Вехи становления конституционного законодательства Китая: взгляд через сто лет со дня создания КПК | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. DOI: 10.17223/15617793/470/31

Вехи становления конституционного законодательства Китая: взгляд через сто лет со дня создания КПК

Освещается хронология становления китайского конституционного законодательства под руководством Коммунистической партии Китая и на этой основе проводится анализ активной роли КПК в данном процессе. Автор делает вывод о том, что в ходе основания Китайской Народной Республики, в последовавший за тем период реформ и открытости, а также в новую эпоху социализма с китайской спецификой КПК играла ключевую роль в выполнении всех задач, связанных с формированием этих законов.

Milestones in the Formation of China's Constitutional Legislation: A Look Through One Hundred Years Since the Creat.pdf Создание Коммунистической партии Китая (КПК), основание Китайской Народной Республики (КНР), а также провозглашение политики реформ и открытости и социализма с китайской спецификой - три важнейших для Китая исторических события со времен движения 4 мая, три главных столпа осуществления великого возрождения китайской нации с начала Нового времени [1]. Компартия была основана 23 июля 1921 г., что стало грандиозным событием для Китая и мира ХХ в. Создание партии в корне изменило направление развития страны и оказало глубочайшее влияние на ход мировой истории. За сто лет своего существования КПК прошла извилистый, но внушительный путь. Под ее руководством Китай нащупал собственный путь развития, соответствующий уникальным национальным условиям, - социализм с китайской спецификой. Как показало это непростое столетие, всестороннее управление государством на правовой основе есть ключевая гарантия, сущностно необходимая для приверженности этому пути и для его развития, неотъемлемое условие модернизации системы и потенциала управления государством. Конституция - это основной закон государства, главный свод правил для обеспечения порядка и стабильности, квинтэссенция партийной идеологии и ядро правовой системы социализма с китайской спецификой. Для всесторонней законности в государственном управлении она имеет исключительное и важнейшее значение. За последний век под началом КПК Конституция Китая и сопутствующие законы прошли тернистый путь: зарождение, формирование, застой, дальнейшее развитие и, наконец, совершенствование. В данной статье автор приводит основные вехи становления китайского конституционного законодательства, освещает ключевые законы и события и на их основе резюмирует опыт, успехи и неудачи Коммунистической партии Китая на пути к верховенству права, а также высказывает свои ожидания и обозначает дальнейшие цели на этом поприще. Зарождение конституционного законодательства Китая (1927-1949 гг.) Описываемый период - особое время в истории китайского института права. На этом этапе во главу угла встали упразднение старой правовой системы, усвоение опыта становления правовой системы народно-демократического режима в годы новодемократической революции и заимствование советской модели, на основе чего начали формироваться Конституция Китая и сопутствующее законодательство. В 1927 г. силами возглавляемых партией народных отрядов в уезде Цзинганшань началось строительство революционной базы: они установили демократическую власть рабочих, крестьян и солдат и занялись созданием местных законов. В ноябре 1931 г. в городе Жуйцзинь состоялся I Всекитайский съезд советов, на котором было провозглашено создание Китайской Советской Республики. Тогда же появились такие законы, как проект Конституции Китайской Советской Республики [2], закон «О земле» Китайской Советской Республики [3], закон «О труде» Китайской Советской республики [4] и др. Новое законодательство отличалось четкой направленностью и высокой функциональностью, а также имело ярко выраженный революционный окрас. Оно сыграло должную роль в формировании революционной базы и помогло КПК приобрести фундаментальный опыт руководства законотворчеством. В период Народно-освободительной войны в Китае (1946-1949 гг.) с каждой новой военной победой и постоянным преумножением освобожденных районов наблюдалось и становление их политических прав и развитие правовых систем. На освобожденных территориях начали постепенно формироваться выборные собрания народных представителей разных уровней, а также избираемые и формируемые ими народные правительства. В последние годы войны площадь освобожденных земель стремительно возросла, и там, где не хватило времени на организацию всеобщих выборов, были сформированы временные политические организации - военно-контрольные советы, которые назначали членов местных народных правительств и вместе с такими правительствами приглашали представителей различных кругов для проведения народных собраний. В сентябре 1947 г. Центральный Комитет Компартии утверд ил проект закона Китая «О земле» [5]. В проекте предлагалось уничтожить старую аграрную систему с ее феодальной и полуфеодальной эксплуатацией и осуществить принцип «поле - пахарю», обеспечить защиту народной промышленности и торговли, а также демократических прав народа - документ стал главным итогом формирования сопутствующего конституционного законодательства в этот период. Накануне образования Китайской Народной Республики Коммунистическая партия начала масштабную «чистку» законов Национальной партии - Гоминьдана. В апреле 