Рассматриваются характеристики «цифровых детей» с позиции теорий поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Представлена современная интерпретация теории поколений в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Российская школа нацелена на изучение психологических особенностей поколения Z. Предложено дополнить методологию исследования качественными методами. Для изучения социальнопсихологических характеристик изучаемого поколения было проведено фокус-групповое исследование.
Social practices and socio-psychological characteristics of Generation Z (Based on the results of focus group research).pdf Введение Современная ситуация в России, связанная с активностью молодежи в различных сферах жизнедеятельности (переход на дистанционное обучение, протестные движения, инновационная активность молодежи, цифровизация населения, потребительское поведение и т.д.), актуализирует изучение и новое осмысление характеристик современного поколения. В научной литературе для обозначения современного поколения используют термины «поколение Z», «сетевое поколение», «цифровые аборигены». По мнению немецкого ученого Мангейма, одного из основоположников социологии знания, у каждого поколения есть своеобразное «сознание поколений» и положение человека в социально-исторической структуре определяет его опыт. Каждое поколение зависит от темпа социальных изменений, которые влияют на его модели поведения и мышления. Кроме того, социокультурная ситуация в обществе, состояние современных научно-технических достижений также оказывают влияние на формирование и функционирование цифрового поколения [1]. Рассмотрение концепта цифрового поколения начинается с разработки теории поколений в 1991 г. Хоувом и Штраусом (N. Howe, W. Strauss). Согласно теории, поведение человека зависит от условий его жизни и воспитания до 12-14 лет. В отечественной науке теория поколений разрабатывается в работах Е.М. Шамис [2], А. Антипова [3], В.В. Гаврилюка и Н.А. Трикоза [4]. С 2017 г. реализует свою деятельность проект «RuGenerations российская школа теории поколений» под руководством Е. Шамис и Е. Никонова. Под поколением в рамках теории поколений понимается общность людей, рожденных в определенный исторический период и являющихся носителями схожих ценностей, сформированных под воздействием общих факторов (социальных, культурных, экономических и политических событий, технического прогресса). Дети поколения Z, рожденные с 2003 (по другим данным - с 1997 г.) по (примерно) 2023 г., характеризуются особым отношением к здоровью, профессиональному развитию; возможности приобретения ими знаний отражаются на саморазвитии. В процессе обучения для этого поколения меняется роль учителя, из транслятора идей он перевоплощается в навигатора. Особое внимание уделяется формированию компетенций soft skills, таких как умение отстаивать свою точку зрения, критически оценивать информацию, работать в команде, строить коммуникацию и учитывать эмоциональное состояние собеседника. Цифровое поколение характеризуют определенные ценности, которые определяются как «поколенческие». Это означает, что для представителей одного возраста, в зависимости от мировых трендов в экономике и технологических инноваций, характерны единая система ценностей и однотипные социальные практики. Поколенческие ценности определяют индивидуальные ценности личности и приоритетные формы взаимодействия с окружающим миром [5]. Общение, чаще всего, проходит в интернет-пространстве, постоянное присутствие в информационном поле проявляется в он-лайн-варианте дружбы и любви. Неразличимость эмоций приводит к эмоциональной зажатости и неумении выражать свои чувства, кажется, что это поколение недостаточно воспитанно и отзывчиво. Восприятие социального времени позволяет быть гибкими по отношению к изменениям, но инфантилизм поколения определяет веру в судьбу и случай, а не в собственные силы. Исследователи отмечают, что среди основных ценностей поколения Z можно выделить следующие: свобода, персонализация, изучение, честность [6]. Можно констатировать, что информационные инновации создали цифровое поколение. В современной социологии одна из тем, вызывающих неоднозначные суждения со стороны членов научного сообщества, касается характеристик поколения Z. Принимаемые несколько лет назад постулаты об основных характеристиках поколения ставятся под сомнение, например, что поколение Z в отличие от предшествующих наиболее сензитивно к виртуальной реальности и информационным технологиям. В 2019 г. ВШЭ выпустила сборник «Мифы о «поколении Z», авторы которого утверждают, что ряд приписываемых подросткам особенностей (например, снижение способности мыслить критически) не подтверждены данными или результаты исследований противоречивы, отдельные характеристики являются, скорее, реакцией на современную среду (многозадачность), свойственны как взрослым, так и подросткам. Авторы отмечают, что сегодня нельзя с уверенностью делать выводы о поколенческой специфике современных подростков: особенности поведения, установок, ценностей могут быть обусловлены средой или возрастом и измениться по мере взросления [7]. Вторичные исследования позволяют обобщить научный материал и сделать общие выводы относительно характеристик поколения Z в следующих типах взаимодействия. Прежде