Политические аспекты военно-технического сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 468. DOI: 10.17223/15617793/468/18

Политические аспекты военно-технического сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией

Анализируется текущее состояние военно-технического сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией в условиях активизации политики России на Ближнем Востоке. Рассматриваются предпосылки сотрудничества с учетом положения стран как импортера и экспортера вооружений и военной техники; технические и экономические факторы, влияющие на него, а также возможные ограничения. На основании приведенных аргументов делается вывод о политической обусловленности военно-технического сотрудничества между государствами.

Political Dimensions of Military Technical Cooperation Between Russia and Saudi Arabia.pdf Политика России на Ближнем Востоке долгое время ограничивалась тесным взаимодействием с Сирией, Ираном и Ираком, однако события «арабской весны» привели к повышению ее роли в данном регионе. Соответственно, возникла необходимость выстраивания отношений и с другими странами Ближнего Востока, в том числе с Саудовской Аравией - одним из его лидеров. Саудовская Аравия является одним из мировых лидеров по уровню военных расходов. По данным SIPRI в 2019 г., военные расходы Саудовской Аравии составили 61,9 млрд долл. США, это пятый показатель в мире. Подобный уровень расходов сохраняется с 2013 г., до этого расходы также были стабильно высокими [1]. В связи с тем что оборонная промышленность Саудовской Аравии развита на недостаточном для удовлетворения внутренних потребностей в вооружениях и военной технике (ВВТ) уровне, это государство вынуждено иметь значительную долю импорта. Россия и Саудовская Аравия являются важными акторами на мировом рынке ВВТ: по данным SIPRI, первая стабильно и с весомым отрывом занимает второе место в рейтинге крупнейших экспортеров ВВТ, а вторая в последние годы вышла на второе место среди импортеров ВВТ [2]. Военно-техническое сотрудничество (ВТС) является важным инструментом дипломатии для России, что закреплено в ст. 3 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ (ред. от 01.05.2019), более того, «укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира» указано первым из всех целей ВТС России [3]. Саудовская Аравия также активно использует ВТС для достижения своих политических целей в отношениях с другими государствами. Так, одной из причин высоких военных расходов Саудовской Аравии Д. Соренсон выделяет налаживание отношений с другими странами за счет закупки ВВТ у них [4]. Соответственно, в текущих условиях необходимости налаживания отношений между двумя государствами, а также роли государств на мировом рынке ВВТ ВТС должно было стать одной из важных составляющих межгосударственных отношений России и Саудовской Аравии. В подобных условиях кажется закономерной активизация ВТС между государствами, которая произошла в последние годы и характеризуется большими объемами и возможностями дальнейшего развития, в том числе и за счет поставок новейших видов ВВТ. Таким образом, возникает вопрос о том, насколько ВТС между Россией и Саудовской Аравией обусловлено политическими факторами, что влечет за собой рассмотрение основных предпосылок развития ВТС; факторов, влияющих на ВТС в настоящее время, а также выгоды, которую извлекают государства. Непосредственно ВТС России и Саудовской Аравии практически не описано как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В связи с этим в качестве основы данной работы служат статьи, которые посвящены отдельным аспектам ВТС обоих государств. К первой группе относятся работы, в центре внимания которых находится ВТС России с государствами Ближнего Востока. Например, М. Волков [5] в своей работе рассматривает тенденции в ВТС России с государствами Ближнего Востока и Северной Африки, отмечая, что в этом компоненте, как и дипломатии России в данных регионах, в последние годы произошел качественный сдвиг в сторону дальнейшего развития. В работе Э. Корыбко и Х. Хаддада [6] анализируется изменение стратегии России на Ближнем Востоке после «арабской весны», изменение роли России в этом регионе показывает ее стремление заменить США, в том числе и в области поставок ВВТ. Ко