Оценка вовлеченности в деятельность по выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО студентов вуза
Представлен анализ вовлеченности студенческой молодежи в деятельность по выполнению тестовых испытаний 6-й ступени ГТО как совокупность физической и психической энергии, затрачиваемой для приобретения определенного опыта. Обозначены факторы, содействующие вовлечению студенческой молодежи в мероприятия по подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО. Отмечается важность формирования осознанной и мотивированной позиции студенческой молодежи по отношению к деятельности, инициируемой на государственном уровне.
Assessment of University Students' Engagement in the Implementation of Test Standards of the GTO Complex.pdf Современные социально-экономические условия диктуют повышенные требования работодателей к физическому состоянию и здоровью выпускников вузов, намеревающихся приступить к трудовой деятельности. Важность формирования здоровой личности средствами физической культуры декларируется на государственном уровне и закреплена в нормативно-директивных документах. Утвержденный и принятый к реализации федеральный проект «Спорт - норма жизни» в рамках национального проекта «Демография» направлен на создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физкультурно-спортивной направленности, формирование в обществе культуры поведения, основанной на индивидуальной мотивации граждан к физическому развитию, популяризацию физкультурно-спортивных мероприятий, спортивных массовых акций и комплекса ГТО. Одним из индикаторов данного проекта является увеличение доли граждан нашей страны, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе путем вовлечения в подготовку к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) [1]. Аналогом российского проекта по привлечению населения к мероприятиям, направленным на повышение уровня физической подготовленности и его оценку являются государственные программы зарубежных стран. Европейские ученые, проводящие исследования в рамках задач, поставленных Всемирной организацией здравоохранения, констатируют о необходимости обеспечения мониторинга физической активности населения на популяционном уровне с использованием сопоставимых методов количественной оценки, что позволит более эффективно определять целевые группы, разрабатывать и внедрять программы по укреплению здоровья населения [2]. В разных странах для оценивания физической подготовленности населения используют специально подобранные батареи тестов. Примером является «Международный тест», состоящий из 8 испытаний, позволяющий всесторонне оценить физическую подготовленность детей и молодежи в возрасте от 6 до 32 лет. В него вошли бег на 50 метров, прыжок в длину с места, бег на 600-1000 метров, оценка силы кисти с помощью динамометра, подтягивание или вис на согнутых руках, челночный бег 4*10 метров, тест «лечь-сесть» за 30 секунд и наклон вперед из положения стоя [3]. Подобные тесты применяют в странах Европы, в Канаде, Японии и др. В США студенты вузов в процессе физического воспитания выполняют тест Американского союза здоровья, физического воспитания и отдыха, состоящий из семи упражнений и оценивающий физические способности [4]. При этом в настоящее время в США наиболее популярными являются две программы оценивания физической подготовленности: программа «Президентские испытания», предусматривающая тестирование на соответствие программных оценочных нормативов и «FitnessGram», позволяющая оценить индивидуальное состояние здоровья с позиции достаточности уровня физической подготовленности и необходимой физической активности. Если «Президентские испытания» проводятся, чтобы выявить лучшего и показать наилучший результат, то программа «FitnessGram» позволяет каждому соревноваться с самим собой, сравнивая личные результаты и поддерживая физическую активность на уровне «зоны здоровья» [5]. Студенты, участвующие в «FitnessGram» получают информацию о состоянии физической подготовленности, связанной со здоровьем [6]. Программой предусматривается выполнение испытаний по пяти параметрам: оценка аэробной способности путем преодоления дистанции в одну милю бегом или ходьбой; изучение состава тела, а именно количества жира в организме и расчет индекса массы тела; оценка подвижности суставов с применением тестов на гибкость; выполнение заданий на измерение силы и выносливости мышц верхних конечностей, брюшного пресса и спины как имеющих наибольшее значение для сохранения осанки, предупреждения болезней спины и позвоночника, повышения качества жизни [7]. В Великобритании эффективность государственной политики в области физической активности, направленной на повышение массовости занятий физической культурой и спортом населения, решили