К истории Преображенского (Абалакского) погоста в XVII в.
С привлечением археологических источников рассматриваются подробности формирования и функционирования Преображенского (Абалакского) погоста в его ранний, допожарный, период (первая четверть XVII - конец XVII вв.). Погост расположен на территории действующего Абалакского Свято-Знаменского мужского монастыря. В статье проанализированы материалы раскопок 2010 г., показавшие, что западная граница погоста не соответствовала линии ограды монастыря 1803 г. Подтверждено, что старинный погост XVII-XVIII вв. располагается в современных границах монастыря.
The History of the Transfiguration (Abalak) Churchyard in the 17th Century.pdf История села Абалак в период с первой четверти и до конца XVII в. скупо освещена письменными источниками. Одно из первых упоминаний о селе присутствует в грамотах, датированных 25 января 1622 г. и 20 сентября 1624 г. Они адресованы архиепископу Ки-приану от имени царя Михаила Фёдоровича. В грамотах приведена важная информация, связанная с передачей села в ведение Тобольского Софийского дома [1. C. 202, 209]. В Дозорной книге от 1623 г. село упоминается вместе с Преображенской церковью и одноименным с нею погостом [2. C. 117; 3. С. 19]. Следующими источниками по истории села стали Сибирские летописи. Несмотря на то что сведения в летописях о событиях 1636-1637 гг. (обретение иконы Абалакской Божией Матери) описываются однообразно, все-таки они дают некоторое представление о ранней истории Преображенского погоста. Так, летопись сообщает, что в 1637 г. «...подле церковь Преображения господня на свое имя другую церковь воздвигнути честнаго и славного ея Знамения, иже в Великом Новеграде» [4. С. 381]. После событий 1630-х гг. в Головинской редакции описана гибель 17 мая 1680 г. деревянных храмов: Знаменской церкви, от которой загорелась старейшая Преображенская церковь и колокольня [4. С. 215]. Пожар расчистил место для будущего крупного каменного строительства и стал важной вехой в истории с. Абалак. На фоне скудности письменных данных XVII в. значительно богаче отражена история по-слепожарного Преображенского погоста, а в последующем и монастыря (обзор по: [5]). ^MS^MSL с. А в а л а к 1 Nil ;. I,- II' i:-....., i % - Условные айтнанения: Щ - разведочные работы 2006 г. | - раскопки 2007 г. | | - раскопки 2008 г. | | - раскопки 2010 г. | о | - надзорные работы 2010 г. - кладбище кон. XVIII в. I- -I - граница погоста по П.Г.Данилову |-| - скорректированная грш иго Рис. 1. План Абалакского Свято-Знаменского мужского монастыря с участками работ и реконструкцией границ Преображенского погоста (П. 1 - женское погребение, Ш-1, Ш-2 - шурфы) Другим источником, дополняющим раннюю историю Преображенского погоста, стали материалы археологических исследований. Раскопки на территории Абалакского Свято-Знаменского мужского монастыря проходили с перерывами с 2006 по 2010 г. (рис. 1), по своему объему были достаточно скромными - всего в ходе работ вскрыто порядка 220 кв. м. По материалам раскопок этих лет П.Г. Даниловым была впервые выделена граница кладбища. При этом отмечена их условность и необходимость в уточнениях [6; 25]. Повторное обращение к материалам исследований прошлых лет позволило прояснить некоторые моменты, связанные с границами Преображенского погоста - одного из крупнейших изученных православных сельских кладбищ XVII-XVIII вв. Тобольского Прииртышья. Вкратце упомянем находки, определившие границы погоста. Южную границу определяют находки погребений у церкви Николая Чудотворца в 2008 г. и церкви-колокольни во имя преподобной Марии Египетской. Высокая плотность захоронений у этих церквей говорит о том, что кладбище простиралось дальше к югу. Небольшие разведочные работы 2006 г. еще южнее, у восточной стороны Архиерейского дома, показали небольшую мощность культурного слоя и отсутствие захоронений. Поэтому согласимся с выводами П. Г. Данилова, согласно которым южная граница этой части погоста