Методика оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров на этапе начальной спортивной специализации | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. DOI: 10.17223/15617793/476/20

Методика оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров на этапе начальной спортивной специализации

Представлена методика оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров на этапе начальной спортивной специализации, разработанная с учетом их возрастных особенностей, периода спортивной подготовки, потребностей вида спорта. Данная методика включает комплекс тестовых заданий, процедуру их применения и интерпретацию результатов. Описан ход исследовательской работы по проверке результативности данной методики и сделан вывод о возможности ее применения в спортивной практике.

Methods of assessing the development of special stamina in female sprinters during the initial sports specialization.pdf Введение. В спринте достижение высоких спортивных результатов в основном зависит от уровня специальной подготовленности легкоатлетов, в частности, от уровня развития специальной выносливости. Специальная выносливость - это способность противостоять утомлению в условиях специфической тренировочной и соревновательной деятельности при максимальной мобилизации функциональных возможностей [1]. Различают скоростную, скоростносиловую, силовую, координационно-двигательную и другие виды специальной выносливости. Уровень развития специальной выносливости легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, зависит от их максимальных скоростных возможностей, скоростно-силовых способностей, силовой выносливости, экономичности и устойчивости техники. Анализ научно-методической литературы позволяет говорить о широком освещении в ней вопросов развития специальной выносливости бегунов на короткие дистанции. Специалисты выделяют и классифицируют методы и средства развития различных видов специальной выносливости, описывают варианты и условия их эффективного применения на тренировках [2-4]. Однако в настоящее время имеется дефицит работ, посвященных оценки степени реализации специальной выносливости бегунов в условиях, максимально приближенных к соревновательным. При этом большинство показателей, используемых специалистами для данной оценки, отражают лишь преимущественное развитие тех или иных способностей и далеко не всегда в необходимой степени полно раскрывают целостную структуру специальной подготовленности спринтеров [5]. Это затрудняет выявление причин, лимитирующих дальнейший рост результатов. Противоречие между необходимостью роста спортивных результатов в легкоатлетическом спринте на этапе начальной спортивной специализации и слабой разработанностью вопросов оценки специальной выносливости спринтеров в условиях соревновательного упражнения позволило сформулировать проблему исследования: «Какова методика оценки специальной выносливости спринтеров, занимающихся легкой атлетикой на этапе начальной спортивной специализации?» и определить цель исследования - разработать методику оценки специальной выносливости легкоатлеток 12-14 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции, и определить результативность ее применения. Гипотеза исследования состояла в том, что контроль за развитием специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров этапа начальной спортивной специализации станет более информативным и индивидуализированным, если методика оценки развития данной выносливости, наряду с батареей общепризнанных тестов, прописанных в Федеральном стандарте по спортивной подготовке вида спорта легкая атлетика, дополнительно будет включать тест «Бег 150 м отрезками: 0-30 м, 30-90 м, 90-150 м». Методы и материалы исследования. Исследование проводилось на базе МБУДО «Дворец спорта для детей и юношества» пос.Чунский Иркутской области. В нем участвовало 15 девочек 12-14 лет, занимающихся легкой атлетикой на начальном этапе спортивной специализации. Для достижения цели исследования были применены методы анализа и обобщения научно-методической и специальной литературы, педагогического тестирования, сравнения, методы математической статистики. Анализ и обобщение научно-методических источников позволил, во-первых, выявить особенности развития специальной выносливости у легкоатлеток 1214 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Это пубертатный период и связанное с ним ускорение в развитии двигательных способностей, в частности, статической, динамической силовой и скоростной выносливости, т.