Репрезентация «женского вопроса» в официальных Сибирских периодических изданиях второй половины XIX - начала XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. DOI: 10.17223/15617793/464/14

Репрезентация «женского вопроса» в официальных Сибирских периодических изданиях второй половины XIX - начала XX в.

Приводится характеристика репрезентации «женского вопроса» в сибирской официальной периодике второй половины XIX - начала XX в. В качестве источников использованы публикации сибирских государственных и епархиальных периодических изданий, одновременно отражающих официальную позицию государства и Русской православной церкви по данному вопросу и формирующих общественное мнение. Главной составляющей данной проблемы с позиций и официальной печати, и изданий Русской православной церкви являлась проблема женского образования как основа процесса интеграции женщин в общественную жизнь.

Representation of the “Women's Question” in Official Siberian Periodicals of the Second Half of the 19th - Early 20.pdf Дискуссии о правах женщин ведутся в России и в мире уже давно. В настоящее время роль женщины относительно предыдущих столетий многократно возросла, и это - результат процесса эмансипации женщин. В условиях обеспечения равных прав и свобод женщин актуальным и научно значимым стало обращение к изучению различных аспектов гендерной истории, включая изучение содержания и эволюции «женского вопроса» в общественной мысли. Актуальность исследования обусловлена и возросшим интересом историков и культурологов к официальной прессе XIX в., которая, по мнению исследователей, не только отражала позицию государства по тем или иным проблемам, но и формировала общественное мнение по самым злободневным вопросам того времени. Именно анализ сибирской периодической печати второй половины XIX - начала XX в. позволил выявить и расширить представления о «женском вопросе» в сознании сибиряков, определить контексты его формирования, региональные особенности. На сегодняшний день специалистами по истории региональной периодической печати изучены вопросы появления, развития и функционирования сибирской прессы [1-4]; представлены классификация сибирских газет и их типологические особенности [5]; охарактеризована содержательная наполненность газет; изучается их влияние на социокультурную жизнь в Сибири [3, 6-10]; проводится корреляция центральной и региональной печати; выработана методология работы с периодическими изданиями как с историческим источником [5, 6, 11]. Особую роль в изучении состояния «женского вопроса» в Сибири играет официальная пресса, так как частная периодика появляется позже. «Женский вопрос» в российской публицистике возник в рамках освещения процессов модернизации, происходивших в России во второй половине XIX в ., когда развитие в России рыночных отношений, изменение социальной структуры привело к вовлечению не только мужчин, но и женщин в активную деятельность. А это неизбежно приводило к медленному и постепенному, но все же изменению патриархального семейного уклада и формированию новых принципов и норм. «Женский вопрос» понимается учеными как многогранная проблема; применительно к периоду со второй половины XIX в. до начала XX в. его можно рассматривать как совокупность проблем правового, социального, политического, экономического, ценностно-нормативного характера. В 1830 г . Министерством внутренних дел было принято решение о начале выпуска «Губернских ведомостей». Газеты эти имели два отдела - официальный и неофициальный. Со временем последний раздел превратился в некоторых регионах в самостоятельную газету. В Сибири «Губернские ведомости» стали издаваться только в 1857 г. практически одновременно в четырех губернских центрах: Тобольске, Томске, Красноярске и Иркутске. Официальный раздел включал постановления, приказы, распоряжения центральной и местной властей, официальные объявления. В неофициальной части помещались статьи краеведческого содержания по экономике и статистике края, этнографические сведения, сообщения и отчеты о научных экспедициях. Среди других публиковались и статьи, характеризующие участие сибирячек в общественной жизни, освещающие проблемы женского образования. Тираж привлеченных нами «Томских губернских ведомостей», как указала Н.