Субъективное качество жизни как индикатор психологической безопасности студентов в условиях международной образовательной миграции | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. DOI: 10.17223/15617793/473/17

Субъективное качество жизни как индикатор психологической безопасности студентов в условиях международной образовательной миграции

Представлены результаты эмпирического исследования когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов субъективного качества жизни у представителей студенчества различных культуральных групп. Выявлены типы характеристик компонентов субъективного качества жизни, указывающие на психологическую безопасность и риски ее нарушения. Объективирована необходимость изучения опосредующих факторов связи представлений о счастье с удовлетворенностью жизнью с учетом культурального аспекта.

Subjective Quality of Life as an Indicator of Psychological Safety Among Students in the Conditions of International Edu.pdf Высшее образование в Томской области - одна из самых динамично развивающихся отраслей. В дорожных картах томских университетов обязательно присутствует вектор интернационализации, который является критерием международного признания (Томская область : официальный интернет-портал Администрации Томской области. URL: https ://tomsk. gov.ru/Nauchno-obrazovatelyniy-kompleks (дата обращения: 24.11.2021)). Иностранные студенты в условиях образовательной миграции оказываются под влиянием новых и непривычных для них природных, климатических, культуральных, социально-экономиче-ких особенностей среды, совокупность которых может определять их качество жизни [1, 2]. Когда объективные средовые факторы воспринимаются как де-привирующие, нарушающие психологическую безопасность, происходит снижение качества жизни, которое имеет негативные последствия как для самих студентов (рост неудовлетворенности и отказ от образования), так и для реализации международных программ университетов, престижности российского образования [2]. В то же время использование уникальных особенностей среды и поликультурного пространства университета может предоставлять широкое поле возможностей для саморазвития и самореализации студентов, тем самым делая достижимыми их значимые цели, компенсируя дефициты среды и обеспечивая их психологическую безопасность. Таким образом, субъективное качество жизни может выступать индикатором психологической безопасности жизнедеятельности студентов в условиях образовательной миграции [3, 4]. Психологическая безопасность понимается как «состояние динамического баланса отношений субъекта (к миру, к себе, к другим), его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (в том числе угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, которое позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности» [5. С. 88]. Как известно, качество жизни включает в себя объективные и субъективные параметры, указывая, что «проблема исследования качества жизни занимает пограничное место не только в системе отраслей психологического знания, но и в смежных с ней гуманитарных и социальных науках» [6. С. 96]. А.А. Кулик отмечает, что субъективный подход в разработке проблемы качества жизни «центрируется на “ощущаемом индивидом качестве жизни” и связан с изучением потребностей и интересов конкретных людей, которые отражаются в субъективных представлениях, переживаниях, личных мнениях и оценках» [6. С. 97]. А. В. Баранова и В. А. Хащенко в структуре субъективного качества жизни выделяют элементы психологического отношения личности к среде: когнитивные (представления, знания), конативные (мотивационно-потребностные состояния сознания), эмотивные (переживания, оценки, чувства) [6]. С позиции субъектного подхода субъективное качество жизни включает три структурных компонента: ценностно-смысловые ориентации (статический аспект - ядро личностного развития), цели и устремления личности (динамический аспект развития субъектности) и удовлетворенность жизнью (аспект результативности и контроля) [7]. На основе данной модели субъективное качество жизни характеризуется как совокупность ценностносмысловых ориентаций, целей, устремлений и степень удовлетворенности ими субъектом в соответствии с основными параметрами биожизненных, материальных, духовных и социокультурных потребностей в различных сферах жизнедеятельности человека [8-10]. Учитывая, что этнокультурный мир служит для человека средством развития его этнической индивидуальности, в научной литературе исследуются культурные различия в восприятии субъективных ориентиров в оценке качества жизни, представленном в том числе и в сознании студенческой молодежи [11, 12]; показано, что основные критерии в оценке качества жизни молодежи связаны с возможностями реализации терминальных и инструментальных ценностей [13]; отмечается, что наполнение представлений о счастье и благополучии может быть различным и зависеть от условий социализации личности, культурной принадлежности [14, 15]. В то же время появляются исследования, в которых показано, что критерии оценки субъективного благополучия в определенных культурах трансформируются в условиях глобализации, международной коммуникации [16]. В данном исследовании мы предположили, что под влиянием новых средовых условий субъективное качество жизни, представленное когнитивным, эмоциональным и мотивационным компонентами, может иметь определенные различия у студентов культуральных групп, что внутри культуральных групп могут быть выделены студенты с показателями субъективного качества жизни, указывающими на психологическую безопасность и риски ее нарушения. Цель: выявить особенности когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов субъективного качества жизни у студентов культуральных групп с последующим определением факторов психологической безопасности и рисков ее нарушения. Выборка. В исследовании на добровольной основе приняли участие 255 человек в возрасте от 19 до 28 лет, студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры разных курсов и направлений подготовки, обучающиеся в вузах г. Томска (НИ ТГУ, ТУСУР, СибГМУ). Выборка разделена на 5 групп по культурной принадлежности: 50 человек из стран Африки (средний возраст с учетом стандартного отклонения 22,7 ± 3,68 лет), 50 человек - представители стран Европы (23,8 ± 4,22 лет), 55 участников - представители Индии (20,5 ± 1,44 лет), 50 студентов из Китая (21,1 ± 2,64 лет), 50 участников относятся к российским студентам (21,9 ± 1,75 лет). Методы. Для иностранных студентов были использованы варианты протоколов исследования на английском и китайском языках. Для определения эмоционального компонента субъективного качества жизни использована Шкала позитивного и негативного аффекта (PANAS) (Д. Уотсон, Л. Кларк, А. Телледжен; в адаптации Е. Н. Осина) [17], которая представляет собой опросник, направленный на изучение широкого спектра позитивных и негативных эмоциональных состояний. Респондент оценивает по 5-балльной шкале Лайкерта то, как он чувствовал себя в течение последних двух недель. Подсчет баллов осуществлялся на основании суммирования баллов и выведения среднего балла положительного аффекта и отрицательного аффекта. Условные критерии интерпретации: 1 - низкий показатель, 2 - пониженный, 3 - средний, 4 - повышенный, 5 - высокий показатель. Опросник использовался для определения эмоционального компонента субъективного качества жизни. Методика характеризуется достаточной согласованностью шкал (альфа Кронбаха - 0,75-0,90). Шкала удовлетворенности жизнью (SWL) (Е. Динер, Р. Эммонс, Р. Ларсен, С. Гриффин; в адаптации и валидизации Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина) [18] измеряет когнитивный компонент субъективного качества жизни - удовлетворенность жизнью, отражающую общий уровень психологического благополучия. Респонденту предлагается по 7-балльной шкале оценить, насколько соответствуют ему данные утверждения. Высчитывается общий показатель удовлетворенности жизнью как сумма всех ответов: 07 баллов - низкий, 8-14 баллов - пониженный, 1521 балл - средний, 22-28 баллов - повышенный, 2935 баллов - высокий. Методика использовалась для выявления особенностей когнитивного компонента субъективного качества жизни, характеризуется достаточной согласованностью шкал (альфа Кронбаха -0,68-0,81). Опросник «Ценности счастья» [15] определяет особенности мотивационного компонента субъективного качества жизни. Опросник состоит из 80 утверждений, объединенных в шкалы по направленности ценностей: ценности самоутверждения и саморазвития, ценности благополучия (физическое здоровье, психическое здоровье, материальное благополучие), группоцентрические (ценности близких социальных связей и социальных отношений), просоциальные (ценности помощи другим, обществу), религиозные (ценности близкой связи с Богом и религиозных убеждений) . Респондентам предлагалось по шкале от 1 до 5 баллов оценить, в какой мере они согласны или не согласны с утверждением «Для меня счастье означает...». По каждой шкале определялся средний балл. Методика характеризуется достаточной согласованностью шкал (альфа Кронбаха - 0,71-0,94). Обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 23.0 с помощью методов описательной статистики, сравнительного анализа (критерии Крускала-Уоллиса, T-Стьюдента, Манна-Уитни), иерархического кластерного анализа (метод межгрупповой связи, косинусное расстояние), корреляционного анализа (критерий Спирмена). Для проверки распределения показателей на нормальность использовался критерий Колмогорова-Смирнова. Для определения внутренней согласованности психологических шкал