Россия и страны Центральной Азии в многосторонних форматах сотрудничества в области спорта в рамках СНГ | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 469. DOI: 10.17223/15617793/469/12

Россия и страны Центральной Азии в многосторонних форматах сотрудничества в области спорта в рамках СНГ

Анализируется участие России и стран постсоветской Центральной Азии в многосторонних механизмах сотрудничества в области спорта в рамках Содружества Независимых Государств. Последовательно рассмотрены институты, правовая база, направления связей и их основные результаты. Изучена вовлеченность России и ее центральноазиатских партнеров в различные форматы контактов, а также в многосторонние соглашения и в работу органов СНГ, координирующих сотрудничество в данной области.

Russia and Central Asia in the CIS Multilateral Cooperation in Sport.pdf Многосторонняя дипломатия сегодня пронизывает все сферы международных отношений и играет ведущую роль в глобальном управлении и попытках найти решение глобальных проблем современности. Основным институтом многосторонней дипломатии были и остаются международные межправительственные организации - глобальные, региональные и субрегиональные, с открытым и закрытым членством, универсальной компетенции и специализированные. В данной статье пойдет речь об одной из специализированных сфер сотрудничества крупной региональной организации - Содружества Независимых Государств (СНГ). Без сомнения, в международных исследованиях достаточно хорошо изучены различные вопросы функционирования этой организации, прежде всего, экономическое и военно-политическое сотрудничество. Гораздо менее изученной, но при этом отнюдь не менее важной, остается гуманитарная сфера, т.е. связи в областях культуры, науки, образования, работы с молодежью, спорта, туризма, информации и массовых коммуникаций. Авторы данной статьи в настоящее время работают над проектом по изучению гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и странами Центральной Азии: Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан, Киргизской Республикой, Республикой Узбекистан и Туркменистаном. Двусторонние связи между Россией и каждой из центральноазиатских стран в гуманитарной сфере, в том числе в области спорта, рассмотрены в рамках отдельных исследований, а данная статья имеет своей целью проследить, как осуществляется участие упомянутых партнеров в многосторонних форматах спортивного сотрудничества в рамках СНГ. С точки зрения теоретических оснований, авторы базируются на нескольких аспектах. Во-первых, механизмы многосторонней дипломатии сами по себе чрезвычайно интересны в плане своей репрезентативности, возможностей вовлекать большое число участников и обеспечивать коллективное принятие решений и широкий обмен мнениями. Во-вторых, сфера спорта примечательна тем, что в настоящее время выходит на заметные позиции в любых партнерских межгосударственных связях, несет большую имиджевую нагрузку и более не может оставаться вне политики, став, наоборот, частью мирополитических процессов (см., например, [1-5]). В-третьих, спорт - одна из тех сфер международного взаимодействия, которые реально могут вносить вклад в решение части глобальных проблем как на уровнях государства и личности, так и на мировом, а именно способствовать распространению здорового образа жизни, содействуя тем самым развитию безопасности человека. Методологически исследование построено на использовании, во-первых, контент-анализа с целью последовательного изучения многосторонних актов СНГ, появившихся на протяжении существования организации и составляющих правовую базу сотрудничества, и, во-вторых, институционального анализа с целью выявления организационных механизмов сотрудничества и представленности в нем России и стран Центральной Азии, на материале последнего десятилетия, до пандемии. Источниковая база исследования включает многосторонние дипломатические документы, регламентирующие сотрудничество; отчеты, планы и другие информационные материалы органов СНГ, участвующих в реализации связей в сфере спорта; актуальные материалы электронных новостных архивов СМИ. После распада СССР и наступившего социальноэкономического кризиса проблемы развития физической культуры, физического воспитания, спорта и здорового образа жизни являлись актуальными для обществ всех постсоветских государств. Государственное финансирование резко сократилось, для большого числа людей была утрачена возможность бесплатно заниматься спортом. Тем не менее связи между спортивными федерациями бывшего Союза сохранялись [6. С. 296]. В 1993 г. по инициативе России была созвана Ассамблея руководителей органов государственного управления физической культурой и спортом стран СНГ. В том числе к ее работе присоединились и три страны