оценивать не количественными, а качественными показателями, характеризующими изменения в жизни людей от их участия в той или иной программе по вовлечению в занятия физической активностью и массовым спортом: изменения в физическом здоровье, психическом благополучии, личностном развитии, социализации, экономическом развитии. В большей степени за основу берутся объемные показатели физической активности за неделю [8]. В нашей стране для оценки эффективности государственной программы по повышению физической активности населения используют не только индикатор выполняемости нормативов испытаний ВФСК ГТО на соответствующий знак, дифференцированных по гендерному и возрастному признаку, но и показатель вовлеченности жителей страны в мероприятия, предусматривающие подготовку и выполнение воз-растно-половых нормативов физической подготовленности [9, 10]. При этом, несмотря на популяризацию массовых акций и активную пропаганду культуры поведения, основанной на формировании мотивации к физическому самосовершенствованию, и в нашей стране и за рубежом возникает проблема вовлечения населения в мероприятия по выполнению нормативов физической подготовленности [11-12]. В связи с чем повышается актуальность изучения вовлеченности студенческой молодежи в деятельность, инициируемую на государственном уровне, а именно участие в мероприятиях по выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО. Понятие «вовлеченность» не является однозначно определенным в науке. В начале XXI столетия оно отражало примерно то же, что и ангажированность, принадлежность, лояльность [13]. В словаре С.И. Ожегова слово «вовлечь» трактуется как «побудить, привлечь к участию в чем-либо» [14]. В.И. Даль дает характеристику этому слову как «притягивать нравственно, чувством, силою убеждения» [15]. В словаре А.П. Евгеньевой «вовлечь» - «склонить к чему-либо, привлечь к участию в чем-либо с усилием ввести, втащить куда-либо» [16]. Термин «вовлечение» широко применяется в управленческой деятельности. Понятия вовлеченности в управлении объединяются наличием положительной эмоциональной и интеллектуальной связи работника с организацией, имеющейся возможностью реализовывать собственные внутренние потребности в процессе работы, осознанием сотрудником общности его индивидуальных ценностных ориентаций и ценностей организации [17]. Это побуждение человека к трудовой деятельности как результат проявления внутренних побудительных элементов (потребностей, интересов, ценностных ориентаций) и внешних стимулов, побуждающих к действию. Вовлеченность позволяет показывать высокие результаты труда, измеряемые эффективностью и результативностью. При этом результативность направлена на измерение достижения поставленных целей посредством учета и измерения количественных показателей труда персонала, а эффективность труда - качественная оценка достигнутых результатов [18]. В правовом аспекте термин «вовлечение» рассматривается как результативное действие, направленное на фактическое втягивание индивида в совершение общественно-опасного деяния [19]. При этом акцентируется внимание на проявлении определенных психологических процессов, таких как желание, решимость, стремление, намерение, готовность. При отсутствии общепринятой теории вовлеченности в общенаучном смысле вовлеченность в психологии рассматривается, по мнению О.В. Лукьянова с соавторами, как главная объяснительная категория, как неизбежность принадлежности порядку определенного уровня, а идентичность, мотивация, поведение, установки и состояния являются ее подчиненными категориями: вовлеченность объясняет идентичность, которая объясняет мотивацию, та, в свою очередь, объясняет поведение, поведение - установку, установка - состояние, которое объясняет тенденцию, а тенденция указывает на вовлеченность [13]. Вовлеченность в деятельность, как утверждает И.Ф. Фильченкова, выражается в признании этой деятельности и стремлении мобилизовать свои усилия (интеллектуальные, физические, волевые и др.) на решение поставленной задачи [20]. Введение понятия «студенческая вовлеченность» зарубежными и отечественными социологами позволило рассмотреть его в академическом (связанном с обучением) и социальном (связанном с интеграцией студента в университетское сообщество) аспектах [21]. В своей работе Н.