Содержание и направленность подготовки юных гимнасток к квалификационным соревнованиям по спортивной гимнастике | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. DOI: 10.17223/15617793/457/22

Содержание и направленность подготовки юных гимнасток к квалификационным соревнованиям по спортивной гимнастике

Обсуждаются вопросы подготовки юных гимнасток, с учетом соревновательной деятельности по спортивной гимнастике на этапе начальной подготовки. Обсуждаются вопросы становления качественного двигательного навыка базовых упражнений при сопряженном развитии физических качеств и функционально-двигательных способностей. Предлагается перспективно-прогностичекая модель достижения спортивного результата с учетом сопряженности видов подготовленности: физической, двигательной, функционально-двигательной, специально-двигательной и технической.

The Content and Focus of Preparing Young Gymnasts for Qualification Competitions in Artistic Gymnastics.pdf Актуальность. В требования к содержанию соревновательных программ девочек юношеских разрядов с 2019 г. внесены новые более перспективные упражнения [1]: II юношеский разряд: - маховые элементы на разновысоких брусьях (в висе размахивания изгибами); - акробатические элементы на бревне (кувырок назад; переворот в сторону с поворотом); - сочетание шагов на бревне (мах прямой вперед с последующим сгибанием в коленном суставе и касанием носком колена); - статические элементы на вольных упражнениях (равновесие с прямой ногой); - акробатические связки (с подскока «рондат» -прыжок вверх в позу приземления, медленный переворот назад с одной ноги); I юношеский разряд: - элементы из виса на разновысоких брусьях (подъём двумя в упор сзади); - акробатические элементы на бревне (кувырок вперед); - вскоки на бревне (наскок в упор в шпагат продольно с опорой руками); - акробатические связки на вольных упражнениях (рондат - фляк - прыжок вверх в позу приземления). Перечисленные изменения соревновательных упражнений требуют пересмотра процесса спортивной подготовки юных гимнастов за счет установления последовательности освоения гимнастических упражнений, определения их места, сочетания и чередования в структуре макро-, мезо-, микроцикла и тренировочного занятия [2]. При этом должен быть исключен отрицательный перенос двигательного навыка и физических качеств и функционально-двигательных способностей [3, 4]. Необходимо создание условий для становления качественного двигательного навыка базовых упражнений при сопряженном развитии физических качеств и функционально-двигательных способностей, что ведет к самообразованию двигательных навыков более сложной, но сходной структуры движений, выполняемых без направленного обучения [5-7]. Это возможно при условии использования перспективно-прогностического подхода к определению последовательности освоения базовых и профилирующих упражнений структурных групп и подгрупп движений. В качестве обязательных условий выступает последовательное развитие общих и специальных физических качеств при освоении базовых упражнений, затем - освоение профилирующих и обязательных соревновательных упражнений в условиях сопряженного развития физических качеств и функционально-двигательных способностей, что должно лежать в основе управления содержанием видов подготовки юных гимнастов. Цель исследования - разработка целевой модели управления видами подготовки юных гимнасток, занимающихся спортивной гимнастикой. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы; моделирование. Результаты исследования. Содержание перспективно-прогностической модели подготовки юных гимнастов групп начальной подготовки первого года обучения предусматривает: подготовку к соревновательным программам на видах гимнастического многоборья: в опорном прыжке, разновысоких брусьях, бревне, вольных упражнениях. В качестве целей спортивной подготовки юных гимнасток в структуре учебного года представлены: - сентябрь-октябрь - создание условий для развития общих и специальных физических качеств и сопутствующих устойчивых функционально-двигательных способностей, освоение базовых упражнений (цель 1); - ноябрь - декабрь - создание условий для освоения базовых и соревновательных упражнений, сопутствующих им неустойчивых функционально-двигательных способностей и развитие общих и специальных физических качеств (цель 2); - декабрь - создание условий для проявления индивидуальных двигательных способностей на основе совершенствования соревновательных упражнений, оптимизации развития сопутствующих физических качеств и функционально-двигательных способностей в соответствии с перспективно-прогностической моделью гимнасток на основе соревновательной программы (цель 3); - январь-февраль - создание условий для развития