второй группе относятся статьи, посвященные вопросам ВТС Саудовской Аравии, включая существующие проблемы во взаимодействии со странами Запада, как, например, в статье А. Ставрианакис [7]. В этой работе акцент сделан на проблемы ВТС Саудовской Аравии в связи с ее участием в конфликте в Йемене. Кроме того, отдельные авторы, например Д. Соренсон [4], анализируют ВТС Саудовской Аравии как компонент ее политики в отношении других государств, в частности США, направленной на реализацию собственных интересов. Третья группа статей посвящена проблематике оборонной промышленности Саудовской Аравии. Ш. Шай [8] рассматривает перспективы развития оборонной промышленности, реализуемого Saudi Arabian Military Industries (SAMI) и направленного на локализацию военных расходов. В связи с ограниченным количеством литературы по рассматриваемой проблематике необходимо привлечение большого спектра источников для более детального понимания вопроса. В первую очередь в работе используются статистические данные по военным расходам и продажам ВВТ, подготовленные SIPRI. Однако этих данных недостаточно для детального анализа, так как они основаны на официальной статистике государств, а Россия и Саудовская Аравия подобную статистику практически не публикуют. Кроме того, развитие ВТС пришлось на последние годы, и осуществленные поставки не всегда учитываются в подобных данных. Поэтому второй группой источников служат материалы СМИ, в которых можно найти информацию о текущих поставках, а также анализ состояния и перспектив сотрудничества государств. С недавнего времени, несмотря на традиционною направленность Саудовской Аравии на США и страны ЕС, наметилась тенденция на развитие ВТС с Россией. Для понимания контекста текущей активизации ВТС между Россией и Саудовской Аравией рассмотрим историю отношений между государствами, в том числе проекты в области ВТС. С возобновления дипломатических отношений между КСА и РФ в 1991 г. ВТС между странами не осуществлялось, при этом развивалось сотрудничество в других сферах: в области нефти и газа, культуры и спорта, научных исследований, сельского хозяйства, атомной энергии и т.д. Официально сотрудничество было закреплено рядом документов, например, Соглашением о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, Дорожной картой торгово-экономического и научнотехнического сотрудничества, программами сотрудничества в области культуры, по вопросам сельскохозяйственного сотрудничества, а также программами реализации сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях и др. [9]. За это время также предпринимались попытки развития ВТС. В 2007 г. по результатам визитов саудовских военных делегаций в РФ был подписан меморандум о взаимопонимании. В 2008 г. РФ и КСА подписали договор о военном сотрудничестве, а в 2009 г. король Саудовской Аравии Абдалла принял делегацию, в составе которой были представители АО «Рособоронэкспорт». Также в 2009 г. проводились переговоры по поставкам в Саудовскую Аравию 150 вертолетов (30 Ми-35 и до 120 вертолетов Ми-17 различных модификаций), более 150 танков Т-90С, порядка 250 боевых машин пехоты БМП-3, нескольких десятков зенитных ракетных комплексов [10]. Сообщалось, что технические и экономические детали поставки были согласованы, однако она так и не была осуществлена. Первый реальный контракт был заключен в 2017 г. на общую сумму 3,5 млрд долл. США, который включает поставки зенитно-ракетных систем С-400 «Фаворит», противотанковых ракетных комплексов «Корнет-ЭМ», тяжелых реактивных огнеметных систем ТОС-1А, автоматических гранатометов АГС-30 и автоматов АК-103. В дальнейшем предполагается передача Саудовской Аравии технологий производства ПТУР «Корнет-ЭМ», тяжелой огнеметной системы ТОС-1А «Буратино», гранатометов АГС-30 и автоматов АК-103 [11]. Этот контракт успешно реализуется, в 2019 г. начаты поставки АК-103 [12] и осуществлена поставка ТОС-1А «Солнцепек» [13]. Вопросы передачи технологий производства ВВТ пока еще находятся в стадии проработки, наиболее близким к реализации является проект лицензионного производства автоматов АК-103. По словам генерального директора АО «Рособоронэкспорт» А. Михеева, в ближайшее время государства намерены согласовать проект производства и в перспективе согласовать карту трансфера