Формирование валеологической культуры у будущихмедицинских работников среднего звена с учетом отечественного и зарубежного опыта | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 463. DOI: 10.17223/15617793/463/19

Формирование валеологической культуры у будущихмедицинских работников среднего звена с учетом отечественного и зарубежного опыта

Представлены результаты внедрения в образовательный процесс алгоритма формирования валеологической культуры у будущих медицинских работников среднего звена на основе специального курса, составленного с учетом отечественного и зарубежного опыта. Разработанный алгоритм формирования валеологической культуры как компонента профессиональной подготовки студентов средних медицинских образовательных учреждений рассматривается как последовательный поэтапный комплекс действий, направленный на постепенное развитие у студентов валеологической культуры.

Formation of Valeological Culture in Future Middle-Level Medical Workers with Regard to Domestic and Foreign Experience.pdf В документах Всемирной организации здравоохранения укрепление здоровья детей и молодежи, формирование валеологической культуры студента, борьба с вредными привычками, профилактика употребления психотропных веществ выдвинуты как задача первостепенной важности для развития общества и личности, что актуализирует, поднимает роль медицинского образования. Современное обучение в медицинском колледже характеризуется динамичностью, высокой интенсивностью труда, возрастанием объема информации, что предъявляет высокие требования к студентам, в том числе и к состоянию их здоровья. Г.К. Зайцев [1], В.П. Куликов [2], С.Е. Квасов [31 выявили несколько причин как объективного, так и субъективного характера, приводящие к ухудшению здоровья: низкий экономический уровень жизни у большинства студентов; высокие нагрузки в рамках учебы; отсутствие стимуляции для формирования валеологической культуры и др. Тем не менее ведущая роль в формировании у молодежи новых мировоззренческих установок, отвечающих современным требованиям к здоровью, отводится образованию, которое имеет все возможности для системной и массовой деятельности в данном направлении. Информационную базу нашего исследования проблемы формирования валеологической культуры у будущих медицинских работников среднего звена составили: - правовые акты Евросоюза (ЕС), решения Евроко-миссии и Совета Европы в области образования, Лиссабонская конвенция, программные документы Европейской сети гарантии качества (ENQA), Европейского института образования и социальной политики и российского Института «Общественная экспертиза»; - отчеты стран-участников и России о реализации принципов Болонского процесса, отчеты благотворительных образовательных фондов; - данные, полученные при выявлении частоты и объема внимания к тематике международного образовательного сотрудничества в авторитетных российских журналах «Высшее образование в России», «Специалист», «Мир образования - Образование в мире»; - Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию, Программные и нормативные документы Минобрнауки РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации». Хотя в большинстве зарубежных исследований не рассматривают понятия валеологии и валеологиче-ской культуры, так как эти понятия были разработаны отечественными учеными, в зарубежных странах разработана определенная программа для сохранения здоровья у молодого поколения. Их основным документом является Джакартская декларация «За пропаганду здорового образа жизни в 21 веке» (1997 г.). Она отражает 20-летний опыт реализации Глобальной стратегии «Здоровье для всех», дает оценку эффективности формирования здорового образа жизни, описывает, как необходимо улучшить общественное здоровье людей, выделяет новые тенденции развития данного процесса. Некоторые исследователи (E. Leslie, P.B. Sparling, N. Owen [4]) уверяют, что для решения этой проблемы нужно в первую очередь обучать людей вести здоровый образ жизни и в дальнейшем формировать у них валеологическую культуру. При этом желательно начинать обучение уже со школьного возраста, в крайнем случае на начальных курсах в учебных заведениях. Так, студентам в нашей стране, как в Германии, необходимо формировать валеологическую культуру с раннего детства, а для студентов - будущих медиков процессу формирования валеологической культуры может помочь «палео-тренинг», созданный в Испании; опыт же французов может стать примером пропаганды здорового образа жизни; опыт итальянцев, занимающих первое место по наличию жителей, имеющих сформированную ва-леологическую культуру, поможет поменять свои привычки, отказаться от курения, алкоголя, неправильного питания и гиподинамии [5, 6]. Рассмотрев отечественный и зарубежный опыт формирования валеологической культуры, мы больше склоняемся к мнению ряда авторов (В. В. Сериков [7], Ю.