всего, это цифровая грамотность как основная характеристика поколения, проявляется в широком круге возможностей для получения информации. Молодое поколение зависимо от гаджетов, обладает высокой степенью технической компетентности. Способные к многозадачности, молодые люди не склонны уделять должное внимание планированию своих действий, готовы идти на риск, тотально следуют рекомендациям информационных ресурсов. При этом амбициозные, но нерешительные и несамостоятельные, они честны с собой и окружающим миром, обладают высокой самооценкой. В этом поколении снижены географические, межрасовые и межэтнические барьеры в общении, молодые люди проявляют большую толерантность. Цифровая грамотность, цифровая компетентность Для поколения Z характерна терминология «цифровая социализация». Это требует отдельного внимания со стороны научного сообщества. Все больше тем научных исследований связано с цифровизацией этого поколения: вопросы цифровой этики и взаимодействия в виртуальном пространстве; проблемы, связанные с дистанционным обучением; фриланс и современный рынок труда; проблемы интернетзависимости и воздействия социальный сетей на сознание подростков и т.п. Исследования цифровой грамотности направлены на ее измеримость, отличительные особенности разных поколений и факторы, определяющие цифровую грамотность населения. Например, исследование, проведенное в пяти университетах Англии, показало, что поколение неоднородно в использовании и оценке новых технологий и что существуют значительные различия среди учащихся, которые принадлежат возрастной группе поколения Сети [8]. Другое исследование, проведенное Eshet-Alkalai и Amichai-Hamburger, показало снижение навыков, требующих творческого и критического мышления (например, навыков информационной и репродуктивной грамотности), особенно в младшей возрастной группе цифрового поколения. Результаты отражают две основные модели изменений с течением времени: сокращение разрыва между младшими и старшими участниками в задачах, в решении которых необходимо проявить умение и технический контроль; и увеличение разрыва между младшими и старшими участниками в задачах, которые подчеркивают творческий потенциал и критическое мышление. Наблюдаемые на протяжении всей жизни изменения в навыках цифровой грамотности объясняются опытом работы с технологиями, а не возрастом [9]. По мнению В.Д. Нечаева и Е.Е. Дурневой, актуальны вопросы разработки методологии исследования цифрового поколения в психологии через призму культурно-исторической теории развития высших психических функций ребенка [10]. Цифровое поколение исследуют с позиции активного участия в политических протестных движениях. Протестный потенциал молодежи «поколения Z» объединяет виртуальную реальность и реальную действительность. Цифровые медиа влияют на грамотность среди молодежи в следующих аспектах: культура участия как обмен информацией с другими. Во-первых, это общение на сайтах в социальных сетях и взаимосвязь между моделями участия онлайн и офлайн. Во-вторых, это доступ к информации: возможности ин-тернет-пространства безграничны, интернет требует от пользователя большей оценки предоставленной информации и ответственности при создании контента. В-третьих, это коммуникационные возможности в форме использования электронной почты, чата, SMS и создание онлайн-сообществ. В-четвертых, это производство контента, которым можно поделиться с большим количеством других пользователей (Instagram или YouTube). В отчете «Цифровая трансформация» рассматриваются рамки для ИКТ-грамотности. На основе структуры ETS определены элементы медиаграмотности в школьной практике с использованием цифровых инструментов. К ним были отнесены умения от основных навыков по работе на компьютере, умения работать и ориентироваться в социальных сетях до умения оценки информации, полученной в интернете [11]. Рабочая группа по «ключевым компетенциям» Европейской комиссии и их отчет «Ключевые компетенции для непрерывного обучения: европейская справочная система» включили в перечень цифровую компетенцию, определяя ее как «уверенное и критическое использование технологий информационного общества для работы, отдыха и общения. Эти компетенции связаны с логическим и критическим мышлением, навыками управления информацией высокого уровня и хорошо развитыми коммуникативными навыками. На самом базовом уровне навыки ИКТ включают использование мультимедийных технологий для поиска, оценки, хранения, производства, представления и обмена информацией, а также для общения и участия в сетях через Интернет». Результаты исследований ITU Monitor 2009, проведенных в Норвегии (Hatlevik, Ottestad, Skaug, Kl0vstad & Berge 2009), показывают тесную взаимосвязь между цифровой компетенцией учащихся, их успеваемостью в школе и уровнем образования родителей. Грамотность в области ИКТ тесно связана с социально-экономическим положением [12]. Социально-психологические характеристики поколения Z В отечественной социологической школе исследования характеристик поколения Z акцентировано на социальных взаимодействиях с внешней средой. Изучаются ценности, карьерные предпочтения, социальные характеристики, отношения в семье и со сверстниками. Ведущие социологические центры ежегодно проводят исследования на данную тематику. Приведем примеры исследований, отвечающим задачам нашей статьи. Ю.