Анализ авторской программы по социально-культурной реабилитации инвалидов среднего возраста средствами бальной хореографии «Танцы на колясках»
Рассматриваются актуальные проблемы социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Акцентируется необходимость в комплексной реабилитации среднего возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Определена эффективность использования средств культуры, а именно бальных танцев на коляске в процессе социально-культурной реабилитации. Эксплицирован термин социально-культурная реабилитация. В результате исследования представлена авторская программа «Танцы на колясках» и отражены результаты ее апробации.
An Analysis of the "Wheelchair Dance" Authorial Program for Social and Cultural Rehabilitation of Middle-Aged Disabled.pdf Введение. Проблемы людей с инвалидностью в современном обществе являются актуальными, поскольку касаются почти всех сторон их жизни: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь представителям данной категории, до каждодневных забот и организации досуговых занятий. Вызывает озабоченность увеличение общей численности инвалидов - по последним официальным подсчетам на 1 января 2019 г. их число составляет 11 947 тыс. человек. Из них от общей численности инвалидов: инвалиды I группы - 11,9%, инвалиды II группы -44,8%, инвалиды III группы - 37,5% [1]. По данным уровня инвалидизации в Российской Федерации, сформированным на основе федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», число инвалидов трудоспособного возраста составляет 3 486 тыс. человек, из них 2 985 тыс. - люди среднего возраста [2]. Инвалидами среднего возраста становятся люди, достигшие этого возраста, и те, у которых с детства был статус инвалидов. В среднем возрасте инвалидами становятся люди, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев на производстве, в чрезвычайных ситуациях в результате природных катаклизмов (пожаров, наводнений и т.д.). К сожалению, не все люди после получения инвалидности могут психологически перестроиться для продолжения жизнедеятельности в новой для них ситуации. Можно отметить, что только часть людей с инвалидностью ведут или стараются вести полноценный образ жизни: имеют досуговые увлечения, посещают театры, занимаются спортом среди людей с различными видами инвалидности. Есть люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, у которых проявляются признаки психологической деградации. Они замыкаются в себе, закрепощаются. Комплексная реабилитация способствует раскрытию потенциала людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, повторной социализации и дает возможность ощутить себя полноправным членом общества. Использование средств культуры и искусства направлено на реабилитацию людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, ускорение их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Теория и практика социально-культурной деятельности весьма ограниченно использует свои ресурсы, не достаточно динамично реагирует на современные требования и тенденции социальных программ в отношении людей с инвалидностью. В нашем исследовании бальные танцы выступают как вид физического и психологического развития, а также реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Этот вид искусства наиболее эффективно выстраивает возможности взаимодействия теории, методики и организации социально-культурной деятельности как научного направления с достижениями медицины и физической культуры в деле реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Бальные танцы как досуговое увлечение и профессиональная деятельность охватывают самые разные категории людей, располагающих различными возможностями осваиваемого репертуара, тренировочных баз, концертных площадок. Социально-психологический потенциал бальных танцев чрезвычайно широк. Энергетика, заложенная традицией в эстетику бальных танцев и воплощенная в движениях, помогает людям, переживающим проблемные жизненные ситуации, в том числе инвалидность, погрузиться в комфортную среду хореографических занятий, насладиться красотой танца и испытать ощущение целительной силы соразмерной физической нагрузки [3. С. 134]. В современных исследованиях по социально-культурной деятельности (Ю.И. Андреева, Т.Г. Киселева, В.В. Козлов, С.Е. Кукушкина, Ю.