В. Жилякова, составлял 500 экземпляров [3. С. 38]. Аналогичная структура была использована и в «Епархиальных ведомостях» - официальных органах епархий Русской православной церкви (РПЦ). Появление таких изданий относится к 1860 г. В Сибири Епархиальные ведомости начали выходить неодновременно: в 1863 г. - Иркутские, в 1871 г. - Омские (до 1898 г. под названием Акмолинские), в 1880 г. - Томские, в 1882 г. - Тобольские, в 1884 г. - Енисейские. Официальная часть этих газет содержала распоряжения Святого Синода и епархиального начальства, отчеты о деятельности Духовных миссий и духовных учебных заведений. В неофициальной части публиковались выписки из творений святых отцов, краеведческие материалы (прежде всего сведения по истории монастырей и деятельности местных архипастырей, поучения и беседы), а также репортажи о праздниках в учебных заведениях, в том числе женских. Анализ газетных публикаций с точки зрения способов репрезентации «женского вопроса» позволил условно выделить несколько групп материалов: 1) состояние системы женского образования; 2) обоснование потребности в женском образовании; 3) эпизоды биографий женщин, уже изменивших свою социальную роль. Прежде всего, обратимся к важным для нас статьям, объединенным в смысловую группу «Обоснование потребности в женском образовании». Своими задачами авторы таких статей считали привлечение внимания к проблемам низкого уровня женского образования, в том числе к вопросу финансирования учебных заведений. Так, автор, скрывший свое имя под криптонимом «Н.В.», В.И. Вагин как раз поднимал вопрос о нефинансировании учебных заведений [12-14]. В одном из номеров газеты «Томские губернские ведомости» читателям сообщалось: «Образование девиц стало насущною потребностью времени образование прочное, которое развивало бы…» [13. С. 37]. Общество созрело для удовлетворения потребности в женском образовании, это стало показателем зрелости общества, - сделал вывод В.И. Вагин. Потребность в образовании девочек очевидна, поскольку «велико предназначение женщины в мире» [12. С. 364]. Поиск меценатов, готовых поддержать идею открытия женской гимназии в Томске, должен был стать первым шагом в решении проблем женского образования, последующим - открытие института. С такой просьбой обращались именно к обществу, веря, что «это дело общественное, народное» [12. С. 365-366]. Иного мнения, чем предыдущие авторы, придерживался М.Л. Попов, считая недостаточной потребность общества в обучении девочек. Возможно, продолжал он, бесплатное обучение поможет изменить ситуацию: «Начнем это дело с развития этой потребности, будем обучать девочек даром, - даром-то, может быть, и найдутся охотницы учиться» [14. С. 180]. Усиление внимания к проблеме женского образования связано с тем, что М.Л. Попов в 1859-1862 гг. редактировал неофицальную часть «Томских губернских ведомостей», будучи назначенным в 1859 г. директором томской гимназии [7. С. 207]. В ту же группу публикаций мы можем отнести и ряд материалов Епархиальных ведомостей. Так, И. Савенков в статье «Енисейских епархиальных ведомостей» констатировал недостаточное число начальных школ и низкую потребность в обучении у крестьянского населения, подчеркнув, что «статистика одного женского начального образования еще менее утешительна, между тем женское начальное образование заслуживает величайшего внимания» [15. С. 66]. Автор полагал, что создание отдельной дирекции народных училищ и ее активная деятельность поднимет «расположение народа к школьному делу» [15. С. 68]. При этом мы видим, что женское образование достаточно долго воспринималось сибирским обществом как необязательное, и его необходимость осознавалась далеко не всеми социальными слоями. Об этом свидетельствует и количество обучающихся, и количество окончивших народные училища мальчиков и девочек [16]. Одна из задач газеты в таких условиях - продемонстрировать позицию государства, подчеркнуть его заинтересованность в развитии женского образования. Группа публикаций направлена именно на решение этой задачи. Так, «Тобольские губернские ведомости» в статье, где сообщалось об открытии в Тобольске женской школы, отмечают участие в данном событии генерал-адъютанта Н.Н. Анненкова, генерал-губернатора Г.Х. Гасфорта и гражданского губернатора Т.