А. Зубок в работе «Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе» делает следующие выводы. Для молодых людей не существует долгосрочных трендов. Социальные сети, по их мнению, формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду, то, что модно сегодня, завтра сменяется новой модой. Нет устойчивых предпочтений, нет постоянной лояльности брендам и стилям одежды, «обязательных списков» в музыке или кино. История России последних лет показала поколению Z, что все может пойти не так, что успех может быть легким и быстрым, это отражено СМИ в историях о внезапном и стремительном успехе. Молодежь уверена, что лучше жить сегодняшним днём и не строить глобальных планов на будущее [13]. В исследовании ФОМ «Ориентиры и ценности молодых россиян» выявлено, что наиболее распространенной жизненной ценностной ориентацией является стремление достичь успеха, сделать карьеру (37%), стать богатыми, чтобы жить, как хочется (20%). Практически только каждый седьмой молодой человек стремится к самосовершенствованию и самореализации (15%) [14]. Взаимопонимание и хорошие отношения в семье являются главной ценностью для молодых людей поколения Z (69% опрошенных в исследовании ФОМ). Т. В. Большунова в работе «Ценностно мотивационный аспект участия поколения “Z” в современном политическом процессе» приводит ранговые позиции в системе ценностей поколения. На первом месте «материальное благополучие и комфорт» (48%), далее - «хорошая физическая форма и самочувствие» (27%). В пятерку приоритетных ценностей также вошли «интересная работа, профессиональное развитие» (27%) и «общение с друзьями, знакомыми» (28%) [15]. Гражданская активность современной молодежи основывается на индивидуалистических ценностях личности, в том числе ценностях самовыражения и саморазвития, открытости новому опыту. Это поколение с готовностью отстаивает личные интересы и открыто выражает гражданскую позицию. Гражданская активность в России развивается в направлении мировых тенденций в отстаивании гражданских прав, во взаимосвязи с политическими и экономическими процессами в стране. Молодежь в силу особенностей социально-психологического развития подвержена крайнему радикализму, резкой смене социальной пассивности на активные действия, часто деструктивного характера. По мнению исследователей, среди молодежи поколения Z необходимо формировать созидательные настроения и модели поведения, должна быть разработана система превентивных мер для противодействия политическому радикализму. Утрата доверия к политическому дискурсу и традиций в политической социализации может проводить к росту протестных движений. Незнание легитимных форм гражданской активности и отсутствие опыта регулярного участия в общественной жизни способствуют выбору нелегитимных форм решения социальных и политических проблем, что недопустимо для гармоничного развития общества. Развитие общественных движений, объединений, разработка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодежи в гражданскую, профессиональную и социальную деятельность [16-18], обеспечат формирования легитимных форм участия молодежи в политической жизни страны. Развитие цифрового поколения уходит, по мнению ученых, в инфантилизм как главный тренд социальнопсихологического развития, проявляется он в сохранении детских черт во взрослых ситуациях. Принято считать, что как работники современное поколение будет менее ответственным, менее исполнительными, при этом требующими безусловной положительной оценки. Цифровому поколению приписывают эгоцентризм и потребительское отношение к жизни [19]. Существует противоположная точка зрения, согласно которой молодежь ориентируется, прежде всего, на личностное развитие, самореализацию, комфорт жизни. Для представителей данного поколения очень важна возможность пробовать что-то новое, посещать новые места, пробовать себя в новых занятиях, профессиях. Для представителей данной группы очень важен комфорт жизни при сохранении возможности получать удовольствие от жизни [20. С. 162]. Представители поколения Z быстро обучаются и также быстро обрабатывают информацию, мгновенно могут переключаться с одного вида деятельности на другой, а также действовать в условиях многозадачности [21]. Одной из ведущих характеристик поколения становится клиповость мышления, т.е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов [22]. По результатам многолетних исследований молодежи, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2016 г., отмечаются дружеские, партнерские отношения с родителями, отсутствие давления со стороны старших [23]. Исследования А.