определяется приблизительно. Северная граница погоста маркируется по материалам археологических наблюдений у северной ограды. При проведении земляных работ по усилению фундамента ограды было обнаружено женское погребение (рис. 2). Оно находилось на глубине 1,44 м от дневной поверхности, под стеной. Костяк, покрытый полотнищем бересты, располагался вытянуто, на спине. Гроб представлял собой прямоугольный ящик с тонкими стенками шириною 87 см и длиною более 1,3 м. Гроб скреплен без помощи металлических гвоздей или скоб, веревок. Примечательно, что в погребении сохранился волосяной покров - прическа. Коса обвивала верхнюю часть головы, образуя «венец» (рис. 2 -2). По этнографическим сведениям женская прическа, оформленная подобным образом, была признаком замужней женщины [7. C. 128; 8. C. 386]. Изученное погребение показывает, что граница кладбища в XVII-XVIII вв. с северной стороны пересекала линию существующей каменной ограды (возведена в 1803 г.) [9. С. 11]. Рис. 2. Женское захоронение под северной оградой Абалакского Свято-Знаменского мужского монастыря: 1 - план погребения: 1 - линия стены, 2 - волосы, 3 - позвонки, 4 - лопатка и ключица, 5 - берестяное покрытие; 2 - череп с остатками волосяного покрова Восточная граница определяется исходя из данных наблюдений 2008 г. и раскопок 2010 г. По вещевому материалу эта часть кладбища датируется XVII-XVIII вв. [6]. Значительно больше известно о западной границе кладбища. На этом участке монастыря получено достаточно данных, позволивших сделать необходимые уточнения. Первые разведочные работы 2006 г. показали, что с наружной западной стороны ограды монастыря, у церкви-колокольни во имя преподобной Марии Египетской следов захоронений не найдено. Раскопки следующего 2007 г. внутри этой церкви позволили изучить небольшой участок погоста. Исследования выявили высокую плотность захоронений. В центральной части храма раскопками изучено 15 погребений. Определить границу на этом участке кладбища не удалось [10]. В следующем году у северной стены этого же храма П. Г. Даниловым в двух шурфах изучено 3 захоронения, совершенных до ее строительства, но без следов ограждений. Лишь раскопками 2010 г., проходившими с южной стороны церкви-колокольни и с западной стороны Знаменского собора, были найдены прямые указания на границу погоста в ранний период его существования. Здесь культурный слой изучен двумя разведочными шурфами. Шурф 1 (рис. 1, 3). Размер: 3 х 3 м. Разбит в 11,5 к западу от Знаменского собора ив 4 м от западной ограды, на участке между западной стеной монастыря и храмом. На уровне материка выявлена столбовая яма № 1 подпрямоугольной формы 64 х 48 см с вертикальным столбом диаметром 18 см. Там же, на уровне материка, прослежены прямоугольные контуры могильных ям и ровика. Рис. 3. Шурф 1: 1 - план шурфа; 2 - северный профиль (1 - песок, 2 - темно-серый суглинок с кирпичом, известью, 3 - кирпич, 4 - известь, 5 - желтый суглинок, 6 - перегной, 7 - черный суглинок); 3, 4 - погребения № 1 и 2 (фото, план); 5 - крест из погребения № 2 Ровик (яма № 2) (рис. 3 - 1, 3 - 2) перерезает материк от западной стенки шурфа к северной под углом 30-40°. Размер ямы: 2,5 х 0,38-0,46 х 0,48 м. Заполнение: пестроцвет, состоящий темно-серого суглинка, перегноя, редких включений битого кирпича. В яме находок не обнаружено. Судя по схожему заполнению со столбовой ямой № 1 и стратиграфической ситуации, она была выкопана с ней практически одновременно. Выше пестроцветное заполнение ямы № 2 перекрывает слой битого кирпича и извести. Нижную часть этого строительного мусора можно уверенно соотнести со временем начала возведения собора (1683 г.). Небольшие размеры ровика по ширине, но достаточная глубина и ровное дно без уклона наводят на мысль о том, что он мог носить фортификационный характер (тыновая стена), либо это часть сооружения (также, возможно, оборонительного характера), имеющего ленточный свайно-столбчатый фундамент. Подобные