Системное развитие экономической дипломатии (на примере отношений между РФ и США) | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 472. DOI: 10.17223/15617793/472/9

Системное развитие экономической дипломатии (на примере отношений между РФ и США)

Освещены российско-американские отношения в период президентства Владимира Путина и Джозефа Байдена. Представлен сравнительный анализ отдельных аспектов стратегий национальной безопасности РФ и США. Отмечен продолжающийся кризис дипломатии между Россией и США. Экономическая дипломатия в ее системном развитии представлена как способ решения накопившихся проблем в двусторонних отношениях на основе политической воли.

Systematic Development of Economic Diplomacy (On the Example of Relations Between the Russian Federation and the USA).pdf Основные аспекты концепции экономической дипломатии Слово «аспект» происходит от латинского aspectus и означает «внешний вид, облик» [1. C. 47]. С научной точки зрения экономическая дипломатия представляет собой интерес в качестве предмета политических наук, как их неотъемлемая составная часть и специальный термин, как феномен или явление международной жизни [2. С. 54-66], элемент эволюции и возможная перспектива ее развития. В мировой истории прошло немало столетий, прежде чем экономическая дипломатия превратилась в приоритетный вид политики, самостоятельную область теории и практики международных отношений. Со временем экономическая дипломатия сама приобрела теоретическую и практическую форму, перешла в научную теорию [3. С. 46-57], и это стало ее сутью на современном этапе. Эволюционируя в прохождении через множество этапов, экономическая дипломатия получила мощный толчок развития в теории и на практике в последней четверти XX в. [4. С. 47-48]. Это была эпоха холодной войны и жесткого противостояния СССР и США. Современный период характеризуется новой реальностью к переходу на VI экономический уклад с иным миропорядком, в условиях мировых кризисов, укрепления санкционного режима, роста американского протекционизма и влияния коронавирусной пандемии [5]. До сих пор отечественные и зарубежные ученые рассматривали экономическую дипломатию согласно поставленным целям и ее конкретным аспектам. В начале третьего десятилетия XXI в. определился ряд концептуальных направлений в исследованиях по экономической дипломатии: I - это публикации по экономической дипломатии международных организаций, отдельных государств и групп стран в условиях глобализации (Л.Д. Градобитова, Т.В. Зонова, Л.М. Капица, А.А. Лапин, А.Е. Лихачев, Э.Е. Обмин-ский, И.А. Орнатский, Ю.В. Пискулов, В.И. Попов, Р. О. Райнхардт, О. Трофимова и А. Щедрин, Р. И. Хасбулатов, Б. И. Шевченко и др.); II - научные работы по экономической дипломатии в развитии торгово-экономических связей и внешнеэкономической деятельности между Россией и США, о дипломатическом сопровождении отечественного бизнеса за границей и отдельных видах экономической дипломатии (академик С.М. Рогов; Е.М. Астахов, Д.С. Булатов, Р.И. Зименков и В.Г. Курьеров, С.З. Жизнин, М.А. Портной, В.Б. Супян и др.); III - исследовательские труды по экономической дипломатии и отношениям России с США в условиях политического кризиса, силовой политики и санкционного режима (академик Е. М. Примаков; М. В. Братерский, В. Н. Гарбузов, Э.А. Иванян, Т.М. Исаченко, В.А. Кременюк, Т. А. Шаклеина, Н. А. Школяр); IV - о влиянии экономической дипломатии на развитие внутренней экономики и ее интеграцию в мировую экономическую систему (академик И. Д. Иванов, посол М. А. Конаров-ский, экономист В. Д. Щетинин; зарубежные исследователи: А. Касымов и Б. Гиясов, А. Магеррамов, Г. Рустамбеков и др.); V - публикации о научноинституциональных основах экономической дипломатии современной России (А.Н. Барковский, И.А. Троян и др.); VI - труды об экономической дипломатии в развитии современных международных отношений (академик А. В. Торкунов; Л. М. Батурин, И. С. Иванов, О.В. Иванов, А.В. Мальгин, А.А. Нарышкин и др.); VII - публикации по современной теории, системности и цикличности экономической дипломатии на примере отношений России (Российская империя, СССР, РФ) и США (Ю.Д. Быстрова, А.Г. Савойский, А.В. Фененко, С.