Факторы трансформации структуры конфессионального пространства Армении | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 469. DOI: 10.17223/15617793/469/17

Факторы трансформации структуры конфессионального пространства Армении

Анализируется ситуация в публичной сфере Армении, оказавшейся объектом воздействия публичной дипломатии США и ЕС. Исследуя факторы трансформации структуры конфессионального пространства Армении, авторы предприняли попытку более комплексного обобщения усилий западных стран по ее социокультурной трансформации для включения в свою орбиту влияния.

The Confessional Space of Armenia: Factors of Structure Transformation.pdf Введение В современном взаимозависимом мире государства не всегда могут конвертировать собственную военную и экономическую мощь в реальное политическое влияние. Эффективное достижение внешнеполитических целей в таких условиях возможно и с помощью инструментов публичной дипломатии. Для США публичная дипломатия является традиционным инструментарием, сопровождающим ее внешнеполитические инициативы по отношению к постсоветским странам. Армения - не исключение. Уже становясь объектом воздействия, страна, не имевшая такого опыта взаимодействия с западными игроками, испытала заметные изменения своей публичной сферы. В нее проникло множество различных организаций гражданского общества, имеющих американские и европейские корни, среди которых были и религиозные. Активность иностранных миссионеров в Армении привела к качественному усложнению структуры конфессионального пространства. Этому во многом способствовал ценностный характер публичной дипломатии США и ЕС, направленный на распространение демократических и псевдодемократических прав и свобод человека, в том числе свободы вероисповедания, недискриминации по религиозному признаку. Более того, принятый Конгрессом США в 1998 г. Акт «О международной свободе вероисповедания» давал право применять широкий набор санкций против стран, нарушающих, по мнению США, свободу вероисповедания своих граждан, - от дипломатических до экономических [1]. Актуальность темы исследования обусловлена стратегической важностью для России региона Южного Кавказа, который вместе с Северным Кавказом составляет геополитическое целое. Образно говоря, проблемы одного напрямую воздействуют на ситуацию в другом. Присутствие в Республике Армения (РА) множества организаций гражданского общества иностранного происхождения влияет на внутриполитическую обстановку страны, что находит отражение в динамике отношений между РФ и РА. Соответственно, целью данной статьи является анализ факторов трансформации структуры конфессионального пространства Армении. Анализ литературы по теме исследования позволяет разделить ее на несколько групп: во-первых, исследования, посвященные анализу отношений Армении с США и ЕС (К.С. Гаджиев [2], О.З. Геворкян [3], В.Д. Камынин и А.Р. Папоян [4], Б.И. Макаренко и А.Ю. Мельвиль [5], С.А. Петросян [6], Г. Плащи-ницкий [7], П. Салливан [8], К.В. Юматов [9]); во-вторых, исследования, посвященные анализу юридических норм Армении (П. А. Калиниченко [10]); в-третьих, исследования, посвященные изучению конфессионального пространства Армении (А. Автанди-лян [11], А. Амарян [12]) и др. Эмпирическая база исследования включает нормативно-правовые акты Армении, ЕС, России и США. Основными методами при написании работы послужили общенаучные методы: анализ и синтез, позволяющие получить комплексное представление о предмете исследования; индукция и дедукция, которые были применены при обработке фактического материала; исторический метод, позволяющий рассматривать явление в развитии. При изучении его современного этапа задействован сетевой подход. Анализ геополитического положения Армении После распада Советского Союза страны Южного Кавказа, как и другие бывшие советские республики, стали объектами внешнего воздействия. У США и европейских стран появилась беспрецедентная возможность для проникновение в государства Закавказья. Они до сих пор прилагают значительные усилия, чтобы сохранить и распространить свое влияние. В регионе при содействии США и ЕС была создана новая инфраструктура для транспортировки энергоресурсов из Центральной Азии, а также Прикаспийского региона в страны Европы и США без участия России [9. C. 179]. Так, на Южном Кавказе были построены нефтепроводы Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан, а также газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, железная дорога Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс. Как