Контрольно-надзорная деятельность в сфере создания и использования генно-модифицированных организмов в России и Германии
Рассматривается механизм обеспечения безопасности здоровья человека и окружающей среды при осуществлении органами государственной власти России и Германии контрольно-надзорной деятельности в области генной инженерии. Сделаны выводы о том, что контрольно-надзорная деятельность в сфере генной инженерии в Российской Федерации осуществляется в форме лицензирования, регистрации, проверки, мониторинга, а также контроля за выпуском ГМО; контрольно-надзорная деятельность в сфере генной инженерии в России и Германии строится на общих началах и принципах.
Control and Supervision Over the Use of Genetically Modified Organisms in Russia and Germany.pdf Еднамеренном выпуске в окружающую среду генетически модифицированных организмов [11. C. 1]. Разрешения на выпуск ГМО и ГМ-продукции, выданные государствами-членами, действуют на всей территории Европейского союза. GenTG предусматривает возможность федерального правительства устанавливать упрощенную процедуру для преднамеренного высвобождения генетически модифицированных растений в соответствии с решением Европейской Комиссии 94/730/EC от 4 ноября 1994 г. Аналогичная возможность определена пунктом 6 статьи 7 Директивы ЕС 2001/18/ЕС от 12 марта 2001 г. Усовершенствование процедур контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации путем их упрощения при регистрации отдельных видов ГМО и ГМ-продукции представляется целесообразной. В целях определения воздействия ГМО на здоровье человека, состояние окружающей среды и выявления нарушений при внесении ГМО в окружающую среду осуществляется мониторинг, а также контроль за выпуском ГМО. Осуществление государственной деятельности по мониторингу и контролю возложены на Роспотребнадзор в части использования ГМО для производства пищевой продукции [12] и Россель-хознадзор в отношении модифицированных растений и животных, ГМО сельскохозяйственного назначения, а также используемых при производстве кормов и кормовых добавок для животных, лекарственных средств для ветеринарного применения [13]. При осуществлении мониторинга контрольные органы производят сбор информации о воздействии ГМО и ГМ-продукции на здоровье человека и окружающую среду, используя данные о государственной регистрации, а также сведения органов иных государств и международных организаций. Собранная информация подлежит анализу с использованием материалам научных исследований и данных, представляемых организациями, осуществляющими генно-инженерную деятельность. Средством получения информации об уровне риска и принимаемых мерах по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности являются обязательные для исполнения запросы. Следует отметить, что на Роспотребнадзор и Россельхознадзор возлагаются обязанности по доведению до всеобщего сведения информации о влиянии ГМО и ГМ-продукции на здоровье человека и окружающую среду. По результатам мониторинга в случае выявления негативного воздействия ГМО на здоровье человека и окружающую среду могут быть приняты решения об аннулировании свидетельств о государственной регистрации ГМО или продуктов с ГМО; установлены специальные условия использования ГМО и внесены соответствующие указания в свидетельства; внесены в Правительство РФ предложения о запрете ввоза ГМО или определенных продуктов. Представляется, что мониторинг является разновидностью контрольной деятельности, обеспечивающей соблюдение установленных законодательством требований к ГМО и информирование населения о безопасности искусственных организмов. Практическое содержание результатов контроля состоит в запрете вредных ГМО на территории Российской Федерации либо установление правил их безопасного использования. GenTG предусматривает наблюдение за ГМО и ГМ-продуктами в формах общего и конкретного наблюдения. Общее наблюдение схоже с мониторингом, осуществляемым в России. Его целью является определение вредного воздействия ГМО на здоровье человека и окружающую среду, которое не было предусмотрено при оценке риска. Наблюдение за конкретными случаями имеет своей целью подтверждение предположения о том, что ГМО может оказать вредное воздействие, выявленное при оценке риска. Полагаем, что мониторинг негативного проявления конкретного ГМО после выпуска в окружающую среду с учетом установленной ранее степени риска отвечает более высоким требованиям обеспечения безопасности. В связи с чем имеется необходимость внести дополнения в правила осуществления мониторинга воздействия ГМО и ГМ-продуктов на здоровье человека и окружающую среду, определяющие основания и порядок осуществления наблюдения за конкретными видами ГМО и ГМ-продуктов, а также предусмотреть необходимые полномочия федеральных органов исполнительной власти. При этом целесообразно учитывать положения параграфа 25 GenTG, который предоставляет возможность должностным лицам, исполняющим требования закона, в частности осматривать земельные участки, помещения, проводить исследования, а в случае необходимости осматривать жилые помещения «в любое время дня и ночи». Обязанности лица, производящего и (или) использующего ГМО (уведомитель), и полномочия компетентного органа на территории Германии в случае появления информации об опасных последствия для здоровья человека и окружающей среды в связи с выпуском ГМО в окружающую среду, а также до такого выпуска определены ст. 8 Директивы ЕС 2001/18/ЕС от 12 марта 2001 г. Компетентный орган может предписать изменить условия преднамеренного выпуска, временно его приостановить или прекратить, а также проинформировать об этом общественность. Уведомитель незамедлительно обязан принять необходимые меры для защиты здоровья человека и окружающей среды; проинформировать компетентный орган до осуществления любых поправок