е. в данный возрастной период у девушек создаются благоприятные условия для развития специальной выносливости. Во-вторых, теоретически обосновать и разработать методику оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров 12-14 лет. В основу обоснования методики легли следующие положения: о недостаточности проведения общепринятых тестов для выявления причин, лимитирующих развитие специальной выносливости и тормозящих спортивные результаты; о различных проявлениях специальной выносливости на участках дистанции 0-30 м, 30-90 м и 90-150 м; о возможности индивидуализации развития специальной выносливости в зависимости от того, на каких отрезках дистанции снижается скорость. Педагогическое тестирование заключалось в применении тестовых заданий - физических упражнений в строго заданных и одинаковых для всех участников исследования условиях. Спортсменки в начале и по окончании исследовательской работы выполняли следующие тесты: «Бег 30 м с ходу», «Бег 60 м с высокого старта», «Бег 150 м с высокого старта». «Бег 150 м отрезками 30 м, 30-90 м, 90-150 м». Метод сравнения использовался для сопоставления участников исследования по признаку принадлежности к одному из выделенных «коридоров» (табл. 1). Определялась доля спортсменок (от общего количества в группе исследуемых участников), результаты которых соответствовали диапазону величин «коридора 1», «коридора 2» и «коридора 3». Данной процедуре предшествовало определение диапазонов величин в «коридорах». При этом мы исходили из того, что: - показатели нижней границы «коридора 1» («удовлетворительно») соответствовали минимальному значению результатов для зачисления в группы на этап начальной подготовки, указанному в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика; - показатели верхней границы «коридора 2» («хорошо») соответствовали минимальному значению результатов для зачисления в группы на тренировочный этап подготовки (см. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика);- значения результатов, которые выше «коридора 2», соответствовали показателям границ «коридора 3» («отлично»); - следует использовать равномерную шкалу распределения между «коридорами». Таблица 1 «Коридоры» распределения результатов развития специальной выносливости исследуемых девушек-спринтеров Тест «Коридоры» 1 (удовлетворительно) 2 (хорошо) 3 (отлично) Бег 60 м с высокого старта, с 10,3-10,1 10,0-9,9 9,8 и меньше Бег 150 м с высокого старта, с 27,8 27,7 27,6 и меньше Бег 30 м с ходу, с 4,1 3,9-3,8 3,7 и меньше Для обработки полученных в ходе исследования данных с помощью методов математической статистики вычислялись среднее арифметическое, среднеквадратическое отклонения, ошибка среднего арифметического, T-критерий Уилкоксона. Результаты и их обсуждение. Оценка развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров на начальном этапе спортивной специализации осуществляется на тренировках в ходе предварительного, оперативного и итогового контроля. Предварительный контроль проводится для оценки начального уровня развития специальной выносливости, ориентирован на уточнение задач, подбор адекватных средств и методов развития данных способностей. Оперативный контроль применяется для регулирования нагрузки на тренировочном занятии, итоговый контроль - для выявления положительных и отрицательных сторон в ее развитии, для постановки новых задач спортивной подготовки [6]. В рамках перечисленных видов контроля для оценки специальной выносливости спринтеров традиционно используется комплекс тестовых упражнений, прописанных в Федеральном стандарте по спортивной подготовке вида спорта легкая атлетика (табл. 2). Таблица 2 Тестовые упражнения на развитие специальной выносливости и направленность их применения Тест Направленность применения Бег с ходу на 30 м Определение максимально доступной скорости бега (оценка реализации скоростных возможностей осуществляется по отношению средней соревновательной скорости на дистанции к величине максимальной скорости) Бег 60 м с высокого старта Определение скоростной выносливости и средней скорости на соревновательной дистанции (60 м - на этапе начальной спортивной специализации, 100 м - на этапе спортивного совершенствования) Бег 150 м с видеорегистрацией техники Определение устойчивости и экономичности техники на старте и по дистанции Бег 30 м с низкого старта Определение уровня развития скоростно-силовых способностей Прыжок в длину с места Исходя из данных, представленных в табл. 2, можно сделать вывод, что рекомендуемые Федеральным стандартом и традиционно используемые в практике легкой атлетики тесты позволяют определять различные стороны проявления специальной выносливости. Однако очевидно, что с их помощью не представляется возможным в достаточной степени точно определить причины, лимитирующие развитие уровня специальной выносливости и тормозящие спортивные результаты в легкоатлетическом спринте. В этой связи авторами статьи разработана методика оценки развития специальной выносливости, суть которой заключается в том, что в рамках оперативного контроля в тренировочном процессе девушек-спринтеров 12-14 лет наряду с общепринятыми тестами используется тест «Бег 150 м отрезками: 030 м, 30-90 м, 90-150 м». С помощью данного теста тренер фиксирует скорость прохождения спортсменом каждого отрезка дистанции 150 м и определяет наиболее «западающие» в плане скорости отрезки. В