Организация розничной торговли в Томской области в 1992-1995 гг. | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 472. DOI: 10.17223/15617793/472/10

Организация розничной торговли в Томской области в 1992-1995 гг.

Рассматривается процесс взаимодействия предпринимателей сферы торговли с предприятиями пищевой промышленности на этапе реформирования экономики 1992-1995 гг., обосновывается его важность в начале периода рыночных реформ. Описываются основные практики взаимодействия производителей и представителей торговли. Делается вывод о том, что изучаемые процессы переходного периода характерны для большинства субъектов экономики не только в региональном, но и федеральном масштабе.

Organization of Retail in Tomsk Oblast in 1992-1995.pdf С началом реформирования экономики в 1990-е гг. существенные изменения претерпели хозяйственные отношения. Либерализация цен и приватизация повлияли на создание новых субъектов экономики и трансформацию самих экономических отношений. Процесс формирования предпринимательского слоя в России, начатый еще в середине 1980-х гг., получил бурное развитие в реалиях становления рыночной экономики последнего десятилетия XX в. Сфера торговли во время трансформации экономики претерпела существенные изменения, которые в итоге способствовали увеличению темпов ее развития. Ломка прежней торговой системы и построение новых рыночных отношений привели к возникновению множества новых вопросов, которые требуют комплексного изучения. Отмена монополии государства на торговлю и приватизация привели к созданию новых форм предпринимательства, которые представляют интерес для изучения как наиболее активные субъекты зарождающихся экономических отношений и частного предпринимательства. Были упразднены государственные распределяющие органы, хозяйствующим субъектам предстояло самостоятельно налаживать торговые и экономические связи, чтобы встроиться в новые рыночные отношения. Предприниматели сферы розничной торговли, в свою очередь, ориентируясь на потребности населения, быстрее осваивались в новых рыночных условиях, торговые предприятия активнее реагировали на изменения спроса и предложения и не требовали больших затрат для создания и развития. Предполагается, что для организации работы зарождающейся торговой сети в регионе большое значение имело выстраивание партнерских отношений с предприятиями - производителями товаров народного потребления. Исследователи с первых лет экономических реформ занимались прогнозированием, обоснованием и критикой процесса становления рынка. С 2000-х гг., после некоторого осмысления итогов прошлого десятилетия реформ, появилась возможность анализа поведения субъектов экономики в переходном периоде. Больше значение уделяется изучению деятельности частного предпринимательства в условиях переходного периода. Л. Е. Бляхер, доктор философских наук, подтвердил, что основной реакцией на реформы была минимизация легальности деятельности. Важное место в работе предпринимателей Л. Е. Бляхер уделяет социальной сети предпринимателя как инструменту приспособления. Экономисты уделяют внимание проблеме неплатежей, так как он охватил все отрасли экономики и все регионы страны, оказал влияние на развитие экономики в 2000-х гг. Этим вопросом занимались А. Золотарева, Л. Ледерман, О. Луговой, Р. Энтов. А. Золотарева выделила основные причины и последствия возникновения неплатежей. Так же исследователь уделяет внимание системе неплатежей в региональном масштабе [1]. В исследованиях развития сферы торговли 1900-х гг. значительное внимание обещается на региональный аспект процесса. Формирование сферы торговли исследовали в Республике Карелия, Иркутской и Омской областях. Г. И. Ханин, Д. А. Фомин выделяют общие процессы в формировании и развитии новой торговой сферы в России, описывая ее перспективы [2. C. 85]. Кроме этого изучаются такие частные аспекты темы, как качество и культура торгового обслуживания, миссия предпринимателя в сфере торговли [3. C. 105]. Исследования доктора исторических наук Н. М. Дмитриенко дают представление о ходе экономических реформ в Томской области, показано положение и изменение социальной сферы в период реформ, дается краткая характеристика экономической жизни Томска [4]. Сложности в изучении данной темы возникают во множестве исследований из-за широкой теневой деятельности предприятий торговли в 1990-е гг. В виду этих факторов значительно искажаются показатели развития розничной торговли. Для того чтобы понять, какие механизмы и практики лежат в основе формирующихся отношений в среде рынка между субъектами экономических отношений, возможно на примере предприятий Томской области проследить установление взаимодействия между производителем и продавцом на начальном периоде реформирования. Процессы и проблемы рыночных преобразований характерны не только для отдельных регионов, но и для всей России. Так, указы Правительства «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25 ноября 1991 г., «О свободе торговли» от 29 января 1992 г., «О дополнительных мерах по устранению недостатков в свободной торговле» от 31 августа 1992 г. распространялись на все регионы страны. Поэтому предприятия торговой сферы использовали похожие механизмы адаптации к складывающимся условиям. В рамках реформирования экономики были изданы Указы Президента Б.