В. Гавриловой выявили доминирующий тип ментальности у представителей «нового поколения» -инновационную ментальность, которая доминирует в образе жизни, образе мира, стиле мышления и особенностях взаимодействия. Респонденты видят свое поколение более индивидуалистичным, разобщенным, самостоятельным, открытым переменам, устремленным в будущее, склонным к риску, своевольным и не доверяющим власти и авторитетам [24. С. 62]. Поколение Z становится единственным поколением, формирование и развитие которого во всех странах проходит в одной временной плоскости благодаря процессу глобализации, унификации и интеграции всех сторон жизни общества [25. С. 159]. Репрезентативные данные анкетного опроса, собранные в Финляндии в 2011 г. (п = 612), показали, что цифровое поколение больше вовлечено в социальное использование интернета, чем старшие поколения. При этом не социальное использование интернета в целом, а синхронность онлайн-общения отличает поколения пользователей. Результаты показывают, что в отличие от асинхронных режимов онлайн-коммуникации (например, сайты социальных сетей, блоги и онлайн-дискуссионные форумы), синхронные режимы (например, обмен мгновенными сообщениями и интернет-звонки) явно различаются между поколениями. Кроме того, исследование показывает, что асинхронное использование интернета явно носит гендерный характер. Женщины чаще являются пользователями социальных сетей и блогов, чем мужчины, тогда как мужчины чаще участвуют в дискуссионных форумах, чем женщины. Эти результаты обсуждаются в свете двух концепций: конфиденциальность и коммуникативная эффективность. Изученные формы синхронного онлайн-общения обеспечивают большую конфиденциальность, а также мгновенный и обширный канал для эффективного общения, что особенно ценится самым молодым поколением пользователей [26]. Исследование, проведенное международной консалтинговой компанией McKinsey, основанное на опросе, выявило четыре основных типа поведения поколения Z, основанных на одном элементе: поиске истины этим поколением. Представители поколения Z ценят индивидуальное самовыражение и избегают ярлыков. Они мобилизуются по разным причинам, глубоко верят в эффективность диалога для разрешения конфликтов и улучшения мира. Это поколение принимают решения аналитически и прагматично. Такое поведение влияет на отношение поколения Z к миру потребительства. Потребительский ландшафт меняется в сторону владения, а не потребления, молодые люди более внимательны в сфере получения социально-экономических благ, требуют более персонифицированного обращения, а не массового производства товаров и услуг [27]. Поколение Z, по мнению зарубежных авторов, самое образованное поколение. Опросы Pew Research Center, проведенные осенью 2018 г. среди американцев в возрасте от 13 лет и старше, показали, что представители поколения Z являются прогрессивными, с оппозиционными взглядами. При этом поколение Z с большей вероятностью, чем представители старшего поколения, будут обращаться к правительству для решения проблем, а не к предприятиям и частным лицам. Семь из десяти представителей поколения Z считают, что правительство должно делать больше для решения проблем. По результатам исследований EY, поколение Z с большей вероятностью будет повышать свой образовательный уровень, получать новые знания, в отличие от предыдущих поколений, которые в аналогичном возрасте были трудоустроены. Только 18% подростков поколения Z (в возрасте от 15 до 17 лет) были трудоустроены в 2018 г. по сравнению с 27% подростков из поколения Y в 2002 г. и 41% представителей поколения X в 1986 г. Среди молодых людей в возрасте от 18 до 22 лет - 62% поколения. В 2018 году работники Zers были заняты, более высокая доля представителей поколения X (71%) и представителей поколения X (79%) работали, когда были сопоставимы по возрасту [28]. Компания Ernst & Young LLP выпустила исследование 2021 Gen Z Segmentation Study [29]. Репрезентативная выборк состиавила 1 509 представителей поколения Z, проживающих в Соединенных Штатах. Онлайн-опрос проводился в период с 24 марта по 8 апреля 2021 г. компанией Ernst & Young LLP, в котором отслеживаются личные и профессиональные интересы поколения, а также их взгляды на самые разные вопросы - от психического здоровья и изменения климата до социальных сетей и рабочего места. Результаты исследования показали озабоченность молодежью своим здоровьем: 67% умеренно или крайне обеспокоены своим физическим и психическим здоровьем, при этом 42% часто испытывают тревогу или депрессию во время пандемии COVID-19. Являются скептиками 60% опрошенных. Они считают, что большинству людей нельзя доверять. В период пандемии 69% представителей поколения Z беспокоились о нехватке еды с момента начала COVID-19, а 21% - тревожились об этом большую часть времени; в частности, 28% потеряли работу или кто-то из членов их семьи потерял работу в тот же период времени. В отношении предпринимательской деятельности 45% представителей поколения Z сообщили, что очень вероятно, что в один прекрасный день они откроют собственный бизнес; а с начала пандемии 44% были больше заинтересованы в открытии бизнеса. Пандемия, так или иначе, изменила жизнь поколения, переживающего решающие жизненные моменты: средняя школа, колледж, первая работа, формирование зрелых отношений, вступление во взрослую жизнь. Почти половина (46%) представителей поколения Z, опрошенных в 2021 г., очень обеспокоены множеством проблем, связанных с пандемией. Отношения поколения Z с семьей и друзьями улучшились, так как семьи объединились, чтобы выдержать неопределенность изоляции. Не исключено, что изменения в социальных сетях и привычках цифрового общения также привели к некоторым изменениям во взаимоотношениях. С начала пандемии COVID-19 65% представителей поколения Z чаще общались с друзьями в видеочате, а 74% использовали приложения социальных сетей, чтобы чаще общаться со своими друзьями. Активную позицию поколение Z занимает, если это касается