На основе анализа социально-экономического развития Республики Таджикистан в конце ХХ - начале XXI в. рассматриваются проблемы формирования и функционирования системы среднего и высшего образования страны после разрушительной гражданской войны 90-х гг. ХХ в. Выявляются основные проблемы сложившейся в ХХ1 в. образовательной модели и возможности ее реформирования в ответ на вызовы, которые стоят перед страной. Отдельно анализируется позиции русскоязычного образования в стране, помощь, которую оказывает стране Российская Федерация, и проблемы интернационализации таджикского образования.
Issues in the Development and Reforming of the Educational System in the Republic of Tajikistan in 2000-2020.pdf Республика Таджикистан после провозглашения независимости в 1991 г. была ввергнута в гражданскую войну, которая не только принесла огромные разрушения, человеческие жертвы, но и имела серьезные долговременные последствия в виде массового оттока русскоязычного и таджикского населения, в основном высококвалифицированного, из республики. С 1993 по 2005 г. страну покинуло 824 тыс. человек. В среднем в год из страны уезжало в этот период 50 тыс. человек. Такое положение дел сказалось в первую очередь на тех отраслях народного хозяйства, в которых была востребована высококвалифицированная рабочая сила, и носило долговременный негативный эффект. В этот период валовый национальный доход (ВНД) Таджикистана сократился более чем в три раза: с 6,8 млрд долл. США в 1990 г. до 2,1 млрд долл. США в 1996 г. [1]. После окончания гражданской войны и относительного небольшого периода становления новой власти, совпавшего с последними годами ХХ - первыми годами ХХ1 в., Республика Таджикистан начала довольно быстро восстанавливаться. Уверенный рост ВНД начиная с 2005 г. оставался на уровне 4-5% в год (за исключением 2009 г., когда рост составил всего 1,9%). В 2019 г. рост ВНД составил 4,9%. Довоенного уровня ВНД республика достигла лишь в 2013 г. [1]. В настоящее время Республика Таджикистан -страна с низким уровнем дохода, по методологии Всемирного банка, и единственная страна в этой категории на пространстве бывшего СССР. ВНД страны в 2019 г. составил 8 117 млрд долл., а ВНД, рассчитанный по паритету покупательной способности на душу населения, который более точно отражает уровень жизни населения в стране, составил в этом же году 3 520 долл. в год (154-е место в списке из 187 стран). Достаточно сказать, что по этому показателю уровень жизни Республики Таджикистан сопоставим с уровнем жизни в Республике Конго (3 435 долл. в год) и Сенегала (3 536 долл. в год). Сопоставимые с Таджикистаном постсоветские республики по показателю ВНД, рассчитанному по паритету покупательной способности на душу населения, имеют 5 070 долл. -Киргизстан и 7 400 долл. - Узбекистан [2]. Неудивительно, что страна является по преимуществу аграрной. Городское население, согласно данным Статистического агентства Таджикистана на 2018 г., составляет 26,3% от численности всего населения [3]. Причем городское население концентрируется в небольших городах, численностью от 10 до 40 тыс. человек. В настоящее время в Таджикистане 18 городов: в Душанбе проживает 846,4 тыс. человек, в еще трех городах количество жителей составляет от 100 до 250 тыс. Остальное население проживает в небольших поселках с населением от 10 до 40 тыс. человек или в сельских поселениях (джамоатах) [4]. Сельское хозяйство, хотя и составляет около 19% в структуре ВНД, играет важнейшую роль в социальноэкономическом развитии страны, задавая многие его параметры [5]. Аграрный, традиционный тип мышления преобладает в республике, создавая серьезную преграду для модернизации страны. Население в 2020 г. составляло 9 560 850 человек [6]. После окончания гражданской войны в 1997 г. за 20 лет население увеличилось на 3 млн человек или на 50% [4]. Такой быстрый рост поставил перед страной задачу во втором десятилетии ХХ1 в. инкорпорировать значительное количество молодых людей в таджикское общество, обеспечив им достаточный уровень образования, работы и качество жизни. Эта задача имеет такое значение для руководства республики, что в стратегии развития страны до 2030 г. второе десятилетие XXI в. было признано критическим для страны [7]. Экономика страны