Г. Малошонок, рассматривая образовательную вовлеченность студентов как одну из главных детерминант качественного образования, констатирует: вовлеченность должна быть высокой одновременно для нескольких видов активности в рамках образовательного учреждения - не только в обучение, но и в сообщества студентов, развлекательные и спортивно-массовые мероприятия и другие, лишь тогда это приведет к эффективной организации обучения и высокой степени развития студентов [22]. Формирование позитивного отношения студенческой молодежи к занятиям физкультурно-спортивной направленности является одной из важных проблем, решаемой практически всеми образовательными учреждениями высшего образования. Одним из критериев оценки эффективности организации физического воспитания в вузе является вовлеченность студентов в сферу этой деятельности [23]. Вовлеченность в занятия по физической культуре рассматривается как совокупность поведенческих и психологических характеристик обучающихся, сопровождающих их участие в деятельности, объединяя воедино осуществляемую деятельность, мотивацию и отношение к ней, затрачиваемые усилия, осмысленность и результативность совершаемых действий [24]. Таким образом, в существующей практике наблюдается противоречие: с одной стороны, отмечается важность повышения физической активности населения, в том числе путем привлечения к мероприятиям по подготовке и выполнению нормативов физической подготовленности, а с другой стороны, наблюдается недостаточная активность участия отдельных категорий граждан, в частности студентов, в этой деятельности, носящей зачастую директивный характер. В связи с этим считаем актуальным проведение дополнительных исследований по изучению вовлеченности студенческой молодежи в деятельность по выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО. Цель исследования - дать оценку вовлеченности студенческой молодежи в деятельность по выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО. Задачи исследования: 1. Изучить проявления компонентов вовлеченности студентов в деятельность по выполнению тестовых испытаний 6-й ступени ГТО. 2. Выделить факторы, содействующие вовлечению студенческой молодежи в мероприятия по подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» в период с сентября 2019 г. по январь 2020 г. Использовались методы: педагогическое тестирование (выполнение тестовых заданий, предусмотренных 6-й ступенью ВФСК ГТО), анкетирование (для изучения субъективного отношения студентов к участию в мероприятиях по выполнению нормативных испытаний), математическая статистика. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на 1-4-х курсах (n = 128, юношей - 48, девушек - 80) в возрасте от 18 до 23 лет. Под вовлеченностью в деятельность по выполнению тестовых испытаний комплекса ГТО понимаем совокупность поведенческих и социально-психологических характеристик индивида, проявляющихся в физической и психологической готовности к выполнению нормативов физической подготовленности, мотивации к выполнению заданий, максимальных (или близких к максимальным) усилий, в положительном эмоциональном отношении к данной деятельности. Рассмотрение концептуальной основы вовлеченности молодежи в деятельность по выполнению нормативов физической подготовленности требует применения подходящей современной теории изменения поведения, обобщающей имеющиеся эмпирические знания, обосновывающей различные стороны явления, служащей основой для предсказания поведения и объясняющей участие молодежи в мероприятиях, предусматривающих проявление индивидуальных максимальных усилий в связи с выполнением тестовых заданий ВФСК ГТО. В обзорной статье, подготовленной A.C. King с соавторами, обобщающей эффективные практики продвижения физической активности, отмечается важность при разработке эффективных программ на индивидуальном или групповом уровнях воздействия применения таких поведенческих теорий и моделей, как, например, социальная познавательная теория, транстеоретическая модель, теория планового поведения, теория самоопределения [25]. Отмечая важность учета мотивации и готовности к изменению поведения, необходимости создания условий для свободного выбора и принятия решения, а также планирования и оценки ожидаемого результата, С.И. Логинов к их числу добавляет теорию функциональных систем [26]. A.C. King и M.C. Whitt-Glover видят перспективным в рамках теоретических поведенческих вмешательств предоставление условных и безусловных вознаграждений за посещение занятий физическими упражнениями и понимание последствий достижения целей физической активности в различных возрастных группах [25]. Наиболее подходящая теория для объяснения поведения, связанного с вовлечением в мероприятия по выполнению нормативов физической подготовленности, - транстеоретическая модель. Ее сущностью является выделение пяти стадий мотивационной готовности для изменения поведения: неосознанность, осознание, подготовка, деятельность, поддержание [27. С. 97]. Предполагаемые вмешательства, направленные на повышение активности и результативности участия студенческой молодежи в мероприятиях по выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО, должны учитывать уровень мотивационной готовности индивида к изменению поведения, связанного с участием в физической деятельности. Оценка вовлеченности может быть представлена рядом критериев, отражающих процесс и результаты осуществляемой деятельности. Анализ литературы показал существование различных подходов к выделению критериев вовлеченности. Так, компонентами образовательной вовлеченности студентов, по мнению Т.