Воспоминания о дедушках и бабушках в структуре автобиографического рассказа (на материале речи жителей сибирских сёл)
Анализируются воспоминания жителей сибирских сёл о дедушках и бабушках как важный элемент речевого жанра автобиографического рассказа. Материал исследования - 200 устных автобиографических рассказов, записанных на территории Томской области с 1960-х по 2020 г. Выявляются тематика воспоминаний и их жанровые особенности. Определено, что воспоминания о дедушках и бабушках выполняют жанрообразующую, текстостроительную, дидактическую функции, а также участвуют в самопрезентации и самоидентификации информантов.
Memories About Grandparents in the Structure of an Autobiographical Story (On the Material of Siberian Villagers' S.pdf В изучении автобиографической идентичности существуют разнообразные подходы. Одним из них является реляционный (relational approach), который, по мнению исследователей, усложняет представления о саморепрезентации, отдавая предпочтение межсубъектному (интерсубъектному) над индивидуальным, а одним из ключевых открытий в теории автобиографии в 1990-е гг. является вывод о том, что идентичность - как мужчин, так и женщин - обязательно связана с отношениями, она формируется и определяется в контексте других людей [1. С. 492]. J.P. Eakin отмечает, что «Я» (первое лицо) в автобиографиях на самом деле множественно по происхождению и дальнейшему формированию, «Я» всегда связано с другими и определяется через других [2. С. 43]. Исследователь с этой точки зрения выделяет автобиографии, в которых большое воздействие на автора текста оказали: 1) вся социальная среда (семья, социальные институты - школа, церковь и т.д.) или 2) значимые люди, чаще всего члены семьи и преимущественно родители [2. С. 9]. Изучать роль других людей в становлении личности возможно на материале автобиографических текстов, поскольку в них отражается не только информация об авторе, но и преломление событий глобальной истории в истории личной, сведения о значимых людях: родственниках, друзьях, учителях, коллегах, соседях и т.п., их роли в жизни отдельного человека [3, 4]. Цель данной статьи - описание тематики, особенностей жанрового оформления и функций воспоминаний о дедушках и бабушках в структуре автобиографических рассказов жителей сибирских сёл. Новизна научной информации, представленной в статье, определяется несколькими факторами. Во-первых, исследование данных фрагментов служит выявлению новых фактов в построении устных автобиографических рассказов; во-вторых, определению места семейной истории в жизни человека, формировании его идентичности; в-третьих, изучению языковых, содержательных особенностей разнообразных автобиографических практик, в частности, способствует разграничению устных и письменных автобиографических текстов (делопроизводственных автобиографий-документов). Материалом анализа выступают 200 устных автобиографических рассказов, записанных во время диалектологических экспедиций сотрудниками кафедры русского языка ТГУ с 1960-х гг. по 2020 г. в сёла Томской области. Источником материала послужили тексты Томского диалектного корпуса (http://losl. tsu.ru/?q=corpus), аудиозаписи речи сельских жителей, сделанные авторами исследования в результате экспедиции в с. Первомайское Первомайского района Томской области в 2008 г., а также устные автобиографические рассказы, записанные С.В. Волошиной и М.А. Толстовой в с. Мельниково Шегарского района Томской области в 2018-2020 гг., с. Больше-Жирово Асиновского района Томской области в 2019-2020 гг. Диалектологические экспедиции последних лет (2017-2020 гг.) в сёла Томской области (Мельниково, Монастырка, Больше-Жирово, Мало-Жирово, Верши-нино и др.) показали, что «чистых» носителей диалекта осталось не так много, поэтому в настоящее время записывается речь не только диалектоносителей, но и носителей литературного языка, просторечия и информантов, в речи которых наблюдается взаимодействие разных вариантов русского языка. Языковая ситуация, сложившаяся в Среднем Приобье, отражает общую тенденцию перехода от диалекта к литературному языку, наметившуюся в сёлах и «малых» городах России. Исследователи предлагают выделять региональный вариант литературного языка, при этом отмечают, что «между