концентрируется на производстве электроэнергии, которая становится приоритетным проектом для Республики Таджикистан, и добыче природных металлосодержащих (алюминий, золото, цинк, олово) ископаемых с низкой долей переработки, что делает данный сектор, а следовательно, и экономику страны сильно зависимыми от колебания цен на мировых рынках [8]. Развитие транспортной инфраструктуры также является важнейшей задачей для страны, так как Таджикистан в силу своего географического расположения оказался в стороне от основных транспортных артерий -сначала Советского Союза, а затем и Центральной Азии. Большая часть внутренних перевозок проходит через территорию Узбекистана. Транспортный тупик создает для Республики Таджикистан серьезные трудности с экспортом своей сельскохозяйственной продукции и металлосодержащей руды [9]. Финансовые потоки в экономику страны приходятся в основном на государственное бюджетное финансирование, иностранные инвестиции и денежные переводы мигрантов. По данным Всемирного банка, денежные переводы мигрантов составляют около 40% ВНД республики, а за счет них живет около 70% таджикских семей, что делает страну одной из самых зависимых стран от денежных переводов в мире [9]. Такая ситуация в социально-экономическом развитии страны ставит перед руководством Республики Таджикистан несколько взаимосвязанных между собой задач, определяющих пути их решения. Во-первых, это поднятие уровня благосостояния народа и резкое сокращение уровня бедности. Республика уже добилась серьезных успехов на этом направлении, сократив уровень бедности до 27% в 2019 г. (после гражданской войны он составлял более 80%) [7]. Во-вторых, по диверсификации экономики, перевода ее на производство товаров с большей добавочной стоимостью, чтобы добиться большей занятости населения и уменьшить влияние колебания цен на производимое республикой сырье в мире. Для решения этих задач в 2016 г. была разработана Стратегия развития Республики Таджикистан до 2030 г. В ней ставится задача превратить Республику Таджикистан в аграрно-индустриальную страну и резко сократить уровень бедности за счет развития человеческого капитала, энергетического комплекса, экспортно ориентированного экологически чистого сельскохозяйственного производства, добычи и глубокой переработки черных и цветных металлов и создания производств с высокой добавочной стоимостью (правда, не определяется в каких сферах) [7]. Важнейшей задачей социально-экономического развития страны до 2030 г. является задача развития человеческого капитала. В этой части Стратегия уделяет значительное внимание проблемам науки и образования в республике, задачам, которые стоят перед ними в свете реализации стратегии развития, и методам достижения этих целей. Однако способы решения поставленных в Стратегии задач предполагают реализацию догоняющей модели развития страны и ориентированы на создание индустриальной базы в республике, опирающейся на опережающее развитие выработки и производства электроэнергии на гидроэлектростанциях, что, несомненно, позволит привлечь к строительству значительное количество квалифицированной рабочей силы, и добычу, частичную переработку металлосодержащих руд. Кроме того, ставится задача создания экспортно ориентированного сельского хозяйства, предполагающего резкое увеличение его производительности за счет внедрения новых технологий, механизации и автоматизации, что, как известно из мировой практики создания экспортно ориентированных фермерских хозяйств, приводит к сокращению использования дешевой рабочей силы [7]. Задачи, связанные с развитием наукоемких отраслей экономики, ориентированных на вхождение в глобальные цепочки производства добавленной стоимости, в Стратегии не ставятся, что постулирует развитие системы науки и образования, ориентирующиеся на удовлетворения потребностей индустриализации, догоняющего развития, а не вхождение в глобальное пространство. При такой постановке вопроса задачи развития человеческого капитала будут упираться в подготовку специалистов, связанных как раз с удовлетворением потребности догоняющего индустриального развития, - педагоги среднего и профессионального образования (в 2018 г. количество занятых в образовании составляло 9,8% от всего занятого населения), инженеры и врачи (4,8%) [10]. Выбор такого пути развития, конечно, диктуется и необходимостью создания большего количества рабочих мест в связи с демографическим бумом после гражданской войны и необходимостью бороться с высоким уровнем бедности в республике. Но развитие новых наукоемких отраслей производства и создание вокруг них новой экосистемы обслуживания в данной Стратегии даже не обозначаются, что исключает возможность в ближайшее время совершить серьезный рывок в социально-экономическом развитии республики, обрекает ее на существование в качестве аграрноиндустриального придатка и поставщика ресурсов (в том числе и трудовых) для более экономически развитых стран региона. Последняя, датированная 2010 г. концепция развития науки и образования Республики Таджикистан, доступная на сайте Академии наук Республики Таджикистан, делает упор на необходимости развития международного сотрудничества в области образования и научных исследований, концентрации усилий на определенных направлениях науки (конструкционные металлические материалы, полимерные композиционные материалы, энергосберегающие технологии, оптимизация работы гидроузлов с использованием методов математического моделирования, технологии производства низкометилированного пектина, технологии в области мониторинга окружающей среды и предупреждения природных и техногенных катастроф, генная инженерия и биотехнология, использование генетико-физиологических тестов в селекции новых сортов сельскохозяйственных культур, технологии производства новых лекарственных препаратов на основе использования местного растительного сырья, диагностика, профилактика и лечение заболеваний человека). Для решения этих задач разработана система мероприятий, призванная способствовать достижению поставленных целей в жизнь. Однако в данной стратегии особенно бросается в глаза, что нет понимания - за всеми декларациями - как и за счет чего достигнуть поставленной цели [11]. Для решения этой задачи необходима концентрация всех ресурсов страны и изменения парадигмы ее развития, что требует воли высшего руководства страны, чего, судя по речи переизбранного на следующий срок президентства Эмомали Рахмона, не предвидится [12]. Неслучайно в индексе инновационного развития, публикуемого Корнельским университетом под эгидой ООН, Таджикистан с 2013 по 2019 г. стабильно входил в тройку лидеров стран в группе с низким доходом, занимая 100-101 места, а в 2020 г. опустился сразу на 8 позиций, заняв 109 место. Такая «стабильность» с отрицательной динамикой говорит лишь об одном: Таджикистан развивается по экстенсивному пути, не предпринимая никаких мер по созданию инновационной модели развития [13]. В тоже время система науки и образования в Таджикистане имела и имеет потенциал для выявления и реализации задач в приоритетных для развития республики отраслях и сферах, которые позволили бы заполнить определенные «ниши» глобальной экономики и резко ускорить темпы социально-экономического развития страны. Конечно, реализация потенциала науки и образования Республики Таджикистан невозможна без всесторонней поддержки государством наукоемкого бизнеса. Для этого требуется создание эффективной экосистемы взаимодействия науки, образования и экономики, основанной на снятии всех преград для их развития, всемерной поддержке и продвижении выхода наукоемких производств на международные рынки, концентрации всех возможных ресурсов, как финансовых, так и человеческих, на четко выверенных и просчитанных прорывных направлениях развития инновационного бизнеса в республике. В преимущественно традиционном обществе создание такой экосистемы столкнется с серьезными трудностями при реализации: узостью мышления, семейными и клановыми связями и коррупцией, что потребует от государства выверенной политики по решению этих сложных вопросов, по созданию условий для постепенного продвижения вперед Советское наследие в Республике Таджикистан претерпело серьезные изменения после провозглашения Республикой Таджикистан независимости. В период гражданской войны множество школ было разрушено, значительная часть учителей и преподавателей вузов, особенно русскоязычных, покинули страну, а оставшиеся вынуждены были уйти из школ и вузов и переключиться на другие сферы деятельности, чтобы заработать