Представлена характеристика древнерусского декоративного искусства резьбы по кости по материалам всей Руси с уточнением хронологии. Изделия распределены по видам орнамента. Охарактеризованы иконография/композиция, стилистика, семантика, эстетика произведений. Анализ позволил прийти к выводам, что наряду с произведениями народного искусства наблюдались и усваивались образцы скандинавского, византийского, европейского орнаментов, вырабатывались варианты их совмещения, ложившиеся в основу будущих стилей.
Bone and horn carving in decorative art of Kievan Rus in the 9th - the first half of the 11th centuries.pdf Этот вид художественного ремесла много изучался, но главной целью таких работ был анализ региональных материалов и отдельных категорий костяных изделий [1-11]. Историография. Многие авторы уделили внимание характеристике технологии изготовления изделий из кости и рога [6, 8, 9, 12]. В ряде работ дана конкретная или общая характеристика развития орнаментации. О.И. Давидан отметила, что орнамент расчесок c дугообразными накладками из Старой Ладоги становится более четким, а плетеный схематизируется до геометризации [13. С. 56. Рис. 1]. Г.Н. Бочаров указал, что в X-XI вв. декорировка новгородских произведений была хаотичной и случайной, а в дальнейшем сменилась более логичной и закономерной. Узоры подчеркивают конструктивные особенности вещи или заполняют все пространство, а утилитарная функция при этом отодвигается на второй план. По мнению исследователя, кость может отчетливо рассматриваться как материал прикладного искусства лишь с рубежа XII-XIII вв. [3. С. 114]. В монографии Л . И. Смирновой изучена организация декора новгородских гребней X в.: его виды и схемы расположения [6]. При характеристике костяных изделий Южной Руси М.С. Сергеева выделяет виды и варианты орнамента. Отмечено, что орнаментация большинства южнорусских изделий в Х - первой половине ХШ в. основывалась на абстрактных мотивах в контурной технике, объемный и рельефный декор более характерен для элитарных вещей. Редко используются растительные мотивы, зооморфный декор носит индивидуальный характер. Определенные знаки и надписи на вещах демонстрируют попытку владельца самостоятельно их украсить [8. С. 164-165]. Но полному использованию богатого южнорусского материала мешает отсутствие хотя бы относительной хронологии, только отдельные вещи имеют значимую для хронологических сопоставлений дату. Подробно рассмотрела декор русских гребней, в том числе и костяных, О.А. Кондратьева. Охарактеризованы виды, элементы и композиционные схемы орнамента. Большое внимание уделено характеристике смысловой нагрузки орнаментации [9]. Для ряда простых орнаментов и мотивов отмечен их межрегиональный характер и надэтничность [9. С. 84, 99]. Рис. 1. Геометрический орнамент на гребнях VIII-IX вв.: 1 - Псков, третья четверть I тыс. н.э. [28. Табл. XIX: 17]; Старая Ладога: 2-4 -750830 гг. [1. Рис. 1: 1; 29. Рис. 1: 5; 2: 1]; 5, 6 - середина IX в. [10. Рис. 3: 1, 2]; 7 - заготовка гребня, 840-е гг. - вторая половина 860-х гг. [1. Рис. 2: 7]; 8 - середина IX в . [10. Рис. 4: 1]; 9 - Киев, погребение, усадьба Десятинной церкви, X в . [8. Табл. 31: 8]; 10 - Новгород, X - начало XI в . [6. Fig. 3.2: А 50, 51] Цель работы - общая характеристика древнерусского косторезного дела как декоративного искусства в период IX - первой половины XI в. В связи с этим выполняются следующие задачи: 1. Анализ произведений декоративного искусства, включающий характеристику: а) иконографии/компо-зиции; б) стилистики; в) символики; г) эстетики. 2. Расположение произведений из кости различных регионов в единый хронологический ряд в соответствии с датами археологических памятников (изделия из Южной Руси и другие с чрезмерно широкими датами размещаются по аналогии) для выявления общей истории развития. 3. Характеристика искусства резьбы по кости в общем контексте искусства периода. Методика включает применение иконографического и стилистического анализа; использование результатов методов археологического датирования. Основные понятия. Декор - это любое художественное оформление1 предмета, орнамент - ритмизованное [14]. Декор подразделяется на: бесструктурное оформление, надпись, сюжетное изображение, схему, орнамент. Бесструктурные покрытия находятся на доиконо-графической стадии, не давая никакого изображения. Иконография (система изображения) включает характеристику структуры и ориентации изображения. Для сюжетного или фигуративного изображения описывается его состав, поза персонажа, расположение. Для орнамента характеризуются композиция и расположения мотивов в отведенных зонах. Орнамент подразделяется на общепринятые виды: геометрический, абстрактно-криволинейный2, плетеный, растительный, зооморфный; выделяются композиции: свободная, бордюр, розетка, парная/геральдическая, сеточная [15. С. 374]. Многие простые орнаменты находятся на достиле-вом уровне. Отнесение орнамента к тому или иному виду уже намечает его предварительную стилистическую характеристику, полная же - включает определение формы орнаментальных мотивов и элементов, конкретной специфики линий, очерчивающих их [16. С. 28-31; 17; 18]. Сведения о смысловой нагрузке изображений для данного материала немногочисленны, характеристика семантики дается, когда это представляется возможным. Характеристика эстетики - красоты и гармонии произведений - проводится по степени соответствия между конструкцией, формой и декором изделий в результате анализа всего материала (выводной раздел). Источники. Использован археологический материал Старой Ладоги (с середины VIII в.), Новгорода, Гнездовского археологического комплекса, Киева, других памятников Южной и Северной Руси. Импортные изделия (Скандинавия, Византия и другие регионы) также рассматриваются, поскольку отражают стилистические закономерности своего времени и важны для анализа процесса сложения древнерусской орнаментации. Геометрический орнамент (линейный). Древнейшие роговые гребни с горбатой или высокой спинкой с раннего поселения на территории Пскова (третья четверть I тыс. н.