Н. Ельцина от 2 января 1992 г. «О мерах по либерализации цен», от 29 января 1992 г. «О либерализации торговли» [5], спровоцировавшие обострение отношений между предприятиями и сферой торговли по целому ряду вопросов. Во время командной экономики торговая сеть оставалась слаборазвита, выступая только как средство распределения продукции. С началом активной фазы реформирования были упразднены государственные распределяющие органы, хозяйствующим субъектам предстояло самостоятельно налаживать торговые экономические связи. Выстраивание грамотных связей с предприятиями переработки было важной задачей для зарождающейся частной торговой сети. После Указа «О мерах по либерализации цен» [6] томские заводы повысили оптовые цены для магазинов на производимую продукцию, что спровоцировало «вынужденный бойкот» покупателей. Поэтому магазины должны были возвращать скоропортящийся товар на заводы. В этих условиях заводы понижали цены на производимую продукцию, неся убытки. Например, одним из первых был вынужден понизить цены на продукцию Томский городской молочный завод (ТГМЗ). Например, цена на сметану была снижена с 50 до 25 руб./кг, завод понес убытки в 2 млн руб., но часть затрат смог покрыть [7. C. 3]. Цены на товары первой необходимости остались под контролем государства (хлеб, молоко, детское питание, спички), но порог регулируемых цен рос ввиду нарастающей инфляции [7. C. 2]. Заводы стали сокращать производство продукции, реализуемой по регулируемым ценам, ввиду невыгодности ее производства. Магазины также оставляли право на выбор реализуемого товара за собой, продавая более дорогой и ликвидный товар и сокращая заказ на скоропортящиеся продукты. Таким образом, в начале переходного периода в связке «производитель-продавец» сложилась нездоровая ситуация, которая явилась первой реакцией на проводимые реформы и способствовала недовольству потребителей. Например, в Томске летом 1992 г. ТГМЗ отказался закупать молоко у сельхозпроизводителей, так как продукцию завода отказывались реализовывать магазины города из-за высоких оптовых цен. При всем этом в Томске наблюдался дефицит молока. 15 июня 23 молоковоза пикетировали здание областного Совета с требованием повлиять на торговую сеть [7. С. 3]. Данный пример ярко иллюстрирует слабость хозяйственных связей между предприятиями торговли и заводами, неуправляемость начального рынка, с малой долей эффективности. По причине проблем с реализацией продукции через формирующуюся розничную торговую сеть города приобрела популярность практика открытия торговых точек силами предприятий пищевой промышленности. Открытие фирменных торговых точек происходило на территории заводов или на арендуемых площадях. С 1992 по 1995 г. в разное время свои магазины открыли: Шегарский маслозавод, Томская птицефабрика, Колпашевский хлебозавод, Томский хлебозавод № 4, АО «Томские мельницы». Открытие фирменных торговых точек помогало решить проблему не только реализации товара, но и способствовало снижению цены, исключив из торговой цепочки посредников, снижению издержек на транспортировку. Еще одной причиной открытия заводских магазинов являлась слабость городской торговой инфраструктуры. В недавно открывшихся магазинах возникали проблемы с недостатком торгового оборудования и помещений: не было складов для хранения товара, торговых холодильников. По этой причине в 1992 г. возникла проблема нехватки тары на ТГМЗ, так как магазины за неимением возможности отказывались принимать тару у населения [8. С. 2]. Кроме того, частные магазины в начале переходного периода вправе были самостоятельно устанавливать торговые надбавки, что сказывалось на скорости реализации товара. Например, конфеты Томской кондитерской фабрики стоили в разных магазинах по-разному, хотя отпускались с завода по единой цене [9. C. 2]. Такой механизм реализации продукции имел как плюсы, так и минусы: затраты на содержание магазина, расширение кадрового состава, решение проблем реализации товара уже с позиции