Роль Эквадора в палестино-израильском конфликте | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 477. DOI: 10.17223/15617793/477/17

Роль Эквадора в палестино-израильском конфликте

Проведен анализ эквадорской внешней политики по палестино-израильскому противостоянию при опоре на широкий круг источников и литературы. Предпринята попытка более подробно проанализировать и представить сегодняшнюю роль латиноамериканских государств в палестино-израильском конфликте на примере официальной позиции Эквадора как одного из постепенно набирающих влияние государств андского региона.

Ecuador's role in the Israeli-Palestinian conflict.pdf История участия Эквадора в разделе Палестины С окончанием Второй мировой войны мир потребовал кардинального переформатирования сложившегося порядка, и большинство государств стали отказываться от тяжелого колониального груза прошлого. Не осталась в стороне и британская подмандатная территория Палестины, по которой 29 ноября 1947 г. была принята резолюция № 181 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН)о разделе ее на два государства - арабское и еврейское, а в качестве отдельной административной единицы под управлением ООН провозглашался Иерусалим [1]. Латинская Америка также приняла активное участие в голосовании по резолюции о разделе Палестины. «Против» проголосовали 13 членов ООН, среди которых было одно карибское государство - Куба, 10 государств «воздержались», в их числе Аргентина, Чили, Колумбия, Эль-Сальвадор, Гондурас и Мексика, и 33 государства ООН проголосовали «за», в их числе представитель Латинской Америки - Эквадор [2], продемонстрировав тем самым убежденность в необходимости отказаться от «застаревших» принципов и политики колониальных держав. © Николаев Ю. В., 2022 Отмеченная резолюция однозначно подтвердила признание международным сообществом права еврейского народа на свое государство на своей исторической родине, а также отстаивала создание двух государств для евреев и арабов [3. С. 170-171]. 11 мая 1949 г. ГА ООН приняла резолюцию № 273 «Прием Израиля в число членов ООН» [4]. Среди государств, одобривших документ, был также Эквадор [5]. Что касается голосования Эквадора в пользу раздела Палестины, то известно, что его тогдашний президент Хосе Мария Веласко Ибарра (1944-1947) был очень доброжелателен к евреям и сионистским устремлениям и то, что за несколько лет до 1947 г. он написал работу по международному праву [6. P. 215], «в которой исчерпывающе рассмотрел сионизм и упрекнул Англию в том, что она не выполняет своих обещаний по отношению к евреям» [7]. Таким образом, большинство латиноамериканских государств заняли активную позицию уже на первом этапе развития палестино-израильского конфликта и оказали весомую роль в разделе Палестины и становлении на ее территории новых образований. Рассмотрим позицию Эквадора на заявленную проблему. Роль Эквадора в разрешении конфликта в XX в. Исторически многие латиноамериканские страны, в том числе Эквадор, Аргентина, Бразилия, Чили и Венесуэла, имели значительные и хорошо организованные еврейские и мусульманские общины. Так, например, сирийские, ливанские и палестинские иммигранты прибывали в Латинскую Америку после выхода соответствующих территорий из Османской империи. Общины создавали обширные сети культурных, образовательных и религиозных учреждений, которые внесли значительный вклад в общество и дали ряду стран многих политиков, включая президентов Эквадора ливанского происхождения Абдалу Хайме Букарама (1996-1997) и Хорхе Хамиля Мауада (1998-2000) [8. P. 5]. До официального становления Израиля в 1948 г. между еврейским народом и Эквадором уже существовали отношения. С приходом в Германии нацистов к власти Эквадор распахнул свои двери еврейским беженцам, вынужденным бежать из Германии и Европы из-за расовой политики нацистской верхушки [9]. За очень короткое время в Кито возникла уникальная для Южной Америки еврейская общинная жизнь. Из 3 000 евреев, которые с 1940 по 1945 г. составляли еврейскую диаспору в Эквадоре, более 95% были беженцами из гитлеровской Германии [7]. Официально дипломатические отношения Эквадора и Израиля были установлены 18 июня 1957 г., когда в качестве полномочного министра Израиля Тувия Араци вручил свои верительные грамоты президенту Эквадора Камило Понсе Энрикесу (1956-1960), начав тем самым путь к развитию дружеских отношений. В ответном слове президент Эквадора подчеркнул, что «рад поприветствовать представителя народа, который внес столь значительный вклад в развитие цивилизации» [10]. В 1960 г. было официально открыто посольство Израиля в Кито [9]. В 1962 г. Эквадор открыл свое посольство в Тель-Авиве, где оно располагалось до ноября 1966 г., пока Министерство иностранных дел Эквадора не поручило перенести свое посольство в Иерусалим, с оговоркой, что перевод диппредставительства не подразумевает игнорирование резолюций ООН по палестино-израильскому вопросу, при этом также не подразумевает признание за Израилем территориальных приобретений, полученных силой, а основывается на практике расположения посольств в непосредственной близости к руководству государства (Иерусалим (на тот момент Западный Иерусалим) был признан столицей Израиля в 1950 г. [11], а в 1967 г. Израиль захватил Восточный Иерусалим) с целью непосредственного и бесперебойного взаимодействия и при этом сохранения суверенного права отстаивать