находки, относящиеся к XVII-XVIII вв., известны и на территории Западной Сибири [11. С. 403; 12]. Ориентация траншеи по линии север-юг больше склоняет к версии о расположении здесь какого-то культового строения. В пользу этого может говорить тот факт, что оборонительные сооружения обычно повторяют конфигурацию кромки обрыва. Для культовых строений, наоборот, характерна ориентация по сторонам света (с относительными отклонениями). В подтверждении той или иной версии, конечно, необходимо расширение площади раскопок. Западнее выявленных ям изучены три погребения. Погребение № 1 (рис. 3 - 1, 3 - 3-4). Взрослое. Ориентировано по линии - З-В. Располагается у восточной стенки шурфа. Вошло в шурф частично. Захоронение совершено в антропоморфной колоде размером 87 х 43 см. Погребение вытянутое, на спине. Череп лежит на затылке, лицевой частью на восток. Кости предплечья покоятся на животе, поперек. Правое предплечье располагается ниже левого. Сопроводительного инвентаря нет. Погребение № 2 (рис. 3 - 1, 3 - 3-4). Взрослое. Ориентировано по линии - З-В. Располагается у восточной стенки шурфа. Вошло в шурф частично. Захоронение совершено в могильную яму шириной 95100 см, длиной более 1 м, углубленной в материк на 26 см, в прямоугольный гроб размером 75 х 46 см. Погребение вытянутое, на спине. Череп лежит на левом боку. Левое предплечье поперек живота. Правое предплечье под углом на груди. Сопроводительный инвентарь - крест (на груди) (рис. 3 - 5). Крест-тельник литой из белой бронзы, четырехконечный, двусторонний с килевидными окончаниями лопастей и поперечным ушком (с небольшим поворотом). Размер: 3,1 (без ушка) - 3,7 (с ушком) х 2,8 х 0,15 см. По краю креста тянется окантовка. Внутри окантовки изображен объемный восьмиконечный крест. В его верхней части изображена чаша. По обеим сторонам объемными вертикальными линиями обозначены копье и трость с губкой. По краям горизонтальных лопастей лепестковые розетки с кружком в центре. На левом в кружке читаются буквы «IC». Под нижней перекладиной креста изображены треугольники, по обе стороны креста, направленные остриями вверх. В нижней части нательного креста, под чертой изображен череп. Поле креста в этой части заполнено мелкими элементами с рваными краями. На обратной стороне, в средокрестье, изображен петух, сидящий на столбе и обращенный вправо. Под столбом округлый элемент. По горизонтали на лопастях изображены орудия страстей Христовых. В верхней части креста 4 округлых элемента. С.В. Гнутова относит начало широкого распространение изображений орудий страстей Христовых к концу XVII в. [13]. Наиболее близкие стилистические аналогии известны по крестам из Тобольского Прииртышья [14. С. 203, рис. 1 - 8] и Илимского острога [15. С. 196]. По археологическим материалам с территории Украины такой тип тельника датируется XVII-XVIII вв. [16. С. 125, рис. 8]. Подобные кресты известны в материалах некрополя Спасской церкви Иркутска, существовавшего с 1672 г. [17. С. 133] по конец 60-х - начало 70-х гг. XVIII в. [18. С. 165], Саянском остроге (с первой четверти по конец XVIII в.) [19. С. 241, рис. 1 - 6]. Захоронение № 3 (рис. 3 - 1). Детское. Ориентировано по линии - З-В. Располагается у восточной стенки шурфа. Вошло в него частично. Совершено в подпрямоугольной яме шириной 54 см и глубиной 50 см. Ширина колоды около 20 см. Анализ расположения трех захоронений показывает, что детское захоронение было совершено первым. Затем рядом было совершено захоронение взрослого (№ 2) в отдельной яме. Последним было совершено подзахоронение взрослого № 1 в пространство между детским погребением № 3 и взрослым № 2. Стратиграфические наблюдения свидетельствуют, что детское захоронение было совершено до начала строительства Знаменского собора в камне. Тогда как погребения № 1 и 2 совершены позже, после 1680-х, когда пространство вокруг храма было покрыто мусором, связанным с возведением храма. Еще один крупный эпизод строительных работ, связанный с