следствие, взаимодействие между странами региона, несмотря на существующие противоречия, стало в энергетической сфере неизбежным. Этот фактор, следует отметить, не привел к улучшению отношений между Азербайджаном и Арменией, но подтолкнул последнюю к взаимодействию с Грузией и Ираном. Армения как часть Южного Кавказа не в одночасье стала объектом воздействия внешних сил. Но удручающее экономическое положения страны после распада СССР, мощный спад ВВП в целом и на душу населения, явилось и стимулом, и предлогом для их проникновения. Именно на волнах массовой безработицы и, как следствие, эмиграции здесь появились первые и различные некоммерческие организации, благотворительные фонды гуманитарной направленности. Некоторые из них оказались связанными с новыми религиозными движениями (НРД), которые позже и закрепились в стране. Повышенная конфлик-тогенность, вызванная сочетанием разных факторов, что свойственно всему региону, стала лишь усугубляться старанием продвигающих свои интересы явных и скрытых внешних игроков. Транспортно-коммуникационная блокада Армении из-за Нагорно-Карабахского конфликта привела к изоляции республики от ресурсной инфраструктуры. Так, в условиях неблагоприятного экономического положения Армения стала зависимой от иностранных инвестиций, в частности российских, французских и американских [13], т.е. инвестиций из стран, где проживают самые многочисленные армянские диаспоры: в России - 1,18 млн чел. (по Всероссийской переписи 2010 г.) [14], в США - более 1,2 млн чел., во Франции - около 450 тыс. чел. [3. С. 571]. В силу взаимозависимых социокультурных факторов РФ обеспечила и основной поток трудовых мигрантов, а их денежные переводы стали одной из главных гарантий экономического выживания. Кроме того, Армения оказалась реципиентом помощи не имевших ранее сюда доступа западных стран. Но их инвестиции не были бескорыстными. Экономическая помощь пришла в обмен на «демократические» преобразования и выбор в пользу западной экономической модели развития [2. С. 198], в частности, участие в программе ТАСИС (Техническая помощь странам СНГ). Этот переходный период затянулся на 28 лет. О переходном характере режима свидетельствуют и изменения конституции Армении. Основной документ страны, принятый в 1995 г., обеспечивал условия для преобладания президента во властной системе, которому подчинялись все три ветви власти [15]. Однако после вступления в Совет Европы в 2001 г. началась разработка новой редакции конституции. В результате референдума 2005 г. полномочия президента были значительно сокращены, а режим из президентского стал полу-президентским. 2015 г. внес новые коррективы. Был проведен еще один успешный конституционный референдум. Армения стала парламентской республикой [16]. Выдвижение последнего на пост премьер-министра Армении в 2018 г. спровоцировало массовые акции протеста - «бархатную революцию» (апрель-май 2018 г.). Результатом событий стало избрание премьер-министром лидера протестного движения Н. Пашеняна. За скобками -резкая смена политических элит, стабильность которых постоянно подрывается борьбой за власть и их неспособностью выработать и соблюдать правила игры, что могли бы укоренить политический плюрализм. Как следствие, Армению политически и культурно сегодня можно квалифицировать как гибридный режим [5. С. 26] с «группами интересов» внутри него, лавирующими между крупными мировыми игроками. Для включения Армении в орбиту своего влияния США уже в 1990-е гг. спонсировали различные программы демократических преобразований. При активном посредничестве США Международный валютный фонд и Всемирный банк осуществили в Армении ряд долгосрочных кредитных и грантовых программ на общую сумму порядка 1 млрд долл. [6. С. 238]. Свидетельством активного развития армяноамериканских торгово-экономических связей является присвоение Армении со стороны США статуса постоянных нормальных торговых отношений (Permanent Normal Trade Relations (PNTR)) в 2004 г. [17] и упразднение поправки Джексона-Вэника, запрещающей продажу высоких технологий [18]. Важную роль в двусторонних экономических отношениях играло сотрудничество сторон в рамках программы корпорации Millennium Challenge Corporation (MCC), американского государственного агентства, предоставляющего помощь другим государствам: в период с 2006 по 2011 г. Армения получила 235,65 млн долл. [19]. Также США сотрудничает с Арменией в энергетической сфере. Американская группа компаний «Кон-турглобал» (ContourGlobal) в 2015 г. приобрела один из крупнейших энергетических