Исследуется медицинская коммуникация в Instagram как новая форма профессиональной коммуникации. В результате дискурсивного и коммуникативно-прагматического анализа выявляются коммуникативные способы реализации информационно-просветительской стратегии врача. Определяются ядерные тактики дефиниции, краткой справки, инструкции, апелляции к авторитетным источникам, рекомендации, дискредитации медицинских мифов и формирования хода мыслей, а также представлены языковые средства их репрезентации.
Communicative Tactics of the Doctor's Informational and Educational Strategy in the Media Text of the Social Networ.pdf Введение Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий трансформирует существующую социокультурную реальность, предоставляя человеку новые возможности взаимодействия в глобальной сети. «Современный Интернет становится подобен реальному социальному пространству: в нем представлены практически все социальные сообщества, имеющие самый разный социальный статус» [1. С. 35]. Профессиональные сообщества активно осваивают различные средства массовой коммуникации, многоканальность и мультимедийность которых позволяют оперативно, целенаправленно и эффективно доносить специализированную информацию до целевой аудитории. Сетевая форма социокультурного взаимодействия требует от коммуникантов освоения новой грамотности - медиаграмотности - компетенции, необходимой для участия в медиакоммуникации [2-4]. Научный интерес в современной лингвистике к становлению коммуникативных практик профессиональных сообществ в Интернете обусловил актуальность исследования способов успешной коммуникации субъектов институциональных дискурсов в массмедиа. В настоящее время наблюдается активная популяризация медицинского дискурса, что обусловлено как социально-экономическими условиями проникновения консьюмеристской культуры в различные области жизнедеятельности, так и стремлением широкой аудитории к информационной грамотности в связи с доступностью специализированной информации в интернете [5]. Появляются информационно-просветительские порталы и форумы, теле- и радиопрограммы, кинофильмы и сериалы, посвящённые медицинской деятельности. Врачи создают персональные медицинские сайты и блоги в социальных сетях для общения с массовым адресатом на темы, связанные с медициной и здоровьем. Таким образом, профессиональная медицинская коммуникация, воплощённая в медиатекстах нового типа, становится доступной для дискурсивного, прагматического и лингвистического анализа. Объектом данного исследования является медицинская интернет-коммуникация. Предметом - коммуникативная стратегия информационно-просветительской деятельности врача в социальной сети. Цель исследования заключается в выявлении и анализе коммуникативных тактик, обеспечивающих эффективность реализации информационно-просветительской стратегии врача в медиадискурсе социальной сети Instagram. В силу значимости коммуникативного аспекта в процессе взаимодействия участников медицинского дискурса коммуникация врача и пациента является актуальным объектом лингвистических исследований [6, 7]. Работы последних лет демонстрируют научный интерес к анализу медицинской интернет-коммуникации. К.В. Ахниной выполнено одно из наиболее полных исследований функционирования медицинского дискурса в интернете [8]. Фокус внимания ученого сосредоточен на описании типологии и жанрового репертуара сетевого медицинского дискурса. Исследователь отмечает, что в медицинской интернет-коммуникации находят репрезентацию различные стратегии речевого воздействия на оппонента, выбор которых в каждом конкретном случае определяется контекстом коммуникативного воздействия, уровнем сформированности профессиональной и коммуникативной компетенции участников общения. Однако в задачи исследования не входит подробный анализ стратегического планирования массовой коммуникации врача в социальных медиа. Т. А. Пивоварчик рассматривает проблему трансформации традиционных и формирования новых коммуникативных практик в русскоговорящем сетевом медицинском дискурсе [9]. По мнению ученого, новые способы и формы «упаковывания» и распространения медицинского знания обусловливают процесс гибридизации медицинского, маркетингового и социального дискурсов. Тем не менее в исследовании Т. А. Пивовар-чик не представлен анализ коммуникативных и лингвистических средств, реализующих информационно-просветительское воздействие на массового адресата в медицинской интернет-коммуникации. К вопросам изучения социолекта и лингвопрагма-тических особенностей сетевого медицинского дискурса обращается Е.В. Варнавская [10]. Исследователь делает вывод о потенциале медицинских персональных интернет-журналов, размещенных на блог-платформе LiveJournal, как средства популяризации медицинских знаний, однако фокус внимания ученого сосредоточен на лексических особенностях специализированной коммуникации в блогосфере, а отдельные коммуникативные стратегии врача и тактики их реализации не являются предметом исследования. Особое внимание в работах, посвященных медицинской интернет-коммуникации, уделяется имиджевому аспекту взаимодействия врача и пациента в глобальной сети. В статье И.В. Тубаловой, Ю.А. Эмер, В.