Духовные христиане в г. Благовещенске Амурской области в конце Х1Х - начале ХХ в. | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 463. DOI: 10.17223/15617793/463/13

Духовные христиане в г. Благовещенске Амурской области в конце Х1Х - начале ХХ в.

Анализируются деятельность духовных христиан молокан и духоборов, проживавших в г. Благовещенске Амурской области в конце Х1Х - начале ХХ в., а также основные аспекты их взаимодействия. Акцентируется внимание на хозяйственной деятельности, рассказывается об общественно-политической деятельности молокан, неучастия в ней духоборов и об экономическом влиянии молокан на город. Рассматриваются основные проблемы взаимодействия духовных христиан молокан и духоборов между собой.

Spiritual Christians in Blagoveshchensk, Amur Oblast, in the Late 19th - Early 20th Centuries.pdf На тему переселения и проживания духовных христиан написано несколько научных работ, тем не менее, данный аспект остается малоизученным. Можно выделить диссертацию М.Б. Сердюк «Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг.)» [1] как одну из основополагающих работ, где была описана проблематика подобного рода. Вместе тем аспект взаимодействия духовных христиан молокан и духоборов рассматривается не в полном объеме. Духовные христиане переселились в Амурскую область в 1859 г. по поручению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского [2. С. 18]. На протяжении всей первой половины XIX в. происходил процесс переселения духоборов и молокан как часть административного давления и других мер, принимаемых в отношении иноверцев для недопущения распространения их учения на ближайшие православные населенные пункты и как одна из мер наказания, применяемая в отношении лиц, отпавших от православия. Поскольку духоборчество в рассматриваемый период времени являлось относительно новой религией (зародилось в первой половине XVIII в.), у государства было недостаточно опыта в борьбе с этой, по мнению властей, вредной сектой. И хотя духоборчество, в отличие от скопчества, не принадлежало в рассматриваемый период времени к числу особо вредных сект, меры, применяемые в отношении духоборцев, были довольно жесткие: им запрещали поддерживать контакты с представителями других религий, ограничивали их в местах проживания, не давали свободно исповедовать свою веру. Отсюда, переселение духоборов в Сибирь и на Дальний Восток России - это лишь вынужденные меры борьбы с иноверием и стремление к поддержанию порядка, проводимое репрессивными методами. Схожее отношение было к молоканству. Появление духовных христиан молокан и духоборов в Сибири и на Дальнем Востоке - это, с одной стороны, вынужденная мера государства по заселению земель и избавлению от их влияния православного населения, с другой - стремление самих религиозных переселенцев к обретению религиозной свободы и большего уровня влияния. Если на Кавказе (например, на Молочных водах) молокане постоянно терпели неудобства или притеснения, а духоборческие общины находились под неусыпным надзором государства, то на востоке страны у властей не было ни возможностей, ни ресурсов для контроля сектантов. Вследствие этого переселение духоборов и молокан носило столь массовый характер, что в 1914 г. на территории Амурской области проживало 13 095 молокан и 2 037 духоборов (согласно данным отчета военного губернатора) [3]. Конечно, такое большое количество иноверцев наложило отпечаток на характер их взаимодействия. С одной стороны, духоборы и молокане тяготели к друг другу на религиозной почве. С другой - обнаруживали расхождения во взглядах и поэтому противопоставляли себя друг другу. С одной стороны, испытывали давление со стороны православной церкви. С другой - имели фундаментальные расхождения по вопросам веры. Обладая различными взглядами на происхождение капитала и характер работы, они редко сталкивались на экономической почве. Время от времени, они объединялись для религиозной конфронтации с православием и баптизмом, но все же не обнаруживали ярких признаков духовного единения. Для духоборов основным источником дохода было сельское хозяйство и вылов рыбы, а селиться они предпочитали в небольших селах, на удалении от других населенных пунктах. Духоборы жили общинным трудом, не стремились к накоплению собственности, редко торговали с представителями других религиозных групп [4]. Молокане жили в городах и крупных деревнях, занимались торговлей, извозом, доставкой грузов, промышленным производством. Имели мукомольни, торговые дома, участвовали, в противовес духоборам, в политических и общественных делах. Признавали социальное неравенство, не стремились к общинному труду, помогали близким, поддерживали коллективное хозяйство, оказывали финансовую помощь собратьям по вере, но не имели общего на всех капитала [5]. По мере роста численности молоканских общин вставал вопрос об их вероисповедании. Наблюдались отклонения от веры, отпад от религии, переход в православие и баптизм. В этой связи духовные лидеры молокан стремились зафиксировать его на бумаге, помимо этого они пытались установить строгие порядки в своих общинах. Если до начала XX в. молокане признавали браки лишь только между своими членами, то в новом веке стали активно включать в себя духоборов, при этом невеста, как правило, перенимала веру жениха, в результате чего наблюдались переходы из духоборчества в молоканство и наоборот. Вследствие этого отношения между двумя общинами еще более укрепились. Другим поводом для улучшения отношений становились религиозные дискуссии с представителями Русской православной церкви, проводимые ими для борьбы с иномыслием и развенчанием мифов о религии. Указывая на спорные моменты в трактовке Св. Писания, и православные, и молокане стремились доказать свою