Государственная поддержка религиозных объединений в современном светском государстве: зарубежный опыт правового регулирования и правоприменения
Представлены результаты исследования форм государственной поддержки религиозных объединений в контексте правовой регламентации и реализации принципа светского государства и обеспечения свободы совести и вероисповедания; раскрыто многообразие прямых и косвенных мер государственной поддержки, предложена их классификация по юридическому содержанию, с учетом правозащитных рисков; обоснована допустимость такой поддержки при системном правовом регулировании ее мер, соблюдении баланса публичных, коллективных и индивидуальных интересов.
State Support of Religious Associations in the Modern Secular State: Foreign Experience of Legal Regulation and Law Enfo.pdf Свобода совести и вероисповедания, признанная на международном уровне [1] и закрепленная в национальных правовых системах, в силу специфики предмета, исторических и иных традиций, подвергается расширительному доктринальному и легальному толкованию, что закономерно влечет разнообразие подходов к государственно-правовому регулированию конфессиональных и сопряженных с ними отношений, существенно отличающемуся по концептуальным аспектам и юридическому содержанию [2]. Особую актуальность затронутая проблематика приобретает в контексте сформулированных поправок к российской Конституции, инициированных (поддержанных) Президентом России и одобренных Федеральным Собранием Российской Федерации, упоминающих сохранение веры в Бога как одного из идеалов, переданных России предшествующими поколениями: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» [3]. Данные инициативы свидетельствуют о признании Российским государством правового и организационного значения религии, а также ее институтов в формировании современного конституционного (светского) государства. В этой связи логично предположить наличие специфики и в механизмах правореализации, затрагивающих взаимоотношения государства и религиозных объединений (конфессий, общин), аксиологически ориентированных на обеспечение свободы совести и вероисповедания и юридически выраженных в осуществлении гарантий последней. Представляется, в заявленном аспекте особого внимания заслуживают формы государственной поддержки религиозных объединений в современных светских государствах. Как отмечается в одном из решений Конституционного суда Италии, принцип светскости подразумевает не безразличие государства к религиям, а гарантии со стороны государства по защите свободы религии в условиях режима конфессионального и культурного плюрализма [4]. Многие из таких гарантий как раз связаны с прямой или косвенной государственной поддержкой религиозных объединений. При этом в большинстве случаев государства пытаются выстраивать такие «системы поддержки» на основе принципа религиозного нейтралитета (со своей стороны), по крайней мере в отношении признанных конфессий. В то же время указанный принцип нередко сочетается с особым подходом к исторически превалировавшим или наиболее распространенным конфессиям, фактически предусматривающим их привилегированное положение. Типичные меры поддержки по характеру выражаются в прямой форме (льготном налогообложении доходов признанных религиозных объединений, предоставлении налоговых вычетов гражданам и организациям, жертвующим денежные средства в поддержку непосредственно целевой деятельности таких объединений, участии государства в реконструкции и поддержании наиболее значимых культовых объектов), а также в косвенной форме - содействии реализации социально значимых проектов религиозных объединений, в которых государство заинтересовано, и др. Часто такая поддержка предоставляется религиозным организациям наравне с другими общественными объединениями, участвующими в реализации социальных функций государства, например: предоставление помощи малоимущим, несовершеннолетним, больным, профилактика наркомании и алкоголизма и т.д. Однако указанным перечнем формы и меры государственной поддержки религиозных объединений не исчерпываются: имеют место производные, альтернативные, аутентичные их варианты, сущность, светское и правовое содержание которых не всегда поддается однозначно позитивной оценке. Для обеспечения полноценной возможности граждан беспрепятственно осуществлять свое право на свободу вероисповедания, в том числе путем проведения совместных религиозных обрядов и богослужений, необходимы культовые здания и сооружения, места отправления культов. В данной связи одно из наиболее распространенных направлений государственной поддержки - это содержание и сохранение культовых зданий и сооружений, иных объектов религиозного назначения. Большинство государств сегодня устанавливают гарантии свободного распоряжения религиозными организациями своим имуществом, его неприкосновенности. При этом в ряде стран, где после секуляризации имущество религиозного назначения, особенно недвижимое, оказалось в государственной или муниципальной собственности, впоследствии был установлен механизм его безвозмездной передачи в собственность или пользование религиозных общин, получивших публичный правовой статус, в соответствии с его конфессиональной принадлежностью (в том числе имущества, имеющего особую историческую и культурную ценность). Так, например, во Франции здания, используемые для отправления культа, из государственной и муниципальной собственности могут бесплатно передаваться в собственность или пользование религиозных объединений (ст. 4, 13-14 Закона от 09.12.1905 о разделении церквей и государства [5]; ст. 5 Закона от 02.01.1907 о публичном осуществлении культов [6]). Подобные процедуры также предусмотрены законодательством Великобритании [7], России [8], отдельных земель Федеративной республики Германия (ФРГ) [9] и др. При этом на религиозные объединения, как правило, возлагаются обязательства по обеспечению сохранности, реконструкции, популяризации переданного государственного и муниципального имущества, устанавливается контроль за распоряжением таким имуществом. Например, может быть предусмотрена необходимость получения согласия от государственных или муниципальных органов на отчуждение религиозными организациями отдельных видов имущества религиозного назначения, чаще всего недвижимости [9]. Некоторые объекты религиозного значения, как правило, имеющие особую историческую и культурную ценность, могут оставаться в собственности государства, но безвозмездно использоваться