Е. Ершовой представлен анализ коммуникативных стратегий продвижения профессионального имиджа врача, которые реализованы в социальной сети в соответствии с ключевыми образами, моделируемыми врачами [11]. Образ «я - врач» репрезентуется стратегиями актуализации принадлежности к профессиональному сообществу, профессионального информирования и презентации собственного профессионального опыта. Образ «я - эксперт в области медицины» оформляется стратегией экспертной оценки чужого профессионального опыта. Образ «я - пациент=врач» - стратегией распространения опыта пациента. В работе Е.В. Волковой интернет-коммуникация врача и «массового пациента» также рассматривается как способ формирования имиджа медицинского сообщества [12]. Автор подчеркивает, что для формирования позитивного имиджа врача в интернете важны не только профессиональная, но и коммуникативная компетентность, умение ориентироваться на ожидания массовой аудитории, грамотное построение меди-атекста с учётом особенностей медиадискурса. В работе затрагивается вопрос трансформации профессиональных коммуникативных целей под влиянием ме-диадискурсивных практик, однако способы реализации стратегий медицинского дискурса в интернете не анализируются. Таким образом, несмотря на то, что вопросы популяризации медицинского знания и планирования специализированной интернет-коммуникации рассматриваются в отдельных лингвистических исследованиях, коммуникативно-прагматическая организация медицинского медиатекста с точки зрения информационно-просветительского воздействия на массового адресата остается малоизученной и требует системного анализа. Научная новизна настоящей работы определяется тем, что процесс ведения специализированного блога в соцсети рассматривается как новая дискурсивная практика медицинского сообщества, представлен анализ трансформации целей институционального общения в социальных медиа: выявлены доминирующие коммуникативные стратегии врача-блогера, проанализированы вербальные и невербальные средства реализации ведущей информационно-просветительской стратегии, цель которой - повышение медицинской грамотности массовой аудитории. Новым является подход к исследованию медицинского медиатекста, предполагающий коммуникативно-прагматический анализ его поликодовой природы и мультимедийных возможностей воздействия на адресата. Результаты, представленные в данной статье, отражают один из этапов комплексного исследования стратегического планирования медицинской коммуникации в медиа-дискурсе. Теоретическая значимость настоящей работы состоит в развитии теории институциональных дискурсов, коммуникативной лингвистики и медиалингви-стики. Практическая ценность определяется возможностью использования результатов исследования в лингводидактических целях в процессе обучения будущих медиков умениям профессиональной коммуникации, а также в сферах маркетинга, PR-дея-тельности и работы с персоналом. Материал и методы Эмпирической базой проведенного анализа являются медиатексты социальной сети. Исследователи отмечают, что медиатекст как единица медиадискурса наделен неоднозначным статусом, являясь одновременно результатом и инструментом дискурсивной практики [13]. В связи с этим необходимо дать пояснения понятиям «медиатекст» и «медиадискурс». Медиадискурс в данной работе рассматривается как «функционально-обусловленный тип дискурса, который понимается как совокупность речевых практик и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия» [14. С. 182]. Т.Г. Добросклонская выделяет несколько подходов к определению медиа-дискурса, для настоящей работы интерес представляют определения с точки зрения структурного и функционального подходов. Структурный подход позволяет охарактеризовать категории медиадискурса и медиатекста через обращение к классической модели коммуникации, которая состоит из таких базовых компонентов, как отправитель и получатель сообщения, канал коммуникации, обратная связь, само сообщение, процессы его кодирования и декодирования, а также контекст и ситуация общения. Таким образом, медиатекст определяется как сообщение плюс канал его передачи, а медиа-дискурс - как сообщение в совокупности со всеми остальными компонентами коммуникации. С точки зрения функционального подхода под медиадискур-сом понимается совокупность текстов, функционирующих в сфере массовой коммуникации. А медиатекст представляет собой «последовательность знаков различных семиотических систем - языковых, графических, звуковых, визуальных, специфика сочетания которых обусловлена конкретным каналом массовой информации» [14. С. 182]. В комплексе данные подходы позволяют создать объемное представление об анализируемых категориях и обратить внимание на зависимость способов конструирования смыслового содержания медиатекста от используемого автором средства массовой коммуникации. В данной работе медиадискурс представлен коммуникацией в социальных медиа, предназначенных изначально для межличностного общения и обмена контентом в сети интернет. Увеличение вовлеченности современных пользователей в интернет-общение способствует расширению функций социальных медиа, объединяющих такие интернет-платформы, как блоги, форумы, социальные сети, мессенджеры и др. Исследователи отмечают, что в настоящее