технологий с программой поэтапной локализации производства АК-103 на территории Саудовской Аравии [14]. Также в настоящее время ведется работа по обсуждению взаимоприемлемых условий для вступления в силу контракта на поставку ЗРС С-400 «Триумф». В ФСВТС России отмечают, что между Россией и Саудовской Аравией заключено несколько контрактов на поставку ВВТ, при этом в ведомстве не комментируют, какая именно продукция планируется к поставке, что дает основания предполагать, что помимо реализуемого контракта есть и другие, которые находятся в стадии проработки [15]. Одной из перспективных позиций для поставки в Саудовскую Аравию можно считать истребители СУ-57. Саудовская Аравия не проявляла интереса к F-35, отдавая предпочтение более тяжелым самолетам с двумя двигателями, таким как F-15SA. Су-57 может заинтересовать саудовских военных, ведь он может обеспечить им превосходство над современными истребителями соседних стран: турецкими F-35, катарскими F-15QA и даже Су-30 российского производства, которыми интересуется Иран [16]. Таким образом, несмотря на длительное отсутствие каких-либо реальных реализуемых проектов в сфере ВТС между Россией и Саудовской Аравией, в последние годы наметилась тенденция к развитию такого сотрудничества, что подтверждается осуществляемыми поставками российских ВВТ, планами по локализации их производства, а также наличием перспективных проектов. На основании этого вывода перейдем к рассмотрению причин активизации ВТС между Россией и Саудовской Аравией. Долгое время главными партнерами Саудовской Аравии в сфере ВТС были США и государства ЕС, их связывала долгая история сотрудничества и наличие крупных совместных проектов. Однако в связи с активным участием Саудовской Аравии в составе Лиги арабских государств в конфликте в Йемене поставки ВВТ из ЕС находятся под угрозой из-за ограничений, накладываемых Договором о торговле оружием (ДТО), вступившим в силу в 2014 г. Для ЕС соблюдение этого договора является крайне важным, так как именно его государства активно участвовали в разработке и продвижении ДТО, а также одними из первых подписали и ратифицировали его. В связи с этим некоторые государства начинают вести более осторожную политику в отношении продаж ВВТ в Саудовскую Аравию. Так, например, Германия в октябре 2018 г. наложила запрет на экспорт ВВТ в Саудовскую Аравию, который был продлен, и будет действовать до 30 сентября 2019 г. [17]. Для США ДТО также мог стать возможной преградой к дальнейшим поставкам ВВТ, но он не является ограничением, так как США хоть и подписали его в 2013 г., но он так и не был ратифицирован. Более того, в 2019 г. Д. Трамп объявил о выходе из него [18]. Однако, даже несмотря на отсутствие подобных ограничений, действия Саудовской Аравии в Йемене вызывают вопросы, как у общества, так и у политических кругов. Так, в 2016 г. администрацией Обамы была заблокирована сделка по продаже высокоточных ракет [19]. Важное влияние на отношение к поставкам ВВТ из ЕС и США оказало убийство журналиста Джамаля Хашогджи в посольстве Саудовской Аравии в Турции, что повлекло за собой призывы остановить торговлю ВВТ с Саудовской Аравией. С учетом возможного запрета на поставки ВВТ из США и ЕС в Саудовскую Аравию, закупка ВВТ у России позволит продемонстрировать независимость от США и ЕС в военной сфере, а также снизить риски от возможного запрета западных стран на продажу ВВТ в Саудовскую Аравию. В настоящее время оборонная промышленность Саудовской Аравии не отвечает потребностям государства по обеспечению собственной армии в области поставок ВВТ. Долгое время оборонная промышленность Саудовской Аравии была ориентирована в первую очередь на обслуживание и ремонт техники, закупленной у иностранных поставщиков. Например, компаниями BAE и Boeing были организованы предприятия по обслуживанию и ремонту своих самолетов, находящихся в эксплуатации у Королевских ВВС Саудовской Аравии [20]. В дальнейшем развитие получило создание предприятий по совместному производству ВВТ на территории Саудовской Аравии. Это должно было уменьшить зависимость от импорта и обеспечить автономность военной сфере. Однако несмотря на то что подобные совместные предприятия получали определенные привилегии, такие как займы на развитие, налоговые каникулы и другие