религиозными организациями. Такая практика имеет место, к примеру, в ФРГ (ст. 2 EvKiVtr BE 2006 [10]), во Франции (ст. 17 Закона от 09.12.1905 о разделении церквей и государства [5]). Следует отметить, что практика выделения государственных средств на содержание религиозных зданий и сооружений, иных объектов религиозного назначения во многих странах обусловлена достаточно большими затратами на поддержание их в надлежащем состоянии, особенно в силу того, что многие из них были созданы достаточно давно, часто имеют не только религиозное, но и особое историческое и культурное значение, требуют специальных (дорогостоящих) мер содержания. Кроме того, следует учесть длительное нахождение указанных объектов на государственном обеспечении. В результате процессов секуляризации они, как правило, сначала переходили в государственную собственность, а затем многие из таких объектов на безвозмездной основе передавались в собственность религиозных объединений соответствующих конфессий, которые, утратив в этот период государственное финансирование, не справлялись с нагрузкой по их содержанию. Чаще всего государство оказывает соответствующую поддержку косвенно, через общественные или государственные фонды (ст. 3-8 Закона от 09.12.1905 о разделении церквей и государства [5] (Франция)). В Англии, например, государство организует управление религиозными зданиями, не используемыми для общественного поклонения, в том числе бесхозными; оказывает поддержку религиозным объединениям посредством государственных грантов для фондов, формируемых такими объединениями, в частности для Фонда охраны церквей, который имеет своей целью сохранение в интересах нации и Церкви Англии церквей или их частей, находящихся в его ведении и представляющих исторический и археологический интерес, имеющих архитектурную ценность. С 2016 по 2020 гг., при необходимости, государство вправе внести в указанный Фонд сумму в размере до 10 699 000 фунтов стерлингов в качестве грантов [7, 11]. В свою очередь в Италии был создан Фонд религиозных зданий. Фонд является юридическим лицом и функционирует на основании правил, регулирующих управление имуществом государства. Управление Фондом религиозных зданий возложено на одно из министерств, которое формирует коллегиальный орган управления фонда - совет директоров фонда, а на территориальном уровне оно осуществляется через префектов. В совет директоров, помимо должностных лиц, представляющих заинтересованные министерства, также входят три представителя, назначенные Итальянской епископской конференцией (один из институтов католической церкви в Италии). Государство ежегодно перечисляет в бюджет Фонда средства в установленном размере; он пополняется и за счет доходов от имущества, которым управляет, и от пожертвований. Средства Фонда используются для консервации, реставрации, защиты и улучшения религиозных зданий, принадлежащих Фонду, а также для других сборов, взимаемых с самого Фонда. Фонд является правопреемником нескольких ранее действовавших крупных религиозных фондов [12]. Комплексно оценивая юридическое содержание указанных мер государственно-конфессиональной поддержки, можно отнести их к патронажной форме, предполагающей ограниченное (предметное) «покровительство» государства в отношении религиозных объединений, обусловленное необходимостью функционального обеспечения свободы вероисповедания и реальной неспособностью конфессий его осуществлять в полном объеме вне взаимодействия с государством (в лице уполномоченных органов управления). Однако в случае расширения зоны влияния государства в организационно-компетенционном направлении - в части внутриконфессионального управления, особенно финансовыми вопросами, - форма поддержки фокусного религиозного объединения уже может приобрести патерналистский характер, что создает угрозу нивелирования даже общепризнанных гарантий свободы вероисповедания. Определенный исследовательский интерес представляют и меры государственной поддержки духовенства. Одним из актуальных примеров здесь служит практика Италии: при Национальном институте социального обеспечения образован Фонд социального страхования духовенства и священнослужителей некатолических конфессий («Fondo di previdenza del clero secolare e dei ministri di culto delle confessioni religiose diverse dalla cattolica»). Фонд создан в целях пенсионного обеспечения по старости, вследствие инвалидности, а также иждивенцев по потере кормильца застрахованных представителей духовенства и священнослужителей (такая страховка для указанных лиц некатолических конфессий обязательна, за исключением случаев, предусмотренных законом, например, когда лицо выбрало другую систему страхования). Фонд пополняется ежегодным взносом каждого застрахованного священнослужителя, а также ежегодным взносом государства (ст. 6, 21 Закона от 22.12.1973 № 903 об учреждении Фонда обеспечения духовенства и служителей культа религиозных конфессий, отличных от католических, и новом порядке их пенсионного обеспечения [13]). Согласно указу Министерства труда и социальной политики Италии от 26.07.2019 такой взнос, уплачиваемый государством, увеличен до 8 115 572,36 евро [14]. В контексте юридического содержания указанную меру поддержки можно отнести к форме паритетного взаимодействия, предполагающей условно равный вклад (соучастие) в реализацию гарантий свободы вероисповедания и конфессии (в лице представителей духовенства), и государства. Думается, такая форма минимально подвержена злоупотреблениям со стороны органов власти, так как не сопряжена с конкретным религиозным направлением, не осуществляется исключительно государством (в аспекте финансирования), системно обеспечена правоустанавливающими и конкретизирующими юридическими (публичноправовыми) нормами. В свою очередь, в ряде стран допускается введение так называемых церковных налогов в пользу отдельных религиозных общин. Налогоплательщиками по такому налогу являются только представители соответствующей религиозной общины, иногда (при совместной форме уплаты налога супругами) члены семьи представителя соответствующей религиозной общины, не обязательно принадлежащие к данной конфессии, что становилось предметом судебных разбирательств не только на национальном, но и на международном уровне [15]. Размер и формы уплаты налога определяют религиозные общины, но такие решения требуют утверждения уполномоченными государственными органами; сбор и управление таким налогом могут осуществлять непосредственно органы религиозного