э.) относятся к общеевропейским формам. Аналогичные есть у финно-угорских и балт-ских народов, а также на памятниках со смешанным населением (городище Рыуге) [9. С. 8-10. Рис. 2; 19. С. 11]. Одинарный линейный бордюр вторит контуру предмета, орнаментация нерегулярна, центр помечен отверстием и крестообразной фигурой (рис. 1, 1). Орнамент гребня IX в. с зооморфной спинкой из Старой Ладоги организован в узкие бордюры, разделенные на мелкие прямоугольники (рис. 1, 8). Такая орнаментация, иллюстрирующая местную народную традицию, бытует и на двусторонних гребнях конца X в. [10. Рис. 4: 4, 7]. Односторонние гребни из рога оленя второй половины VIII-X в. считаются предметами скандинавской или северо-европейской культуры [1. С. 99-100; 6. P. 87-89, 99; 13. С. 58]. По мнению Л.И. Смирновой, данных об их изготовлении в Новгороде нет, а большинство вещей было личной собственностью людей скандинавского происхождения. Но, по данным о сырьевых материалах, изготовление гребней не исключено и наблюдалось недолгое время. Такое производство иногда связывается с работой бродячих мастеров [6. P. 101-102] (рис. 1, 2, 3). Важно также, что в слоях IX в. Староладожского городища найдена заготовка для накладной пластины гребня с намеченным краевым линейным бордюром. Известны и находки кусков рога для выпиливания пластин [1. С. 100]. Вещи распространялись с помощью торговых и международных связей, были работой приезжих мастеров, передававших свой опыт местным. Определенная часть гребней, по мнению О. И. Давидан, изготавливалась в Ладоге, и, как она справедливо отметила, вещи, распространяясь, перестают принадлежать только тому месту, из которого распространились [13. С. 58, 6263] (рис. 1, 7). Фрагменты с ладожского посада демонстрируют использование одинарной и множественной линейной бордюрной орнаментации (рис. 1, 5, 6). В Старой Ладоге во второй половине VIII - первой трети IX в. используется орнамент из косых параллельных линий, создается противопоставление заштрихованных и гладких частей в рамках выделенных вертикальных зон и с выделением центральных. Штриховка геометрических зон создает предпосылки для образования крестообразного раппорта (рис. 1, 2, 3). В IX-XI вв. линейное подчеркивание зон орнаментации продолжает усиливать внешний контур. Вертикальными линиями помечаются края предмета, поперечные зоны (рис. 1, 5, 6, 9, 10). Орнаментация усложняется косыми линиями, линейными мотивами, разделяющими поверхность на ячейки [10. Рис. 3: 20; 2: 6]. Орнаментальное умножение косых, угловых и вертикальных линий создает либо обильные продольные бордюры по всей центральной пластине, где используются разные раппорты орнамента (рис. 1, 4); либо выделение краевых и центральной зон (рис. 1, 10). Основная зона орнаментации гребня имеет форму сегмента. Орнамент стремится соответствовать этой зоне, сужается или расширяется в связи с ее формой. Разделение площади поперечными вертикальными линиями выделяет на сегменте несколько зон (от трех и более), вертикальные линии могут быть одинарными, двойными или множественными. Зоны по-разному заполняются штриховкой. В целом умножение вертикальных зон разрушает впечатление гармоничной удлиненности формы. В X в. среди новгородского материала преобладают композиции с поперечными линиями, а в XI в. - с продольным расположением декора [6. P. 70]. К X - началу XI в. на основе линейного орнамента складывается вариант с использованием крестообразных раппортов, сектора заполняются параллельными линиями (рис. 1, 9). На древнейших экземплярах из Старой Ладоги второй половины VIII - первой трети IX в. поперечные зоны покрыты косой штриховкой в композиции сетки (рис. 1, 4). В X-XI вв. орнаментация усложняется вертикальными делениями и циркульными мотивами (рис. 1, 9). На различных предметах (гребни, ложки, копоуш-ки, наконечники стрел, игольники) с линейным орнаментом также наблюдается тенденция все большего соответствия орнамента форме. Простые линии в виде бордюров подчеркивают контур, множественно вторят ему, иногда орнаментация этим ограничивается (рис. 2, 4, 9-14). На пряслице IX в. из Старой Ладоги горизонтальные линии выполнены рельефно на токарном станке (рис. 2, 2). Рис. 2. Геометрический линейный орнамент на костяных и роговых изделиях, IX-XI вв.: 1, 2 - пряслица, Старая Ладога, 840-е - вторая половина 860-х гг. и после второй половины 860-х - 20-е гг. X в. [21. Рис. 3: 2, 3]; 3 - рукоять, Изборск, IX-X вв. [20. Рис. 80: 4]; IX - начало XI в.; Псков: 4 - наконечник стрелы; 5 - накладка [30. Рис. 27: 4, 3, без масштаба]; 6 - острие, Шестовицкое городище, первая половина X в. [23. № 279]; X в.: 7 - накладка, Гнездово, курганы [4. Рис. 3: 2]; 8 - копоушка, Старая Ладога [10. Рис. 5: 1]; 9 - рукоять шила, Шесто-вица, погребение [23. № 172]; 10-14 - наконечники стрел, Гнездово, курганы [4. Рис. 2, 7, 8; 31. Рис. 1: 3, 5, 6]; копоушки, X - начало XI в .: 15-17, 19, 20 - Петровское, 24, 25, 27, 28 - Тимирево, 18 - Михайловское [2. Рис. 23: 1, 3, 4, 6, 8, 9]; 21 - писало, Новгород, вторая половина X - первая половина XI в. [32. Рис. 1: 2]; 22 - игольник, Киев, XI в . [8. Табл. 26: 5]; 23, 24 - обоймы, Старая Ладога, 930-960 е гг. и позже [21. Рис. 4: 10, 11] В орнаментации бытовых предметов IX-X вв. наблюдаются и более сложные композиции. Бордюры из ломаных линий или косо расположенных прямоугольных элементов создают предпосылки для формирования витых и плетеных орнаментов, композиции прямой сетки (рис. 2, 15а, 16а, 19а, 20а, 24). Бордюры из прямоугольников и треугольников дробят поверхность на мелкие участки, штрихуемые или разделяемые параллельными линиями (рис. 2, 7, 16б, 17а и б, 18а). Косая штриховка зон выделяет детали объемного изображения или формы: пасть зверя на зооморфном навершии (рис. 2, 6), косой крест на навершии писала (рис. 2, 21). Продольные и поперечные полосы-бордюры с косой штриховкой соответствуют форме предмета (рис. 2, 22). Прямые полосы с зигзагообразными линиями подчеркивают его основные оси (рис. 2, 3, 5, 8, 15б, 20, 23). Иногда зигзагообразные полосы заштрихованы (рис. 2, 20б). Расположение зигзагообразного бордюра на круглом предмете рождает звездообразную розетку (рис. 2, 1). Симметрично расположенные бордюры из косых линий образуют более сложные варианты из угловых фигур: «елочка», «шевроны» (рис. 2, 18б, 19б). Примеры использования циркульного орнамента (точка в центре окружности) на гребнях с высокой фигурной спинкой VIII-IX вв. из Пскова и Александровой Горы характеризуются свободным заполнением зоны спинки циркульными мотивами и простейшими линейно-угловыми группировками из них (рис. 3, 1, 8, 9). Для односторонних гребней характерна композиция, соответствующая сегменту, приближающаяся к сетке или бордюру, но не достигающая регулярной строгости (рис. 3, 2, 3, 5, 6). На двусторонних гребнях X-XI вв. предпочтительна регулярная сеточная организация мотивов в виде розеток и линий вдоль центральной зоны (рис. 3, 12, 13). Рис. 3. Циркульный орнамент, различные предметы, гребни: 1 - Псков, VIII в. [9. Рис. 1: 1]; Старая Ладога: 2, 3 - VIII-IX вв.; 4 - 840-е гг. - вторая половина 860-х гг. [1. Рис. 1: 3, 4, 6]; 5, 6- Новгород, середина X в. [6. А122 и А144. Fig. 3.33]; 7- пуговица, Тимирево, курган, IX-XI вв. [2. Рис. 23: 13]; гребни; 8 - Псков, конец IX - начало XI в. [33. Рис. 39в: 20]; 9 - Александрова Гора, Ярославская обл., IX-XI вв. [9. Рис. 11]; 10 - Тимеревское поселение, IX-X вв. [27. Рис. 16: 5]; 11 - Новгород, середина X в. [6. А326. Fig. 3.37]; Старая Ладога: 12 -конец IX - начало X в. [10. Рис. 4: 9]; 13 - от XI в. и позднее [1. Рис. 4: 10]; 14 - рукоять, Киев, площадь Майдан Незалежности, конец XI в.; [8. Табл. 30: 1] Циркульный декор других предметов показывает аналогичные тенденции. Заполнение свободной поверхности с вниманием к форме зоны орнаментации характерно для IX-X вв. [4. Рис. 4: 8; 3: 1; 20. Рис. 80: 4]. Циркульный орнамент достаточен для орнаментации круглых полусферических предметов, условно называемых «пуговицы», их форма стимулирует возникновение розеточной композиции (рис. 3, 7). Изделия X-XI вв. демонстрируют геометрические группировки циркульных мотивов: розетка, крест, полоса [8. Табл. 55: 1; 59: 8; 21. Рис. 3: 11]. Линейный орнамент, как правило, объединяется с циркульным. В середине VIII - первой трети IX в. малорегулярные композиции оконтуриваются линиями (рис. 3, 2). В IX в. наблюдаются линейно выделенные в полосы краевые и поперечные регулярные бордюры (рис. 3, 4), развивающиеся и в X-XI вв. (рис. 3, 10, 11). Выделение поперечных бордюров сочетается с краевыми и поперечными линиями. В XI-XII вв. циркульные элементы соединяются линиями в геометрические крестообразные фигуры (рис. 3, 14). Наблюдаются орнаменты, переходные к сеточной композиции. Во-первых, это орнаментация с крестообразными раппортами (рис. 1, 9). Во вторых, в IXX вв. - это полосы крестов (одинарных и двойных), ряды треугольников (рис. 4, 1-3). В X-XI вв. этот орнамент типичен, он зрительно удваивается, повторяясь на гребне и футляре (рис. 4, 4-6), по краям он дополняется поперечными линиями или делится на зоны с выделением центральной (рис. 4, 6). Итогом движения к регулярности разных вариантов геометрического орнамента является сложение устойчивой сеточной композиции. Линии в композиции косой сетки на односторонних гребнях Старой Ладоги середины VIII - начала IX в. заполняют всю поверхность, пересечения иногда помечаются группировками циркульного орнамента (рис. 5, 1, 2). В IX-X вв. композиция усложняется: сегментообразная зона делится на поперечные части с выделением центральной (рис. 5, 3). В X-XI вв. сетчатую композицию имеет, как правило, центральная зона (рис. 5, 4, 6-11), иногда - центральная и краевые [9. Рис. 18: 4: 22. Рис. 4: 2] (рис. 4, 8). По материалам Мининского археологического комплекса орнамент с зонами сформировавшейся сетки связан с изделиями из погребений по обряду ингумации XI в. [7. С. 224] (рис. 5: 11). Это дает важное хронологическое подтверждение