время социальные медиа рассматриваются как «самостоятельное средство массовой коммуникации» [15], «новый вид онлайн-СМИ» [16. С. 112]. Социальная сеть как частная разновидность социальных медиа обладает собственной спецификой осуществления массовой коммуникации, которая заключается в коммуникативном равноправии участников общения, целевой установке коммуникантов на самопрезентацию, возможности использования различных мультимедийных способов кодирования сообщения. Медиатекст социальных сетей конструируется под влиянием следующих тенденций: коллоквиа-лизация (интеграция в письменную речь участников общения разговорной лексики и синтаксических конструкций); игровая экспрессивность (использование прописных букв, иноязычных акронимов, мемов); поликодовость (использование паравербальных факторов и экстралингвистических явлений); снижение и огрубление речи [17. С. 414-415]. Выявленные особенности позволяют определить социальные сети как особый тип медиадискурса, коммуникативные характеристики которого (цель общения, особенности статусов коммуникантов, способы построения и воспроизводства сообщения, лингвистические средства и мультимедийные возможности) определяют специфику медиатекста соцсетей. Материалом настоящего исследования послужили медиатексты, созданные врачами на страницах профессиональных аккаунтов социальной сети Instagram. Выбор Instagram в качестве источника материала обусловлен популярностью использования интерактивной интернет-платформы для личной и профессиональной коммуникации, а также выраженной полико-довостью текстов соцсети, в которых вербальные и невербальные компоненты взаимодополняют друг друга и в совокупности воздействуют на массовую аудиторию. Социальная сеть предлагает многочисленные мультимедийные возможности, позволяющие задействовать различные каналы восприятия информации: хештеги, исчезающие истории, возможность размещения в одном посте до десяти фотографий и видеороликов, сервис IGTV для воспроизведения продолжительных видеоматериалов. Технологические инструменты Instagram высоко оцениваются исследователями в области коммуникации и взаимодействия с целевой аудиторией [18]. Для данной работы было выбрано 60 аккаунтов врачей в социальной сети Instagram. Из рассмотренных аккаунтов было выбрано 15, в которых проанализировано 45 медиатекстов, созданных авторами с целью популяризации специализированного медицинского знания в период с января 2019 г. по февраль 2020 г. Специфика материала определила методическую проблему выбора инструментов анализа. Применяется комплексный подход к изучению специализированного медиатекста как коммуникативного события, требующего всестороннего анализа формы, содержания и интенциональной направленности. Методологической основой анализа являются дискурсивный и коммуникативно-прагматический подходы. Дискурсивный подход опирается на метод критического дискурс-анализа Нормана Фэркло [19] и заключается в изучении процесса ведения специализированного блога в социальной сети как новой дискурсивной практики профессионального сообщества. Создание медиатекста в социальной сети рассматривается как коммуникативное событие и имеет три измерения анализа: социальная практика, дискурсивная практика и текст. Анализ предполагает исследование социальной практики, к которой принадлежит коммуникативное событие, дискурсов и жанров, используемых в процессе производства и восприятия медиатек-ста (уровень дискурсивной практики), и, наконец, лингвистической организации текста. На этапе анализа уровня текста применяется коммуникативно-прагматический подход, цель которого заключается «в выявлении разноаспектных свойств текста, а в задачи входит выявление и описание композиционных, семантических и прагматических свойств текста и способов его оформления в соответствии со стилистическими нормами и функциями языка» [20. С. 445]. Необходимо отметить, что в исследовании муль-тимодального воздействия поликодового медиатекста «важна не столько комбинация определённых средств (или их "набор"), сколько коммуникативный эффект -социальная репрезентация и её рецепция» [21. С. 168]. В связи с этим изучение эффективности массовой коммуникации необходимо проводить с учётом влияния на нее фундаментального свойства медиадискур-са - диалогичности, реализованной в категориях адресанта и адресата. Анализ коммуникативной деятельности опирается на выявление целевой установки автора и изучении вербальных и невербальных средств, выбранных им для реализации определенных коммуникативных целей. Выбор тех или иных средств обусловлен гипотезой адресата - «моделируемой смысловой позицией будущего реципиента сообщения, на которую ориентируется автор при написании текста и которой определяются многие речевые свойства медиатекстов» [17. С. 33]. Таким образом, перспективным видится комплексное исследование всех компонентов воздействия в ме-диатексте в их композиционной и смысловой целостности, что определяет значимость не столько количественных, сколько качественных методик анализа [21]. Результаты исследования Трехмерная аналитическая структура исследования дискурса по Н. Фэркло включает анализ уровня социальной (или социокультурной) практики коммуникативного события - поста, созданного