объединения, представляющего религиозную общину, или государственные органы в соответствии с переданными им религиозным объединением полномочиями. Так, конституционные установления в ФРГ предусматривают право религиозных обществ, признанных государством в качестве субъекта публичного права, взимать налоги и специальные «церковные деньги» на основании гражданских налоговых списков в соответствии с нормами государственного права (ст. 137 (6), 140 Das Grundgesetz (GG) [16]). Согласно федеральному законодательству ФРГ церковным налогом облагаются все проживающие на территории государства члены конфессии, обладающей правом на налогообложение. Далеко не все признанные конфессии в равной мере обладают таким правом. Более конкретно вопрос о видах церковных налогов, порядке и условиях взимания регулируется в каждом субъекте Федеративной Республики Германия, в основном посредством принятия специальных законов, а в некоторых случаях путем заключения договоров с конкретными религиозными организациями - признанными субъектами публичного права [17-19]. Размер, порядок уплаты, виды церковных налогов определяются органами соответствующей религиозной общины на основании норм канонического права, внутрицерковных предписаний. Однако данные решения требуют признания государственным земельным органом, ответственным за управление финансами. Сбор и управление церковными налогами могут осуществлять сами церковные органы, для чего им передаются документы, необходимые для налогообложения со стороны государственных органов и муниципальных образований, округов и муниципальных объединений. Они же обязуются вести соответствующую отчетность. Однако по просьбе церкви управление причитающимся ей церковным налогом на доходы (установление и сбор, а также подведение годового баланса и т.п.) может осуществляться государственными финансовыми органами на основании специального договора, заключаемого органами признанных религиозных общин (церквей) и государством в лице государственных органов земель. Осуществление такого управления государственными финансовыми ведомствами предполагает, что ставка церковного налога в пределах земли едина. Если церковный налог с доходов управляется данным образом, работодатели обязаны удерживать церковный налог со всех членов церкви. За государственное управление сбором церковного налога религиозные объединения выплачивают государству вознаграждение (Приложение II Глава IV раздел I. Договора между Федеративной Республикой Германия и Германской Демократической Республикой о создании единой Германии 1990 г. [20]). Законодательство некоторых земель ФРГ допускает сбор такого налога не только в пользу собственно религиозных объединений, являющихся субъектами публичного права (причем во многих землях не конкретизируется конфессиональная принадлежность религиозного образования), но и иных мировоззренческих общин (§ 12а (Kirchensteuergesetz) Gesetz über die Erhebung von Steuern durch öffentlich-rechtliche Religionsgemeinschaften im Land Berlin Vom 4. Februar 2009 [21]; § 2 Gesetz über die Erhebung von Steuern durch Kirchen, andere Religionsgemeinschaften und Weltanschauungsgemeinschaften in der Freien Hansestadt Bremen Vom 23.12.1974 [22] и др.). Религиозные общины в Австрии, действующие на основании специальных соглашений с Австрийской Республикой, также наделяются правом взимать церковные взносы в соответствии с принятыми ими распоряжениями для покрытия церковных имущественных и кадровых потребностей. Взносы распространяются на совершеннолетних членов этих церквей. Церковные взносы устанавливаются и взимаются религиозными объединениями, но требуют утверждения со стороны государственных органов. Поэтому, в частности, допускается предъявление иска о церковных взносах в рамках официального (государственного) судопроизводства. В то же время государственные органы наделяются правом надзора за использованием религиозными объединениями таких взносов, а церковные органы - обязанностью предоставлять им соответствующую отчетность [23]. Указанные меры поддержки в целом можно отнести к преференциальной форме, оценив ее как обоснованную и в целом юридически допустимую. При этом комплексный - законодательно-договорный - способ регулирования взаимодействия конфессий и государства в данной связи представляется оптимальным, позволяющим минимизировать факторы негативного воздействия на осуществление организационно-правовых гарантий свободы вероисповедания, а также фокусные правозащитные риски [24]. Распространенной косвенной формой государственной поддержки признанных религиозных объединений являются и меры в области налогообложения, связанные с освобождением таких объединений от уплаты некоторых видов налогов, предоставлением им или субъектам (гражданам, организациям), осуществляющим финансовую поддержку религиозных объединений, налоговых вычетов. Так, в Италии католические религиозные учреждения, их филиалы, церкви, признанные юридическими лицами, при осуществлении коммерческой деятельности могут получить налоговый вычет, за исключением расходов на социальное обеспечение, в сумме, равной сумме годового минимального размера пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом (ст. 26 Закона от 20.05.1985 № 222 [12]). Налоговые льготы предусмотрены и для австрийских объединений, действующих согласно их учредительным документам исключительно в религиозных целях (§ 34 Федерального налогового кодекса Австрии [25]), причем освобождение от некоторых видов налогов для религиозных объединений предусматривает и законодательство земель в Австрии (§ 4 Тирольского закона о взимании налога на проживание 2003 г. [26]; § 2 Венского закона о поощрении спорта 2012 г. [27] и др.). Признанные религиозные объединения также освобождаются от уплаты отдельных видов налогов, например, во Франции (ст. 24 Закона от 09.12.1905 о разделении церкви и государства [5], ст. 1382 Налогового кодекса Франции [28]), в ФРГ (§ 52, 54 раздела 3 Налогового кодекса ФРГ [29]) и ее землях (ст. 26 Ev/KathKiVG BW 2008 [30]; ст. 9 Договора земли Берлин с Евангелической церковью 2006 г. [10] и др.). Достаточно распространенной является практика предоставления соответствующего налогового вычета физическим лицам. Например, в Италии - в размере пожертвования в пользу признанных религиозных объединений или Центрального института поддержки духовенства Итальянской католической церкви из общего облагаемого налогом дохода (ст. 46 L. 20 maggio 1985, n. 222 Disposizioni sugli enti