Исследуются миграционные намерения студентов вузов как фактор, создающий риски для приоритетного развития Дальнего Востока. Информационной базой послужили данные социологического опроса студентов выпускных курсов, проведенного авторами в 2018 г. в Республике Бурятия. На основе описательного анализа данных и модели упорядоченной про-бит-регрессии делаются выводы о факторах и мотивах потенциальной миграции молодежи по окончании вуза.
The Migrational Intentions of Student Youth of the Far Eastern Region (On the Materials of the Republic of Buryatia).pdf Постановка проблемы Сегодня Дальнему Востоку как приоритетной геостратегической территории уделяется особое внимание. На государственном уровне происходит осознание необходимости изменения темпов и направлений его пространственного развития. В то же время формирование условий для опережающего социально-экономического роста дальневосточных регионов наталкивается на множество ограничений, одно из которых связано с миграционным оттоком и ухудшением человеческого капитала в целом. В связи с этим в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. от 13 февраля 2019 г. в числе основных направлений развития дальневосточных регионов обозначено «создание условий и стимулов для сокращения миграционного оттока постоянного населения и привлечения специалистов из других субъектов Российской Федерации на территории, испытывающие дефицит трудовых ресурсов» [1. С. 26]. В инструменте реализации этой стратегии - Государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» от 29 марта 2019 г., обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) определено в качестве одной из главных целей. Кроме того, в данном документе особое внимание уделяется развитию отдельных территорий. Так, для Республики Бурятии и Забайкальского края предусмотрена специальная подпрограмма по содействию реализации инвестиционных проектов на их территории [2. С. 4]. Вполне очевидно, что без квалифицированных кадров их успешное выполнение невозможно. Республика Бурятия представляет собой уникальный по своим характеристикам регион, к числу которых можно отнести трансграничное положение, при-родно-ресурсный потенциал, многонациональный состав, малонаселенность и др. Поэтому такой объект представляет большой исследовательский интерес и может рассматриваться как модель для изучения социально-экономических процессов в периферийных регионах Дальнего Востока. Более того, особый режим хозяйственной деятельности (большая часть территории республики входит в Байкальскую природную территорию) накладывает ограничения на развитие отраслей первичного сектора, поэтому человеческий капитал становится одним из ключевых ресурсов развития республики. Однако ряд не решаемых длительное время жизненно важных для Республики Бурятия проблем, обусловливающих низкое качество жизни, ведет к непрекращающемуся миграционному оттоку населения, усилившемуся в последние годы (рис. 1). Ежегодное миграционное снижение населения варьируется в пределах 3,5-4,5 тыс. человек. В 2018 г. коэффициент миграционной убыли составил -4,7 промилле, что превышает среднее значение по ДФО (-4 промилле) и является одним из самых высоких среди его регионов (выше только в Магаданской, Еврейской областях и Забайкальском крае). В целом по РФ республика занимает 15-е место по уровню миграционного оттока1. С начала 1990-х гг. республику покинуло 402,7 тыс. человек2. Приток из других регионов (преимущественно Забайкальского края) и естественный прирост не смогли компенсировать эти потери. В итоге население республики сократилось на 6,1% и составляет на данный момент 983,3 тыс. человек. Отток населения из республики важно рассматривать с позиции качественных последствий. Уезжают и Рис. 1. Коэффициенты миграции населения