активов в республике - Воротанский каскад ГЭС (Шамбская, Татевская и Спандерянская ГЭС), расположенный в западной части Армении, граничащей с Нагорным Карабахом. Это позволяет США контролировать 16% выработки электричества в стране. Стоимость сделки составила 180 млн долл. [20]. Однако США и далее намерены продолжать инвестировать в электроэнергетику республики, стремясь вытеснить конкурентов, особенно Россию. Вопреки тому, что РФ для нее - военный союзник, крупный инвестор и стратегический экономический партнер. Учитывая суммы американских инвестиций в армянскую экономику, единственным фактором, позволяющим Армении балансировать между собственными интересами и интересами страны-донора, остается диаспора. О влиянии армянского лобби в США свидетельствует принятие конгрессом США в 1992 г. поправки № 907 к Акту о поддержке свободы в связи с карабахским конфликтом. Она предусматривает запрет на оказание финансовой помощи Азербайджану по государственной линии: поправка признает Азербайджан ответственным за агрессию против Нагорного Карабаха и накладывает существенные ограничения на любую помощь азербайджанскому правительству [21]. Европейский союз, как партнер и союзник США, важнейшим направлением деятельности которого является обеспечение собственной энергобезопасности, также присутствует в регионе и РА. Европейский союз в своей политике на Кавказе делает акцент на социально-экономическую сферу, а также на уважение/соблюдение «европейских стандартов» в области прав человека и демократических свобод. Базовым документом, регулирующим отношения Армении и ЕС, является рамочное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1996 г., вступившее в силу в 1999 г. [10]. Согласно документу, под политическим сотрудничеством подразумевается установление политических связей посредством экономического сближения (ст. 5) [22]. Основным направлением сотрудничества выступает помощь во взаимоотношениях: Армения была вовлечена в программы ТАСИС, EIDHR (Европейский инструмент в поддержку демократии и прав человека), INOGATE (Межгосударственная транспортировка нефти и газа в Европу) и ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) [4. С. 194]. С 2004 г. Армения участвует в программе «Европейская политика соседства», продолжением которой стало участие Армении в Восточном партнерстве (ЕС, ГУАМ), запущенном в 2009 г. [7]. Таким образом, ЕС пытался создать альтернативные интеграционные проекты с участием стран региона, но потерпел неудачу и сосредоточился на процессе двусторонней интеграции. В 2011 г. в Люксембурге была подписана совместная декларация ЕС-Армения «Партнерства по мобильности». С 2015 г. стартовала программа «Поддержки миграции и управлению границами», которую осуществляет армянский офис Международного центра по развитию миграционной политики. В 2018 г. Арменией, ЕС и Евратом было подписано, но еще не вступило в силу, призванное заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1999 г. Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве [23], в различных областях, начиная от безопасности, торговли, финансов, устойчивого развития, занятости, образования, научных исследований, здравоохранения, рыболовство и др. Так, сотрудничество в области энергетики между Арменией и ЕС по этому соглашению предполагает диверсификацию поставщиков энергоресурсов и закрытие Армянской АЭС в Ме-цаморе (art. 42. g. ii ). То есть усиление зависимости энергетической сферы Армении от внешних инвестиций. Новый документ предполагает содействие ЕС в налаживании отношений с соседями. Сотрудничество гражданских обществ ЕС и Армении имеет целью привлечение этих организаций для упрощения взаимодействия между сторонами, а также более активное привлечение гражданского общества Армении к процессу принятия решений. Эти договоренности привели к увеличению финансирования со стороны ЕС: на 2019 г. объем гуманитарной помощи составляет 21,3%, баланс внешней и взаимной торговли - 12,3% [24]. Несмотря на многомиллионные инвестиции США и ЕС, многолетнее сотрудничество между Арменией и Россией продолжается. Следует отметить, что именно РФ является крупнейшим кредитором Армении [25]. Более того, Россия обеспечивает ее энергетическую безопасность. В отличии от своего восточного соседа Армения ограничена в своих природных ресурсах, поэтому Россия обеспечивает ее газом и нефтью, доставка которых осуществляется через Грузию (газопровод «Северный Кавказ-Закавказье»). В 2017 г. между РФ и РА был подписан протокол, предусматривающий бессрочное освобождение от