накоплением мусора у церкви, приходится на 1751-1754 гг. [5. С. 29-30]. Верхней датой совершения захоронений № 1 и 2 следует считать дату не позже 1770-1780-х гг., когда начали внедряться новые правила организации кладбищ [20]. Несколько позже приход был переведен в ближайшее Покровское село из-за открытия в 1783 г. в Абалаке мужского монастыря. Еще одна показательная находка, маркирующая западную границу погоста, обнаружена южнее, в шурфе 2, в 32 метрах, расположенном по одной линии от шурфа 1. Шурф 2 (3 х 3 м) (рис. 1, 4). Разбит в трех метрах от южной стороны церкви-колокольни во имя преподобной Марии Египетской и в 3,5 м от западной ограды монастыря. На верхних горизонтах были выявлены остатки трех столбов. Однако наиболее значимой находкой стала столбовая яма № 1, выявленная на уровне 5-го горизонта. Яма № 1 подпрямоугольной формы. Размер 66 х 55 см. Углублена в материк на 40 см. Заполнение - однородный мешаный темно-серый с желтым суглинок, без находок. В яму вертикально вкопано бревно диаметром 24 см. В шурфе изучено 33 погребения. Полный анализ захоронений в этой части погоста и погребального инвентаря, конечно, дело отдельной публикации. Отметим находки, проясняющие датировку погоста. Погребение № 18. Взрослое. Ориентировано по линии - З-В. Располагается в юго-восточной части шурфа. Погребение вытянутое, на спине. Предплечье правой руки у плеча. Положение левого предплечья не определимо. Сопроводительный инвентарь: застежка, крест. Застежка литая, из меди. Состоит из двух частей. Первая размером 1,6 х 0,9 х 0, 3 см. Имеет форму вогнутого диска с перемычкой, соединенной с подтре-угольным основанием. В центре основания - отверстие для пришивания к одежде. По углам основания располагаются приподнятые округлые бугорки. Вторая часть шире первой. Ее размер 1,9 х 1,2 х 0,2 см. Состоит из диска, на котором по окружности расположен валик со шнуровидным рельефом. В центре диска - трапециевидная прорезь. С обратной стороны диск плоский. В шейке - отверстие для пришивания к одежде. Основание имеет форму трилистника с двумя выпуклостями по его краям. С обратной стороны основания три округлых вдавления. В собранном состоянии длина застежки 2,5 см. Застежка скрепляла меховую одежду - на ней сохранился пучок темного меха. Данный тип застежек получает широкое распространение в ордынский период XIII-XIV вв. [21. С. 195, 196, рис. 6]. Схожий фрагмент застежки известен из раскопок Алазейско-го острога (Якутия) [22. С. 117, табл. 48 - 17]. Острог был основан в 1642 г. и просуществовал, по всей видимости, весь XVIII в. [22. С. 17, 50]. Крест-тельник литой, из меди. Четырехконечный, двусторонний с прямым окончанием лопастей, поперечным ушком. Размер: 3,6 (без ушка) - 4,2 (с ушком) х 2,5 х 0,15 см. Лицевая и оборотная сторона креста сильно потерты и разрушены окислами. В центре лицевой стороны восьмиконечный крест на Голгофе. Под ней две парные выпуклые изогнутые линии в виде букв «ss». По обеим сторонам креста копье и трость с губкой. В верхней части креста читается надпись CIC. Выше еще одна надпись затерта. Под горизонтальной перекладиной креста ряд мелких букв (не читаются). Обратная сторона креста плоская, без рельефа. s --' 6 Рис. 4. Шурф 2: 1 - план шурфа; 2 - профиль (1 - темно-серый суглинок с кирпичом, известью, 2 - известь, 3 - желтый суглинок, 4 - мешаный желтый с черным суглинок, 5 - перегной с углем, 6 - кирпич с глиной, 7 - мешаный темный суглинок с глиной и кирпичом, 8 - дерево, 9 - черный суглинок); 3 - погребения № 18 и 31; 4 - застежка-замок; 5 - крест из погребения № 18; 6 - крест из погребения № 31 По археологическим материалам Украины такой тип тельника датируется XVII-XVIII вв. [16. С. 125, рис. 8]. Аналогичные кресты в Албазинском остроге датируются второй половиной XVII в. [23]; в Умревинском остроге - 40-90-ми гг. XVIII в. [24. С. 104, рис. 3 (гр. 2)]; c погоста Спасской церкви Иркутска - 1670-ми гг. [17. С. 133] - концом 60-х -началом 70-х гг. XVIII