правоту, но к согласию по данным вопросам не приходили [6. С. 1-9]. Духоборы редко участвовали в этих беседах, однако и они имели свою особую точку зрения и отстаивали ее при разговоре с православными священнослужителями, которые стремились обратить их в православие. Различия лежали в собраниях и молениях. Они казались чуждыми представителям этих религиозных групп, в результате чего возникали конфликты на религиозной почве. При этом стоит отметить, что они были крайне редки и большинство из них происходило на бытовой, а не религиозной почве и принадлежность к той или иной секте не была причиной для начала конфликта. Даже в тех случаях, когда в окно духоборческого молельного дома бросили камень (1902 г.) [7] или заперли двери духоборческого молельного дома снаружи (1903 г.) [8], речь идет о проступках, совершенных из хулиганских, но никак не религиозных побуждений, тем более, что вина молокан здесь никак не установлена и не доказана. Молокане внесли огромный вклад в развитие архитектурного облика города. Ими был построен молельный дом (располагается по ул. Горького, 97) [9. С. 39], а также мельницы (ул. Ленина 18, Горького 15, Амурская 17) [9. С. 42, 43], торговые дома (ул. Ленина 161) [9. С. 53], лабазы. Многие из архитектурных сооружений сохранились и по сей день в хорошем состоянии. Возведение молельного дома стало возможным вследствие подписания Высочайшего указа об укреплении начал веротерпимости (1905 г.), а само строение сдано в 1908 г. [9. С. 39]. Вслед за этим последовало укрепление позиций духовных христиан молокан и увеличение числа верующих, что подтверждается статистическими данными, приводимыми в отчетах военного генерал-губернатора. Духоборы имели свой молельный дом, располагавшийся на Иркутской улице, между Кузнечной и Статичной улицами, однако он не сохранился [9. С. 40]. Возведение простого деревянного дома духоборов в сравнении с каменным молокан может быть объяснено дороговизной возведения каменных построек и тем, что у малочисленной общины духоборов просто не было на это средств. Молокане как более многочисленная группа могли себе это позволить. Значимым было участие молокан в политической жизни города. В разные годы представители разных молоканских фамилий занимали те или иные выборные должности в Благовещенской городской думе. Это Ко-сицыны, Ефимовы, Кувшиновы, Исаевы и др. Всего в состав Благовещенской городской думы созыва 18941898 гг. входило 16 молокан (из 34 человек) [10. С. 365]. В 1898 г. в новый созыв было избрано семь молокан [11. С. 48-49], а в созыве 1902 г. их было 17 человек (из 55 гласных) [12]. Пользуясь большинством в Благовещенской городской думе, молоканская община решила те или иные вопросы финансового характера, в том числе связанные с выплатами, пользованием земельными участками и решением досудебных споров. Помимо этого, молокане принимали активное участие в общественных слушаниях, занимались благотворительностью, проводили выставки сельскохозяйственной продукции. Духоборы участия в политической и общественной жизни, как правило, не принимали. Среди молокан было немало промышленников, торговцев и купцов. Можно выделить такие предприятия, как торговый дом «Г.П. Косицын с С-ми» (пароходство, транспортные услуги, поставки продовольствия в город, заводы: известковый, веревочно-прядильный, матрасный, сундучный, торговля), «В. А. Алексеев с С-ми» (пароходство, мукомольное производство, строительство, сельское хозяйство), «Товарищество Братьев Буяновых» (мукомольное дело, пароходство, торговля), «Товарищество Братьев Н. и М. Саяпиных» (мукомольное дело, пароходство, транспортные услуги), «Товарищество Восток и Меркурий» (пароходство), «Акционерное общество Сормово» (пароходство), «Товарищество Благовещенского пароходства» (пароходство), торговый дом «Ф. Кувшинов с С-ми» (мукомольное дело, пароходство, торговля), «Товарищество Племянники Братьев Буяно-вых и К°» (пароходство), «Товарищества Е.З. Платонов и С-я» (торговля). Значимыми судовладельцами, обеспечившими торговые перевозки, были С. М. Буянов, С.П. Попов, М.И. Хворов, И.П. Ефимов, С.А. Косицын, Ф.Т. Коротаев, Д.М. Кузнецов. Помимо этого, представители молоканских семей входили в правление Благовещенского городского общественного банка. В 1901 г. в правлении насчитывалось семь молокан, не считая директора банка В. П. Ефимова, который также принадлежал к молоканской семье [5. С. 130, 137, 138, 170]. Обладая значительными капиталами, молокане контролировали торговую жизнь в городе. Фактически они были монополистами на транспортном рынке, контролировали доставку грузов по рекам Зея и Амур, владели значительной частью мельниц и элеваторов. Это порождало конфликты как в молоканской общине, так и между общинами молокан и православных. Духовных христиан упрекали в жажде наживы и стремлении получить капитал любой ценой. Передел различных сфер рынка привел к тому, что среди молокан стали возникать противоречия. Это также накладывало опечаток на развитие отношений в молоканской среде. Тем не менее серьезных конфликтов в среде зафиксировано не было. Подводя итоги, стоит отметить, что молокане играли видную роль в политической, экономической и религиозной жизни г. Благовещенска Амурской области. Влияние духоборов здесь было незначительным, так как их основная часть располагалась в сельской местности. Взаимодействие духоборов и молокан было интенсивным, но малонаправленным и выражалось в консолидированном противостоянии проповедям и религиозным диспутам православных священников. В меньшей степени духоборы и молокане были объединены при противостоянии другим религиозным группам, а также в вопросах ведения экономической деятельности. Главным аспектом взаимодействия были смешанные браки между представителями двух общин.