Республики Бурятия, промилле3 планируют переезд, как правило, активные, молодые, хорошо подготовленные кадры, в то время как среди прибывших преобладают лица с низкой профессиональной квалификацией, что влечет за собой снижение качества рабочей силы. Так, в числе выбывших основную часть занимает молодежь (в возрасте от 15 до 29 лет) - 40,5% (7,2 тыс. чел.) (рис. 2). Более того, происходит рост миграционной убыли молодежи, который составил за последние пять лет 79%. К 2018 г. отрицательное сальдо миграции достигло -1,5 тыс. человек4. Таким образом, сложившиеся тенденции свидетельствуют о драматичности миграционных процессов для республики. 3000 ч-оч-оч-оч-оч-оч-оч-оч-о а , , т-т-счсчсосоч-'З-ююююг^г^ а О Ю..............§ ОЮОЮОЮОЮОЮОЮОЮ in Iа с 0 СО Рис. 2. Миграция населения по возрастным группам за пределы Республики Бурятия в разрезе возрастных групп в 2018 г., чел. Обзор литературы В рамках данной статьи наибольший интерес вызывают исследования подготовительной стадии миграционного процесса, результатом которых являются представления о прожективном и реальном поведении, потенциальной миграции и миграционной подвижности [3-5 и др.]. При этом миграционные настроения и установки (намерения) относят к разным уровням готовности личности, связанной с территориальным перемещением в пространстве - сменой места жительства. Согласимся с исследователями Северного федерального университета, определяющими миграционные настроения как обобщенное желание покинуть нынешнее место жительства или остаться на месте, в то время как миграционные намерения носят более рациональный характер и связаны с планами по переезду [6]. Особенно актуально данное направление исследований для отдаленных территорий, для которых характерна повышенная миграционная подвижность [7, 8 и др.]. Наиболее интенсивно миграционные намерения проявляются в молодежной среде. Ранее проведенные исследования указывают на достаточно высокую долю молодежи, желающую покинуть сибирские и дальневосточные регионы [9, 10]. Значительное внимание уделяется выявлению факторов, влияющих на миграционные установки молодежи, в том числе студенческой. Наиболее изученными являются социально-экономические факторы (жилищные условия, трудоустройство, заработная плата, развитость социальной инфраструктуры и пр.) [11, 12 и др.]. Социально-психологические и информационно-образовательные факторы исследуются реже [6, 7, 13]. Весьма своевременными представляются работы по анализу миграционных настроений и намерений молодежи в контексте реализуемости целей и задач стратегического развития Дальнего Востока и Байкальского региона [14-16]. Несмотря на всю проработанность, данная тематика не теряет своей актуальности. Исследование миграционных намерений необходимо для оценки масштаба и структуры потенциальной миграции в контексте конкретного региона. Внимательного изучения требуют миграционные установки молодежи, поскольку в ближайшие годы ее качество станет одним из определяющих факторов развития республики. В этой связи в данной статье основной упор сделан на изучение качественных характеристик потенциальной миграции молодежи Республики Бурятия. Исходные данные и методология исследования Информационной базой исследования послужили данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия с 1990 по 2018 г.5; результаты социологического исследования студенческой молодежи Республики Бурятия6. К концу обучения студенты имеют уже осознанные планы и возможности и, следовательно, в состоянии объективно и полноценно выразить свою позицию относительно миграционных намерений, поэтому в качестве объекта исследования выбраны студенты выпускных курсов. Для проведения опроса были отобраны все организации высшего образования республики, где имеется очная форма