1949 г. Народное правительство Северного Китая издало директиву об упразднении «Собрания законов шести отраслей права» и всех остальных постановлений Гоминьдана, тем самым запретив судам при народных правительствах всех уровней ссылаться на них при вынесении судебных решений [6. С. 2]. Формирование конституционного законодательства Китая (1949-1966 гг.) Основание Китайской Народной Республики в 1949 г. «полностью изменило трагическую судьбу ослабленного, обедневшего, притесняемого другими Китая, тянувшуюся более сотни лет с начала периода Новой истории, и китайская нация вступила на славный и широкий путь осуществления великого возрождения» [7]. В сентябре 1949 г. в Бэйпине состоялась пленарная сессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) 1-го созыва. На ней были приняты закон «Об организации сессий НПКСК» [8], закон «Об организации Центрального народного правительства КНР» [9] и по сути своей выступавшая временной Конституцией «Общая программа НПКСК» [10]. Тогда же состоялось и избрание членов Центрального народного правительства. Все это сформировало прочную конституционную основу для создания нового Китая. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. Центральное народное правительство, руководствуясь практикой проведения и законотворческим опытом земельных реформ, опубликовало 30 июня 1950 г. закон КНР «О земельной реформе». Закон требовал: отменить помещичью собственность на землю, основанную на феодальной эксплуатации, установить крестьянскую собственность на землю, чтобы освободить производительные силы в сельском хозяйстве, развивать сельскохозяйственное производство и проложить путь к индустриализации нового Китая [11]. В сентябре 1954 г. прошла сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 1-го созыва, где была утверждена Конституция КНР - первая в новом Китае. Документ устанавливал принципы народной демократии и социализма, базовую институциональную основу для политической деятельности ВСНП, а также основные права и обязанности граждан. Стоит отметить, что шестой абзац предисловия к Конституции 1954 г. гласил: «Китай уже установил отношения нерушимой дружбы с великим Союзом Советских Социалистических Республик и странами народной демократии. Дружба нашего народа с миролюбивыми народами всего мира растет с каждым днем: эта дружба будет и впредь развиваться и укрепляться» [12]. В тот же период были разработаны законы «Об организации ВСНП» [13], «Об организации Госсовета» [14], «Об организации народных судов» [15] и другие конституционные документы, закрепившие ключевые принципы политической жизни государства. В 1956 г. VIII съезд Коммунистической партии провозгласил: - главным внутренним противоречием в Китае является расхождение между народной потребностью в ускоренном развитии экономической культуры и тем, что ее текущее состояние не способно удовлетворить такую потребность; - основной на сегодняшний день задачей партии и всего китайского народа является консолидация усилий для разрешения этого противоречия, скорейшее превращение страны из отсталого аграрного в передовое промышленное государство [16]. Партия также постановила: «Страна должна, сообразно потребностям, постепенно и системно разработать законченное законодательство» [17]. Эта идейная установка и определила цель развития китайской Конституции и сопутствующего законодательства. Однако начиная с 1957 г., когда сопротивление «правому» крылу набрало силу, в руководящем курсе партии и государства стали возникать серьезные упущения - развитие пошло не в том направлении. В 1958 г. на 2-й сессии VIII съезда КПК была изменена формулировка главного внутреннего противоречия Китая: участники съезда постановили, что таким вечным противоречием является борьба пролетариата с буржуазией, борьба социалистического пути с капиталистическим. Начался подъем около-«левой» идеологии и правового нигилизма. В течение долгих десяти лет, с 1957 по 1966 г., ВСНП не имело возможности нормально функционировать и эффективно осуществлять свои законодательные полномочия, в связи с чем изначально запланированные к разработке ключевые законы так и не были подготовлены. Так, работа по составлению проекта Уголовного кодекса началась еще в 1950 г., и к 1963 г. накопилось целых 33 его редакции, однако удар по всем направлениям деятельности так и не позволил опубликовать документ. В застойном состоянии оказались также проекты Уголовно-процессуального, Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов - их подготовка не была завершена. Застой в развитии конституционного законодательства Китая (1966-1978 гг.) 16 мая 1966 г. Сообщение Центрального комитета Коммунистической партии Китая (так называемое Сообщение от шестнадцатого мая) [18] официально ознаменовало начало Великой пролетарской культурной революции. За восемь долгих лет после 33-й сессии ВСНП 3-го созыва в июне 1966 г. ни всекитайское собрание, ни его Постоянный комитет (ПК) не провели ни единого заседания - законодательная работа полностью остановилась. В январе 1975 г. в условиях строгой секретности и в закрытом формате состоялась 1-я сессия ВСНП 4-го созыва. На ней приняли новую Конституцию КНР [19], в которую вошли и «левая» идейно-политическая линия, уже многие годы формировавшаяся в партии и государстве, и многие ошибки Культурной революции - издание 1975 г. имело много серьезных изъянов. Культурная революция нанесла серьезный урон строительству правовой демократической системы