А. Чернов); VIII - научные труды об использовании в экономической дипломатии аналитики, правовой базы, организационных и практических методов, прогнозирования и моделирования (П. Бара-най, И.Р. Мавланов, А.И. Подберезкин, А.Г. Савойский, А. Цыганков и др.); IX - публикации по теории экономической дипломатии на микро- и макроуровне, о мировых рынках, об экономической кооперативности в мирополитическом взаимодействии (С.А. Афонцев, Д.А. Дегтерев, А.Н. Захаров; Г. Каррон де ла Каррьер и др.); X - исследования по военной дипломатии в обеспечении стратегической безопасности СССР/ России на международной арене (академики А. Г. Арбатов, В. Г. Барановский, А. А. Дынкин, А.А. Кокошин; политологи В.И. Батюк, Ф.Г. Войто-ловский, А.И. Подберезкин, В.О. Печатнов и др.). При этом следует отметить, что современные исследователи Запада нередко сводят экономическую дипломатию, в частности, к товарообороту, монетарной политике и принятию политических решений (П. ван Бержейк, Н. Бэйн и С. Вулкок, М. Вайс, А. Плащин-ский, Р. Санер и Л. Йю, С. Хансон, Ф. Хартман и Р. Вендзель). Весьма важно, чтобы научное сообщество восприняло как аксиому тот факт, что торговая или коммерческая дипломатия является лишь одним из видов экономической дипломатии (наряду с другими), а дипломатия доллара как мировой валюты стремительно теряет свои былые позиции, поскольку инвестирование в экономику США сократилось за последние годы более чем на 40% [6], и что принятие политических решений по экономической дипломатии непременно должно находиться в области ее теории и практики. Экономическая дипломатия в российско-американских отношениях На протяжении последних десятилетий интерес мировой общественности прикован к России и США как основному маркеру международной жизни и индикатору развития глобальной цивилизации [7. С. 275-291]. Торгово-экономические отношения между РФ и США за последние 20 лет (более 700 американских компаний и 7 американских банков на территории России; многомиллиардные закупки Министерством финансов РФ государственных облигаций США) шли параллельно с их кризисными отношениями в политике [8. С. 20]. Теперь эти отношения переживают сильнейший политикоэкономический кризис, сопровождаемый бесконечными санкциями и вспышками дипломатической войны (выдача виз для дипломатов и членов семьи, высылка работников дипкорпуса, невозврат захваченной дипломатической собственности). Похоже, самое «дно» и «точка замерзания» в развитии российско-американских отношений, как и «охота на ведьм» в США (неопознанные хакеры, совершившие якобы кибератаки на государственные и партийные структуры), остались позади. О русских хакерах вспоминают теперь в Америке лишь в редких случаях. Однако в двусторонних отношениях остаются нерешенными проблемы в арктической, валютнофинансовой, дипломатической и энергетической дипломатии; вновь назрел культурно-цивилизационный и идеологический кризис. Если раньше США упрекали страну в социализме с иной идеологией, то теперь - в авторитаризме, нарушении принципов демократии, ревизионизме и отсутствии доверия. Инициатором ухудшения сотрудничества со 2-й половины 2012 г. стала американская сторона. Президент РФ Владимир Путин сразу же отреагировал и призвал к повышению качества экономической дипломатии в политике и внешнеэкономической деятельности [9]. Вторая администрация американского президента Барака Обамы и президент Дональд Трамп не улучшили политическое взаимодействие США с Россией, а значительно его усложнили. Американский президент Байден успел продлить в начале 2021 г. Договор по СНВ-3, инициировать и провести Женевский саммит со своим визави Путиным, увеличить к встрече в верхах сырьевой импорт из России в 1,5 раза или на 150% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. И это на фоне роста инфляции, внутренних и мировых цен [10]. После Женевского саммита 2021 г. риторика официального Вашингтона несколько смягчилась в сторону Кремля. Из недавнего противника Россия (как и Китай) перешла в статус «соперника» Соединенных Штатов. По мнению американского президента Байдена, Америке и России необходимо сотрудничать, особенно в борьбе с изменением климата [11]. К середине декабря этого года президенты двух мировых держав договорились «сверить часы» по намеченной дорожной карте: запуск диалога по стратегической стабильности и контролю над вооружениями, начало консультаций