деньги на жизнь. Резко упал престиж профессии. По официальным данным, в 2005 г., через 8 лет после окончания гражданской войны, в стране не хватало 10 тыс. учителей, и это, видимо, не полная информация, так как в школах, особенно сельских, практиковалось совмещение учителем преподавания нескольких предметов [11]. Только после политической стабилизации и перехода к устойчивой мирной жизни, с 2000 г., началась реформа образования в Республике Таджикистан. Задачи этой реформы были направлены на законодательное оформление создания независимой системы образования в стране и выстраивание непрерывного образовательного процесса, начиная с детских садов и заканчивая докторантурой. Законодательная база была создана в 2000-2010 гг. Основной закон, принятый в 2004 г. в этой сфере, «Закон Республики Таджикистан об образовании», закреплял основные принципы системы образования в стране: равноправие граждан в получении качественного образования; обязательность общего основного образования; доступность общего среднего образования и продолжение обучения на последующих ступенях образования на конкурсной основе; научное, светское и гуманистическое обучение и воспитание в образовательных учреждениях; самостоятельность образовательных учреждений; непрерывный процесс образования и последовательность процесса образования, обеспечивающие связь ступеней образования; развитие сферы образования с учетом международных стандартов качества обучения и международных норм образования; интеграция образования, науки и производства [14]. И за относительно небольшой исторический промежуток времени правительству Республики Таджикистан удалось, несмотря на все сложности, выстроить устойчивую систему образования в стране. В настоящее время практически решена кадровая проблема, если верить официальным источникам, хотя в связи с ростом населения еще ощущается серьезный недостаток учителей. По данным Министерства образования, в стране в 2020 г. не хватало 2 959 учителей . Особенно острый недостаток - в преподавателях русского и английских языков, математики, физики и химии [15]. Достаточно успешно функционируют как государственные, так и частные учебные заведения всех уровней подготовки, восстановлены разрушенные войной, строятся новые школы, детские сады, происходит материальное оснащение большинства школ республики, в том числе и компьютерным оборудованием. Страна перешла к системе независимого тестирования уровня знаний учащихся средних школ, по результатом которого выпускники имеют право поступать в высшие учебные заведения, страна налаживает сотрудничество в области образования с различными международными структурами [11]. Таджикистан постепенно входит в международное образовательное пространство. Были проведены реформы по переходу на двухуровневое образование (бакалавриат и магистратура), внедрению системы кредитных единиц, оценки знаний и качества образования по международным показателям, взаимопри-знанию дипломов и квалификационных степеней высшего образования Таджикистана и их сопоставлению с мировыми стандартами, расширению мобильности студентов и преподавателей [16]. В Таджикистане в области образования активно работает Фонд Ага Хана, который создал с 1998 г. целую систему частного образования. Образовательная деятельность Фонда Ага Хана охватывает подготовку детей начиная с дошкольных учреждений и заканчивая Университетом в Центральной Азии, созданном с большим кампусом в г. Хорог, и профессиональное непрерывное образование, доступное для всех возрастов. Фонд в основном работает в Горно-Бадахшанской автономной области и Хатлонской области Республики Таджикистан и обеспечивает получение образования по мировым стандартам, сотрудничая с ведущими мировыми университетами (Сиднейский технологический университет (Австралия), Университет Торонто (Канада), Университет Британской Колумбии (Канада), Стокгольмская школа экономики (Латвия, Рига), Научно-исследовательский университет при Высшей школе экономики (Россия, Москва), Кембриджский университет (Великобритания)) [17]. В Таджикистане существует Международная стипендия Президента Республики Таджикистан «Ду-рахшандагон», учрежденная Указом Президента Республики Таджикистан от 2 августа 2008 г. № 502, для подготовки кадров за рубежом. Кандидаты