комплекса специальных физических качеств, совершенствования устойчивых и неустойчивых функционально-двигательных способностей, освоение профилирующих и совершенствование базовых упражнений с учетом деления группы на среднесильную и средне-слабую (цель 4); - март-апрель - создание условий для совершенствования выполнения базовых упражнений в связках и выполнение их в соревновательных комплексах, совершенствование устойчивых и неустойчивых функционально-двигательных способностей, развитие комплекса специальных физических качеств (цель 5); - май - создание условий для проявления индивидуальных двигательных способностей на основе совершенствования соревновательных упражнений, оптимизации развития сопутствующих физических качеств и функционально-двигательных способностей гимнасток: не выполнивших III юношеский разряд, в соответствии с перспективно-прогностической моделью; выполнивших III юношеский разряд - в соответствии с перспективно-прогностической моделью прогрессирующего развития (цель 6). Таким образом, на достижение одной цели отводится один мезоцикл продолжительностью, как правило, 2 месяца. Указанные цели могут быть достигнуты при условии выполнения следующих операций: 1 - совершенствование выполнения базовых упражнений, а также повторение гимнастической терминологии; 2 - совершенствование общих и специальных физических качеств; 3 - освоение базовых упражнений; 4 - освоение базовых упражнений на видах гимнастического многоборья, создание представлений о связующих элементах при выполнении связок; 5 - развитие устойчивых функционально-двигательных способностей; 6 - включение базовых упражнений в соревновательные композиции, установление последовательности изучения связок и комбинации в целом; 7 - стимулирование неустойчивых функционально-двигательных способностей; 8 - совершенствование общих и специальных физических качеств; 9 - целостное выполнение соревновательной программы, выведение спортсмена на необходимый уровень выполнения соревновательных упражнений с целью набора необходимого количества баллов, позволяющего выполнить разряд; пополнение основ теоретических знаний о правилах выступления на соревнованиях; 10 - совершенствование техники базовых и освоение профилирующих упражнений; 11 - последовательное развитие комплекса специальных физических качеств, уточнение знаний о целях выполнения упражнений, развитие физических качеств и функционально-двигательных способностей; 12 - формирование устойчивых и неустойчивых функционально-двигательных способностей; 13 - совершенствование элементов в соревновательных упражнениях, уточнение последовательности изучения связок и комбинации в целом; 14 - совершенствование комплекса специальных физических качеств; 15 - стимулирование устойчивых и неустойчивых функционально-двигательных способностей; 16 - целостное выполнение соревновательной программы, её текущая оценка, уточнение прогноза уровня выполнения соревновательных упражнений, оттачивание качества элементов соревновательной программы; опрос теоретических знаний о правилах поведения на соревнованиях. Регламентация представленных выше операций характеризует технологический подход, достоинством которого является гарантированное достижение перспективно-прогностической возрастной соревновательной комплексной модели спортивной подготовки. Знания и навыки, связанные с теоретической подготовкой, усваиваются на каждом занятии в соответствии с требованиями этапа подготовки юных гимнасток: правила нахождения в зале, основы обучения гимнастическим упражнениям и «школы» движений, объяснение методики обучения элементам, изучение правил проведения соревнований, требований к костюму спортсмена, подходу и уходу после выполнения упражнений на видах многоборья и т.д. В основе общей и специальной физической, двигательной, специально-двигательной, функционально-двигательной и технической подготовки - комплексное концентрированное сопряженное обучение [8. С. 91-93] и тренировка, предусматривающая использование недельных микроциклов (три-четыре тренировочных занятия), направленных на обучение определённым видам двигательных действий в каждом мезоцикле с учётом сопряжённого развития физических качеств, двигательных навыков и функционально-двигательных способностей. Направленность недельных микроциклов, сдвоенных месячных мезоциклов в структуре учебно-тренировочного года строится следующим образом: - сентябрь-октябрь - освоение и совершенствование базовых упражнений; - ноябрь-декабрь - совершенствование базовых упражнений на видах многоборья, соединение их в связки, разучивание соревновательной программы в целом; - январь-февраль - совершенствование выполнения базовых и профилирующих упражнений; - март-май - освоение соревновательной