по кибербезопасности и обмену заключенными, совместное решение дипломатических проблем и прочее. Однако августовское 2021 г. интервью посла РФ в Вашингтоне Анатолия Антонова свидетельствует о сохранении конфронтационного характера в российско-американских отношениях. Вопреки общему пониманию проблем, достигнутому на Женевском саммите, кризис дипломатии между РФ и США продолжается [12]. Похоже, США и Россия превратились ныне в неких зависимых антиподов для уравновешивания мировой экономики в пользу Америки в деградирующем миропорядке западного образца. Создавать для России комфортный миропорядок в ближайшие годы и выбираться из политико-экономического хаоса американской (англо-саксонской) системы - дело чести ее политической элиты. Альтернатива параллельного развития западной и восточной систем международных отношений, как и аналогичных цивилизаций (в мировой истории это уже случалось), в перспективе возможна. Современные реалии международной жизни диктуют новые требования к позитивному выстраиванию официальных отношений России с США и другими государствами. Новые тренды международных процессов находятся за пределами таких существующих сфер взаимодействия, как борьба с международным терроризмом, сокращение ядерных потенциалов, неиспользование ядерного оружия, борьба с наркотрафиком. Ныне действующий посол США в Москве Джон Салливан, вручая верительные грамоты президенту РФ В.В. Путину 5 февраля 2020 г., озвучил свою приоритетную задачу: исправлять сложившуюся ситуацию в российско-американских отношениях без промедления. Он назвал работу по улучшению отношений между США и РФ «абсолютной необходимостью» [13] и по-прежнему выступает за диалог с Россией. Потенциал РФ и США в торговой дипломатии, как и в авиационной, арктической, атомной, валютной, военной, инвестиционной, космической, медицинской, продовольственной, промышленной, сельскохозяйственной, цифровой, экологической, энергетической и других видах, не использован обеими странами до конца и отрицательно сказывается на экономическом развитии России. РФ и США: Стратегии национальной безопасности - 2021 Главные направления и образ внешней политики России, ее государственный курс определяют основополагающие, базовые в стране документы: действующая Конституция 1993 г. (с новыми поправками 2020 г.); Концепция внешней политики 2016 г.; обновленная в июле Стратегия национальной безопасности 2021 г. [14-16] и другие федеральные законы. Во втором разделе данной Стратегии «Россия в современном мире: тенденции и возможности» справедливо замечено, что современный мир переживает период трансформации, меняются структуры мирового порядка, формируются новые международные архитектуры, правила и принципы мироустройства. Среди многочисленных тенденций развития системы международных отношений особо выделяется «увеличение количества центров мирового экономического и политического развития... стремление стран Запада сохранить свою гегемонию, кризис современных моделей и инструментов экономического развития. ослабление влияния международных институтов и снижение эффективности системы глобальной безопасности». Однако далее следует совершенно неконкретное положение о том, что «внешняя политика России должна способствовать (только не сказано, каким образом и за счёт каких механизмов? - С.А.Г.) повышению устойчивости системы международных отношений» при нарастающей геополитической напряженности. Ставка при этом делается на такие возможности, как опора на международное право (однако прежние договоренности с США больше не действует), на принципы равной, неделимой и всеобщей безопасности (которые не соблюдаются, особенно в регионах военных конфликтов), «на углубление многостороннего взаимодействия без разделительных линий и блоковых подходов в целях совместного решения глобальных и региональных проблем при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) и ее Совета Безопасности» [16]. Подобные подходы к внешней политике России устарели как минимум лет на 10 и показали свою несостоятельность для совместного решения глобальных проблем, а научно-философская категория «должно» не дает конкретных предложений для решения назревших проблем, и в этом заключается ее слабость. К тому же в мире давно существуют разделительные линии (Восток - Запад, Шенгенская