место расположения дипломатических учреждений [12]. На очередной сессии ГА ООН 26 сентября 1967 г. представитель Эквадора осудил произошедшие события Шестидневной войны (5-10 июня 1967 г.) Израиля и арабских государств, призвал установить международный режим для Иерусалима, признать права на существование Израиля, вместе с тем проследить за выводом всех войск из оккупированных территорий, а также выдвинул положение о создании постоянной комиссии по примирению сторон [13]. В одной из своих работ эксперт по арабоизраильскому конфликту проводит анализ голосований латиноамериканскими странами по пяти группам резолюций по арабо-израильскому конфликту: резолюции, касающиеся деятельности и финансирования операций ООН (БАПОР, ЧВС, СООННР); резолюции, касающиеся нарушений прав человека, совершенных Израилем на оккупированных арабских территориях с 1967 г.; резолюции, касающиеся путей и средств достижения ближневосточного урегулирования; резолюции о роли и правах палестинского народа; резолюции с 1975 г., подрывающие международную и моральную приемлемость сионизма, приравнивающие последний к расизму [14. P. 103]. Эквадор наряду с небольшим числом государств являлся последовательным сторонником резолюций, осуждающих Израиль и отстаивающих проарабскую сторону. Лишь в некоторых случаях эквадорским официальным лицам пришлось «воздержаться» при голосовании, в том числе по резолюции № 3379 ГА ООН «Ликвидация всех форм расовой дискриминации» от 10 ноября 1975 г., в которой Генеральная Ассамблея «постановляет, что сионизм является формой расизма и расовой дискриминации» [15]. Тем самым Эквадор в очередной раз подчеркнул собственную позицию о неприемлемости нарушений резолюций ООН и международных прав человека и отметил важность соблюдения основополагающих договоренностей между Израилем и арабскими соседями. Ранее в тот же день Эквадор проголосовал за предоставление законных прав Организации освобождения Палестины (ООП) принимать участие в обсуждениях и конференциях по Ближнему Востоку под эгидой ООН на равной основе с другими участниками, тем самым палестинскому народу предоставили возможность осуществлять его неотъемлемые национальные права [16]. После продолжительных войн и противоречий в 1978 г. в Вашингтоне были подписаны Кэмп-Дэвидские соглашения между Египтом и Израилем, положившие начало Египетско-израильскому мирному договору 1979 г. Для палестинцев эти договоренности имели большое значение: признание сторонами в резолюции № 242 СБ ООН части, посвященной Западному берегу и Сектору Газа, в качестве основы для разрешения противоречий, а также признание за палестинцами права выбирать для себя дальнейшую форму управления [17]. Представитель Эквадора на ежегодной сессии ГА ООН в 1978 г. отметил «искреннюю надежду, что переговоры в Кэмп-Дэвиде приведут к справедливому и прочному решению... к признанию законных прав палестинского народа. с тем, чтобы добиться урегулирования, которое обеспечит мир и безопасность для всех стран региона» [18]. 30 июля 1980 г. Кнессет (законодательный орган Государства Израиль) принял «Закон об Иерусалиме», провозгласивший, что «Иерусалим, единый и неделимый, есть столица Израиля» [19]. В ответ на это противоправное решение 20 августа СБ ООН принял резолюцию № 478, в которой осудил Израиль за принятие упомянутого закона, нарушение статуса-кво и призвал все государства вывести свои диппредстави-тельства из Священного города [20]. За пару недель до принятия этой резолюции Эквадор и многие другие латиноамериканские государства приступили к выводу своих посольств в Тель-Авив, которые до этого располагались в Иерусалиме, в знак протеста против израильского решения [21. P. 37]. В 1970-1980-х гг. прошлого века в Эквадоре резко усилилась антисемитская пропаганда, за которой стояли исламские радикалы. В начале 1980-х гг. в Кито регулярно проводились антиеврейские демонстрации, а в октябре 1982 г. около здания Еврейской ассоциации была взорвана бомба. Официальные власти Эквадора выступили с решительным порицанием антисемитской кампании и пообещали восстановить безопасность и спокойствие [22. С. 58]. Взрыв бомбы явно был проявлением недовольства со стороны, возможно, палестинского населения, как и в целом арабского мира в ответ на принятие Израилем в 1980 г. «Закона об Иерусалиме», формально лишившего кого-либо возможности заявлять о Священном городе как о столице двух государств. Руководство Эквадора со своей стороны столкнулось у себя с непосредственной проблемой взаимоотношений евреев и арабов, продемонстрировавших применение любых средств против друг друга с целью поддержки своих сторон на Ближнем Восток. После ряд событий: Первая палестинская интифада (1987-1991 гг.), отказ Иордании от притязаний на Западный берег в пользу создания палестинского государства привели к подписанию между Израилем и ООП Соглашений в Осло и Декларации о принципах в 1993 г. Обе стороны признали друг друга, а также подтвердили договоренность немедленно установить палестинскую автономию на территориях, отмеченных в Кэмп-Дэвиде, и создать палестинское правительство [23]. Таким образом стороны договорились положить конец длительному конфликту. Эквадор в свою очередь «с энтузиазмом приветствовал» урегулирование конфликта и подчеркнул, что «это историческое событие будет не только началом сложных и обнадеживающих отношений. но и станет символом, признаком времени для