Формирование способности к равновесию у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки
Представлена разработанная и внедрённая в учебно-тренировочный процесс девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, методика по формированию чувства равновесия с использованием гимнастической подушки для равновесия (балансир). Экспериментально доказана и подтверждена эффективность данной методики, обеспечивающей повышение уровня развития чувства равновесия у гимнасток на начальном этапе подготовки.
Formation of the Ability to Balance in 8-and 9-Year-Old Girls Engaged in Rhythmic Gymnastics at the Stage of Initial Tra.pdf Художественная гимнастика - сложнокоординационный вид спорта. К числу основных координационных способностей относится способность к равновесию. Способность к сохранению статического и динамического равновесия является важным фактором, определяющим уровень работы и успешность гимнастки. Развитое чувство равновесия позволяет гимнастке выполнять сложные равновесия, делать большое число вращений в различных формах поворотов, что очень ценится судьями и приводит зрителей в восторг. В соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастике FIG 2017-2020 в упражнении без предмета должна быть минимум одна трудность каждой группы тела (прыжки, равновесия, вращения) на правую ногу и минимум одна трудность каждой группы тела на левую ногу. Следовательно, гимнасткам необходимо осваивать все трудности каждой группы тела на две ноги в одинаковой степени. Так же стоит отметить, что равновесия и вращения на релеве ценятся выше, чем равновесия и вращения на полной стопе [1]. Сенситивным периодом развития способности к равновесию у девочек является возраст 9 лет. Следовательно, возраст 8-9 лет следует плодотворно использовать для формирования и развития способности к равновесию у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки [2]. В настоящее время актуален поиск новых средств и методов повышения эффективности тренировочного процесса. Одним из таких средств является гимнастическая подушка для равновесия (балансир), предназначенная для развития чувства равновесия и соответствующих мышц, обеспечивающих устойчивость тела. А одним из таких методов является представленная методика, направленная на развитие способности к равновесию гимнасток 8-9 лет с использованием балансира. Цель исследования - совершенствование чувства равновесия у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки, с помощью специализированного комплекса упражнений на гимнастической подушке для равновесия (балансире). Задачи исследования: 1. Выявить уровень развития чувства равновесия у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гим-198 настикой на этапе начальной подготовки. Провести сравнительный анализ устойчивости в элементах тела на опорной правой и опорной левой ногах. 2. Разработать комплекс упражнений на гимнастической подушке для равновесия (балансире), направленный на развитие чувства равновесия. 3. Оценить эффективность разработанной методики по формированию чувства равновесия у девочек 89 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки. Исследование проходило на базе спортивного комплекса «Орбита» в зале художественной гимнастики с 10.08.2020 г. по 12.10.2020 г. В исследовании приняли участие 22 девочки 8-9 лет, занимающиеся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки. Из них были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы по 11 человек в каждой. Контрольные тесты для оценки чувства равновесия девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки, проводились в начале и в конце исследования. В качестве контрольных тестов гимнасткам были предложены упражнения: «Проба Бирюк», «Равновесие на релеве в шпагат в сторону с помощью руки», «Равновесие в кольцо с помощью руки» - для определения способности к сохранению статического равновесия и «Поворот с ногой вперед», «Поворот в кольцо с помощью руки» - для определения способности к сохранению динамического равновесия. Для обработки результатов исследования использовались методы математической статистики. В