вычислялся коэффициент альфа Кронбаха. Результаты исследования. Для определения особенностей эмоционального компонента субъективного качества жизни в группах студентов анализировались результаты описательной статистики и сравнительного анализа показателей Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта. Результаты описательной статистики показывают (табл. 1), что у студентов всех групп доминируют позитивные эмоциональные состояния. У большинства студентов выраженность позитивного аффекта выше среднего, в то время как показатели негативного аффекта у многих студентов всех групп указывают на их пониженный уровень. При этом сравнительный анализ с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса позволил выявить значимые различия в показателях позитивного и негативного аффекта. Попарное сравнение показало, что доминирование позитивного аффекта больше выражено в группе индийских студентов по сравнению с китайскими и российскими студентами. Африканские студенты значимо чаще указывают на положительные эмоциональные состояния, чем китайские, европейские и российские студенты. У европейских студентов более высокий показатель положительного аффекта, чем у китайских. Более выражены позитивные эмоции у российских студентов по сравнению с китайскими. Результаты сравнительного анализа (критерий Манна-Уитни) по Шкале позитивного аффекта и негативного аффекта показали значимо менее выраженные негативные эмоции у африканских студентов по сравнению с российскими и индийскими студентами. Изучение когнитивного компонента субъективного качества жизни в эмпирических группах студентов с помощью описательной статистики и сравнительного анализа позволило выявить следующие результаты. Во всех группах студентов (табл. 2) среднее значение общего показателя удовлетворенности жизнью находится в пределах показателей среднего уровня удовлетворенности. Т а б л и ц а 1 Показатели позитивного и негативного аффекта в группах студентов (результаты описательной статистики, сравнительного анализа) Показатели (значения сравнительного анализа Крускала- Уоллиса)* Группа min max Среднее Стандартное отклонение Значения попарного сравнительного анализа Манна-Уитни* Позитивный аффект Н = 34,37; р = 0,00 1 2,63 4,90 3,77 0,59 U(1, 2) = 670,50; р = 0,04 U(1, 4) = 504,00; р = 0,00 U(1, 5) = 724,00; р = 0,04 U(2, 3) = 698,50; р = 0,00 U(2, 4) = 798,00; р = 0,04 U(3, 4) = 529,50; р = 0,00 U(3, 5) = 736,50; р = 0,00 U(4, 5) = 804,00; р = 0,01 2 1,81 4,63 3,46 0,61 3 2,27 5,00 3,93 0,61 4 1,54 5,00 3,14 0,77 5 2,36 4,72 3,50 0,54 Негативный аффект Н = 11,62; р = 0,02 1 1,18 4,25 2,24 0,74 U(1, 3) = 708,00; р = 0,00 U(1, 5) = 639,00; р = 0,00 2 1,12 3,43 2,36 0,57 3 1,43 3,93 2,63 0,63 4 1,31 3,93 2,46 0,64 5 1,31 4,50 2,67 0,75 Примечание: 1 - африканские студенты (n = 50); 2 - европейские студенты (n = 50); 3 - индийские студенты (n = 55); 4 - китайские студенты (n = 50); 5 - российские студенты (n = 50). * Указываются только значимые различия и различия на уровне тенденции; в скобках указаны номера групп, которые сравнивались. Т а б л и ц а 2 Показатели удовлетворенности жизнью в группах студентов (результаты описательной статистики, сравнительного анализа) Показатели (значения сравнительного анализа Крускала-Уоллиса)* Группа min max Среднее Стандартное отклонение Значения попарного сравнительного анализа Манна-Уитни* Общий показатель удовлетворенности жизнью Н = 19,88; р = 0,00 1 9 35 20,92 6,933 U(1, 4) = 663,00; р = 0,01 U(2, 3) = 842,00; р = 0,00 U(2, 4) = 803,50; р = 0,03 U(3, 4) = 670,50; р = 0,00 U(3, 5) = 947,00; р = 0,00 2 6 27 19,11 4,001 3 5 35 21,78 5,881 4 5 26 17,10 4,913 5 7 30 19,08 5,303 1. Жизнь близка к идеалу Н = 17,58; р = 0,00 1 1 7 4,25 1,750 U(1, 2) = 581,50; р = 0,00 U(1, 4) = 728,50; р = 0,04 U(1, 5) = 727,00; р = 0,04 U(2, 3) = 749,00; р = 0,00 U(3, 4) = 916,50; р = 0,00 U(3, 5) = 928,50; р = 0,01 2 1 7 3,11 1,599 3 1 7 4,28 1,774 4 1 6 3,52 1,220 5 1 6 3,48 1,399 2. Условия жизни замечательные Н = 15,79; р = 0,00 1 1 7 4,30 1,588 U(1, 4) = 702,00; р = 0,02 U(2, 4) = 749,00; р = 0,00 U(3, 4) = 753,50; р = 0,00 U(4, 5) = 773,00; р = 0,00 2 1 7 4,33 1,348 3 1 7 4,74 1,469 4 1 7 3,65 1,391 5 2 7 4,52 1,458 3. Я доволен своей жизнью Н = 15,39; р = 0,00 1 1 7 4,62 1,735 U(1, 4) = 651,00; р = 0,00 U(2, 4) = 777,00; р = 0,01 U(3, 4) = 793,00; р = 0,00 U(4, 5) = 765,50; р = 0,00 2 1 7 4,36 1,417 3 1 7 4,80 1,847 4 1 7 3,60 1,581 5 1 7 4,54 1,529 4. Получил от жизни все, чего хочу и считаю важным Н = 44,78; р = 0,00 1 1 7 4,30 1,870 U(1, 5) = 443,50; р = 0,00 U(2, 3) = 888,00; р = 0,01 U(2, 5) = 500,00; р = 0,00 U(3, 4) = 779,50; р = 0,00 U(3, 5) = 438,50; р = 0,01 U(4, 5) = 737,00; р = 0,00 2 1 7 4,00 1,508 3 1 7 4,83 1,851 4 1 7 3,54 1,611 5 1 6 2,54 1,288 5. Если можно прожить жизнь