зона Евросоюза, особая зона Британских островов, офшоры, свободные зоны экономического развития, безвизовые аэропорты), военные блоки (НАТО, ОДКБ) и даже «коллективный» Запад на всех обитаемых континентах планеты. В наши дни ООН, которой уже больше 75 лет, доживает свои последние годы, поскольку все в этом мире имеет начало и конец. ВТО охвачена глубоким структурным кризисом. Решения Международного суда и Совета безопасноси ООН игнорируются рядом государств, включая США. МВФ давно не справляется с функцией основного финансового регулятора. Миропорядок охвачен хаосом и наполнен правилами с двойными стандартами, не имеющими ничего общего с международным правом и прежними договоренностями стран мира. Именно этому посвящена недавняя статья министра иностранных дел России Сергея Лаврова «О праве, правах и правилах» [17. C. 1] в международных отношениях. Вполне вероятно, что выступление России «за укрепление универсальных международных институтов для снижения глобальной напряженности, сближения позиций и общей ответственности за будущее мира» останется на Западе незамеченным и потребует иных политических инициатив и действий в условиях сложившейся реальности. По истечении трех десятилетий очевиден несомненный факт: отказ Запада (США, ЕС и НАТО) воспринимать Россию в качестве своего союзника и стратегического партнера. С 2014 г. к ним присоединились мировые державы «Группы семи». Экономический интерес к России по-прежнему связан на Западе с ее несметными природными богатствами и огромным рынком сбыта, а политические усилия мировых держав фокусируются на устранении ее конкуренции и лидерства, ослаблении влияния на другие страны. Стратегия национальной безопасности США, обновленная администрацией Байдена в марте 2021 г., является промежуточным документом развития страны между планируемой к публикации в этом году и аналогичной стратегией декабря 2017 г., содержащей, помимо прочего, конкретный проект использования экономической дипломатии во внешней политике [18. C. 653-662]. Так, третий основной компонент ее контекста (PILLAR III) о «Сохранении мира силой» опирается на дипломатию, использование космического пространства и управление государством. Силовая геополитика США подразумевает укрепление индустриальной базы военно-оборонных и ядерных сил (как совершенствование военно-промышленного комплекса (ВПК) Соединенных Штатов); защиту киберпространства, развитие конкурентной дипломатии, искусственного интеллекта и институтов экономической дипломатии, а также информационное управление государством (явно имеются в виду транснациональные медийные корпорации США, в частности Google, Twitter, Facebook, YouTube, ведущие печатные СМИ). Продвижение (или лоббирование) американских интересов планируется и дальше осуществлять через экономическую политику, представленную в виде различных инструментов экономической дипломатии: модернизация финансовых экономических институтов, сохранение центральной роли Америки в международных финансовых структурах, влияющих на безопасность и процветание США; приумножение сообществ свободных экономических обменов (создание или расширение свободных экономических зон); защита бизнеса и протекционизм США от злоупотреблений незаконными субъектами (странами, не являющимися союзниками и партнерами); проведение различных выставок, ярмарок, форумов и рекламных кампаний. Экономическая дипломатия в Стратегии национальной безопасности США нацелена на взаимную торговлю, инвестиции, обмен технологиями исключительно с партнерами и союзниками (Россия не входит в их число); на геополитическое соревнование по защите окружающей среды. Важной частью реализации данной стратегии и ответом на действия противников США являются санкции и торговые войны, но более эффективным методом считается многостороннее экономическое и информационнополитическое давление. На повестке дня США стоит укрепление мира при помощи силы, обеспечение процветания Америки путем инвестиций, торговли и экспорта, защита национальных интересов и своего образа жизни. (Поясним, что именно подразумевается под «образом жизни» и является для американцев священным, не подлежащим обсуждению со стороны: их исключительность и мессианство, свободная продажа наркотиков и оружия, смертная казнь в ряде штатов; узаконенная