Музей - активный участник рынка непрерывного образования
Продемонстрированы возможности использования музеев в качестве нового и активного игрока в сфере непрерывного образования. Для лучшего понимания места и роли музея проводится анализ непрерывного образования в его различных видах (формальное, неформальное и информальное). Особое внимание уделяется внедрению различных музейных онлайн-продуктов образовательного характера. При этом делается акцент на необходимость развития сотрудничества музеев с университетами в области разработки образовательных онлайн-ресурсов.
Museum as an Active Participant in Continuing Education.pdf Сегодня в условиях быстро меняющегося мира и дефицита качественного человеческого капитала все актуальнее становится понимание необходимости непрерывного образования, ведущие идеи которого были сформулированы в ряде документов ЮНЕСКО: 1) «Учиться быть» или «Доклад Фора» (1972 г.) [1. С. 24]; 2) Гамбургская декларация об обучении взрослых по итогам V Международной конференции ЮНЕСКО (1997 г.) [2]; 3) доклад «Переосмысляя образование: образование как всеобщее благо?» (2015 г.) [3]. Если кратко, суть этих докладов сводится к тому, что образование человека включает весь комплекс процессов - от формального до информального, в том числе весь спектр неофициального обучения, и нацелено на необходимость постоянного пополнения и обновления получаемых знаний. Все это в конечном итоге привело к возникновению понятий «непрерывное образование» (continuing education) и «образование в течение всей жизни» (life long learning). За рубежом теоретические основы непрерывного образования начали освещаться с середины ХХ в. [4- 7]. В СССР вопросы непрерывного образования рассматривались в первую очередь в плане повышения квалификации работников, а исследования видов ин-формального образования не были выстроены в единую систему. С 1990-х гг. работа по изучению непрерывного образования активизировалась, что выразилось в появлении ряда диссертационных исследований, посвященных вопросам непрерывного образования. Так, в Электронном каталоге диссертаций Российской государственной библиотеки (diss.rsl.ru) с 1989 г. по настоящее время было выявлено 242 работы, 88 из которых - докторские диссертации. Непрерывное образование рассматривали не только с точки зрения педагогических наук, но и со стороны психологии, социологии, философии и экономики. Именно социологи и экономисты развивали идеи о необходимости качественного непрерывного образования для формирования, сохранения и развития человеческого капитала в условиях социокультурной модернизации российского общества [8-10]. К настоящему моменту основные понятия и определения непрерывного образования достаточно качественно проработаны отечественными исследователями [11, 12]. Так, непрерывное образование может осуществляться посредством формального, неформального и информального видов образования [13]. Под формальным образованием обычно понимают то, которое проводится в формальной образовательной среде по официально утвержденным стандартам, специально подготовленным персоналом и ведет к получению документа об образовании утвержденного образца - осуществляется специализированными институтами, имеющими образовательную лицензию (традиционно к ним относятся школы, колледжи, университеты, осуществляющие обучение в рамках образовательных стандартов, выдвигаемых государством и имеющих конкретные результаты и условия их реализации). То есть основной критерий формального образования - институализация и стандартизация. Под неформальным образованием понимается любой вид организованной и систематической познавательной деятельности, которая не совпадает с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальную систему образования, но может ее развивать или дополнять. Определений информального образования довольно много, что обусловлено относительной новизной данного вида образования и отсутствием выработанных четких критериев [14]. Тем не менее его можно определить как любую деятельность, самостоятельно и независимо инициируемую обучающимися разного возраста, преимущественно взрослыми, которая происходит без наличия привнесенного извне учебного плана неформальных образовательных институциональных программ. Таким образом, система непрерывного образования направлена на создание необходимых условий для всестороннего гармоничного развития личности независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, специальности, места жительства, но с обязательным учетом ее способностей, мотивов, интересов, ценностных установок [15]. В условиях изменения отношения к образовательной системе встает вопрос о расширении доступа к знаниям через появление новых образовательных пространств, находящихся за пределами формализованных образовательных институтов. В первую очередь, речь идет о музеях, которые до недавнего времени были на периферии образовательного пространства, выступая лишь в качестве