Ф. Прокофьева [17. С. 4]. Заинтересованная позиция в отношении женского образования была и у не менее важного в глазах населения института, чем государство, - Русской православной церкви. Женские учебные заведения создавались также непосредственно под ведомством РПЦ. К примеру, Тобольское Епархиальное женское училище было основано в Иоанно-Введенском женском монастыре. После перевода этого учебного заведения в 1880 г. в Тобольск «Девочек - детей или самых бедных родителей, или сирот - проживает на полном содержании монастыря до 30 человек; их обучают грамоте и рукоделиям; самые меньшие из них уже обучены читать псалтирь и часослов, что иногда выполняют даже при богослужении» [18. С. 439]. В статье об истории Иверского девичьего монастыря отмечено, что горожане «отдавали в монастырь своих детей для научения грамоте, так как в монастыре всегда были грамотные монахини и хорошие начетчицы божественных и церковно-богослужебных книгах» [19. С. 123]. Формированию в глазах читателя образа грамотной и благочестивой девушки и женщины способствовало и регулярное помещение в Епархиальных ведомостях отчетов о состоянии Епархиальных женских училищ и списков учениц епархиальных училищ, сообщения об открытии женских учебных заведений в других городах и губерниях, о создании детских приютов, в том числе для девочек. «Губернские ведомости», рассказывая о благотворительной практике в сфере женского образования, презентовали способы поведения, которые одобрялись государством, доводили до сознания обывателя мысль о том, что государственная власть обратила серьезное внимание на эту сферу и готова сотрудничать с обществом. Так, газета «Томские губернские ведомости» в 1866 г. сообщала о благодарности за труды по созданию женской гимназии «акушеру томской врачебной управы, коллежскому советнику Зацкевичу и учителю математики томской гимназии, коллежскому советнику Чигирю за полезные и деятельные труды, при постройке Томской женской гимназии объявляется признательность начальства» [20. С. 3]. Если в 1860-х гг. меценаты, благотворители и участники создания женских образовательных учреждений в основном мужчины, то в 1870-х гг. среди них мы уже встречаем и женщин. Например, также в «Томских губернских ведомостях» выражалась благодарность благотворителям, внесшим средства на нужды Барнаульской прогимназии. В их числе - попечительница прогимназии Апполинария Эйхвальд, а также вдова коллежского советника Екатерина Преображенская [21. С. 3]. В Уставе Красноярского общества для вспомоществования учащимся Енисейской губернии было отмечено, что «общество состоит из совершеннолетних лиц обоего пола всех званий» [22. С. 141-142]. Красноярская мещанка вдова Вера Маркеловна Синкевич писала: «Место родины моей - с. Маковское Енисейского округа Яланской волости, из личных моих наблюдений я убедилась, что жители с. Маковского находятся на низшей ступени религиозно-нравственного просвещения» [23. С. 45]. Желая оказать своим сородичам посильную помощь в их просвещении, она пожертвовала «1 500 рублей на учреждение в родном селе церковно-приходской школы» [23 С. 46]. Публикуя эти материалы, газета демонстрировала женщинам определенных слоев возможность проявления своей социальной активности, возможность не только легальную, но и одобряемую как церковью, так и государством. Редакции газет привлекали внимание читателей к таким публичным событиям с участием женщин и девушек, как спектакль, концерт, елка, появление библиотеки, публичная благотворительная лекция. Таким образом, в глазах читателя понемногу создавалась общая картина женского просвещения в регионе, формировался новый образ сибирского пространства, вырабатывался взгляд на Сибирь как место, в котором возможно изменение социокультурной роли женщины. Еще одну возможность решения «женского вопроса» показывали такого рода публикации, как «Число женщин-врачей» [24. С. 278]. Статья демонстрировала: число женщин-врачей в мире возрастает, но пока остается явлением редким, но возможным! В публикации «Женщина-феномен» говорилось о женщине-докторе медицины, у которой рождались только двойни и тройни [25. С. 117]. В чем феномен? Скорее всего, речь идет о детях, а значит, женщина-доктор - это рядовой случай. Эти и подобные статьи могли побудить женщину получить медицинское или другое образование. Таким образом, публикации формировали новые ценностные ориентации, новые социальные нормы и модели поведения. Несколько иная позиция, акцентирующая внимание, прежде всего, на воспитании женщин, представлена в статье «Взгляд американцев на воспитание женщин». Здесь автор, размышляя над вопросом «Чему мы должны учить наших дочерей?», получал безусловный ответ: быть хорошей, трудолюбивой женой [26. С. 13-14]. Избрав эту модель поведения, женщина оставалась в приватной сфере, но наделялась в ней большей инициативностью. Схожая позиция Русской православной церкви по отношению к женскому духовному