начале исследования 10.08.2020 г. были проведены контрольные тесты для оценки чувства равновесия у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки. Результаты первого эксперимента были обработаны с помощью методов математической статистики и структурированы в табл. 1. Во всех контрольных тестах рассчитанное значение t-критерия Стьюдента оказалось меньше критического значения, поэтому делаем вывод, что наблюдаемые значения статистически не значимы. Значит, на начало эксперимента у девочек контрольной и экспериментальной групп не наблюдалось значительного различия в развитии способности к равновесию. Т а б л и ц а 1 Исходные показатели развития чувства равновесия у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки* Сравнение результатов контрольных испытаний показало, что наибольшее затруднение у гимнасток обеих групп вызвали тесты: «Равновесие в кольцо с помощью руки на опорной правой ноге» (КГ -5,44±0,37 с, ЭГ - 5,65±0,37 с), «Поворот в кольцо с помощью руки на опорной левой ноге» (КГ -0,64±0,12 об., ЭГ - 0,68±0,13 об.). Трудности также возникли и при выполнении данного теста на опорной правой ноге (КГ - 1,32±0,15 об., ЭГ - 1,27±0,18 об.). Это объясняется повышенной трудностью и сложной координацией элементов данных групп тела. В контрольном тесте «Проба Бирюк» гимнастки показали одинаково неплохие результаты (КГ -9,95±0,44 с, ЭГ - 9,96±0,67 с), отражающие средний уровень развития способности к сохранению статического равновесия. «Равновесие на релеве в шпагат в сторону с помощью руки» гимнастки обеих групп выполнили довольно неплохо на опорной левой ноге (КГ -4,45±0,35 с, ЭГ - 4,71±0,31 с). Сложнее девочкам далось это равновесие на опорной правой ноге (КГ -3,85±0,32 с, ЭГ - 4,09±0,29 с). «Поворот с ногой вперед» на опорной левой ноге девочки обеих групп выполнили следующим образом: КГ - 1,45±0,17 об., ЭГ - 1,55±0,18 об. Этот же поворот на опорной правой ноге гимнастки выполнили в среднем на один оборот (КГ - 1,14±0,14 об., ЭГ -1,18±0,16 об.). Данные различия в результатах контрольных тестов, выполненных на правую и на левую ногу, можно объяснить тем, что все гимнастки, участвующие в эксперименте, - правши. Следовательно, элементы, предполагающие удержание ноги вперед и в сторону, исполняются гимнастками в композициях преимущественно на левой опорной ноге, а элементы, предполагающие удержание ноги назад, - на правой опорной ноге. Для развития чувства равновесия гимнасткам экспериментальной группы был предложен специализированный комплекс упражнений на гимнастической подушке для равновесия (балансире) (табл. 2). Данный комплекс включался в разминку экспериментальной группы девочек 2 раза в неделю на протяжении всего эксперимента (9 недель). Контрольная группа девочек занималась по традиционной методике. По окончании эксперимента 10.10.2020 г. было проведено повторное тестирование для оценки способности к равновесию девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки. Контрольное испытание КГ ЭГ X ±а ±т X ±а ±m Проба Бирюк, с 9,95 ±1,39 ±0,44 9,96 ±2,10 ±0,67 Равновесие на релеве в шпагат в сторону с помощью руки, с Опорная правая 3,85 ±1,02 ±0,32 4,09 ±0,92 ±0,29 Опорная левая 4,45 ±1,11 ±0,35 4,71 ±0,97 ±0,31 Равновесие в кольцо с помощью руки, с Опорная правая 5,44 ±1,17 ±0,37 5,65 ±1,16 ±0,37 Опорная левая 3,35 ±0,82 ±0,26 3,48 ±1,04 ±0,33 Поворот с ногой вперед, кол-во поворотов Опорная правая 1,14 ±0,45 ±0,14 1,18 ±0,51 ±0,16 Опорная левая 1,45 ±0,52 ±0,17 1,55 ±0,57 ±0,18 Поворот в кольцо с помощью руки, кол-во оборотов Опорная правая 1,32 ±0,46 ±0,15 1,27 ±0,56 ±0,18 Опорная левая 0,64 ±0,39 ±0,12 0,68 ±0,40 ±0,13 * р > 0,05. Т а б л и ц а 2 Комплекс упражнений на гимнастической подушке для равновесия (балансире), направленный на развитие способности к равновесию у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки Описание упражнения Кол-во повторений, раз Методические указания И.п. - стоя на балансире, руки вверх. 1 - релеве; 2 - и.п. 16 Пятки вместе, корпус ровный, спина прямая, колени не сгибать И.п. - стоя на балансире на полупальцах, руки вверх. 