врачом в Instagram. Социальная практика профессиональной коммуникации в интернете становится традиционной для всех областей институционального взаимодействия, в том числе медицинской. Более того, в силу дискурсивной специфики анализируемой деятельности, а также глобализации сетевых средств массовой коммуникации потенциальным адресатом специализированного общения в области медицины может стать человек любого пола и возраста, интересующийся вопросами здоровья. Социальная значимость и гетерогенность субъектной сферы медицинского дискурса обеспечили стремительное развитие данного специализированного сегмента интернет-коммуникации [22. С. 77]. В рамках данного исследования важно отметить, что традиционная институциональная практика медицинской коммуникации подвергается влиянию ме-диапрактик, что приводит к смешению элементов из разных дискурсов и жанров, к образованию новых гибридных дискурсов. Взаимодействие врача и пациента остается в границах статусно-ролевого институционального общения, однако перемещение коммуникации в интернет-пространство обусловило трансформацию стратегий медицинского дискурса и заимствование коммуникативных тактик из медиадискур-са. Таким образом, отношения врача и «массового пациента» в социальных сетях оформляются под влиянием медиасферы в новую дискурсивную практику -медицинский блогинг. Врач, осваивая коммуникативные навыки блогера, репрезентует широкой аудитории посредством медиатекста свои профессиональные компетенции в области медицины. Полижанровость медицинской коммуникации в глобальной сети также обусловлена смешением дискурсов, что позволяет выявить тексты, соотносимые с жанрами как собственно медицинской, так и рекламной и PR-коммуникации. Дневниковая модель жанра блога используется врачами как эффективный способ самопрезентации и способствует формированию целевой аудитории. Таким образом, медицинский бло-гинг как новая дискурсивная практика обнаруживает черты массмедийного, маркетингового и личностно ориентированного дискурсов. Анализ формы и содержания медиатекста предполагает исследование его поликодовой природы в коммуникативно-прагматическом аспекте, учитывающем интенциональную направленность в реализации дискурсивной практики, задействованность вербальных и невербальных средств, а также мультимедийных возможностей используемого средства онлайн-общения. В данном исследовании внимание сфокусировано на коммуникативных стратегиях и тактиках медицинской интернет-коммуникации. Генеральная цель традиционного медицинского общения - оказание медицинской помощи пациенту - реализуется посредством диагностирующей, лечащей и рекомендующей коммуникативных стратегий [6]. Опосредованный и дистантный характер общения в глобальной сети преобразовал коммуникативные стратегии медицинского дискурса - основными становятся информирование и просвещение массовой аудитории в области медицины и здорового образа жизни. К медицинским добавляются воздействующие на массовую аудиторию стратегии медиадискурса: самопрезентационная, направленная на формирование целевой аудитории, и стратегия вовлечения в диалог и удержания адресата. Реализация перечисленных стратегий параллельно осуществляется на разных уровнях поликодового ме-диатекста, позволяющего использовать различные тактики персуазивного (убеждающего) и суггестивного (внушающего) воздействия на реципиента. В настоящей работе рассматриваются коммуникативные способы репрезентации информационно-просветительской стратегии. Просветительская миссия деятельности медика в виртуальном пространстве осознаётся адресантом, что находит воплощение в метакоммуникативных высказываниях врачей, презентующих свои специализированные блоги. Авторы аккаунтов объясняют причины их появления любовью и преданностью к профессии и желанием донести специализированное знание до широкой аудитории: Люблю лечить, учить и помогать; Веду свой просветительский блог; Мой блог носит информационный характер, а у меня миссия «помочь всем понять свой желудочно-кишечный тракт»; Основная идея при создании профессионального блога - соединить медицину и просвещение «в одном флаконе». Такие высказывания акцентируют внимание на практической пользе чтения медицинских блогов для повышения медицинской грамотности массового адресата: Я хочу научить пациентов жить со своим заболеванием, правильно его лечить и контролировать, а тем, кто не болеет, - дать реальные инструменты профилактики; А также, пользуясь знакомством со многими специалистами, хочу быть полезна для вас, поэтому впереди совместные эфиры с врачами других специальностей и даже очные консультации; Читая мой блог, вы будете понимать - о чём говорит ваш гастроэнтеролог. Необходимо отметить, что в процессе осуществления коммуникативной цели адресант может применять различные коммуникативные тактики, предоставить «исчерпывающее же описание стратегий и тактик, даже в рамках того или иного дискурса, не представляется возможным ввиду безграничной вариативности реализации коммуникативного планирования» [23. С. 9]. В данном исследовании представлены тактики, наиболее часто встречающиеся в языковой репрезентации информационно-просветительской стратегии в медиатексте врача в Instagram. Отдельные терминологические обозначения коммуникативных тактик заимствованы из работы Т.