сложения регулярной композиции сетки к XI в. Рис. 4. Орнамент геометрический (формирующаяся композиция сетки), VIII-X вв.: односторонние гребни; 1, 2 - Старая Ладога, середина IX - вторая половина X в. [10. Рис. 3: 3, 7]; 3 - двусторонний гребень, Тимерево, поселение, IX-XI вв. [9. Рис. 6]; односторонние гребни, X-XI вв.: 4, 5 - Старая Ладога [1. Рис. 3: 7, 9]; 6 - Киев [8. Табл. 31: 9] Рис. 5. Геометрический орнамент, композиция сетки: гребни, VIII-IX вв: Старая Ладога: 1, 2 - 750-830-е гг. [29. Рис. 1: 5; 1962. Рис. 1: 2]; 3 - середина IX - вторая половина X в. [10. Рис. 3: 6]; 4 - Тимеревское поселение, IX-X вв. [27. Рис. 17: 7]; 5 - булавка, Старая Ладога, вторая половина IX в. [10. Рис. 6: 17]; гребни, Гнездово: 6, 7 - X в. [4. Рис. 1: 1, 2]; 8, 9 - середина X - начало XI в. [22. Рис. 3: 3; 4: 1]; 10 - Старая Ладога, X-XI вв. [9. Рис. 18: 6]; 11 - могильник Минино II, середина X - последняя четверть XI в. [7. Рис. 186: 2]; 12 - ложка, Старая Ладога, конец X в. [10. Рис. 8: 5] На других предметах второй половины IX - начала XI в. сетчатые бордюры расположены вдоль и поперек. Косая и прямая сеточные композиции, сочетаясь, создают разнообразие (рис. 5, 5). На ложке сеточная зона занимает суженный участок при переходе к ло-паске, на более широких частях использованы линейный и точечный орнаменты, подчеркивающие очертания расширений (рис. 5, 12). Абстрактно-криволинейный орнамент. Элементы орнамента могут использоваться сплошь по поверхности, но его более эффектные мотивы могут выделяться, акцентируя видные части предмета; он естественно сочетается с линейными и циркульными элементами. На гребнях с высокой спинкой: в одном случае спинка образована ажурными соединенными S-овидными завитками - Псков, VIII-IX вв.; в другом - покрыта сеткой из дугообразных ячеек -Изборск, IX-X вв. (рис. 6, 1, 2). Сходная арочная сетка есть и на копоушке из Тимерево (рис. 6, 13). Амулет из материала роменской культуры имеет сложную трехзубчатую форму окончания (рис. 6, 8). На булавке из Старой Ладоги объемно выполнено округло-криволинейное навершие (рис. 6, 14). Во второй половине IX - начале XI в. на односторонних расческах повторяются дугообразные фигуры или используются одиночные S-овидные, выполненные циркульными элементами (рис. 6: 3-7). Арочная сетка или бордюр, а также витой орнамент характерны для фрагментов накладок византийских костяных ларцов из Гнездово X в. (рис. 6: 9-12). Плетеный или витой орнамент. Симметричная относительно вертикальной оси абстрактнокриволинейная композиция орнамента на гребне из Пскова VIII-IX вв. дает основу для более сложной завитково-плетеной орнаментации гребней с высокой спинкой IX-X вв. из Изборска и Старой Ладоги (рис. 6: 1; 7: 1, 2). Рис. 6. Абстрактно-криволинейный орнамент: гребни: 1 - Псков, VIII-IX вв. [28. Табл. XIX: 6]; 2 - Изборск, вторая половина IX - начало X в. [20. Рис. 82: 2]; 3 - Старая Ладога, конец IX. - начало X - XI вв. [1. Рис. 2: 3]; 4 - Изборск, рубеж IX-X вв. [20. Рис. 83]; 5-7 - Гнездово, X в. [4. Рис. 1: 5; 11. Рис 1: 1, 2; 34. № 474); 8 - амулет, Большое Горнальское городище, Суджанский район, роменская культура, IX-X вв. [34. № 639 - без масштаба]; 9-12 - накладки, Гнездово, курганы, X в. [4. Рис. 3: 3-6]; 13 - копоушка, Тимирево, курган, X - начало XI в. [2. Рис. 23: 5]; 14 - булавка, Старая Ладога, 930-960 е гг. и позже [21. Рис. 4: 14] Стилистика. Орнаменты подразделяются на прямолинейные и криволинейные. Прямолинейные витые (из двух полос) и плетеные (из трех полос) орнаменты есть на односторонних гребнях X-XI вв. (рис. 7: 3-7, 12). Независимо от происхождения вещей такой орнамент вряд ли напрямую связан со скандинавскими стилями, скорее, он выглядит как развитие линейного. Рис. 7. Плетеный орнамент: 1 - гребень, Изборск, вторая половина IX - начало X в. [20. Рис. 82: 1]; 2 - гребень (?), Старая Ладога, X в. [35. № 341]; гребни: 3-5 - Гнездово, вторая четверть - вторая половина X в. [11. Рис. 2: 1, 2, 6]; 10, 11 - X - начало XI в. [22. Рис. 3: 1, 2]; Новгород: 6, 7 - середина X в. [6. А18. Fig. 3.31; A115. Fig. 3.70]; 12 - середина XI в. [6. Fig. 3.14. А77]; X в., Гнездово: 8, 9 - игольники [36. Рис. 4: 4, 5. № 11, 20]; 13 - рукоять, курган; 14 - цилиндр со схемой, городище; 16 - острие [4. Рис. 4: 6, 10; 5: 4]; 15 - часть ложки, Старая Ладога, 930-960-е гг. и позднее [21. Рис. 4: 19]; 17 - ложка, Киев [8. Табл. 40: 1]; 18 - ребро коровы, место находки неизвестно, XI в. - ? [23. № 239] На игольниках из Гнездово X в. наряду с регулярным наблюдаются варианты скандинавского узловатого плетеного орнамента с выделяющимися треугольными звеньями, совмещающего прямолинейность и криволинейность (рис. 7, 8, 9). Гребни X - начала XI в. из Гнездово имеют регулярный плетеный криволинейный орнамент (рис. 7, 10, 11). Примеры криволинейного орнамента с узловатой нерегулярной структурой тяготеют к скандинавским стилям Еллинге и Маммен - фрагмент острия [23. № 27, 227] (рис. 7, 13). Скандинавский плетеный орнамент характеризуется разной толщиной переплетающихся лент и выделяющимися треугольными звеньями [24. P. 13; 25. Рис. 3] (рис. 7, 15-17). В X-XI вв. есть примеры с нанесенными в упрощенной манере одиночными схемами звеньев сложных скандинавских орнаментов, что можно рассмотреть как свидетельство их освоения (рис. 7, 14, 18). Плетеный регулярный, прямолинейные витой или