на данную стипендию имеют грант на получение образования в иностранном вузе и обязаны вернуться в страну после окончания образования. За это время в вузы и научноисследовательские заведения зарубежья на обучение по различным образовательным программам подготовки (бакалавр, специалист, магистр, аспирант, докторант и стажер) направлены 407 граждан [18]. Абитуриентам из Таджикистана по межправительственным соглашениям выделяют квоты на обучение такие страны, как Россия, Казахстан, Китай. Наибольшее количество квот выделяет Российская Федерация - 630 в 2020 г., более 180 квот поступает от Китая, и около 50 квот от Казахстана. Также есть стипендии из США, Японии и ЕС. Есть и студенты, которые поступают в вузы мира на договорной основе. Их количество около 5 тыс. человек. По данным начальника отдела международных связей Минобрнауки Таджикистана Ильхома Камолзода, в настоящее время только в вузах РФ обучаются 24,604 тыс. студентов, причем 18 тыс. из них - за счет российского бюджета [19]. В тоже время необходимо отметить и существующие серьезные проблемы в системе образования. Первое, на что хочется обратить внимание, - это низкий уровень мотивации большинства молодых людей и их родителей для получения полного среднего и высшего образования. Особенно данная тенденция характерна для сельских районов и небольших городов, в которых проживает большая часть населения Таджикистана. Низкий заработок родителей, отсутствие перспектив высококвалифицированной и высокооплачиваемой работы и низкие востребованность и заработная плата специалистов с высшим образованием в данных районах вынуждают детей, чаще из многодетных семей, которых подавляющее большинство в современном Таджикистане, бросать школу после обязательных девяти классов и отправляться на поиски хоть какой-то работы [20]. Остро, несмотря на все старания правительства, стоит вопрос с обучением девочек, которых стараются побыстрее выдать замуж. Возраст законного вступления в брак в Таджикистане 18 лет, но часто местные муллы благословляют ранние браки, считая религиозное разрешение важнее светского. В сельской местности считается нормальным для женщины быть верной женой, рожать и растить детей и быть послушной мужу и его семье. Высшее образование до сих пор считается серьезным недостатком для таджикской женщины. Конечно в крупных городах ситуация несколько иная, но пока данная ситуация в отношении роли и места женщины в таджикском обществе является превалирующей [21]. Пока таджикская экономика и государство не могут предложить никакой альтернативы данной ситуации. Восстановление экономики после гражданской войны произошло на старой аграрно-индустриальной основе, а нынешняя модель государственно-частного хозяйства, хотя и привела к значительному росту производства, не только не смогла полностью ликвидировать безработицу и бедность, но, видимо, и достигла своего предела. Кризисные явления в мировой экономике, связанные с пандемией коронавируса, оказали серьезное негативное воздействие на таджикскую экономику за счет снижения спроса на цветные металлы и особенно на потребности в дешевой неквалифицированной рабочей силе за рубежом. Вторая важнейшая проблема таджикского образования как в средней школе, так и в высшем образовании - низкая квалификация преподавателей. Республика Таджикистан - единственная страна на постсоветском пространстве, где квалификация преподавателей и учителей старших возрастных категорий выше, чем у молодых педагогов и педагогов среднего возраста. Такая ситуация объясняется колоссальным оттоком высококвалифицированных кадров в период гражданской войны и падением качества преподавания, а также разрывом в передаче опыта и знаний от одного поколения к другому. Невозможность в короткие сроки после окончания гражданской войны изменить данную ситуацию привела к резкому снижению качества среднего и высшего образования в стране [20]. Еще одна серьезная проблема образования Республики Таджикистан - коррупция. По рейтингу коррупции, составленному влиятельной международной неправительственной организацией Транспе-ренси Интернешенл (Transparency International), Таджикистан занимает 153 место из 180 [22]. Официальных данных на этот счет нет, но практически все независимые журналисты и исследователи отмечают