Грамотность взрослых в США, 1992-2014 гг.: результаты национальных и международных тестирований | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458. DOI: 10.17223/15617793/458/18

Грамотность взрослых в США, 1992-2014 гг.: результаты национальных и международных тестирований

Представлены краткая история и современное состояние системы образования взрослых в США и законодательная база по данному вопросу. Сравниваются результаты национальных и международных тестирований функциональной грамотности взрослых в 1992-2014 гг. Определены тенденции изменения уровня грамотности у представителей отдельных этнических групп. Выявлены факторы, влияющие на показатели функциональной грамотности в стране, устранены противоречия в интерпретации результатов тестирований.

Adult Literacy in the USA, 1992-2014: Results of National and International Assessments.pdf Грамотность взрослых - важный показатель, отражающий компетентность и уровень знаний в обществе, учитывается для разработки и совершенствования внутренней политики. Грамотность влияет на социально-экономическую, политическую и духовную сферы жизни общества. Цель исследования - выявить динамику изменения функциональной грамотности взрослых в США и определить, какую роль в этом играют общие / структурные факторы (рост населения страны, система обучения взрослых, ее финансирование) и частные / индивидуальные особенности (возраст, этническая принадлежность). Материалом исследования послужили результаты национальных и международных тестирований уровня грамотности взрослых в США в 1992-2014 гг. Их комплексное изучение дает представление о компетентности рабочей силы и эффективности образовательной политики США, а также позволяет устранить противоречия в национальных и международных оценках их трудового потенциала. Для понимания особенности проблемы грамотности взрослых важно учитывать большое количество мигрантов, прибывающих на постоянное или временное жительство в США, - мигранты второго поколения (родившиеся на территории страны граждане) и мигранты первого поколения, доля последних ежегодно увеличивается. В 2013 г. страна заняла первое место в мире по этому показателю (20% общемирового объема) [1. С. 2]. Этнический и расовый состав населения в исследуемый период представлен на рис. 1 [2]. Как видно из табл. 1 и рис. 2, с 1990 по 2017 г. количество мигрантов первого поколения в США выросло более чем в два раза в основном за счет мигрантов из Азии и Латинской Америки, 79% из них в 2017 г. представляли взрослое трудоспособное население (18-64 лет) [3]. lll.l - 80 70 60 50 40 30 20 10 0 1990 2000 2016 т-^^ \\ I I I ^ # J"