Е. Арсеньевой «Коммуникативные стратегии и тактики просветительского радиодискурса» [24]. Коммуникативная тактика дефиниции. Тактика дефиниции в силу специфики институционального общения «специалиста - неспециалиста» относится к одной из частотных и используется с целью установления смысла медицинских терминов и номинаций. Тактика реализуется приёмами адаптации информации, объяснения, синонимизации: Бактериофаги -это полезные организму человека вирусы, избирательно уничтожающие бактериальные клетки; Диспансеризация - комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследования; Вакцинация / иммунизация / прививка - это введение препарата, содержащего антигены возбудителей инфекционных болезней. Необходимость пояснения специализированного контента осознаётся врачами как важное условие успешной коммуникации с «массовым пациентом», что находит отражение в описаниях медицинских аккаунтов: О здоровье доступным языком; Объясню, как лечить болезни - поймёт даже ребёнок!; Понятным почерком об аллергии; Перевожу с врачебного на русский. Коммуникативная тактика краткой справки. Тактика краткой справки используется для донесения до аудитории основной медицинской информации о болезни, её симптомах, истории возникновения, статистических данных, способах лечения, лекарствах и т.д.: ЖКБ (желчнокаменная болезнь. - Прим. авт.) характеризуется достаточно высокой распространённостью в странах с западным стилем жизни -Европа, Северная Америка, Россия. Регистрируется с частотой ~ 10-15%! Максимальная частота клинических проявлений регистрируется в возрасте 4069 лет. Риск развития ЖКБ у женщин выше примерно в 2-3 раза, что связывают с влиянием эстрогенов на литогенные свойства желчи. Довольно часто тактика краткой справки используется комплексно с тактикой дефиниции и предоставляет возможность автору актуализировать ключевые моменты в содержании поста. На лексическом уровне тактика реализуется с помощью использования медицинских терминов, в том числе на языке-источнике, числительных, топонимов. Синтаксический уровень характеризуется частотным употреблением предложений с составными именными сказуемыми, однородными членами, утвердительных неэкспрессивных предложений. Однако отмечается, что при обсуждении социально важных тем врачи прибегают к выражению экспрессии посредством различных средств креолизации текста: цветового выделения, прописных букв, эмотиконов, восклицательных знаков и т.д. С этой же целью врачи используют слова и высказывания со значением акцентирования внимания: запоминаем, важно, помним, читать до конца. Коммуникативная тактика инструкции. Следующий способ просвещения подписчиков - тактика инструкции. Ее цель - предоставить информацию в доступной форме в виде чёткого алгоритма, памятки или руководства к действию. К средствам воплощения тактики относятся перечни необходимых анализов и этапов обследования, списки мероприятий для профилактики заболеваний и оказания первой медицинской помощи и т.д.: Диагностика подострого ти-реоидита включает, помимо УЗИ, лабораторную диагностику: - Клинический анализ крови + СОЭ, -ТТГ, - С-реактивный белок; Диспансеризация проводится в два этапа: 1) 1 раз в три года в возрасте от 18 до 39 лет включительно; 2) ежегодно в возрасте 40 лет и старше. Часто подобные инструкции оформляются непосредственно в визуальной части поста, но необходимо отметить, что печатный или устный текст, включённый в визуальный компонент поликодового медиа-текста Instagram, все еще остается ведущим в процессе реализации коммуникативных тактик медицинского дискурса, а изображение или видео выполняют аттрактивную функцию, усиливая информационно-просветительское воздействие на массовую аудиторию. Композиционная структура вербального текста оформляется различными паралингвистическими средствами креолизации с помощью рисунков, графиков, таблиц, маркированных списков, цветового выделения, шрифтов и т.д. Задачей тактики инструкции является систематизация информации для облегчения ее восприятия адресатом. С целью экономии речевых средств и сокращения времени восприятия медицинского контента врачи-блогеры обращаются к функции «карусель», размещая информацию в серии сменяющих друг друга изображений или видеоэлементов. Более подробный анализ способов воздействия на массовую аудиторию посредством сочетания вербальных и невербальных компонентов в медицинском медиатексте соцсети Instagram был предпринят в предыдущем исследовании [25]. Коммуникативная тактика апелляции к авторитетным источникам. В процессе реализации информационно-просветительской стратегии врачи прибегают к тактике апелляции к авторитетным источникам, которая направлена на обеспечение достоверности информации, предоставляемой врачом, и возможности верификации данных реципиентом. К авторитетным источникам можно отнести ссылки на статистические данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и других организаций здравоохранения, медицинские интернет-ресурсы, регламентирующие профессиональную деятельность документы, исторические данные, мнение и опыт эксперта в мире медицины и т.