Центральной Азии - Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В ходе Ассамблеи ее участники подписали первые, пока еще только двусторонние межведомственные соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта. Чаще всего проводились совместные учебно-тренировочные сборы по различным видам спорта, также использовались российские программы подготовки тренерских кадров. Что касается многостороннего взаимодействия, то в 1999 г. странам удалось провести Спартакиаду трудящихся СНГ, а в марте 2000 г. состоялось совещание руководителей органов государственного управления физической культурой и спортом стран - членов СНГ, собравшее представителей всех без исключения государств Содружества и посвященное подготовке национальных сборных к летней Олимпиаде в Сиднее [7]. В 2001 г. российская сторона выступила с инициативой проведения в Москве Международных спортивных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов РФ [8]. Российскую идею приветствовал Международный Олимпийский комитет [9]. Игры состоялись в 2002 г., в состязаниях приняли участие почти 6 тыс. спортсменов. Особо стоит отметить работу организаторов - в преддверии Игр было продумано всё, вплоть до учета национальных традиций в питании участников и подготовки регулярных спецвыпусков новостей на телеканалах «ТВЦ» и «ТВ-Столица» [10, 11]. Аналогичные Игры состоялись в Подмосковье в 2005 г. На них вновь были представлены молодые спортсмены всех стран СНГ, ряда государств Прибалтики и дальнего зарубежья [12]. В 2005 г. в рамках СНГ было подписано подробное Соглашение о гуманитарном сотрудничестве, которое, помимо прочего, регламентирует связи в области спорта, предписывая сторонам «взаимодействие между заинтересованными ведомствами и организациями», «совместные спортивные мероприятия», «обмен спортивными делегациями, опытом работы, научнометодической информацией и специальной литературой», сотрудничество «в области международного олимпийского и паралимпийского движения», «в сфере научных исследований, научно-методического и медицинского обеспечения деятельности в области физической культуры и спорта, антидопинговой политики» «для более полного и эффективного использования спортивного потенциала» [13]. Новый импульс многосторонним контактам придало создание в 2006 г. специализированного органа управления - Совета по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ [14] и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС) СНГ, финансирующего международные мероприятия [15]. В 2007 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области физической культуры и спорта. Оно повторяет рекомендации Соглашения о гуманитарном сотрудничестве, добавляя к ним положения о создании Совета по физической культуре и спорту СНГ, содействии «обмену и распространению на своих территориях информации, пропагандирующей здоровый образ жизни и достижения в спорте», принятии «согласованных мер для развития и проведения массовых физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятий среди различных слоев населения», совместном использовании материально-спортивной базы, совместных научных исследованиях и «систематических консультациях» по всем вопросам [16]. Еще один институт взаимодействия в СНГ, имеющий отношение к гуманитарным связям, включая связи в области спорта, - это существующая с 1992 г. Межпарламентская Ассамблея (МПА) СНГ, при которой действует Постоянная комиссия по культуре, информации, туризму и спорту [17]. Ее основная функция состоит в принятии так называемых модельных законов, призванных служить ориентиром для гармонизации национального законодательства государств СНГ, в том числе в гуманитарных сферах общественной жизни, включая спорт. Рассмотрим основные направления многостороннего сотрудничества за последнее десятилетие. Первым среди них можно назвать регулярные контакты представителей спортивного сообщества стран-участниц, которые осуществляются благодаря наличию описанных выше площадок для диалога. Много возможностей для контактов предоставляют формальные и неформальные мероприятия - соревнования, круглые столы, праздники. Главный орган сотрудничества - Совет по физической культуре и спорту - собирается ежегодно, на его заседаниях решаются такие вопросы, как актуальные стандарты реализации государственной политики в области спорта и пропаганды здорового образа жизни, актуальная повестка совместных мероприятий, перспективные планы сотрудничества (см., например, [18-21]). Второе направление - принятие законодательных актов, которые должны со временем привести к единообразию правовых стандартов стран Содружества. Межпарламентской ассамблеей СНГ были приняты следующие акты в области спорта: в 1996 г. - «О физической культуре и спорте», в 2001 г. - «О детско-юношеском