многих других народов, которые идут по тернистому пути мира и понимания» [24]. Современное участие в урегулировании вопроса Первое десятилетие XXI в. на Ближнем Востоке охарактеризовалось рядом конфликтов и войн, в результате которых погибло большое число мирных граждан, а остальные вынуждены были покинуть свои дома. Эквадор через ООН выражал обеспокоенность высоким уровнем насилия между народами Палестины и Израиля, уничтожающим также материальные ценности [25]. Официальные лица государства на ежегодных сессиях ГА ООН продолжили отстаивать право палестинцев на создание свободного и независимого государства и существование Израиля в рамках безопасных и международно признанных границ. В наши дни Эквадор старается вести последовательную политику в адрес Израиля и Палестины, хотя это не всегда ему удается. Вместе с тем, когда Венесуэла и Боливия в начале 2009 г. разорвали дипломатические отношения с Израилем из-за жесткого подавления Израилем террористов в Секторе Газа, в результате чего пострадало мирное население, Эквадор только ограничился осуждением данной акции [22. С. 58-59]. В июне 2010 г. во время инцидента с «Флотилией свободы» («Флотилия свободы» - международный конвой гуманитарной помощи для жителей Сектора Газа, организованный пропалестинскими активистами движения «Free Gaza Movement») у берегов Израиля в результате штурма гуманитарного конвоя израильскими военно-морскими силами были задержаны суда, направляющиеся в Газу; на борту находилось 600 правозащитников. В результате операции были убиты, ранены, арестованы и оказавшиеся за решеткой граждане разных стран. Президент Эквадора Рафаэль Корреа Дельгадо (2007-2017) осудил данную акцию и отозвал для консультации своего посла в Израиле Рафаэля Вейнтимилья, выразив обеспокоенность из-за действий Израиля по поводу насилия против мирных граждан [26]. Что касается другого не менее важного вопроса, то, как подчеркивают некоторые исследователи, правительство Эквадора, признав Палестину в статусе государства, окажет содействие в гуманитарной деятельности и внесет свой вклад в урегулирование арабо-израильского конфликта [27. P. 17]. Таким образом, следуя соблюдению основополагающих принципов международного права и исторической справедливости, 24 декабря 2010 г. Эквадор признал Палестину «как свободное и независимое государство в рамках границ 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме», поддержав также заявление Палестины о приеме ее в ООН в качестве полноправного члена организации [28]. Сразу же после признания независимости Палестины президент Эквадора Рафаэль Корреа направил официальное сообщение палестинскому лидеру Махмуду Аббасу (2013 г. - настоящее время), где подчеркнул: «...события насилия на Ближнем Востоке контрастируют с гуманистической и пацифистской позицией, установленной Конституцией Эквадора. Данное признание призвано подтвердить действительное и законное стремление палестинского народа иметь свободное и независимое государство, что будет иметь важное значение для достижения путем диалога и переговоров мирного сосуществования между странами региона» [29]. По утверждению российского эксперта, анализирующего отношения Латинской Америки и Ближнего Востока, Мексика и Чили, которые изначально сомневались из-за боязни давления со стороны США, Канады и Израиля, в итоге признали Палестину. Тогда как Боливия, Венесуэла и Эквадор, придерживающиеся своего рода более антиамериканской политики, признали Палестину, при этом без каких-либо изменений их отношений с Израилем. Как подчеркивает автор, «произошедший левый поворот в политике латиноамериканских государств, который в 2000-х годах превратился в антиамериканские и антиколониальные лозунги и выступления, был мимолетным явлением» [30. P. 182]. 29 ноября 2012 г. ГА ООН приняла резолюцию № 67/19 «Статус Палестины в Организации Объединенных Наций», соавтором которой стал Эквадор. Верный своим целям в поддержке дела палестинского народа, Эквадор выступил «за» вступление Палестины в ООН в статусе государства-наблюдателя организации, не являющегося ее членом [31]. По этому случаю официальные лица Эквадора очередной раз обратились к Палестине и Израилю «вновь сесть за стол переговоров после этого исторического голосования, чтобы прийти к окончательному решению конфликта», призывая полностью выполнять резолюцию № 181 ГА ООН от 1947 г.» [32]. 27 марта 2014 г. в Кито состоялась встреча представителей ООН для обсуждения вопроса отношений между Израилем и Палестиной, а также содействия гражданскому обществу израильско-палестинского мира. Встреча носила конструктивный характер, на которой ставилась проблема поддержки странами Латинской Америки и Карибского бассейна всеобъемлющего, справедливого, конструктивного и прочного урегулирования палестинского вопроса, а также роль неправительственных субъектов. Представитель МИД Эквадора Диего Морехон отметил, что «встреча является проявлением солидарности Эквадора в пользу Палестины. это заседание ООН в Эквадоре рассматривается как уникальная возможность подтвердить нашу приверженность палестинскому народу» [33]. В своем слове помощник генерального секретаря ООН по политическим вопросам Оскар Фернандес поблагодарил Эквадор «за его ведущую роль и поддержку в реализации концепции интеграции Латинской Америки, где государство сыграло важную роль в гуманитарных процессах постконфликтного