e beni eccle-siastici in Italia e per il sostentamento del clero cattolico in servizio nelle diocese [12]; ст. 26 L. 29 novembre 1995, n. 520 Norme per la regolazione dei rapporti tra lo Stato e la Chiesa Evangelica Luterana in Italia (CELI) [31] и др.). Законодательство Австрии также предусматривает налоговые вычеты из подоходного налога в размере обязательных церковных взносов для признанных религиозных объединений (но не более 400 евро в год) (§ 18 Einkommensteuergesetz 1988 [32]), а также из налогов на наследство и дарение - в сумме пожертвований на религиозные цели таким объединениям; также граждане Австрии имеют право на освобождение от налогов на наследование сумм, предназначенных для «поддержания памяти или исцеления души получателя или его близких», денежных пожертвований и имущества, переданного церквям и иным признанным религиозным организациям (§ 8, 15 Закона о налоге на наследство и дарение 1955 г. [33]). Во Франции предусмотрен налоговый вычет в размере 66% от суммы пожертвований и платежей в пользу религиозных объединений, но не более 20% от налогооблагаемого дохода (ст. 200 Налогового кодекса Франции [28]). В целом указанные формы налоговой поддержки также можно отнести к преференциальным. При этом именно законодательное регулирование - наличие устойчивых юридических гарантий - и отсутствие встречных обязательств со стороны религиозных объединений, иных организаций и граждан, участвующих в осуществлении «религиозной» деятельности, позволяет судить о достаточной защищенности свободы вероисповедания от вмешательства со стороны государства, его органов, включая фискальные. Особый интерес в контексте форм материального обеспечения религиозных объединений представляет система институтов по материальной поддержке католического духовенства в Италии, также косвенно затрагивающая вопрос церковного налогообложения. Эта негосударственная система формируется католической церковью, но с государственным участием: состоит из институтов по поддержанию духовенства, учреждаемых на уровне епархий и Центрального института по поддержанию духовенства (interdiocesano), которые возглавляются Итальянской епископской конференцией и приобретают правосубъектность и статус юридического лица на основании декрета соответствующего министра. Минимум одна треть совета директоров таких институтов формируется из представителей, назначаемых епархиальным духовенством на выборной основе. Эта система заменила государственное финансирование католической церкви. В соответствии с нормами канонического права Итальянская епископская конференция периодически определяет размер адекватного и достойного обеспечения духовенства, выполняющего службу в пользу епархии. Священники имеют право на получение вознаграждения за свою службу в установленном объеме (причем с этих средств удерживаются налоги). Если доходы конкретного епархиального института поддержки духовенства (от управления имуществом, пожертвований, от Центрального института) недостаточны для обеспечения того, чтобы каждый священник получал вознаграждение в устанавливаемом Итальянской епископской конференцией размере, они запрашивают у Центрального института недостающую сумму, любые излишки передают институту. Доход Центрального института поддержки духовенства в основном состоит из пожертвований и сумм, которые ежегодно выделяет Итальянская епископская конференция. В свою очередь, Итальянская епископская конференция ежегодно получает от государства часть средств, собранных в качестве подоходного налога с физических лиц (часть от суммы, равная восьмой части от подоходного налога на каждую тысячу граждан (IRPEF)). Каждый налогоплательщик - физическое лицо - в Италии вправе выбрать направление расходования некоторой части своего налога: она может быть передана им в государственное управление для социальных нужд (для чрезвычайных мер по борьбе с голодом в мире, стихийными бедствиями, помощи беженцам, по сохранению культурного наследия, реструктуризации, безопасности, сейсмической безопасности и энергоэффективности объектов государственной собственности, для школьного образования - цель налогоплательщик также выбирает сам) или предназначена для религиозных целей католической церкви (для религиозных нужд, для материальной поддержки духовенства, благотворительных целей внутри государства или стран третьего мира) либо некоторым другим религиозным организациям (действующим на основе специального договора с Итальянской Республикой). Свой выбор налогоплательщик отражает в годовой налоговой декларации. В случае если выбор не сделан, при расчете его часть налога распределяется пропорционально для всех указанных целей. Высчитав часть налога, предназначенную для католической церкви, государство впоследствии передает ее Итальянской епископской конференции. При этом государство сохраняет за собой право сокращать размер (т.е. общую сумму, которую составит восьмая часть от подоходного налога на каждую тысячу человек (IRPEF), предназначенную налогоплательщиками для социальных или религиозных целей). Например, в 2015 г. она была снижена на 10 млн евро; следовательно, начиная с 2016 г. сократилась и доля для Итальянской епископской конференции (ст. 47 и др. L. 20 maggio 1985, n. 222 Disposizioni sugli enti e beni ecclesi-astici in Italia e per il sostentamento del clero cattolico in servizio nelle diocese [12]). Государства могут использовать и иные (прямые) формы финансирования отдельных, как правило, имеющих массовое распространение, религиозных общин. Так, Австрийская Республика осуществляет такую поддержку в отношении некоторых признанных религиозных объединений - церквей, исторически имевших особое значение в государстве, традиционно представляющих значительную часть верующего населения Австрии. Эти отношения регулируются посредством заключения специальных договоров с органами церквей или принятия специальных законов. Например, согласно ст. 2 Договора между Святым Престолом и Австрийской Республикой от 1960 г. «Об урегулировании имущественных отношений», с учетом внесенных изменений, Австрийская Республика ежегодно выплачивает католической церкви определенную сумму (с 2009 г. - 17 295 000 евро), а также эквивалент вознаграждения для 1 250 церковных служащих, исчисляемый на основе средней заработной платы государственных служащих определенной категории [34]; § 20 Закона Австрии от 06.07.1961 «О внешних правовых отношениях евангелической церкви» предусматривает ежегодное выделение Евангелической