Китая - работа по становлению конституционного законодательства КНР натолкнулась на непробиваемую стену. Конец Культурной революции пришелся на октябрь 1976 г. [20]. В течение двух лет после ее завершения партия и государство, хотя и сделали некоторые шаги в формировании Конституции, все же не сумели окончательно и бесповоротно устранить ошибки этого периода на уровне программной политики. Они не смогли осуществить исторический переворот, а лишь закрепили «окололевые» революционные идеи и установку «управлять государством на основе программы», где под «программой» подразумевалась классовая борьба. В результате законодательная деятельность так не сдвинулась с мертвой точки, а в формировании конституционного законодательства не было достигнуто ни малейшего прогресса. В феврале 1978 г. 1-я сессия ВСНП 5-го созыва утвердила новую Конституцию [21], и хотя в нее вернулись некоторые положения из издания 1954 г., документ все же унаследовал часть неверных идей предыдущей версии. Он сохранил устаревшие теоретические подходы и противоречащие реальной обстановке пункты, из-за чего оказался неспособен отвечать потребностям нового времени [6. С. 6]. Новый виток развития конституционного законодательства Китая (1978-2012 гг.) III пленум ЦК КПК 11-го созыва, состоявшийся в декабре 1978 г., ознаменовал повторное утверждение марксистского курса в идеологии, политике и организации партии. Этот величайший со времен создания КНР поворот в истории китайской Компартии имел исключительное значение - в Китае начался период реформ и открытости [22]. В феврале 1979 г. на 6-й сессии ПК ВСНП 5-го созыва было принято решение о создании в рамках данного органа Комитета по делам правовой системы. В июле 2-я сессия ВСНП 5-го созыва разработала семь законов, в том числе «О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней» [23], «Об организации местных собраний народных представителей и народных правительств различных ступеней» [24], «Об организации народных судов» [25] и «Об организации народной прокуратуры» [26]. Это событие стало важнейшим прорывом в законодательной деятельности после двадцатилетнего перерыва и открыло в истории нового Китая эру масштабного законотворчества [27. С. 27]. В декабре 1982 г. на 5-й сессии ВСНП 5-го созыва была принята новая Конституция [28. С. 2]. Она закрепила институциональные основы и ключевые задачи государства, основные принципы его политической жизни, а также выступила фундаментальной гарантией политики реформ и открытости и осуществления модернизации социализма. Конституция от 1982 г. реформировала законодательную систему с конституционных позиций: наделила Госсовет правом разрабатывать административные подзаконные акты, разрешила министерствам и комитетам Госсовета издавать уставы, подтвердила право собраний народных представителей и их постоянных комитетов в провинциях и городах центрального подчинения разрабатывать местные постановления, позволила собраниям народных представителей национальных автономных регионов разрабатывать собственные акты и положения. Публикация издания 1982 г. ознаменова-лы начало нового исторического этапа в развитии конституционного законодательства. В начале 1992 г. Дэн Сяопин совершил поездку по югу Китая, посетив в том числе Учан, Шэньчжэнь, Чжухай и Шанхай, и в ходе турне выступил с речью, получившей название «южная». В октябре XIV съезд КПК недвусмысленно заявил, что целью реформ экономической системы Китая является становление социалистической рыночной экономики [29]. В марте 1993 г. на 1- й сессии ВСНП 8-го созыва были приняты поправки к Конституции, в которых значилось: «Государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику»; «государство усиливает экономическое законодательство, совершенствует макрорегулирование» [28. С. 35]. В сентябре 1997 г. XV съезд КПК выдвинул цели развития национальной экономики и общества в первое десятилетие XXI в., установил курс на «управление государством на правовой основе и строительство социалистического правового государства» [30], а также постановил к 2010 г. сформировать правовую систему социализма с китайской спецификой. В марте 1999 г. на 2- й сессии ВСНП 9-го созыва были приняты очередные поправки: в текст Конституции вошла формулировка «Китайская Народная Республика управляется на правовой основе и строит социалистическое правовое государство» [28. С. 39]. Благодаря поправкам, утвержденным на 2-й сессии ВСНП 10-го созыва в марте 2004 г., в Конституцию были включены такие статьи, как «государство уважает и гарантирует права человека», «законная частная собственность граждан неприкосновенна» [28. С. 43]. Подобные изменения дали новый стимул прогрессу и развитию Китая в экономической, политической, культурной и социальной сферах [6. С. 9]. Затем, в 2005 г., в целях защиты суверенитета и территориальной целостности, а также содействия мирному объединению Китая ВСНП разработало закон «О противодействии расколу государства» [31]. К концу 2010 г. основной этап формирования правовой системы социализма с китайской спецификой фактически завершился - она состояла из семи отраслей права (конституционное, гражданское и торговое, административное, экономическое, социальное, уголовное, процессуальное и непроцессуальное), имела три источника (законы, административные постановления и локальные акты), а Конституция КНР являлась ее центральным ядром. Отныне законодательство охватывало все сферы жизни государства, включая