партнера образовательного учреждения. Сегодня музеи становятся одним из ключевых акторов системы образования в целом и непрерывного образования в частности. Если раньше основным видом деятельности музея по работе с посетителями являлась культурно-образовательная, появившаяся на рубеже XIX-ХХ вв. и трансформировавшаяся на протяжении всего этого времени [16. С. 54], то в настоящее время все большее значение приобретает образовательная деятельность музея. В российских музеях культурно-образовательный вид деятельности традиционно был на вторых ролях, а сами музеи не были встроены в систему формального образования. В результате смены политико-экономической обстановки в стране в начале 1990-х гг. музеи начали пересматривать свою деятельность, выявляя те направления, которые могут приносить прибыль. И культурно-образовательная, а затем и образовательная деятельность стала выходить на ведущие позиции. Так, проанализировав посвященные музеям и их деятельности диссертации на портале diss.rsl.ru, с 1992 г. по настоящее время было выявлено 460 работ по музейной тематике, 90 (20%) из которых освещали вопросы музейного образования и музейной педагогики. По своей сути все работы укладываются в русло непрерывного неформального образования для детей и взрослых [17-19]. Таким образом, в области образования взрослых музеи получили статус места неформального непрерывного обучения, что в полной мере отвечает мнению шотландского исследователя Л. Боуна: «…музей является учебным ресурсом, доступным каждому на протяжении всей жизни, и именно в этом качестве он может быть определен как инструмент реализации концепции “образования в течение всей жизни”» (цит. по: [20]). Образовательная функция музея может реализоваться в самых разных формах. Основным критерием будет их встраивание в соответствующие программы всех видов образования: - экскурсии различных типов и видов: индивидуальные или групповые, обзорные или тематические и т.п.; - интерактивные занятия; - квесты; - выездные занятия; - мастер- классы; - музейные уроки; - исследовательская деятельность посетителей; - конкурсы, викторины, олимпиады и т . п .; - научно- практические конференции, чтения, «круглые столы»; - театральные постановки на профильную тему музея; - клубы по интересам и видам культурного досуга и т . д . Для осуществления самостоятельного формального образования музею необходимо иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, а также образовательную программу, разработанную в рамках установленных стандартов. При анализе сайтов российских музеев подобных программ выявлено не было. Тем не менее музеи принимают участие в непрерывном формальном образовании в качестве участников сетевой формы реализации образовательных программ школ, колледжей, вузов на основе ст. 15 Закона об образовании РФ [21]. В первую очередь имеются ввиду как выездные занятия музейных специалистов в образовательных организациях (уроки по краеведению, естественнонаучным дисциплинам, по истории мировой культуры и искусства и проч.), так и проведение подобных занятий в стенах музея (музейные уроки и экскурсии). Говоря о высшем образовании, следует упомянуть научно-иссле довательскую, проектную и практическую деятельность на базе музейных собраний для студентов таких направлений, как «История», «Музеология», «Дизайн», «Культурология», «Медицина», «Минералогия», «Палеонтология», «Ботаника» и др. Отметим, что на данный момент участие музеев в непрерывном формальном образовании невелико. Усиление его роли зависит от профиля музея, работающих в нем специалистов и заинтересованности в музейных занятиях со стороны образовательных учреждений. Говоря о неформальном образовании и возможностях музея в его реализации, в первую очередь следует упомянуть о программах повышения квалификации, которые являются развитием формального образования, но не имеют обязательного требования следовать каким-либо имеющимся образовательным стандартам. Российские музеи национального и регионального уровней являются методическими центрами и имеют право предоставлять своим коллегам консультационную поддержку и оказывать профессиональную образовательную деятельность в виде программ повышения квалификации. Такие музеи, как Государственный исторический музей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственный Русский музей и ряд других, а также областные краеведческие музеи предлагают пройти повышение квалификации по различным программам, ориентированным на вопросы осуществления основных направлений музейной деятельности. Программы являются платными и осуществляются в очной форме. Также в музеях имеются программы для повышения квалификации учителей, где они могут понять принципы использования музейных ресурсов в работе с учениками на своих занятиях. Исходя из особенностей неформального образования (организованная и систематическая познавательная деятельность), следует упомянуть возможности музея предоставлять как