1-4 - сесть в присед; 5-8 - встать в и.п. 4 Пятки вместе, корпус ровный, спина прямая, руки вперед не опускать И.п. - стоя на балансире, левая вперед на носок, руки в стороны. 1-2 - поднять левую вперед; 3-6 - удержание равновесия; 7-8 -опустить левую в и.п. То же с другой ноги 4 Руки точно в сторону, спина прямая, таз ровный, колени не сгибать, носки тянуть, поднимать ногу до уровня 90° И.п. - левая вперед, руки в стороны. 1 - релеве; 2 - и.п.; 3-8 - то же; 9-16 - турлян с левой ногой вперед. То же с другой ноги 1 Руки точно в сторону, спина прямая, таз ровный, колени не сгибать, носки тянуть, поднимать ногу до уровня 90° Поворот с ногой вперед чередуя на правую и левую ногу По 4 Руки точно в сторону, спина прямая, таз ровный, колени не сгибать, носки тянуть, поднимать ногу до уровня 90°, поворот выполнять на высоком полупальце, не менее чем на 360° И.п. - стоя на балансире, левая в сторону на носок, руки в стороны. 1-2 - поднять левую в сторону; 3-6 - удержание равновесия; 7-8 - опустить левую в и.п. То же с другой ноги 4 Руки точно в сторону, корпус ровный, спина прямая, колени не сгибать, носки тянуть, поднимать ногу до уровня 90° Поворот с ногой на «пассе» чередуя на правую и левую ногу. Поворот «фуэте» 4 Поворот выполнять на высоком полупальце, спина ровная, плечи и бедра ровные И.п. - стоя на балансире, левая назад на носок, руки в стороны. 1-2 - поднять левую назад; 3-6 - удержание равновесия; 7-8 - опустить левую в и.п. То же с другой ноги 4 Руки точно в сторону, спина прямая, таз ровный, колени не сгибать, носки тянуть, поднимать ногу до уровня 90 И.п. - левая назад, руки в стороны. 1 - релеве; 2 - и.п.; 3-8 - то же; 9-16 - турлян с левой ногой назад. То же с другой ноги 1 Руки точно в сторону, спина прямая, таз ровный, колени не сгибать, носки тянуть, поднимать ногу до уровня 90° Описание упражнения Кол-во повторений, раз Методические указания Поворот с ногой назад чередуя на правую и левую ногу 4 Руки точно в сторону, спина прямая, таз ровный, колени не сгибать, носки тянуть, поднимать ногу до уровня 90°, поворот выполнять на высоком полупальце, не менее чем на 360° И.п. - стоя на балансире, руки вверх. 1-2 - наклон назад; 3-4 - встать в и.п. 4 Колени не сгибать, ягодицы подтянуть, наклон выполнять на максимальной амплитуде И.п. - стоя на балансире, руки вверх. 1-4 - «волна» вперед; 5-8 - «волна» назад 4 «Волну» выполнять на максимальной амплитуде И.п. - стоя на балансире, левая вперед на носок, руки вверх. 1-4 - поднять левую вперед - кверху; 5-8 - взять ногу руками, держать равновесие; 9-12 - держать левую вперед - кверху; 13-16 - опустить левую в и.п. 2 Колени не сгибать, спина прямая, ногу держать на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно И.п. - стоя на балансире, левая вперед на носок, руки вверх. 1 - мах левой; 2 - и.п. 8 Колени не сгибать, спина прямая, мах выполнять на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно И.п. - левая вперед - кверху с помощью рук. 1 - релеве; 2 - и.п.; 3-8 - то же; 9-16 - турлян 1 Колени не сгибать, спина прямая, ногу держать на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно Поворот с ногой вперед - кверху с помощью рук чередуя на правую и на левую ногу 4 Колени не сгибать, спина прямая, мах выполнять на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно, поворот выполнять на высоком полупальце, не менее чем на 360° И.п. - стоя на балансире, левая в сторону на носок, руки вверх. 1-4 - поднять левую в сторону - кверху; 5-8 - взять ногу левой рукой, держать равновесие; 9-12 - держать левую в сторону -кверху; 13-16 - опустить левую в и.п. 2 Колени не сгибать, спина прямая, ногу держать на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно И.п. - стоя на балансире, левая в сторону на носок, руки вверх. 1 - мах левой; 2 - и.п. 8 Колени не сгибать, спина прямая, мах выполнять на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно И.п. - левая в сторону - кверху с помощью рук. 1 - релеве; 2 - и.