плетеный орнаменты можно также рассматривать как упрощение и адаптацию сложных образцов скандинавских звериных стилей. Растительно-завитковый орнамент известен на накладках для лука X в. из курганов из округи Чернигова (рис. 8). Рис. 8. Костяные изделия с растительным орнаментом, X в.: 1 - накладка, Черниговская обл., Седневские курганы; 2-6 - фрагменты накладок на лук, курган Гульбище, Чернигов.; 7 - Херсонес, X-XI вв. [34. № 716, 692, 784] Преобладает бордюрная композиция, ориентированная в соответствии с продольной осью предмета или разделенная ею; бордюр подразделен на раппорты. Характер орнамента на одном из фрагментов неясен (геометризованные соты?), возможно, это композиция косой сетки (рис. 8, 6). Стилистика. На накладке из Седневских курганов орнамент геометризован, состоит из четких сердцевидных раппортов, из центра которых выходят раздваивающиеся стебли с пышными почками или листьями (рис. 8, 1). Этот вариант демонстрирует линейную основу, способствовавшую возникновению пышных элементов в промежутках между линейными. На примере из кургана Гульбище наблюдается сходный вариант орнаментации (рис. 8, 5). Но на остальных фрагментах с завитковой основой связываются пышные растительные элементы: листья, почки (рис. 8, 2-4). Эти примеры демонстрирует разработку на Руси широко известного в Европе одного из наиболее ярких стилей данного времени - растительного декоративного, значительно более широко представленного в металле. В качестве образцов для растительного орнамента Руси c конца X в., вероятно, начали выступать византийские образцы, подобные костяной пластине ларца из Херсонеса с орнаментальным геометризованным бордюром «виноградная лоза» (рис. 8, 7). Но примеров проявления такой орнаментации в древнерусской резной кости этого времени пока не обнаружено. Зооморфный орнамент. Композиция и иконография. Звериноголовые объемные завершения возникают на окончаниях удлиненных предметов, продолжая или акцентированно завершая конструкцию острия или рукояти. Зона головы, как правило, четко отделена от основной части вещи, которая либо оставлена гладкой, либо ее в основном плоскостная орнаментация (геометрическая, витая, плетеная) носит абстрактный характер (рис. 9; 10, 9). Сходна и композиционная трактовка подвесок, вся форма которых, не связанная конструктивным назначением, уподобляется фигурке водоплавающей птицы (рис. 10, 1-3). Симметричная форма гребней и застежек узды стимулирует развитие парных изображений в виде силуэтно- и объемно-выделенных звериных голов, переходящих в соответствующую деталь конструкции, принимающую вид условного туловища (рис. 10, 6, 11-13). В отдельном случае парное зооморфное изображение на гребне становится частью сложной мифологической композиции (рис. 10, 1). На плоских пластинах - деталях ларцов или других предметов - присутствует не только изображение головы, но и полное изображение зверя, вписываемое в зону, определяемую общей конструкцией предмета. Имеющиеся примеры демонстрируют стремление орнаментировать всю фигуру, но абстрактно, без выделения реальных деталей звериного облика (рис. 10, 8, 10, 14, 16). Стилистика. Целый ряд зооморфных завершений роговых острий X - начала XI в. дают скандинавскую 3 стилистику3, некоторые сопровождаются нерегулярным плетеным орнаментом (рис. 9, 1, 2, 7-10, 12). Но сопоставить зооморфные головки с элементами конкретных скандинавских звериных стилей трудно в связи с упрощенностью трактовки. Возможно, это также примеры освоения сложной орнаментации. Можно указать более простые, переданные в геометризован-ной манере изображения (рис. 9, 3-6). Есть и формы, выполненные чрезвычайно грубо (рис. 9, 11, 13). Эти вещи, сделанные, возможно, при определенном подражании скандинавским изделиям, приобрели самостоятельный облик. Головки зверей дополнены линейным и геометрическим орнаментами (рис. 9, 10, 12). Поделка X-XI вв. из Плесненска (Галицко-Волынские земли) с зооморфным криволинейным завершением дополнена циркульным орнаментом (рис. 9, 16). Традиция геомет-ризованной передачи завершений удлиненных предметов продолжается на копоушках XI-XII вв. из Киева и Старой Ладоги, пасть зверя передается прямыми линиями (рис. 9, 17-19). Рис. 9. Зооморфные завершения на удлиненных костяных предметах: острия, X в.: 1, 2 - Киев, погребения [23. № 19, 20]; 3-6- Гнездово, курганы [4. Рис. 5: 1-4]; 7, 8 - Шестовицы, погребения [23. № 158, 173]; 9 - Городище, Полтавская обл., Чернухинский р-н [23. № 243]; Беларусь: 10, 11 - Прудники; 12, 13 - Менка, Укля, X-XI вв. [12. Мал. 1: 1, 2; 2: 1, 3]; 14 - Тимеревское поселение, IX-XI вв. [27. Рис. 46: 4]; 15 -Тимиревский могильник, X - начало XI в. [2. Рис. 23: 14]; 16 - псалий (?), Плесненск, Галицко-Волынские земли, X-XI вв. [37. Табл. IV: 11]; 17, 18 - копоушки, Киев, XII в. [8. Табл. 39: 15, 16]; 19 - Старая Ладога, переотложенные слои, по аналогии XI-XII вв. [21. Рис. 4: 9] Геометризованный характер декора наблюдается на рукояти кнута из Киева (Щекавица) X в. и навер-шии из Старой Ладоги (рис. 10, 8, 9). Оба предмета обильно дополнены бордюрами геометрического и абстрактно-криволинейного орнамента. Трактовка пасти зверя на навершии близка к скандинавскому стилю Осеберг [24. P. 122]. Народную традицию обобщенной передачи зверя и птицы с элементарной стилизацией демонстрируют гребень из Пскова и привески-уточки из