Научная социализация студента при подготовке к предметной олимпиаде | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. DOI: 10.17223/15617793/476/19

Научная социализация студента при подготовке к предметной олимпиаде

Анализируется проблема формирования мягких социальных навыков (soft-skills) выпускника вуза, таких как навыки командной работы, саморазвития, межличностного и межкультурного взаимодействия. Рассмотрен процесс научной социализации обучающихся как один из путей формирования soft-skills. Проведен анализ подготовки и участия курсантов военного вуза в олимпиадах по математике с точки зрения компетентностного подхода. Сделан вывод о научной социализации и самореализации участника предметной олимпиады через формирование универсальных компетенций.

Students' scientific socialization in the preparation for subject olympiads.pdf Введение Современное развитие общества предъявляет к выпускнику вуза новые требования. Долгое время считалось, что успех в профессиональной деятельности выпускника зависит от умений и навыков, которыми он владеет. Однако на сегодняшний день для компетентного специалиста уже недостаточно сфор-мированности жестких профессиональных навыков (hard-skills). Анализ исследования рынка труда показывает, что в настоящее время востребованными становятся мягкие социальные навыки выпускника (soft-skills), например, навыки командной работы, навыки саморазвития, высокие коммуникативные навыки, навыки межличностного и межкультурного взаимодействия. Soft-skills отражают потенциал умения учиться и необходимые для эффективного взаимодействия социальные навыки. Способность гибко реагировать на динамично изменяющиеся требования и условия профессиональной деятельности и решать задачи, связанные с профессиональным развитием, составляет понятие «адаптивность к карьере» (career adaptability), введенное М. Савискасом [1]. В структуре «адаптивность к карьере» выделяют четыре основных компонента: планирование собственного профессионального будущего (career concern), любопытство и ориентировка в требованиях профессии, профессиональные ожидания (career curiosity), контроль и организация собственной жизни в соответствии с требованиями профессионального будущего (career control), степень уверенности и оценка собственной способности справиться с вызовами профессиональной деятельности и профессионального сообщества (career confidence) [2]. Одним из путей формирования soft-skills у выпускника является научная социализация обучающегося через подготовку и участие в предметных олимпиадах различного уровня. Понятие «социализация» (от лат. socialis - общественный) в социальногуманитарных науках определяется как интеграция личности в существующую социальную систему в процессе усвоения и дальнейшего развития культурных норм и ценностей. По словам Т. Шибутани, «социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в социальных группах» [3. С. 397]. В процессе социализации человек усваивает и активно воспроизводит социальный опыт, а также овладевает навыками практической и теоретической деятельности, осваивает различные социальные роли и социально адаптируется в конкретной ситуации. В контексте непрерывного образования процесс социализации гарантирует личности социальную и профессиональную востребованность, определяемую в качестве базовых продуктов и показателей успешности и конкурентоспособности личности [4]. Научная социализация - это процесс познавательной деятельности через усвоение знаний, ценностей и норм. В работе В.А. Ахтямовой субъект «познающий», приобретая социальный опыт, адекватен обществу по трем факторам: во-первых, способен к различным видам деятельности; во-вторых, включен в систему концептуального общения и, в- третьих, является системообразующим фактором в функционировании различных общественных связей и отношений [5. С. 15]. Платформой для научной социализации обучаемого становится образовательная среда вуза, которая одновременно является и воспитательной средой, отвечающей за развитие личностного потенциала человека. Под воспитательной деятельностью в вузе понимается деятельность по управлению, поддержке и сопровождению процесса становления человека субъектом профессиональной культуры. Поэтому специфика профессионального воспитания состоит в оказании помощи в адаптации к изменению характера профессиональной деятельности, которая требует от человека освоения норм общества и профессии (социально-нормативный аспект), творческого саморазвития (индивидуально-смысловой аспект), профессионально-личностного самоутверждения (ценностно-деятельный аспект) [6. С. 25]. В настоящее время воспитательная деятельность в рамках образовательных программ в Российской Федерации регламентируется следующими нормативными документами: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р, Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В педагогической науке раскрыты различные аспекты воспитательной деятельности в вузе: концептуальные вопросы воспитательного процесса (И.А. Зимняя, З.Н. Калинина, Н.М. Борытко и др.), проблемы формирования личных качеств молодежи (П.И. Бабочкин, Т.З. Козлова, И.М., A.B. Фатов и др.), проблемы формирования воспитательной среды вуза (А. В. Гаврилин, Л. И. Новикова, М.