субсидии, недостаток квалифицированных кадров и небольшое количество подобных предприятий стали преградой для полноценного развития военной промышленности Саудовской Аравии. Так, по состоянию на 2016 г., при военных расходах, составляющих 21% от общих государственных расходов, только 5% расходов на ВВТ, их обслуживание и запасные части для них являются локализированными [21]. Подобное состояние оборонной промышленности государства говорит о том, что для обеспечения вооруженных сил необходимыми ВВТ в краткосрочной перспективе требуется опираться на их импорт, что в условиях напряженности в отношениях с западными государствами ставит вопрос о необходимости диверсификации поставок ВВТ. В таких условиях наиболее очевидным поставщиком, в силу ее положения на мировом рынке вооружений, обусловленного развитой оборонной промышленностью и статусом одного из мировых лидеров в области разработки и производства бронетанковой техники, стрелкового оружия, авиационной техники, а также ракетных систем, является Россия. Как отмечают многие исследователи, наряду с Россией только США обладает такими же возможностями по производству широкого спектра ВВТ, поэтому она считается надежным поставщиком ВВТ для тех стран, у которых сложные отношения с США. Немаловажным фактором является то, что российские ВВТ зачастую дешевле своих зарубежных аналогов. Например, стоимость уже упоминавшихся ранее систем С-400, при сопоставимых с конкурентами характеристиках, составляет ориентировочно 500 млн долл. США, тогда как стоимость систем Patriot Pac-2 -1 млрд долл. США, а THAAD - 3 млрд долл. США [13]. К тому же глава командования вооруженных сил США на Ближнем Востоке Джозеф Вотел в докладе комитету палаты представителей по Вооруженным силам отметил: «Однако из-за политических соображений, стоимости и оперативности поставок, некоторые из наших партнеров ищут альтернативных поставщиков ВВТ у наших ближайших конкурентов, таких как Россия и Китай» [22]. Тем не менее главной причиной, вероятно, является возросшая роль России на Ближнем Востоке. Появление нового значимого актора в регионе поставило перед Саудовской Аравией задачу поиска путей развития отношений с ним. Для России из-за ее роли в регионе также важны нормальные отношения с одним из его лидеров, поэтому сотрудничество можно считать обоюдным. Как уже упоминалось ранее, и Россия, и Саудовская Аравия активно используют ВТС в дипломатии, поэтому закрепление договоренностей между государствами через поставки ВВТ выглядит резонным. Развитие ВТС с Саудовской Аравией дает России возможность расширить рынок сбыта российских ВВТ, что с учетом сложностей, связанных с угрозой санкций на покупателей со стороны США, может позволить снизить потери от них. Продажа ВВТ в Саудовскую Аравию, как показывает опыт западных стран, это большая прибыль для оборонной промышленности, устойчивое развитие которого зависит в том числе и от экспорта. Кроме того, поставки продукции одному из лидеров Ближнего Востока могут подтолкнуть другие государства региона к закупке российских ВВТ. Катар, например, в 2019 г. начал переговоры о поставки российских систем С-400 [23]. Кроме того, курс Саудовской Аравии на локализацию военных расходов путем развития собственной оборонной промышленности невозможен без привлечения иностранных компаний, которые могли бы организовать производство, в первую очередь лицензионное. Как уже упоминалось выше, часть действующих контрактов между государствами включает локализацию производства. Такой формат сотрудничества хоть и снижает перспективы поставки конечных изделий, но при этом дает возможность развивать поставки запасных частей, компонентов и оборудования, необходимых для освоения производства и его функционирования. Таким образом, в долгосрочной перспективе за счет локализации производства в Саудовской Аравии Россия может получить постоянного партнера в области ВТС. Даже с учетом наличия объективных причин начала ВТС, а также предпосылок к его развитию, существует ряд факторов, которые ограничивают его перспективы. Напряженность в отношениях Саудовской Аравии и стран Запада хоть в определенной степени и является преградой для реализации их совместных проектов в области ВТС, но с учетом экономического значения ВТС с Саудовской Аравией для США