программы и совершенствование изученных элементов. В учебном году выделяют четыре мезоцикла, продолжительность каждого два месяца. Подготовительный период в представленной модели составляет чуть более восьми месяцев (сентябрь-апрель, начало мая), соревновательный - менее месяца (декабрь, май), переходный - три месяца (июнь-август) [8]. Физическая подготовка реализуется в четырех двухмесячных мезоциклах этапа: сентябрь-октябрь - развитие общих и специальных физических качеств; - ноябрь-декабрь - сохранение уровня общих физических качеств для выполнения базовых упражнений, а также развитие специальных физических качеств для реализации и выполнения соревновательных упражнений; - январь - комплексное развитие общих физических качеств; Рис. 1. Модель управления видами подготовки в спортивной гимнастике - февраль-март - совершенствование комплекса развития специальных физических качеств; - апрель-май-поддержание достигнутого уровня развития специальных физических качеств. Функционально-двигательная подготовка предполагает четыре двухмесячных мезоцикла этапа: - сентябрь-октябрь - развитие устойчивых функционально -двигательных способностей; - ноябрь-декабрь - развитие неустойчивых функционально -двигательных способностей; - январь-февраль - совершенствование и направленное развитие устойчивых и неустойчивых функционально-двигательных способностей; - март-май - поддержание уровня устойчивых и неустойчивых функционально-двигательных способностей к программе соревнований. Соревновательная подготовка имеет два двухмесячных мезоцикла этапа: - ноябрь-декабрь - соединение базовых упражнений в связки, в целостное соревновательное упражнение; - март-апрель - соединение базовых и профилирующих упражнений в связки, объединение их в целостную соревновательную программу. Вывод. В основе управления видами подготовки юных гимнасток на этапе начальной подготовки по спортивной гимнастике лежит перспективно-прогностический подход, который позволяет осваивать и совершенствовать базовые и профилирующие упражнения, элементы соревновательных упражнений, сопряженно развивая общие и специальные физические качества, устойчивые и неустойчивые функционально-двигательные способности, которые способствуют освоению и тренировке соревновательной программы этапа подготовки юных гимнасток.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кирьяш Наталья СергеевнаСибирский государственный университет физической культуры и спортаст. преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спортаnatasha_240892@mail.ru
Мухина Маргарита ПетровнаСибирский государственный университет физической культуры и спортаканд. пед. наук, зав. кафедрой теории и методики физической культуры и спортаmargarit-mukhin@yandex.ru
Кравчук Анатолий ИосифовичСибирский государственный университет физической культуры и спортад-р пед. наук, профессор кафедры теории и методики туризма и рекреацииkravchuk-prof@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Федерация Спортивной Гимнастики России. URL: http://sportgymrus.ru
Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации. М. : Физкультура и спорт, 2004. 325 с
Кирьяш Н.С. Формирование двигательных и функционально-двигательных способностей девочек 5-8 годов жизни, занимающихся спортивной гимнастикой // Ученые записки государственного университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. Вып. 2 (168). С. 200-208
Кирьяш Н.С., Мухина М.П. Возрастные особенности развития основных физических качеств девочек 5-8 года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 2. С. 68-76
Бальсевич В. К. Стратегия построения многолетнего процесса спортизированного физического воспитания детей, подростков и молодежи // Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность, воспитание : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Якутск, 2008. С. 52-54
Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск : [б. и.], 1998. Ч. 2, 3. 136 с
Кравчук А.И. Отбор в спортивные секции на основе комплексного физического воспитания детей // Стратегия гармоничного развития личности в концепции Международных детских игр «Спорт - Искусство - Интеллект» : сб. науч. тр. Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 2013. С. 117-122
Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста. Омск : Изд-во СибГУФК, 2017. С. 116
 Содержание и направленность подготовки юных гимнасток к квалификационным соревнованиям по спортивной гимнастике | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. DOI: 10.17223/15617793/457/22

Содержание и направленность подготовки юных гимнасток к квалификационным соревнованиям по спортивной гимнастике | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. DOI: 10.17223/15617793/457/22