церкви грантов из средств федерального бюджета Австрии в размере 1 113 000 евро, а также эквивалент вознаграждения 81 церковного служащего, исчисляемый на основе средней заработной платы государственных служащих определенной категории [35]. В ряде земель ФРГ также имеют место договоры, заключенные с отдельными религиозными общинами, которые позволяют последним получить право на государственные ежегодные субсидии в установленном объеме (ст. 13 Договора свободного государства Тюрингия с евангелическими церквями в Тюрингии 1994 г. [9] и др.). Указанные формы государственной поддержки можно отнести к комплексной группе - патронажнопреференциальной. В контексте юридического содержания, с одной стороны, договорный (или законодательно-договорный) способ их регламентации предполагает минимизацию факторов «несветского» воздействия государства на деятельность соответствующих религиозных объединений. С другой стороны, вызывает вопрос официальная интерпретация самой характеристики светского государства, допускающая избирательный подход к предоставлению возможности получения финансовой поддержки со стороны государства, который не предполагает равных возможностей претендовать на нее для всех (хотя бы признанных) конфессий. Думается, в указанных условиях - фактического признания конфессионально-правового неравенства - действенной юридической гарантией, направленной на минимизацию правозащитных рисков в отношении свободы вероисповедания, могла бы выступить обязательная грантовая форма государственной поддержки религиозных объединений с соотносимыми статусными характеристиками. К смешанной патронажно-преференциальной категории форм государственно-конфессиональной поддержки прямого характера можно отнести и примеры инфраструктурного обеспечения в отношении религиозных объединений. К примеру, законодательством Турции предусмотрены льготы по оплате электроэнергии, используемой для освещения мест поклонения (ст. 6 глава 6 ELEKTRİK PİYASASI KANUNU от 14.03.2013 № 6446 [36]). Законодательство некоторых земель в Германии устанавливает дополнительные гарантии в сфере радиовещания для отдельных религиозных объединений. Так, в Тюрингии евангелическим и католическим церквям, еврейским общинам по желанию предоставляется соответствующее время вещания в программах радиовещания для передачи богослужебных мероприятий и торжеств, а также других религиозных передачах, в том числе по вопросам их общественной ответственности. Интересы других религиозных общин, являющихся субъектами публичного права, также могут быть учтены в указанном аспекте (ч. 3,4 §11 DRadioStVtrG TH vom 22.12.1993 [37]). Соотносимые по предмету гарантии предусмотрены и в земле Баден-Вюртемберг (ст. 14 Закона о евангелическом церковном договоре Баден-Вюртемберг и соглашение Баден-Вюртемберг с Римско-католической церковью 2008 г. [38]). В качестве косвенной формы поддержки деятельности религиозных объединений можно рассматривать некоторые модели правового регулирования религиозного компонента системы общего образования в государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях [39]. При этом анализ таких моделей, к примеру, в рамках конфессиональной и неконфессиональной форм религиозного образования, позволяет судить о наличии в практике современных светских государств преимущественно комплексных по юридическому содержанию форм соответствующей поддержки конфессий, сочетающих патронажные, преференциональные, паритетного взаимодействия и другие их разновидности. Соответственно, в зависимости от степени превалирования той или иной из них увеличивается либо уменьшается степень правозащитных рисков в отношении свободы вероисповедания, что требует особого внимания и сбалансированного подхода к правовому регулированию сферы образования со стороны государства в рассматриваемом аспекте. медицинских и исполнения В числе гарантий реализации свободы вероисповедания, которые преимущественно следует отнести к косвенным формам поддержки религиозных организаций, многие страны используют институт духовной поддержки (душепопечительства). В основном он представлен на военной службе, в учреждениях, учреждениях призрения наказаний. Роль светского государства в функционировании такого института обычно состоит в создании необходимых условий, возможных в силу специфики учреждения, для исполнения религиозных обрядов, доступа священнослужителя к верующим, проходящим военную службу или службу в правоохранительных органах, осужденным, находящимся в местах лишения свободы, пациентам - в медицинских учреждениях. На военной службе (как и другой государственной) эту функцию выполняют, как правило, капелланы. Обычно это «рукоположенные» священники или иные представители религиозных организаций, на которых возложена эта функция [40. С. 28-29]. Так, во Франции при общем запрете государственного и муниципального финансирования на культовые цели допускается включение в государственный или муниципальный бюджет расходов, связанных с обслуживанием капеллана и обеспечением свободного отправления культов в государственных учреждениях, таких как лицеи, колледжи, школы, хосписы, приюты и тюрьмы. Административным регламентам Министерства юстиции Тюрингии определены правила службы для протестантских и католических конфессий в исправительных учреждениях земли Тюрингия. Эти правила строятся на основе взаимодействия сотрудников учреждения исполнения наказаний и представителей соответствующих церквей при осуществлении последними функции душепопечения, но при условии приоритетного соблюдения правил распорядка и отбывания наказаний в указанных учреждениях [41]. В ряде стран капелланы могут находиться на военной службе, занимать военные должности, в последнем случае - иметь двойное подчинение (например, в Австрии [40. С. 28-29], Франции [42]). Так, во Франции капелланы - это военнослужащие, проходящие службу по контракту. На них распространяются положения, применимые к офицерам. Главные военные капелланы назначаются министром обороны из числа кандидатов, предложенных религиозными объединениями в соответствии с правилами последних. Остальные капелланы назначаются министром обороны по предложению главного военного капеллана. Военные капелланы оказывают религиозную поддержку военнослужащим обороны и военнослужащим национальной жандармерии, которые выразили на это свое желание. Главный военный капеллан организует и контролирует деятельность капелланов своего культа и обеспечивает связь между военными и религиозными