А. Горшкова и др.), вопросы адаптации к образовательному процессу (Г.И. Аксенова, С.Ю. Лачинов и др.). Кроме этого, в педагогических исследованиях рассматривается и воспитательный аспект научной социализации в системе высшего образования: психолого-педагогические особенности научно-исследовательских качеств будущего специалиста (Л.Ф. Авдеева, С.П. Арсенова, Е.И. Барчук и др.), разработка системы привлечения студентов к исследовательской деятельности (В.Н. Намазов, Л.М. Скворцов и др.). Проблема и цели исследования Среди различных форм воспитательной деятельности в образовательном учреждении, способствующих развитию и научной социализации студента, особое место занимают предметные олимпиады - интеллектуальные творческие мероприятия конкурсного характера, демонстрирующие знания, умения и практические навыки по учебным дисциплинам. Системе олимпиадного движения в вузах посвящены работы О.Ю. Корсуновой, А.И. Попова, Н.П. Пучкова и др. Однако, несмотря на обсуждение данного вопроса в научно-педагогической литературе, на наш взгляд, недостаточно отражено влияние участия студентов в олимпиадном движении на их интеграцию в научноисследовательскую деятельность. Цель данного исследования - показать взаимосвязь между участием студентов в олимпиадах по математике и их научной социализацией. Предполагается, что участие студентов в олимпиадах способствует процессу саморазвития и дальнейшей интеграции в профессиональную научно-исследовательскую среду. Актуальность данной работы обусловлена требованиями современного общества к выпускнику вуза, направленными на формирование мягких компетенций (soft-skills) посредством научной социализации обучаемых. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам организации подготовки к предметной олимпиаде; изучение регламентов олимпиад; обобщение опыта участия в олимпиадах различного уровня; эмпирические методы исследования. Методология данного исследования базируется на деятельностном подходе. Результаты исследования Опытно-экспериментальной базой исследования процесса научной социализации обучающихся выступал Омский автобронетанковый инженерный институт (ОАБИИ). Исследование проводилось в 2017/21 учебных годах на базе кафедры физикоматематических дисциплин. В исследовании приняли участие более 60 курсантов 1-4-х курсов, в том числе иностранные военнослужащие, проходящие обучение в ОАБИИ. Основной акцент сделан на подготовке к всеармейскому этапу Международной олимпиады курсантов военных образовательных организаций высшего образования по математике. Рассмотрим научную социализацию студентов в процессе подготовки к предметной олимпиаде путем формирования следующих универсальных компетенций. УК-1 Системное и критическое мышление: способность осуществлять поиск, критический анализ информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Процесс подготовки к предметной олимпиаде является достаточно трудоемким для всех участников данного процесса. С позиции преподавателя процесс подготовки к занятиям с членами команды требует высокого профессионального мастерства и поиска новых методических приемов, а также разработки заданий и системы критериев их оценивания [7]. C позиции обучающихся решение олимпиадных задач требует от курсанта глубоких фундаментальных знаний предмета, понимания взаимосвязей понятий и методов из разных разделов математики, оригинального логического и пространственного мышления, креативного подхода к процессу решения. Для развития творческого критического мышления большое значение имеет объем знаний по исследуемой теме, поэтому начальный этап подготовки должен быть нацелен на активизацию и систематизацию знаний по изучаемому разделу математики. На данном этапе подготовки важна ориентированность образовательного процесса на личность обучаемого для формирования благоприятных условий для его саморазвития, а также на усвоение им способов решения той или иной задачи и автоматизацию основных методов и алгоритмов при решении стандартных задач, на выявление степени достижения поставленной цели. Далее в процессе подготовки рассматривались нестандартные схемы и приемы, опирающиеся на уже изученные методы. При этом решение задачи в процессе подготовки - это средство обучения, а не самоцель. Обсуждение найденного решения, поиск другого способа решения, закрепление методов и приемов решения - это возможность усвоить математические приемы, накопить опыт решения нестандартных задач, сформировать умение на олимпиаде творчески применить полученные знания. Здесь немаловажную роль играет поддержка субъектных креативных способностей студента, формирование и развитие умений творческой самостоятельной работы. Еще один из способов научиться решать нестандартные задачи - это конструирование задач. Умение составлять нестандартные задачи свидетельствует о культуре мышления и хорошо развитых математических способностях. В психологии творчества существует множество подходов к выделению этапов творческого процесса [8. С. 45]. Процесс организации подготовки курсантов опирался на использование идеи Г. Уоллеса в части выделения и проработки этапов творческого мышления: подготовка, инкубация, озарение, проверка. В процессе подготовки к олимпиаде целесообразно формировать у обучаемых умение осознанно управлять своими действиями, опираясь на стадии творческого критического мышления с учетом своих индивидуальных способностей. УК-2 Разработка и реализация проектов: способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. На этапе подготовки к предметной олимпиаде приоритетным является формирование у обучающихся умения находить различные способы решения проблемы, сравнивать возможные варианты действий, принимать оптимальные решения в условиях множественного выбора. Значительным потенциалом для развития гибкости мышления, необходимой при выборе оптимального способа решения, обладают задачи, удовлетворяющие критериям дивергентности. Ди-вергентность задачи подразумевает различные интерпретации заданных в условии объектов; различные способы решения задачи; неоднозначность, вариативность условия задачи; несколько правильных ответов. Дивергентные задачи по математике направлены на достижение следующих целей [9]: - демонстрация межпредметных связей между различными разделами математики; - обобщение и систематизация знаний, выявление взаимосвязей между теоретическими фактами; - выявление сущности определенных методов решения, оценка их отличительных особенностей при применении к конкретной задаче; - выбор рационального, изящного решения и наглядный показ неоптимального решения, а также нахождение ошибок в рассуждениях; - формирование уверенности обучаемого справиться с задачей в случае затруднения с помощью выбора другого способа решения; - развитие исследовательской интуиции; - формирование способности отделять сущность явлений от формы их представления. Решение дивергентных задач формирует навыки поиска рационального подхода к любой жизненной или профессиональной ситуации. Сформированная способность смотреть на один и тот же объект с разных сторон не погружает в дискомфортную ситуацию при наличии избыточных данных в условии задачи. УК-3 Командная работа и лидерство: способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. Одним из факторов успешного участия в предметной олимпиаде является создание в вузе олимпиадной креативной среды. Под олимпиадной креативной образовательной средой будем понимать совокупность участников образовательного процесса, строящих свою деятельность в условиях интеграции обучения в команде и обучения в соревновании и нацеленности на достижение творческих, созидательных результатов [10. С. 23]. Профессиональное общение в процессе подготовки к олимпиаде, в ходе которого студенты обсуждают различные подходы к решению той или иной задачи, обмениваются опытом участия в олимпиадах различного уровня, формируют такие навыки командной работы, как умение аргументировано отстаивать свое мнение, способность слышать и соглашаться с аргументами собеседника и т.п. Работа в команде помогает формировать организаторские компетенции: умение принимать решения, организовывать свою работу, умение брать ответственность на себя; социальноличностные компетенции: умение справляться со стрессовыми ситуациями в условиях ограниченного времени и неопределенности, готовность к саморазвитию. Командная работа позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские качества студентов, прививает навыки коллективного творчества, когда каждый участник работает на общий результат. В олимпиадной креативной среде между всеми участниками процесса создаётся особая атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, так как данный вид деятельности предполагает как со стороны студента, так и преподавателя увлеченность предметом, нацеленность на творческое саморазвитие. Немаловажную роль для достижения высоких результатов играет отбор и формирование команды для участия в той или иной олимпиаде, так как при одном и том же уровне подготовки курсанты показывают разные результаты относительно друг друга на разных олимпиадах [11]. Это обусловлено формой проведения олимпиады, курсом обучения участников, уровнем сложности предложенных конкурсных заданий, критериями начисления баллов за представленное решение. В этой связи состав участников команды необходимо варьировать в зависимости от индивидуально-психологические особенностей и характерологических черт. Олимпиадная креативная творческая среда является благодатной почвой для развития лидерских качеств участников соревновательного процесса. Как правило, лидер в команде - это старшекурсник с большим опытом участия в предметных олимпиадах. Лидер, с одной стороны, получает положительную оценку со стороны членов группы, а с другой - развивает в себе лидерские способности. В работе П. Се-корда и К. Бакмана сделаны выводы, что положительный опыт лидерства в значительной степени мотивирует его на сохранение занимаемой позиции, в то время как успех лидера способствует снижению индивидуальной активности каждого члена команды [12]. В рассматриваемой ситуации олимпиадной студенческой среды этого не происходит, так как лидер в команде все время меняется и у каждого члена команды есть возможность проявить себя в этом качестве. УК-4 Коммуникация: способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах). Участие