образованию характерна для середины века; к 1880-м гг. она изменяется под влиянием модернизационных процессов в российском обществе, обусловивших необходимость введения всеобщего начального образования. Одной из проблем, вставших при этом перед государством, стало отсутствие нужного количества образованных учителей. Решением этой проблемы явилось привлечение в качестве учительниц выпускниц дополнительных педагогических классов женских гимназий и епархиальных женских училищ. П. Суховской писал по этому поводу: «С открытием церковноприходских школ - если только дело это получит у нас должное развитие - откроется широкое поприще для учительского труда… Епархиальное училище должно дать подготовку к учительскому труду хотя бы в ЦПШ, и тогда значительная часть лиц из бедных и осиротевших наших семей облегчит свои собственные семьи…» [27. С. 303]. В соответствии с изменением целей и задач женского духовного образования изменяется и характер обучения: Подготовка учениц епархиальных училищ к учительскому труду не только решала кадровую проблему церковно-приходских школ, не только позволяла дать девушкам более высокий уровень образования, но и способствовало решению еще одной проблемы «женского вопроса» - давало девушкам, стремившихся к независимости от семьи, возможность самостоятельно зарабатывать. Изучив репрезентацию «женского вопроса» в сибирской официальной прессе, можно сделать вывод о постепенном изменении представлений сибиряков по вопросам обязательности женского образования, что являлось важным этапом социокультурного развития региона и отражалось в самой периодике. Так, в «Томских губернских ведомостях» в 1882 г. отмечалось: «Теперь и безграмотный начинает сознавать великую пользу народного обучения и спешит, если есть только возможность, послать сына или дочку в школу» [28. С. 519]. И еще один пример: «Необходимость женского образования чувствуется всеми все сильнее и сильнее; требования об открытии женских учебных заведений делаются все настоятельнее. В этом отношении мнения всех одинаковы: требуют женского образования и городские сословия, и жители деревни, люди светские и духовное сословие» [27. С. 307]. Подобные примеры свидетельствуют о схожести взглядов региональной власти и РПЦ - тех, чье мнение транслировалось через газетный текст Епархиальных ведомостей и Губернских (областных) ведомостей в определении главной составляющей «женского вопроса» - проблемы женского образования. Вместе с тем позиция Епархиальных ведомостей до 1880-х гг. тяготела к консервативной: женщине необходимо дать образование, так как это положительно скажется на воспитании будущих детей и семейном быте. Губернские ведомости, благодаря работе в ней политических ссыльных, учителей и профессоров, других интеллектуалов, отличались наличием авторских статей, написанных теми, кто был заинтересован в развитии Сибири, изменении ее социокультурного пространства, а потому призывавших к решению насущных проблем, например, как публицист и общественный деятель В.И. Вагин. К последней четверти XIX в. среднее и среднеспециальное образование для женщин стало уже рядовым фактом. В это время светская и религиозная пресса придерживалась общего мнения в отражении «женского вопроса», придавая значение появлению женщин-профессионалов, но наиболее подходящей для женщин профессиональной деятельностью РПЦ виделась педагогическая. Равным образом, несмотря на идейно-позиционную направленность, официальная периодика формировала взгляд на развитие женского образования как важное социокультурное явление и значимый факт сибирской общественной жизни. Официальная государственная и религиозная пресса создавала предпосылки изменения гендерных стереотипов в общественном сознании. Периодические издания в качестве основного источника были выбраны не случайно. Из «Очерков истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока» всем известно, что «на протяжении 80-90-х гг. (XIX в. - М.В.) в жизни сибирских горожан все большее значение приобретала местная периодическая печать. По количеству подписчиков отдельные сибирские газеты занимали почетное второе место после популярной “Нивы”, а иногда и опережали ее». Например, продолжает автор, «в Барнаульском, Бийском, Кузнецком округах с их городами и в Колывани в 1889-1890 гг. выписывали 171 экз. “Нивы” (самое большое число подписчиков), 162 экз. “Сибирского вестника”, 130 экз. “Томских епархиальных ведомостей”, 117 экз. “Томских губернских ведомостей”» [29. С. 244].