заново, не изменил бы в ней ничего Н = 9,63; р = 0,04 1 1 7 3,45 2,160 U(2, 5) = 818,00; р = 0,04 U(3, 5) = 912,00; р = 0,00 U(4, 5) = 761,00; р = 0,00 2 1 7 3,31 1,743 3 1 7 3,13 1,874 4 1 6 3,02 1,466 5 1 7 4,10 1,871 Примечание: 1 - африканские студенты (n = 50); 2 - европейские студенты (n = 50); 3 - индийские студенты (n = 55); 4 - китайские студенты (n = 50); 5 - российские студенты (n = 50). * Указываются только значимые различия и различия на уровне тенденции; в скобках указаны номера групп, которые сравнивались. Т а б л и ц а 3 Показатели ценностей счастья в группах студентов (результаты описательной статистики, сравнительного анализа) Показатели (значения сравнительного анализа Крускала-Уоллиса)* Группа min max Среднее Стандартное отклонение Значения попарного сравнительного анализа Манна-Уитни* Ценности самоутверждения и саморазвития Н = 14,82; р = 0,00 1 0,03 0,96 0,53 0,28 U(1, 2) = 640,00; р = 0,00 U(2, 3) = 760,00; р = 0,00 U(2, 4) = 731,50; р = 0,00 U(2, 5) = 733,50; р = 0,00 2 0,00 1,00 0,37 0,28 3 0,00 1,00 0,56 0,29 4 0,00 1,00 0,54 0,31 5 0,03 0,86 0,47 0,18 Ценности благополучия Н = 12,65; р = 0,01 1 0,00 1,00 0,52 0,29 U(1, 2) = 637,50; р = 0,00 U(2, 3) = 828,00; р = 0,00 U(2, 4) = 721,00; р = 0,00 U(2, 5) = 705,00; р = 0,00 2 0,00 0,96 0,34 0,28 3 0,00 1,00 0,50 0,30 4 0,03 1,00 0,50 0,30 5 0,03 0,80 0,48 0,21 Группоцентрические ценности Н = 23,18; р = 0,00 1 0,00 1,00 0,62 0,31 U(1, 2) = 590,00; р = 0,00 U(2, 3) = 787,00; р = 0,00 U(2, 5) = 431,50; р = 0,00 2 0,00 1,00 0,40 0,29 3 0,00 1,00 0,62 0,33 4 0,00 1,00 0,53 0,34 5 0,08 1,00 0,72 0,20 Просоциальные ценности Н = 24,09; р = 0,00 1 0,00 1,00 0,75 0,33 U(1, 2) = 489,50; р = 0,00 U(1, 4) = 671,00; р = 0,00 U(2, 3) = 745,50; р = 0,00 U(2, 5) = 671,00; р = 0,00 2 0,00 1,00 0,41 0,37 3 0,00 1,00 0,68 0,35 4 0,00 1,00 0,55 0,35 5 0,00 1,00 0,67 0,32 Религиозные ценности Н = 58,35; р = 0,00 1 0,00 1,00 0,70 0,35 U(1, 2) = 403,50; р = 0,00 U(1, 3) = 757,50; р = 0,00 U(1, 4) = 372,50; р = 0,00 U(1, 5) = 255,50; р = 0,00 U(2, 3) = 901,50; р = 0,01 U(3, 4) = 920,50; р = 0,00 U(4, 5) = 725,00; р = 0,00 2 0,00 1,00 0,25 0,37 3 0,00 1,00 0,45 0,39 4 0,00 1,00 0,23 0,31 5 0,00 1,00 0,13 0,25 Примечание: 1 - африканские студенты (n = 50); 2 - европейские студенты (п = 50); 3 - индийские студенты (п = 55); 4 - китайские студенты (п = 50); 5 - российские студенты (п = 50). * Указываются только значимые различия и различия на уровне тенденции; в скобках указаны номера групп, которые сравнивались. При этом сравнительный анализ выявил, что значимо выше показатели удовлетворенности жизнью в группе индийских и африканских студентов по сравнению с европейскими, китайскими и российскими студентами. В меньшей степени по сравнению с другими группами удовлетворены жизнью китайские студенты. Африканские и индийские студенты значимо чаще (если сравнивать с европейскими, российскими и китайскими студентами) считают, что их жизнь близка к идеалу. Китайские студенты менее удовлетворены условиями своей жизни и менее довольны своей жизнью, чем студенты остальных эмпирических групп. Российские студенты, в отличие от остальных, значимо в меньшей степени считают, что получили от жизни все, чего хотели. В то же время они, если сравнивать их с европейскими, индийскими и китайскими студентами, при возможности что-то изменить в прошлом оставили бы все как есть, ничего не меняя. Следующей задачей являлось выявление особенностей мотивационного компонента, представленного пониманием того, что дает ощущение счастья студентам культуральных групп. С этой целью анализировались и сравнивались значимые ценности респондентов (табл. 3). Данные описательной статистики показывают (табл. 3), что у европейских, индийских, африканских и китайских студентов преобладают в структуре ценностей просоциальные ценности счастья - помощь другим людям и обществу. Российские студенты чувствуют себя счастливыми при реализации группоцентрированных ценностей - иметь близких друзей, эмоционально близкие отношения с окружающими, создать семью и т.п. Менее значимыми для переживания счастья в европейской, индийской, китайской и российской группах оказались религиозные ценности, в африканской - ценности физического, психологического и материального благополучия. Сравнительный анализ позволил выявить следующие значимые различия в группах: реализация ценности самоутверждения и саморазвития, собственного физического, эмоционального и материального благополучия, а также группоцентрированные и просоци-альные ценности оказались менее значимыми для переживания счастья у европейских студентов. Реализация просоциальных ценностей вызывает переживание счастья у африканских студентов в большей степени, чем у студентов европейской и азиатской культур. Российские и индийские студенты