В. Фуряевой и Т.А. Хацкевич, являются: мотивацион-но-ценностный, раскрывающий ведущие мотивы участия в деятельности; когнитивный - показатель сформированное™ знаний; коммуникационный - как проявление инициативности, эмоционального контекста участия; деятельностный - собственно выполнение различных видов деятельности, предусматривающих решение поставленных задач; рефлексивный - удовлетворенность, эмоциональное переживание по отношению к своему опыту и возникающим трудностям, осознание перспектив осуществляемой деятельности [28]. Для измерения студенческой вовлеченности Н.Г. Малошонок, ссылаясь на работы зарубежных авторов, установивших, что показатель участия студентов в различных видах деятельности, характеризующихся как «хорошие практики», тесно связан с достижениями в них, предложила применение косвенных «индикаторов процесса» [29]. Предложенная Малошонок дифференциация студенческой вовлеченности на поведенческий (участие в мероприятии в рамках образовательного учреждения), эмоциональный (аффективная реакция на ситуацию) и когнитивный (уровень проявляемого усердия) компоненты позволяет измерить каждый из них, установить точки пересечения между ними и в целом оценить многомерный концепт вовлеченности. Вовлеченность в занятия по физической культуре, по мнению Е. С. Оськиной и Т. Н. Леван, может быть рассмотрена в деятельностном, когнитивном, волевом, мотивационно-ценностном, эмоциональном, социальном и оценочно-рефлексивном аспектах и описана при помощи критериев, отражающих как процесс, так и результат обучения [24]. Как считает Н.Г. Малошонок, при оценке вовлеченности индикаторы процесса являются более предпочтительными, чем индикаторы результата. При этом важно учитывать специфику видов деятельности студентов и ситуации, в которые они могут быть включены. По мнению ученого, следует изучать степень влияния индивидуальных характеристик и различий, а также факторов, обусловленных контекстом ситуации, на вовлеченность [29]. Обобщая предложенные подходы к оцениванию «вовлеченности», нами были выделены следующие компоненты: эмоциональный, мотивационный, дея-тельностный и результативный, которые и были подвергнуты анализу. При оценке «вовлеченности» в деятельность традиционно используются методы, предусматривающие как пассивное, так и активное участие испытуемых в исследовании и предполагающие возможность субъективного и объективного оценивания. В нашем исследовании вовлеченность студентов в деятельность по выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО была оценена субъективным отношением испытуемых к участию в мероприятиях и объективным оцениванием результативности выполнения тестовых заданий, предусмотренных 6-й ступенью комплекса ГТО. Проведенное анкетирование студентов, пришедших в центр тестирования нормативов комплекса ГТО и зарегистрировавшихся для участия в мероприятии по выполнению испытаний, предусмотренных 6-й ступенью ВФСК ГТО, показало, что эмоциональное реагирование на данное событие имеет как положительный оттенок, так и отрицательный, проявляющийся в нежелании принимать участие в нем. Результаты анкетирования обнаружили неоднородность эмоционального реагирования на участие в мероприятии контингента, пришедшего на пункт сдачи нормативов ГТО: 48% опрошенных отметили преобладание у них положительных эмоций, 52% - отрицательных. Дифференциация участников по тендерному признаку показала, что число положительно отреагировавших юношей и девушек существенно не отличается (49 и 47% соответственно). При этом важность позитивного эмоционального реагирования как фактора, способствующего сделать физическую активность привлекательной, отмечают специалисты Всемирной организации здравоохранения, разработавшие стратегию повышения привлекательности занятий физкультур-но-спортивной направленности для детей и молодежи [30]. Неполное понимание запросов молодежи и неучет их пожеланий относительно организации и содержания физической активности, по мнению P. Kelly с соавторами, является одной из проблем недостаточного применения средств физической культуры и спорта в поведении человека [31]. Вовлеченность имеет тесную связь с мотивацией. Мотивировать студента сложнее, чем вовлечь в деятельность. Принятие решения или осуществление выбора, как считают О.