экономическую, политическую, культурную и социальную [32]. Совершенствование конституционного законодательства Китая (2012 г. - наст. вр.) XVIII съезд КПК в ноябре 2012 г. ознаменовал начало новой эпохи социализма с китайской спецификой [33]. В докладе съезда подчеркивалось: правовое управление есть основной способ управления государством, необходимо продвигать научное законотворчество, строгое правоприменение, справедливое правосудие и повсеместное соблюдение законов, отстаивать принцип всеобщего равенства перед лицом закона. После 2013 г. ВСНП и его Постоянный комитет активизировали деятельность по разработке законов о государственной безопасности. Один за другим появились законы «О борьбе со шпионажем» [34], «О государственной безопасности» [35], «О борьбе с терроризмом» [36], «О регулировании деятельности иностранных неправительственных организаций на территории Китая» [37], «Об оборонном транспортном сообщении» [38], «О кибербезопасности» [39], «О государственной разведке» [40], «О ядерной безопасности» [41], «О защите государственной безопасности в САР Гонконг» [42] и т.д. Указанные документы обеспечили сильную правовую гарантию для защиты государственной безопасности и национальных интересов. В октябре 2014 г. на 4-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва было принято «Решение ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего содействия управлению государством на правовой основе» [43], где подчеркивалась важность становления правовой системы социализма с китайской спецификой и заявлялось о необходимости устранять пробелы в реализации положений Конституции и повышать интенсивность надзора. В декабре 2015 г. Постоянный комитет ВСНП принял закон «О государственных наградах и государственных почетных званиях» [44], обеспечив внедрение установленного Конституцией государственного института награждения. В сентябре 2017 г. тот же орган принял закон «О государственном гимне» [45], который наряду с уже действовавшими тогда законами «О государственном флаге» [46] и «О государственном гербе» [47] защищал закрепленное в Конституции достоинство важных символов государства [48]. В октябре 2017 г. в докладе XIX съезда КПК было подчеркнуто: «Обеспечение всестороннего верховенства закона в государственном управлении является сущностным требованием и важнейшей гарантией социализма с китайской спецификой. Необходимо обеспечить руководство КПК во всем процессе и во всех аспектах управления государством на основе закона, неуклонно идти по пути утверждения верховенства закона в условиях социализма с китайской спецификой, совершенствовать социалистическую систему законодательства с китайской спецификой, ядро которой составляет Конституция, создавать социалистическую правовую систему с китайской спецификой и социалистическое правовое государство» [49]. В марте 2018 года 1-я сессия ВСНП 13-го созыва приняла поправки к Конституции [28. С. 48] и закон «О контроле» [50], за счет чего обогатила содержание установки «поддерживать и усиливать всестороннее руководство КПК», дополнила провозглашенные Конституцией ключевые государственные задачи, цели борьбы и институт государственного руководства, закрепила институт государственного контроля, упрочила институциональную основу долгосрочного порядка и стабильности в стране [51]. На Центральном рабочем заседании по всестороннему обеспечению законности в государственном управлении, прошедшем 16 и 17 ноября 2020 г., идеи Си Цзиньпина о правовом управлении были признаны руководящей идеологией всестороннего верховенства права в управлении государством. На заседании Си Цзиньпин выдвинул требования относительно ключевых задач для обеспечения такого верховенства в текущий и будущий периоды. Он указал 11 направлений деятельности, включая следующие: неуклонно обеспечивать руководство партии во всестороннем верховенстве права в государственном управлении, сохранять центральную роль народа, придерживаться пути верховенства закона в условиях социализма с китайской спецификой, неотступно руководствоваться законом в управлении и Конституцией в осуществлении власти [52]. По итогам XVIII съезда КПК Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет провели всестороннее усиление законодательной деятельности в ключевых областях, усовершенствовали правовую систему социализма с китайской спецификой, ядром которой является Конституция. В этот период законотворчество, основным направлением которого раньше была экономика, переориентировалось на сбалансированное формирование как экономических, так и социальных законов. Его особенности включали: 1) ускорение формирования законодательства о государственной безопасности; 2) содействие разработке и принятию Гражданского кодекса; 3) продолжение законотворчества в отношении рыночной экономики; 4) ускорение темпов законодательной деятельности в области экокультурного строительства; 5) совершенствование формирования социальнодемократического законодательства. На конец декабря 2018 г. в Китае действовал 271 закон, 119 решений по правовым и иным важным вопросам, 759 административных актов и более 12 тысяч местных положений [6. С. 11]. Какой урок мы можем извлечь? Успехи в становлении Конституции и сопутствующего законодательства, которых Китай добился за сто лет со дня создания Коммунистической партии Китая, а в особенности за те семьдесят из них, когда уже существовала Китайская Народная Республика, поразили все мировое сообщество. Правовая система социализма