больше испытывают счастье от реализации просоциальных ценностей, чем европейские. Религиозные ценности дают ощущение счастья в большей мере африканским и индийским студентам. Для определения типов студентов с особенностями субъективного качества жизни как критерия психологической безопасности были использованы иерархический кластерный анализ данных с помощью метода межгрупповой связи (косинусное расстояние) и корреляционный анализ. На основании результатов проведенной кластеризации можно предположить, что выборки студентов всех групп целесообразно разделить на 2 кластера (типа). Сравнительный анализ (непараметрический U-критерий Манна-Уитни) определил статистически значимые различия по некоторым параметрам субъективного качества жизни. В табл. 4 представлены результаты в группе африканских студентов. Кластерная группа 1 (48% респондентов) в структуре субъективного качества жизни показала значимо большую представленность негативного аффекта и выраженности ценностей по сравнению с кластерной группой 2 (52% респондентов). Т а б л и ц а 4 Значимые различия показателей субъективного качества жизни в кластерных группах выборки африканских студентов Шкалы Среднее значение/Стандартное отклонение U-критерий Манна-Уитни Р Кластер 1 (n = 24) Кластер 2 (n = 26) Негативный аффект 2,52 ± 0,82 1,98 ± 0,56 120,50 0,03* Ценности самоутверждения и саморазвития 0,78 ± 0,15 0,33 ± 0,18 13,50 0,00** Ценности благополучия 0,76 ± 0,16 0,30 ± 0,22 21,50 0,00** Группоцентрические ценности 0,87 ± 0,10 0,42 ± 0,29 30,50 0,00** Просоциальные ценности 0,99 ± 0,03 0,61 ± 0,34 42,50 0,00** Религиозные ценности 0,87 ± 0,22 0,58 ± 0,40 116,50 0,00** * - уровень значимости на уровне 0,05; ** - на уровне 0,01. Т а б л и ц а 5 Значимые различия показателей субъективного качества жизни в кластерных группах выборки европейских студентов Шкалы Среднее значение/ Стандартное отклонение U-критерий Манна-Уитни Р Кластер 1 (n = 27) Кластер 2 (n = 23) Позитивный аффект 3,14 ± 0,53 3,86 ± 0,48 76,50 0,00** Ценности самоутверждения и саморазвития 0,19 ± 0,12 0,59 ± 0,26 43,00 0,00** Ценности благополучия 0,14 ± 0,12 0,59 ± 0,23 17,50 0,00** Группоцентрические ценности 0,23 ± 0,18 0,64 ± 0,24 49,00 0,00** Просоциальные ценности 0,15 ± 0,19 0,76 ± 0,25 20,50 0,00** Религиозные ценности 0,05 ± 0,12 0,51 ± 0,25 103,50 0,00** * - уровень значимости на уровне 0,05; ** - на уровне 0,01. Т а б л и ц а 6 Значимые различия показателей субъективного качества жизни в кластерных группах выборки индийских студентов Шкалы Среднее значение/ Стандартное отклонение U-критерий Манна-Уитни Р Кластер 1 (n = 25) Кластер 2 (n = 30) Позитивный аффект 3,57 ± 0,61 4,21 ± 0,45 148,00 0,00** Ценности самоутверждения и саморазвития 0,31 ± 0,17 0,77 ± 0,19 35,50 0,00** Ценности благополучия 0,25 ± 0,15 0,71 ± 0,24 52,00 0,00** Группоцентрические ценности 0,32 ± 0,25 0,87 ± 0,14 32,00 0,00** Просоциальные ценности 0,35 ± 0,27 0,95 ± 0,11 26,00 0,00** Религиозные ценности 0,33 ± 0,39 0,55 ± 0,37 232,00 0,04* * - уровень значимости на уровне 0,05; ** - на уровне 0,01. Т а б л и ц а 7 Значимые различия показателей субъективного качества жизни в кластерных группах выборки китайских студентов Шкалы Среднее значение/ Стандартное отклонение U-критерий Манна-Уитни Р Кластер 1 (n = 26) Кластер 2 (n = 24) Ценности самоутверждения и саморазвития 0,27 ± 0,13 0,82 ± 0,16 3,000 0,00** Ценности благополучия 0,24 ± 0,09 0,78 ± 0,17 0,500 0,00** Группоцентрические ценности 0,25 ± 0,21 0,82 ± 0,16 16,00 0,00** Просоциальные ценности 0,29 ± 0,25 0,82 ± 0,21 37,00 0,00** Религиозные ценности 0,11 ± 0,21 0,37 ± 0,35 153,00 0,00** * - уровень значимости на уровне 0,05; ** - на уровне 0,01. Т а б л и ц а 8 Значимые различия показателей субъективного качества жизни в кластерных группах выборки русских студентов Шкалы Среднее значение/ Стандартное отклонение U-критерий Манна-Уитни Р Кластер 1 (n = 22) Кластер 2 (n = 28) Негативный аффект 2,24 ± 0,60 3,02 ± 0,68 110,50 0,00** Позитивный аффект 3,71 ± 0,59 3,34 ± 0,45 181,00 0,03* Общий показатель удовлетворенности жизнью 20,9 ± 5,5 17,6 ± 4,74 180,00 0,03* Ценности самоутверждения и саморазвития 0,36 ± 0,17 0,55 ± 0,15 121,50 0,00** Ценности благополучия 0,39 ± 0,18 0,56 ± 0,21 156,50 0,00** Группоцентрические ценности 0,56 ± 0,20 0,84 ± 0,10 56,50 0,00** Просоциальные ценности 0,47 ± 0,32 0,82 ± 0,23 107,50 0,00** * - уровень значимости на уровне 0,05; ** - на уровне 0,01. В группе европейской выборки (табл. 5) студенты (54% респондентов), входящие в первый кластер, характеризуются менее выраженными показателями позитивного аффекта и ценностей счастья по сравнению с респондентами второй кластерной группы (46% респондентов). Среди индийских студентов (табл. 6) респонденты первого кластера (50%) характеризуются менее