зависимости от того, на каком участке дистанции снижается скорость, можно понять, какой работы в тренировочном процессе недостаточно, на чем необходимо сделать акцент. Так, снижение скорости на отрезке пробегания дистанции 0-30 м говорит о необходимости «сделать акцент» на развитии скоростносиловой выносливости, на отрезке 30-90 м - алактат-но-анаэробной выносливости, 90-150м - алактатно-лактатной анаэробной выносливости. На основе полученной информации подбираются средства, методы и методические приемы развития специальной выносливости. Отрезок 0-30 м дает информацию о том, как спортсмен использует скоростно-силовые качества в стартовом разгоне, как быстро набирает скорость. Низкая скорость на данном отрезке говорит о необходимости развивать «взрывную силу» и совершенствовать стартовый разгон. Для этого рекомендуется использовать бег с ходу, разнообразные прыжки, бег в усложненных условиях (в гору, с отягощением, сопротивлением партнера), броски набивного мяча и др. Упражнения должны быть относительно простыми, чтобы была возможность выполнять их с околопредельной (70-80%) и предельной скоростью (100%). Работа с предельной скоростью должна сочетаться с работой на умеренных и максимальных скоростях на развитие межмышечной координации. Для развития быстроты реакции применяются разнообразные упражнения в максимальном темпе под звуковой сигнал, имитирующие отдельные моменты спринтерского бега (работа рук, бег на месте в упоре и др.), а также различные подвижные и спортивные игры, включающие быстрый кратковременный бег, прыжки, метания. Все упражнения должны выполняться в анаэробных условиях. Интервал отдыха между упражнениями должен составлять от 30 с до 1 мин, а между сериями - от 3 до 3,5 мин. Для совершенствования старта и стартового разгона очень важную роль играют скоростно-силовые качества мышц разгибателей ног и туловища; используются прыжки и упражнения с различными отягощениями. Отрезок 30-90 м позволяет оценить проявление скоростной выносливости на дистанции. Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма с алактатной и лактатной фазами. Основным внешним показателем скоростной выносливости является время, на протяжении которого удается поддерживать заданную скорость, темп движений или соотношение скоростей, достигаемых на частях дистанции. В течение первых 10 с работы максимальной интенсивности имеет место гликолиз. Для развития скоростной выносливости используются упражнения продолжительностью от 6 до 15 с повторным методом с максимальной интенсивностью (90-95%). Такие упражнения выполняются сериями по 3-5 раз в зависимости от длины дистанции. Это могут быть старты и пробежки до 80 м. Повторные пробежки выполняются с интервалами отдыха 2-4 мин так, чтобы к началу пробежки частота пульса составляла не более 120 уд/мин. Отрезок 90-150 м поможет оценить способность спортсмена поддерживать скорость и противостоять утомлению из-за накопления молочной кислоты в мышцах. По истечении 10-15 с в работу вступает анаэробный гликолиз, за счет которого в мышечной ткани содержание молочной кислоты (лактата) возрастает в 5 раз, что является причиной ощущения тяжести в мышцах. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных способностей, -это темповой бег, интервальный бег, бег на дистанцию длиннее соревновательной, «фартлек», продолжительность работы 30-60 с, субмаксимальная интенсивность 85-90%, отдых между пробежками 30-60 с. Преимущественно используется интервальный метод. Определить уровень специальной выносливости можно по разнице времени преодоления первого (3090 м) и второго (90-150 м) отрезков; чем меньше разница между результатами, тем лучше скоростная выносливость. Спринтеры, имеющие высокие показатели скоростной выносливости, достигают улучшения результатов в основном за счет развития максимальных скоростных возможностей. Те, у которых низкие показатели скоростной выносливости, достигают улучшения результатов за счет использования более длинных отрезков, чем соревновательная дистанция. В этой связи легкоатлеткам, у которых результат по дистанции на отрезках 30-90 м и 90-150 м практически не меняется, рекомендуется тренироваться с акцентом на развитие максимальных скоростных возможностях (анаэробно-алактатная зона). Спортсменкам, у которых результат по дистанции на отрезке 90150 м значительно ухудшается в сравнении с отрезком 30-90 м, предлагается тренироваться преимущественно в анаэробно-гликолитической зоне с использованием более длинных отрезков. Так, если скорость заметно снижается на второй половине дистанции, необходимо сделать акцент на преодоление отрезков длиннее соревновательной дистанции, а если результат сравнительно одинаковый на отрезках дистанции, нужно сделать акцент на развитие максимально скоростных возможностей и т.