Ключевые слова

грамотность взрослых, тестирование грамотности, функциональная грамотность, США

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Захарова Наталия ВладимировнаТомский государственный университетт. преподаватель кафедры международной деловой коммуникацииzakharova_n@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Мировая миграция в цифрах. Совместный доклад Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ) и ОЭСР, 2013. с. URL: https://www.oecd.org/els/mig/RUSSIAN.pdf (дата обращения: 23.08.2018).
Digest of Education Statistics. Table 101.20. Estimates of resident population, by race/ethnicity and age group: Selected years, 1980 through 2016. NCES. URL: https://nces.ed.gov/programs/digest/d16/tables/dt16_101.20.asp?referer=raceindicators (дата обращения: 08.07.2019).
Migration Policy Institute. United States. Demographics and Social. URL: https://www.migrationpolicy.org/data/state-profiles/state/demographics/ US (дата обращения: 08.07.2019).
Lane S.R., Pritzker S. Political Social Work: Using Power to Create Social Change. Springer International Publishing, 2018. P. 239-240.
Literacy rates. Adult total. Compendium of statistics on illiteracy. URL: www.hbs.edu/businesshistory/Lists/../31/literacy.xls (дата обращения: 11.07.2019).
Захарова Н.В. Национальные образовательные программы повышения грамотности в США, первая половина 1990-х годов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018. № 1. С. 17-28.
Фролова П.И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов тех нического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Омск : СибА-ДИ, 2012. 196 с.
Elias J.L., Merriam S.B. Philosophical Foundations of Adult Education. Krieger Pub Co, 2004. 286 p.
Merriam S.B., Bierema L.L. Adult Learning: Linking Theory and Practice. Jossey-Bass, 2013. 320 p.
Beder H. Reasons for Nonparticipation in Adult Basic Education // Adult Education Quarterly. 1990. № 40 (4). P. 207-218.
Beder H. The Infrastructure of Adult Literacy Education: Implications for Policy. USA: National Center on Adult Literacy, University of Pennsylvania, 1996. 20 p.
Beder H. The Outcomes and Impacts of Adult Literacy Education in the United States // National Center for the Study of Adult Learning and Literacy, Harvard Graduate School of Education. 1999. № 6. P. 77-79.
Sticht T.G. Adult Literacy Education // Review of Research in Education. 1988. Vol. 15. P. 59-96.
Sticht T.G. Adult Education for Social Justice & Workforce Development. 2017. 40 p. URL: https://www.researchgate. net/publication/320110314_Adult_Education_for_Social_Justice_Workforce_Development (дата обращения: 20.05.2019.).
Sticht T. The Rise of the Adult Education and Literacy System in the United States: 1600-2000 // Review of Adult Learning and Literacy. 2002. Vol. 3. 87 p.
Подобед В.И., Горшкова В.В. Государственно-общественная ценность образования взрослых как социокультурного института // Человек и образование. 2010. № 1 (22). С. 45-50.
Современные адаптивные системы образования взрослых : сб. тр. / сост.: В.И. Подобед, А.Е. Марон, Н.В. Василенко. СПб. : ИОВ РАО, 2002. 152 с.
Марон А.Е., Резинкина Л.В. Взрослый в новом обществе и проблемы его саморазвития в условиях непрерывного продуктивного образования // Человек и образование. 2017. № 1 (50). С. 21-25.
Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Человек и образование. 2006. № 8-9. С. 54-59.
Вершловский С.Г. Постдипломное образование: вызовы времени // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2012. № 1-2 (18-19). С. 25-30.
Согрин В.В. Исторический опыт США. М. : Наука, 2010. 581 с.
Марцинкевич В.И. Образование в США: экономическое значение и эффективность. М. : Наука, 1967. 198 с.
Супян В.Б. Наука и образование в США: главные приоритеты развития в «экономике знаний» // США и Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 6. С. 23-34.
Карпенко О.М., Бершадская М.Д. Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и глобальных рейтингов в сфере образования. М. : Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2009. 243 с.
Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. 2008. № 6. С. 4-20.
Вахштайн В. С. После модернизации. Кросс-национальный обзор систем высшего образования: особенности атлантической модели // Ученый совет. 2014. № 1. С. 56-68.
Сорокоумова Г.Д. Развитие системы непрерывного образования в США : дис.. канд. пед. наук. М., 1993. 230 с.
McHugh M., Gelatt J., Fix M. Adult English Language Instruction in the United States: Determining Need and Investing Wisely // USA: Washington D.C., Migration Policy Institute. 2007. 24 p. URL: https://www.migrationpolicy.org/research/adult-english-language-instruction-united-states-determining-need-and-investing-wisely (дата обращения: 02.07.2018).