с китайской спецификой непрерывно движется по пути совершенствования. Она обеспечивает прочную правовую гарантию продвижения всестороннего управления государством на основе закона и Конституции, становления системы правового управления в условиях социализма с китайской спецификой и правового государства, реализующего социализм с китайской спецификой. КПК является правящей партией Китая, и ее руководство есть самая естественная черта социализма с китайской спецификой, закрепленная в Конституции. Партийное руководство, народ как полноправный хозяин своей страны и управление государством на основе права тесно связаны с друг другом и составляют организм, отличающийся внутренней целостностью. Как показывает опыт создания конституционного законодательства, Китаю необходимо придерживаться органического единства трех этих элементов на практике. Устав Коммунистической партии Китая гласит: «Партия обязана действовать в рамках Конституции и других законов» [53]. Действующая Конституция тоже однозначно устанавливает: «Никакие организации или частные лица не должны пользоваться привилегиями, выходящими за рамки Конституции и законов» [28. С. 61]. Эти положения и определили базовый принцип единства указанных элементов. Необходимо совершенствовать системы реализации, контроля и гарантии правового управления, защищать авторитет конституционного законодательства. В содействии всестороннему управлению государством на правовой основе руководство на основе закона является ключевым звеном, научное законотворчество - предпосылкой, строгое правоприменение - основной задачей, судебная справедливость -оборонительным рубежом, а всенародное соблюдение законов - фундаментом. Применение конституционных законов и становление их авторитета неотделимо от реализованных на практике принципов строгого правоприменения, справедливой судебной системы и соблюдения законов всеми людьми. Основополагающая роль закона в осуществлении власти обеспечивает его верховенство в управлении государством, и та же логика справедлива для Конституции. Защищать авторитет конституционного законодательства - значит защищать авторитет общей воли партии и народа. Отстаивать достоинство конституционного законодательства - значит отстаивать достоинство общей воли партии и народа. Обеспечивать применение конституционного законодательства - значит обеспечивать претворение общей воли партии и народа в жизнь. Важно поддерживать и совершенствовать институциональную основу деятельности Всекитайского собрания народных представителей, непрерывно модернизировать технику законотворчества и повышать его качество, продолжать углублять и развивать научную и демократическую законодательную работу. Институт ВСНП есть основная политическая система Китая, его форма правления. Для активизации законодательной деятельности и его качественного развития необходимо реализовать руководящую роль Собрания народных представителей в этом процессе. Нельзя допускать рассеяния национальной законодательной власти по отдельным департаментам, превращения права на законотворчество в частный интерес департаментов и легализации такого интереса за счет законодательной деятельности департаментов. В своей законодательной деятельности ВСНП следует сосредоточиться как на фактической выполнимости законов, так и на их ориентированности на будущее; не забывать как подтверждать успехи реформ через законотворчество, так и оставлять пространство и возможности для их углубления. При создании законов важно двигаться в одном направлении с массами, позволять всем социальным слоям принимать активное участие в этом процессе, тем самым повышая прозрачность законодательной деятельности и степень демократизации общества. Следует также признавать важность собственных условий и национальной специфики Китая, изучать плоды и опыт создания иностранного конституционного законодательства. В создании законов необходимо исходить из национальных условий страны, глубоко понимать и хорошо владеть особенностями развития Китая на каждом этапе, разворачивать законодательную деятельность вокруг слаженного развития строительства экономики, политики, культуры, общества и экокультуры. Конституционное законодательство требует глубокого погружения в источники традиционного китайского права, усвоения выдающейся правовой культуры китайской нации одновременно с изучением и заимствованием полезного зарубежного опыта в законодательстве, а также усердным исследованием конституционных теорий других стран, чтобы почерпнуть из них то, что принесет пользу становлению конституционных законов в Китае.

Ключевые слова

Коммунистическая партия Китая, столетие, Конституционное законодательство, верховенство права, управление государством на правовой основе

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сун ЛэйПекинский политехнический институт (университет); Московский государственный университет им. М.В. Ломоносоваканд. пед. наук, доцент института Марксизма; докторант юридического факультета759220970@qq.com
Всего: 1

Ссылки

Си Цзиньпин: Речь на собрании в честь сорокалетия политики реформ и открытости // Жэньминь жибао. 19.12.2018. [习近平. 在庆祝改革开放40周年大会上的讲话 人民日报 2018年12月19日] (на китайском языке).
Проект Конституции Китайской Советской Республики от 07.11.1931 г. // Китайская сеть: национальные условия Китая. URL: http://guoqing.china.com.cn/2012-08/30/content_26380103.htm (дата обращения: 04.02.2021). [中华苏维埃共和国宪法大纲 1931年11月7日 中国网] (на китайском языке).