п.; 3-8 - то же; 9-16 - турлян 1 Колени не сгибать, спина прямая, ногу держать на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно Поворот с ногой в сторону - кверху с помощью руки чередуя на правую и на левую ногу 4 Колени не сгибать, спина прямая, мах выполнять на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно, поворот выполнять на высоком полупальце, не менее чем на 3601 И.п. - стоя на балансире, левая назад на носок, руки вверх. 1-4 -поднять левую назад - кверху; 5-8 - взять ногу руками, держать равновесие; 9-12 - держать левую назад - кверху; 13-16 - опустить левую в и.п. 2 Колени не сгибать, спина прямая, ногу держать на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно И.п. - стоя на балансире, левая назад на носок, руки вверх. 1 - мах левой; 2 - и.п. 8 Колени не сгибать, спина прямая, мах выполнять на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно И.п. - левая в «кольцо» с помощью рук. 1 - релеве; 2 - и.п.; 3-8 - то же; 9-16 - турлян 1 Колени не сгибать, спина прямая, ногу держать на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно Поворот в «кольцо» с помощью рук чередуя на правую и на левую ногу 4 Мах выполнять на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно, поворот выполнять на высоком полупальце, не менее чем на 3605 И.п. - стоя на балансире, правая вперед на носок руки вверх. 1-2 - наклон назад; 3-4 - встать в и.п. То же с другой ноги 4 Колени не сгибать, ягодицы подтянуть, наклон выполнять на максимальной амплитуде, плечи и бедра держать ровно В таблице 3 представлены сравнительные резуль- после эксперимента, а также прирост результата в таты контрольных тестов обеих групп гимнасток до и процентах. Т а б л и ц а 3 Сравнительные результаты контрольных тестов контрольной и экспериментальной групп гимнасток до и после эксперимента Тест Группа До эксперимента После эксперимента W, % Проба Бирюк, с КГ 9,95 10,12 1,63 ЭГ 9,96 15,30 42,25 Равновесие на релеве в шпагат в сторону с помощью руки (опорная правая), с КГ 3,85 4,10 6,41 ЭГ 4,09 5,84 35,16 Равновесие на релеве в шпагат в сторону с помощью руки (опорная левая), с КГ 4,45 4,65 4,40 ЭГ 4,71 6,57 33,04 Равновесие в кольцо с помощью руки (опорная правая), с КГ 5,44 5,65 3,93 ЭГ 5,65 7,90 33,29 Равновесие в кольцо с помощью руки (опорная левая), с КГ 3,35 3,48 3,99 ЭГ 3,57 5,15 36,25 Поворот с ногой вперед (опорная правая), кол-во оборотов КГ 1,14 1,32 14,81 ЭГ 1,18 1,91 47,06 Поворот с ногой вперед (опорная левая), кол-во оборотов КГ 1,45 1,68 14,49 ЭГ 1,55 2,36 41,86 Поворот в кольцо с помощью руки (опорная правая), кол-во оборотов КГ 1,32 1,55 15,87 ЭГ 1,27 2,27 56,41 Поворот в кольцо с помощью руки (опорная левая), кол-во оборотов КГ 0,64 0,82 25,00 ЭГ 0,68 1,45 72,34 У девочек контрольной группы за период эксперимента произошло незначительное улучшение в развитии способности к равновесию. Однако статистически значимых изменений не наблюдалось. У девочек экспериментальной группы произошел статистически значимый прирост результата во всех контрольных тестах. Значительный прирост результата у экспериментальной группы девочек наблюдался в контрольном тесте «Проба Бирюк» и составил 42,25%. Результат данной группы девочек после проведения повторного тестирования составил 15,30 с, что соответствует значению нормы и предполагает высокий уровень развития способности к сохранению статического равновесия [3]. В контрольном тесте «Равновесие на релеве в шпагат в сторону с помощью руки» на опорной правой ноге прирост результата экспериментальной группы девочек составил 35,16% и приблизился к показателю 6 с. В этом же тесте на опорной левой ноге прирост результата составил 33,04% и составил 6,5 с. Учитывая возраст и физическую подготовленность гимнасток на начальном этапе тренировочного процесса, данные результаты являются хорошим показателем развития способности к сохранению статического равновесия. «Равновесие в кольцо с помощью руки» на опорной правой ноге гимнастки экспериментальной группы смогли удержать в среднем 8 с, а прирост результата в данном тесте составил 33,29%. Результат данного теста на опорной правой ноге составил в среднем 5 с, прирост результата - 36,25%. Данные результаты характеризуют