властями. Он - личный советник начальника штаба армий [42]. По юридическому содержанию указанную форму государственной поддержки можно отнести к патронажной категории со всеми присущими ей правозащитными рисками, где одним из ключевых выступает невозможность (либо нежелание) со стороны государства создать равные условия для доступа всех (или хотя бы признанных) конфессий в соответствующие специальные учреждения (либо к соответствующей категории верующих) с особым правовым статусом. Относительно капелланов, одновременно находящихся в статусе священнослужителя и военнослужащего, также наличествует риск «подмены» отдельных элементов компетенционной составляющей. В этом случае способом нивелирования должно выступить четкое нормативное разграничение их «религиозных» и служебных полномочий, не допускающее смешения или взаимозамены, использования одних с целью реализации других. Следует особо отметить, что законодательство некоторых стран допускает передачу отдельных государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния органам религиозных объединений. Так, полномочия по регистрации брака в Турции могут быть делегированы соответствующим государственным органом, помимо других должностных лиц государства, а также муфтиям (исламским духовным лицам) провинций и округов (ст. 22 NÜFUS HİZMETLERİ KANUNU 25.04.2006 № 5490 [43]). В соответствии со специальными соглашениями, заключаемыми между государством и руководящими органами отдельных религиозных конфессий, Итальянская Республика признает браки, заключенные по религиозным нормам, в случае их регистрации в установленном порядке в муниципальных органах (ст. 14 L. 8 marzo 1989, n. 101 Norme per la regolazione dei rapporti tra lo Stato e l'Unione delle Comunità ebraiche italiane [44], ст. 11 L. 11 agosto 1984, n. 449 Norme per la regolazione dei rapporti tra lo Stato e le chiese rappresentate dalla Tavola valdese [45], ст. 13 L. 29 novembre 1995, n. 520 Norme per la regolazione dei rapporti tra lo Stato e la Chiesa Evangelica Luterana in Italia (CELI) [31] и др.). Указанный вариант государственной поддержки религиозных объединений, исходя из его юридического содержания, можно отнести к форме замещения, по сути, схожей с делегированием (передачей) отдельных полномочий между уровнями организации публичной власти в государстве. По своему содержанию данная форма близка и форме паритетного взаимодействия, предполагает формально-юридическую определенность (конкретизированность) и достаточную гарантированность свободы вероисповедания, при условии, что государство в лице компетентных органов не будет осуществлять контроль за исполнением переданных религиозным объединениям полномочий (как при делегировании). Однако и здесь имеет место риск необеспечения равных условий доступа к реализации публичных функций для последних со стороны государства, особенно в контексте наличия территорий преимущественного проживания представителей одной конфессии, которая соответствующим правомочием не наделяется (по сути, лишь по желанию профильных государственных органов). В свою очередь, одной из традиционных форм косвенной поддержки религиозных объединений со стороны государства можно считать установление конкретных юридических гарантий осуществления свободы вероисповедания, адресованных как непосредственно верующим, так и опосредованно - конфессиям. При этом, исходя из способа правового регулирования, можно выделить две разновидности таких форм - позитивного и негативного гарантирования. К первой подгруппе можно отнести гарантии соблюдения (проведения) религиозных обрядов в дни основных религиозных праздников, признанных государством религиозных общин. Так, в Италии работник в такой период, как правило, имеет право получить выходной за счет отпуска или посредством использования возможностей гибкого графика рабочего времени; рекомендуется не планировать на это время испытания в образовательных учреждениях или предоставить учащимся возможность пройти испытания в другое время (ст. 3,4 L. 8 marzo 1989, n. 101 Norme per la regolazione dei rapporti tra lo Stato e l'Unione delle Comunità ebraiche italiane [44]). В ФРГ воскресенье и признанные государством церковные праздники «охраняются» законами земель, например, в Баварии, как выходные дни и дни душевного подъема (ст. 2 Ev/KathKiVG BW 2008 г. [30]). Законодательство Австрии содержит защитные гарантии от воспрепятствования в дни религиозных праздников проведению богослужений в храмах и торжественных мероприятий религиозного характера (Art. 13 Regelung der interkonfessionellen Verhältnisse der Staatsbürger 1868 [46]), по «соблюдению тишины» на прилегающей к храмам территории (§ 10. Gesetz vom 21. März 1890, betreffend die Regelung der äußeren Rechtsverhältnisse der israelitischen Religionsgesellschaft (Äußere Rechtsverhältnisse der Israeliten) [47]; § 20. Bundesgesetz über die äußeren Rechtsverhältnisse islam-ischer Religionsgesellschaften (Islamgesetz 2015) [48] и
Ключевые слова
религиозное объединение,
конфессия,
община,
формы государственной поддержки,
меры,
правовая регламентация,
свобода совести и вероисповедания,
гарантииАвторы
Черкасов Константин Валерьевич | Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина; Всероссийский государственный университет юстиции; Вятский государственный университет | д-р юрид. наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин; профессор кафедры административного и финансового права; профессор кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы | cherkasovkv1978@yandex.ru |
Иванова Ольга Святославовна | Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина | канд. юрид. наук, зав. кафедрой теории государства и права и основ правоведения | ktgp@syktsu.ru |
Чалых Ирина Сергеевна | Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина | канд. юрид. наук, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин | kgpd@syktsu.ru |
Всего: 3
Ссылки
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.
Ivanova O.S., Chalykh I.S., Guseva A.A., Skorohodov S.S., Protopopova V.A. Current trends in state and legal regulation of the religious component in education // Amazonia Investiga. 2018, Enero-Junio. Vol. 7, № 12. P. 166-171.
О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти : проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7 (дата обращения: 10.03.2020).
Corte Costituzionale Sent. 203/1989. URL: http://presidenza.governo.it/USRI/ufficio_studi/scuola.html (дата обращения: 22.12.2019).