Закон «О земле» Китайской Советской Республики от 01.12.1931 г. // Китайская экономическая сеть. URL: http://www.ce.cn/xwzx/gnsz/szyw/200705/21/t20070521_11434617.shtml (дата обращения: 04.02.2020). [中华苏维埃土地法 1931年12月1日 中国经济网] (на китайском языке).
Закон «О труде» Китайской Советской республики от 01.12.1931 г. // Китайская экономическая сеть. URL: http://www.ce.cn/xwzx/gnsz/szyw/200705/21/t20070521_11434652.shtml (дата обращения: 04.02.2021). [中华苏维埃劳动法 1931年12月1日 中国经济网] (на китайском языке).
Проект закона Китая «О земле» от 13.09.1947 г. // Сеть земельных ресурсов. URL: http://www.tdzyw.com/2013/0603/29113.html (дата обращения: 04.02.2021). [中国土地法大纲 1947年9月13日 土地资源网] (на китайском языке).
Чжан Шэн: История законодательства Китайской Народной Республики (1949-2019 гг.). Пекин : Право, 2020. 545 с. [张生. 中华人民共 和国立法史 1949-2019 北京 法律出版社 2020年] (на китайском языке).
Си Цзиньпин: Речь на заседании в честь семидесятилетия основания Китайской Народной Республики // Жэньминь жибао. 02.10.2019.[习近平. 在庆祝中华人民共和国成立70周年大会上的讲话 人民日报 2019年10月2日] (на китайском языке).
Закон «Об организации сессий НПКСК» от 27.09.1949 г. // Жэньминь жибао. 30.09.1949. [中国人民政治协商会议组织法 1949年9月27日 人民日报] (на китайском языке)
Закон «Об организации Центрального народного правительства КНР» от 27.09.1949 г. // Сеть Национального народного конгресса.URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4237.htm (дата обращения: 04.02.2021). [中华人民共和国中央人民政府组织法 1949年9月27日 中国人大网] (на китайском языке).
Общая программа НПКСК от 29.09.1949 г.// Юридическая библиотека. URL: http://www.law-lib.com/law/law_view.asp?id=283576 (дата обращения: 04.02.2021). [中国人民政治协商会议共同纲领 1949年9月29日 法律图书馆网] (на китайском языке).
Закон КНР «О земельной реформе КНР» от 30.06.1950 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4246.htm (дата обращения: 04.02.2021). [中华人民共和国土地改革法 1950年6月30日 全国人大网] (на китайском языке).
Конституция Китайской Народной Республики от 20.09.1954 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/26/content_4264.htm (дата обращения: 25.02.2021). [中华人民共和国宪法 1954年9月20日 全国人大网] (на китайском языке).
Закон «Об организации ВСНП» от 20.09.1954 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4265.htm (дата обращения: 04.02.2021). [全国人民代表大会组织法 1954年9月20日 中国人大网] (на китайском языке).
Закон «Об организации Госсовета» от 21.09.1954 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL:http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4266.htm (дата обращения: 04.02.2021). [国务院组织法 1954年9月21日 中国人大网] (на китайском языке).
Закон «Об организации народных судов» от 21.09.1954 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/10/content_4267.htm (дата обращения: 04.02.2021). [人民法院组织法 1954年9月21日 中国人 大网] (на китайском языке).
Хроники в КНР за 1956 г. // Сайт: Центральное народное правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434249.htm (дата обращения: 04.02.2021). [中华人民共和国大事记 1956年 中国中央人民政府网站] (на китайском языке).
Пресс-служба Госсовета КНР: Белая книга «Правовая система социализма с китайской спецификой» от 27.10.2010 г. // Центральное народное правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2011-10/27/content_2615783.htm (дата обращения: 04.02.2021). [国务院新闻办公室: 中国特色社会主义法律体系白皮书 2010年10月27日 中国中央人民政府网站] (на китайском языке).
Сообщение Центрального комитета Коммунистической партии Китая от 16.05.1966 г. // Сайт: Образование, литература, история и философия. URL: http://www.yxjedu.com/li_shi_shun_jian/lian_jie_wangye/516_tong_zhi_quanwen/516_tongzhi_quanwen.htm (дата обращения: 04.02.2021). [中国共产党中央委员会通知 五一六通知 1966年5月16日 教育文史哲网] (на китайском языке).
Конституция Китайской Народной Республики от 17.01.1975 г. // Сайт: Байду URL: https://duxiaofa.baidu.com/detail?cid=dc14cc1823e64a4f1d035a854bcce923_law&searchType=statute (дата обращения: 25.02.2021). [中华人民共和国宪法 1975年1月17日 度小法] (на китайском языке).