традиционные, так и инновационные формы образовательной деятельности. К первым - традиционным - отнесем экскурсии, игровые форматы ознакомления с экспозицией / выставкой (квесты), музейные мастер-классы, интерактивные занятия на выставках или в специально оборудованных помещениях. Данные форматы получения познавательной информации через индивидуальный опыт музейного посетителя позволяют последним получать новые знания и навыки и лучше их усваивать. Отметим, что традиционными данные формы называют по причине их давно сложившейся и устоявшейся практики, зарекомендовавшей себя и получившей широкое распространения. Инновационными принято называть те формы, которые внедряются в последнее десятилетие и пока не приобрели массового характера и не являются устоявшейся практикой, а зачастую имеют дискуссионный характер. В связи с этим к инновационным формам неформального образования в музее отнесем, например, внут-римузейные программы, такие как театрализованные постановки в рамках профиля или темы музея или тематические занятия по примеру Политехнического музея - «Университет детей» [22], а также e-learning программы, т.е. музейные ресурсы образовательного характера, распространяемые через интернет. К последним отнесем как отдельные страницы официальных сайтов музеев, где представлена информация просветительского характера (онлайн-академии музеев [23, 24], виртуальные музеи [25, 26]), так и музейные группы в социальных сетях, нацеленные на образовательную деятельность. Много подобной информации в виде лекций от специалистов из различных сфер, связанных с профилем музея, представлено на официальных музейных каналах на YouTube [27-29], а также в виде вебинаров как на сайтах музеев, так и на сайтах культурноориентированных агрегаторов, например Культура.РФ [30] и Arzamas [31]. В результате для неформального непрерывного образования музеи предоставляют различные возможности, представленные на рис. 1. Таким образом, неформальное образование в музеях включает в себя форматы образовательного и просветительского характера, ресурсы которых способствуют расширению знаний и навыков человека, соотносятся с его личными интересами. Информальное образование, строящееся на желаниях и потребностях обучающегося, может использовать ресурсы музея в полном объеме, причем как традиционного формата, так и инновационного. Таким образом, музей предстает в роли института «добровольного образования», «подкрепленного личными интересами индивидуума, организуемого им самим» (цит. по: [32. С. 217]). Представленные на рис. 1 ресурсы, применяемые для неформального образования, могут быть применены и для информального образования, если это отвечает интересам и запросам обучающихся. Кроме того, следует упомянуть о других музейных ресурсах, распространяемых, в первую очередь через интернет и предоставляющих возможности для ин-формального образования, тесно переплетающихся в данном случае с просветительской деятельностью музеев. Наибольший интерес представляют просветительские проекты музеев, предлагаемые к распространению через х официальные сайты. Так, в 2019 г. был открыт ряд просветительских ресурсов, таких как «Лаврус», «Академия Пушкинского», «Эрмитажная академия» и др. Обратим внимание, что все эти ресурсы посвящены истории русского и зарубежного искусства, истории мировой культуры. Любой желающий может познакомиться с материалом в текстовом, визуальном и видеоформатах, предоставленном ведущими экспертами в своей области. Данный инструмент позволяет привлечь в музей более подготовленную аудиторию, переведя ее из виртуального в очный формат знакомства с коллекцией. К обучающим ресурсам относятся онлайн- игры музейного характера, которые являются частью одного из трендов развития онлайн-образования - edutainment. Так, в игровой форме интересующиеся знакомятся с произведениями изобразительного искусства, их историей и содержанием («Пазл: старые мастера» [33], совместная разработка ГМИИ им. А.С. Пушкина и Arzamas), учатся различать манеру написания картин различными художниками одного временного периода («Art Challenge» [34]), знакомятся с особенностями функционирования арт-рынка и его правилами («Азартная игра шедеврами» [35]). Сами музеи также разрабатывают онлайн-игры, позволяющие закрепить полученные знания после посещения экспозиций [36-39]. Кроме того, имеется ряд компьютерных игр, направленных на изучение профессиональной музейной деятельности, но в то же время они будут интересны не только сотрудникам музеев: «Музейный профессионал» [40] Государственной Третьяковской галереи, «Музей изнутри» [41] Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Mondo Museum [42], где можно с нуля создать свой собственный музей. Рис. 1. Музейные ресурсы для неформального образования Проекты сочетают в себе жанры экономической стратегии и симулятора реальной музейной жизни. Отметим, что компьютерные игры музейного характера для непрерывного образования