восстановления» [33]. В ходе обсуждения заместитель министра иностранных дел Эквадора Леонардо Арисага подчеркнул заинтересованность Эквадора палестинским вопросом и отметил намерение Эквадора открыть в Палестине посольство, а также сделал акцент на том, что его страна отмечает особую важность работы организаций, занимающихся вопросами мира. Кроме того, в те же дни состоялась встреча Комитета ООН по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа, что лишний раз подчеркнуло заинтересованность Латинской Америки проблемой и значением данного мирного процесса для всех сторон [33]. В конце июня 2014 г. между представителями Эквадора и Израиля в Иерусалиме были подписаны двусторонние соглашения о техническом сотрудничестве и развитии. Президент Эквадора Рафаэль Корреа выразил поддержку еврейскому государству, назвав Израиль «единственной демократией на Ближнем Востоке, которая заставила пустыню цвести» [34]. «Израиль - это пример, которому мы должны следовать, чтобы эмансипироваться в Латинской Америке», -заявил президент Корреа по итогам подписания министром экономики Эквадора упомянутого соглашения с Израилем [34]. Такое яркое определение не осталось без внимания. Евреи и правое крыло поддержали заявление президента Корреа, подчеркнув его «интеллектуальную честность в признании преимуществ единственной демократии на Ближнем Востоке», тогда как палестинцы и левое крыло выразили свое негодование и несогласие: «Президент Корреа должен знать, что если Израилю удалось заставить пустыню расцвести, то это произошло из-за кражи 85% палестинской воды», - подчеркнул Рафаэль Арайя Масри, бывший советник палестинского посольства в Аргентине [34]. Параллельно развитию благоприятных контактов возникали и серьезные противоречия между правительством Эквадора и руководством Израиля. Эквадор неоднократно отзывал своего посла в Израиле в знак поддержки Палестины и демонстрации неприятия жестких мер со стороны израильских политиков в отношении Газы. Так, с 7 июля по 26 августа 2014 г. в ходе операции «Нерушимая скала» со стороны Израиля против Исламского движения сопротивления (ХАМАС), а именно в знак протеста против «геноцида в Газе», как заявил Рафаэль Корреа, Эквадор отозвал своего посла из Тель-Авива, а сам президент Эквадора отменил свой государственный визит в Израиль, отметив, что эквадорцы и дальше будут поддерживать Палестину [35]. Нападение на Газу продемонстрировало широкую единую поддержку со стороны латиноамериканских государств, выступивших категорически против подобных действий и нарушений международных прав со стороны Израиля, тогда как большая часть международного сообщества продолжила хранить молчание [8. P. 9]. 5 августа 2014 г. министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патиньо в своем «Твиттере» написал, что «Палестина переживает трагические моменты: моральный долг мира - положить конец резне в Газе и содействовать прочному миру на основе справедливости» [36] и через несколько минут объявил на своей странице о том, что Эквадор принял решение открыть свое посольство в Палестине, при этом «в Рамалле -сердце Палестины, уже находится наша дипломатическая делегация» [37]. Стоит отметить, что ранее в мае 2013 г. Эквадор и Палестина договорились обменяться дипломатическими миссиями [38], заключив Меморандум о взаимопонимании, что дало толчок к началу подготовки обмена дипломатическими представительствами [39]. В январе 2014 г. первый посол Палестины в Эквадоре Хани Ремави представил копии верительных грамот министру иностранных дел Эквадора Р. Пати-ньо, начав дипломатическую активность своего государства в этой арабской стране [40]. В конце марта 2015 г. посол Эквадора в Палестине Хавьер Сантос Пласарте вручил копии верительных грамот министру иностранных дел Палестины Рияду аль-Малики, подтвердив свою поддержку делу арабского народа в необходимости продвижения к юридическому равенству государств, мирному урегулированию споров, политической интеграции и осуждению всех форм колониализма и империализма, а также укрепления двусторонних отношений. В ответном слове глава МИД Палестины выразил благодарность Эквадору «за безоговорочную поддержку палестинских требований в ООН, защиту прав человека и уважение международного права» [41]. На фоне кровопролитных событий в Секторе Газа, 10 августа 2014 г. МИД Эквадора объявил о проведении дней гуманитарной помощи палестинскому народу, в результате чего на просьбу откликнулось большое число жителей Эквадора: «Это очень трудное время... Эквадор продемонстрировал свою солидарность, любовь к палестинскому народу, уважение к миру и стремление к тому, чтобы народы могли жить гармонично», - заявил глава МИД Эквадора Р. Пати-ньо [42]. Министр иностранных дел подчеркнул очередной раз, что Эквадор выступает за скорейшее прекращение преступной блокады Сектора Газа и оккупации палестинских территорий в границах 1967 г., а также призвал безоговорочно выполнять все принятые ООН резолюции в рамках арабо-израильского конфликта, которые регулярно игнорируются и не соблюдаются. 29 ноября 2016 г. на торжественном заседании ГА ООН по случаю празднования Международного дня солидарности с палестинским народом постоянный представитель Эквадора при ООН Орасио Севилья Борха призвал все государства объединиться в вопросе создания независимого Государства Палестина на основе границ 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме при мирном и безопасном существовании с Государством Израиль. Представитель Эквадора подчеркнул, что «в 2017 г. исполняется 70 лет резолюции о разделе Палестины и создании на этой территории двух государств. 