продавца, нарастание криминогенной обстановки вынуждали предпринимателей в прошествии времени сокращать количество фирменных торговых точек. Кроме того, наметилась тенденция открытия торговых точек без каких-либо разрешений контролирующих органов, вследствие чего в городе ухудшилась санитарно-эпидемиологическая обстановка, участились случаи кишечных заболеваний. Подобная ситуация описывается и в других регионах России, чем стремительнее развивалась торговая сеть, тем сложнее было выявлять и пресекать нарушения [10. C. 69; 11. С. 68]. В первой половине 1990-х гг. обозначилась тенденция стихийного открытия продуктовых киосков в Томске, в том числе и от заводов. В 1993 г. контроль над киосками был передан на уровень районной власти. Контролировать быстро растущую торговую сеть было трудно. К 1994 г. в Томске насчитывалось примерно 300-500 киосков [12. С. 2]. Повсеместное распространение киосков создавало проблемы для крупных магазинов, так как в условиях конкуренции киоски занижали цены на товары, торговали дешевой некачественной алкогольной продукцией. Но такие торговые точки, как киоски, облагались налогом в размере около 500 тыс. руб., платили за аренду земли (6 тыс. руб. за 1 м2) в бюджет области, были полноправными участниками рыночных отношений, несмотря на противодействия власти и торговых конкурентов, снимали социальное напряжение (обеспечивали доступность продуктов, рабочие места). Строительство киосков было отражением «стихийности» новообразующегося рынка. С формированием четких рыночно-административных структур киоски постепенно исчезали с улиц города. Томичи называли самодельные киоски «монстрами» и «памятниками раннего рынка» [12. С. 2]. В условиях стихийного формирования торговой структуры Администрация Томской области приняла меры по контролю над сферой торговли, учреждались комиссии по контролю и анализу цен, было издано распоряжение о введении санитарных правил реализации продуктовых товаров. Но эти меры не имели сколько-нибудь ощутимого результата, так как контролеры не могли охватить стремительно разраставшуюся торговую сеть. Обязательную сертификацию должны были пройти магазины, торгующие винноводочной продукцией, согласно Положению городского Совета и распоряжению главы томской администрации. Проверяли наличие лицензий органы внутренних дел, отдел развития потребительского рынка и инспекция по ценам администрации города. Кроме регламентации торговли, эти меры были направлены на пополнение городского бюджета, так как лицензия выдавалась после уплаты сбора [13. C. 1]. Тем не менее в Томске к 1995 г. было зарегистрировано 1 690 предприятий торговли, из них 1 472 магазина, официально зарегистрировано 218 киосков. В торговле, благодаря приватизации, на 1995 г. частная собственность составляла 70%. Среди предприятий торговли в Томске преобладали малые предприятия - до 15 человек [14. C. 3]. Процессу развития экономики препятствовал кризис неплатежей, который явно обозначился в Томской области к 1993 г. Причинами возникшего кризиса можно назвать жесткую монетарную политику правительства по ограничению денежной массы и постоянно растущую инфляцию, провоцируемую эмиссией в первой половине 1990-х гг. Описываемое явление было характерно для экономики регионов РФ. По данным экспресс-обследования, которое было прово-дено в октябре 1998 г. Иркутским областным комитетом статистики, развитие торговой деятельности сдерживалось из-за недостатка оборотных средств, это отметили 88% респондентов-предпринимателей [11. С. 65]. В первые годы реформирования экономики кризис неплатежей проявился через долги торговой сферы перед заводами. К концу 1993 г. предприятия торговли были должны: Томскому мясокомбинату - 379 млн руб., ТГМЗ - 247 млн руб., Томскому хлебозаводу № 4 - 262 млн руб. [15. C. 4]. Неплатежи торговой сферы предприятиям отражались в задолженности предприятий переработки перед АПК. Так, магазины были должны ТГМЗ около 300 млн руб., в свою очередь ТГМЗ был должен АПК около 500 млн руб. [16. C. 4] даже при низкой закупочной цене. Из ситуации неплатежей торговой сферы в первой половине 1990-х гг. предприятия видели два выхода: открытие фирменной торговой сети или применение санкций к магазинам-должникам. Заводы начали сокращать или отменяли поставки в магазины-должники. Такой ситуацией, безусловно, было возмущено население города. Сокращение и отмена поставок заводами оказывала давление на магазины, заключившие договор о муниципальном заказе с мэрией Томска. Суть муниципального заказа заключалась в предоставлении арендных и коммунальных льгот в случае сохранения магазином оговоренного ассортимента товаров народного потребления. Соблюсти