диалектом и региональным вариантом литературного языка существуют переходные формы с большим или меньшим количеством диалектных черт - смешанные типы речи, в которых представлены, кроме фонетических, и грамматические диалектные признаки» [5. С. 16]. Таким образом, материал включает рассказы местных жителей как носителей старожильских говоров Среднего Приобья, так не диалектоносителей, в том числе добровольных и вынужденных переселенцев в Сибирь. По нашим наблюдениям, исконные сельские жители сохраняют в речи некоторые диалектные черты, а «новосёлы» приобретают их [6]. Автобиографический рассказ и воспоминание - наиболее частотные речевые жанры (РЖ), встречающиеся в аудиозаписях, сделанных во время диалектологических экспедиций. Это обусловлено тем, что, несмотря на цель исследования, первая встреча с информантами, знакомство с ними сопровождаются сбором информации о них, об их жизни и о том, как жили раньше. В силу данных обстоятельств названные жанры диалектной коммуникации являются наиболее изученными и популярными объектами коммуникативной диалектологии и диалектного жан-роведения [7-16]. Автобиографический рассказ - информативный, спровоцированный исследователями речевой жанр, который в процессе порождения выстраивается по законам естественной коммуникации, основной целью его является рассказ о жизни с момента рождения информанта и до момента общения с диалектологами [16]. Информанты, как правило, ограничены во времени: рассказ о себе в среднем занимает 1,5-2 часа. За это время внимание рассказчика фокусируется на наиболее важных событиях и этапах жизни, он отбирает значимые факты, которые «работают» на его са-морепрезентацию. Сбор материала осуществлялся с помощью как фокусированного (направленного) интервью, в рамках которого была задана одна тема - автобиография информанта, так и нефокусированного (ненаправленного), не имеющего общей темы, однако, вне зависимости от цели сбора материала, диалектологи обращались к жизни информанта, знакомству с ним. Собиратели, как правило, стараются не прерывать, не перебивать информанта, записывая монологическую речь. Вместе с тем встречаются записи автобиографических рассказов, в которых воспоминания о бабушках и дедушках спровоцированы вопросом: «А помните ли вы своих бабушек и дедушек?», тематика же этих воспоминаний исследователями не была задана. Типичный диалектный рассказ о своей жизни строится по следующей схеме: сообщение о годе, месте рождения → информация о семье, в которой родился говорящий, родителях, о хозяйстве семьи → сведения о переезде, перемене места жительства → повествование о событиях в личной жизни, о сферах деятельности → информация о детях и их судьбе, о своей жизни в настоящее время [16]. Автобиографические рассказы недиалектоносителей, как показывает исследование, также укладываются в приведенную схему. Информация о семье, в которой родился говорящий, о хозяйстве как одном из основных элементов этой схемы, включает в себя в том числе рассказы о дедушках и бабушках. Поскольку автобиографические рассказы порождаются в устной форме, они могут строиться с нарушением хронологии повествования, отступлением от основной схемы. S. Bluck и T. Habermas отмечают, что какие-то эпизоды, интерпретации могут появляться в автобиографическом рассказе в связи с коммуникативной ситуацией и обусловлены причиной создания текста [17]. В течение жизни автобиографические рассказы человека могут изменяться, потому что воспоминания о себе конструируются в соответствии с текущими событиями, «Я» в настоящем. Какие-то события могут терять или приобретать значимость со временем, и, соответственно, всё, что попадает в рассказ, имеет ценность и определенные цели [17]. Воспоминания о бабушках и дедушках могут быть в любой части анализируемых автобиографических рассказов: в начале, середине и в конце, в зависимости от темы, которую раскрывает говорящий и, безусловно, являются значимыми для него, помогают ему выстроить историю своей жизни, занимая в ней определенное место. Типология воспоминаний в структуре автобиографических рассказов может быть осуществлена по разным основаниям. Предметом повествования могут быть воспоминания о месте рождения и проживания, об отдельных периодах жизни, о глобальных событиях в