спорте», в 2002 г. - «О национальных видах спорта», в 2003 г. - «О студенческом спорте», в 2004 г. - «О статусе спортсмена сборной команды», в 2007 г. - «О профессиональном спорте», в 2008 г. -«О паралимпийском спорте», в 2012 г. - «О спортивной подготовке», в 2014 г. - «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья спортсменов - членов спортивных сборных команд» и в 2016 г. - «Об обеспечении безопасности крупных спортивных мероприятий» [22]. В 2020 г. начато обсуждение модельного закона «О противодействии применению допинга в спорте» [23]. В 2012 г. была утверждена подробная «Стратегия развития физической культуры и спорта государств -участников СНГ до 2020 г.», в которой были закреплены изложенные ранее в Соглашении 2007 г. основные принципы сотрудничества. Стратегия во многом направлена на формирование здорового образа жизни и создание условий для занятий спортом различных групп населения, развитие физкультурно-массового движения, детского, юношеского и студенческого спорта, национальных видов спорта, стандартов взаимодействия с производителями и поставщиками спортивных товаров и услуг и т.д. [24]. В 2020 г. СНГ была принята новая Стратегия развития сотрудничества в области физической культуры и спорта [25]. Документ утвержден главами правительств всех государств Содружества. Стратегия закрепляет основные принципы сотрудничества, изложенные в Соглашении 2007 г. и Стратегии 2012 г., и предписывает странам расширять сферы взаимодействия, увеличивать количество совместных документов и модельных законов, формировать традиции проведения совместных спортивных мероприятий. Кроме того, зафиксировано принятое двумя годами ранее решение о присвоении Российскому государственному университету физической культуры, спорта, молодежи и туризма статуса «базовой организации государств - участников СНГ в области физической культуры и спорта, деятельность которой направлена на изучение и распространение опыта развития физической культуры и спорта с учетом современных мировых тенденций, разработку рекомендаций, методических, аналитических, информационных материалов, развитие сотрудничества образовательных и научноисследовательских организаций стран Содружества, организацию совместных исследований по актуальным направлениям развития сотрудничества в области физической культуры и спорта, а также содействие обмену опытом профессорско-преподавательской деятельности и достижениями научноисследовательской работы в области физической культуры и спорта государств - участников СНГ». Третье направление сотрудничества - организация спортивных соревнований. Их проведено достаточно много, причем частота событий увеличилась после создания МФГС. Среди таковых можно отметить Международные спортивные игры СНГ [26], фестивали школьного спорта [27], фестивали спорта среди семейных команд [28], первый Фестиваль национальных видов спорта и игр [29], Международные Иссык-Кульские игры [30], Кубок Содружества по футболу [31], конноспортивные фестивали стран СНГ и Прибалтики [32, 33], Международную молодежную Олимпиаду государств - участников СНГ [34], Чемпионат СНГ по альпинизму [35], турниры детских команд по баскетболу [36], мини-футболу [37], шахматам [38] и другие события. Четвертым направлением связей можно назвать научные и образовательные контакты в области спорта и здорового образа жизни. Так, в 2012 г. в Москве прошел межгосударственный форум СНГ «Здоровье населения - основа процветания стран Содружества», в Минске - международная научно-практическая конференция СНГ по проблемам физической культуры и спорта, а на Иссык-Куле - международная конференция «Спорт за интеллектуальное и нравственное развитие общества» [39]. В 2013 г. в Москве состоялись II форум СНГ «Здоровье населения - основа процветания стран Содружества» и международный научно-практический конгресс «Научно-методическое и медико-биологическое сопровождение подготовки высококвалифицированных спортсменов» [40]. В 2016 г. в Ульяновске был организован круглый стол с участием представителей стран Содружества «Развитие национальных видов спорта» [41], а в Краснодаре -круглый стол «Развитие школьного спорта в странах СНГ» с участием политиков, представителей образовательных и спортивных ведомств государств-участников, руководителей команд и представителей федераций по видам спорта стран СНГ [42]. Аналогичный круглый стол прошел в рамках фестиваля школьного спорта 2019 г. в Казани [43]. Изучение материалов, посвященных приведенным выше механизмам и направлениям сотрудничества, показывает, что Россия не только участвует во всех документах, органах и мероприятиях, но в большинстве из них является инициатором и организатором. Что касается стран Центральной Азии, то в большинстве они представлены, но есть