П. Лисицин [8] и др.), которые считают, что необходимо использовать индивидуальный подход к каждому студенту при формировании у него валеологической культуры, т. е. следует учитывать его возможности и предпочтения для создания мотивации к ведению здорового образа жизни, также нужно учесть ранее полученные им знания о валеологической культуре. Валеологическая культура студента медицинского колледжа объединяет в себе профессиональные, общественные, семейные и бытовые функции, которые выполняются для поддержания, сохранения и дальнейшего укрепления здоровой жизнедеятельности каждой личности. Студент - будущий медик, у которого сформирована валеологическая культура и он имеет мотивацию для ее сохранения, способен стимулировать формирование валеологической культуры не только среди своего окружения - сокурсников, друзей, родных, но и среди пациентов, с которыми он будет общаться в силу своей профессиональной деятельности. Безусловно, здоровье самого студента и его социально-психологическая адаптация зависят от среды, в которой он проживает и обучается [9]. Так как молодежь большую часть времени проводит в учебном заведении, следует в рамках учебного процесса формировать у нее валеологическую культуру, поскольку в этот период подрастающее поколение подвержено внешним влияниям. В образовательной сфере можно выделить ряд факторов риска: стрессовые ситуации во время учебы, нарушения методики обучения, отсутствие или несоответствие необходимых дисциплин для подготовки специалистов, незнание физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, отсутствие контроля со стороны родителей и педагогов для сохранения здоровья студентов, несовершенство современной системы физического воспитания [10], большие нагрузки в рамках учебного процесса, недостаточность медицинского контроля, отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и валеологической культуры студента медицинского колледжа, которые негативно влияют на здоровье студента. Поэтому процесс формирования валеологической культуры студентов средних медицинских образовательных учреждений является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки студентов-медиков. Таким образом, необходимость формирования ва-леологической культуры студентов, сохранение и укрепление их здоровья, определяется объективно существующей потребностью общества в подготовке физически выносливых, мобильных, конкурентоспособных специалистов, готовых к высокоинтенсивной производительной деятельности. Отсюда мы определили, что валеологическая культура студентов средних медицинских образовательных учреждений -часть общей культуры личности, проявляющейся в осознании физических, психологических и нравственных составляющих личности, позволяющих не только сохранить, но и улучшить собственное здоровье, вести здоровый образ жизни и популяризировать эти знания в своей профессиональной деятельности. Нами было выяснено, что в условиях медицинского колледжа можно выделить семь факторов, оказывающих непосредственное влияние на успешность процесса формирования валеологической культуры студентов: 1) необходима поддержка как преподавателей, как и близких родственников; 2) наличие объективных и субъективных факторов: - к объективным факторам относятся материальная основа жизни личности, ее социальное окружение и природная среда обитания, уровень развития здравоохранения и эффективность социальных программ, перевод медицины на платную основу и принижение ее санитарно-профилактической функции; - субъективные факторы связаны с активностью человека, его поведением, бережным отношением к собственной жизни и здоровью и др.; 3) правильно организованная учебная деятельность; 4) необходимость изучения как базисных понятий валеологической культуры, так и процесса ее формирования; 5) содержание и формы активного использования свободного времени - условия, которые способствуют развитию общей культуры в целом и формированию валеологической культуры студента медицинского колледжа в частности; 6) духовные ценности, которые для некоторых студентов могут быть базой для формирования валео-логической культуры; 7) общение со сверстниками, доброжелательные отношения между студентами; важно, чтобы никто не ощущал свое одиночество и был уважаем другими; в процессе общения происходит обмен той или иной информацией, культурой, поэтому в процессе общения в благоприятной обстановке студенту легче реализоваться в обществе, найти применение в профессиональной сфере и в комфортных условиях формировать свою валеологическую культуру во время учебной деятельности. Выявленные факторы определили компонентный состав валеологической культуры студента медицинского колледжа. Когнитивный компонент валеологической культуры студентов медицинского колледжа: - включает в себя знания о сущности валеологиче-ской культуры как общей культуры; знания о качестве здоровья, качестве жизни, факторах риска, негативно влияющих на здоровье, о влиянии социальных и экологических условий на качество здоровья; причинах и факторах возникновения болезней; - отвечает за пополнение объема знаний о физическом, духовном и нравственном здоровье личности; - декларирует принципы и составляющие здорового образа жизни, пути, методы, приемы, средства сохранения, укрепления и восстановления здоровья. Мотивационно-личностный компонент включает нормы, обеспечивающие формирование