5,3 миллиона пале стинских беженцев вынуждены были покинуть свою страну из-за отсутствия эффективных действий со стороны Совета Безопасности, который продолжает уклоняться от ответственности. Таким образом 2017 г. должен стать окончанием иностранной оккупации Палестины» [43]. Тем самым постпред Эквадора подчеркнул бездействие и отсутствие выработанной позиции у международного сообщества по проблеме суверенности Палестины и палестино-израильскому вопроса в целом. Орасио Севилья завершил свое выступление, процитировав слова Фиделя Кастро, сказанные еще в 1979 г.: «Мы осудили преследования и геноцид, которые нацисты обрушивали на евреев, но в современной истории нет ничего, что было бы столь близко к этому, как изгнание и геноцид, которые империализм и сионизм в настоящее время обрушивают на палестинский народ» [43]. Реакция Израиля на речь Орасио Севильи была незамедлительной. Исполнительный директор Латиноамериканского еврейского конгресса Клаудио Эпельман прокомментировал заявление дипломата, отметив, что «этот факт свидетельствует о полном незнании того, что произошло в Германии и на Ближнем Востоке и ранит чувства свидетелей Холокоста и их семей» [44]. Сразу же представители Центра Симона Визенталя - неправительственной организации, занимающейся борьбой с антисемитизмом и изучением Холокоста, резко отреагировали на выступление представителя Эквадора и направили письмо президенту Рафаэлю Корреа, где выразили свое возмущение и призвали «публично извиниться за клевету в адрес еврейского народа», а также предложили «за вопиющий ревизионизм отстранить от дипломатической службы Орасио Севилью» [44]. В упомянутом письме представители центра отметили, что «никогда не было Государства Палестина, при этом, приняв арабы резолюцию ООН от 1947 г. о разделе Палестины, они бы отмечали свое 69-летие вместе с Государством Израиль» [44]. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху (2009-2021) направил в МИД Эквадора коммюнике, в котором подчеркнул, что «зверства нацизма не могут сравниться с палестиноизраильским конфликтом» [45]. Тем самым на достаточно высоком уровне официальные лица Эквадора «подлили масла в огонь» сложной ситуации на Ближнем Востоке, в результате чего руководство Израиля выразило сожаление в связи с испорченными двусторонними отношениями. Новый виток в развитии контактов пришелся с приходом к власти в Эквадоре новой администрации. 25 мая 2017 г. на инаугурации нового эквадорского президента Ленина Морено Гарсеса (2017-2021) присутствовали официальные представители иностранных государств. На торжественном приеме делегации основных государств Персидского залива впервые за последние годы открыто встретились с израильским правительственным официальным лицом. Представитель Ликуда (правоцентристская национал-либеральная политическая партия Израиля) Аюб Кара отметил позже, что был «удивлен очень теплым отношением представителей стран Персидского залива». Принимая во внимание шаги США по сближению Израиля и Палестины в деле достижения мирного соглашения, которое будет способствовать широкому миру Израиля со странами Персидского залива, представитель Израиля встретился с делегатами арабских стран для обсуждения событий на Ближнем Востоке и дальнейшего взаимодействия [46]. Большой резонанс вызвало заявление 6 декабря 2017 г. президента США Дональда Трампа (2017-2021), пописавшего указ о переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Данное политическое заявление произвело фурор в мировом сообществе и резко пошатнуло безопасность на Ближнем Востоке. Еще в 1995 г. Конгрессом США был принят Jerusalem Embassy Act, признавший столицей Израиля Иерусалим, однако до решения Трампа американское посольство продолжало оставаться в Тель-Авиве [47. С. 392]. 7 декабря Министерство иностранных дел и мобильности населения Эквадора с официальным заявлением осудило решение президента Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и перенести в этот город свое посольство, как противоречащее международному праву, а также резолюциям ООН: «Указ США подрывает международные усилия по поиску согласованного, справедливого и прочного решения в регионе» [48]. Эквадор со своей стороны заявил о возможных негативных последствиях, которые могут оказать отрицательное влияние на восстановление мирных контактов между Израилем и Палестиной. Вместе с тем, позиция Эквадора в деле урегулирования опирается на принцип существования двух государств - Палестины и Израиля со столицей Палестины в Восточном Иерусалиме и границами, существовавшими до 1967 г. [48]. 21 декабря 2017 г. состоялась чрезвычайная специальная сессия ГА ООН, посвященная решению президента США Трампа о переносе американского посольства в Иерусалим. 