Изборска и Старой Ладоги VIII-IX вв. (рис. 10, 1-4), гребень из Старой Ладоги X-XI вв. (рис. 10, 6); застежки узды из Киева, Вышгорода и Шестовиц XI в. (рис. 10, 11-13). Поделки из Тимеревского комплекса IX-XI вв. и Старой Ладоги дают примеры примитивных попыток передать звериный образ на концах удлиненных предметов, можно видеть подражание гребням с выступами, в которых улавливаются реликты звериных морд (рис. 9, 14, 15; 10, 14). Накладка из Старой Ладоги в виде змеи восьмеркообразной формы вызывает ассоциации со скандинавскими орнаментами [24. P. 127] (рис. 10, 15). Наиболее интересны две пластины, являющиеся фрагментами более крупных орнаментальных композиций, с изображениями частей звериных тел. Киевская накладка с территории горы Киселевки X-XI вв. близка к скандинавскому стилю Еллинге лентообразным телом зверя (грифон?), но для данного звериного образа характерна большая цельность по сравнению со скандинавскими и более геометризованная стилистика, контур заполнен трехгранно-выемчатой резьбой (рис. 10, 10). Как относительную аналогию можно рассмотреть орнамент в стиле Еллинге на деревянных брусьях из Новгорода [26. Табл. 19: 1, 2]. Но также, возможно, что киевское изображение относится к европейской романской стилистике, сохранившей реликты германских стилей. Европейская или германская традиция представлена и на ложке с Гнездовского городища X в. (рис. 10, 7). Рис. 10. Костяные и роговые изделия с зооморфным орнаментом: гребни: 1 - Псков, VIII-IX вв. [28. Табл. XIX: 2]; 6 - Старая Ладога, X-XI вв. [1. Рис. 4: 2]; привески: 2 - Изборск, IX-X вв. [20. Рис. 81: 1]; 3, 4 - Старая Ладога, 840-е - вторая половина 860-х гг. [21. Рис. 4: 3, 4]; X в., Гнездово: 5 - фрагмент ларца [4. Рис. 3, 3]; 7 - ложка [4. Рис. 3, 8]; 8 - навершие, Старая Ладога, X-XI вв. [35. № 354а); Киев: 9 - рукоять кнута, X в. [8. Табл. 61: 8, 62: 1]; 10 - накладка, X-XI вв. [8. Табл. 61: 9, 62: 5]; 11-13 - застежки узды, Киев, Вышгород, Шестовицы, XI в. [8. Табл. 61: 4, рис 55: 2]; Старая Ладога - 14 - поделка, X-XI вв.; 15 - накладка, горизонт не указан [21. Рис. 1: 11; 4: 5]; 16 - пластина, Н. Новгород, XI в. [3. Ил. 75 - без масштаба] Пластина XI в.4 из Новгорода имеет форму четвероногого зверя, очерченного плавными линиями. Грива (льва?) их отображена параллельными мягкими завитками, впереди находится спиральный завиток. Здесь можно увидеть комбинацию скандинавского стиля Рингерике с растительным декоративным. Сходная стилистическая комбинация характерна для резных новгородских деревянных колонн XI в. [25. Рис. 4: 6, 14, 16]. Задняя часть тела покрыта сеточной штриховкой, что сближает изображение с манерой нанесения зверей на турьем роге из Черной Могилы (рис. 10, 16). Указанные произведения демонстрируют процесс стилистического симбиоза. Пластина византийского ларца с изображением четвероногого зверя отличается геометризованной стилистикой, свойственной византийскому искусству в данное время (рис. 10, 5). Семантика. Различного рода схемы на изделиях из Изборска, с Тимеревского селища и из Старой Ладоги можно считать попытками освоения орнаментов или общими религиозными символами: крест, стрела, звено плетеного орнамента [20. Рис. 79: 9; 21. Рис. 4: 17; 27. Рис. 39: 11]. Высокая спинка гребня из Пскова передает, скорее всего, мифологический сюжет, связанный с путешествием в загробный мир на ладье (рис. 10, 1). Привески-уточки, вероятно, служили амулетами, связанными с общим мифом о сотворении мира водоплавающей птицей (рис. 10, 2-4). Среди костяных изделий пока особняком стоит антропоморфная личина, идолообразное изображение (рис. 11). Аналогии имеются среди деревянных изображений [25. Рис. 1]. Общая форма головы и лицо очерчены грубо и крупно, но правильно и пропорционально. Выделен крупный нос. Заострение внизу свидетельствует о том, что предмет мог втыкаться в землю, глину, какую-либо временную мягкую основу, возможно, для совершения индивидуального обряда. Изображение лишено декоративности, акцентировано достаточное для узнавания изображение идола. Голова берет на себя смысл и роль самого идола. Примеры объемной резьбы показывают совершенное умение создавать граненый или сферический корпус изделий, что было важно при изготовлении рукоятей и кистеней [21. Рис. 3: 5, 6, 10]. Заключение. Древнерусские костяные бытовые предметы с линейной орнаментацией соответствуют уровню народного искусства и общеевропейской культуре обработки. В VIII-IX вв. линейная орнаментация подчеркивает форму вещей, но возникают и композиции с противопоставлением гладких и заштрихованных зон, выделяющих детали формы и изображений. В X - начале XI в. распространены композиции с поперечными зонами (крестообразные раппорты). Бордюры, построенные ломаными линиями, создавали предпосылки для формирования витых и плетеных орнаментов; крестообразные раппорты и полосы одинарных и двойных крестов - устойчивого орнамента в композиции сетки. В XI в. складываются сложные композиции с включением сеточной орнаментации. Рис. 11. Антропоморфная личина, Старая Ладога, X-XI вв. [21. Рис. 4: 2] Процесс усложнения геометрического орнамента в отдельные периоды (IX-X вв.) приводит к разрушению общей гармоничности (эстетичности) изделия, но развитие ритмической организации и регулярности орнамента в X - начале XI в. возвращает эстетическую гармонию. Итогом является распространение