д.: По оценкам ВОЗ, данное мероприятие позволяет ежегодно предотвратить от 2 до 3 млн. случаев смерти (цифры зависят от того, о каком заболевании идет речь; В нашей стране реализуется масштабная государственная политика, направленная на раннее выявление и профилактику заболеваний, являющихся основными причинами смертности. Прежде всего, это сердечнососудистые заболевания, онкологические, а также сахарный диабет. Вся эта деятельность описана и регулируется приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 марта 2019 г. № 124н; Вакцинация известна с 1796 г., когда Эдвард Дженнер впервые привил человека против натуральной оспы. Разновидностью тактики апелляции к авторитетным источникам являются ссылки на Instagram-страницы других представителей медицинского сообщества, репосты коллег, рекомендации научной и научно-популярной литературы и т.д.: У Мухтара Рашидовича @dr.molov на странице вы сможете более подробно ознакомиться с ультразвуковыми признаками подострого тиреоидита и другими интересными клиническими ситуациями глазами врача УЗД; Страница Анны изобилует полезностями экспертного уровня, смело рекомендую; Как и обещала, хочу порекомендовать крутую новую книгу о ДМ (доказательной медицине. - Прим. авт.): Роксана Муха-рямова - «Доказательная медицина. Чек-лист здорового человека, или что делать, пока ничего не болит». В данном случае к информационно-просветительским присоединяются маркетинговые тактики взаимного продвижения коммуникативных ресурсов представителей медицинского сообщества, на лексическом уровне используются положительные оценочные средства деятельности коллег: Мое новое руководство под названием «Тонзиллитник» почти готово. Но я не смог бы его сделать таким крутым, если бы не помощь замечательного ЛОРа Анатолия Вла-сенко @doctorvlasenko; Недавно у меня была интереснейшая беседа с моей коллегой врачом эндокринологом @dr hristyanova об изменчивости ТТГ. Коммуникативная тактика рекомендации. Одной из важнейших тактик в просветительском медицинском медиатексте является тактика рекомендации, обусловленная спецификой институционального медицинского общения. Она направлена на реализацию цели медицинского дискурса - оказать помощь заболевшему человеку. Коммуникативный успех данной тактики возможен при достижении доверительных отношений между врачом и «массовым пациентом». Именно поэтому тактика рекомендации нередко используется совместно с самопрезентационными и воздействующими тактиками медиадискурса, нацеленными на формирование положительного имиджа врача-блогера в сознании целевой аудитории. Одним из приёмов реализации тактики рекомендации является прямая подача личного мнения врача как авторитетного, апелляция к своему профессиональному или жизненному опыту: Как я уже и сказала, я за индивидуальный набор исследований; Я советую выбирать импортные препараты; Я всецело за то, чтобы хоть раз в год позволить себе убедиться в том, что за здоровье опасаться не стоит; В общем, своим детям противовирусные при ОРВИ я не назначаю. Часто подобные высказывания оформляются вводными лексемами, выражающими степень уверенности говорящего (например, конечно, разумеется, несомненно): Если уж применять этот препарат, то предпочтение, конечно, надо отдавать оригинальному физиотензу, а не копеечным копиям. У них и эффект такой же, сколько они стоят; конструкциями категоричной подачи информации с отсылками к профессиональной принадлежности адресанта: Как врач я бы хотела предупреждать заболевания или «ловить» их в начальной стадии, когда помочь человеку гораздо легче, и шансы на его выживание выше; Я убеждена, что многие болезни уже перестали бы существовать, если бы вакцинация была массовой, и отвечал за неё только врач; Я уже писала, что никогда не начинаю лечение ринита у детей, у себя и у пациентов с сосудосуживающего средства. Следующий способ реализации тактики рекомендации - профессиональный нарратив, демонстрирующий случай из врачебной практики. При описании истории пациентов врачи прибегают к таким приёмам убеждения, как апелляция к тяжелым последствиям и положительному исходу болезни при своевременном лечении: Если бы каждый видел те смерти, которых могло не быть, прививался бы; Несомненно, чем раньше пневмония диагностирована и начато лечение, тем меньше шансов получить осложнения и выше шансы быстро вылечиться; Ребенка не спасли. Несмотря на то, что печень легко восстанавливающийся орган. Достаточно было обратиться за советом вовремя. Врач мог бы назначить ацетилцистеин, лекарство от бронхита, которое было бы противоядием. В историях врача на лексическом уровне выделяется большой пласт профессиональных жаргонизмов, эвфемизмов, просторечной околомедицинской лексики, употребляемой медиками для описания ситуации приёма пациента, симптомов и причин заболевания: Да и человеческий организм - штука хоть и изученная, но на деле непредсказуемая; Я боюсь передозировать парацетамол; Так они попали в приёмник; Типичная клиническая картина: в семье кто-то болел, пусть даже соплями; Да и вообще, младенцы высоко температуру не задирают; Не вижу смысла брать кровь на 100 показателей, сеять все биосреды организма, ковырять серу в ушах и делать МРТ / КТ с головы до пяток. Тактика рекомендации в медиатексте медицинского блогера в конечном счете