валеологиче-ской культуры студента в процессе обучения в медицинском колледже и направленные, в первую очередь, на его личность, проникая во все направления целостного педагогического процесса обучения, формируя ориентацию на личностное профессиональное развитие, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни. Практический компонент включает в себя применение знаний о валеологической культуре на практике, т. е. в процессе организации здорового образа жизни у студентов медицинского колледжа. В процессе формирования валеологической культуры студенту медицинского колледжа необходимо постоянно придерживаться ЗОЖ, самосовершенствоваться, развивать моральные и волевые качества, укреплять психологическую основу, расширять объем знаний по вопросам валеологической культуры и распространять эти знания на окружающих, особенно среди молодежи. Рассматривая многоаспектность процесса формирования валеологической культуры как компонента профессиональной подготовки студентов средних медицинских образовательных учреждений, нами в качестве ключевого педагогического условия формирования валеологической культуры был разработан алгоритм формирования валеологической культуры на основе внедрения в учебный процесс спецкурса «Основы валеологической культуры». Этапами алгоритма формирования валеологиче-ской культуры как компонента профессиональной подготовки студентов средних медицинских образовательных учреждений стали три этапа. I этап - подготовительно-проектировочный, включает проведение и анализ входного теста по определению уровня знаний у студентов о валеологической культуры. Полученные данные свидетельствуют о низком уровне знаний о валеологической культуре, хотя в школьных программах предусматривается время на изучение основ валеологической культуры. Среди причин, не позволяющих изучать и формировать валеологиче-скую культуру у будущих медицинских работников, главной студенты назвали отсутствие мотивации. Также часть из них предполагает, что нужно будет тратить большое количество времени, сил и денежных средств для формирования валеологической культуры. Ряд студентов назвали причинами наличие вредных привычек, отсутствие здоровой жизнедеятельности и нежелание изменить себя и свой образ жизни. II этап - организационно-познавательный, предполагает разработку и внедрение в учебно-познавательный процесс средних медицинских образовательных учреждений спецкурса «Основы валеологической культуры», цель и задачи которого ориентированы на реализацию представленного в нем содержания учебного курса, перечня учебно-методического обеспечения и пакета контрольно-измерительных материалов на основе разработанных матриц планируемых результатов обучения в знание-вой и компетентностной интерпретации и подготовленного пакета дидактического материала в виде тем рефератов и докладов, вариантов проектных заданий и т.п. Технологическая часть спецкурса ориентирована на максимальное использование инновационных форм, методов и средств учебно-прикладного обучения будущих медицинских работников среднего звена (урок-диалог, урок-диспут, урок-конференция, урок-суд и т.п.) в сочетании с традиционными формами. Методика проведения занятия в процессе реализации спецкурса имеет свою специфику. Каждая тема изучается в течение шести часов и состоит из четырех взаимосвязанных частей. В первой части определяется исходный уровень знаний, разбираются и обсуждаются основные вопросы темы. Вторая часть посвящается разбору типовых и решению ситуационных задач по медико-гигиеническому обучению и воспитанию населения. Третья часть направлена на контроль усвоения теоретических знаний и практических навыков. И, наконец, четвертая часть посвящена обобщению пройденного материала и подведению итогов занятий. Спецкурс структурирован по принципу дедуктивного анализа понятия «валеологическая культура». Сначала раскрываются основополагающие вопросы культуры общения медицинского работника среднего звена: структура, виды, функции, стили. Затем подробно рассматриваются все структурные компоненты культуры профессионального общения медицинского работника: коммуникативный, интерактивный, перцептивный. И, наконец, определяется специфика культуры общения медицинского работника и пациентов с различными заболеваниями, учитываются возрастные и гендерные особенности пациента при общении. В результате инновационный характер проведенных занятий, направленных на получение студентами знаний о валеологической культуре, был ориентирован на создание у них выявленной недостающей мотивации. При этом учитывались физические, психологические и нравственные особенности студентов, что позволило применять индивидуальный подход к каждому из них. Им давались индивидуальные задания, предлагалось решать ситуационные задачи, отвечать на вопросы, требующие самостоятельного поиска ответа и решения. В результате освоения теории и прохождения практики по валео-логической культуре будущие медики получили знания, умения, навыки, сформировали валеологическую культуру и утверились во мнении, что она необходима для поддержания ЗОЖ. III этап алгоритма формирования валеологической культуры - оценочно-рефлексивный, предполагает интерпретацию полученных результатов формирования валеологической культуры студентов средних медицинских образовательных учреждений. Этот этап направлен, прежде всего, на проверку эффективности подобранного содержания спецкурса, использования инновационных форм и методов его реализации, т.