Loi du 9 décembre 1905 concernant la séparation des Eglises et de l'Etat. URL: https://beta.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 12.01.2020).
Loi du 2 janvier 1907 concernant l'exercice public des cultes. URL: https://beta.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 12.01.2020).
Redundant Churches and Other Religious Buildings Act 1969. URL: https://www.legislation.gov.uk (дата обращения: 16.01.2020).
О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности : федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Российская газета. 2010. 3 дек.
Vertrag des Freistaats Thüringen mit den Evangelischen Kirchen in Thüringen vom 17. Mai 1994. URL: http://landesrecht.thueringen.de (дата обращения: 18.01.2020).
EvKiVtr BE 2006. URL: http://gesetze.berlin.de (дата обращения: 18.01.2020).
The Grants to the Churches Conservation Trust Order 2016 STATUTORY INSTRUMENTS. URL: http://www.legislation.gov.uk (дата обращения: 16.01.2020).
Legge 20 maggio 1985, n. 222 Disposizioni sugli enti e beni ecclesiastici in Italia e per il sostentamento del clero cattolico in servizio nelle diocese. URL: https://www.normattiva.it (дата обращения: 22.12.2019).
Legge 22 dicembre 1973, n. 903 Istituzione del Fondo di previdenza del clero e dei ministri di culto delle confessioni religiose diverse dalla cattol-ica e nuova disciplina dei relativi trattamenti pensionistici. URL: https://www.normattiva.it (дата обращения: 22.12.2019).
Decreto 26 luglio 2019 in G.U. 23/09/2019, n. 223. URL: https://www.normattiva.it (дата обращения: 22.12.2019).
Постановление Европейского Суда по правам человека от 06.04.2017 по делу «Кляйн и другие против Германии (Klein and Others v. Germany)» (жалоба № 10138/11). URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-187959 (дата обращения: 20.01.2020).
Das Grundgesetz (GG). URL: http://www.gesetze-im-internet.de (дата обращения: 18.01.2020).
Закон о сборе налогов в счет церкви и других религиозных общин в земле Бранденбург от 18.12.2008 (BbgKiStG). URL: https://bravors.brandenburg.de/gesetze/bbgkistg (дата обращения: 18.01.2020).
Закон о сборе налогов в счет церкви, других религиозных обществ и мировоззренческих общин в Свободном ганзейском городе Бремен от 23.12.1974. URL: https://www.transparenz.bremen.de/vorschrift_detail/bremen2014_tp.c.74489.de (дата обращения: 18.01.2020).
Закон о сборе налогов за счет публично-правовых религиозных общин в Баден-Вюртемберг от 15.06.1978. URL: http://www.landesrecht-bw.de/jportal/portal/t/mxq/page/bsbawueprod.psml?pid=Dokumentanzeige&showdoccase=1&js_peid=Trefferliste&documentnumber=7&numbe rofresults=118&fromdoctodoc=yes&doc.id=jlr-KiStGBW1978V11P5&doc.part=X&doc.price=0.0&doc.hl=1#focuspoint (дата обращения: 18.01.2020).
Vertrag zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik über die Herstellung der Einheit Deutschlands (Einigungsvertrag) Anlage II Kap IV I Anlage II Kapitel IV Abschnitt I Vom 31.08.1990. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/ einigvtr/anlage_ii_kap_iv_i.html (дата обращения: 18.01.2020).
Gesetz über die Erhebung von Steuern durch öffentlich-rechtliche Religionsgemeinschaften im Land Berlin Vom 4. Februar 2009. URL: http://gesetze.berlin.de/jportal/portal/t/yf2/page/bsbeprod.psml?pid=Dokumentanzeige&showdoccase=1&js_peid=Trefferliste&documentnumber =1&numberofresults=1&fromdoctodoc=yes&doc.id=jlr-KiStGBE2009rahmen&doc.part=X&doc.price=0.0&doc.hl=1#focuspoint (дата обращения: 18.01.2020).
Gesetz über die Erhebung von Steuern durch Kirchen, andere Religionsgemeinschaften und Weltanschauungsgemeinschaften in der Freien Han-sestadt Bremen Vom 23.12.1974. URL: https://www.transparenz.bremen.de/vorschrift_detail/bremen2014_tp.c.74489.de (дата обращения: 18.01.2020).
Gesetz über die Erhebung von Kirchenbeiträgen im Lande Österreich. URL: https://www.ris.bka.gv.at (дата обращения: 21.01.2020).
Новикова А.Е. Риск как объект конституционно-правовой науки. М. : Издательский дом «Юр-ВАК», 2019. 98 с.
Bundesgesetz über allgemeine Bestimmungen und das Verfahren für die von den Abgabenbehörden des Bundes, der Länder und Gemeinden verwalteten Abgaben (Bundesabgabenordnung - BAO). URL: https://www.ris.bka.gv.at (дата обращения: 21.01.2020).
Tiroler Aufenthaltsabgabegesetz 2003. URL: https://www.ris.bka.gv.at/Lr-Tirol (дата обращения: 21.01.2020).
Wiener Sportförderungsbeitragsgesetz 2012. URL: https://www.ris.bka.gv.at/Lr-Wie (дата обращения: 21.01.2020).
Code général des impôts. URL: https://beta.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 12.01.2020).
Dritter Abschnitt Abgabenordnung 16.03.1976. URL: https://www.gesetze-im-internet.de (дата обращения: 18.01.2020).
Ev/KathKiVG BW 2008. URL: http://www.landesrecht-bw.de (дата обращения: 19.01.2020).
Legge 29 novembre 1995, n. 520 Norme per la regolazione dei rapporti tra lo Stato e la Chiesa Evangelica Luterana in Italia (CELI). URL: https://www.normattiva.it (дата обращения: 24.12.2019).