В. Лукьянов и другие, объясняется идентификационной мотивацией и описывается осознанными установками: внутренняя мотивация определяет продолжительное устойчивое стереотипное поведение индивида, а внешняя - плохо осознаваемые установки и ситуативное поведение [13]. Понимая под мотивацией поведенческий выбор, затрачиваемые усилия и осуществляемую деятельность, M.R. Weiss в разработанной модели формирования мотивации к физической активности показывает важность социальной поддержки педагогов, сверстников, родных, восприятие собственной компетентности в физической культуре и спорте и удовольствия от занятий [32]. Для анализа мотивационной сферы важна характеристика отношения к деятельности. Изучение мотивов участия студентов в мероприятиях по выполнению нормативов ГТО показало, что положительный оттенок мотивов отмечался у 57% участников (52% принимают участие в мероприятии с целью проверки собственных сил, 5% пользуются возможностью повысить собственный статус). Проявление мотивов, связанных с возможностью избегания негативных последствий отмечается у 43%. В таблице представлены проявления мотивов студентов, имеющих различное эмоциональное реагирование на участие в мероприятиях, организованных для массового выполнения нормативов ВФСК ГТО. Мотивы участия студенческой молодежи в мероприятиях по выполнению нормативов физической подготовленности, % Мотив участия Положительное реагирование Отрицательное реагирование Проверить собственные силы 70 33 Получить положительные отметки по дисциплине «физическая культура и спорт» (улучшить положение в рейтинге, получить зачет) 23 42 Боязнь возможных негативных последствий со стороны куратора (деканата, преподавателя по физической культуре) 2 22 Возможность повышения собственного статуса 5 3 Влияние мотивации на продуктивность деятельности всегда считалось чрезвычайно существенным. Деятельностный компонент рассматривался нами с позиции субъективной оценки физической готовности студентов к выполнению нормативов, осуществляемой предварительной подготовкой к участию в мероприятии, а также объективными показателями результативности выполнения тестовых нормативов, предусмотренных программой мероприятий. Ощущение абсолютной физической готовности к выполнению нормативов высказали 24% участников, пришедших в центр тестирования нормативов ГТО, а полную неготовность к проявлению максимальных усилий отметили 28%. При этом студенты, проявившие положительные эмоции в связи с участием в данном мероприятии, по субъективным ощущениям оказались в большей степени готовыми к выполнению тестовых заданий - их число составило 40%, а количество обучающихся из этой группы, считающих недостаточным уровень имеющейся подготовленности, - 10%. У студентов, отрицательно отреагировавших на участие в мероприятии по выполнению нормативов, эти показатели составили 10 и 43% соответственно. Достаточно высокую неоднородность оценок студентами своих возможностей для выполнения нормативов комплекса ГТО для своей возрастной ступени отмечает в исследовании и Ю.М. Пасо-вец [33]. Анализ ответов об осуществляемой студентами физической активности, включающей в том числе предварительную подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО, показал различия в обеих группах в использовании форм физического воспитания и ее частоты. Помимо обязательных занятий по элективной дисциплине «физическая культура и спорт» 29% отметили применение самостоятельных занятий в режиме еженедельной физической активности (в группе лиц с положительным отношением к участию в мероприятии показатель составил 37%, с отрицательным - 23%), выполняющих ежедневную утреннюю гимнастику - 17% (соответственно 18 и 15%), занимающихся фитнесом в физкультурно-оздоровительных учреждениях - 11% (соответственно 15 и 7%), в спортивных школах проходят подготовку 8% (соответственно 12 и 6%). Можно отметить факт расширенного объема физической активности у студентов, отрицательно отреагировавших на участие в мероприятии по выполнению нормативов комплекса ГТО. Полученные данные соотносятся с результатами исследования В.А. Кабачкова с соавторами, констатирующих, что число студентов, чьими мотивами является стремление совершенствовать физические качества, составляет лишь 15% из числа опрошенных. В большей степени основным мотивом занятий физкультурно-спортивной деятельностью для студентов является возможность улучшить состояние здоровья [23]. Сравнительный анализ результативности выполнения тестовых заданий юношами, имеющими различное отношение к участию в мероприятиях по выполнению нормативов ГТО, показал достоверно лучшие значения у студентов, проявивших положительные эмоции, в тестах «поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту», «челночный бег 3^10 метров», «сгибание-разгибание рук в упоре лежа», «наклон вперед из положения стоя». Юноши, отрицательно