исключения. Туркменистаном не подписаны Соглашение о создании МФГС СНГ и Соглашение о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ. Как следствие, он не принимает должного участия в работе этих органов, также, как и в работе Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту. Соглашение о сотрудничестве в области спорта Туркменистан подписал, но не ратифицировал и чаще всего не участвует в работе Совета по физкультуре и спорту СНГ, а если участвует, то только в качестве наблюдателя. Узбекистан тоже долгое время не принимал участия в работе Совета по физкультуре и спорту и работе Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту, подключившись к обеим структурам только в 2019 г. Кроме того, эта страна, даже подписав соответствующее соглашение, не участвует в работе Совета по гуманитарному сотрудничеству СНГ и изначально не подписала соглашение о сотрудничестве в области спорта 2007 г. Ни Узбекистан, ни Туркменистан не подписали Стратегию развития физкультуры и спорта в СНГ 2012 г. Однако в новой Стратегии 2021-2030 гг. подпись узбекистанской стороны уже появилась. Решение о Стратегии подписано всеми государствами СНГ, включая Туркменистан. Каждые два года на межправительственном уровне странами СНГ утверждаются планы сотрудничества в области физкультуры и спорта (см., например, [44]). Страны вносят в них свои предложения по мероприятиям. Из центральноазиатских государств участвуют в этом процессе далеко не все: в 20102019 гг. свои мероприятия часто вносили и организовывали Казахстан, Киргизия и Таджикистан, тогда как Туркменистан и Узбекистан вообще не участвовали в составлении планов. Подпись узбекистанской делегации появляется только под планом на 2019-2020 гг., но пока без внесения предложений по мероприятиям. Однако участие в большинстве соревнований спортсмены воздержавшихся от участия в документах стран принимали, хотя и не во всех. Например, Туркменистан не участвовал в Фестивале спорта среди семейных команд 2019 г., Фестивале школьного спорта 2016 г., Иссык-Кульских играх 2015 г., Чемпионате СНГ по альпинизму и конноспортивном фестивале «Содружество» 2011 г. Узбекистан не участвовал в Фестивале национальных видов спорта и игр 2017 г., Международных спортивных играх СНГ 2012 г., детском турнире по баскетболу «Серебряная корзина» 2012 г., Чемпионате СНГ по альпинизму и конноспортивном фестивале «Содружество» 2011 г. В последних двух событиях также не принимали участие спортсмены Киргизии. Казахстан и Узбекистан не участвовали в круглом столе «Развитие национальных видов спорта» 2016 г. Однако в большинстве мероприятий были представлены все центральноазиатские члены СНГ. Если для неучастия в отдельных мероприятиях причины могут быть разными и далеко не обязательно политическими, а, возможно, попросту связанными с трудностями логистики или финансов, то вопросы участия или неучастия в институтах и документах - более принципиальны. Неучастие Узбекистана и Туркменистана в ряде форматов работы может указывать на нежелание государств в полной мере включаться в механизмы многостороннего сотрудничества, что, безусловно, отчасти затрудняет процесс взаимодействия. Все остальные государства Центральной Азии представлены в упомянутых органах и документах и, как следствие, в полной мере участвуют в спортивном сотрудничестве в СНГ. Наконец, необходимо взглянуть и на то, как проявляются практические результаты связей в области спорта, помимо непосредственного проведения совместных соревнований. Контакты между людьми, между профессиональными сообществами - важнейший результат процесса, но есть и более глобальные цели, на которые ориентировано многостороннее взаимодействие. Эти цели изложены в упоминавшихся выше совместных документах и включают повышение доступности спорта для граждан стран СНГ, распространение здорового образа жизни, поддержка национальных видов спорта, повышение в каждом из государств уровня профессионального спорта, уровня спортивной медицины, борьбы с допингом и т. д. Безусловно, для оценки того, как сотрудничество повлияло на эти сферы в каждой из стран, необходимо отдельное исследование, но некоторые данные уже собраны национальными спортивными ведомствами и представлены в Совет по физкультуре и спорту СНГ. Так, например, об увеличении числа соревнований по национальным видам спорта и расширении участия в них жителей страны в СНГ представили данные Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Казахстан также отчитался Совету по физкультуре и спорту СНГ об увеличении объема информационного контента, посвященного профессиональному спорту, на национальном телевидении [45], и о росте охвата населения занятиями физической культурой и спортом за счет увеличения проводимых спортивно-массовых мероприятий [46] и количества