сеточного орнамента. Абстрактно-криволинейный орнамент (S-овидные фигуры, дуги, арки) в VIII-X вв. использовался и на народном уровне и на предметах иностранного происхождения (Скандинавия, Византия). Прямолинейные, плетеный и витой, орнаменты выглядят как развитие линейного и могут иметь местное происхождение. Примеры криволинейного плетеного орнамента с узловатой нерегулярной структурой тяготеют происхождением к скандинавским стилям Еллинге и Мам-мен. Регулярные варианты можно рассматривать как адаптацию сложных образцов орнаментации, связанных со скандинавскими звериными стилями, а также как базу для развития дальнейшего древнерусского стилеобразования. Предметы с абстрактно-криволинейным орнаментом выглядят гармонично и эстетически завершенно, поскольку он дает и непрерывность заполнения любых по форме зон (пропорционально расширяясь или сужаясь, умножая количество элементов), не теряя при этом регулярности, и эффектное акцентирование гротескными мотивами формы предмета. Немногочисленные примеры декоративного растительного пышного стиля в резной кости демонстрируют разработку на Руси широко известного в Европе растительного декоративного стиля, сопутствующего оформлению элитарных предметов воинской экипировки. Зооморфный орнамент дополняет объемными окончаниями удлиненные широко распространенные бытовые предметы, акцентируя их форму и функцию. Некоторые вещи позволяют отметить языческую семантическую нагрузку изображения. Высокая спинка гребня из Пскова VIII-IX вв. передает мифологический сюжет. Конфигурация полного изображения зверя определяется общей конструкцией предмета, орнамент покрывает фигуру абстрактно. Часть зооморфных завершений на роговых остриях X - начала XI в. характеризуется скандинавской стилистикой, сопровождаясь нерегулярным плетеным орнаментом; другая - простыми и грубыми геометри-зованными формами звериных изображений, выполненных с долей подражания скандинавской стилистике, но дополненных линейным и геометрическим орнаментом и получивших самостоятельный облик. Народную традицию обобщенной плавной передачи зверя и птицы демонстрируют гребни с высокими фигурными спинками, зооморфные амулеты VIIIX вв., детали узды XI в. Есть примеры примитивной передачи звериных образов. Ряд произведений отражает процесс стилистического симбиоза: одни позволяют предполагать европейскую или германскую традицию, ощутившую византийское воздействие; другие - комбинацию скандинавского стиля Рингерике с растительным пышным стилем. Примеры X-XI вв. с передачей в упрощенной манере схем или звеньев скандинавских орнаментов можно рассмотреть как свидетельство их освоения. Другие схемы были религиозными символами: крест, стрела. Идоло-образное костяное изображение человеческой личины находит аналогии среди деревянных идолов. Семантическая нагрузка снижает эстетический уровень, поскольку акценты противоречат ритму и создают дисгармонию, или совсем лишает изделие эстетичности. Искусство резьбы по кости сходно в своем развитии с другими видами декоративно-прикладного искусства Руси. С резьбой по дереву его роднит активное использование геометрического орнамента, сходных традиций плетеного (скандинавской узловатой и регулярной византийско-древнерусской), создание обобщенных зооморфных образов, наличие идолооб-разных изображений. Малое распространение растительного орнамента таково же, как и в орнаменте золотных вышивок, филиграни, резьбе по дереву [18, 25]. Все это подчеркивает, что растительный орнамент, широко известный в рассматриваемое время только в художественном металле, находился в состоянии формирования. Так же, как и в других видах искусства на Руси в рассматриваемый период, наблюдались, выбирались, адаптировались и усваивались образцы скандинавского, византийского и европейского орнаментов. Упрощенные и обобщенные варианты оказались способны лечь в основу будущих древнерусских стилей. Резная кость демонстрирует ту же лабораторию выбора в сфере искусства, какой Русь осуществляла в сфере государаственной и религиозной организации. Примечания 1Слово «художественный» не имеет характера термина с жестко определенным содержанием; его общий смысл означает «связанный с искусством», «эстетический». В нашем случае это слово означает какое-либо украшение изделия, т.е. приближение его к сфере произведений искусства. 2Абстрактно-криволинейный орнамент состоит из элементов и мотивов, очерченных прямыми и кривыми линиями, которые невозможно сопоставить с какими-либо природными или художественными объектами - растительными, зооморфными, плетеными и т.п. 3Благодарю Е.В. Смирницкую за консультации по орнаментике германских звериных стилей и возможность использовать материал спецкурса «Германский звериный стиль раннего Средневековья», читаемого Е. В. Смирницкой на кафедре археологии МГУ. 4Данная датировка и происхождение нуждаются в уточнении.
Давидан О.И. Гребни Старой Ладоги // Археологический сборник. Вып. 4. Л. : Государственный Эрмитаж, 1962. С. 95-108.
Фехнер М. В. Изделия костерезного производства // Ярославское Поволжье X-XI вв. По материалам Тимеревского, Михайловского и Петровского могильников. М. : Советская Россия, 1963. С. 39-42.
Бочаров Г.Н. Резьба по кости в Новгороде // Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования / сост. С.В. Ям щиков М. : Изобразительное искусство, 1983. С. 111-140.