жизни страны, о старших членах семьи и родственниках. Тематика воспоминаний свидетельствует о том, что индивидуальная идентичность в значительной степени определяется связью с семейной и национальной историей [1. С. 493]. Несмотря на то, что сведения о семье составляют один из основных тематических блоков в структуре автобиографического рассказа, отметим, что воспоминания в них о бабушках и дедушках не становились предметом отдельного исследования. В существующих работах рассматривается концепт «Семья» на материале внутрисемейных родословных [18], в речевых практиках сибирской крестьянки [19], анализируются воспоминания о родителях в структуре автобиографических рассказов жителей сибирских сёл [20], воспоминания брата и сестры о деревенском детстве, в которых упоминаются родственники, в том числе бабушки [21], и др. Роль бабушек и дедушек в жизни человека в основном рассматривается в работах по социологии, психологии и педагогике, при этом отмечается, что во многих культурах уровень взаимосвязи семьи с прародителями достаточно высокий [22], но проблемы родительства в специальной литературе изучены лучше, чем проблемы прародительства и детско-прародительских отношений [22, 23]. В большинстве работ указывается, что прародители - самые родные для ребенка люди после родителей, они много времени проводят с внуками, принимают участие в их воспитании и транслируют ценностные ориентиры [24, 25], «их мнение и советы, как людей умудренных опытом, оценочные характеристики людей и событий имеют большое значение для детей и внуков» [26. С. 187], они обогащают социальный опыт внуков иным, чем в родительской семье, жизненным укладом и способами взаимодействия, способствуя развитию у детей более высоких социальных и коммуникативных навыков [23. С. 102]. Изучаются также особенности эмоционального взаимодействия детей дошкольного возраста с прародителями и отмечается, что участие бабушек и дедушек в воспитании ребенка не заменяет воспитание родителей, но обогащает его и дополняет [27]. Существуют исследования этнографов, историков, которые анализируют воспитание детей в конце XIX - начале XX в. в семьях старожилов и переселенцев Западной Сибири [28] и Алтая [29]. В этих работах также отмечается большое значение воспитательной роли бабушек и дедушек в крестьянских семьях, передачи ими нравственного опыта, «их сильное влияние на детей часто объяснялось душевной чуткостью, умением наладить психологический контакт» [28]. Важным, как отмечает В.А. Зверев, в народной педагогике был принцип возрастной иерархии, трансляции знаний от старших к младшим, но не наоборот: от бабушек и дедушек внуки перенимали «элементы крестьянской философии, медицины, этики, эстетики, народной теологии и демонологии - тех отраслей мировоззренческого действительного и мнимого знания, которые были в значительной мере автономны от производства» [28]. Рассмотрим особенности воспоминаний о дедушках и бабушках в автобиографических рассказах жителей сёл Томской области XX-XXI вв. По данным рассказов, бабушки и дедушки могли жить вместе с детьми и внуками в одном доме, а также в разных домах, сёлах, областях и т.д.: Раньше плохо жили. У нас семья была двенадцать ли чё ли душ. Дедушка были, бабушка были, братовья, сёстры; Папа-то он ссыльный был, ну-у-у, с Алтайского края. Там бабушка была и… ну как от я помню это. [бабушка с Вами жила?] Не-ет. [Или там осталась, в Алтайском крае?] Нет-нет, они все, они все в деревне жили, ну-у, ну как вам сказать сколько. [А, ну не в вашем доме просто.] Нет. Сначала бабушка жила она с дочерью жила, отдельно… Если бабушки и дедушки отсутствовали/умерли, то этот факт также упоминается в рассказах: Я говорю, у нас мама не была любительница, вот бабушка у меня - та стряпала. Очень она любила стряпать всё. Но я её не захватила. Она в пятьдеся'том году умерла. А я уже в пися'т втором родилась. Володя-то, старший, помнит бабушку, помнил, тоже его уже нету, а я-то откуда, я... Я ни одной бабушки, ни дедушки родных не видела. Так что... Мы около матери с отцом воспитались. Для обозначения прародителей в текстах используются следующие номинации: дед, дедушка, дедонь-ка, бабушка, баушка, бабуля, баба, бабка: Ну мы звали дедонька, а так он Игнатий был. А мы его «де-донька» звали; У меня был любимейший котёнок, звали его Мишкой. Мы с ним все время кашу ели вместе. Ложкой, хорошо помню, возьму ложкой, но бабка маслом помажет, как положено, коровье, естественно, и вот: «Ешь, Мишка», сидит маленький котенок лижет, я жду… и т.