С. Моздокова, и др.) сведения о танцевальной терапии имеют разрозненный характер, не позволяющий в комплексе охарактеризовать специфику реабилитации людей среднего возраста с инвалидностью средствами бальной хореографии. С одной стороны, инновационные технологии социально-культурной деятельности показывают, что именно разные типы и виды социально-культурных программ обладают педагогическим потенциалом и соответствующими средствами, чтобы эффективно решать проблемы социально-культурной реабилитации инвалидов. С другой стороны, социально-культурная деятельность не использовала весь потенциал бального танца для реабилитации людей среднего возраста с инвалидностью вообще и с нарушениями опорно-двигательного аппарата в частности. Наряду с двигательными навыками, физическими нагрузками, координацией, мало исследована эмоционально-эстетическая составляющая возможностей танца. Художественный образ, который необходимо донести до зрителя, на наш взгляд, может стать важным аспектом воспитания чувства духовной полноценности человека-инвалида. Занятия бальными танцами помогают инвалидам развить их коммуникативный потенциал, но этому аспекту в социально-культурной деятельности также не было уделено достаточно внимания ученых. Отсюда проблема данного исследования заключается в необходимости поиска новых теоретических и практических путей социально-культурной реабилитации инвалидов среднего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что требует разработки соответствующих программ, где основным средством воздействия будет бальная хореография. Цель исследования - разработать и апробировать программу социально-культурной реабилитации инвалидов среднего возраста средствами бальной хореографии. Были использованы следующие методы: 1) теоретические: анализ научной и методической литературы, обобщение и систематизация теоретического материала по данной проблематике, сравнение, классификация; 2) эмпирические: анкетирование, эксперимент, количественные измерения полученных данных. Научная новизна заключается в том, что в работе с позиции социально-культурной деятельности впервые были рассмотрены возможности бальной хореографии по реабилитации инвалидов среднего возраста. В рамках исследования был эксплицирован термин «социально-культурная реабилитация». Практическая значимость работы заключается, во-первых, в разработке и апробации программы социально-культурной реабилитации инвалидов среднего возраста «Танцы на колясках»; во-вторых, в уточнении методики работы с людьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях программы «Танцы на колясках». Организация и результаты исследования. На начальном этапе были рассмотрены основы терминологии инвалидности, включая барьеры инвалидности (рис. 1), мешающие положительному развитию личности. Выделены модели инвалидности [4. С. 52-55], в частности актуальная для нашего исследования социальная модель, которая подразумевает инвалидность не как личную проблему, а как результат социального, экономического и политического неравенства внутри общества, что особенно характерно для России. Рис. 1. Классификация барьеров инвалидности [5. С. 9] Теоретическим ядром исследования является такое направление, как социально-культурная реаби-литология и организация социально-культурной деятельности социально незащищенных групп населения. Значимыми в этой области представляются труды ученых Ю.С. Моздоковой, О.Ю. Мацукевич, Е.Л. Луценко, Н.В. Веденеева и др. [4; 6-8], которые занимались социально-культурной ресоциализацией и интеграций людей с инвалидностью. Анализ понятийного аппарата исследования позволил эксплицировать термин «социально-культурная реабилитация инвалидов среднего возраста». Это целенаправленный педагогический процесс, который ориентирован на преодоление физически-дезадаптационных механизмов организма человека среднего возраста, имеющего инвалидность, и изменение асоциальных установок личности (безразличия, отверженности, отчуждения), а также создание новых социально-нравственных установок поведения и общения, в основу которых входит технологический комплекс социально-культурной деятельности с приоритетом арт-терапевтических технологий и технологий творческой реабилитации. Танцевально-двигательная терапия, а точнее бальные танцы, несут в себе фундаментальные отличия от других средств, направленных на полноценную социально-культурную реабилитацию инвалида среднего возраста с поражением опорно-двигательного аппарата. История развития бальных танцев на колясках показала, что это особый вид социально-культурной реабилитации, который начался в Европе и активно развивается во всем мире, включая Россию. Танцы на колясках имеют важные двигательно-эстетические возможности, которые влияют на процесс интеграции и ресоциализа-ции, помогают в формировании духовно-нравственного мира личности, оптимизируют ее физическое состояние, чувство уверенности в себе. Танцы на колясках как арт-терапевтическая технология объединили сразу несколько направлений работы: развитие пластики и грации движений, координации, чувства ритма, совершенствование навыков управления коляской, умение общаться с группой таких же танцоров и с партнером, который может быть как инвалидом, так и человеком