находятся в стадии быстрого развития [43]. Принципиально новым форматом непрерывного образования, предопределяющим его инновационный характер, являются онлайн-курсы. Наиболее распространенными среди них в настоящее время стали массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), позволяющие получить новые знания и навыки в любом месте и в любое время. Известно, что первоначально МООС разрабатывались университетскими командами специалистов и представлялись на открытых платформах типа Coursera, FutureLearn, EdX и проч. Сейчас в этом направлении начинают работать и другие организации, имеющие в своем арсенале образовательную деятельность и уникальную источниковую базу, в числе которых и музеи. Отметим, что массовые открытые онлайн-курсы сегодня активно используются в формальном образовании в качестве дисциплин образовательной программы высшего и среднего профессионального образования. Также они успешно применяются в неформальном и информальном видах образования, обеспечивая открытый доступ к знаниям и реализуя принцип непрерывного образования. В числе МООС, разработанных как музеями самостоятельно, так и в коллаборации с университетами, имеются курсы на различные темы - от современного искусства до климата и стволовых клеток, включая освещение современных проблем музейной деятельности [44]. Подавляющее большинство курсов - на английском языке. На русском языке автором может быть упомянут только один курс, созданный сотрудниками Национального исследовательского Томского государственного университета для будущих и действующих музейных специалистов, посвященный музейному дизайну и вопросам экспозиционно-выставочной деятельности, - «Эксподизайн: проектирование музейной экспозиции в диалогах дизайнера и музеолога». Добавим, что МООС, разработанных самостоятельно музеями, немного. Из 40 МООС по музейной тематике, выявленных на платформах Coursera, FutureLearn, EdX и др., только 17 разработаны музеями самостоятельно. Это объясняется тем, что процесс разработки и создания массового открытого онлайн-курса ресурсо- и трудозатратный, осилить который могут только крупные музеи (например, Museum of Modern Art или American Museum of Natural History) и при наличии серьезной грантовой поддержки. В этой связи актуализируется вопрос о коллаборации музеев и вузов в области разработки подобных курсов. Относительно новым для российских музеев образовательным ресурсом являются подкасты - это отдельные аудиофайл или видеофайл либо регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых на одном из ресурсов сети с возможностью подписки [45]. Как правило, они работают в формате теле- и радиопередач в интернете и имеют определенную тематику и периодичность издания. Зарубежные музеи впервые обратились к этому формату еще в 2016 г. Российские музейщики пока оценивают перспективы данного формата образовательной деятельности, хотя ряд музеев уже запустил данный продукт, и в целом можно предполагать, что музеи будут заинтересованы в его развитии как перспективном направлении [46-48]. Резюмирую вышесказанное, отметим, что сегодня в условиях востребованности непрерывного образования и расширения образовательного пространства музей становится одним из акторов непрерывного образования, предоставляя большое разнообразие образовательных музейных продуктов для различных видов образования - формального, неформального и информального, обеспечивая доступ к образованию для широких масс и на длительную перспективу. В результате проведенного исследования можно выделить ряд тенденций в модернизации образовательной музейной деятельности в контексте непрерывного образования: 1) усиление внимания к профессионально-ориентированному образованию через ее включение в программы формального и неформального (дополнительного) образования; 2) возрастание роли ин-формального образования благодаря все большей доступности музейного контента посредством онлайн-технологий; 3) увеличение онлайн-контента образовательного и просветительного характера, особенно в условиях локдануна из-за пандемии COVID-19; 4) необходимость конвертации онлайн-активности в долгосрочное сотрудничество и коллаборации с образовательными организациями; 5) необходимость монетизации инновационных форматов непрерывного образования на базе музеев. При этом подчеркнем, что если традиционные музейные образовательные продукты для формального и неформального образования сотрудники музеев разрабатывали и разрабатывают самостоятельно, то выходить на рынок онлайн-образования музеям целесообразно в сотрудничестве с опытными игроками - ведущими университетами, которые имеют профессиональные студии для съемок и солидный опыт в области разработки массовых открытых онлайн-курсов. В итоге музейное пространство становится не просто активной площадкой для получения качественного непрерывного образования в современных форматах, но и уникальным в своем роде местом для получения знаний в свободной форме.