п. Проверка результативности представленной методики происходила в естественных условиях тренировочного процесса. Результаты, полученные с помощью применения общепринятых тестов «Бег 30 м с ходу», «Бег 60 м с высокого старта», «Бег 150 м с высокого старта» на момент начала исследовательской работы, были сопоставлены со значениями диапазонов «коридоров» распределения (рис. 1). Сопоставление и анализ результатов тестирования, полученных в результате проведения тестов «Бег 30 м с ходу», «Бег 60 м с высокого старта», «Бег 150 м с высокого старта», со значениями диапазонов «коридоров» распределения позволило говорить, что на момент начала исследовательской работы: - развитие скоростных способностей в группе легкоатлеток в целом находится на удовлетворительном уровне: доля спортсменок, имеющих уровень «удовлетворительно», составляет 67% от общего количества исследуемых, «хорошо» - 20%, «отлично» - 13%, что говорит о наличии «резерва» для развития скоростных способностей у большинства участников в группе; - развитие скоростно-силовых способностей в группе исследуемых легкоатлеток в целом находится на уровне, приближенном к «хорошему»: доля спортсменок, имеющих уровень «удовлетворительно», составляет 47%, «хорошо» - 47%, «отлично» -6% соответственно, данная способность у легкоатлеток-спринтеров имеет определенный потенциал для развития; - развитие скоростной выносливости в группе исследуемых легкоатлеток в целом находится на удовлетворительном уровне: доля спортсменок, имеющих уровень «удовлетворительно», составляет 47%, «хорошо» - 27%, «отлично» - 26%, что говорит о необходимости повышения скоростной выносливости. ■ удовлетврительно ■ хорошо ■ отлично Рис. 1. Сопоставление результатов тестирования участников, полученных в ходе применения общепризнанных тестов со значениями диапазонов «коридоров распределения» на момент начала исследовательской работы Кроме того, выявлено, что в начале исследования у спортсменок индекс скоростных возможностей равен 0,79, т.е. находится на достаточно хорошем уровне. Таким образом, данные, полученные в результате тестирования на основе использования общепринятых тестовых заданий, позволили определить состояние различных сторон специальной выносливости в группе исследуемых легкоатлеток-спринтеров и на этой основе сделать выводы о наличии «резерва» для повышения специальной выносливости и необходимости проведения работы в направлении «западающих» способностей. На момент начала исследовательской работы с помощью применения теста «Бег 150 м отрезками: 0-30 м, 30-90 м, 90-150 м» были получены результаты, позволяющие дополнить информацию о состоянии специальной выносливости участников исследования, и на основании этого скорректировать и индивидуализировать их тренировочный процесс (табл. 3). Таблица 3 Результаты теста «Бег 150 м отрезками: 0-30 м, 30-90 м, 90-150 м», полученные в начале и по окончании исследовательской работы Участни ики Отрезки 0-30 м 30-90 м 90-150м 150 м Разница 30-90 м и 90-150 м начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец М ± m 4,91 ± 0,2 4,85 ± 0,8 11,26 ± 0,2 11,10 ± 0,2 11,67 ± 0,3 11,55±0,2 27,77 ± 0,2 27,53 ± 0,2 0,47 ± 0,5 0,39 ± 0,3 При рост 1,5% 1,4% 0,5% 1% 9% Тэмп 28 25 6 1 30 Ткр 30 Р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 Сопоставление и анализ результатов тестирования, полученных в результате проведения дополнительного теста на момент начала исследовательской работы, позволили определить спортсменок, у которых результат по дистанции на отрезках 30-90 м и 90-150 м практически не менялся (разница во времени прохождения отрезков 30-90 м и 90-150 м - от 0 до 0,4 с). Эти участники во время проведения исследований тренировались с акцентом на развитие максимальных скоростные возможности (анаэробно-алактатная зона). Также были выявлены спортсменки, результат которых по дистанции на отрезке 90-150 м значительно ухудшился в сравнении с отрезком 30-90 м (разница во времени прохождения отрезков 30-90 м и 90-150 м -от 0,4 и выше). Данная группа участников во время исследования тренировалась преимущественно в анаэробно-гликолитической зоне с использованием более длинных отрезков в рамках предложенной программы тренировок. В целом легкоатлетки в период проведения исследования придерживались программы тренировки спринтеров Н.И. Волкова [1], которая включает в себя нагрузки анаэробно-алактатного и лактатного воздействия и содержит локальную и интегральную подготовку. Кроме того, в тренировочный процесс были внесены различные упражнения силового и скоростносилового характера, специальные беговые упражнения. По окончании исследовательской работы проведен сравнительный анализ изменений показателей специальной выносливости участников, полученных в ходе выполнения общепринятых тестовых заданий и в тесте «Бег 150 м отрезками: 0-30 м, 30-90 м, 90150 м». Сопоставление результатов тестирования участников, полученных в ходе применения общепризнанных тестов, со значениями диапазонов «коридоров» распределения по окончании исследовательской работы представлены на рис. 2. удовлетврительно ■ хорошо ■ отлично Рис. 2. Сопоставление результатов