с нормальным здоровьем, а также с руководителем группы. Спортивные бальные танцы на колясках позволяют участвующим в них инвалидам, имеющим доступ к передвижению по всему миру, территориям, где проходят международные и другие виды соревнований, чувствовать себя полноценными людьми, интегрированными в общество и его культуру. Проведенный анализ существующих программ по реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в России позволяет заключить, что основополагающим фактором воздействия таких программ является психологическое сопровождение личности в новой для нее ситуации, а кроме того, медицинская поддержка и трудотерапия. Практика показывает, что разработкой социально-культурных программ в учреждениях социальной помощи и реабилитации инвалидов практически не занимаются. Исходя из этого, нами была предпринята попытка создания авторской программы по социально-культурной реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата среднего возраста «Танцы на колясках». По классификации, предложенной А.П. Марковым и Г.М. Бирженюком, нашу программу можно отнести к дифференцированному типу, а именно к социально-педагогическому, направленному на куль-турно-досуговую работу с социально-ущемленными категориями населения. Но так как основной задачей является реабилитация этих слоев населения, то ее можно назвать реабилитационной. Проблема программы определяется как противоречие между: - потребностями людей с ограниченными возможностями среднего возраста в полноценной комплексной реабилитации и малочисленностью методик по социально-культурной реабилитации; - множеством методик арт-терапевтической направленности и отсутствием научно обоснованных технологий использования бальной хореографии как средства социально-культурной реабилитации. Целевой аудиторией программы являются люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата среднего возраста. Базовые учреждения - КГБСУСО «Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов» города Барнаула, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», где проходили занятия в рамках программы. Цель программы «Танцы на колясках», комплексная, она включает в себя три аспекта в связи со сложностью такого контингента, как инвалиды среднего возраста: 1) комплексная социально-культурная реабилитация людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, направленная на восстановление его физических функций; 2) нормализация психологического состояния индивида; 3) организация полноценного досуга занимающихся через обучение танцам на колясках для оптимизации их интеграции и ресоциализации в современном мире. Задачи программы: 1. Ознакомить с элементами танцевальных движений на коляске. 2. Изучить принципы ведения, взаимодействия в паре и постановку корпуса в паре с партнером на коляске. 3. Укрепление физических данных индивида в ходе регулярных тренировок. 4. Развитие коммуникативных способностей, образного мышления, актерского мастерства. 5. Социализация инвалидов через активную творческую деятельность. Данная программа включает в себя как групповые, так и индивидуальные занятия. Учитывая неподготовленность, а также физиологические особенности инвалидов-колясочников, академический час выделен как 30 минут с 15-минутным перерывом. Занятия рекомендуется проводить 3 раза в неделю по 2 академических часа. По мере физической адаптации участников продолжительность занятий можно увеличить. Программа рассчитана на год обучения в количестве 216 часов и в дальнейшем имеет неограниченные временные рамки продолжения реализации. Реализация программы предполагалась в три этапа: - подготовительный этап (анализ уровня физиологических особенностей и диагностика физических способностей участников); - основной этап (приобретение участниками теоретических и практических навыков управления коляской, упражнений для развития скорости, физической активности индивида, систематизация тренировочных занятий, включающих кардиоразвитие, с учетом индивидуальных особенностей). - заключительный этап (побуждение участников к дальнейшему саморазвитию, диагностика уровня развития физиологического состояния, социальной активности, психологической уравновешенности средствами бальной хореографии). Организационной формой реализации программы является хореографический коллектив, состоящий из людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В основные формы работы входят: занятия (урок), тренинги, анализ видеозаписей выступлений, участие в конкурсах. При разработке программы используются следующие принципы: 1) проблемно-целевой и проблемно-ситуативной ориентации программы - определяет проблему и цель программы «Танцы на колясках»; 2) допустимого порога модификации и модернизации объекта программы и соразмерности проектируемых