и стран ЕС она не может считаться критической для его осуществления. Несмотря на сложности, США и государства ЕС сохраняют свое присутствие на рынке ВВТ Саудовской Аравии. После вопросов об отмене поставок ВВТ в Саудовскую Аравию после убийства Джамаля Хашогджи Д. Трамп заявил: «Мне не нравится, что в Соединённые Штаты могут перестать поступать инвестиции в размере $110 млрд. Знаете, что они сделают? Они возьмут эти деньги и потратят в России, Китае или где-то еще» [24]. Также, учитывая устойчивые связи между Саудовской Аравии США и историю преодоления различных кризисов, отказ от поставок ВВТ в Саудовскую Аравию видится маловероятным. Другой пример, несмотря на первоначальную отмену сделку по поставке 400 бомб с лазерным наведением, за которые уже была получена оплата в размере 10 млн долл. США, Испания все же не отказалась от ее исполнения, так как Саудовская Аравия пригрозила отменить сделку на закупку кораблей на общую сумму 2 млн долл. США [25]. Один из ключевых партнеров Саудовской Аравии в Европе - Франция, также не планирует останавливать продажи ВВТ в эту страну. На обвинения в том, что ВВТ французского производства используются Саудовской Аравией в Йемене, премьер-министр Франции Эдуард Филипп заявил, что французские ВВТ, используемые войсками коалиции, находятся на оборонительных позициях за территорией Йемена. Подобная позиция Франции говорит о том, что отказываться от ВТС с Саудовской Аравией она не планирует. О важности сохранения поставок ВВТ в Саудовскую Аравию свидетельствует и тот факт, что Великобритания, Франция и Испания добиваются от Германии, которая ввела полное эмбарго на экспорт оружия в Саудовскую Аравию, снятия запрета на такие поставки, так как он распространяется также на поставки комплектующих немецкого производства для совместных оружейных проектов. Соответственно, высокая конкуренция на данном рынке будет сохраняться, что, с учетом существующих связей западных государств с Саудовской Аравией, осложняет для России работу на этом рынке. Хотя нельзя не отметить, что в сложившейся ситуации Саудовская Аравия стремится к диверсификации поставок ВВТ для обеспечения национальной безопасности. Сохранение связей с западными странами также важно и для самой Саудовской Аравии, поскольку Запад обеспечивает ей необходимую поддержку на международной арене, а также военную поддержку. США рассматривают Саудовскую Аравию как стратегического партнера в регионе. На протяжении долго времени государства выстраивали сотрудничество во многих областях, главным образом в нефтяной и обороны и безопасности. Поставки ВВТ в Саудовскую Аравию были важной частью сотрудничества, которое пережило целый ряд кризисов, начиная от нефтяного эмбарго 1973 г. и заканчивая событиями 11 сентября 2001 г. С технической точки зрения поставки ВВТ и России в Саудовскую Аравию сопряжены с рядом сложностей. Несмотря на то что ВВТ, производимые российской оборонной промышленностью, потенциально покрывают весь спектр потребностей Саудовской Аравии, их интеграция в общую систему материально-технического оснащения вооруженных сил Саудовской Аравии проблематична, так как она базируется на системах натовского образца. И если для стрелкового оружия и бронетанковой техники этот вопрос не является критически важным, то для сложных систем, например С-400, которые необходимо интегрировать в общую систему ПРО, он стоит довольно остро. Кроме того, неспособность России обеспечить тот же уровень некоторых технологий, например в области электроники, ведет к тому, что Россия может рассчитывать только на экспорт бронетехники, стрелкового оружия авиационной техники и ракетных систем. В связи с этим целесообразность их закупки, даже с учетом диверсификации поставок, вызывает вопросы. В Саудовской Аравии реализуется программа «Видение Саудовской Аравии 2030», которая направлена, в том числе, и на локализацию военных расходов. Эта программа способствует развитию собственной оборонной промышленности Саудовской Аравии. Таким образом, предполагается, что Саудовская Аравия будет заинтересована не в поставках ВВТ, а в локализации производства, а значит, потребность в готовых системах будет снижаться. Взаимодействие в сфере поставок ВВТ с Россией может повлечь за собой американские санкции в отношении