Ключевые слова
музей,
образовательная деятельность,
непрерывное образование,
образовательный ресурсАвторы
Сизова Ирина Алексеевна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | канд. ист. наук, научный сотрудник лаборатории экономики культуры | sizova_i@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Непрерывное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общ. ред. д-р социол. наук, канд. экон. наук. Ю.В. Латова. М. : ЦСПиМ, 2014. 433 с.
Гамбургская декларация ЮНЕСКО об обучении взрослых // V Международная конференция по образованию взрослых. Гамбург, Германия, 14-18 июля 1997 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hamburg_decl.shtml (дата обращения: 08.01.2020).
Переосмысляя образование: образование как всеобщее благо? // Доклад ЮНЕСКО, 2015. URL: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000232555_rus (дата обращения: 08.01.2020).
Бабаева Э.С. История неформального образования за рубежом // Гуманизация образования: науч.-практ. журнал 2015. № 2. С. 131-137.
Faure E. Learning to Be: The World Education Today and Tomorrow. Paris : UNESCO, 1992.
Huberman A. Some models of adult learning and adult change. Studies on permanent education. Strasburg, 1974.
Parson S. Lifelong learning and the community school // Poster C., Kruger A. (eds.) Community education in the Western World. London : Routledge, 1990.
Смирнова С.Н. Непрерывное образование как фактор сохранения и развития человеческого капитала : автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2003. 20 с.
Габдуллина Э. Н. Непрерывное образование как фактор формирования человеческого капитала в современной социально-экономической среде Республики Татарстан : автореф. дис.. канд. социол. наук. Саратов, 2013. 25 с.
Ковалев И.В. Непрерывное образование как фактор социокультурной модернизации российского общества: социально-компетентностный анализ : автореф. дис.. канд. социол. наук. СПб., 2016. 28 с.
Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7 (85). С. 106-109.
Борщева Н. Л., Глухова М.И. Непрерывное образование: различие подходов // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 12. С. 163-165.
Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 10.01.2020).
Окерешко А.В. Информальное образование: опыт определения понятия // Академия профессионального образования. 2016. № 1. С. 74-79.
Гершунский Б.С. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования // Перспективы и проблемы развития непрерывного образования : сб. науч. трудов. М. : АПН СССР, 1987. С. 3-18.
Актуальный словарь музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 47-68.
Именнова Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея : История, теория, методика : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2004. 25 с.
Нагорский Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система : автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2005. 40 с.
Нуттунен Е.А. Педагогические условия формирования основ патриотической культуры детей младшего школьного возраста средствами историко-литературного музея : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2018. 27 с.
Сапанжа О.С. Музейное образование и музейная педагогика в российской академической традиции и практике музейного дела: границы использования понятий и их содержание // Общество: социология, педагогика, психология. 2017. № 1. С. 75-78.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/15.html (дата обращения: 10.01.2020).