вывозных таможенных пошлин нефтепродуктов и природного газа. Таким образом, урон, который был нанесен прекращением сообщения с Россией через Азербайджан, восполняется с помощью транзитных перевозок через Грузию. Также эта проблема решается с помощью построенного в 2007 г. газопровода Иран-Армения, соединяющий Тебриз и Мегри, через который Армения получает ряд продуктов из Российской Федерации. В целом на 2020 г. в регионе сложилась следующая ситуация. В 2017 г. полностью вступили в силу Соглашение об ассоциации Грузии с ЕС и либерализованный визовый режим. Армения является участником евразийского (с 2015 г.) и европейского (с 2018 г.) интеграционных проектов, что вкупе представляет собственный вариант решения дилеммы выбора между Западом и Востоком из всех постсоветских государств. И, кстати, подход - противоположный «неприсоединению» соседнего Азербайджана. Таким образом, Армения оказалась не только ареной противостояния внешних сил, но и стала площадкой продвижения интересов стран-доноров, нетрадиционных для региона, в частности США и ЕС. Ком-плементаризм, или политика взаимодополняемости, -характеризуется развитием внешнеполитических связей со всеми заинтересованными сторонами без отдачи приоритета во взаимодействии с одним государством или их группой - является основой внешней политики Армении. Как принцип реализации стратегии внешней безопасности комплементаризм закреплен в Стратегии национальной безопасности РА. Вовлечение Армении в орбиту американского и европейского влияния происходит при активном использовании публичной дипломатии - испытанного для США инструмента поддержки внешнеполитических инициатив. Элементы его действия - светские и несветские международные организации разного толка, которые укореняли здесь нетрадиционные ценности, постепенно проникая и становясь частью армянского общества. Эти организации, способствуя распространению западной культуры, образа жизни, проводили и осуществляли социально-культурную трансформацию страны. Факторы трансформации структуры конфессионального пространства Армении С момента обретения Арменией независимости в стране можно наблюдать процесс усложнения структуры конфессионального пространства. Сегодня, наряду с Армянской апостольской церковью (ААЦ), в стране действует множество религиозных организаций, в частности протестантских, прежде не имевших здесь распространения. Существенное воздействие на изменение ситуации оказал факт проникновения подобных организаций из-за рубежа, помноженный на примеры «безответственности руководителей страны» (45%), упадка национальной культуры и образования (35%) [26]. Сами же эти церкви представляют собой относительно новые религиозные организации, располагающие развитой международной сетью учреждений или являющиеся частью таковой, ведущие активную прозелитскую деятельность. Экспансия этих организаций началась после Спитакского землетрясения 1988 г., с началом Карабахской войны. В это время в Армении сложилась тяжелая гуманитарная ситуация. Для организации помощи пострадавшим (и под ее видом) в стране появились различные международные гуманитарные организации, частные благотворительные фонды и ассоциации. Среди них были и аффилированные с религиозными организациями структуры. Так, в 1988 г. начала свою работу в стране христианская некоммерческая корпорация World Vision International. В 1989 г. в Ереване открылось отделение глобальной гуманитарной организации «Церкви адвентистов седьмого дня» (ADRA - Adventist development and relief) для ликвидации последствий землетрясения. В тех же целях один из представителей мормонов [8], основатель американской корпорации Хантсман (Huntsman Corp.), миллиардер, отдавший 10% своего состояния Мормонской церкви [27], а также бывший секретарь президента Р. Никсона Дж. Хантсман (старший) начал инвестировать средства в Армению: в 1988 г. Химическая корпорация Хантсман (Huntsman Chemical Corp.) совместно с Правительством Армении реализовала проект по созданию бетонного завода Хантсман Армения (Huntsman Armenia Concrete Corporation) для содействия восстановлению страны [28]. После землетрясения семейный фонд супругов Jon&Karen Huntsman Foundation реализовал проект по строительству домов в Гюмри на сумму в 15 млн долл. [29]. Таким образом, именно с 1988 г. структура конфессионального пространства страны начала постепенно изменятся. Однако зарегистрироваться новые религиозные организации смогли только в 1991 г. после принятия закона «О свободе совести и религиозных организациях» [30]. Документ определяет широкий