128 государств - членов ООН «поддержали» резолюцию ГА ООН [49], осудив правовое нарушение статуса Иерусалима и демографического состава этого города [3. С. 177]. Стоит акцентировать внимание на голосовании стран Латинской Америки по данной резолюции. На тот момент сложилась весьма пестрая картина: Эквадор, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Коста-Рика, Куба, Никарагуа, Перу, Уругвай, Чили поддержали резолюцию, «против» выступили Гватемала и Гондурас, остальные члены Латинской Америки «воздержались» или отсутствовали [50], что ярко продемонстрировало наличие союзников США в ООН и в то же время неприязнь и присутствие антиамериканских настроений. Ранее в конце ноября 2017 г. Эквадор стал соавтором ряда проектов резолюций по проблеме Палестины, Иерусалима и палестинского народа, которые были приняты ГА ООН (резолюции 72/11, 72/12, 72/13, 72/14, 72/15, 72/16). В них рабочая группа, состоящая из разных государств, высказалась по ситуации вокруг арабо-израильского конфликта и порекомендовала придерживаться принятых ранее резолюций ООН, а также установила ряд новых мер и требований к конфликтующим сторонам для полного достижения мира. 14-15 мая 2018 г. после переноса посольства США в Иерусалим у границ Сектора Газа произошли столкновения между палестинцами - противниками переноса американского посольства и армией Израиля. В результате более 500 человек погибли и около 2 500 получили ранения. Ряд латиноамериканских государств высказались с осуждением в адрес Израиля, среди которых были Венесуэла, Боливия, Мексика, Чили и Эквадор. Последний призвал «уважать нормы международного права и прав человека, в частности в отношении принципа пропорционального применения силы», отмечая, что Израиль вновь вызвал волну насилия, в результате чего погибли многие палестинцы, усугубляя в целом гуманитарный кризис на палестинской территории [51]. Эквадор, по словам министра иностранных дел Марии Фернанды Эспиносы Гарсес, продолжает стоять на том, что «окончательное и верное решение этой проблемы должно строиться на основе существования двух государств -Палестины и Израиля; данная основа будет исключительным средством достижения мира и стабильности на Ближнем Востоке» [52]. Чуть позже на встрече, посвященной Международному дню солидарности с палестинским народом 3 декабря 2018 г. в ООН, постоянный представитель Эквадора при организации Луис Гальегос Чирибога отметил, что «Эквадор занимает неизменную точку зрения и будет продолжать придерживаться ее, поскольку это принципиальная позиция», а также подчеркнул, что резолюцией № 181 ГА ООН постановила разделить Палестину на два государства - Израиль и Палестину [53]. Представитель Эквадора заявил о приверженности его страны резолюциям ООН, подтверждающим неотъемлемые права палестинского народа, поддержке по обеспечению осуществления прав беженцев вернуться на свою родную землю и призвал международное сообщество достичь требуемого результата в деле содействия достижению окончательного и справедливого для всех политического урегулирования на основе существования двух государств в качестве единственного пути для достижения мира и стабильности на Ближнем Востоке, а также возвращения палестинскому народу его прав на создание независимого государства [53]. Анализируя ежегодные выступления представителей Эквадора перед ГА ООН с 1946 по 2020 г., можно однозначно отметить единство всех администраций на протяжении более 70 лет по палестино (арабо)-израильской проблеме: неотъемлемое право Израиля на существование; право народа Палестины на самоопределение, независимость и национальный суверенитет; неприемлемость территориальных приобретений с помощью силы, равно как и оккупация; соблюдение всех резолюций ООН и мирное решение конфликта. Также стоит подчеркнуть, что практически во всех своих выступлениях, призывая соблюдать резолюции ООН, Эквадор подтверждает свою позицию перед конфликтующими сторонами отталкиваться от обязанности выполнения резолюции № 242 СБ ООН от 22 ноября 1967 г. по итогам Шестидневной войны, в результате которой Израиль захватил, помимо всего, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, а также Восточный Иерусалим - важные для палестинцев территории. Заключение Заинтересованность в разрешении палестиноизраильского конфликта у Эквадора свидетельствует о возрастающей роли малых стран, расположенных вдали от непосредственного противостояния враждующих сторон, и необходимости в скорейшем разрешении конфликта, затрагивающего весь мир. Участие в качестве посредника в данном вопросе указывает на способность малых государств внести свой вклад в разрешение конфликта. Позиция официальных лиц Эквадора с первого дня палестиноизраильского противостояния демонстрирует симпатию к обеим сторонам, что хорошо прослеживается в его контактах с ними, при этом подчеркнута важность признания Палестины со столицей в Восточном Иерусалиме, соблюдения всех резолюций ООН и мирного сосуществования Палестины с Израилем. В то же время важно отметить непредвзятый характер и независимость от американских администраций по вопросу о том, чью сторону в палестиноизраильском конфликте следует занимать Эквадору, который проявил общую и последовательную позицию в этом вопросе.

Ключевые слова

Эквадор, Израиль, Палестина, ООН, Иерусалим, резолюции ООН, международное право

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Николаев Юрий ВикторовичСанкт-Петербургский государственный университетаспирант направления «История международных отношений и внешней политики»yura.nik95@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Resolucion aprobada sobre la base del informe de la comision ad hoc encargada de estudiar la cuestion de Palestina №181 (II), 29 de noviembre de 1947 // Asamblea General de la ONU. URL: https://undocs.org/es/A/RES/181(II) (accessed: 04.03.2021).