реализует основную цель - убедить пациента в необходимости очного обращения к специалисту. Большинство постов параллельно с информацией содержат предостережение от самолечения и призыв похода к врачу: Помните: самостоятельно назначать себе какие-либо препараты нельзя; Ещё лучше - согласовать набор исследований с Вашим личным врачом; Как всегда предупреждаю вас о том, что любое недомогание - повод обратиться к врачу; Когда голова начинает болеть часто, это может быть причиной очень серьезных проблем, поэтому поход к врачу необходим; Если пищевое отравление коснулось ребёнка или пожилого человека, то, конечно же, стоит обратиться к врачу немедленно. Коммуникативная тактика дискредитации медицинских мифов. Информационно-просветительская стратегия реализуется также посредством тактики дискредитации медицинских мифов, в том числе различных способов самолечения, альтернативных и псевдомедицинских источников информации: И поэтому все разговоры о том, что опасно лекарствами снижать в крови холестерин и жиры, т. к. их для чего-нибудь не хватит - это от непонимания процессов; Как видите, в этом списке (список побочных действий. - Прим. авт.) нет набора веса. Потому что современное поколение оральных контрацептивов абсолютно на него не влияет . Потому что это устаревшее понятие, которое засело в головах у российских женщин ещё с советских времён, и теперь передаётся из поколения в поколение, от мам к дочкам; Годами наблюдать повышенные цифры АД (артериальное давление. - Прим. авт.) и бездействовать или лечиться альтернативщиной: пиявками, БА-Дами, Шишониными и Бутейками. Не сработает; Про гомеопатию отдельно упомяну. Она не работает! Но к психотерапии в целом я отношусь очень хорошо. Коммуникативная тактика формирования хода мыслей. С целью убеждения и эффективного донесения информации врачи в медиатексте нередко прибегают к персуазивной тактике формирования хода мыслей. Медицинская информация, связанная с постановкой диагноза или лечением, подаётся как серия логически выстроенных этапов, что должно привести к пониманию важности, сложности процессов в сфере медицины и возможности достижения положительного результата лечения при соблюдении рекомендованных условий: При применении важно учитывать один момент: это не широкоспектровые препараты, коими бывают антибиотики. Это значит, что сначала надо выделить возбудителя. Понять, что это за бактерия. Убедиться, что она не полирезистентная (слишком устойчива к лекарствам). Далее, если всё указанное нам известно, можно назначать один или несколько бактериофагов. Описывая способы реализации коммуникативных тактик информационно-просветительской стратегии, необходимо назвать несколько распространённых универсальных приёмов, активно используемых врачами. Один из них - диалогическая конструкция вопроса и ответа, занимающая ядерную позицию как в институциональном очном медицинском общении, так и в медиакоммуникации. При создании поста врачи активно используют риторические функции данной конструкции. Прогнозируя ожидания массового адресата, врач моделирует предполагаемый вопрос и отвечает на него, порой моделью выступает полноценный диалог врача и пациента: Что делать, если у вас по УЗИ обнаружили узел? Посетите эндокринолога. Даже если врач УЗИ уверил вас, что повода для беспокойства нет; У многих есть камни / конкременты, песок в желчном пузыре. Вы спрашиваете: откуда они? Ставь лайк и читай; И что тогда, спросите вы? Покорно ждать и надеяться, что именно меня эта беда обойдет? Нет! Самое эффективное - это регулярное обследование, направленное на раннее выявление рака. Риторические фигуры оформляют композицию медиатекста, частотным является использование вопросительного предложения в заголовках сообщения (например, Переболел гриппом: на что обратить внимание и делать ли прививку; О чём хрустят суставы?; Что такое гельминтоз?; ОРЗ: лечить или не лечить?); также вопросительные конструкции используются в заключении поста как интерактивное средство, побуждающее к общению: А вы обращались после Нового года к врачу? Ну, и как там? Только у нас обращений так много? В данном случае приём реализует коммуникативные тактики как информационно-просветительской стратегии, так и стратегий, направленных на формирование целевой аудитории и вовлечения в диалог и удержания адресата. Следующий способ оформления коммуникативных тактик в медицинском медиатексте - использование языковой игры, иронии, юмора как средств создания непосредственного межличностного общения. Врачи предваряют серьезную тему шутками и анекдотами: - Крошка, давай оторвёмся сегодня вечером? -Ты кто вообще такой?! - Тромб. Традиционно языковая игра в медиадискурсе рассматривается как тактика, реализующая стратегии манипуляции и привлечения внимания [26]. В условиях реального медицинского общения использование категории юмора встречается нечасто, может быть обусловлено давними отношениями врача и пациента или незначительностью повода для обра
Мишанкина Н.А., Скрипченко Н.В. Трансформация современной медиасреды в аспекте включенности профессиональных сообществ // Журналистика регионов: дискурсы и медиапрактики : материалы Междунар. науч.-практ. онлайн-конференции 22 ноября 2018 г. Томск. 2018. М., 2019.