средний уровень развития способности к сохранению статического равновесия. Значительный прирост результата у девочек экспериментальной группы наблюдался в тестах, определяющих способность к сохранению динамического равновесия. «Поворот с ногой вперед» на правой опорной ноге девочки выполнили в среднем на 2 оборота, и прирост результата составил 47,06%. Результат этого же теста на опорной левой ноге приблизился к значению 2,5 оборота, прирост результата - 41,86%. Данные результаты показывают высокий уровень развития способности к сохранению динамического равновесия. Самый сложный в координационном плане тест «Поворот в кольцо с помощью руки» гимнастки экспериментальной группы выполнили на уровне выше среднего. На опорной правой ноге девочки выполнили вращение в среднем на 2 оборота, на опорной левой ноге - на 1,5 оборота. Прирост результата составил, соответственно, 56,41 и 72,34%. Использование комплекса упражнений на гимнастической подушке позволило девочкам экспериментальной группы развивать способность к сохранению динамического равновесия после сложных вращательных движений под броском предмета, что положительно влияет на оценку соревновательной композиции. На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1. Уровень развития способности к равновесию у гимнасток соответствует среднему. 2. В контрольных тестах, предполагающих удержание ноги вперед или в сторону, результаты обеих групп девочек были выше, когда элемент выполнялся на опорной левой ноге. Напротив, в контрольных тестах, предполагающих удержание ноги назад, результаты гимнасток были лучше при выполнении этой группы элементов на опорной правой ноге. Причем данная статистика сохранилась и после проведения эксперимента. 3. Разработанный комплекс упражнений на гимнастической подушке для равновесия (балансире), направленный на развитие способности к равновесию у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки, позволил улучшить способность к сохранению статического и динамического равновесия у девочек экспериментальной группы в среднем на 44%. Причем результаты девочек улучшились не только в исполнении элементов тела, гимнастки стали лучше выполнять вращательные движения под броском предмета. 4. В разработанный комплекс были включены базовые элемента тела, которые выполнялись в одинаковой степени как на правую, так и на левую ногу. Это способствует правильной работе всех групп мышц, позволяет избежать травм. 5. В результате проведенного эксперимента уровень развития способности к равновесию повысился у испытуемых контрольной и экспериментальной групп. У девочек контрольной группы статистически значимых изменений не наблюдалось, в то время как у девочек экспериментальной группы произошел статистически значимый прирост результата во всех контрольных тестах. Анализируя данные, полученные в ходе эксперимента, можно сделать вывод об эффективности применения разработанной методики, основу которой составил комплекс упражнений на гимнастической подушке для равновесия (балансире), направленный на развитие способности к равновесию у девочек 89 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 48
Ключевые слова
художественная гимнастика, координация, равновесие, балансир, вращениеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Сафоненко Светлана Владимировна | Самарский государственный социально-педагогический университет | канд. пед. наук, доцент кафедры спортивных дисциплин | sve21547052@yandex.ru |
Ссылки
Правила соревнований по художественной гимнастике. М. : Технический комитет FIG, 2017-2020. С. 3-7.
Кудинов С.И., Поваляева В.В. Гимнастика в школе : учеб. пособие для учителей физической культуры, студентов вузов физической культуры. Самара : СГСПУ, 2019. 172 с.
Бирюк Е.В. Исследование функции равновесия тела и пути ее совершенствования при занятиях художественной гимнастикой : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. 29 с.

Формирование способности к равновесию у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. DOI: 10.17223/15617793/470/23
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 513