отреагировавшие на участие в мероприятии, оказались менее подготовленными либо не пожелавшими проявлять максимальные усилия для достижения лучших показателей. У девушек результаты тестирования существенно не отличаются, за исключением теста «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» - успешнее его выполнили студентки, положительно отреагировавшие на участие в массовом мероприятии. Проанализировав успешность выполнения нормативов, а именно достижение минимальных значений, достаточных для получения бронзового знака отличия, оказалось, что 86% участников-юношей преодолели нижнюю границу норматива в испытании «прыжок в длину с места». Меньшее число успешного выполнения было в тестовых заданиях «челночный бег 3^10 метров» (57%), «наклон вперед из положения стоя» (57%), «поднимание туловища из положения лежа на спине» (43%), «бег 30 метров» (21%), «подтягивание на высокой перекладине» (14%). У девушек 88% участниц справились с тестовым заданием «наклон вперед из положения стоя» минимум на бронзовый знак. В тесте «поднимание туловища из положения лежа на спине» этот показатель составил 70%, в челночном беге - 69%, в прыжке в длину с места -35%, в беге на 30 метров - 32%, в тесте «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» лишь 17% справились с минимальными нормативными требованиями. Рассматривая вовлеченность в деятельность, следует обращать внимание не только на степень удовлетворенности выполняемой деятельностью, эмоциональные переживания по отношению к ней, а также трудности, которые необходимо преодолевать в процессе этой деятельности [28]. По мнению студентов, барьерами, препятствующими активному участию молодежи в мероприятиях по выполнению нормативных испытаний комплекса ГТО, являются отсутствие мотивации, неуверенность в своих силах (трудности эмоционально-волевой саморегуляции, страх и разочарование), низкая самооценка своих способностей и опасение за состояние здоровья, нежелание выходить из зоны комфорта, недостаточная престижность данной формы оценки состояния физической подготовленности среди молодых людей. Мнения студентов с положительным и отрицательным реагированием на участие в мероприятии совпали. Вместе с тем, по мнению T. Барановского и других, если иметь правильное представление о факторах, которые делают физическую активность привлекательной и доставляющей удовольствие, то эта информация должна использоваться при разработке подходов и путей, содействующих положительному влиянию на привлечение населения к физкультурно-спортивной деятельности, в том числе к выполнению нормативов физической подготовленности [34]. Проведя корреляционный анализ между критериями, характеризующими вовлеченность студенческой молодежи в деятельность по выполнению испытаний комплекса, была обнаружена взаимосвязь между эмоциональным отношением к участию в мероприятиях по выполнению нормативов физической подготовленности и субъективным ощущением готовности к ним (r = 0,57). Студенты, испытывающие положительные эмоции в связи с участием в ГТО, рекомендуют всем остальным присоединиться к ним (r = 0,56). Также обнаружена зависимость между проявлением внутреннего мотива студентов относительно участия в мероприятии - желанием проверить свои силы, и положительным эмоциональным отношением к нему (r = 0,60), а также субъективным ощущением готовности к выполнению тестовых заданий (r = 0,58). Проявление внешнего мотива, связанного с избеганием неудачи, а именно боязнью последствий со стороны деканата или преподавателей из-за отказа от участия в мероприятии, имеет отрицательную слабую связь с субъективным ощущением готовности к выполнению заданий, предусмотренных программой ГТО (r = -0,40), а также с эмоциональным отношением к этому событию (r = -0,45). Режим физической активности студентов взаимосвязан с субъективным ощущением готовности к выполнению тестовых заданий (r = 0,56) и с имеющимся желанием проверить собственные силы (r = 0,51). То есть чем более расширен объем физической активности юношей и девушек (занятия спортом в спортивных школах, фитнесом в клубах или центрах, самостоятельные занятия оздоровительной физической культурой), тем в большей степени они готовы к участию в мероприятиях по выполнению испытаний ВФСК ГТО и стремятся проверить собственную физическую подготовленность в условиях организованного массового мероприятия. Студенты, имеющие опыт спортивных занятий в прошлом и настоящем в большей степени ощущают физическую готовность к выполнению тестовых заданий (r = 0,68) и рекомендуют принять участие в подобных мероприятиях всем остальным (r = 0,66). Обобщая полученные результаты с имеющимся опытом вовлечения населения в занятия физкультур-но-спортивной деятельностью и отталкиваясь от результатов исследования