в. [18]. Погребение № 31. Детское. Ориентировано по линии З-В. Располагается в восточной части шурфа. Захоронение совершено в колоде. Размер колоды 61 х 22 см. Погребение вытянутое, на спине. Руки сложены на середине груди. Сопроводительный инвентарь - нательный крест. Крест-тельник литой, из меди. Четырехконечный, двусторонний с окончанием лопастей в виде трилистника, поперечным ушком. Размер: 3 (без ушка) - 3,7 (с ушком) х 2,55 х 0,15 см. В центре лицевой стороны восьмиконечный крест на Голгофе. По обеим сторонам креста расплывшиеся очертания копья и трости с губкой. В верхней части креста затертая надпись с титлом. Слева надпись IC. Справа надпись затерта. Под Голгофой четыре округлых выпуклых элемента. С обратной стороны креста имитация священного текста - строки по всему полю с неясными символами. Подобные кресты известны по ставрографиче-ской коллекции Илимского острога [15. С. 76]. На территории Умревинского острога такой тип креста известен по захоронениям 80-х гг. XVIII в. - начала XIX в. [24. С. 105, рис. 3]. Распространен в Спасском некрополе Иркутска, его погребениях, датируемых 1670-ми гг. - концом 60-х - началом 70-х гг. XVIII в. [18. С. 167, рис. 2 - 25]. Верхняя дата захоронений у южной стены церкви-колокольни во имя преподобной Марии Египетской также определяется находками изразцов, которые датируются второй половиной XVIII в. [24]. Заключение. Археологические исследования в Абалакском Свято-Знаменском мужском монастыре позволили восполнить некоторые пробелы, связанные с ранней историей Преображенского погоста, и дополнить достаточно скудные письменные источники XVII в. Показательными были раскопки 2010 г., в ходе которых изучены находки, относящиеся к периоду становления Преображенского (Абалакского) погоста (первая четверть - 80-е гг. XVII в.). Одной из таких находок стал ровик в шурфе у Знаменского собора (1683-1691 гг.), назначение которого пока остается открытым. Ровик был засыпан во время строительства собора. Рабочая гипотеза заключается в том, что это остатки фундаментов какого-то культового сооружения. В ходе раскопок также удалось проследить западную границу погоста. Со стороны р. Иртыш в двух шурфах были найдены прямоугольные ямы с вкопанными в них столбами. Конструкция ранней ограды погоста, вероятнее всего, была жердевого типа. Обнаруженные при раскопках захоронения не прослеживались западнее этой ограды. Это обстоятельство позволяет уточнить границу западной части погоста, ранее отмеченную П.Г. Даниловым и Т.Н. Манониной по линии существующей ограды монастыря. Судя по находкам нескольких вертикальных столбов в шурфе, с южной стороны церкви-колокольни деревянное ограждение существовало на этом же месте до начала XIX в., когда древний погост уже не функционировал1. В 1803 г. монастырь был обнесен каменной оградой, которая отстояла от раннего деревянного забора на 3,5-4,5 м к западу, ближе к р. Иртыш. По остальным же сторонам света граница погоста определяется условно: северную границу маркирует находка женского захоронения; восточная и южная границы ранее были обозначены П. Г. Даниловым по материалам раскопок погребений и надзорных работ. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Вероятно, что в конце XVIII в. было открыто и кладбище за пределами монастыря, за южной стеной (рис. 1) [26]. Н.А. Абрамов указывал, что это место упокоения монахов [9. С. 2]. Не исключено, что хоронили на нем и мирян. Время окончания функционирования этого кладбища не известно.
Ключевые слова
Преображенский (Абалакский) погост,
Тобольское Прииртышье,
погребения,
границаАвторы
Загваздин Евгений Петрович | Тобольская комплексная научная станции Уральского отделения Российская академия наук | младший научный сотрудник | kulay_arx@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск: Хронограф, 1994. Вып. IV. 294 с.
Сибирские летописи. Т. 36. Ч. 1: Группа Есиповской летописи / предисл. Н.Н. Покровского, Е.К. Ромодановской. М. : Наука, 1987. 384 с.