круг прав религиозной организации, среди которых отдельно оговорено право вести внешнюю деятельность: - устанавливать связи с церковными организациями других стран, приглашать их представителей; - командировать своих верующих за рубеж для паломничества, участия в религиозных собраниях и других мероприятиях, с целью обучения или отдыха. Закон запрещает прозелитизм, но не дает его определения, миссионерская деятельность религиозных организаций не упоминается. В целом правовое поле Армении само создавало (было вынуждено) благоприятные условия для появления, деятельности и прозелитизма религиозных организаций. В 1993 г. указом Президента Армении создается Совет по религиозным делам. Это надзорный орган, чьи полномочия позволяли накладывать запрет на деятельность организаций, в случае если эта деятельность не соответствует статусу. В то же время религиозные организации, действующие без регистрации, не могут печатать газеты и журналы, арендовать помещения, заниматься радио- и телевещанием и быть приглашающей стороной при оформлении виз. Общественное мнение по отношению к религиозным меньшинствам было по разным причинам неопределенным, безразличным. Большинство армян считали себя принадлежащими к Армянской апостольской церкви и воспринимали это как этнический маркер [31]. К 2000 г. зарегистрированных религиозных организаций в Армении насчитывалось 14: Армянская апостольская церковь, Армянская католическая церковь, Русская православная церковь, религиозная община Езидов, Иудеев, Языческая община, «Бахаи», «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», баптисты, Армянская евангелическая церковь, хариз-маты, «Пантекоста», «Церковь адвентистов седьмого дня», Новая апостольская церковь. «Свидетели Иеговы» и «Сознание Кришны» действовали без регистрации [11]. В 2016 г. в стране функционировало с регистрацией уже 67 религиозных организаций, а также объединений в них, действующих без регистрации. Последние преимущественно прибегали к скрытой евангелизации (деятельность через оздоровительные и спортивные клубы, а также общественные фонды и организации) [12]. Значительное изменение количества НРД можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, подвижками нормативно-правовой базы: принятием в 2001 г. поправки к закону «О свободе совести и религиозных организациях», изменяющей порядок признания организаций юридическим лицом [32], а также принятием в 2003 г. закона «О массовой информации». Согласно последнему выпуск и распространение средств информации осуществляются без предварительной или текущей государственной регистрации, лицензирования, аккредитации (Ст. 4) [33], что значительно упрощает распространение религиозной литературы. В 2002 г. был упразднен Совет по религиозным делам, появился уполномоченный при премьер-министре по религиозным делам и консультативный орган - Управление по национальным и религиозным меньшинствам. В 2003 г. принимается закон об альтернативной гражданской службе. Во-вторых, исподволь навязывается отношение в обществе к этим организациям через распространение дискурса религиозной толерантности, недискримина-ции по религиозному признаку. Такое отношение публично поддерживается американскими и европейскими общественными организациями. Представители посольства США в Армении активно взаимодействуют с представителями организаций религиозных меньшинств («Свидетелями Иеговы», «Мормонами», «Бахаи» и др.), проводятся встречи, мероприятия с их участием. Но с начала 2000-х гг. отношение в армянском обществе к религиозным меньшинствам постепенно начинает приобретать негативный оттенок. В публичной сфере проявляет себя дискуссия об опасности религиозных сект, к которым относят свидетелей Иеговы, запрещенная в России организация. Правда, несмотря на это, после многочисленных неудачных попыток, она регистрируются в 2004 г. В 2006 г. Армения заключает соглашение с американской государственной корпорацией Millennium Challenge Corporation, по которому страна получила 235 млн долл., в том числе и с условием соответствия индикатору «хорошего управления», включающего стандарты соблюдения свободы вероисповедания [34]. Это создает благоприятные условия для дальнейшего существования и прозелитской деятельности НРД. В 2011 г . принимается новая поправка к закону «О свободе совести и религиозных организациях»: кроме оговоренных законом случаев, публичное богослужение религиозных организаций проводится в порядке, установленном для собраний. Также в 2011 г. принимается закон «О свободе собраний» [35], который