обучения: Бурятский государственный университет, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (ВСГУТУ), Бурятская государственная сельскохозяйственная академия (БГСХА), Восточно-Сибирский государственный институт культуры и искусств (ВСГИК). Таким образом, в исследовании приняли участие студенты-выпускники программ бакалавриата (72,5%), специалитета (6,1%), магистратуры (21,4%) в чеырех вузах республики. В ходе опроса в числе прочих респондентам задавался вопрос: «После окончания вуза Вы планируете жить и работать в Республике Бурятия?», с вариантами ответов «да», «еще не решил(а)», «нет». Ответы на данный вопрос позволяют квантифицировать интенсивность миграционных намерений студентов Республики Бурятия: ответ «да» соответствует наименьшей интенсивности, ответ «нет» - наибольшей. Выборочное распределение ответов представлено на рис. 3. Значительное изменение распределения в пользу ответов «да» или «нет» в различных подгруппах респондентов можно считать признаком наличия связи миграционных настроений с оценками и индивидуальными характеристиками опрашиваемых. Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «После окончания вуза Вы планируете жить и работать в Республике Бурятия?», чел. Предполагается, что для каждого индивида i (i = 1, ..., 790) в основе полученного ответа yi лежит ненаблюдаемая непрерывно меняющаяся в диапазоне -да < y * < да сила намерений мигрировать из региона, которая в результатах опроса представлена в цен-зурированной форме: yi = «да» = 1, если -да < у* < ц, yi = «Еще не решил (а)» = 2, если ц < y* < ц2, yi = «нет» = 3, если ц2 < y* < да, где ц и ц2 - пороговые значения, разделяющие диапазон ненаблюдаемых намерений y* на интервалы, соответствующие наблюдаемым значениям yi . Для анализа связи переменной y с различными индивидуальными характеристиками респондентов по имеющимся данным оценивалась модель порядковой пробит-регрессии в форме латентной регрессии вида [17. P. 88]: y* = Xi'P + 8 i , (1) где xi' - вектор индивидуальных характеристик респондента i, включающий ответы на вопросы относительно правильности выбора вуза, планов работать по специальности, качества получаемого образования, ожидаемого размера заработной платы и ответы на ряд вопросов, характеризующих вуз, получаемую квалификацию, пол, национальность, материальное положение семьи и прочие характеристики (полный перечень вопросов представлен в первой графе табл. 1); в - вектор параметров модели; 8i - нормально распределенные ошибки регрессии с нулевым средним и единичной дисперсией. Следуя логике модели (1), механизм цензурирования зависимой переменной можно представить так: yt = 1, если -да < x/p + 8, < ^ , yi = 2, если ц < x/p + 8, < ц2, y = 3 , если ц2 < x/p + 8, < да, где пороговые значения ц и ц2 наряду с параметрами в оцениваются с помощью метода максимального правдоподобия. Для учета коррелированности ответов респондентов внутри каждого вуза стандартные ошибки полу- Уайта [18. P. 152, 330] с соответствующей группирующей переменной. Каждый вопрос анкеты с к вариантами ответов делит совокупность респондентов на к категорий. Для анализа связи принадлежности респондента к одной из к категорий с выбором им конкретной опции переменной y по каждому вопросу анкеты было сформировано к - 1 dummy-переменных с соответствующими базовыми категориями, относительно которых делались выводы о направлении и размере эффекта принадлежности к категории сравнения. Например, вопрос «Уровень материального положения Вашей семьи» предполагает три варианта ответа: «выше среднего», «средний» и «ниже среднего». Для анализа связи ответов на данный вопрос с зависимой переменной y было сформировано две dummy-переменные с базовой категорией «средний»: Dr D ' 1, если дан ответ Выше среднего 0, еслидан любой другой ответ, 1, если дан ответ Ниже среднего . 