Ключевые слова

женский вопрос, женское образование, официальная пресса, религиозные издания, Сибирь

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Вельмакина Мария СергеевнаНовосибирский государственный педагогический университетаспирант кафедры отечественной и всеобщей историиmvelmakina@ya.ru
Всего: 1

Ссылки

Любимов Л.С. История сибирской печати : учеб. пособие. Иркутск, 1982. 79 с.
Ермолинский Л. Л. Сибирские газеты 70-80-х годов XIX века. Иркутск, 1985. 136 с.
Жилякова Н.В. Журналистика города Томска (XIX - начало ХХ века): становление и развитие. Томск, 2011. 446 с.
Куксанова Н.В. Информационные поля русской журналистики XIX века : учеб. пособие. Новосибирск, 2011. 108 с.
Гольдфарб С.И. Газетное дело в Сибири: первая половина XIX - начало ХХ в. Иркутск, 2002. 311 с.
Мандрика Ю.Л. Провинциальная частная печать. Спорные вопросы становления периодики Сибири. Тюмень, 2007. 103 с.
Шевцов В.В. «Томские губернские ведомости» (1857-1917 гг.) в социокультурном и информационном пространстве Сибири. Томск, 2012. 414 с.
Шевцов В.В. «Енисейские губернские ведомости» - забытая газета Восточной Сибири // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 1 (25). С. 41-50.
Шевцов В.В. Неофициальная часть «Иркутских губернских ведомостей» в 1857-60 гг. как орган восточносибирской генерал-губернаторской власти // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 2 (18). С. 37-44.
Шевцов В.В. «Тобольские губернские ведомости» (1857-1867) в период губернаторства В.А. Арцимовича, А.В. Виноградского и А.И. Деспот-Зеновича // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 1 (39). С. 5-12.
Мохначева М.П. Журналистика и историческая наука : в 2 кн. М. : РГГУ, 1998. Кн. 1. 383 с.
Н.В. О женской гимназии в Томске // Томские губернские ведомости. 1858. № 45. С. 364-366.
Вагин В. Еще о женской гимназии // Томские губернские ведомости.1859. № 4. С. 36-38.
Попов М. Томск. Мая 5 дня // Томские губернские ведомости. 1860. № 25. С. 179-183.
Савенков И. Несколько слов о народном образовании // Енисейские епархиальные ведомости. 1884. № 4. С. 54-71.
Кузнецов Д. Об училищах Томской Дирекции за последнее пятилетие // Томские губернские ведомости. 1863. № 13-14. С. 58-60, № 18. С. 82-86, № 19. С. 90-95, № 21. С. 106-111, № 23. С. 122-125.
[Об открытии и устройстве Тобольской Мариинской женской школы] // Тобольские губернские ведомости. 1857. № 2. С. 4
[Иоанно-Введенский женский монастырь] // Тобольские епархиальные ведомости. 1889. № 21/22. С. 432-441
[Енисейский Иверский девичий монастырь] // Енисейские епархиальные ведомости. 1885. № 7. С. 119-126
[Перемены по службе чиновников] // Томские губернские ведомости. 1866 г. № 15. С. 2-3
[Объявления благодарности] // Томские губернские ведомости. 1878. № 3. С. 3
[Устав Красноярского общества для вспомоществования учащимся Енисейской губернии] // Енисейские епархиальные ведомости. 1884. № 11. С . 147-149
[ По делу о церковно-приходских школах] // Енисейские епархиальные ведомости. 1885. № 5. С. 45-46
[ Разные известия. Число женщин-врачей] // Томские губернские ведомости. 1882. № 24. С. 278
[ Разные известия. Женщина-феномен] // Томские губернские ведомости. 1883. № 5. С . 117
[Разные известия. Взгляд американцев на воспитание женщин] // Томские губернские ведомости. 1888. № 4. С. 13-14
Суховский П.К вопросу об открытии в Красноярске Епархиального женского училища // Енисейские епархиальные ведомости. 1885. № 17. С. 303-310.
[Томские городские училища] // Томские губернские ведомости. 1882. № 33. С. 519-522.
Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1. Конец XVIII - середина 90-х годов XIX века / отв. ред. В.Н. Волкова. Новосибирск, 2000. 316 с.
 Репрезентация «женского вопроса» в официальных Сибирских периодических изданиях второй половины XIX - начала XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. DOI: 10.17223/15617793/464/14

Репрезентация «женского вопроса» в официальных Сибирских периодических изданиях второй половины XIX - начала XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. DOI: 10.17223/15617793/464/14