определенных проблем в стране, большинство соглашается, что наркома-ния/злоупотребление наркотическими веществами (87%), расизм (85%), изменение климата (81%) и насилие с применением огнестрельного оружия (80%) являются серьезными проблемами. Проблемы окружающей среды и экологически безопасные методы становятся все более важными для поколения Z [30]. Согласно статистическим данным, собранным исследовательским центром Pew Research Center, технологические достижения оказали как положительное, так и отрицательное влияние на поколение Z. У них под рукой огромное количество информации, что позволяет поколениям Z расширять свои знания и активно учиться. Однако слишком много экранного времени может усугубить чувство изоляции и привести к неразвитым социальным навыкам. Больше времени, проводимого со смартфонами, означает меньше времени, затрачиваемого на налаживание значимых отношений. Кроме того, многие молодые люди становятся жертвами ловушки «сравнивать и отчаиваться», которую представляют социальные сети. Поколение Z обладает финансовым мышлением, они прагматичны и ценят во всем безопасность. Представители поколения Z используют социальные сети как средство для создания своего личного бренда, они также смотрят на свои решения о покупке как на выражение своих ценностей и идентичности. Например, их привлекают экологически чистые продукты и бренды, они часто готовы платить за них больше. Они ценят персонализированные продукты и их привлекают бренды, разделяющие их точку зрения по политическим вопросам. Члены поколения Z, как правило, более открыты, склонны к либерализации и активно участвуют в защите справедливого и равного отношения к другим [31]. Благодаря социальным сетям и информационным технологиям представители поколения Z способны быстро подключиться к далеким культурам, проблемам и новостям раньше и чаще, чем любое предыдущее поколение. На данный момент внимание поколения Z привлекают семь вопросов. Это: 1) здравоохранение; 2) психическое здоровье; 3) высшее образование; 4) экономическая безопасность; 5) гражданская активность; 6) расовое равенство; и 7) окружающая среда. В отчете Morning Consult «Понимание поколения Z», основанном на почти 1 тыс. опросных интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 лет до 21 года, исследуются ценности, привычки, стремления, проблемы, которые формируют взрослое поколение Z, и то, чем они отличаются от предыдущих поколений. Поколение Z, согласно опросу, «выбор карьеры» и «увлечения» считают двумя наиболее важными концепциями для формирования их личности, причем в большей степени, чем такие идеи, как раса или религия [32]. Таким образом, результаты вторичных исследований продемонстрировали научный интерес к изучению характеристик современного поколения. Основным вектором в отечественных и зарубежных исследованиях стали: изучение социально-психологических характеристик, траекторий карьерного развития, индивидуалистических ценностей и коммуникационных сетей. Однако не отражены социально-адаптивные свойства личности. Исследование, проведенное авторами статьи, позволяет обозначить инновационное социальное пространство, которое включает различные виды взаимодействий. Результаты фокус-группового исследования Классические исследования поколенческих различий носят чаще всего количественный характер, исследуются характеристики молодежи методом массового анкетирования. Выявленные в практических исследованиях противоречия дали начало качественной методологии исследования признаков современного поколения. Опираясь на результаты вторичных количественных исследований, мы попытались проанализировать социальные практики, характерные для представителей поколения Z методом фокус-группового интервью. Понимая, что тема поколения Z неисчерпаема в своих источниках и проводимых исследованиях, не претендуя на истину, а лишь дополняя или раскрывая с иной точки зрения характеристики и социальные практики цифрового поколения, авторами статьи проведены пять фокус-групп в период с мая по ноябрь 2021 г. В нашем исследовании мы выделили девять блоков для качественного анализа: 1) характеристики поколения Z; 2) взаимоотношения с родителями; 3) досуговая деятельность поколения Z; 4) коммуникации в сетевых сообществах; 5) ценности поколения Z; 6) позитивные и негативные эмоции поколения Z; 7) общение со сверстниками; 8) профессиональное самоопределение поколения Z; 9) отношение к патриотизму. Выделенные блоки для анализа определяют системный подход к исследованию характеристик и социальных практик. Изучение единичных случаев, субъективный опыт в переживании жизненных ситуаций и реальных практик, складывающихся в различных видах взаимодействия, позволяют понять цифровое поколение, подтвердить или разрушить мифы, сложившиеся в научном сообществе и массовом сознании. Фокус-группы проходили в формате групповой дискуссии на заявленные вопросы. Беседы проходили в неформальной обстановке. Основным правилом, озвученным модераторами в начале и принятым участниками, было выражение честного искреннего мнения. Участники фокус-групп - учащиеся 1011 классов средних образовательных учреждений Республики Татарстан, продолжительность беседы 45-50 минут. Модераторами исследования выступили аспиранты и преподаватели Казанского национального исследовательского технологического университета. Общее число участников фокус-групп 75 человек, среднее число в каждой группе - 15. 