UN General Assembly Resolution 181, November 29, 1947 // Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: https://mfa.gov.il/mfa/foreignpolicy/peace/guide/pages/un%20general%20assembly%20resolution%20181.aspx#:~:text=29%20Nov%201947&te xt=United%20Nations%20General%20Assembly%20Resolution,state%20and%20an%20Arab%20state.&text=The%20resolution%20was%20ac cepted%20by,Palestine%20and%20the%20Arab%20states (accessed: 04.03.2021).
Кузьмин В. А., Николаев Ю.В. Решение администрации Д. Трампа по переносу посольства США в Иерусалим и реакция мирового сообщества // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2019. Т. 14, № 3 (191). С. 170-185.
Resolution №273 (III). Admission of Israel to membership in the United Nations. May 11, 1949 // UN General Assembly. URL: https://undocs.org/en/A/RES/273(III) (accessed: 04.03.2021).
Application of Israel for admission to membership in the United Nations: report of the Ad Hoc Political Committee (A/855). May 11, 1949 // UN General Assembly. URL: https://undocs.org/en/A/PV.207 (accessed: 05.03.2021).
Edward B. Glick. Latin America and the Palestine Partition Resolution // Journal of Inter-American Studies. 1959. Vol. 1, № 2. P. 211-222.
Weiser B. Ecuador: Eight Years on Ararat: The Story of a South American Haven // Commentary. June, 1947. URL: https://www.commentarymagazine.com/articles/benno-weiser/ecuador-eight-years-on-araratthe-story-of-a-south-american-haven/(accessed: 06.03.2021).
Munck R., Pozzi P. Israel, Palestine, and Latin America: Conflictual Relationships // Latin American Perspectives. 2019. Vol. 46, Is. 226, № 3. P. 4-12.
Ecuador Israel relaciones // Embajada de Israel en Ecuador. 2012. URL: https://embassies.gov.il/quito/Relations/Pages/ECUADOR-ISRAEL-RELACIONES.aspx (accessed: 07.03.2021).
Republic of Ecuador establishes diplomatic relations with Israel // Jewish Telegraphic Agency. Daily News Bulletin. New York, June 19, 1957. URL: http://pdfs.jta.org/1957/1957-06-19_116.pdf?_ga=2.38694051.1480956694.1601223057-1628906168.1601223057 (accessed: 09.03.2021).
1967: The reunification of Jerusalem // Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: https://mfa.gov.il/Jubilee-years/Pages/1967-The-Reunification-of-Jerusalem.aspx (accessed: 09.03.2021).
Silva del Pozo R. La Guerra de los Seis Días. Conflicto Árabe-Israelí. Analogía con el diferendo ecuatoriano-peruano // Trabajo de investigación individual. Secretaría General del Consejo de Seguridad Nacional. Instituto de Altos Estudios Nacionales. 1980. URL: https://repositorio.iaen.edu.ec/bitstream/24000/4538/1/Silva%20del%20Pozo%20Ramiro.pdf (accessed: 09.03.2021).
Discurso del Sr. Prado Vallejo. 22 periodo de sesiones, 1568a sesion plenaria, 26 de septiembre de 1967 // Asamblea General de la ONU. URL: https://undocs.org/es/A/PV.1568 (accessed: 14.03.2021).
Sharif R. Latin America and the Arab-Israeli Conflict // Journal of Palestine Studies. 1977. Vol. 7, № 1. P. 98-122.
Resolucion № 3379 (XXX). Eliminacion de todas las formas de discriminacion racial. 30 periodo de sesiones, 2400a sesion plenaria, 10 de noviembre de 1975 // Asamblea General de la ONU. URL: https://undocs.org/es/A/RES/3379(XXX) (accessed: 14.03.2021).
Resolucion №3375 (XXX). Invitacion a la Organizacion de Liberacion de Palestina a participar en los esfuerzos en pro de la paz en el Oriente Medio. 30 periodo de sesiones, 2399a sesion plenaria, 10 de noviembre de 1975 // Asamblea General de la ONU. URL: https://undocs.org/es/A/RES/3375%20%20(XXX) (accessed: 14.03.2021).
The Camp David Accords. The Framework for Peace in the Middle East. September, 1978. URL: https://www.peaceau.org/uploads/camp-david-accords-egypt-1978.pdf (accessed: 15.03.2021).
Discurso del Sr. Ayala Lasso. 33 periodo de sesiones, 13a sesio plenaria, 28 de septiembre de 1978 // Asamblea General de la ONU. URL: https://undocs.org/es/A/33/PV.13 (accessed: 17.03.2021).
Basic Laws. Jerusalem, the Capital of Israel (1980) // The Knesset. URL: https://m.knesset.gov.il/EN/activity/Pages/BasicLaws.aspx (accessed: 17.03.2021).
Resolucion №478 (1980). 20 de agosto de 1980 // Consejo de Seguridad de la ONU. URL: https://undocs.org/es/S/RES/478(1980) (accessed: 17.03.2021).
The status of Jerusalem. New York : United Nations, 1997. 39 p. URL: https://www.un.org/unispal/wp-content/uploads/2016/07/The-Status-of-Jerusalem-Engish-199708.pdf (accessed: 19.03.2021).
Белый Э.Л. Андские страны - Израиль: связи длиной в полвека // Латинская Америка. 2014. № 9. С. 48-65.