перемен - устанавливает объект проблемы. Это деятельность инвалидов-колясочников во время занятий танцами, которая не должна ухудшать их самочувствие, быть для них посильной; 3) оптимизации зоны ближайшего развития личности участников - состоит в том, что задания на занятиях иногда надо давать «на опережение» разучиваемых упражнений; 4) реалистичности и комплексности - означает, что цели программы «Танцы на колясках» реальны, системны, комплексны; 5) социальной и личностной целесообразности -основан на актуальности программы для участников (инвалидов-колясочников) и общества в целом. План реализации программы представлен в таблице. В качестве оценочных методик замера результата использовались: 1) педагогическое наблюдение; 2) анкетирование; 3) диагностика результатов (диаграммы, таблицы). План реализации программы «Танцы на колясках» № п/н Мероприятия Сроки проведения 1. Подготовительный этап. 1 Проведение информационно-диагностического этапа: - знакомство с целевой группой, анализ интересов; - оценка психологического климата группы; - анализ специализированной литературы по реабилитации инвалидов средствами физической активности, особенности исполнения специальных упражнений и их результативность на практике; - проведение анкетирования среди потенциальных участников программы (желание участвовать в программе, степень осведомленности в хореографии, выявление наличия замкнутости, комплексов, коммуникативных проблем) Сентябрь 2016 г. 2. Основной этап 2.1 Приобретение участниками теоретических и практических навыков: - анализ резерва физической активности индивидов в условиях практических занятий; - выбор режимов упражнений для развития скорости, физической активности индивида, точности в управлении коляской; - систематизация тренировочных занятий, включающих кардиоразвитие танцоров, с учетом индивидуальных особенностей. Тренировочный процесс строится по форме групповых занятий с использованием видеоматериалов, а также лекционных занятий. Первичные занятия посвящены темам изучения основных ритмов и темпов танцев бальной хореографии, развитию физических данных, изучению и отработке точного управления коляской, разучиванию отдельных элементов на коляске, таких как повороты, точной остановки после движения, исполнение движений при правильной постановке корпуса Октябрь 2016 г. Январь 2017 г. 2.2 Подготовка и участие в новогоднем мероприятии с показательными выступлениями участников программы Декабрь 2016 г. 3. Заключительный этап 3.1 Подготовка массовых и отработка дуэтных сценических номеров для выступлений Февраль-март 2017 г. 3.2 Подготовка и выступление участников программы на различных мероприятиях: - краевой конкурс талантов «Ра-Свет» среди людей с ограниченными возможностями здоровья; - международный конкурс-фестиваль «Солнечный бал» 2017-2019 гг.; - фестиваль творчества людей с ограниченными возможностями здоровья «Свет нашей души» (2019 г.); - мастер-классы по основам бальных танцев на коляске (АГИК 2019 г.) Апрель 2017 г. 2018-2019 гг. Таким образом, программа социально-культурной реабилитации «Танцы на колясках» инвалидов среднего возраста средствами бальной хореографии является средством для расширения возможностей людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, их раскрепощения и веры в себя, ресоциализации и интеграции в современное общество. В исследовании приняли участие 10 человек среднего возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (5 женщин и 5 мужчин), проживающих в КГБСУСО «Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов». Будущие участники программы вели закрытый, малоподвижный образ жизни, но после презентации нашей программы (беседы о целях, содержании и планируемых результатах) согласились участвовать в исследовании. Первоначально было проведено анкетирование будущих участников программы «Танцы на колясках», которое позволило определить отношение данной категории людей к окружающей действительно -сти, к самому себе и своего места в мире, наличие интересов, увлечений, желания заниматься каким-либо видом деятельности, наличие потребностей и др. Данные анкетирования обрабатывались с помощью методов ранжирования и графически. Полученные результаты показали плохо развитые коммуникативные навыки (малообщительность, отсутствие страничек в социальных сетях, либо наоборот, общение только в социальных сетях) и наличие психологический барьеров личности (рис. 2). В ходе реализации программы «Танцы на колясках» необходимо было понизить уровень психологических барьеров и создать условия для развития навыков коммуникации. На основании систематизации данных специальной литературы были подобраны упражнения и методики, которые легли в основу программы занятий бальными танцами на колясках. Что, на Ваш взгляд, мешает Вам начать заниматься бальными танцами? 