1. Блок «Характеристики поколения Z». Поколение Z - поколение информационного общества, имеет такие особенности, как быстрая адаптация к новым условиям, высокая коммуникативность и коммуникация с обществом в целом. Для них характерны: высокий уровень толерантности по отношению к остальным, свобода в выборе и в высказываниях, а, также в самовыражении. Респонденты отметили следующие особенности поколения Z: быстрая адаптация к изменяющимся условиям, коммуникабельность, осознанность, высокий уровень толерантности, стремление к свободе, самовыражению и саморазвитию. Поколение Z проводит много времени в интернет-пространстве, обрабатывает и усваивает огромное количество информации. Возможностей самореализоваться у людей поколения Z больше, чем у предыдущих поколений, поскольку поколение Z мыслит шире, стараясь затронуть как можно больше аспектов. «Наше поколение, по-моему, стало более толерантным по отношению ко всем. Они стали терпимыми к другим расам, национальностям, сексуальной ориентации и т.д. Однако толерантность проникает в Россию поступательным движением, поэтому не могу сказать, что всё поколение стало толерантным» (респ. 5, муж., 17 лет). «Моё поколение уже может четко сказать, кем они видят себя в будущем, ставят себе цели и достигает их, при этом, не останавливаясь на достигнутом, двигаются вперед. Более амбициозные, целеустремленные, самостоятельные и не такие доверчивые» (респ. 15, жен., 17 лет). «Мое поколение быстро адаптируется ко многим новым вещам и местам. Мы достаточно общительные, открытые, толерантные, мультизадачные. Мы усваиваем новую информацию быстро» (респ. 4, жен., 17 лет). «Мое поколение коммуникабельно, меньше придерживается устоев и традиций общества, более легко подстраивается под изменения вокруг, усваивает информацию в совершенно разных видах, особо ценит права и свободы, самовыражение личности. Поколение Z идет против системы» (респ. 8, жен., 17 лет). «Моё поколение достаточно разное по своим характеристикам: одних можно описать как самоорганизо-ванных, стремящихся сделать лучше себя и мир вокруг, других же как безответственных и наплевательски относящихся к другим людям и их окружению, в том числе и материальному. Но и тем и другим присущи такие качества, как застенчивость вне интернет-среды, либо наоборот излишняя экспрессивность, желание много зарабатывать, либо обрести любовь и духовное спокойствие» (респ. 9, жен., 17 лет). 2. Блок «Взаимоотношения с родителями». Отношения с родителями - важный пункт в разговоре о поколении Z. Проблема «отцов и детей» существовала и будет существовать. Несмотря на свою непохожесть на другие поколения, поколение Z всё ещё имеет конфликты с родителями. Это обстоятельство можно объяснить разным восприятием реальности. Как было упомянуто выше, поколение Z думает «по-другому» - глубже и свободнее. Поколение Z не загоняет себя в определённые рамки, не имеет чётких границ между чёрным и белым. Родители поколения Z - представители других поколений, соответственно, их точки зрения будут разительно отличаться, что, так или иначе, приведёт к возникновению конфликтов. Тем не менее поколение Z стремиться воздействовать на предыдущие поколения, обучая их всему тому, чему учатся сами. Поколение Z любит делиться полученной информацией, а родители являются теми лицами, с кем они хотят разделить свои знания и показать им всё то, чему они научились. Это способствует скреплению разных поколений. Взаимоотношения в семье - важный фактор в становлении любого человека. Как и предыдущие поколения, поколение Z все еще имеет конфликты с родителями из-за разного восприятия реальности. Но оно стремится воздействовать на предыдущие поколения, обучая их всему тому, чему обучаются сами, что и способствует скреплению поколений. Поколение Z не любит стереотипность, консервативность, беспринципность старшего поколения, не принимает его у власти, так как они не знают, что нужно новому поколению. Молодое поколение ссылается не на опыт предков, а на опыт людей со схожими ценностями, свежим взглядом на мир. Результаты фокус-группового исследования: отношения с родителями в большинстве ровные, респонденты одной из причин конфликтов в семье называют разные взгляды на современные явления. Например, отношение разных поколений к гендерным особенностям личности: в отличие от детей поколения Z, отношение родителей к гендерному равенству более категорично. Еще одна причина конфликтов -стереотипы общества, например «выйти замуж обязательно». Следующая группа причин конфликтов связана с требованиями со стороны родителей выполнять домашние обязанности. Также отмечаются конфликты на почве раннего трудоустройства или совмещения учебы и работы. «Однако существует большая проблема неполных семей. Безусловно, это сказывается на подростках. Также родители не всегда понимают, как должны быть устроены отношения детей и родителей, поэтому доверительные отношения не выстраиваются. К сожалению, такие дети находят доверие вне семьи, воспитываются сверстниками или улицей, становятся теми самыми “гопниками” » (респ. 16, жен., 17 лет). «Я считаю, что в большинстве случаев в семьях присутствует поддержка и нет сильного конфликта “отцов и детей”. Да, родители по-другому воспринимают вещи, но дети уже не слушают старших так внимательно и берут ответственность в свои руки. Родители в свою очередь не мешают ребенку. Поколение Z принимает важные жизненные решения, исходя из своих чувств и желаний» (респ. 5, жен., 17 лет). «Мое поколение ссылается в основном не на опыт предков и высказывания старшего поколения, например родителей, как нечто абсолютно верное, мое поколение отдаст предпочтение людям со схожими ценностями и идеями, свежим взглядом на мир, несмотря на статус человека (будь то знаменитый психолог или блогер)» (респ. 24, муж., 17 лет). 