договор было сложно в условиях «бойкота» заводов, так как в случае отказа переработчиков от поставок молока, магазины теряли торговый профиль - нарушали договор, за что к ним могли быть применены санкции со стороны городских властей. Вследствие жестких санкций со стороны заводов пищевой промышленности, магазины-должники начали возвращать долги предприятиям переработки. Региональные власти призывали руководство заводов пищевой промышленности отказаться от агрессивных методов ведения бизнеса, говорилось о том, что нужно на уровне закона проводить разбирательство и лишать должников их собственности, но признавалось, что это сложный и дорогостоящий процесс. Но и сам механизм бойкотирования сферы торговли вел к снижению объемов производства продукции, что в результате негативно влияло на предприятия переработки и на сельхозпроизводителей. Неплатежи были вынужденной практикой, которую применяли предприятия и торговая сфера, за неимением возможности оплачивать долги. Такая мера серьезно мешала как развитию предприятий, так и экономике в целом. В сеть взаимных неплатежей оказались втянуты все отрасли экономики и государство, что стало огромной проблемой на втором этапе переходного периода. Во второй половине 1990-х гг. произошло ужесточение налоговой политики, так как для финансовой стабилизации в стране требовалось сократить дефицит федерального бюджета. В условиях повышающихся налогов и кризиса неплатежей предприниматели видели выход в уклонении от уплаты налогов законными и противозаконными способами. Уклонение от налогов было вызвано неспособностью предприятий совершать любые платежи, в том числе и налоговые. Правительством принимались меры по стабилизации экономики, сокращению темпов инфляции, эти действия влекли за собой сжатие денежной массы, недофинансирование, приводившие к неплатежеспособности предприятий. Проблемы, возникающие в процессе переходного периода в экономике Томской области, характерны для всех регионов России. Это подтверждает реакция центральной власти и издание 31 августа 1992 г. постановления Правительства «О дополнительных мерах по устранению недостатков в организации свободной торговли» [17]. Постановление предусматривало координацию работы государственных органов, предприятий торговли и общественного питания в устранении недочетов организации торговли. Укрепление налоговой политики для сферы продовольственной торговли выразилось во введении контрольно-кассовых машин (ККМ), С 1 марта 1994 г. был издан закон «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» [18]. Данная мера повышала эффективность контроля налоговой полиции в торговле. Вплоть до 1998 г. в сфере торговли шли споры и протесты по поводу введения ККМ, так как цена и дефицит машин были высокие. Эта мера ограничивала возможности мошенничества и спекуляции в сфере розничной торговли. С 1 января 1995 г. по причине неспособности выполнять долговые обязательства прекратил деятельность торговый дом «Горплодоовощторг» как объединение 37 овощных магазинов. По причине неплатежеспособности торгового дома сельхозпроизводители отказывались работать со всем объединением, вне зависимости от долгов отдельных магазинов. Так как расчеты могли производиться быстрее, без посредников, магазинам выгодно было работать напрямую с поставщиками, ускорялся оборот продукции. Можно сделать вывод о том, что в условиях конкуренции подобные большие торговые дома, как «Горплодо-овощторг», оказались менее мобильны и постепенно выпадали из структуры рынка как в Томской области, так и в других регионах. Например, в Республике Карелия на базе государственных торговых объединений в начале 1990-х гг. происходило формирование частных торгово-коммерческих фирм [10. С. 68]. Ввиду увеличивающейся конкуренции в торговле надбавки магазинов держались на уровне около 20-25%. В условиях формирующейся конкуренции магазины особое внимание уделяли торговле прибыльными товарами, такими как вино, лук, чеснок, бананы, апельсины [19. C. 3]. К середине 1990-х гг. были сформированы основные нормы розничной торговли, которыми нередко пренебрегали. Для того чтобы торговать продуктами питания на рынке, нужно было иметь сертификаты на всю продукцию, продавец должен пройти медосмотр, торговля разрешалась в специально отведенных местах. Кроме того, было разработано 19 документов, регламентирующих правила торговли [20. C. 2]. Но продавец чаще всего экономил на сертификации и выполнении правовых требований, это способствовало торговле некачественными товарами. Итак, в ходе активной стадии либерализации экономики предприятия пищевой промышленности и розничной торговли оказались тесно связаны друг с