предусматривает проведение срочных и стихийных собраний с участием не менее сотни человек. Под стихийным собранием подразумевается собрание, которое проводится в целях немедленного реагирования на определенное событие. Под срочным -собрание, которое организуется и проводится в целях экстренного реагирования на какое-либо событие, а достижение этой цели невозможно с учетом соблюдения срока подачи уведомления. Если учесть их совпадения с выделением финансовых траншей (к примеру, в 2011 г. Конгресс США выделил 10 млн долл. Нагорному Карабаху), то создается впечатление об изыскании условий для массовых волнений, подобных тем, что наблюдались в 2015 или 2018 г. В частности, последние майские события в Ереване, вошедшие в политическую историю республики как «бархатная революция», обнажили немало сомнений за будущее российско-армянских отношений. Системная работа по их трансформации, небезопасной для обеих стран, под видом идей терпимости к религиозным меньшинствам, их недискриминации проводится американскими НКО с 2008 г. Фонд «Евра-зия-сотрудничество», к примеру, совместно с организациями «Партнерства для открытого общества» реализует программы и проекты, направленные на продвижение религиозной толерантности в обществе, создания атмосферы благожелательности по отношению к религиозным меньшинствам. На современном этапе эта деятельность ведется в трех основных направлениях: разработка и продвижение антидискриминационно-го закона, уравнивающего в правах ААЦ с другими религиозными организациями (проект закона «О равенстве») [36]; изменение школьной программы, в частности отмена предмета «История ААЦ»; организация информационных кампаний, направленных на дальнейшее формирование веротерпимости. Для планомерной работы с журналистами была даже учреждена Ежегодная премия для СМИ в сфере религиозной толерантности. Для поддержки нетрадиционных Армении религиозных организаций «Институт открытого общества» также создает новые СМИ, их поддерживающие, например Religions.am. В своей совокупности эти усилия способствуют искажению восприятия нетрадиционных для Армении религиозных организаций, создавая тем самым благоприятные условия для их прозелитской и другой деятельности в армянском обществе. Причем это относится не только к гражданским структурам. В 2015 г. Министерство обороны при финансировании британского фонда UK Government's Conflict, Stability and Security Fund (CSSF) и Совета Европы создает центр прав человека, призванный содействовать продвижению нетрадиционных для Армении религиозных организаций, включая свободу вероисповедания среди военных. Можно предположить, что это означает трансформацию системы ценностей военнослужащих РА. Данный направленный и финансируемый из американских и европейских фондов процесс привел не только к количественному увеличению НРД в Армении, но и к масштабному расширению их миссионерского поля. Если в 1999 г. большинство этих организаций находились в столице [31], то сегодня они действуют как в городской среде (Еревана, Гюмри, Ва-надзора, Чаренцавана и др.), так и в сельской местности (Лори, Ширака, Арарата, Сюника и др.). Соответственно, количество сторонников новых культов, а также их качественный состав изменились: число адептов НРД доходит до 350 тыс. чел. [37]. Среди этих организаций по масштабу деятельности особо выделяются «Свидетели Иеговы», «Слово Жизни», «Церковь Иисуса Христа Святых последний дней». Они составляют серьезную конкуренцию ААЦ, близкой Русской православной церкви. Заключение Из вышеизложенного можно сделать несколько выводов. Во-первых, дисбаланс сил в духовной сфере Армении после обретения независимости можно объяснить распространенностью внешнеполитического влияния. Республика является давним объектом публичной дипломатии США и ЕС: здесь сложилось нездоровое множество организаций глобального гражданского общества. Во-вторых, эти организации тиражируют нетрадиционные для страны ценности, искусно вовлекают ее граждан в свою деятельность, что позволяет формировать, особенно в молодежной среде, пласт недовольных существующим порядком людей. В-третьих, вовлеченные в паутину новых религиозных организаций люди (по экспертным подсчетам около 12% населения) становятся инструментом в руках ключевых мировых игроков. Фактически все новые религиозные движения, кроме Армянской евангелистской церкви, иностранного происхождения, что обеспечивает возможность управления некоторыми процессами в армянском обществе, противостоящими многовековым дружественным отношениям между народами России и Армении.