выраженными показателями позитивного аффекта и ценностей счастья по сравнению с респондентами (60%) второй кластерной группы. В группе китайской выборки (табл. 7) студенты (52% респондент), входящие в первый кластер, характеризуются более низкими показателями всех ценностей счастья по сравнению с кластером 2 (48% респондентов). В группе русских студентов кластерная группа 1 (44% респондентов) в структуре субъективного качества жизни показала значимо меньшую представленность негативного аффекта, ценностей счастья и большую выраженность позитивного аффекта и удовлетворенности жизнью, чем в кластерной группе 2 (56% респондентов). Выявлены значимые положительные корреляции: в африканской группе - между просоциальными ценностями и негативным аффектом (г = 0,374, р < 0,05); в группе европейских студентов - между позитивным аффектом и ценностями самоутверждения, саморазвития (r = 0,407, р < 0,05), собственного благополучия (r = 0,478, р < 0,05), группоцентрированными (r = 0,383, р < 0,05), просоциальными (r = 0,471, р < 0,05), религиозными (r = 0,374, р < 0,05); в группе индийских студентов - между позитивным аффектом и ценностями самоутверждения, саморазвития (r = 0,312, р < 0,05), собственного благополучия (r = 0,347, р < 0,05), группоцентрированными (r = 0,372, р < 0,05), просоциальными (r = 0,310, р < 0,05); в китайской группе - между позитивным аффектом и ценностями самоутверждения, саморазвития (r = 0,387, р < 0,05), собственного благополучия (r = 0,316, р < 0,05), группоцентрированными (r = 0,424, р < 0,05), просоциальными (r = 0,414, р < 0,05), между общим показателем удовлетворенности жизнью и ценностями самоутверждения, саморазвития (r = 0,386, р < 0,05), группоцентрированными (r = 0,389, р < 0,05), просоциальными (r = 0,384, р < 0,05); в группе российских студентов - слабая (r = 0,286, р < 0,05) значимая положительная корреляция между просоциальными ценностями и негативным аффектом. Обсуждение результатов. Большинство студентов всех групп удовлетворены на среднем уровне разными сферами своей жизни (близостью ее к идеалу, условиями жизни и выстроенными взаимоотношениями), их эмоциональные состояния в большинстве случаев характеризуются доминированием положительных эмоций. На основании этих результатов мы можем говорить о психологической безопасности большинства студентов. В то же время средний уровень удовлетворенности жизнью как на уровне когнитивного, так и эмоционального компонентов определяет задачи повышения субъективного качества жизни и предотвращения его снижения. Для этого важно понимать, реализация каких потребностей и ценностей приносит студентам удовлетворенность, переживание счастья. Изучение мотивационного компонента субъективного качества жизни показало, что в иерархии ценностей в культуральных группах наиболее значимыми оказались просоциальные ценности для африканских, европейских, индийских и китайских студентов, группоцентрированные ценности доминируют в системе ценностей у российских студентов. У иностранных студентов приоритетной становится возможность оказания помощи другим, служение людям, обществу, что указывает на более зрелое психологическое возрастное новообразование; у российских студентов преобладают ценности позитивных и тесных межличностных отношений с близкими, друзьями. Менее значимыми для переживания счастья в культуральных группах студентов оказались религиозные ценности, исключение составили африканские студенты, у которых религиозные ценности занимают второе место по значимости и значимо более выражены. Вероятно, что религиозность как вера в близость с Богом, чтение молитв имеет позитивное влияние на уровень психологического благополучия у студентов африканской и индийской групп, что отражается в более высоких показателях позитивного аффекта. Исследователями показано, что религия дает верующему человеку возможность удовлетворить базовую потребность в безопасности, а также помогает в переживании стрессов и кризисов [19]. Реализация просо-циальных ценностей вызывает переживание счастья у африканских студентов в большей степени, чем у студентов европейской и азиатской культур, а у российских и индийских студентов - больше, чем у европейских. Важно отметить, что у европейских студентов по сравнению с другими группами значимо менее выражены ценности как эгоцентрированные, так и группоцентрированные. Данный факт не совпадает с мнением о том, что европейская культура - культура индивидуализма. Однако он согласуется с тем, что при выходе в широкое поликультурное пространство, в межкультурную коммуникацию у молодежи происходят определенные ценностные трансформации [16]. В данном случае, возможно, с этим связано снижение значимости эгоцентрированных ценностей и не столь выраженная значимость группоцентрированных ценностей. Такие изменения требуют