или, как только появятся сведения о ненамеренном изменении, а также при появлении новой информации; пересмотреть меры, изложенные в уведомлении. Предусмотренные российским законодательством меры, принимаемые по результатам мониторинга, в виде аннулирования свидетельства о регистрации, внесения в него сведений о специальных условиях использования, явно недостаточны, поскольку не обеспечивают отзыв ГМ-продукции с потребительского рынка. В целях совершенствования законодательства требуется разработка правового механизма незамедлительного прекращения реализации ГМ-продуктов, запрещения рекламы и иного продвижения данных продуктов на рынке, установление конкретных мер оповещения населения о вреде генно-инженерного организма. Контроль за выпуском ГМО в Российской Федерации осуществляется с целью выявления и пресечения нарушений при внесении генетически модифицированных организмов в окружающую среду, а также устранения последствий выявленных нарушений. К этим отношениям применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [14]. Контрольно-надзорная деятельность проводится в форме плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, в ходе которых проверяется соблюдение требований по безопасности, проведению мероприятий, связанных с предупреждением и ликви-даций заболеваний, исполнению предписаний должностных лиц; применяются методы систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований. Органы государственного надзора при проведении проверок могут проводить экспертизы, обследования, расследования, исследования и испытания. В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности Федеральное ведомство по защите прав потребителей и безопасности пищевых продуктов ФРГ и уполномоченные органы исполнительной власти федеральных земель вправе применять контрольно-предупредительные, администра-тивно-пресека-тельные и административно-восстановительные меры при осуществлении проверок организаций, осуществляющих деятельность в области генной инженерии [15. С. 121]. В числе мер, ограничивающих выпуск в окружающую среду ГМО и поступление на рынок ГМ-продукции, в Германии применяются полный или частичный запрет эксплуатации генно-инженерной установки, а также утилизации соответствующего оборудования. В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности в России целесообразно ввести аналогичные меры в законодательство Российской Федерации. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что контрольно-надзорная деятельность в сфере генной инженерии в России осуществляется в таких формах, как лицензирование, регистрация, проверки, мониторинг, а также контроль за выпуском ГМО. Все они направлены на обеспечение безопасности граждан и окружающей среды [16] при осуществлении генно-инженерной деятельности, а также использования ее результатов.
Ключевые слова
Авторы
Лебедева Екатерина Алексеевна | Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина | канд. юрид. наук, доцент кафедры административного права и процесса | adv.lebedeva@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Шилюк Т.О. Организационно-правовые основы управления в области генной инженерии // Административное право и процесс. 2019. № 10. С. 66-68.
Постановление Правительства РФ от 22.04.2019 № 479 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития генети ческих технологий на 2019-2027 годы» // СЗ РФ. 2019 № 17. Ст. 2108.
Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации : учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. М. : Моск. гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина, 2020. 728 с.
Богатырева В.Н. Контрольно-надзорная деятельность в области генной инженерии // Правовая политика и правовая жизнь, № 2. 2016. С. 148-151.
Федеральный закон от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3348.
Закон Германии О регулировании генно-инженерной деятельности (Gesetz zur Regelung der Gentechnik - GenTG) // http://www.gesetze-iminternet.de/gentg/_1.html
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфек ционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» // СЗ РФ. 2012. № 17. Ст. 1991.
Приказ Роспотребнадзора от 18.06.2014 № 489 «Об утверждении Админ. регламента исполнения Фед. службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека гос. функции по осуществлению лицен. контроля деят-ти в обл. использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» // Российская газета. 2014. № 223.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2013 г. № 839 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 39. Ст. 4991.
Соколов А.Ю., Богатырева Н.В. Административно-правовое регулирование применения геномных технологий в сельском хозяйстве Испании // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 3. С. 157-164.
Директива 2001/18/EG Европейского парламента и Совета от 12 марта 2001 г. о преднамеренном выпуске генетически измененных организмов в окружающую среду и по упразднению Директивы 90/220/EWG Европейского совета [Директива о выпуске генетически измененных организмов] // ABl. L 106 от 17 апреля 2001 г.
Постановление Правительства РФ от 13 марта 2017 г. № 281 «О порядке осуществления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающую среду» // СЗ РФ. 2017. № 12. Ст. 1724.
Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. № 1491 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающую среду» // СЗ РФ. 2017. № 51. Ст. 7805.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
Соколов А.Ю., Локаев О.А. Административно-правовое регулирование применения геномных технологий в растениеводстве по законодательству ФРГ // Вестник Российской правовой академии. 2019. № 3. С. 62-68.
Ведяшкин С.В. Административные процедуры охранительной направленности // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 422. С. 206-211.