Ключевые слова

Армения, Южный Кавказ, новые религиозные движения, комплементаризм, мягкая сила, публичная дипломатия США, публичная дипломатия ЕС

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Казаков Михаил АнатольевичНижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевскогод-р полит. наук, зав. кафедрой прикладного политического анализа и моделированияkazakov_mihail@list.ru
Макарова Ксения ЕвгеньевнаНижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевскогопреподаватель кафедры иностранных языков и лингвокультурологииnilsy@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

International religious freedom act of 1998 // Office of the Legislative Counsel. U.S. House of Representatives. URL: https://legcounsel.house.gov/Comps/International%20Religious%20Freedom%20Act%20Of%201998.pdf
Гаджиев К.С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. М. : Логос, 2010. 532 с.
Геворгян О.З. Фактор диаспоры в отношениях Армении с США и ЕС // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1, № 6. С. 567-573.
Камынин В.Д., Папоян А.Р. Особенности отношений Республики Армения и Европейского Союза // Известия Уральского федерального университета. 2019. № 3 (191). С. 193-200.
Макаренко Б.И., Мельвиль А.Ю. Как и почему «зависают» демократические транзиты? Посткоммунистические уроки // Политическая наука. 2014. № 3. С. 9-39.
Петросян С.А. Участие международных организаций в инвестировании Республики Армения // Вестник Университета. 2013. № 9. С. 238-241.
Плащинцкий Г. Восточной партнерство в зеркале европейской аналитики // Центр европейской трансформации. URL: https://cet.eurobelarus.info/files/File/2010_October_Plaschynsky_rus.pdf
Sullivan P. Jon Huntsman Sr.'s Early Calling to Philanthropy // The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2013/11/02/your-money/jon-huntsman-srs-early-calling-to-philanthropy.html
Юматов К.В. Армения в контексте внешней политики Турции, России и стран Европейского Союза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2 (54). С. 179-183.