Ключевые слова

молокане, духоборы, религия, Благовещенск, Амурская область

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Буянов Дмитрий ЕвгеньевичДальневосточный федеральный университетсоискатель ученной степени кандидата исторических наукdmit2b@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Сердюк М.Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858 - 1917 гг.) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Владивосток, 1998. 22 с.
Абеленцев В.Н. Хроника освоения и заселения Приамурья 9по документам Госархива Читинской области) // Амурский краевед : матери алы науч.-практ. конф. (январь 2005 г.). Благовещенск, 2005. Вып. 22. С. 4-22.
Приложение к всеподданнейшему отчету военного губернатора Амурской области за 1912-1913 гг. Благовещенск : Тип. «Благовещенск» торгового дома И.Я. Чурин и К, 1915. 102 с.
Буянов Д.Е. Переселение духоборов в Амурскую область во второй половине XIX в. // Чтения памяти профессора Евгения Петровича Сычевского: сб. докл. Благовещенск, 2015. Вып. 15. С. 21-32
Буянов Е.В. Духовные христиане молокане в Амурской области во второй половине XIX - первой трети XX вв. Благовещенск : Амур. гос. ун-т, 2012. 396 с.
Отчет о деятельности Благовещенского православного братства Пресвятыя Богородицы за 1898 год (Тринадцатый год его существова ния) // Благовещенские епархиальные ведомости. 1900. № 1. С. 1-11.
Амурская газета. 1903. 5 янв.
Амурская газета. 1903. 29 окт.
Холкина Т.А., Чаюн Л.А. Архитектурное наследие Благовещенска / Серия «Благовещенск. Из века в век». Благовещенск : ОАО «Амур ская ярмарка», 2006. 112 с.
Камчатские епархиальные ведомости. 1898. № 20. С. 365.
Памятная книжка Амурской области на 1901 год. 170 с.
Государственный архив Амурской области. Ф. 30-и. Оп. 1. Д. 12. Л. 1, 1 об.
 Духовные христиане в г. Благовещенске Амурской области в конце Х1Х - начале ХХ в. | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 463. DOI: 10.17223/15617793/463/13

Духовные христиане в г. Благовещенске Амурской области в конце Х1Х - начале ХХ в. | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 463. DOI: 10.17223/15617793/463/13