е. оценку своей деятельности по формированию валеологической культуры как компонента профессиональной подготовки студентов - будущих медиков. Анализ полученной информации направлен не только на рефлексию своей деятельности, но и определение условий, в которых будет наиболее эффективен данный процесс в будущем. Необходимо заметить, что традиционные формы, используемые в процессе формирования валеологиче-ской культуры у будущих медицинских работников среднего звена, являются ресурсно-затратными, и при их использовании можно отметить невысокий уровень самостоятельности студента. Процесс формирования валеологической культуры как компонента профессиональной подготовки студентов средних медицинских образовательных учреждений можно сделать более эффективным и устранить ряд недостатков с помощью активного использования средств информационных и коммуникационных технологий. В «Законе об образовании в Российской Федерации» (2020 г.) ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний, умений и навыков на формирование универсальных способностей личности студента, основанных на новых социальных потребностях и ценностях [11]. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо в процессе формирования валеологической культуры студента медицинского колледжа, в том числе и на основе применения разработанного нами спецкурса. Под формированием валеологической культуры мы понимаем процесс, включающий на разъяснение, приведение примеров и дальнейшее стимулирование, а также способствующий сохранению и укреплению здоровья людей. Поэтому целью разработанного и апробированного в экспериментальной группе спецкурса «Основы валеологической культуры» [12] было приобретение студентами - будущими медиками научных знаний о закономерностях и методиках формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья, формирование валеологической культуры студента медицинского колледжа, а также навыков о путях и способах пропаганды здорового образа жизни и привития валеологической культуры. Наши наблюдения выявили, что в медицинских образовательных учреждениях вопросам здоровья не уделяется должного внимания. Конечно, будущие медицинские работники среднего звена изучают дисциплины, в которых идет речь о здоровом образе жизни, но сдав зачеты и экзамены по этим предметам, они не всегда полноценно приобщаются к ЗОЖ. Кроме того, организация учебного процесса, методика обучения зачастую не учитывают особенности их влияния на организм студента. Это касается и учебного расписания, и проведения контрольных мероприятий, и взаимоотношений педагог - студент, и обучения новому материалу, и многих других аспектов учебно-воспитательной работы [2]. Нами был использован метод анкетирования. Анкеты разработаны и использованы в 2019-2020 гг., ими были охвачены 272 студента первого курса специальности «Сестринское дело» Казанского медицинского колледжа (экспериментальная группа - 142 человека) и Зеленодольского медицинского колледжа Республики Татарстан (контрольная группа - 130 человек). В экспериментальной группе был проведен спецкурс по валеологической культуре, который включал лекции, семинары, практические занятия, интерактивные уроки, индивидуальные беседы с каждым из студентов. Была проведена диагностика формирования валеологической культуры студентов экспериментальной и контрольной групп до и после спецкурса по валеологической культуре. В качестве диагностического материала были использованы самостоятельно составленные анкеты количественного и качественного анализа. Коэффициент уровня сформированности валеоло-гической культуры будущего медицинского работника среднего звена вычислялся по формуле К = [а(+2) + б(+1) + в(0) + г (-1) + д(-2)] / H, где К - коэффициент уровня сформированности; а - число ответов с твердой положительной оценкой «да» (+2 балла); б - число ответов с положительной оценкой «скорее да, чем нет» (+1 балл); в - число ответов с сомневающейся, неопределенной оценкой «затрудняюсь ответить» (0 баллов); г - число ответов с почти отрицательной оценкой «скорее нет, чем да» (-1 балл); д - число ответов с твердо отрицательной оценкой «нет» (-2 балла); Н - число диагностических признаков: знаний и умений, свойств, качеств личности студента. Исходя из указанных критериев, в каждой анкете выделялись степени сформированности валеологиче-ской культуры. Низкий уровень считался для коэффициента от (-0,7) до (-2), средний - от (-0,6) до (+0,7), высокий - от (+0,7) до (+2) (табл. 1). Сравнительные результаты приведены в табл. 1. Сравнительный анализ показал, что если в начале эксперимента в экспериментальной группе из 142 человек 47 имели относительно высокий уровень валеологической культуры, 61 - средний уровень и 34 - низкий, то по итогам эксперимента из тех же 142 уже 56 