Хроники в КНР за 1976 год.// Сайт: Центральное народное правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434288.htm (дата обращения: 25.02.2021). [中华人民共和国大事记 1976年 中国中央人民政府网站]
Конституция Китайской Народной Республики от 05.03.1978 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/06/content_4365.htm (дата обращения: 25.02.2021). [中华人民共和国宪法 1978年3月5日 中国人大网] (на китайском языке).
Хроники в КНР за 1978 год.// Сайт: Центральное народное правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434288.htm (дата обращения: 25.02.2021). [中华人民共和国大事记 1978 中国中央人民政府网站] (на китайском языке).
Закон «О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней» от 01.07.1979 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/1982- 12/10/content_1478463.htm (дата обращения: 25.02.2021). [全国人民代表大会和地方各级人民代表大会选举法 1979年7月1日 全国人 大网] (на китайском языке).
Закон «Об организации местных собраний народных представителей и народных правительств различных ступеней» от 01.07.1979 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/1982-12/10/content_1478474.htm (дата обращения: 25.02.2021). [地方各级人民代表大会和地方各级人民政府组织法 1979年7月1日 全国人大网] (на китайском языке).
Закон «Об организации народных судов» от 01.07.1979 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/06/content_4377.htm (дата обращения: 25.02.2021). [人民法院组织法 1979年7月1日 全国人大网] (на китайском языке).
Закон «Об организации народной прокуратуры» от 01.07.1979 г. // Юридическая библиотека. URL: http://www.lawlib.com/law/law_view.asp?id=1947 (дата обращения: 25.02.2021). [人民检察院组织法 1979年7月1日 法律图书馆] (на китайском языке).
Научно-исследовательский кабинет Рабочей комиссии по вопросам законодательства ПК ВСНП: Обзор успехов законодательной деятельности Китая за 40 лет политики реформ и открытости. Пекин : Право, 2019. 356 с. [全国人大常委会法制工作委员会研究室: 我国改革开放40年立法成就概述 北京: 法律出版社 2019年] (на китайском языке).
Конституция Китайской Народной Республики (с текстом присяги). Пекин : Право, 2018. 90 с. [中华人民共和国宪法 含宣誓词 北京: 法律出版社 2018年] (на китайском языке).
Хроники в КНР за 1992 г. // Центральное народное правительство КНР : сайт. URL: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434364.htm (дата обращения: 25.02.2021). [中华人民共和国大事记 1992 中国中央政府网站] (на китайском языке).
Хроники в КНР за 1997 г. // Сайт: Центральное народное правительство КНР. URL: http://www.gov.cn/test/2009-10/09/content_1434371.htm (дата обращения: 25.02.2021). [中华人民共和国大事记 1997 中国中央政府网站] (на китайском языке).
Закон «О противодействии расколу государства» от 21.06.2005 г. // Центральное народное правительство КНР : сайт. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2005-06/21/content_2602175.htm (дата обращения: 25.02.2021). [反国家分裂法 2005年6月21日 中国中央人民政府网] (на китайском языке).
У Банго: Рабочий доклад ПК ВСНП на 1-ой сессии ВСНП 12-го созыва 08.03.2013 г. // Жэньминь жибао. 21.03.2013. [吴邦国. 全国人大常委会工作报告-2013年3月8日在第十二届全国人民代表大会第一次会议上 人民日报] (на китайском языке).
Центр теоретических исследований Научно-исследовательского кабинета ЦК КПК по изучению истории партии: Накрепко усвоить основные реалии страны на начальной стадии социализма // Цюши. 2017. № 22. [中共中央党史研究室理论研究中心: 牢牢把握社会主义初级阶段的基本国情 求是 2017年 第22期] (на китайском языке).
Закон «О борьбе со шпионажем» от 01.11.2014 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c12488/201411/0295b4d987f2418b8137d53f1b9c311e.shtml (дата обращения: 25.02.2021). [反间谍法 2014年11月1日 全国人大网] (на китайском языке).
Закон «О государственной безопасности» от 01.07.2015 г. // Министерство обороны КНР. URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2016-02/19/content_4621258.htm (дата обращения: 25.02.2021). [国家安全法 2015年7月1日 中国国防部网站] (на китайском языке).
Закон «О борьбе с терроризмом» от 27.12.2015 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c12488/201512/294ba4e3865f46318cb0ad7c4d55d1d6.shtml (дата обращения: 25.02.2021). [反恐怖主义法 2015年12月27日 全国人大网] (на китайском языке).
Закон «О регулировании деятельности иностранных неправительственных организаций на территории Китая» от 28.04.2016 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/201711/80fc41d10c67424e964032426e4c524e.shtml (дата обращения: 01.03.2021). [境外非政府组织境内活动管理法 2016年4月28日 全国人大网] (на китайском языке).