коррупция в решении всех крупных вопросов на территории и за пределами США; ослабленная демократия внутри страны при отсутствии свободы слова с жестким подавлением оппозиции; экономический кризис, инфляция и истинная «демократия по-американски» на экспорт; отход от международного права в мировой политике; двойные стандарты, фейковые новости, сфальсифицированные президентские выборы-2020; продвижение силовой политики и мира на планете через гонку вооружений и приватизацию космоса; нетрадиционная ориентация части населения, отсутствие права каждого на медицину, часто незаконное содержание в тюрьмах, крушение исторических памятников, требование афроамериканцев о преклонении перед ними белых американцев за рабство предков в XVII-XIX вв. и т.д.). Продвижение экономических интересов предусматривает также информационное присутствие США во Всемирной паутине, социальных сетях интернета и управление мировой политикой на расстоянии. Однако телефонные звонки, электронная переписка официальных лиц, участие в международных форумах и видеоконференциях, «прямые мосты», общение по скайпу, относящиеся теперь к «серой облачной дипломатии» [19], никогда не заменят традиционную дипломатию, ее основные приемы, средства и механизмы, организационные и практические методы экономической дипломатии, приносящие результаты. Судя по предварительной Стратегии национальной безопасности США 2021 г., администрация Байдена настроена на диалог с Россией и Китаем по современным военным технологиям, на возможное заключение новых договоров по контролю над вооружениями и по сокращению ядерного оружия. В этом тоже заключаются двойные стандарты американской геополитики, поскольку ядерное оружие имеют не только Россия, Китай и США, но и ряд других государств: Англия, Франция, Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея. США планируют использовать военную силу как крайнюю меру, выводя на передний план «дипломатию, развитие и искусство экономического управления» [20]. Заключение Современная Россия (в теории и на практике) больше находится в зоне экономической политики и политической экономики, чем в сфере экономической дипломатии. Ее приоритет пока отдан влиянию отечественного и мирового бизнеса на политику страны и ее государственный курс, а также финансовому сектору экономики. Кризис современной дипломатии как «вызов» конца старой эпохи новому времени требует своего «ответа». России предстоит сыграть в этом свою ведущую роль на мировой арене, выдвинуть политические инициативы о создании новой системы международных отношений и реального миропорядка, искусно продвинуть их реализацию совместными усилиями с дружественными государствами. Международная жизнь, миропорядок, геополитика и мировая экономика на современном этапе находятся в поисках новой модели системы международных отношений и новых механизмов согласованного взаимодействия стран мира. Альтернативой либеральному мировому порядку и деградации российско-американских отношении вполне могла бы стать миролюбивая экономическая дипломатия на основе международного права, паритета отношении и взаимного уважения к национальным интересам. Экономическая дипломатия, как приоритетный вид политики, государственный курс и внешнеэкономическая деятельность профессиональных кадров и бизнеса, не приемлет длительных санкций и силового, военно-политического давления. Она в большой степени зависит от политической воли тех, кто определяет и осуществляет государственный курс, контролирует внешнеэкономическую деятельность. Потенциал России и США в различных видах экономической дипломатии не использован обеими странами до конца и отрицательно сказывается на экономическом развитии России. Основой развития российско-американских отношений является исключение силовой (военной и санкционной) политики, деловое и конструктивное сотрудничество в самых различных сферах; возврат к классической дипломатии (постоянный диалог, высокий профессионализм кадров, их соответствующее образование и опыт); неукоснительное соблюдение этики межгосударственных отношений, международного права и дипломатического иммунитета; запрет заниматься информационной пропагандой другого государства на своей территории; честная конкурентная политика внешнеэкономической деятельности и взаимовыгодное сотрудничество.