имели соответственно высокий, 60 -средний, и лишь 26 - низкий уровень. Прирост результативности (в чел.) повышения уровней сформи-рованности валеологической культуры у студентов экспериментальных групп по сравнению с результатами контрольных групп показан в табл. 2 и на рис. 1. Таким образом, наблюдаемый к концу эксперимента значительный рост показателей свидетельствует об эффективности проведенной работы. Таблица 1 Сравнительный анализ результатов проведенного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах специальности «Сестринское дело» Градация баллов для определения коэффициента уровня валеологической культуры студента Контрольная группа (130 чел.) Экспериментальная группа (142 чел.) До После До После I уровень - низкий (критический) 0,7 - (-2) 30 28 34 26 II уровень - средний (допустимый) +0,7 - (-0,6) 56 58 61 60 III уровень - высокий (оптимальный) +2 -(+7) 44 44 47 56 Таблица 2 Прирост результативности повышения уровней сформированности валеологической культуры у студентов экспериментальных групп по сравнению с результатами контрольных групп, чел. Уровень Контрольная группа (130 чел.) Экспериментальная группа (142 чел.) I уровень - низкий (критический) -2 +8 II уровень - (допустимый) +2 -1 III уровень - высокий (оптимальный) 0 +9 Результаты показывают, что у студентов - будущих медиков, участвовавших в эксперименте, значительно возрос и углубился интерес к валеологической культуре, желание ее сформировать у себя, сложилась устойчивая внутренняя позиция, основанная на понимании необходимости и ценности сохранения собственного здоровья, ведения здорового образа жизни, и возникло желание распространить знания о валеологической культуре. Таким образом, Формирование валеологической культуры у будущих медицинских работников среднего звена с учетом отечественного и зарубежного опыта основано на совершенствовании образовательного процесса учебного заведения, заключающегося в здоровьесберегающих и здоровьеформирующих условиях учебной, внеучебной и воспитательной деятельности; в валеологическом содержании; в актуализации и интеграции знаний здорового образа жизни в дисциплинах Государственного образовательного стандарта федерального и регионального компонентов и организации профессиональной практики. Изучая отечественный и зарубежный опыт формирования валеологической культуры, мы пришли к выводу, что ведущая роль в формировании у молодежи новых мировоззренческих установок, отвечающих современным требованиям к здоровью, в том числе в области формирования валеологической культуры, отводится образованию, которое имеет все возможности для системной и массовой деятельности в данном направлении. При этом необходимо использовать индивидуальный подход к каждому студенту при формировании у него валеологической культуры, учитывать его возможности и предпочтения для создания мотивации на ведение здорового образа жизни, а также ранее полученные им знания о валеологической культуре. Валеологическая культура рассматривается нами как часть общей культуры, проявляющейся в осознании физических, психологических и нравственных составляющих личности, позволяющих не только сохранить, но и улучшить собственное здоровье, вести здоровый образ жизни, а также популяризировать знания о валео-логической культуре, которые могут являться жизненно и профессионально необходимыми компонентами профессиональной подготовки студентов средних медицинских образовательных учреждений, направленных на разъяснение, приведение примеров и дальнейшее стимулирование формирования валеологической культуры. Успешно апробированный нами в педагогическом эксперименте алгоритм формирования валеологиче-ской культуры как компонента профессиональной подготовки будущих медицинских работников среднего звена на основе разработанного авторского спецкурса «Основы валеологической культуры» базируется на реализации технологической части этого спецкурса, на максимальном использовании инновационных форм, методов и средств учебно-прикладного обучения студентов - будущих медиков при сочетании с традиционными формами и ориентирует на формирование валеологической культуры, необходимой для повышения ценностного отношения ни только к своему здоровью, но и к здоровью пациентов в будущей профессиональной деятельности. Представленные результаты являются весьма убедительным свидетельством для распространения и практического использования спецкурса «Основы валеологической культуры» в процессе формирования валеологической культуры студентов, который был организован и регулировался разработанным нами алгоритмом на основе составленных матриц планируемых результатов обучения в знаниевой и компетент-ностной интерпретации и подготовленного пакета дидактического материала в виде тем рефератов и докладов, вариантов проектных заданий и т. п. в педагогической практике обучения в средних медицинских образовательных учреждениях. Шуровень - О 11 vp о Ltb- 2 -2 s -4 -7 О 7 4 Г, Я 10 □ ЭГ ПКГ Рис. 1. Изменения повышения уровней сформированности валеологической культуры у слушателей экспериментальных групп по сравнению с результатами контрольных групп, чел.