0, еслидан любой другой ответ. же среднего Таким образом, все регрессоры x/ в модели (1) представляют собой набор dummy-переменных, описывающих ответы респондентов на упомянутый ранее перечень вопросов анкеты. В отличии от классической МНК-регрессии оценки параметров в в порядковой пробит-регрессии не могут интерпретироваться в духе эластичностей или полуэластичностей, однако по знаку перед оценкой можно судить о направлении связи между зависимой переменной и регрессорами. При этом переменная y специфицирована так, что ее рост означает усиление намерений мигрировать по окончании вуза. Модель (1) описывает связь между y и x/ в терминах условных вероятностей выбора конкретной опции зависимой переменной: Prob [y, = 1| x/] = F (ц, - x/p), Prob [ у, = 2 | x/] = F (ц2 - x/p) - F (ц - x/p), Prob [у, = 3| x/] = 1 - F (ц 2 - x/p), где F( ) - интегральная функция нормального распределения. Варьируя значения интересующих нас регрессо-ров D при фиксировании остальных на среднем уровне, были получены приросты условных вероятностей выбора j-й опции переменной y данной категорией респондентов в сравнении с базовой категорией соответствующего регрессора: A XD ) = [F (1 - xp + у)] - [F (1 - x? )], А 2(D ) = [F (ц2 - x-p + у) - F (цц 1 - x-p + у)] - - [ F (ц2 - x"p ) - F (цц 1 - x-p )], A ,(D ) = [1 - F (f! 2 - *Т$ + у)] - [1 - F (ц2 - x-p )], где а (D) при j = {1, 2, 3} - прирост условной вероятности выбора j-й опции переменной y при изменении dummy-переменной D с нуля на единицу; у оценка параметра при переменной D в регрессии (1); ц1, ц, p - оценки пороговых значений д и параметров в в уравнении (1), исключая оценку у ; x - средние значения регрессоров, исключая регрессор D. Т а б л и ц а 1 Результаты упорядоченной пробит-регрессии миграционных намерений студентов Республики Бурятия Вопрос из анкеты Категория сравнения Базовая категория Р se(p) Значимость X Считаете ли Вы правильным выбор вуза? Нет Да 0,520 0,110 ** * 0,057 Скорее нет 0,717 0,076 ** * 0,149 Скорее да 0,289 0,040 ** * 0,420 Оцените качество полученного образования в целом по пятибалльной шкале 1 3 0,361 0,190 * 0,066 2 0,151 0,143 0,075 4 -0,028 0,048 0,339 5 -0,112 0,046 ** 0,328 Собираетесь ли Вы работать по специальности? Да Нет -0,126 0,094 0,690 Какую заработную плату Вы рассчитываете получать сразу после окончания вуза (в месяц)? Менее 15 тыс. руб. 20-30 тыс. руб. -0,537 0,188 ** * 0,051 15-20 тыс. руб. -0,368 0,060 ** * 0,225 30-40 тыс. руб. 0,086 0,035 ** 0,139 Более 40 тыс. руб. 0,256 0,108 ** 0,175 Ваш вуз БГСХА БГУ 0,272 0,069 ** * 0,135 ВСГИК 0,169 0,030 ** * 0,042 ВСГУТУ 0,200 0,026 ** * 0,124 Квалификация Магистр Бакалавр -0,320 0,028 ** * 0,214 Специалист 0,032 0,169 0,061 Где вы окончили школу? Не в РБ В РБ 0,466 0,063 ** * 0,237 Ваш пол Мужской Женский -0,184 0,143 0,287 Ваша национальность Бурят(ка) Русский(ая) 0,052 0,106 0,466 Другая 0,315 0,144 ** 0,094 Уровень материального положения Вашей семьи Выше среднего Средний 0,121 0,066 * 0,178 Ниже среднего 0,055 0,064 0,139 М1 -0,284 0,149 * Н2 0,821 0,134 ** * - достигаемые уровни значимости не хуже 0,01, 0,05 и 0,1 соответственно * * Т а б л и ц а 2 Предельные эффекты Д (D), полученные по результатам регрессии (1) Вопрос из анкеты Категория сравнения Базовая категория A(D) s.e. Д,( D) s.e. \\(Р) s.e. Считаете ли Вы правильным выбор вуза? Нет Да -0,165 0,033 ** * 0,004 0,001 * * * 0,161 0,032 * ** Скорее нет -0,228 0,023 ** * 0,006 0,001 * * * 0,222 0,022 * ** Скорее да -0,092 0,012 ** * 0,002 0,001 * * * 0,089 0,011 * ** Оцените качество полученного образования в целом по пятибалльной шкале 1 3 -0,115 0,059 * 0,003 0,002 0,112 0,057 * 2 -0,048 0,045 0,001 0,001 0,047 0,043 4 0,009 0,015 0,000 0,000 -0,009 0,015 5 0,036 0,014 ** -0,001 0,001 * -0,035 0,014 ** Собираетесь ли Вы работать по специальности? Да Нет 0,040 0,030 -0,001 0,001 -0,039 0,029 Какую заработную плату Вы рассчитываете получать сразу после окончания вуза (в месяц)? Менее 15 тыс. руб. 2030 тыс. руб. 0,170 0,058 * * * -0,005 0,002 ** -0,166 0,056 * ** 15-20 тыс. руб. 0,117 0,018 * * * -0,003 0,001 * * * -0,114 0,017 * ** 30-40 тыс. руб. -0,027 0,011 ** 0,001 0,000 * 0,027 0,011 ** Более 40 тыс. руб. -0,081 0,034 ** 0,002 0,001 * 0,079 0,033 ** Ваш вуз БГСХА БГУ -0,087 0,022 ** * 0,002 0,001 * * * 0,084 0,022 * ** ВСГИК -0,054 0,009 ** * 0,001 0,000 * * * 0,052 0,009 * ** ВСГУТУ -0,064 0,008 ** * 0,002 0,000 * * * 0,062 0,008 * ** Квалификация Магистр Бакалавр 0,102 0,009 ** * -0,003 0,000 * * * -0,099 0,009 * ** Специалист -0,010 0,054 0,000 0,001 0,010 0,052 Где вы окончили школу? Не в РБ В РБ -0,148 0,018 ** * 0,004 0,001 * * * 0,144 0,017 * ** Ваш пол Мужской Женский 0,059 0,045 -0,002 0,001 -0,057 0,044 Ваша национальность Бурят(ка) Русский (ая) -0,017 0,034 0,000 0,001 0,016 0,033 Другая -0,100 0,046 ** 0,003 0,001 ** 0,098 0,044 ** Уровень материального положения Вашей семьи Выше среднего -0,038 0,021 * 0,001 0,001 0,037 0,020 * Ниже среднего Средний -0,017 0,020 0,000 0,001 0,017 0,020 ***, **, * - достигаемые уровни значимости не хуже 0,01, 0,05 и 0,1 соответственно. Ранжирование регрессоров по величине полученных приростов условных вероятностей позволило выявить факторы, оказывающие наиболее существенное воздействие на миграционные намерения респондентов. Важно также учитывать, что размеры полученных приростов, помимо самой природы изучаемого явления, определяются выбором базовой категории, в сравнении с которой они оцениваются. Факторы миграционных намерений Анализ факторов миграции (табл. 1) показал, что сила миграционных намерений слабо связана с уровнем материального положения семьи респондента и статистически незначимо отличается по половому признаку. Намерения мигрировать русских и бурят также незначимо отличаются друг от друга, чего нельзя сказать о респондентах других национальностей. Их склонность мигрировать, как и тех, кто окончил школу не в Республике Бурятия, по понятным причинам, выше (как правило, иностранные студенты и студенты из других регионов покидают республику по окончании вуза), чем у респондентов из соответствующих базовых категорий. Намерения мигрировать у магистров значимо ниже, чем у бакалавров. Уверенность респондента в правильности выбора вуза отрицательно связана с миграционными намерениями. Это также видно по рис. 4, а - доля респондентов, желающих мигрировать по окончании вуза, значительно выше среди тех, кто отвечал «скорее нет» и «нет» на вопрос «Считаете ли вы правильным выбор вуза». Оценки респондентов относительно качества получаемого образования также отрицательно связаны с намерениями мигрировать. Чем более высокую оценку дает респондент, тем выше вероятность того, что он выберет опцию «да» зависимой переменной. Вместе с тем значимыми оказались только коэффициенты при переменных, характеризующих крайнее недовольство (оценка «1») и крайнее восхищение (оценка «5») качеством образования, что можно объяснить выбором оценки «3» в качестве базовой категории. На рис. 4, б видно, как со снижением оценки растет доля респондентов, предпочитающих уехать из республики, и наоборот, с ростом оценки растет доля планирующих остаться. Наличие планов работать по специальности отрицательно, но незначимо коррелирует с намерениями мигрировать. На рис. 4, в видно, что среди респондентов, не планирующих работать по специальности, значительно ниже доля желающих остаться жить и работать в Республике Бурятия. Ожидаемый размер заработной платы положительно связан с миграционными