другом, быстро и активно реагируя на экономические изменения. Для сферы торговли важным этапом являлось выстраивание партнерских связей с предприятиями пищевой промышленности. Так как в первой половине 1990-х гг. только зарождалось становление частной торговой сферы, формирование отношений между торговлей и предприятиями происходило трудно. По причине сложно формирующихся отношений со сферой торговли, задолженности магазинов перед переработчиками, предприятия практиковали открытие фирменных торговых точек, бойкотирование - отказ от поставок товара в частную торговую сеть. В силу экономических обстоятельств на первом этапе реформирования рано говорить о прочно установившемся взаимодействии торговли с производителями. Но сфера торговли посредством либерализации получила импульс к развитию, увеличилось количество торговых точек. Было положено начало построению хозяйственных связей с предприятиями-поставщиками. Постепенно происходило формирование торгового законодательства, но коммерсанты экономили на сертификации и пренебрегали исполнением правил торговли. Кроме того, в целях экономии ресурсов нередкими были случаи уклонения предприятий торговли от налогов. Эти практики применялись только в кризисном положении и были нацелены на выживание предприятий в тяжелых условиях ограничения денежной массы и кризиса неплатежей. Описанные процессы налаживания взаимодействия сферы торговли и предприятий пищевой промышленности в Томской области иллюстрируют картину, типичную для региональной экономики переходного периода. Механизмы взаимодействия, такие как неплатежи, открытие фирменных торговых точек, уклонение от налогов, являются универсальными для субъектов экономических отношений изучаемого периода. Процессы адаптации торговой сферы к рыночным отношениям проходили во многом по похожему сценарию для регионов России с некоторыми расхождениями во времени по причине различного регионального управления и экономической специфики регионов.

Ключевые слова

переходная экономика, торговля, предпринимательство, рыночные реформы 1990-х гг

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Глущенко Ольга АлексеевнаТомский государственный университетаспирант кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии историиolga.glushchenko.95@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Неплатежи в российской экономике и регионах / Золотарева А. [и др.]. М, 2001. 211 с.
Ханин Г.И., Фомин Д.А. Розничная торговля России: состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования 2005. № 6. С. 84-103.
Салиев Ш.А. Качество и культура торгового обслуживания: эволюция подходов к определению научных понятий // Вестник РЭА. 2008. № 3. С. 104-108.
Дмитриенко Н. М. История Томска от основания до наших дней. Томск, 2004. 462 с.
О свободе торговли : указ Президента РФ от 29.01.1992 № 65 : (ред. от 16.05.1997) // СПС «КонсультантПлюс».
О мерах по либерализации цен : Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 № 297 (ред. от 28.02.1995) // СПС «КонсультантПлюс».
И нечем прокормиться! // Красное знамя. 20.07.1992.
В Продолжение молочной темы // Красное знамя. 12.09.1992.
Несладкая жизнь «Конфетки» // Красное знамя. 18.06.1993.
Киселев А.А. Реформирование сферы торговли и общественного питания в Карелии (1991-1993 гг.) // Исторические науки и аржеоло-гия // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2016. № 5. С. 68-72.
Урожаева Т.П. Развитие торговли в городах Иркутской области в условиях переходной экономики (1990-е гг.) // Вестник СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. 2014. № 2. С. 65-68.
А лавки просто открывались // Красное знамя. 16.11.1994.
Водочный бизнес - только по лицензиям // Томский вестник. № 108. 03.06.1992.
Больше столовых, хороших и частных. Обл. комитет гос. статистики // Красное знамя. 16.03.1995.
Кто виноват, что авоська пуста? // Красное знамя. 15.01.1994.
Нищие, которым должны полмиллиона // Красное знамя. 08.04.1994.
О дополнительных мерах по устранению недостатков в организации свободной торговли : Постановление Правительства РФ от 31.08.1992 № 649 // СПС «КонсультантПлюс».
О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением : Закон РФ от 18.06.1993 № 5215-1 // СПС «КонсультантПлюс».
Выводы о торговле // Красное знамя. 12.02.1995.
Защити меня от прилавков // Красное знамя. 05.06.1995.
 Организация розничной торговли в Томской области в 1992-1995 гг. | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 472. DOI: 10.17223/15617793/472/10

Организация розничной торговли в Томской области в 1992-1995 гг. | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 472. DOI: 10.17223/15617793/472/10