Университет детей // Политехнический музей. URL: https://polymus.ru/ru/education/YDetei/ (дата обращения: 10.01.2020).
Медиапортал Государственного исторического музея. URL: https://mediashm.ru/ (дата обращения: 10.01.2020).
Академия Пушкинского. URL: https://www.pushkinmuseum.art/education/virt_academy/ (дата обращения: 10.01.2020).
Портал «Виртуальный Русский музей». URL: https://rusmuseumvrm.ru (дата обращения: 10.01.2020).
Виртуальный музей современной истории России. URL: http://vm.sovrhistory.ru/sovremennoy-istorii-rossii/ (дата обращения: 10.01.2020).
GARAGEMCA // Официальный канал музея «Гараж». URL: https://www.youtube.com/user/GARAGECCC/videos (дата обращения: 10.01.2020).
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Официальный канал. URL: https://www.youtube.com/user/TheArtsmuseum (дата обращения: 10.01.2020).
Еврейский музей и центр толерантности. Официальный канал. URL: https://www.youtube.com/user/jewishmuseummsk/featured (дата обращения: 10.01.2020).
Портал «Культура.РФ». URL: https://www.culture.ru (дата обращения: 10.01.2020).
Культурно-просветительный портал «Arzamas». URL: https://arzamas.academy (дата обращения: 10.01.2020).
Коренева А.Ю. Музей как институт непрерывного и неформального образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-2 (61). С. 216-220.
Пазл: старые мастера. URL: https://arzamas.academy/materials/1064 (дата обращения: 10.01.2020).
ART CHALLENGE. URL: http://artchallenge.ru/?lang=ru (дата обращения: 10.01.2020).
Азартная игра шедеврами. URL: https://arzamas.academy/materials/1355 (дата обращения: 10.01.2020).
Загоскин Д.В., Пэк Ю.В., Тищук О.В. «Помоги мне возникнуть»: возможный сценарный подход к разработке музейной мультимедийной игры-квеста по истории муниципального образования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4 (12). C. 45-52.
«Музейный Encounter» // Архитектурно-этнографический музей Семёнково. URL: http://me.semenkovo.ru/ (дата обращения: 11.01.2020).
Игротека // Музей природы и человека. URL: http://www.ugramuseum.ru/muzey__detyam/igroteka (дата обращения: 11.01.2020).
Тесты и игры // ГМИИ им. А.С. Пушкина. URL: https://www.pushkinmuseum.art/media/quiz/index.php?lang=ru (дата обращения: 11.01.2020).
«Музейный профессионал»: ответы на вопросы // Работа в Третьяковской галерее. URL: http://tretyakovgallery.blogspot.com/2017/09/blog-post_5.html (дата обращения: 11.01.2020).
Музей изнутри // Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. URL: https://akhmatova.spb.ru/quiz/ (дата обращения: 11.01.2020).
Mondo Museum. URL: https://mondomuseum.com/ (дата обращения: 11.01.2020).
Wang М., Nunes М.В. Matching serious games with museum's educational roles: smart education in practice // Interactive Technology and Smart Education, 2019. URL: https://doi.org/10.1108/ITSE-03-2019-0013 (дата обращения: 10.01.2020).
Искусство, климат, музеи. 9 онлайн-курсов, чтобы провести праздники с пользой. URL: https://iq.hse.ru/news/326516035.html (дата обращения: 11.01.2020).
Что такое подкасты? URL: http://kirillskobelev.com/podcasts-faq/ (дата обращения: 11.01.2020).
Подкасты Государственного музея истории религии. URL: https://vk.com/podcasts-11147079 (дата обращения: 11.01.2020).
Подкаст Музеев Кремля «История царских пиров». URL: https://www.kreml.ru/media-data/blog/podkast-muzeev-kremlya-istoriya-tsarskikh-pirovglava-1-chto-eli--i-bylo-li-eto-vkusno/ (дата обращения: 11.01.2020).
Подкаст Еврейского музея. URL: https://music.yandex.ru/album/7138637 (дата обращения: 11.01.2020).