Пушкина Т.А. Изделия косторезного ремесла из Гнездова // Средневековые древности Восточной Европы / отв. ред. Н. Г. Недошивина. Труды Государственного исторического музея. Вып. 82. М. : Государственный исторический музей, 1993 С. 57-68.
Флёрова В. С. Резная кость юго-востока Европы IX-XII веков: искусство и ремесло. По материалам Саркела-Белой Вежи из коллекции Государственного Эрмитажа. СПб. : Алетейя, 2001. 252 с.
Smirnova L.Comb-Making in Medieval Novgorod (950-1450). An industry in transition // British Archaeological Reports.International Series 1369. Gordon House. Oxford, 2005. 334 p.
Меснянкина С.В. Изделия из кости и рога // Археология севернорусской деревни. М. : Наука, 2008. Т. 2. С. 215-253.
Сергеева М.С. Косторiзна справа у стародавньому Киевь Кив : КНТ, 2010. 252 с.
Кондратьева О.А. Гребни IX-XIX вв. в быту, обрядах, фольклоре, ремесле и художественном творчестве Древней Руси - России. Архео логические и этнографические очерки. СПб. : ИПК «Вести», 2011. 242 с.
Иванова И.В., Иванова Н.Ю. Коллекция костяных изделий Ладоги (по материалам из раскопа близ Варяжской улицы в пос. Старая Ладога // Археологические вести. 2012. № 18. С. 124-144.
Дементьева А.С. Гребни первой группы из Гнёздова // Гнёздовский археологический комплекс. Материалы и исследования. Вып. 1 : тр. Гос. ист. музея. Вып. 210. М., 2018. С. 91-101.
Мядзведзева В.У. Зааморфныя вастрый-амулеты // Археалоыя эпохi сярэднявечча / гал. рэд. П.Ф. Лысенка. Матэрыялы па Археалогй Беларусь Вып. 15. Мшск : ДНУ «1нстытут ысторый НАН Беларусь, 2008. С. 168-171.
Давидан О.И. К вопросу о происхождении и датировке ранних гребенок Старой Ладоги // Археологический сборник. Вып. 10. Л. : Советский художник, 1968. С. 54-63.
Жилина Н.В. Вещь вне искусства и вещь в искусстве // Уваровские Таврические чтения III : тез. докл. и сообщений Междунар. науч. конф. Севастополь : Гос. историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», 2018. С. 17-19.
Макарова Т.И. Симметрия в растительном орнаменте Древней Руси // Древняя Русь и славяне / отв. ред. Т.В. Николаева. М. : Наука, 1978. С. 370-377.
Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М. : Галарт, 2001. 343 с.
Жилина Н.В. Славяно-русская филигрань VIII-X вв. // Stratum plus. 2005. № 5. С. 21-170.
Жилина Н.В. Древнерусская зернь X - начала XI в. как декоративное искусство. Рождение стилей // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 449. С. 120-134.
Белецкий С.В. Культурная стратиграфия Пскова (Стратиграфические данные к проблеме происхождения города) // Краткие сообщения Института археологии. 1980. № 160. С. 3-18.
Седов В. В. Изборск в раннем Средневековье. М. : Наука, 2007. 413 с. 13 л. вкладок.
Давидан О.И. Староладожские изделия из кости и рога (по раскопкам Староладожской экспедиции ИИМК АН СССР) // Археологический сборник. Л. ; М. : Советский художник, 1966. Вып. 8. С. 103-115.
Дементьева А.С. Односторонние составные гребни с металлическими накладками из Гнёздова // Российская археология. 2014. № 1.
Андрощук Ф., Зоценко В. Скандинавские древности Южной Руси. Каталог. Paris : ACHByz, 2012. 367 с.
Graham-Campbell J. The Wiking World. London : Frances Lincoln Limited Publishers, 2013. 192 p.
Жилина Н.В. Древнерусская резьба и роспись по дереву: хронология стилистического развития // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 4 (74). С. 80-96.
Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево // Свод археологических источников. Е1-55 / отв. ред. Г.К. Вагнер. М. : Наука, 1971. 62 с. 48 табл.
Дубов И.В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего Среднекековья (историко-археологические очерки). Л. : ЛГУ, 1982. 248 с.
Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. // Археология СССР. М. : Наука, 1982. 327 с.
Давидан О.И. Новые находки гребней в Старой Ладоге // Российская археология. 1999. № 1. С. 167-174.
Тараканова С.А. Новые материалы по археологии Пскова // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1950. № 33. С. 48-62.
Дементьева А.С. Наконечники стрел для охоты на пушного зверя с территории Гнёздовского археологического комплекса // Археологические вести. 2015. Вып. 21. С. 230-237.
Медведев А.Ф. Древнерусские писала X-XV вв. // Советская археология. 1960. № 2. С. 63-88.
Тараканова С.А. Раскопки древнего Пскова // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1949. № 27. С. 104-112.
Путь из варяг в греки и из грек..: Каталог выставки / ред. В.Л. Егоров. М. : Государственный исторический музей ; Калиникин и Ко, 1996. 102 с.
Древности северо-западной России: Каталог выставки: К 90-летию со дня рождения Г. П. Гроздилова / сост. А. Н. Мазуркевич; науч. ред. М.Б. Щукин. СПб. : Государственный Эрмитаж, 1995. 197 с.
Дементьева А.С., Лебедева О.С. Костяные игольники Гнёздовского археологического комплекса // Гнёздовский археологический комплекс. Материалы и исследования. Вып. 2; Труды Государственного исторического музея. Вып. 215 / отв. ред. С.Ю. Каинов. М. : Государственный исторический музей ; СПб. : Первый издательско-полиграфический холдинг, 2021. С. 76-84.
Ратич О.О. Древньоруськi вироби с костi i рогу, знайденi на территорiï Галицкоï i Волинськоï земель // Материалi I дослидження з археологiï Прикарпаття i Волинi. Киïв : Видавнитство Академиiï наук Украïнскоï РСР, 1959. Вып. 2. С. 119-131.