эту проблему. Основной причиной коррупции в сфере образования называют недостаток финансирования образования, приводящего к тому, что образование, задекларированное как бесплатное, становится платным, так как школы и университеты очень часто перекладывают часть своих обязательных расходов на плечи родителей. Уровень заработной платы как школьных учителей, так и вузовских преподавателей не позволяет вести приемлемый образ жизни, заставляя брать на себя дополнительную нагрузку или подрабатывать в других местах. По официальным данным, средняя заработная плата в образовании 939 сомони (83 долл.) при минимальной заработной плате в 400 сомони (35,3 долл.) (данные за 2018 г.) [10]. Причем необходимо учитывать, что большинство семей в Таджикистане является многодетными. Поэтому на данную заработную плату прожить практически невозможно. Такая ситуация приводит к тому, что средний уровень квалификации преподавателей резко упал. Еще одна причина коррупции - нехватка мест в школах и дошкольных учреждениях, особенно таких, которые дают относительно качественное образование, и родители вынуждены платить за получение места. Проблемой таджикского образования является и крайне низкий уровень системы управления в республике, которая переплетается с системой личной преданности и лояльности и не позволяет систематически решать стоящие перед страной задачи, в том числе и в системе образования [9]. Хотя необходимо отдать должное работникам и руководителям министерства, в тяжелейших условиях они смогли все-таки создать и законодательную базу, и функционирующую систему образования. Однако многие решения являются либо не продуманными, либо слишком поспешными. Практически повсеместно признается низкий уровень квалификации педагогов как высшей, так и средней школы, однако министерство в этом направлении практически не предпринимает какие-либо шаги. С большим опозданием министерство инициировало работу по подготовке новых учебников и методических материалов, которые до сих пор еще не готовы. Школы работают либо по переводным учебникам, либо по старым советским, которые уже не отвечают потребностям времени [23]. Проблема с управленческими решениями в области образования хорошо проявилось в вопросе о переходе на двенадцатилетний цикл образования. Решение было приято в 2010 г. парламентом Республики Таджикистан и предполагало переход на двенадцатилетнюю систему образования к 2017 г. На его реализацию, по данным независимых СМИ, были выделены в виде грантов деньги Всемирного банка (20 млн долл.) и Германии (13 млн евро), однако переход так и не начался, так как ни учителей, ни школьных помещений, ни финансов у государства под двенадцатилетнее образование в Таджикистане нет [23]. Несмотря на то что Таджикистан входит в международное образовательное пространство и здесь проводятся реформы, которые соответствуют требованиям «болонской системы», реального улучшения качества подготовки в высших учебных заведениях Таджикистана пока не наблюдается. Необходимо отдельно отметить позицию русскоязычного образования в стране. Резкое сокращение русскоязычных школ (к 2011 г. из ста русскоязычных школ в Республике Таджикистан было закрыто более 80) и отток русскоязычного населения (по некоторым данным в настоящее время в Республике Таджикистан осталось 30-40 тыс. этнических русских, и то в большинстве своем это люди пожилого возраста) [24] привели к резкому сужению сфер использования русского языка. Собственно говоря, и в советский период Таджикистан относился к тем республикам, в которых русским языком владело преимущественно городское население, а распространенность в сельских районах была невелика по советским параметрам. По переписи 1989 г., абсолютно не владело русским языком 70% граждан Таджикской ССР, причем это были представители титульной нации, которые преимущественно проживали в горной сельской местности [24]. В Конституции независимого Таджикистана русский язык хотя и утратил статус государственного языка, но сохранил статус языка межнационального общения. Сложные процессы становления новой государственности затронули и языковой вопрос. Однако попытка государства лишить русский язык статуса языка межгосударственного общения, предпринятая правительством в 2009 г., привела к появлению