детско-юношеских спортивных школ [47]. Результаты профессиональных казахстанских спортсменов за два последних десятилетия тоже объективно выросли [48]. Еще одним проявлением практической реализации результатов связей является принятие в странах Содружества национальных законодательных актов о физкультуре и спорте с учетом модельных законов МПА СНГ [49. С. 166]. Подводя итог рассмотрению темы, можно сделать следующие выводы. Содружество Независимых Государств как международная межправительственная организация, работающая во всех сферах общественной жизни, за десятилетия своего существования в том числе широко развило многосторонние форматы взаимодействия в области спорта. Они включают и специализированный орган (Совет СНГ по физкультуре и спорту), и обширную правовую базу, и большое число постоянных механизмов сотрудничества, причем не только совместную организацию соревнований, но и проведение консультаций, конференций, унификацию законодательства. Изучение всей совокупности этих форматов свидетельствует о действительно системном характере подхода организации к спорту как одной из сфер гуманитарного сотрудничества. Россия является инициатором и организатором большинства форматов и мероприятий. Степень участия ее партнеров из числа стран Центральной Азии в институтах, многосторонних документах и механизмах сотрудничества существенно отличается. На протяжении последнего десятилетия наиболее активное участие показали Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В то же время Туркменистан дистанцируется от участия в органах и документах и направляет своих спортсменов не на все соревнования, проводимые в СНГ. В ряде форматов сотрудничества не участвует Узбекистан. Меньшее число мероприятий, организуемых центральноазиатскими государствами, по сравнению с Россией, можно объяснить разницей в возможностях национальных бюджетов, но у неучастия в институтах сотрудничества причины, скорее, политические, а именно приоритет закрытости и максимальной нейтральности во внешних связях. Однако со временем ситуация все же постепенно меняется, что можно связать с общей активизацией внешней политики и достижением большей открытости страны при новом президенте Ш. Мирзиееве. Например, узбекистанская сторона все же подключилась к работе Межпарламентской ассамблеи СНГ и Совета по физкультуре и спорту. Нужно отметить, что отказ от сотрудничества может негативно сказываться не только на развитии контактов, но, в большей степени, на состоянии спорта в самих этих странах, поскольку в данном случае они не получают того, что могут дать им действительно активные и объективно полезные международные связи. Спорт и физическая культура являются не только важными элементами социально-экономического развития, но в современных условиях - еще и каналом межкультурной коммуникации. Дальнейшее расширение форматов сотрудничества, особенно после преодоления пандемии, будет в первую очередь способствовать развитию гуманитарных контактов стран и социальной базы интеграции в рамках Содружества, объединяя различные группы людей.

Ключевые слова

Россия, Центральная Азия, СНГ, гуманитарное сотрудничество, многосторонняя дипломатия, спорт

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Муратшина Ксения ГеннадьевнаУральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцинаканд. ист. наук, доцент кафедры теории и истории международных отношенийksenia.muratshina@urfu.ru
Валеева Марина ВладимировнаУральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцинаканд. социол. наук, младший научный сотрудник лаборатории наукометрииcherbakova_marina@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Зонова Т. Язык спорта универсален, как язык музыки // Российский совет по международным делам. 25.07.2012. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yazyk-sporta-universalen-kak-yazyk-muzyki/(дата обращения: 30.03.2020).
Русакова О.Ф., Корнеева В.А. Спорт как сфера применения «мягкой» и «жесткой» сил политического влияния // Теории и проблемы политических исследований. 2016. Т. 5, № 5А. С. 195-207.
Филонов В.И., Юдина А.В. «Спортивный фактор» в формировании имиджа современного государства // Среднерусский вестник обще ственных наук. 2018. Т. 13, № 5. С. 163-179. DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-5-163-179.
Наумов А.О. Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы» // Мировая политика. 2017. № 4. С. 32-43. DOI: 10.25136/2409 8671.2017.4.24852.
Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека // Карельский научный журнал. 2017. № 2 (19). С. 149-151.
Пшенко К.А. Сотрудничество в области физической культуры и спорта - важный фактор интеграции государств - участников СНГ // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2007. № 5. С. 294-298.