намерениями - чем выше размер ожидаемой зарплаты, тем выше вероятность выбора опции «нет» зависимой переменной. На рис. 4, г видно, как с ростом размера ожидаемой зарплаты распределение зависимой переменной меняется в пользу пожелавших мигрировать по окончании вуза. Считаете ли Вы правильным выбор вуза? Оцените качество получаемого образования в целом б а Собираетесь ли Вы работать по специальности? Какую заработную плату Вы рассчитываете получать сразу после окончания вуза? до 15000 15000 20000 20000-30000 30000-40000 более 40000 г в Рис. 4. Распределение зависимой переменной внутри различных категорий респондентов, чел. В табл. 2 представлены оценки приростов условных вероятностей для каждой из трех опций зависимой переменной. Оценки в столбцах A,(D), A2(D) и A3(D) соответствуют ответам «да», «еще не ре-шил(а)» и «нет» зависимой переменной. Приросты A1(D) и A (D) ожидаемо похожи по абсолютной величине и противоположны по знаку. Каждую оценку A (D) можно интерпретировать как разность вероятностей выбора j-й опции зависимой переменной респондентами из категории сравнения и базовой категории при прочих равных условиях. На рис. 5 в порядке убывания представлены приросты A3(D) по всем участвующим в анализе регрессорам. В названиях регрессоров в скобках указано: категория сравнения / базовая категория. По графику видно, что наибольшие положительные приросты, исключая эффекты национальности и школы, присущи негативным ответам на вопросы о правильности выбора вуза и качестве получаемого образования. То есть одной из главных причин намерений студентов мигрировать в другой регион является неудовлетворенность полученными знаниями и, как следствие, стремление продолжить обучение в более рейтинговых вузах других регионов. В подтверждение этому можно привести отрицательный прирост для магистров (-0,099), который интерпретируется как нежелание мигрировать у респондентов, доверяющих вузам республики в получении второго уровня высшего образования. Наибольшие отрицательные приросты (рис. 5) соответствуют ответам «15-20 тыс. руб.» и «менее 15 тыс. руб.» относительно ожидаемого размера заработной платы по окончании вуза. То есть заниженные ожидания относительно размера будущей зарплаты снижают вероятность выбора опции «нет» зависимой переменной. Это непосредственным образом связано со структурой рынка труда в республике. По данным Республиканского агентства занятости населения, большая часть вакантных мест (57%) предназначена для специалистов со средним профессиональным образованием, а почти четверть вакансий не требует специального образования. На специалистов высшей квалификации приходится всего 19% вакансий7, в то время как половина выпускников имеет вузовский диплом, среди которых преобладают экономисты и юристы. То есть предлагаемые рабочие места не соответствуют запросам соискателей по уровню оплаты и условиям труда и обладают низким социальным потенциалом, который не устраивает активных молодых людей. Правильность выбора вуза (Спорее нет / Да) Правильность выбора вуза (Нет /Да) Окончил(а) школу в РБ (Нет / Да) Качество образования (1/3) Национальность (Другая / Русский(ая)) Правильность выбора вуза (Скорее да / Да) ВУЗ (БГСХА / Б ГУ) Ожидаемая зарплата (> 40 тыс. руб. / 20-30 тыс.руб. ВУЗ (ВСГУТУI БГУ) а. ВУЗШСГИК/БГУ) 5 Качество образования (2 / 3) и Материальное положение семьи (Выше среднего / Среднее) Р" Ожидаемая зарплата (30-40 тыс. руб. / 20-30 тыс.руб. а. Материальное положение семьи (Ниже среди его/Сред нее) Национальность (Бурят(ка) / Русский(ая)) Квалификация (Специалист / Бакалавр) Качество образования (4 / 3) Качество образования (5 / 3} Собирается работать по специальности (Да / Нет) Пол (Мужской / Женский) Квалификация (Магистр I Бакалавр) Ожидаемая зарплата (15-20 тыс, руб. I 20-30 ТЫС.