Саудовской Аравии. За относительно недолгое время действия закона «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» под санкции США уже попало Управление вооружений Объединенного штаба Центрального военного совета КНР и его руководитель Ли Шангфу из-за закупки российских систем С-400 и истребителей Су-35. Эти санкции включают в себя: отказ в экспортных лицензиях, запрет на валютные операции под юрисдикцией США, запрет на операции с финансовой системой США, блокировку всей собственности, находящейся в юрисдикции США [26]. Возможно, угроза подобных санкций является причиной того, что контракт по С-400 между Россией и Саудовской Аравией так и не вступил в силу. С-400 является конкурентом американской системы Patriot, поэтому США не заинтересованы в развитии ВТС между Саудовской Аравией и Россией и за счет существующих связей в сфере поставок ВВТ и санкционных инструментов могут оказывать давление на Саудовскую Аравию. С локализацией производства АК-103 на территории Саудовской Аравии уже возникают подобные проблемы. Подписание контракта о совместном производстве откладывается, так как изначально партнером должна была стать SAMI, но сейчас вместо нее рассматриваются другие компании. Не исключено, что участие SAMI запретили власти Саудовской Аравии из-за риска санкций, так как компания связана с местным министерством обороны [27]. Россия - один из основных поставщиков ВВТ в Иран, который является одним из главных оппонентов Саудовской Аравии в регионе, и эти поставки могут стать преградой в отношениях с Саудовской Аравией, которая не готова допускать усиление Ирана. Поэтому для наращивания сотрудничества с Саудовской Аравией необходимо найти правильный баланс отношений с Ираном. Россия имеет устойчивые связи с Ираном, а президент Ирана Хасан Роухани даже заявил, что отношения Москвы и Тегерана приближается к стратегическому уровню [28]. Сохранение тесных связей с западными странами также может стать препятствием для дальнейшего развития ВТС. Поставка новейших образцов ВВТ, например С-400, государству, которое имеет сильные связи, в том числе в военной сфере, с США может быть сопряжена с существенными рисками передачи этих технологий американской стороне. Подобные риски могут вынудить Россию вести более осторожное сотрудничество с Саудовской Аравией. В такой ситуации экономические аспекты могут отойти на второй план, так как защита собственного военного потенциала является более важной задачей. Объем текущих поставок хоть и является значительным, но при этом нельзя утверждать, что ВТС с Саудовской Аравией имеет критическое значение для России. Даже без поставок ВВТ в данное государство Россия способна поддерживать свой статус ключевого игрока на мировом рынке вооружений за счет сотрудничества со своими традиционными партнерами, например Китаем, Индией и Алжиром, для которых санкции США не будут иметь ключевого значения. С учетом информации о причинах развития ВТС между Россией и Саудовской Аравией, а также существующих ограничениях для дальнейшего сотрудничества можно сделать следующие выводы: 1. Задачи по обеспечению собственной армии, а также развитию оборонной промышленности за счет локализации производства Саудовская Аравия решала и могла бы решать за счет сотрудничества с западными странами, даже несмотря на существующие сложности в отношениях с ними. 2. Диверсификация поставок ВВТ за счет их закупки у России сопряжена с целым рядом сложностей из-за необходимости включения этих ВВТ в общую систему, которая базируется на ВВТ натовского образца. 3. Поставки ВВТ из России могут повлечь за собой санкции западных стран, а значит, проблемы в отношениях с ними, в том числе ограничение поставок ВВТ. 4. Расширение рынка сбыта российских ВВТ за счет Саудовской Аравии ограничено из-за ее тесных связей с западными странами. На основании этого можно сделать вывод, что ни экономические, ни технические факторы нельзя считать ключевыми для развития ВТС между Россией и Саудовской Аравией, оно обусловлено в первую очередь политическими причинами. Саудовская Аравия играет одну из основных ролей в регионе, поэтому налаживание сотрудничества с ней для России необходимо в условиях ее активности на Ближнем Востоке, к тому же это шанс ослабить влияние США, которое реализуется в том