п. Контекстуальный анализ позволяет выявить тематику воспоминаний о прародителях. Так, в автобиографических рассказах информанты вспоминают о следующих этапах, событиях, моментах жизни: - месте рождения бабушек и дедушек, их исконном месте жительства: … а дедушка-то, бабушка, они-то были сибиряками коренными, с тех мест. Я, как поняла, собственно я не вникала, но из рассказов я поняла, что они были переселенцы из Европы; Прабабушка моя из Перми была, а бабушка и мама тутока' родились и по'мерли. Отцов отец крепостной был и сосланный был, не знай, за чё. Ссылали из Россе'и в Нары'мску тюрьму; - национальности: Вот этот вот дед был поляк, и это самое, и жена у него, мамина мама, была полячка тоже, но она рано умерла. Его Пётр звали, деда. Вот, Амилия, его сестра родная, была, я знаю, что Амилия. Юзэ'па, сестра родная тоже была; наверно, переселе'нные, потому что все были пе-реселе'нные оттуда. Бабушка белоруска, а дедушка поляк. Ну, до какого-то, я не помню, γода… Переехали сюда… - образовании: Но он, дед, был совершенно неграмотный! Ни одной буквы не знал, бабушка тоже; Ну, я же помню, рассказы дедушек своих. Дедушка у меня один-то, вот это, мамин-то отец, он такой был, вот, как староста деревни, вот. Он же как грамотный, поразвите'е. А второй дед - тот пил. Тот опять ходил в эти, как их, в Иркутск, на лошадях ездили. Уедет, отту'дова возвращается, пропьёт всех коней! - продолжительности жизни: Она мою мать пережила. Мать у меня в семьдесят втором году умерла, а бабушка в семьдесять четвёртом-пятом где-то так. Она прожила 90 с лишним лет; Бабушка у меня, конечно, сто лет жила; и баушка, мамина мать, до ста двух лет прожила. Я её хорошо помню. Она всё чай любила пить. У нас самовар большой был, ведерный, дак они со старухами соберутся и за вечер его выпивают; - внешности: Баба Таня у нас была очень крепкая, очень сильная, такая вот-от… здоровее дедушки, такая вот-от мощная. Женщина, знаешь, как говорят, на скаку остановит; Бабушка у нас умерла в сорок шестом году… Дедушка умер - я теперь не помню… поляк был краси-ивый такой был… - о здоровье: бабушка
Ключевые слова
автобиографический рассказ,
бабушка,
дедушка,
речевой жанр,
воспоминание,
СибирьАвторы
Волошина Светлана Владимировна | Томский государственный университет | канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка | vsv1304@yandex.ru |
Демешкина Татьяна Алексеевна | Томский государственный университет | д-р филол. наук, зав. кафедрой русского языка | demeta@rambler.ru |
Всего: 2
Ссылки
Гынгазова Л.Г. Ключевые концепты традиционной народной культуры в речевых практиках сибирской крестьянки // Словесная культура Сибири в общероссийском и европейском контекстах (XIX - начало ХХ в.) / Айзикова И.А и др. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2019. Ч. 1.2. Речевые практики сибиряков. С. 55-95.
Ганичева С.А. Воспоминания брата и сестры о деревенском детстве: лингвогендерологический аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 5 (92). С. 67-78.
Волошина С.В. Воспоминания о родителях в структуре автобиографических рассказов сибиряков // Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение : материалы IV Междунар. конф. (13 октября 2020 г., г. Орёл). Орёл : ОГУ им. И.С. Тургенева, 2020. С. 223-228.
Bluck S., Habermas T., The Life Story Schema // Motivation and Emotion. 2000. Vol. 24 (2). P. 121-147.
Павлова А.А. Жанр, гипертекст, интертекст, концептосфера (на материале внутрисемейных родословных). Белогород : Изд-во БелГУ, 2004. 162 с.
Матлин М.Г. Устные рассказы о голоде 1941-1945 годов как источник изучения повседневности сельского населения ульяновского Поволжья // Научный диалог. 2018. № 8. С. 147-160.
Толстова М.А. Вербализация представлений о мужчине в женском автобиографическом рассказе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (210). С. 117-125.
Волошина С.В. Речевой жанр автобиографического рассказа (на материале диалектной речи) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 2 (10). С. 5-10.