внутренней работы по самоидентификации, позволяющей образовывать новые смыслы и использовать собственные ресурсы и ресурсы среды для их реализации, тем самым повышая качество жизни и его субъективную оценку [10, 16, 20]. Выявленные кластерные группы свидетельствуют о существовании значимо различающихся типов студентов по определенным компонентам субъективного качества жизни во всех группах. Общая тенденция выявлена в психологических характеристиках типов студентов в европейской и индийской группах, а также в африканской и российской выборках. Так, в группах европейских и индийских студентов один тип студентов отличается от другого более высокими показателями позитивного аффекта и эгоцентрирован-ных и группоцентрированных ценностей. Данный факт позволяет предположить, что студенты, жизнь которых более наполнена различными значимыми смыслами, чаще переживают положительные эмоции и имеют более позитивное настроение. Можно предположить, что эти ценности в большинстве своем могут реализовываться у студентов либо за счет собственных усилий, либо соответствующих им условий среды. У другого типа студентов в меньшей мере отмечаются ценности, которые связаны в их понимании с переживанием счастья, т.е. можно отметить более узкую смысловую сферу этих студентов, что, вероятно, может ограничивать их собственную деятельностную активность и, соответственно, переживание положительных эмоций. Результаты корреляционного анализа косвенно подтверждают предположение о связи более широкой системы значимых для переживания счастья ценностей с позитивным аффектом у европейских и индийских студентов. В группах российских и африканских студентов наблюдается противоположная тенденция - один тип студентов отличается от другого тем, что более выражен отрицательный аффект, т.е. эти студенты чаще переживают отрицательные эмоции, у них более выражены эгоцентрированные и группоцентрированные ценности. В российской группе, наряду с более выраженным отрицательным аффектом, у студентов данного типа отмечаются более сниженные показатели позитивного аффекта и удовлетворенности жизнью. На основании этих данных можно предположить, что студенты с многочисленными выраженными значимыми ценностями, которые связаны с переживанием счастья, могут испытывать в силу разных причин и обстоятельств неудовлетворенность в их реализации, что и отражается в негативных эмоциях и снижении удовлетворенности жизнью. В качестве таких причин и обстоятельств могут выступать условия среды, дефицит личностных ресурсов, затрудняющие достижение желаемого, а также проблемы с самоидентификацией, проявляющиеся в невозможности выстроить иерархию ценностей, собственных приоритетов для целенаправленной концентрации усилий по их реализации. В этих культуральных группах корреляционный анализ не выявил прямых связей большинства ценностей с эмоциональным и когнитивным компонентами субъективного качества жизни, что указывает на необходимость изучения опосредующего фактора, который позволяет желаемое приводить к действительному. Китайская группа студентов в результате кластерного анализа разделилась на две подгруппы, различающиеся выраженностью ценностей, но однородные по показателям когнитивного и эмоционального компонентов качества жизни. Однако корреляционные связи ценностей самоутверждения, личного благополучия, ценностей группоцентрированных и просоци-альных с позитивным аффектом и удовлетворенностью жизнью указывают на общие особенности с теми типами, что определились в группах европейских и индийских студентов. Выводы. Выявлено, что в эмоциональном компоненте субъективного качества жизни положительные эмоциональные состояния значительно доминируют над отрицательными, указывая на эмоциональное благополучие большинства студентов во всех группах. В когнитивной оценке субъективного качества жизни большинство студентов удовлетворены условиями своей жизни, жизнью в целом, реализацией того, что считают для себя важным (реализация у российских студентов оказалась значимо менее осуществленной). При этом установленный во всех группах средний уровень общей удовлетворенности жизнью, с одной стороны, задает потенциал актуализации стремлений студентов, с другой - ставит задачи поиска условий его повышения и предотвращения его снижения. Данные результаты могут свидетельствовать о психологической безопасности у большинства студентов всех групп. Определена типология студентов - по критерию структуры и особенностям взаимосвязи мотивационного, эмоционального и когнитивного компонентов субъективного качества жизни, -которая позволяет выделить индикаторы психологической безопасности в культуральных группах. Объективирована необходимость изучения опосредующих факторов (личностных, средовых) связи ценностно-мотивационного компонента с удовлетворенностью жизнью.