T. Барановского и других, констатирующих, что физическая активность зависит от конкретных личностных социальных или физических параметров, имеющих свойство меняться в процессе вмешательства [34], можно выделить факторы, содействующие активному и массовому участию студенческой молодежи в мероприятиях по выполнению нормативов комплекса ГТО. К их числу относится опыт участия в состязательной деятельности. По мнению ученых, наличие состязательности делает занятия физкультурно-спортивной направленности интересными и привлекательными. При этом существует и противоположное мнение -многих, особенно не спортивных людей атмосфера состязательности может и оттолкнуть от участия в мероприятиях [30]. Это следует учитывать при организации мероприятий, направленных на подготовку студентов к выполнению нормативов комплекса. Наличие опыта физкультурно-спортивной деятельности будет содействовать привлечению молодежи к участию в массовых мероприятиях ГТО, при этом вместо стремления к достижению спортивного результата важно стимулировать сам факт вовлеченности молодежи в занятия физкультурно-спортивной направленности [35]. Также важным является использование различных организованных и самостоятельных форм физкультурно-спортивной деятельности в еженедельной физической активности. Результативность участия студенческой молодежи в мероприятиях по выполнению нормативов физической подготовленности следует поощрять материальными и моральными методами, тем самым стимулируя физическую активность обучающихся. Таким образом, оценка вовлеченности в деятельность по выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО студентов вуза показала важность учета мотивационного, эмоционального, деятельностного и результативного компонентов. Вовлеченность как совокупность физической и психической энергии, затрачиваемой для приобретения определенного опыта, проявилась в разных контекстах - как привлечение с административным воздействием, так и побуждение к участию внутренними личностными мотивами. При рассмотрении эффективности вовлечения студентов в мероприятия, характеризуемые как инновационные практики, следует в большей степени обращать внимание не на результат, проявляемый в виде количественных показателей физической подготовленности, выполняемости нормативов, компетентности, а на процесс, в ходе которого происходит формирование отношения (положительного или отрицательного) к данному мероприятию. Полученные результаты подтверждают важность продолжения поиска путей формирования осознанной и мотивированной позиции студенческой молодежи по отношению к участию в мероприятиях по выполнению нормативов ВФСК ГТО и систематической подготовки к ним.
Ключевые слова
вовлеченность,
физическая подготовленность,
физическая активность,
студенческая молодежь,
эмоциональное реагирование,
мотивация,
ВФСК ГТОАвторы
Пащенко Лена Григорьевна | Нижневартовский государственный университет | канд. пед. наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания | lenanv2008@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Федеральный проект «Спорт - норма жизни» // Утвержден проектным комитетом по национальному проекту «Демография» в ГИИС «Электронный бюджет» 29 апреля 2019 года. URL: https://www.minsport.gov.ru/activities/fedprosport/
Physical activity and health in Europe: evidence for action / ed. by N. Cavill, S. Kahlmeier, F. Racioppi. URL: https://www.euro.who.int/ru/healthtopics/disease-prevention/physical-activity/publications/2006/physical-activity-and-health-in-europe-evidence-for-action
Мещеряков С.П., Егорычев А.О. Мониторинг физической подготовленности студентов : учеб.-метод. пособие. М. : Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2018. С. 6.
Головина И.Ю., Николаева В.С. Анализ системы физического воспитания в школах и высших учебных заведениях США // Наука - 2020. Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. 2019. № 4 (29). С. 54-60.
Сычев А.В., Синельников О.А., Хасти П.А. Программы тестирования уровня физической подготовленности школьников в Соединенных Штатах Америки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 6. С. 21-26.
FitnessGram. Health-related fitness components. URL: https://fitnessgram.net/assessment/#el-cd22cdde
Yang Bai, Pedro F. Saint-Maurice, Gregory J. Welk, Daniel W. Russell, Kelly Allums-Featherston, Norma Candelaria. The Longitudinal Impact of NFL PLAY 60 Programming on Youth Aerobic Capacity and BMI // American Journal of Preventive Medicine. 2017. Vol. 52, is. 3. P. 311-323. DOI: 10.1016/j.amepre.2016.10.009
Абалян А.Г., Долматова Т.В., Фомиченко Т.Г. Вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом: анализ успешных прак тик на примере Великобритании // Вестник спортивной науки. 2018. № 5. С. 53-57.