91 90 77 58 I-^-1-^-1-^-г Боязнь Физические Дезориентация в Комуникативный публичного способности пространтсве барьер выступления Рис. 2. Результаты обработки данных анкитирования будущих участников программы «Танцы на колясках» Для реализации задачи по развитию физических данных участников опытно-практической работы проведены многочисленные групповые репетиции парами по методике исполнения отдельных элементов, по спец-тренажу для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, состоялись лекции о пользе танцев и танцевально-двигательной терапии, использованы инновационные методы проведения урока, такие как видеоуроки, а также самостоятельные «уроки-поиски». Помимо общих занятий проводились индивидуальные, где отдельно с каждым индивидом прорабатывались трудновыполнимые элементы, решались индивидуальные вопросы, составлялись учебные и конкурсные вариации, а также ставились сценические танцы. На заключительном этапе было проведено повторное анкетирование. Полученные результаты показали, что программа по социально-культурной реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами бальной хореографии, а также выбранные в ходе реализации программы принципы и методы работы с людьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата дают основание заключить, что она эффективна и актуальна в современной ситуации (рис. 3). Рис. 3. Результаты повторного анкетирования участников программы «Танцы на колесах» Из рис. 2 видно, что созданные условия в ходе реализации программы способствовали развитию коммуникативных навыков: если в начале работы почти все участники были замкнуты и не общались друг с другом, то к моменту отчетного концерта сдружились, начали совешать совместные кинопросмотры и прогулки в условиях дома-интерната. Физическая активность и постоянные нагрузки положительно отразились на физических навыках многих участников. Им стало проще управлять коляской, реже болел поясничный отдел позвоночника. Еще одним показателем эффективности программы в общем и методики преподавания бальных танцев на коляске в частности являются частые выступления участников программы на творческих концертах и конкурсах («Солнечный бал» 2018, 2019 гг.; «Ра-Свет» 2017, 2018 гг. и др.), получившие высокую оценку зрителей и жюри. Апробация программы продолжается в настоящее время на базе Алтайского государственного института культуры, где набрана группа танцоров с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Занятия проводятся в рамках научно-практической лаборатории под руководством автора программы. Перечисленное позволяет сделать вывод об эффективности программы социально-культурной реабилитации инвалидов среднего возраста средствами бальной хореографии и целесообразности ее дальнейшего внедрения в другие учреждения социальной помощи и реабилитации инвалидов.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 108
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Пивторак Александр Николаевич | Алтайский государственный институт культуры | преподаватель кафедры бальной хореографии | alexandr-pivtorak@mail.ru |
Ссылки
Федеральная служба государственной статистики. Общая численность инвалидов по группам инвалидности. URL: http: //www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 28.08.2019).
Федеральная служба государственной статистики. Распределение инвалидов по полу и возрасту. URL: http: //www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 10.12.2019).
Пивторак А.Н., Кутькина О.П. Социально-культурная реабилитация людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Вестник МГУКИ. 2018. № 6. C. 131-136.
Веденеева Н.В. Социальные аспекты реабилитации инвалидов Российской Федерации : автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 2004. 64 с.
Всемирный доклад об инвалидности от 9 июня 2011 г. // Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.who.int/ disabilities/world_report/2011/report/ru (дата обращения: 20.08.2019).
Моздокова Ю.С. Коммуникативно-деятельностный подход к интеграции инвалидов: социально-культурный аспект : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2006. 48 с.
Мацкевич О.Ю. Теоретико-методологические основы социально-культурной ресоциализации личности дезадаптантов : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2014. 48 с.
Луценко Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов : автореф. дис.. канд. социол. наук. Хабаровск, 2007. 22 с.

Анализ авторской программы по социально-культурной реабилитации инвалидов среднего возраста средствами бальной хореографии «Танцы на колясках» | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. DOI: 10.17223/15617793/457/25
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2451