Ключевые слова

дорожная карта, Путин и Байден, Россия-США, Стратегия национальной безопасности - 2021, экономическая дипломатия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Савойский Александр ГеннадьевичИнститут экономических стратегий Российской академии наукканд. полит. наук, директор Центра устойчивого развитияasavoysky@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М. : Советская энциклопедия, 1990. 685 с.: ил.
Савойский А. Экономическая дипломатия как феномен международной жизни // Международная жизнь. 2013. № 1. С. 54-66.
Савойский А. Современная теория экономической дипломатии // Дипломатическая служба. 2015. № 4. С. 46-57.
Савойский А.Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене. 2-е изд. Москва ; Пяти горск : РИА-КМВ, 2011. 368 c.
Школяр Н. Экономическая дипломатия: между протекционизмом и свободной торговлей // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/ analyticsand-comments/analytics/ekonomicheskaya-diplomatiya-mezhdu-protektsionizmom-i-svobodnoy-torgovley/(дата обращения: 08.10.2020).
Владимиров А. США пытаются развернуть историю вспять и не стать Вавилоном XXI века. URL: http://russtrat.ru (дата обращения: 13.08.2021).
Савойский А.Г. Итоги и моделирование российско-американских отношений как индикатора глобальной цивилизации // Вестник Томско го государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 60. С. 275-291. doi: 10.17223/1998863Х/60/27.
Савойский А. Взлет и падение российско-американских отношений. Обзор событий последних десятилетий до Женевы // Международная жизнь. 2021. № 6. С. 14-21.
Путин: вступление России в ВТО требует повышения качества экономической дипломатии. 21.11.2012 // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2072362 (дата обращения: 10.08.2021).
Импорт США из России резко увеличился на фоне роста цен, сообщил РБК // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20210730/import- 1743535507.html (дата обращения: 30.07.2021).
Байден назвал Россию и Китай соперниками США // Известия. URL: https://iz.ru/1199148/2021-07-28/baiden-nazval-rossiiu-i-kitai-sopernikami-ssha (дата обращения: 28.07.2021).
«Американским коллегам пора перестать лукавить и возобновить диалог» // Эхо Москвы. URL: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/2881292-echo (дата обращения: 03.08.2021).
Посол США в России озвучил свою приоритетную задачу. 08.02.2020 // Вести^^ URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3237798 (дата обращения: 28.06.2021).
Конституция Российской Федерации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2021).
Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным от 30 ноября 2016 г. № 640) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 30.11.2016).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400) // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 02.07.2021).
Лавров С. О праве, правах и правилах // Коммерсантъ. № 109/П от 28.06.2021. C. 1. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4877702/(дата обращения: 22.07.2021).
Стратегии национальной безопасности США / сост. Д.В. Кузнецов (на англ. яз.). Б. м. : Б. изд., 2018. 680 с. URL: http://kuznetsov.ucoz.org/books/strategii_nacionalnoj_bezopasnosti_ssha.pdf/
Панина Е. Кризис мировой дипломатии: почему перестала работать старая школа? URL: https://zen.yandex.ru/media/russtrat/krizis-mirovoi-diplomatii-pochemu-perestala-rabotat-staraia-shkola-60fcfbf2563df22181180625 (дата обращения: 25.07.2021).
Новая стратегия национальной безопасности США - отказ от войн на фоне страха перед конкуренцией. URL: http://politanalitika.ru/posts/2021/03/04/novaya-strategiya-nacionalnoj-bezopasnosti-ssha-otkaz-ot-vojn-na-fone-straha-pered-kokurenciej.html (дата обращения: 04.03.2021).
 Системное развитие экономической дипломатии (на примере отношений между РФ и США) | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 472. DOI: 10.17223/15617793/472/9

Системное развитие экономической дипломатии (на примере отношений между РФ и США) | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 472. DOI: 10.17223/15617793/472/9