // Красное знамя. 1939. 8 мая.
ГААК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 423. Л. 134.
ГААК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 27. Л. 36.
ГАНО. Ф. П-4. Оп. 3. Д. 404.
ГАНО. Ф. Р-906. Оп. 1. Д. 79.
ГИАОО. Ф. 2161. Оп. 1. Д. 2.
История развития физкультурно-спортивного движения на Алтае // Алтай спортивный : информ. справ. / авт.-сост. Н.М. Шубенкова; под общ. ред. В.А. Альта. Барнаул, 2007.
Владимиров М. Стрелковые кадры // Красное знамя. 1940. 9 июля.
ГААК. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 1.
ЦДНИ ТО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 100 а.
ЦДНИ ТО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 111.
Красное знамя. 1941. 26 янв.
Старт лыжного военизированного похода Томск-Новосибирск // Красное знамя. 1941. 14 янв.
ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 6151.
ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 75. Д. 3491.
 Военное обучение и военно-физическая подготовка учащейся молодежи Западной Сибири как часть советской культуры предвоенного времени | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. DOI: 10.17223/15617793/457/18

Военное обучение и военно-физическая подготовка учащейся молодежи Западной Сибири как часть советской культуры предвоенного времени | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. DOI: 10.17223/15617793/457/18