серьезных проблем и заставила правительство вернуть специальным постановлением русскому языку статус языка межгосударственного общения [25]. Однако, несмотря на все пертурбации, после развала Советского Союза количество владеющих русским языком в Таджикистане не только не уменьшилось, а, наоборот, немного увеличилось. По данным издания «Стандарт», в настоящее время только 67% граждан Таджикистана совсем не владеют русским языком [26]. По мнению местных журналистов, в настоящее время русскоязычное образование, как среднее, так и высшее, переживает период ренессанса. Для этого есть несколько факторов. Во-первых, в сохранившихся русскоязычных школах остались в основном учителя, которые там работали еще с советских времен и квалификация которых заметно превосходит уровень квалификации молодых педагогов, пришедших в школы в 2000-х гг. Во-вторых, с 2007 г. в школы с преподаванием на русском языке стали поступать по линии Россотрудничества новые учебники, методические пособия для учителей, которые позволили сделать образование более современным, в какой о степени отвечающим требованиям времени. В 2020 г. в Таджикистан передано 12,291 тыс. учебников [26]. Кроме этого на деньги России начали строить пять новых русскоязычных школ в крупных городах: Душанбе, Худжанде, Бохта-ре, Кулябе и Турсунзоде. Каждая из новых школ рассчитана на 1 200 учебных мест, а учебные программы будут созданы в России. В-третьих, такая ситуация резко контрастирует с положением в школах и высших учебных заведениях с преподаванием на таджикском языке, где методики преподавания и учебники и методические пособия либо переводные, либо еще советских времен. В-четвертых, с 2017 г. под эгидой Совета Федерации начала функционировать программа по направлению российских учителей в школы Таджикистана. В 2020 г., несмотря на пандемию коронавируса, 50 российских учителей начали преподавать в школах Душанбе и других городах и даже селах Таджикистана. В-пятых, в Таджикистане работает Российско-таджикский славянский университет, а также филиалы МГУ им. М. В. Ломоносова, Национального исследовательского технологического института (Московский институт стали и сплавов) и Московского энергетического института, которые ведут преподавание по российским образовательным стандартам и в тесном сотрудничестве с головными университетами. Эти университеты к тому же выдают диплом российского образца, и уровень подготовки студентов в этих вузах также отличается в лучшую сторону от таджикских университетов. Кроме этого российское правительство ежегодно выделяет квоту на обучение таджикских студентов в вузах России, о чем было сказано выше [19]. В-шестых, стабилизация ситуации в Таджикистане и меры правительства по выстраиванию образовательной стратегии после принятия в 2004 г. «Закона о образовании» позволили восстановить экономику, значительно уменьшить уровень бедности и выстроить систему непрерывного образования в стране, что, несомненно, в совокупности с другими факторами также сыграло свою роль в повышении интереса как к образованию, так и качественному образованию, предлагаемому русскоязычными школами и университетами. И, наконец, в-седьмых, существующая модель экономического и социального развития страны, которая в данный момент во многом опирается на миграцию значительной части населения на заработки в Россию и приток денежных средств мигрантов, делает изучение русского языка и получение образования на русском языке практически единственным способом выбраться из нищеты и добиться приемлемого уровня жизни, уехав из страны на заработки в Россию. Подводя итоги анализу состояния системы образования в Республике Таджикистан, следует отметить, что ситуация в этой сфере остается крайне неудовлетворительной. Несмотря на серьезные усилия, предпринятые страной в XXI в., в результате чего была законодательно выстроена новая система образования независимого Таджикистана, низкий стартовый уровень и катастрофические последствия гражданской войны отбросили систему образования Республики Таджикистан далеко назад. А сложившаяся модель социально-экономического развития страны не способствует изменению места и роли образования в обществе, оставляя ему роль обслуживающего сектора для индустриально-аграрного пути развития страны.