Буцинский П.Н. Сочинения в двух томах: Т. 1: Заселение Сибири и быт первых ее насельников / под ред. С.Г. Пархимовича. Тюмень : Изд-во Ю. Мандрики, 1999. 328 с.
Балюк Н.А. Земледельческое хозяйство Западной Сибири в XVII - нач. XVIII в. : сб. архивных источников. Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2001. 184 с.
Манонина Т.Н. Свято-Знаменский монастырь в селе Абалак // Вестник ТГАСУ. 2008. № 2 (19). С. 26-38.
Данилов П.Г. Православный некрополь XVII-XVIII веков в селе Абалак Тобольского района: итоги и перспективы исследований // Вест ник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 7: Археология и этнография. С. 158-163.
Степанова Ю.В. Женские прически на Руси в XI-XVIII вв. // Интеграция археологических и этнографических исследований. Иркутск : ИрГТУ, 2013. Т. 2. C. 128-130.
Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 2: Мир реальный и потусторонний. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. 475 с.
Абрамов Н.А. Абалакский Знаменский третьеклассный мужской монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. 1884. № 1. С. 1-24.
Загваздин Е.П. Первые исследования православного кладбища XVII-XVIII вв. в Абалакском Свято-Знаменском мужском монастыре (материалы раскопок 2007 года) // Археология Среднего Притоболья и сопредельных территорий. Курган, 2016. С. 94-101.
Матвеев А.В., Аношко О.М., Сомова М.А., Селиверстова Т.В. Исследование объекта с частоколом и подземным ходом на территории Тобольского посада // Культура русских в археологических исследованиях. Омск : Изд-во ОмГУ, 2008. С. 115-127, 403.
Бородовский А.П., Горохов С.В. Умревинский острог. Археологические исследования 2002-2009 гг. Новосибирск, 2009. 241 с.
Гнутова С.В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII-XIX веков // Филевские чтения. М., 1994. С. 68-86.
Балюнов И. В. Частная коллекция нательных крестов, собранная в городе Тобольске и его окрестностях // Культура русских в археологических исследованиях : сб. науч. ст. : в 2 т. Омск; Тюмень; Екатеринбург : Изд-во Магелан, 2014. Т. II. C. 200-203.
Молодин В.И. Кресты-тельники Илимского острога. Новосибирск : Инфолио, 2007. 248 с.
Куницкий В. А. Предметы художественной пластики из Белгорода-Днестровского // САИ. М., 1985. С. 124-126.
Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. М. : Стройиздат, 1978. 192 с.
Бердников И.М. Кресты-тельники из некрополя Спасской церкви города Иркутска // Вестник НГУ. 2012. Т. 11, вып. 7. Серия: История, филология. С. 164-178.
Скобелев С.Г. Особенности отношения к предметам религиозного культа у русских первопроходцев южной Сибири XVIII вв. (по материалам Саянского острога) // Культура русских в археологических исследованиях. Омск : Изд-во ОмгУ, 2005. С. 235-260.
Балюнова Е.А., Балюнов И.В. Из истории погребального обряда русского населения // Архивы Урала. 2008. № 12. С. 279-282.
Рябцева С.С., Дергачева Л.В. К вопросу об этнокультурной принадлежности и датировке группы одежных застежек с территории Пру-то-Днестровского междуречья // Поволжская археология. 2017. № 4 (22). С. 190-207.
Алексеев А.Н. Первые русские поселения XVII-XVIII вв. на северо-востоке Якутии. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1996. 152 с.
Артемьев А.Г. Останки непогребенных защитников Албазинского острога // Российская археология. 1996. № 1. С. 185-196.
Горохов С.В., Бородовский А.П. Нательные кресты Умревинского острога // Вестник Новосибирского Государственного университета, Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 3. С. 98-107.
Загваздин Е.П. Изразцы из культурного слоя Абалакского монастыря // Культура русских в археологических исследованиях : сб. науч. ст. : в 2 т. Омск; Тюмень; Екатеринбург : Изд-во Магелан, 2014. Т. II. С. 231-236.
План вновь распланированного с. Абалак (1876 г.) // ГУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 154, Оп. 21, Д. 199, Л. 1.