числе через Саудовскую Аравию. При этом показательным может считаться тот факт, что Россия готова поставлять Саудовской Аравии новейшие образцы своих ВВТ, доступные лишь ключевым партнерам, как, например, в ситуации с обсуждаемой поставкой систем С-400, которые в настоящее время находятся в эксплуатации только в России, Республике Беларусь, Китае и Турции. Все это говорит о намерениях России развивать отношения с Саудовской Аравией, одним из лидеров Ближнего Востока и мусульманского мира. Только при условиях сотрудничества с ней и сохранения баланса в отношениях с другими региональными лидерами, в первую очередь с Ираном, Россия сможет обеспечить себе одну из лидирующих позиций в регионе. С другой стороны, растущее влияние России на Ближнем Востоке, которая имеет в союзниках Сирию и Иран, позволяет ей реализовывать свою политику так, что это будет идти вразрез с интересами Саудовской Аравии в регионе. Развитие ВТС между Россией также ограничивает влияние России на конфликт в Йемене, подталкивая ее к более сдержанной позиции, потому что Россия не может занять чью-либо сторону, так как это испортило бы отношения с Ираном (поддерживает хуситов) или Саудовской Аравией. Возможность сдерживания Ирана также важна для Саудовской Аравии, и это может быть реализовано через развитие отношений с Россией. Подобные попытки Саудовская Аравия уже предпринимала. В 2009 г. в СМИ даже проходила информация о том, что Москва тогда получила от Эр-Рияда предложение о закупке крупной партии оружия в обмен на отказ России от сотрудничества с Ираном в военной и ядерной области [10]. Кроме того, укрепление политических связей с Россией позволяет Саудовской Аравии в ее лице получить дополнительную поддержку на международной арене. Также в условиях ухудшения отношений с США и ЕС для Саудовской Аравии сотрудничество с Россией, в том числе и в сфере ВТС, дает возможность продемонстрировать самостоятельность и независимость от США и ЕС. Оба государства имеют свои интересы на Ближнем Востоке, а также могут считаться важными акторами в этом регионе, что вынуждает их, для успешной реализации своей политики, к сотрудничеству. В подобных условиях в полной мере нельзя расценивать ВТС между Россией и Саудовской Аравией как самостоятельный процесс: оно является лишь инструментом для дальнейшего развития политических отношений между государствами, закрепляя те шаги, которые предпринимает руководство России и Саудовской Аравии.

Ключевые слова

военно-техническое сотрудничество, торговля оружием, Россия, Саудовская Аравия, Ближний Восток

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сероштанов Кирилл ВладимировичТомский государственный университетаспирант факультета исторических и политических наукseroshtanov.kirill@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Trends in World Military Expenditures, 2019 // SIPRI. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2018-04/sipri_fs_1805_milex_2017.pdf (дата обращения: 21.09.2020).
Trends in International Arms Transfers, 2019 // SIPRI. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2020-03/fs_2003_at_2019_0.pdf (дата обращения: 21.09.2020).
Федеральный закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СПС Консультант Плюс.
Sorenson D. “Why the Saudi Arabian Defence Binge?” // Contemporary Security Policy. 2014. Vol. 35, is. 1. P. 116-137.
Волков М.Н. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 2012-2017 гг. : Прорыв в новых геополитических условиях // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 53. C. 93-98.
Корыбко Э., Хаддад Х. Революционные перемены в российской стратегии на Ближнем Востоке // Сравнительная политика. 2017. № 8 (3). С. 38-44.
Stavrianakis A. Legitimizing liberal militarism: politics, law and war in the Arms Trade Treaty // Third World Quarterly. 2016. Vol. 37 (5). P. 840-865.
Shay S. The Saudi Arabian Military Industries (SAMI) // Herzliya Conference Papers. 2018. 11 p.
Межгосударственные отношения России и Саудовской Аравии // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20180614/1522622064.html (дата обра щения: 21.09.2020).
Саудовская Аравия закупит оружие // Актуальные комментарии. URL: http://actualcomment.ru/saudovskaya_araviya_zakupit_oruzhie.html (дата обращения: 21.09.2020).