Калиниченко П.А. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Арменией 1996 г. // Кафедра интеграционного и европейского права МГЮА. URL: https://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/soglashenie-o-partnerstve-i-sotrudnichestve-mezhdu-es-i-armeniej-1996-g/
Avtandilyan A. Religious tolerance in Armenia 2017 // Religions.am. URL: https://religions.am/wp-content/uploads/2017/12/Religious-tolerance-in-Armenia.pdf
Амарян А. Амарян: почти все секты в Армении финансируются из-за рубежа // Sputnik. URL: https://ru.armeniasputnik.am/radio/20180312/10873286/amaryan-pochti-vse-sekty-v-armenii-finansiruyutsya-iz-za-rubezha.html
Прямые иностранные инвестиции // Invest in Armenia. URL: http://www.investinarmenia.am/ru/foreign-direct-investment-and-free-economic-zones-ru
Всероссийская перепись населения 2010 // Демоскоп Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php
Конституция Республики Армения // Правительство Республики Армения. URL: https://www.gov.am/u_files/file/Constitution/Constitution-hin.pdf
Конституция Республики Армения // Президент Республики Армения. URL: https://www.president.am/ru/constitution-2015/
Armenia Granted Permanent Normal Trade Relations With United States // House.gov. 8.12.2004. URL: https://pallone.house.gov/press-release/armenia-granted-permanent-normal-trade-relations-united-states
Поправка Джексона-Вэника // РИА Новости. 6.12.2014. URL: https://ria.ru/20141206/1036427607.html
Двусторонние отношения. США // МИД РА. URL: https://www.mfa.am/ru/bilateral-relations/us
Воротанский каскад ГЭС в Армении продан американской стороне // Regnum. 29.01.2014. URL: https://regnum.ru/news/polit/1760449.html
Section 907 of the Freedom Support Act (Public Law 102-511) // ICC Legal Tools Database. URL: https://www.legal-tools.org/doc/892c51/pdf/
Partnership and cooperation agreement // European Union. External action. URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu-armenia_partner-ship_and_cooperation_agreement_en.pdf
Council decision on the conclusion, on behalf of the European Union, of the Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement between the European Un-ion and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Armenia, of the other part // Eurlex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52017JC0037
Социально-экономическое положение Республики Армения в январе 2019 г. // Национальная статистическая служба Республики Армения. 2019. URL: https://www.armstat.am/file/article/sv_01_19r_412.pdf
Внешний госдолг Армении в I квартале вырос на 2,5% до 3,382 млрд долларов // Banki.Ru. 2.06.2011. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=2985413
Новое поколение: надежды, цели и идеалы. Двадцать лет спустя / науч. ред. А.А. Овсянников. М. : Издательский дом Междунар. ун-та в Москве, 2016. 350 с.
Cave A. Giving To Your Church Doesn't Count: Jon Huntsman Sr. And Twitter's Biz Stone On New Philanthropy // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/andrewcave/2014/06/23/giving-to-your-church-doesnt-count-jon-huntsman-snr-and-twitters-biz-stone-on-new-philanthropy/#6599db1e3e11
U.S.Companies with Offices in Armenia // HaykNet. ArcaLe. URL: http://www.iatp.am/hayknet/armco.htm
Ashot Boghossian // Arax consulting group. URL: http://www.arax.am/arax.html
Закон Республики Армения «О свободе совести и религиозных организациях» от 17.06.1991 г. // Национальное Собрание Республики Армения. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=2041&lang=rus
Annual Report on International Religious Freedom for 1999: Armenia // U.S. Department of state. URL: https://1997-2001.state.gov/glob-al/human_rights/irf/irf_rpt/1999/irf_armenia99.html
Закон Республики Армения «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Армения “О свободе совести и религиозных организациях” и “О печати и других средствах массовой информации”» // Национальное Собрание Республики Армения. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=2044&lang=rus
Закон Республики Армения «О массовой информации» // Национальное Собрание Республики Армения. URL: http://parliament.am/ legis-lation.php?sel=show&ID=1890&lang=rus&lang=rus
International Religious Freedom Report 2007: Armenia // U.S. Department of state. URL: https://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2007/90162.htm
Закон Республики Армения «О свободе собраний» // Национальное Собрание Республики Армения. URL: http://parliament.am/ legisla-tion.php?sel=show&ID=4123&lang=rus
EPF Occasional Policy Brief. Recommendations on tolerance and non-discrimination // Eurasia Partnership Foundation. URL: http://epfarmenia.am/sites/default/files/Document/EPF_AR2017_Policy_Brief_Recommendations_on_Tolerance_and_Nondiscrimination.pdf
Деструктивные секты угрожают Армении // Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив. URL: http://russia-armenia.info/node/61562
 Факторы трансформации структуры конфессионального пространства Армении | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 469. DOI: 10.17223/15617793/469/17

Факторы трансформации структуры конфессионального пространства Армении | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 469. DOI: 10.17223/15617793/469/17