Snyder T.D., de Brey C., Dillow S.A. Digest of Education Statistics 2016. Washington D C: U.S. Department of Education, NCES 2017-094, 2018. 919 p.
America 2000: An Education Strategy. Washington, DC: Department of Education, 1991. 81 p.
Goals 2000: Educate America Act. URL: https://www2.ed.gov/legislation/G0ALS2000/TheAct/sec102.html (дата обращения: 29.08.2018).
Workforce Investment Act. Public Law 105-220. 07.09.1998. P. 125-128. URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-105publ220/pdf/PLAW-105publ220.pdf (дата обращения: 27.08.2018).
Applicant Information. Adult Education - Basic Grants to States. Office of Career, Technical and Adult Education. URL: https://www2.ed.gov/programs/adultedbasic/applicant.html (дата обращения: 11.01.2019).
Funding Status. Adult Education - Basic Grants to States. Office of Career, Technical and Adult Education. URL: https://www2.ed.gov/programs/adultedbasic/funding.html (дата обращения: 27.08.2018).
Immigrant Population by State, 1990-Present. USA: Migration Policy Institute. URL: https://www.migrationpolicy.org/programs/data-hub/charts/immigrant-population-state-1990-present?width=1000&height=850&iframe=true (дата обращения: 11.07.2019).
Hutt E., Schneider J. A History of Achievement Testing in the United States Or: Explaining the Persistence of Inadequacy // Teachers College Record. 32 p. URL: https://www.holycross.edu/sites/default/files/educ/a_history_of_achievement_testing.pdf (дата обращения: 15.07.2019).
Kirsch I., Jungeblut A. Literacy: Profiles of America's Young Adults. USA: Princeton, Educational Testing Service, 1986. 68 p. URL: https://www.ets.org/Media/Research/pdf/LITERACY_PROFILES.pdf (дата обращения: 11.07.2019).
The Survey of Adult Skills. URL: http://www.oecd.org/skills/piaac/aboutpiaac.htm (дата обращения: 12.07.2019).
Technical Report and Data File User's Manual for the 1992 National Adult Literacy Survey, NCES 2001-457 / I. Kirsch, K. Yamamoto, N. Nor-ris [et al.]. Washington, DC : U.S. Department of Education. NCES, 2001. 386 p.
National Assessment of Adult Literacy. Demographics. Overall. URL: https://nces.ed.gov/naal/kf_demographics.asp (дата обращения: 12.07.2019).
Literacy in the Information Age. Final Report of the International Adult Literacy Survey / N. Darcovich, A. Hasan, S. Jones [et al.]. OECD : Paris, 2000. 185 p.
Learning a Living / Y. Clermont, R. Desjardins, U. Dhawan-Biswal [et al.]. OECD; Ottawa; Paris, 2005. 332 p.
Greenberg E., Jin Y. 2003 National Assessment of Adult Literacy: Public-Use Data File User's Guide (NCES 2007-464). U.S. Department of Education. Washington, DC : NCES, 2007. 16 p.
Country Note. Survey of Adult Skills First Results. OECD. 14 p. URL: https://www.oecd.org/skills/piaac/Country%20note%20-%20United%20States.pdf (дата обращения: 23.05.2019).
Kutzner M., Greenberg E., Baer J. A First Look at the Literacy of America's Adults in the 21st Century. Washington D C: U.S. Department of Education, Institute of Education Sciences, NCES. 2006-470, 2006. 28 p.
Sum A., Kirsh I., Yamamoto K. A Human Capital Concern: The Literacy Proficiency of U.S. Immigrants. Policy Information Report. USA: Policy Information Center, ETS, 2004. 60 p. URL: https://www.ets.org/Media/Research/pdf/PICHUMAN.pdf (дата обращения: 08.07.2019).
Zong J., Batalova J. College-Educated Immigrants in the United States. USA: Migration Policy Institute. 2016. February 3. URL: https://www.migrationpolicy.org/article/college-educated-immigrants-united-states#English%20Proficiency%20and%20Education (дата обращения: 10.07.2019).
Апанович М.Ю., Пареньков Д.А. Этноконфессиональный лоббизм в США на современном этапе (2000-2017 гг.): на примере влияния ирландско-католических групп интересов на миграционную политику. 8 с. URL: https://mgimo.ru/upload/2017/10/apanovich-parenkov.pdf (дата обращения: 10.07.2019).
English and Civics Testing. US Citizenship and Immigration Services. URL: https://www.uscis.gov/policy-manual/volume-12-part-e-chapter-2 (дата обращения: 10.07.2019).
Adult Population. USA. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.1564.TO.ZS?locations=US&view=chart (дата обращения: 24.05.2019).
Skills of U.S. Unemployed, Young, and Older Adults in Sharper Focus: Results From the Program for the International Assessment of Adult Competencies (PIAAC) 2012/2014: First Look (NCES 2016-039rev) / B. Rampey, R. Finnegan, M. Goodman [et al.] Washington, DC: U.S. Department of Education, NCES, 2016. 25 p.
 Грамотность взрослых в США, 1992-2014 гг.: результаты национальных и международных тестирований | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458. DOI: 10.17223/15617793/458/18

Грамотность взрослых в США, 1992-2014 гг.: результаты национальных и международных тестирований | Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458. DOI: 10.17223/15617793/458/18