Фурсов А.В., Синявский Н.И., Дмитриева Е.В., Герега Н.Н. Взаимодействие центра тестирования и образовательных организаций по внедрению комплекса ГТО // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 6 (148). С. 227-231.
Фурсов А.В., Синявский Н.И., Безноско Н.Н., Садыков Р.И. Онлайн-сервис в оценке кондиционного профиля развития физических качеств граждан по нормативам комплекса ГТО // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 280-284.
Пащенко Л.Г. Физическая активность и мотивы занятий физической культурой и спортом взрослого населения в России и за рубежом // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 110-116.
Пащенко Л.Г. Субъективное отношение к состязательной деятельности участников студенческих соревнований // Теория и практика физической культуры. 2019. № 8. С. 66-68.
Лукьянов О.В., Бронер В.И., Васильев А.В. Категориальный аппарат психологии вовлеченности (аутентификации) // Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. С. 39-52.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 521.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1982. Т. III. С. 403.
Евгеньева А. П. Словарь русского языка : в 4 т. М. : Рус. яз., 1999. Т. 1. С. 191.
Вельмисова Д. В. Управление на основе ценностей как инструмент повышения вовлеченности персонала // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 1-2. С. 450-456.
Чуланова О.Л., Припасаева О.И. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом // Науковедение. 2016. Т. 8, № 2. DOI: 10.15862/127EVN216. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/127EVN216.pdf
Шевченко Н.П. Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления : автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2003. 32 с.
Фильченкова И.Ф. Методология и технологии вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Калининград, 2017. 44 с.
Малошонок Н.Г. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? // Мониторинг университета. 2011. № 6. С. 11-21.
Малошонок Н.Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37-44.
Кабачков В.А., Кузнецов В.А., Васильева Т.Н. Диагностика индивидуальных особенностей студентов, их отношения к физической культуре и осваиваемой профессии как факторов формирования здорового образа жизни // Вестник спортивной науки. 2015. № 6. С. 45-48.
Оськина Е.С., Леван Т.Н. Разработка инструментария Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура» // Ученые записки имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 198-207.
King A.C., Whitt-Glover M.C., Marquez D.X., Buman M.P. et al. Physical Activity Promotion. Highlights from the 2018 Physical Activity Guidelines Advisory Committee Systematic Review // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2019. № 6 (51). P. 1340-1353.
Логинов С.И. Физическая активность студентов на Севере и стадии изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений // Теория и практика физической культуры. 2002. № 5. С. 39-43.
Логинов С.И. Физическая активность: методы оценки и коррекции. Сургут : Изд-во СурГУ, 2005. 342 с.
Фуряева Т.В., Хацкевич Т.А. Интернатура как фактор обеспечения образовательной вовлеченности будущих бакалавров в педагогическом университете // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 68-73.
Малошонок Н.Г. Измерение студенческой вовлеченности: основные методы и их ограничения // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2016. № 36. С. 177-199.
Kelly P., Matthews A., Foster C. Young and physically active: a blueprint for making physical activity appealing to youth. 2012. URL: http://www.euro.who.int/ru/publications/abstracts/young-and-physically-active-a-blueprint-for-making-physical-activity-appealing-to-youth
Kelly P., Cavill N., Foster C. An analysis of national approaches to promoting physical activity and sports in children and adolescents. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2009. URL: https://www.scirp.org/reference/referencespapers.aspx?referenceid=1185082
Weiss M.R. Motivating kids in physical activity // President's Council on physical fitness and sports research digest. Series 3. 2000. № 11. P. 3-10. URL: https://doi. org/10.1037/e603522007-001
Пасовец Ю.М. Участие студенческой молодежи во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2017. № 3. С. 53-63.
Baranowski T., Anderson C., Carmack C. Mediating variable framework in physical activity interventions. How are we doing? How might we do better? // American Journal of Preventive Medicine. 1998. № 15(4). P. 266-297.
Foster C., Cowburn G., Allender S. The views of children on the barriers and facilitators to participation in physical activity: a review of qualitative studies. London, National Institute for Health and Clinical Excellence (NICE Public Health Collaborating Centre - Physical Activity), 2007. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Physical-activity-and-children-%3A-review-3-%3A-the-of-Allender-Cowburn/eff314f7c40af 88d9 561e19b679758e589fa074a