Нестерова Н.Г., Фащанова С.В. Феномен «Новой грамотности» в средствах массовой коммуникации // Актуальные проблемы обучения русскому языку XIII: электрон. библиотека Ун-та им. Масарика. Брно, 2018. URL: https://doi.org/10.5817/CZ.MUNI.P210-9077-2018 (дата обращения: 18.03.2020).
Федоров А.В. Синтез медийной и информационной грамотности как новая тенденция, предложенная ЮНЕСКО: плюсы и минусы // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 10. С. 72-79.
Жилавская И.В. Медийно-информационная грамотность через призму конвергенции и дивергенции // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1, № 2. С. 72-94.
Информационная грамотность: международные перспективы / под ред. Х. Лау; пер. с англ. М. : МЦБС, 2010. 240 с.
Барсукова М.И. Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача : автореф. дис.. канд. филол. наук. Саратов, 2007. 23 с.
Жура В.В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении : автореф. дис. д-ра филол. наук. Волгоград, 2008. 40 с.
Ахнина К.В. Сетевой медицинский дискурс: языковые и коммуникативно прагматические характеристики : автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2016. 19 с.
Пивоварчик Т.А. Сетевой медицинский дискурс: коммуникативные практики тематических интернет-сообществ // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 4. С. 148-155.
Варнавская Е.В. Сетевой медицинский дискурс в блогосфере: социолект и специфика онлайн-общения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 5 (май). URL: http://e-koncept.ru/2019/195017.htm (дата обращения: 18.03.2020).
Тубалова И.В., Эмер Ю.А., Ершова В.Е. Коммуникативные стратегии продвижения профессионального имиджа врача в социальных медиа (на материале Facebook) // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 447. С. 73-82.
Волкова Е.В. Интернет-коммуникация как способ формирования профессионального имиджа медицинского сообщества // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики : электронный аналог печатного издания: материалы 7-й Междунар. науч.-практ. и образоват. конф., 11 апреля 2019 г. Тверь : Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. ун-та, 2019. С. 28-34. URL: www.repo.tvergma.ru.
Кожемякин Е.А. Дискурсный подход к изучению институциональной культуры. Белгород : Изд-во БелГУ, 2008. 244 с.
Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Вып. 22. С. 181-187.
Дукин Р.А. К вопросу определения понятия «Социальные медиа» // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-opredeleniya-ponyatiya-sotsialnye-media (дата обращения: 10.12.2020).
Сулейманова Ш.С. Перспективы развития социальных медиа // Коммуникология. 2015. Т. 3, № 5. С. 111-125.
Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник. М. : Флинта, 2018. 440 с.
Гераськина М.В. Instagram как перспективный инструмент для рекламной кампании в интернете // Вестник науки и образования. 2018. № 12 (48). C. 83-87.
Йоргенсон М.В., Филлипс Л.Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. 2-е изд., испр. Харьков : Гуманитарный Центр, 2008. 352 с.
Комарова З.И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2012. 818 с.
Кожемякин Е. А. Медиатекст в мультимодальной перспективе: несколько методологических замечаний // Дискурсология и медиакритика современных СМИ: Сборник научных трудов по материалам конференции. 2-4 октября 2019 г. / науч. ред. А.В. Полонский и др. Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2019. С. 163-169.
Ахнина К.В., Куриленко В.Б. Сетевой медицинский дискурс: сущность, признаки, структура // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 1. С. 76-84.
Коммуникативные стратегии и тактики в медиадискурсе : учеб. пособие к спецкурсу «Дискурс масс-медиа» / Н.Г. Нестерова [и др.]; под ред. Н.Г. Нестеровой. Томск : Том. гос. ун-т, 2011. 176 с.
Арсеньева Т.Е. Коммуникативные стратегии и тактики просветительского радиодискурса (на материале программы «Говорим порусски») : автореф. дис.. канд. филол. наук. Томск, 2013. 23 с.
Волкова Е.В. Поликодовый текст в интернет-коммуникации (на материале медицинских аккаунтов Instagram) // International Scientific- Pedagogical Organization of Philologists "WEST-EAST" (ISPOPE). Scientific Journal WEST-EAST. 2019. Т. 2/1, № 1. С. 117-122.
Фащанова С.В. Языковая игра в радиодискурсе: коммуникативно-прагматический аспект : автореф. дис.. канд. филол. наук. Томск, 2012. 24 с.
Казакова Д.В. Категория комического в медицинском дискурсе : автореф. дис.. канд. филол. наук. Кемерово, 2013. 20 с.