Таджикистан не в состоянии прокормить русских учителей, которых настойчиво зовет к себе Эмомали Рахмон. URL: https://stanradar.com/news/full/4818-tadzhikistan-ne-v-sostojanii-prokormit-russkih-uchitelej-kotoryh-nastojchivo-zovet-k-sebe-emomali-rahmon.html?utm_source=politobzor.net
Баришполец К.С. Русский язык в Центрально-Азиатском регионе // Вестник МГИМО-Университета. 2014. С. 67. URL: http://vestnikold. mgimo.ru/sites/default/files/pdf/borishpolec.pdf
РИА Новости. Статус русского языка в странах постсоветского пространства. Справка. URL: https://ria.ru/20090723/178413163.html
Transparency International. URL: https://www.transparency.org/en/countries/tajikista
Хумайро Бахтиер: «Образование в Таджикистане: большие проблемы и слабые перспективы». URL: https://cabar.asia/ru/khumajro-bakhtier-obrazovanie-v-tadzhikistane-bolshie-problemy-i-slabye-perspektivy
Гендерный обзор национального доклада о ходе реализации стратегических целей национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года и программы среднесрочного развития Республики Таджикистан на 2016-2020 годы в контексте целей устойчивого развития. Душанбе 2018. URL: http://www.tj.undp.org/content/dam/tajikistan/img/PovertyReduction/ undp_ tjk_gender_review_2030.pdf
Умеренные ожидания: Препятствия для доступа и получения полного высшего образования в Таджикистане. Мнения основных заинтересованных сторон во время реформы по введению вступительного экзамена в университеты // The World bank, 2015. URL: http://documents1.worldbank.org/curated/en/739271468188356206/pdf/AUS7057-RUSSIAN-WP-P148404-PUBLIC-Box393186B.pdf
Лякин-Фролов : Россия выделила Таджикистану 630 квот на обучение в вузах. URL: https://tj.sputniknews.ru/education/20200121/1030576576/Lyakin-Frolov-Russia-Tajikistan-kvoty-obuchenie-vuzy.html
Закон РТ «О высшем и послевузовском профессиональном обучении». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28115
Университет Центральной Азии. URL: https://ucentralasia.org/About/Index/RU
Правила отбора кандидатов для присуждения Международной стипендии Президента Республики Таджикистан «Дурахшандагон». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=84092
Школьное образование в Республике Таджикистан в 2019-2020 годы. URL: https://tj.sputniknews.ru/infographics/20200728/103 1647282/tajkistan-obrazovanie-shkoly-uchitelya-dannye-2020.html
Закон Республики Таджикистан об Образовании. URL: http://maorif.tj/storage/Dokument's/191d971d729424d421e913e20ad985da.pdf
Глобальный инновационный индекс 2020 г. Кто будет финансировать инновации. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_gii_2020_keyfindings.pdf
Речь Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона по случаю инаугурации Президента Республики Таджикистан. 30.10.2020 12:04, город Душанбе. URL: http://president.tj/ru/node/24386
Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2011-2015 годы. URL: https://www.anrt.tj/ru/nauchnye-issledovaniya/strategiya-rtv-oblasti-nauki-i-tekhnologij-na-2011-2015-gody
Статистическое агентство Республики Таджикистан. Занятость в разбивке по секторам экономики, 1985-2018. URL: https://www.stat.tj /ru/tables-real-sector
Обеспечение успешной реализации Национальной стратегии развития до 2030 года: Создание основы для всеобщего процветания. Рес публика Таджикистан: комплексное диагностическое исследование страны, май 2018 года. URL: http://documents1. worldbank.org/curated/pt/523621531893222730/pdf/126209-RUSSIAN-PUBLIC-TJK-SCD-RUS-WEB2.pdf
Статистическое агентство Республики Таджикистан. Таджикистан в цифрах. 2018. URL: https://stat.ww.tj/publications/June2019/tajikistanin-figures-2018.pdf
Национальная стратегия развития Республики Таджикистан до 2030 года. Душанбе, 2016. 104 с.
Статистическое агентство Республики Таджикистан. Численность населения Республики Таджикистан на 1 января 2018 года. URL: https://stat.ww.tj/files/cislennost_naselenia_na_1.01.2018.pdf
Статистическое агентство Республики Таджикистан. Номинальный ВВП по отраслям происхождения, 1995-2018. URL: https://www.stat.tj/ru/tables-real-sector
Численность населения в Таджикистане, 2020 г. URL: https://countrymeters.info/ru/Tajikistan
World Bank, World Development Indicators, 2020. URL: https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&country=UZB
World Bank, World Development Indicators, 2020. URL: https://data.worldbank.org/?locations=TJ-UZ-KG
Статистическое агентство Республики Таджикистан. Городское и сельское население. 2000-2018. URL: https://www.stat.tj/ru/databasesocio-demographic-sector