Ключевые слова

валеологическая культура, здоровье, здоровый образ жизни, формирование валеологической культуры, учебный процесс, студенты медицинского колледжа, отечественный и зарубежный опыт

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Камалеева Алсу РауфовнаИнститут педагогики, психологии и социальных проблемд-р пед. наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отделаkamaleyeva_kazan@mail.ru
Новожилова Наталия ВикторовнаИнститут педагогики, психологии и социальных проблемаспирант лаборатории компаративных исследований профессионального образованияnata01@list.ru
Всего: 2

Ссылки

Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1998. 409 с.
Куликов В.П. Проблемно-мотивационный подход к оздоровлению: здоровье как // Валеологические аспекты образования : материалы межрегион. науч.-практ. конф. Барнаул, 2016. С. 9-10.
Образ жизни и здоровье студентов : сб. науч. тр. / под общ. ред. Д.И. Рыжакова, С.Е. Квасова. Горький : ГМИ, 1990. 178 с.
Leslie E., Sparling P.B., Owen N. University campus settings and the promotion of physical activity in young adults: lessons from research in Australia and the USA // Health education. 2001. P. 116-125.
Blair S.N. et al. How much physical activity is good for health? // Annual Review of Public Health. 2012. № 13. P. 99-126.
Noack N. Concepts of Health and Health Promotion // Abelin T., Brzezinski Z.J., Carstairs V.D.L. (Eds.). Measurements in Health Promotion and Protection. Copenhagen : WHO. Regional Office for Europe, 1987. P. 5-28.
Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М. : Логос, 2012. 447 с.
Лисицин Ю.П. Роль личности в охране здоровья // Общественное здоровье и здравоохранение. 2010. № 2. С. 5-7.
Fakhrutdinova A.V., Khayrutdinov R.R., Gutman E.V. Social-pedagogical support technology for university students: individual safety context // 4th International conference on educational, social sciences and humanitites (SOCIOINT 2017). 2017. P. 758-763.
Fakhrutdinova A.V., Konovalov I.E., Boltikov Yu.V., Fahrutdinova G.Zh. Role of Physical Education in the Process of Professional Musicians Training // Tarih kultur ve sanat arastirmalari dergisi - Journal of history culture and art research. 2019. Vol. 8, Is. 4. P. 151-157.
Таенкова О.Н. Терапевтические и социальные аспекты охраны здоровья медицинских работников в многопрофильном лечебном учреждении : дис.. канд. мед. наук. Владивосток, 2001. 182 с.
Новожилова Н.В. Рабочая программа спецкурса «Основы валеологической культуры» : метод. пособие. Казань : Отечество, 2020. 20 с.
 Формирование валеологической культуры у будущихмедицинских работников среднего звена с учетом отечественного и зарубежного опыта | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 463. DOI: 10.17223/15617793/463/19

Формирование валеологической культуры у будущихмедицинских работников среднего звена с учетом отечественного и зарубежного опыта | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 463. DOI: 10.17223/15617793/463/19