Совещание руководителей органов государственного управления физической культурой и спортом стран - членов СНГ // Российский стадион: интернет-газета. 27.03.2000. URL: http://stadium.ru/news/soveshchanie-rukovoditelei-organov-gosudarstvennogo-upravleniyafijicheskoi-kulturoi-i-sportom-stran-chlenov-sng (дата обращения: 27.03.2020).
Решение Совета глав правительств СНГ о проведении в городе Москве международных спортивных юношеских игр государствучастников СНГ и стран Балтии от 29 ноября 2001 г. // Conventions.ru. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=19119 (дата обращения: 03.09.2020).
Москва готова к проведению Международных юношеских игр // РБК. 07.05.2002. URL: https://sportrbc.ru/news/5754bd019a794743bb21fe56?ruid=UET9BFxe9MNArKl5BET7Ag (дата обращения: 03.09.2020).
Международные спортивные юношеские игры стран СНГ, Балтии и регионов России // Российский стадион: интернет-газета. 24.06.2002. URL: https://stadium.ru/news/mezhdunarodnie-sportivnie-yunosheskie-igri-stran-sng-baltii-i-regionov-rossii (дата обращения: 03.09.2020).
О подготовке и проведении в 2002 году в Москве Международных спортивных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов России: Постановление Правительства Москвы // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/3629111 (дата обращения: 03.09.2020).
В Подмосковье стартуют международные спортивные Игры юниоров стран СНГ и Балтии // Sputnik. 07.06.2005. URL: https://sputnik-georgia.ru/sport/20050607/406452.html (дата обращения: 03.09.2020).
Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ от 26 августа 2005 г. // МФГС СНГ. URL: http://mfgs-sng.org/sgs/gum_sotr/ (дата обращения: 29.05.2020).
Информация о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3211/78388/(дата обращения: 30.04.2020).
О деятельности Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ // МФГС СНГ. URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=26636 (дата обращения: 13.09.2019).
Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области физической культуры и спорта от 25 мая 2007 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902129065 (дата обращения: 25.03.2020).
Комиссия по культуре, информации, туризму и спорту // МПА СНГ. URL: https://iacis.ru/ob_organizatcii/struktura_mpa_sng/postoyannie_komissii_mpa_sng/komissiya_po_kulture_informatcii_turizmu_i_sportu (дата обращения: 03.09.2020).
Информация о заседании Совета по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств - участников СНГ 2019 г. // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3175/82306/(дата обращения: 03.09.2020).
Информация о заседании Совета по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств - участников СНГ 2018 г. // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3175/79108/(дата обращения: 03.09.2020).
Информация о заседании Совета по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств - участников СНГ 2017 г. // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3175/79096/(дата обращения: 03.09.2020).
Информация об опыте организации в государствах - участниках СНГ сети учреждений для занятия детско-юношеским спортом (июль 2016 года) // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/78379/(дата обращения: 03.09.2020).
Модельные кодексы и законы // МПА СНГ. URL: https://iacis.ru/baza_dokumentov/modelnie_zakonodatelnie_akti_i_rekomendatcii_mpa_sng/modelnie_kodeksi_i_zakoni (дата обращения: 03.09.2020).
Заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту // МПА СНГ. 05.03.2020. URL: https://iacis.ru/meropriyatiya/meropriyatiya_mpa_sng/zasedanie_postoyannoy_komissii_mpa_sng_po_kulture_informatsii_turizmu_i_sportu_1 (дата обращения: 03.09.2020).
Решение о Стратегии развития физической культуры и спорта государств - участников СНГ до 2020 г. // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3451 (дата обращения: 03.09.2020).
Решение о Стратегии развития сотрудничества государств - участников СНГ в области физической культуры и спорта на 2021-2030 гг. // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=6241 (дата обращения: 03.09.2020).
VIII Международные спортивные игры СНГ // МФГС СНГ. 04.09.2012. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/1125.html (дата обращения: 03.09.2020).
В Казани завершился VII фестиваль школьного спорта стран СНГ // МФГС СНГ. 11.10.2019. URL: http://www.mfgssng.org/activity/2691.html (дата обращения: 03.09.2020).
III Фестиваль спорта среди семейных команд государств-участников СНГ // МФГС СНГ. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/2740.html (дата обращения: 28.03.2020).