Ключевые слова

международная образовательная миграция, студенческая молодежь, субъективное качество жизни, компоненты субъективного качества жизни, психологическая безопасность, поликультурная образовательная среда

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бохан Татьяна ГеннадьевнаТомский государственный университетд-р психол. наук, зав. кафедрой психотерапии и психологического консультированияbtg960@mail.ru
Шабаловская Марина ВладимировнаСибирский государственный медицинский университет ; Томский государственный университетканд. психол. наук, доцент кафедры фундаментальной психологии и поведенческой медицины; доцент кафедры психотерапии и психологического консультированияm_sha79@mail.ru
Терехина Ольга ВладимировнаТомский государственный университетканд. психол. наук, доцент кафедры психотерапии и психологического консультированияdoterekhina@mail.ru
Ульянич Анна ЛеонидовнаТомский государственный университетканд. психол. наук, доцент кафедры психотерапии и психологического консультированияfiale@ya.ru
Всего: 4

Ссылки

Ловпаче Ф.Г. Социально-психологические аспекты образовательной миграции // Вестник АГУ. 2016. Вып. 4 (88). С. 149-153.
Азизова М.Н., Чкотуа Л.Г. Качество жизни иностранных студентов в России как фактор ее геополитического развития // Форсайт образования: академические свободы VS аккредитационные ограничения : международная научно-методическая конференция. М., 2019. С. 87-95.
Дыхан Л.Б., Коновалова Е.И., Шилкин Д.С. Субъективное качество жизни как индикатор безопасности жизнедеятельности студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19279
Динь Тхи Тхиен Ай. Психолого-акмеологические факторы обеспечения психологической безопасности иностранных студентов в процессе обучения в российских вузах // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 3. С. 46-47.
Эксакусто Т.В., Лызь Н.А. Психологическая безопасность в проблемном поле психологии // Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. 86-92.
Кулик А.А. Субъективное качество жизни молодежи при разных типах атрибутивного стиля мышления // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3 (63), т. 1. С. 96-101.
Леонтьев Д. А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 6. С. 86-95.
Симакина М.А. Сущность концепции качества жизни в современных российских исследованиях // Молодой ученый. 2012. № 5 (40). С. 210-214.
Юдина Н.А. Психологические подходы к изучению субъективного качества жизни // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 2 (162). С. 104-110.
Галажинский Э.В., Бохан Т.Г., Ульянич А.Л., Терехина О.В., Шабаловская М.В. Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи // Science for Education Today. 2019. № 6. С. 19-38. doi: 10.15293/2658-6762.1906.02
Шамионов Р.М. Теоретические подходы к этнопсихологическим и кросс-культурным исследованиям субъективного благополучия личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 7-19.
Даниленко О.Д., Идань Сюй. Ценности китайских студентов: значимость и доступность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, педагогика. 2018. Т. 8, № 1. С. 34-46.
Шмакова В.А. Критерии оценки качества жизни в сознании русских и китайских студентов // Проблема качества жизни современной молодежи. 2011. № 1. С. 206-217.
Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М. : Ин-т психологии РАН, 2013. 268 с.
Ford B.Q., Dmitrieva J.O., Heller D., Chentsova-Dutton Y., Grossmann I., Tamir M., Uchida Y., Koopmann-Holm B., Floerke V.A., Uhrig M., Bokhan T., Mauss I.B. Culture shapes whether the pursuit of happiness predicts higher or lower well-being // Journal of Experimental Psychology: General. 2015. Vol. 144, Is. 6. P. 1053-1062. doi: 10.1037/xge0000108
Гусельцева М.С. Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 54. С. 5.
Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 91-110.
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117-142. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.06
Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов : дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2014. 215 с.
Митрофанова Е.Н. Активность индивидуальности, психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов // Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. С. 94-105.
 Субъективное качество жизни как индикатор психологической безопасности студентов в условиях международной образовательной миграции | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. DOI: 10.17223/15617793/473/17

Субъективное качество жизни как индикатор психологической безопасности студентов в условиях международной образовательной миграции | Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. DOI: 10.17223/15617793/473/17