в олимпиадах по математике, как правило, предполагает не только решение задач, но и его грамотное оформление, при этом получение правильного ответа не гарантирует участнику максимальный балл. Для грамотного оформления решения задачи участник должен обладать высокой математической культурой и культурой русского языка, логическим мышлением, навыками корректного употребления математических понятий и символов для выражения различных количественных и качественных отношений. Например, на всеармейском этапе Международной олимпиады курсантов военных образовательных организаций высшего образования на решение и оформление одной задачи отводится в среднем 45 минут. Поэтому при подготовке к олимпиадам большое внимание уделяется строгой математической формализации задач и проверке полученного решения согласно установленным критериям. Письменное оформление решения задачи развивает умение представлять математические утверждения и их доказательства, задачи и их решения ясно и точно в терминах, понятных для профессиональной аудитории, как в письменной, так и устной форме. При этом у обучаемых формируются навыки анализа речевых конструкций, деления документа на логические части, использования профессиональной терминологии в устной и письменной речи. УК-5 Межкультурное взаимодействие: способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте. Совместная деятельность в ходе олимпиады обеспечивает содержательное взаимодействие между руководителем команды и курсантами, способствует передаче и закреплению социального опыта, формирует умение использовать силу слабых связей [13]. Участвуя в различных предметных олимпиадах, курсанты имеют возможность общения с увлечёнными людьми (как студентами и курсантами, так и преподавателями), а при участии в международном этапе олимпиады курсантов военных образовательных организаций высшего образования происходит общение с курсантами из других государств СНГ. Вузы - организаторы всеармейского этапа олимпиад в свободное время между турами олимпиады проводят культурно-досуговые мероприятия, направленные на патриотическое, эстетическое, физическое воспитание курсантов. Познавательные экскурсии формируют бережное отношение к истории Отечества и культурным наследиям различных городов нашей страны, знакомят курсантов с традициями и обычаями русского народа, воспитывают чувство патриотизма и гордости за свой народ и свою Родину. Например, в городе-герое Смоленске курсантам провели обзорную экскурсию по городу, они посетили мемориальный комплекс «Катынь», Успенский кафедральный собор. На торжественном закрытии международной олимпиады вуз-организатор проводит праздничный концерт с участием представителей разных стран и фотографирование участников олимпиады. В результате такого общения формируется уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, умение конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей. УК-6 Самоорганизация и саморазвитие: способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Решение любых нестандартных задач, требующих творческого подхода, связано с механизмом внутренней мотивации, самоорганизацией и саморазвитием личности. Процесс решения олимпиадной задачи можно представить в виде следующей схемы: задача -стресс- анализ задачи - фундаментальные знания -формализация - решение - релаксация. Переломной точкой успешного решения задачи является стресс, преодоление которого требует от участника олимпиады высокой степени самоорганизации. Самоорганизация представляет собой процесс сознательной деятельности личности, направленный на управление собой с целью достижения поставленных целей [14]. Участник олимпиады должен уметь совладать со своими интеллектуальными эмоциями, чтобы найти оптимальное решение нестандартной задачи. Немаловажно для успешного выступления на олимпиаде и умение рационально распределять время между конкурсными задачами и собственные ресурсы. В процессе подготовки и участия в предметных олимпиадах у курсантов повышается уровень самоорганизации, что позволяет легче овладевать новыми методами решения задач, увереннее себя чувствовать в стрессовой ситуации, критически оценивать результаты своей работы, причем не только успехи, но и неудачи. Диагностика формирования универсальных компетенций участников олимпиад осуществлялась посредством наблюдения в процессе подготовки; опросов; анализа результатов олимпиад, участия в научноисследовательской деятельности вуза и дальнейшей профессиональной деятельности после выпуска. В таблице приведены результаты участия курсантов ОАБИИ в 2017-2021 г. в олимпиадах по математике. Из таблицы видно, что в региональных олимпиадах участники занимали призовые места как в личном, так и в командном первенстве. Участие курсантов ОАБИИ во всеармейском этапе Международной олимпиады курсантов военных образовательных организаций высшего образования и Открытой международной студенческой Интернет-олимпиаде тоже можно признать успешным. Таблица 1 Результаты участия курсантов ОАБИИ в олимпиадах по математике Название | Организатор | Результаты 2017 Всеармейский национальный этап Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования (г. Москва) Министерство обороны РФ Командное первенство: 8-е место Личное первенство: 3-е место в номинации «Комплексные числа» Межвузовская олимпиада по математике среди учащихся образовательных организаций высшего образования нематематических специальностей (г. Омск) Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет Командное первенство: 1-е место Личное первенство: 1-е место 2018 Всеармейский национальный этап международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования (г. Пенза) Министерство обороны РФ Командное первенство: 8-е место Личное первенство: 12-е место, 19-е место Межрегиональная межвузовская олимпиада по математике среди студентов и курсантов нематематических специальностей образовательных организаций высшего образования (г. Кострома) Военная академия РХБ защиты им. С.К . Тимошенко Личное первенство: 1-е, 2-е место Региональная студенческая олимпиада по математике (г . Омск) Министерство образования Омской области, Омский государственный технический университет Личное первенство: 1-е, 3-е место среди студентов технических вузов; диплом за самое оригинальное решение Межвузовская олимпиада по математике среди учащихся образовательных организаций высшего образования нематематических специальностей (г . Омск) Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет Командное первенство: 1-е место Личное первенство: 1, 2, 3-е место 2019 Всеармейский национальный этап международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования (г. Смоленск) Министерство обороны РФ Командное первенство: 21-е место Открытые международные студенческие интернет-олимпиады (г. Йошкар-Ола) ООО «Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования» Личное первенство: 8-е место во втором туре по РФ (1-е место в Сибирском федеральном округе) Межвузовская олимпиада по математике среди учащихся образовательных организаций высшего образования нематематических специальностей (г . Омск) Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет Командное первенство: 2-е место Личное первенство: 2-е, 3-е место Региональная студенческая олимпиада по математике (г . Омск) Министерство образования Омской области, Омский государственный технический университет Личное первенство: 1-е место среди студентов технических вузов 2020 Межрегиональная межвузовская олимпиада по математике среди студентов и курсантов нематематических специальностей образовательных организаций высшего образования (г. Кострома) Военная академия РХБ защиты им. С.К . Тимошенко Личное первенство: 1-е место Открытые международные студенческие интернет-олимпиады (г. Йошкар-Ола) ООО «Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования» Личное первенство: золотой призер 2021 Всеармейский национальный этап международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования (г. Балашиха) Министерство обороны РФ Командное первенство: 14-е место Во Всеармейской олимпиаде курсантов принимают участие все вузы Министерства обороны РФ, а также научные роты и некоторые гражданские вузы, в которых имеются военные кафедры. Количество команд-участников варьировалось от 35 до 45, при этом каждая команда состояла из четырех человек. В ин-тернет-олимпиаде по математике ежегодно принимают участие около 6 тыс. студентов 1-3-х курсов из более чем 150 вузов Российской Федерации, а также из Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана, Республики Узбекистан, Словении. Заключение Проведенный корреляционный анализ позволил установить зависимость между успешным участием курсантов в олимпиадах и их интегрированностью в научную деятельность. В качестве индикаторов интегрированности в профессиональную научную деятельность рассматривались такие показатели, как участие в НИР, различных профессиональных конкурсах, рационализаторские предложения, распределение после окончания вуза. Коэффициент корреляции рангов Спирмена (r = 0,74) показал значимую прямую корреляционную зависимость между рассматриваемыми факторами. Таким образом, олимпиадное движение в вузе способствует глубокому усвоению фундаментальных основ изучаемой дисциплины; формирует дивергентное мышление, опирающееся на врожденные способности, опыт творческой деятельности, любознательность и интерес; воспитывает готовность личности к самообразованию на основе внутренней мотивации и осознанной деятельности. Систематическое участие обучающихся в различных олимпиадах повышает эффективность образовательного процесса, мобилизует интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности участника. Курсанты - участники олимпиады, показавшие высокие результаты, имеют хорошие шансы при распределении попасть на службу в научноисследовательские институты и научные роты Вооруженных сил РФ. В настоящее время роль предметных олимпиад существенно изменилась. Кроме соревновательного аспекта олимпиады выполняют ряд воспитательных и научных функций, определяемых социальным заказом. Развитие современного общества предполагает, что будущий специалист способен действовать в условиях ограниченного времени и ресурсов, а также нести ответственность за принимаемые им решения. Предметные олимпиады становятся одним из механизмов научной социализации обучающихся.