тестирования участников, полученных в ходе применения общепризнанных тестов, со значениями диапазонов «коридоров» распределения по окончании исследовательской работы Очевидно, что после проведения исследовательской работы произошло смещение в «коридорах» распределения участников. Так, доля участников, развитие скоростных способностей которых по окончании исследования соответствовало уровню «удовлетворительно», снизилась на 14%, уровню «хорошо» - на 20%, а доля участников с уровнем «отлично» выросла на 34%. Развитие данных способностей в группе в целом стало соответствовать уровню «хорошо». Доля участников, развитие скоростно-силовых способностей которых по окончании исследования соответствовало уровню «удовлетворительно», снизилась на 27%, доля участников с уровнем «хорошо» не изменилась, с уровнем «отлично» - выросла на 27% от общего количества; развитие данных способностей в группе соответствует уровню «хорошо». Доля спортсменок, развитие скоростной выносливости которых по окончании исследования соответствовало уровню «удовлетворительно», снизилась на 34%, доля участников с уровнем «хорошо» - на 20%, доля участников с уровнем «отлично» выросла на 54%. Развитие данных способностей в группе стало соответствовать уровню «отлично». При этом индекс скоростных возможностей в исследуемой группе легкоатлеток-спринтеров стал соответствовать значению 0,78. В совокупности с положительной динамикой в результатах этот показатель подтверждает эффективность тренировочного процесса. Таким образом, выявлено положительное смешение долей «коридоров» у исследуемых легкоатлеток-спринтеров. В тесте «Бег 150 м отрезками 30 м, 30-90 м, 90150 м» результаты участниц стали лучше на всех отрезках дистанции (табл. 2). Задача повысить показатели прохождения первой половины (30-90 м) и второй половины (90-150 м) дистанции с минимальным снижением скорости была выполнена. Рост составил 9%, что говорит о положительном влиянии более тщательного анализа дистанции и корректировки тренировочного процесса. ВывоДы Разработанная методика оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров на этапе начальной специализации, представленная на основании комплексного проведения батареи общепринятых тестов и теста «Бег 150 м отрезками 30 м, 30-90 м, 90-150 м», является результативной и может применяться в спортивной практике. Результаты, полученные в ходе проведения тестов «Бег 30 м с ходу», «Бег 60 м с высокого старта», «Бег 150 м с высокого старта», позволяют определить уровень проявления различных сторон специальной выносливости и сделать вывод о «резерве» развития данных способностей. Показатели, полученные в ходе проведения теста «Бег 150 м отрезками 30 м, 30-90 м, 90-150 м», позволяют выявить возможности каждого атлета проявлять данные способности в совокупности, по ходу пробегания отрезков дистанции, т.е. в условиях, максимально приближенных к соревновательным, и на основании этих данных индивидуализировать процесс его специальной физической подготовки.

Ключевые слова

легкоатлетический спринт, специальная выносливость, этап начальной спортивной специализации, оценка

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Романова Светлана ПавловнаМосковский финансово-юридический университетканд. пед. наук, преподаватель кафедры физического воспитанияromansp.ru@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Волков Н.И., Лапин В.И. Анализ кривой скорости в спринтерском беге // Теория и практика физической культуры. 1971. № 10. С. 5-11.
Аванесов В.У. Взаимосвязь биоэнергетических систем с двигательными способностями спринтеров в беге на 100 метров // Известия Тульского государственного университета. 2013. № 5. С. 102-110.
Катенков А.Н., Анисимова Е.А., Новикова Е.М. Обоснование условий и факторов, определяющих скорость бега на короткие дистанции // Теория и практика физической культуры. 2020. № 2. С. 83-86.
Марцинович Л.И. Эффективность скоростно-силовой подготовки легкоатлетов-спринтеров на начальном этапе учебно-тренировочного процесса // Материалы XXIV Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов «Наука - образованию, производству, экономике». Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2019. С. 179-181.
Фискалов В.Д., Усков М.А. Специальная подготовленность спринтеров и критерии оценки ее реализации // Тренер. 2007. № 2. С. 67-71.
Приходько А.Ю., Климов В.М., Айзман Р.И. Комплексная оценка критериев успешного прогноза спортивных результатов в циклических видах спорта // Человек. Спорт. Медицина 2021. Т. 21, № 3. С. 137-146.
 Методика оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров на этапе начальной спортивной специализации | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. DOI: 10.17223/15617793/476/20

Методика оценки развития специальной выносливости легкоатлеток-спринтеров на этапе начальной спортивной специализации | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. DOI: 10.17223/15617793/476/20