Первым делом - огнеметы // Российская газета. URL: https://rg.ru/2017/10/09/rossiia-postavit-v-saudovskuiu-araviiu-oruzhie-na-35-mlrd-dollarov.html (дата обращения: 21.09.2020).
Россия начала поставки АК-103 в Саудовскую Аравию // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/02/17/rossiia-nachala-postavki-ak-103-v-saudovskuiu-araviiu.html (дата обращения: 21.09.2020).
Россия начала поставки в Саудовскую Аравию огнеметов «Солнцепек» // Вести. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/117625 (дата обращения: 21.09.2020).
Концерн «Калашников» встал на путь локализации // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3888976 (дата обращения: 21.09.2020).
В ФСВТС заявили об обсуждении с Саудовской Аравией условий контракта на поставку С-400 // ТАСС. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/6133990 (дата обращения: 21.09.2020).
Пятое поколение для всех: почему Су-57 может стать хитом на рынке оружия // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/04/01/piatoe-pokolenie-dlia-vseh-pochemu-su-57-mozhet-stat-hitom-na-rynke-oruzhiia.html (дата обращения: 21.09.2020).
Germany extends ban on arms sales to Saudi Arabia // DW. URL: https://www.dw.com/en/germany-extends-ban-on-arms-sales-to-saudi-arabia/a-48107734 (дата обращения: 21.09.2020).
Вашингтон объявил о выходе из Международного договора о торговле оружием // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/04/26/vashington-obiavil-o-vyhode-iz-mezhdunarodnogo-dogovora-o-torgovle-oruzhiem.html (дата обращения: 21.09.2020).
U.S. Blocks Arms Sale to Saudi Arabia Amid Concerns Over Yemen War // The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2016/12/13/us/politics/saudi-arabia-arms-sale-yemen-war.html (дата обращения: 21.09.2020).
Domestic Arms Production // Global Security. URL: https://www.globalsecurity.org/military/world/gulf/sa-production.html (дата обращения: 21.09.2020).
IN NUMBERS: The Saudi Arabian Military Industries' plan for 2020 // Al Arabiya. URL: english.alarabiya.net/en/business/economy/ 2018/02/26/IN-NUMBERS-The-Saudi-Arabian-Military-Industries-plan-for-2020.html (дата обращения: 21.09.2020).
Russia and China are Seducing U.S. Allies With Cheap Weapons, Warns General Joseph Votel // Newsweek. URL: https://www.newsweek.com/general-joseph-votel-us-allies-actively-seeking-cheaper-weapons-russia-and-823325 (дата обращения: 21.09.2020).
Россия и Катар начали переговоры о поставках ЗРС С-400 «Триумф» // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/02/19/rossiia-i-katar-nachali-peregovory-o-postavkah-zrs-s-400-triumf.html (дата обращения: 21.09.2020).
Элемент двойной игры: возможны ли санкции США против Саудовской Аравии из-за пропавшего журналиста // RT. URL: https://russian.rt.com/world/article/564106-ssha-saudovskaya-araviya-sanktsii (дата обращения: 21.09.2020).
Spain's parliament backs arms sales to Saudi Arabia // Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/us-saudi-khashoggi-spain-arms/spains-parliament-backs-arms-sales-to-saudi-arabia-idUSKCN1MX2M5 (дата обращения: 21.09.2020).
US Expands Russian Defense and Intelligence Sanctions, Targets Chinese Parties // White Case. Sep. 26, 2018. URL: https://www.whitecase.com/publications/alert/us-expands-russian-defense-and-intelligence-sanctions-targets-chinese-parties (дата обращения: 21.09.2020).
Джорджевич А. Концерн «Калашников» встал на путь локализации // Коммерсантъ. 2019. 19 фев. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3888976 (дата обращения: 21.09.2020).
Отношения России и Ирана движутся к стратегическому уровню, заявил Роухани // РИА Новости. 2019. 14 фев. URL: https://ria.ru/20190214/1550862821.html (дата обращения: 21.09.2020).
 Политические аспекты военно-технического сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 468. DOI: 10.17223/15617793/468/18

Политические аспекты военно-технического сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 468. DOI: 10.17223/15617793/468/18