3. Блок «Досуговая деятельность поколения Z». Досуг поколения Z - интересная часть их характеристики. Поколение Z растёт в информационном обществе, что приводит к тому, что практически весь досуг этого поколения проходит в интернет-сообществах. Интернет открывает поколению Z огромное пространство для развития навыков. Поколение Z использует интернет не только для просмотра сериалов, фильмов, мультфильмов, развлекательных видео и игр, но и для саморазвития. Поколение Z читает статьи и посты на интернет-площадках, смотрит обучающие видео, проходит образовательные курсы, общается со сверстниками на разные темы, обсуждая политику и социальные проблемы. Большая часть досугового времени поколения Z уходит именно на саморазвитие и общение. Продолжая тему общения, затронем тему сетевых коммуникаций в сообществах. Интернет позволил поколению Z быстро и просто заводить новые знакомства, т.е. существенно облегчил коммуникации. Поколение Z имеет ряд особенностей в сетевых коммуникациях: их сообщения короткие, но информативные; нередко используются голосовые сообщения вместо печатных. Тем не менее сетевые коммуникации не обходятся и без негативных сторон. К примеру, среди поколения Z распространён интернет-буллинг. Так как поколение Z не имеет чётко обозначенных границ, его представители часто бывают неаккуратны в своих высказываниях, чувствуя некоторую безнаказанность (от наличия у них свободы слова). «Досуг представители моего поколения проводят, занимаясь саморазвитием, поиском себя и своего предназначения, чего они хотят в этой жизни и как это получить. Читают книги, смотрят видеоролики, соответствующие интересующими их темам, слушают подкасты. Также многие работают, а еще больше тех, кто и учится, и работает, становясь более самостоятельными, выносливыми и подготовленными к взрослой жизни» (респ. 32, жен., 17 лет). «Современное поколение достаточно разнообразно в своих интересах. Стоит отметить, что поколение интересуется многими психологическими темами: свобоДа личности, самовыражение, “токсичные” отношения, личностный рост и так далее. В интернете существует множество курсов, гайдов и просто полезных страничек на подобные темы. Соответственно поколение духовно развивается» (респ. 3, жен., 17 лет). «Государство делает многое для развития интереса к спорту у молодежи. Культ здорового образа жизни - оДна из тенДенций современности. Но не всех так сильно интересует ЗОЖ, как современные технологии, которые ушли Далеко впереД, развиваясь семимильными шагами. Действительно, Данное русло набирает стремительную популярность» (респ. 24, муж., 17 лет). 4. Блок «Коммуникации в сетевых сообществах». Поколение Z относит себя к поколению, интегрированному в виртуальное пространство. По мнению респондентов, 24 ч в сутки они проводят с телефоном в руках. «Сетевая коммуникация среДи молоДёжи нашего поколения развита очень активно. Наше поколение уже с 7-12 лет сиДит в социальных сетях, слеДовательно, общение становится непрекращае-мым» (респ. 1., жен., 17 лет). Мнения по поводу общения в социальных сетях довольно сильно разнятся. Одни считают, что такой вид коммуникаций вредит обществу, вызывает интернет-буллинг, который негативно влияет на психику человека. Также сторонники этой точки зрения считают, что интернет-общение не сравнится с живыми прогулками и встречами с близкими. Другие видят такие достоинства социальных сетей, как скорость передачи информации, возможность поддержки и помощи нуждающимся на расстоянии, развитие коммуникативных способностей и т.д. Сторонники позитивного отношения к общению в социальных сетях не видят препятствий тому, чтобы люди реже виделись и общались вживую. Многие считают, что появление социальных сетей сильно сказалось на современном обществе. С их появлением появилось много преимуществ: удобно общаться с другом на расстоянии в любое время и в любом месте; общение с несколькими людьми одновременно; быстрая передача огромного потока информации другим людям (это означает, что поколение Z очень коммуникабельно); кто-то считает, что, печатая, выражать мысли гораздо проще; социальные сети облегчают коммуникацию. Тем не менее сетевые коммуникации не обходятся и без негативных сторон. Среди поколения Z распространен интернет-буллинг. Никакие технологии не смогут заменить настоящего человеческого общения, они
Ahmadullin I., Fatkhullina L. Virtual And Immortal Human Or Sunset the Homo Sapiens Civilization // European Proceedings of Social and Be havioural Sciences. 2021. P. 556-561. doi: 10.15405/epsbs.2021.05.02.67
Шамис Е. Архетипы поколений и времена года. URL: http:rugenerations.su2010 02 23 архетипы-поколений-и-времена-года (дата обра щения: 28.12.2021).
Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. № 6. С. 42-46.
Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 96-105.
Зинурова Р.И. Формирование «сетевого сознания» поколения Z в виртуальном пространстве // Управление устойчивым развитием. 2021. № 4. С. 48-53.
Селезнева А.В., Антонов Д.Е. Ценностные основания гражданского самосознания российской молодежи // Вестник Томского государ ственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 227-241.
Мифы о «поколении Z» / Н.В. Богачева, Е.В. Сивак. М. : НИУ ВШЭ, 2019. 64 с.
Jones C., Ramanau R., Cross S., Healing G.Net generation or Digital Natives: Is there a distinct new generation entering university? // Computers and Education. 2010. № 54 (3). P. 722-732.
Alkalai Y., Chajut E. Changes over time in digital literacy // Cyberpsychology and Behavior. 2009. Vol. 12, Is. 6.
Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36-45.
Erstad O. Educating the Digital Generation - Exploring Media Literacy for the 21st Century // Nordic Journal of Digital Literacy. 2015. 30 Ok-tober. P. 85-102. doi: 10.18261/ISSN1891-943X-2015-Jubileumsnummer-07
Hatlevik O., Ottestad G., Skaug J., Klevstad V., Berge O. ITU Monitor 2009. URL: https://www.researchgate.net/publication/336770228_ITU_Monitor_2009_-_Skolens_digital_tilstand
Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М. : Перспектива, 2016. 166 с.
Ориентиры и ценности молодых россиян // ФОМ. URL: http://fom.ru/TSennosti/13083 (дата обращения: 28.12.2021).
Большунова Т.В. Ценностно-мотивационный аспект участия поколения «Z» в современном политическом процессе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2018. № 1. С. 63-67.
Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Продуктивная педагогика. 2015. № 8 (56). С. 2-9.
Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Фатхуллина Л.З., Алексеев С.А. Особенности формирования социальной активности и гражданской позиции у студенческой молодежи // Управление устойчивым развитием. 2018. № 3. С. 45-49.
Зинурова Р.И., Никитина Т.Н., Фатхуллина Л.З. Гражданский активизм в социологической интерпретации // Управление устойчивым развитием. 2022. № 1. С. 49-55.
30 фактов о современной молодежи (исследование Сбербанка и Validata). URL: http://www.sberbank.ru/common/ img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf (дата обращения: 28.12.2021)
Милехин А.В., Сидорина А.В. Поколенческий классификатор современного российского общества // Вестник университета. 2021. № 1. С. 156-163.
Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42).
Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Т. 5 «Личность и группа в условиях социальных изменений» / отв. ред. А.Л. Журавлев. М. : Институт психологии РАН, 2009. С. 110-112.
Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pokolenie-selfie-pyat-mifov-o-sovremennoj-molodezhi (дата обращения: 28.12.2021).
Гаврилова А.В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия, психология, педагогика. 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 58-63.
Милехин А.В., Сидорина А.В. Поколенческий классификатор современного российского общества // Вестник университета. 2021. № 1. С. 156-163.
Taipale S. Synchronicity matters: defining the characteristics of digital generations // Information Communication and Society. 2015. Vol. 19 (1). P. 80-94. doi: 10.1080/1369118X.2015.1093528
True Gen: Generation Z and its implications for companies // McKinsey & Company. URL: https://www.mckinsey.com/industries/consumer-packaged-goods/our-insights/true-gen-generation-z-and-its-implications-for-companies (дата обращения: 25.12.2021).
На пороге взрослой жизни и неопределенного будущего: что мы знаем о поколении Z на данный момент // Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/social-trends/2020/05/14/on-the-cusp-of-adulthood-and-facing-an-uncertain-future-what-we-know-about-gen-z-so-far-2/(дата обращения: 25.12.2021).
EY опубликовала опрос Gen Z, показывающий, что компании должны переосмыслить свой «План Z» // Ernst & Young. URL: https://www.ey.com/en_us/news/2021/11/ey-releases-gen-z-survey-revealing-businesses-must-rethink-their-plan-z (дата обращения: 12.01.2022).
Фонд Энни Э. Кейси. Поколение Z и образование (опубликовано 29 октября 2020 г.). URL: cf.org/blog/generation-z-and-education (дата обращения: 12.01.2022).
Никитина Т.Н., Шакирова А.Ю. Социально-политическая активность молодежи как фактор развития гражданского общества // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 1. С. 134-137.
Понимание гена Z // Morning Consult. URL: https://morningconsult.com/form/gen-z-report-download/(дата обращения 28.12.2021).