руб. Ожидаемая зарплата (< 15 тыс. руб. / 20-30тыс.руб. ■0.084 ■0.079 0.037 -0.027 -«017 --O.QL& -O.OL ■0.035 ■О.ОЭЗ -0,057 -0.0S9 ■0.114..... -0.15 -0.10 -0.05 0.00 0,05 0,10 Прирост РюЬ[у= 3|х] 0.15 0.20 Рис. 5. Приросты условных вероятностей выбора опции «Нет» зависимой переменной Получив образование, значительная часть молодежи остается невостребованной на рынке труда и вынуждена либо занимать места, требующие более низкой квалификации, постепенно утрачивая полученные знания и навыки, либо мигрировать в более развитые регионы в поисках подходящей работы. Косвенным подтверждением данного тезиса является отрицательный, хоть и незначительный (-0,039) прирост, соответствующий ответу «Да» на вопрос «Собираетесь ли Вы работать по специальности?». Вероятность потенциальной миграции для респондентов, планирующих работать по специальности, ниже, чем у респондентов, не видящих применения полученных в вузе знаний на практике. В контексте дисбаланса спроса и предложения на рынке труда также необходимо отметить вариацию миграционных настроений между вузами республики. Наибольший прирост вероятности потенциальной миграции (рис. 5) характерен для студентов БГСХА (0,084) и ВСГУТУ (0,062) в сравнении со студентами БГУ. Наличие такой разницы можно объяснить номенклатурой специальностей, представляемой каждым вузом. БГУ исторически является кузницей кадров по гуманитарным и педагогическим специальностям, выпускники которых реализуют себя в сфере государственного управления, науки и образования республики. Выпускникам БГСХА и ВСГУТУ в условиях деградации обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства на порядок сложнее найти работу по специальности в пределах республики, что побуждает их мигрировать в другой регион. Среди других причин потенциальной миграции, отмеченных респондентами в ходе опроса, следует выделить низкий уровень жизни в республике, отсутствие перспектив, неразвитость социальной инфраструктуры и культурной жизни, распространенность кумовства и неформальных каналов трудоустройства, консерватизм местного менталитета. Кроме того, имеют место психологические факторы. Молодежь как наиболее мобильная группа выказывает желание пожить в другом регионе или стране, испытать себя на новом месте. Заключение Проведенное исследование позволило выявить основные мотивы миграционных намерений студенческой молодежи Республики Бурятия, среди которых важно выделить желание продолжить обучение в вузах других регионов страны и стремление найти высокооплачиваемую работу. В результате можно сформировать образ студента - потенциального мигранта. Это выпускник, недовольный качеством полученного образования, разочарованный выбором вуза, рассчитывающий на высокооплачиваемую и высококвалифицированную работу, и возможность применения полученных в вузе знаний и умений на практике. Среди возможных дополнительных характеристик можно выделить факт окончания школы за пределами Республики Бурятия, другую национальность, обучение в любом вузе республики, кроме БГУ. В таких условиях в качестве мер по снижению молодежной миграции резонно предложить повышение качества услуг в сфере высшего профессионального образования, развитие сектора услуг в целом и отраслей обрабатывающей промышленности. Стимулирование отраслей перспективных экономических специализаций (для Бурятии это в первую очередь отрасли добывающей промышленности), отраслей социальной сферы и приграничного сотрудничества с сопредельными государствами, предусмотренные Стратегией пространственного развития Российской Федерации в качестве мер социально-экономического развития геостратегических территорий, в наименьшей степени повлияют на решение проблемы молодежной миграции в Республике Бурятия. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Рассчитано по: Коэффициенты миграционного прироста. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm (дата обращения: 02.03.2020). 2 Рассчитано по: Общие итоги миграции населения Республики Бурятия. URL: https://burstat.gks.ru/demo# (дата обращения: 22.02.2020). 3 Составлено по: Демография. URL: https://burstat.gks.ru/demo (дата обращения: 28.02.2020). 4 По данным Бурятстата, предоставленным по официальному запросу № 269-05-06/440 от 17.10.2019. 5 Население. URL: https://burstat.gks.ru/people (дата обращения: 22.02.2020). 6 Исследование с целью выявления жизненных и трудовых стратегий студенческой молодежи проведено авторами в 2018 г. Генеральная совокупность - 2 143 студента выпускных курсов очной формы обучения вузов Республики Бурятия. Опрошено 790 выпускников на основе целенаправленной выборки. Метод отбора - «сплошной массив» (опрашивались все присутствующие на занятиях студенты). 7 Вакансии. URL: https://trudvsem.ru/vacancy/ (дата обращения: 16.03.2020).
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Феде рации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие дальневосточного федерального округа». По становление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 361. URL: https://minvr.ru/activity/gosprogrammy/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-dalnevostochnogo/
Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // Социологические исследо вания. 1978. № 1. С. 56-66.
Зайончковская Ж. А., Ноздрина Н.Н. Миграционная подвижность населения России и ее территориальная дифференциация (по результа там обследования в 10 городах) // Демографические перспективы России : материалы междунар. науч.-практ. конф. М. : Academia, 2008. С. 397-402.
Миграция населения: теория и практика / под ред. О.Д. Воробьевой, А.В. Топилина. М. : Экономическое образование, 2012. 364 с.
Зайков К.С., Каторин И.В., Тамицкий А.М. Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11, № 3. С. 230-247.
Кутовая С.В. Миграционные настроения населения Еврейской автономной области // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 134-136.
Скрипник Е.О. Миграционные намерения городского населения Хабаровского края // Пространственная экономика. 2010. № 4. С. 42-57.
Байков Н.М., Березутский Ю.В. Дальневосточная молодежь как субъект миграционных настроений // Власть и управление на Востоке России. 2008. № 4. С. 107-114.
Данилова З.А. Миграционные настроения населения Байкальского региона (по материалам социологического исследования) // Проблемы прогнозирования. 2010. № 3. C. 115-118.
Заусаев В.К., Сафронов М.Г., Кручак Н.А., Воробьева А.И. Миграционные настроения на Дальнем Востоке: жить нельзя уехать // ЭКО. 2013. № 2. С. 22-35.
Мкртчян Н.В. Миграция молодежи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 225-242.
Кузнецова С. А. Миграционные установки как предмет социально-психологических исследований // Социальная психология и общество. 2013. № 4. C. 34-45.
Зубков В.В. Миграционные представления населения: декларируемая тенденция или объективная реальность // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 3. С. 85-92.
Богомолова Т.Ю., Глазырина И.П., Сидоренко Н.Л. Приграничье Востока России: миграционные настроения студенческой молодежи // Регион: экономика и социология. 2013. № 4. С. 154-173.
Петрук Г.В., Ким А.Г. Миграционные настроения молодежи как индикатор социально-экономического положения Дальневосточного региона России // Азимут научных исследований: экономика и у правление. 2019. Т. 8, № 4. С. 300-303.
Green W.Н., Hensher D.А. Modeling Ordered Choices: A Primer. Cambridge : University Press, 2010. 382 р.
Wooldridge J.M. Econometric Analysis of Cross Section and Panel Data. Cambridge, Mass : MIT Press, 2001. 288 р.