Einkommensteuergesetz 1988. URL: https://www.ris.bka.gv.at (дата обращения: 21.01.2020).
Bundesgesetz vom 30. Juni 1955, betreffend die Erhebung einer Erbschafts- und Schenkungssteuer (Erbschafts - und Schenkungssteuergesetz 1955). URL: https://www.ris.bka.gv.at (дата обращения: 21.01.2020)
Vertrag Zwischen Dem Heiligen Stuhl Und Der Republik Österreich Zur Regelung Von Vermögensrechtlichen Beziehungen 1960. URL: https://www.ris.bka.gv.at (дата обращения: 21.01.2020)
Bundesgesetz vom 6. Juli 1961 über äußere Rechtsverhältnisse der Evangelischen Kirche. URL: https://www.ris.bka.gv.at (дата обращения: 21.01.2020)
Elektrik Piyasasi Kanunu от 14.03.2013 № 6446. URL: https://mevzuat.gov.tr (дата обращения: 23.01.2020).
DRadioStVtrG TH vom 22.12.1993. URL: http://landesrecht.thueringen.de (дата обращения: 19.01.2020).
Gesetz zu dem Evangelischen Kirchenvertrag Baden-Württemberg und zu der Römisch-katholischen Kirchenvereinbarung Baden-Württemberg Vom 8. Januar 2008. URL: http://www.landesrecht-bw.de (дата обращения: 19.01.2020).
Черкасов К.В., Иванова О.С., Чалых И.С. Модели государственного регулирования религиозного компонента общего образования: российский и зарубежный опыт // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 442. С. 237-247.
Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-конфессиональных отношений) / сост. Г. Робберс; под ред. М.А. Воскресенского, А.А. Красикова, Р.Н. Лункина, Р.А. Подопригоры, Л.С. Симкина, И.А. Шалобиной. М. : Институт Европы РАН, ТЦ Юнеско, 2009. 720 с
Dienstordnung für die evangelischen und katholischen Anstaltsseelsorger/innen in den Justizvollzugsanstalten des Freistaates Thüringen 01.11.1994 № 2412-4-1/94. URL: http://landesrecht.thueringen.de (дата обращения: 19.01.2020)
Décret n 2008-1524 du 30 décembre 2008 relatif aux aumôniers militaires. URL: https://beta.legifrance.gouv.fr/ loda/texte_lc/LEGITEXT000020076584 (дата обращения: 12.01.2020)
Nüfus Hizmetleri Kanunu 25.04.2006 № 5490. URL: https://mevzuat.gov.tr (дата обращения: 23.01.2020)
Legge 8 marzo 1989, n. 101 Norme per la regolazione dei rapporti tra lo Stato e l'Unione delle Comunità ebraiche italiane. URL: https://www.normattiva.it (дата обращения: 24.12.2019)
Legge 11 agosto 1984, n. 449 Norme per la regolazione dei rapporti tra lo Stato e le chiese rappresentate dalla Tavola valdese. URL: https://www.normattiva.it (дата обращения: 24.12.2019)
Regelung der interkonfessionellen Verhältnisse der Staatsbürger 1868 г. URL: https://www.ris.bka.gv.at/bundesrecht (дата обращения: 21.01.2020)
Gesetz vom 21. März 1890, betreffend die Regelung der äußeren Rechtsverhältnisse der israelitischen Religionsgesellschaft (Äußere Rechtsver-hältnisse der Israeliten). URL: https://www.ris.bka.gv.at/Bundesrecht (дата обращения: 21.01.2020).
Bundesgesetz über die äußeren Rechtsverhältnisse islamischer Religionsgesellschaften (Islamgesetz 2015). URL: https://www.ris.bka.gv.at/ Bun-desrecht (дата обращения: 21.01.2020).
Ulusal Bayram ve Genel Tatiller Hakkinda Kanun 17.03.1981 № 2429. URL: https://www.mevzuat.gov.tr (дата обращения: 23.01.2020).
Gesetz über die Regelung des Veranstaltungswesens (Wiener Veranstaltungsgesetz) 1971 г. URL: https://www.ris.bka.gv.at/Lr-Wien (дата обращения: 21.01.2020)
Codice Penale REGIO DECRETO 19 ottobre 1930, n. 1398. URL: https://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:regio.decreto:1930-10-19;1398 (дата обращения: 24.12.2019)
Bundesgesetz vom 23. Jänner 1974 über die mit gerichtlicher Strafe bedrohten Handlungen (Strafgesetzbuch - StGB). URL: https://www.ris. bka.gv.at (дата обращения: 21.01.2020)
Türk Ceza Kanununda 26.09.2004 № 5237. URL: https://mevzuat.gov.tr (дата обращения: 23.01.2020).
KiAustrG BE 1979. URL: http://gesetze.berlin.de (дата обращения: 19.01.2020).
Конституция Турции. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=84 (дата обращения: 19.01.2020).
Diyanet İşleri Başkanliği Kuruluş ve Görevleri Hakkinda Kanun 22.06.1965 № 633. URL: https://mevzuat.gov.tr (дата обращения: 23.01.2020).
Church of England Assembly (Powers) Act 1919. URL: http://www.legislation.gov.uk (дата обращения: 16.01.2020).
Synodical Government Measure 1969. URL: http://www.legislation.gov.uk (дата обращения: 16.01.2020).
О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2019 № 310-ЭС19-7798 по делу № А14-16798/2016 // КонсультантПлюс : справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.12.2019).
Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2018 № 367-ПЭК17 по делу № А40-67333/2016 // КонсультантПлюс : справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.12.2019).
Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2017 № 308-КГ17-9780 по делу № А53-34447/2015 // КонсультантПлюс : справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.12.2019).