Ахмеров В. В Ульяновске стартовал Фестиваль национальных видов спорта стран СНГ // Российская газета. 14.08.2017. URL: https://rg.ru/2017/08/14/reg-pfo/v-ulianovske-startoval-festival-nacionalnyh-vidov-sporta-stran-sng.html (дата обращения: 03.09.2020).
XIX Международные Иссык-Кульские игры // МФГС СНГ. 02.09.2019. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/2629.html (дата обращения: 03.09.2020).
Международный турнир по футболу «Кубок Содружества - 2012» // Интернет-портал СНГ. 2012. URL: https://ecis.info/cooperation/2919/77134/(дата обращения: 03.09.2020).
Конный спорт объединяет народы // МФГС СНГ. 14.08.2012. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/1112.html (дата обращения: 03.09.2020).
Стартует V Открытый конноспортивный фестиваль стран СНГ и Балтии Кубок «Содружество» // Министерство спорта РФ. 22.07.2014. URL: https://minsport.gov.ru/press-centre/video/6941/?special_version=Y (дата обращения: 03.09.2020).
Новости Олимпиады за 25 августа // Rusbiathlon.ru. 25.08.2015. URL: https://rusbiathlon.ru/news/summer-olympic-games/id67226/(дата обращения: 03.09.2020).
В Таджикистане прошел Чемпионат СНГ по альпинизму, посвященный 20-летию СНГ // Интернет-портал СНГ. 2011. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/77803/(дата обращения: 03.09.2020).
Международный турнир детских команд по баскетболу «Серебряная корзина» // МФГС СНГ. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/1270.html (дата обращения: 03.09.2020).
Открытие Года спорта и здорового образа жизни в СНГ // МФГС СНГ. 02.04.2012. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/880.html (дата обращения: 03.09.2020).
МФГС поддерживает Международный турнир по шахматам среди детей «Белая ладья» // МФГС СНГ. 04.07.2011. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/sport/660.html (дата обращения: 03.09.2020).
Информация о Годе спорта и здорового образа жизни в СНГ (сентябрь 2012 г.) // Интернет-портал СНГ. 2012. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/78096/(дата обращения: 03.09.2020).
Информация о деятельности Совета по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств - участников СНГ в 2013 году // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3028/78386/(дата обращения: 03.09.2020).
Представители стран СНГ обсудили в Ульяновске развитие национальных видов спорта // EvrazesNews.com. 26.08.2015. URL: http://evrazesnews.ru/index.php/news/article/view/19/21349/ (дата обращения: 03.09.2020).
Партпроект открыл Четвертый международный фестиваль школьного спорта стран СНГ // Единая Россия. 28.09.2016. URL: https://er.ru/news/146700/(дата обращения: 03.09.2020).
В Казани завершился VII фестиваль школьного спорта стран СНГ // МФГС СНГ. 11.10.2019. URL: http://www.mfgssng.org/activity/2691.html (дата обращения: 03.09.2020).
Решение о Плане мероприятий на 2019-2020 годы по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта государств -участников СНГ до 2020 года // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by/ reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=5845 (дата обращения: 03.09.2020).
Об основных итогах выполнения Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Программы поддержки и развития национальных видов спорта в СНГ на период до 2020 года // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/79180/(дата обращения: 03.09.2020).
О развитии физкультурно-оздоровительной работы среди сельского населения Республики Казахстан (сентябрь 2017 года) // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/79097/(дата обращения: 03.09.2020).
Информация об опыте организации в государствах - участниках СНГ сети учреждений для занятия детско-юношеским спортом (июль 2016 года) // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/78379/(дата обращения: 03.09.2020).
Информация о реализации государственной политики в области физической культуры и спорта в Республике Казахстан // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/2919/82382/(дата обращения: 03.09.2020).
Пшенко К.А., Гонашвили А.С. Роль Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в законотворческой деятельности в сфере физической культуры и спорта: историко-правовой аспект // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2017. Т. 17, № 2. С. 164-167.
 Россия и страны Центральной Азии в многосторонних форматах сотрудничества в области спорта в рамках СНГ | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 469. DOI: 10.17223/15617793/469/12

Россия и страны Центральной Азии в многосторонних форматах сотрудничества в области спорта в рамках СНГ | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 469. DOI: 10.17223/15617793/469/12