Закон «Об оборонном транспортном сообщении» от 03.09.2016 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c12488/201609/bc633f929fdd4cfaac65446295a46554.shtml (дата обращения: 01.03.2021). [国防交通法 2016年9月3日 全国人大网] (на китайском языке).
Закон «О кибербезопасности» от 07.11.2016 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2017-02/20/content_2007531.htm (дата обращения: 01.03.2021). [网络安全法 2016年11月7日 全国人大网] (на китайском языке)
Закон «О государственной разведке» от 27.06.2017 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/201806/483221713dac4f31bda7f9d951108912.shtml (дата обращения: 01.03.2021). [国家情报法 2017年6月27日 全国人大网] (на китайском языке)
Закон «О ядерной безопасности» от 01.09.2017 г. // Министерство обороны КНР : сайт. URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2017-09/02/content_4790613.htm (дата обращения: 01.03.2021). [核安全法 2017年9月1日 中国国防部网站] (на китайском языке).
Закон «О защите государственной безопасности в САР Гонконг» от 03.06.2020 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202007/3ae94fae8aec4468868b32f8cf8e02ad.shtml (дата обращения: 01.03.2021). [香港特别行政区维护国家安全法 2020年6月3日 中国人大网] (на китайском языке).
Решение ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего содействия управлению государством на правовой основе // Жэньминь жибао. 29.10.2014. [中共中央关于全面推进依法治国若干重大问题的决定 人民日报 2014年10月29日] (на китайском языке).
Закон «О государственных наградах и государственных почетных званиях» от 27.12.2015 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/xinwen/2015-12/28/content_1957464.htm (дата обращения: 01.03.2021). [国家勋章和国家荣誉称号法 2015年12月27日 全国人大网] (на китайском языке).
Закон «О государственном гимне» от 01.09.2017 г. // Центральное народное правительство КНР : сайт. URL: http://www.gov.cn/guoqing/2017-09/04/content_5222515.htm (дата обращения: 01.03.2021). [国歌法 2017年9月1日 中国中央人民政府网站] (на китайском языке).
Закон «О государственном флаге» от 01.10.1990 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2008-12/15/content_1462082.htm (дата обращения: 01.03.2021). [国旗法 1990年10月1日 全国人大网](на китайском языке).
Закон «О государственном гербе» от 01.10.1991 г. // Сеть Национального народного конгресса. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2008-12/15/content_1462081.htm (дата обращения: 01.03.2021). [国徽法 1991年10月1日 全国人大网](на китайском языке).
Чжан Дэцзян: Рабочий доклад ПК ВСНП на 1-й сессии ВСНП 13-го созыва 11.03.2018 г. // Жэньминь жибао. 25.03.2018. [张德江: 全国人民代表大会常务委员会工作报告-2018年3月11日在第十三届全国人民代表大会第一次会议上 人民日报 2018年3月25日] (на китайском языке).
Си Цзиньпин: добиться решающей победы в полном построении среднезажиточного общества, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху: доклад на 19-м Всекитайском съезде КПК // Жэньминь жибао. 28.10.2017. [习近平: 决胜全面建成小康社会 夺取新时代中国特色社会主义伟大胜利-在中国共产党第十九次全国代表大会上的报告 人民日报 2017年10月28日] (на китайском языке).
Закон «О контроле» от 20.03.2018 г. // Юридическая библиотека. URL: http://lawdb.cncourt.org/show.php?fid=149433 (дата обращения: 01.03.2021). [监察法 2018年3月20日 法律图书馆] (на китайском языке).
Ли Чжаньшу: Рабочий доклад ПК ВСНП на 2-й сессии ВСНП 13-го созыва 08.03.2019 г. // Чжунго жэньда. 2019. № 6. [栗战书. 全国人民代表大会常务委员会工作报告-2019年3月8日在第十三届全国人民代表大会第二次会议上 中国人大 2019年 第6期] (на китайском языке).
Си Цзиньпин: неуклонно придерживаться пути верховенства закона в условиях социализма с китайской спецификой, создавать сильную правовую гарантию для всестороннего построения модернизированного социалистического государства // Жэньминь жибао. 18.11.2020. [习近平. 坚持不移走中国特色社会主义法治道路为全面建设社会主义现代化国家提供有力法治保障 人民日报 2020年11月18日] (на китайском языке).
Устав Коммунистической партии Китая от 06.09.1982 г. // Член Коммунистической партии : сайт. URL: http://fuwu.12371.cn/2014/12/24/ARTI1419388285737423.shtml (дата обращения: 01.03.2021). [中共共产党党章 1982年9月6日 共产党员网] (на китайском языке).
 Вехи становления конституционного законодательства Китая: взгляд через сто лет со дня создания КПК | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. DOI: 10.17223/15617793/470/31

Вехи становления конституционного законодательства Китая: взгляд через сто лет со дня создания КПК | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. DOI: 10.17223/15617793/470/31