Калиткина Г.В. Трансляция традиции в диалектном дискурсе // Русин. 2015. № 3 (3). С. 167-182.
Леонтьева Т.В. Автобиографические мемораты о детстве (по письмам Шурыгиной Таисии Ивановны, уроженки и жительницы деревни Плосково Костромской Области) // Мир Евразии. 2016. № 3 (34). С. 38-43.
Литвинова Н.Б. Структурно-семантическая актуализация исторической информации в вербальном пространстве диалектного текста-воспоминания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 3 (12). С. 55-58.
Лагута Н.В. О речевом жанре воспоминания (на материале русских говоров Приамурья) // Слово: Фольклорно-диалектологический альманах. Благовещенск : АмГУ, 2005. Вып. 3. С. 86-101.
Мызникова Я.В. Коммуникативные особенности диалектного речевого жанра «Рассказ-воспоминание» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. № 4 (28). С. 66-72.
Волошина С.В., Демешкина Т.А., Толстова М.А. Речевой портрет жителя трансграничного региона (русско-белорусское взаимодействие) // Русин. 2021 (в печати).
Демешкина Т.А. Теория диалектного высказывания. Аспекты семантики. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. 190 с.
Гынгазова Л.Г. О речевом жанре воспоминания (на материале языка личности) // Актуальные направления функциональной лингвистики : материалы науч. конф. «Языковая ситуация в России конца ХХ века». Томск, 2001. С. 167-174.
Волошина С.В. Автобиографические практики в контексте словесной культуры Сибири // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. № 16. С. 35-51.
Букринская И.А., Кармакова О.Е. Провинциальная речь: от диалекта к литературному языку // Региональные варианты национального языка : материалы Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. ун-та, 2013. С. 12-16.
Davis R. Mediating historical memory in Asian / American family memoirs: K. Connie Kang's «Home was the land of morning calm» and Duong Van Mai Elliott's «The sacred Willow» // Biography. 2007. Vol. 30, № 4. P. 491-511.
Voloshina S.V., Demeshkina T.A. The Autobiographical Story as a Means of Modeling Global Events // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 200. P. 563-568.
Eakin P.J. How Our Lives Become Stories: Making Selves. Ithaca : Cornell UP, 1999. P. 43-98 (Chapter 2. Relational Selves, Relational Lives: Autobiography and the Myth of Autonomy).
Беднарчук А.И. К вопросу о функциях старшего поколения (бабушек и дедушек) в современной семье // Система ценностей современного общества. 2016. № 50. С. 143-148.
Булыгина М.В., Комарова С.В. Прародители и внуки (обзор зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, № 4. С. 97-105.
Михальчик М.З. Воспитательные возможности бабушек и дедушек // Пути, тенденции и направления развития социальной сферы: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Витебск : Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2009. С. 197-199.
Михайлова Е.В. История жизни и опыт поколения бабушек и дедушек в интерпретации современных студентов (на примере студентов ЯГПУ, обучающихся по специальности «Социология») // Социальные и гуманитарные знания. 2017. Т. 3, № 2. С. 161-168
Лихачева Э.В., Бондаревская С.В., Беляева Е.С. Идеальный внук и реальный внук глазами бабушек и дедушек // Инновационная наука. 2015. № 7-1 (7). С. 186-189.
Кузьмишина Т.Л. Особенности эмоционального взаимодействия дошкольника с прародителями в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 4. С. 249-253.
Зверев В.А. Дети - отцам замена: воспроизводство сельского населения Сибири (1861-1917 гг.). Новосибирск : НГПИ, 1993. 244 с. URL: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/641 (дата обращения: 21.01.2021).
Явнова Л.А. Воспитание детей в семьях старожилов и переселенцев Алтая в конце XIX - первой трети XX веков (по материалам устных источников) // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 336-339.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения : в 6 т. М. : Педагогика, 1990. Т. 5. 420 с.
Букринская И.А., Кармакова О.Е. Изучение диалектного текста: рассказ-пластинка // Язык в пространстве речевых культур: К 80-летию В.Е. Гольдина. Саратов : Амирит, 2015. С. 26-36.
Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Речь москвичей: Коммуникативно-культурологический аспект. М. : Русские словари, 1999. 396 с.