Ключевые слова

soft-skills, научная социализация, профессиональное воспитание, универсальные компетенции, предметная олимпиада

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Болдовская Татьяна ЕрофеевнаОмский государственный университет им. Ф.М. Достоевскогоканд. техн. наук, доцент кафедры “Кибернетика”teb73@mail.ru
Девятерикова Марина ВладимировнаОмский государственный технический университетканд. физ.-мат. наук, доцент кафедры “Прикладная математика и фундаментальная информатика”devy_m@mail.ru
Раскина Ирина ИвановнаОмский государственный педагогический университет; Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулевад-р пед. наук, зав. кафедрой прикладной математики и информатики; профессор кафедры физико-математических дисциплинi_raskina@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Savickas M.L., Porfeli E.J. The Career Adapt-Abilities Scale: Construction, reliability, and measurement equivalence across 13 countries // Journal of Vocational Behavior. 2012. Vol. 80 (3). P. 661-673. doi: 10.1016/j.jvb.2012.01.011 (дата обращения: 20.06.2021).
Savickas M.L. Career adaptability: An integrative construct for life-span, life-space theory // The Career Development Quarterly. 1997. Vol. 45. P. 247-259. doi: 10.1002/j.2161-0045.1997.tb00469.x (дата обращения: 20.06.2021).
Шибутани Т. Социальная психология. М. : Высшее образование, 2002. 539 с.
Судьина Л.Н., Козырев Н.А., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах научного поиска и научно педагогического исследования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 6 (69). С. 253-269.
Ахтямова В.А. Социализация научной деятельности : автореф. дис.. канд. филос. наук. Чебоксары, 2009. 21 с.
Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе : учеб.-метод. пособие / науч. ред. Н.К. Сергеев. М. : АПКиПРО, 2005. 120 с.
Болдовская Т.Е., Девятерикова М.В. Методические особенности процесса подготовки к олимпиадам по математике в военном вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 164-170.
Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности: Серия «Мастера психологии». СПб. : Питер, 2009.
Крачковский С.М. О различных подходах к понятию дивергентной математической задачи // Образование и общество. 2015. № 5 (94). С. 44-48.
Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учебно-методическое пособие. Тамбов : Изд-во ТамГТУ, 2009. 180 с.
Болдовская Т.Е., Девятерикова М.В. Принципы отбора курсантов для участия в международных и региональных олимпиадах по математике // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2019. № 7. С. 54-58.
Secord P., Backman C. Social Psychology. New York, 1964.
Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10, № 4. С. 31-50.
Косарева С. А. Диагностика уровня самоорганизации студентов // Гуманизация образовательного пространства. Сборник научных статей по материалам Международного Форума. Саратов, 2020. С. 61-67.
 Научная социализация студента при подготовке к предметной олимпиаде | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. DOI: 10.17223/15617793/476/19

Научная социализация студента при подготовке к предметной олимпиаде | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. DOI: 10.17223/15617793/476/19