Двусторонние переговоры. Израиль-палестинцы // Министерство иностранных дел Израиля. URL: https://mfa.gov.il/MFARUS/Foreign-Relations/PeaceProcess/Pages/BilateralPalestinians.aspx (дата обращения: 20.03.2021).
Discurso del Sr. Diego Paredes Pena. 48 periodo de sesiones, 17a sesion plenaria, 5 de octubre de 1993 // Asamblea General de la ONU. URL: https://undocs.org/es/A/48/PV.17 (accessed: 20.03.2021).
Discurso del Sr. Heinz Moeller Freile. 56 periodo de sesiones, 47a sesion plenaria, 11 de noviembre de 2001 // Asamblea General de la ONU. URL: https://undocs.org/es/A/56/PV.47 (accessed: 21.03.2021).
Эквадор отзывает посла из Израиля из-за инцидента с флотилией // РИА Новости. 2010. URL: https://ria.ru/20100603/241929242.html (дата обращения: 21.03.2021).
Cuellar A.A., Silverburg S.R. Diplomatic Dominos: South America and the Recognition of (the State of) Palestine // Review of Social Sciences. 2016. Vol. 1, № 3. P. 11-24.
Discurso del Sr. Francisco Carrion Mena. 66 periodo de sesiones, 29a sesion plenaria, 27 de septiembre de 2011 // Asamblea General de la ONU. URL: https://undocs.org/es/A/66/PV.29 (accessed: 24.03.2021).
Ecuador reconoce al. Estado Palestino. Boletrn de Prensa No. 992. Quito, 24 de diciembre del 2010 // Ministerio de Relaciones Exteriores, Comercio e Integracion. URL: http://www.embajadapalestinaenperu.pe/DOCUMENTOS/Comunicado%20Ministerio%20RREE%20Ecuador, %2024%20de%20Diciembre.pdf (accessed: 27.03.2021).
Yevseenko A. America Latina y el Oriente Proximo: evolucion de las relaciones // Iberoamerica. 2020. № 3. P. 169-193.
Cuestion de Palestina. 67 periodo de sesiones, 44a sesion plenaria, 29 de noviembre de 2012 // Asamblea General de la ONU. URL: https://undocs.org/es/A/67/PV.44 (accessed: 29.03.2021).
Ecuador votará a favor de Resolución que reconoce a Palestina como Estado Observador en la ONU // Ministerio de Relaciones Exteriores y Movilidad Humana. URL: https://www.cancilleria.gob.ec/2012/11/29/ecuador-votara-a-favor-de-resolucion-que-reconoce-a-palestina-comoestado-observador-en-la-onu/ (accessed: 29.03.2021).
Naciones Unidas se reune en Quito para analizar el apoyo a la paz entre Israel y Palestina // Ministerio de Relaciones Exteriores y Movilidad Humana. URL: https://www.cancilleria.gob.ec/2014/03/27/naciones-unidas-se-reune-en-quito-para-analizar-el-apoyo-a-la-paz-entre-israel-y-palestina/(accessed: 02.04.2021).
Ecuador's president expresses Zionist support // Middle East Monitor. 2014. URL: https://www.middleeastmonitor.com/20140627-ecuadors-president-expresses-zionist-support/(accessed: 02.04.2021).
Ecuador's President Cancels Visit to Israel // Arutz Sheva. 2014. URL: http://www.israelnationalnews.com/News/News.aspx/183803 (accessed: 02.04.2021).
Ricardo Patino. August 5, 2014 // Post on Twitter. URL: https://twitter.com/RicardoPatinoEC/status/496443834889678849 (accessed: 05.04.2021).
Ricardo Patino. August 5, 2014 // Post on Twitter. URL: https://twitter.com/RicardoPatinoEC/status/496445616332238848 (accessed: 05.04.2021).
Ecuador anuncia la apertura de una embajada en Palestina // RT. 2014. URL: https://actualidad.rt.com/actualidad/view/136081-ecuador-patino-embajada-palestina-israel (accessed: 05.04.2021).
Ecuador y Palestina acuerdan establecer misiones diplomaticas // Palestinalibre.org. 2013. URL: https://www.palestina-libre.org/articulo.php?a=45459 (accessed: 06.04.2021).
Embajador palestino presento credenciales // ECUADOR TIMES.net. 2014. URL: https://www.ecuadortimes.net/es/embajador-palestino-presento-credenciales/(accessed: 07.04.2021).
Embajador del Ecuador presenta Copia de Cartas Credenciales en Palestina // Radio Elite. 2015. URL: https://www.radioelite.com.ec/?p=8967 (accessed: 15.04.2021).
Ecuador con Palestina: ciudadanos se suman a la campana de ayuda humanitaria emprendida por Cancilleria // Ministerio de Agricultura y Ganaderia. URL: https://www.agricultura.gob.ec/ecuador-con-palestina-ciudadanos-se-suman-a-la-campana-de-ayuda-humanitaria-emprendida-por-cancilleria/(accessed: 23.04.2021).
Embajador ecuatoriano Horacio Sevilla aboga ante ONU por creacion de Estado independiente de Palestina // Palestinalibre.org. 2016. URL: https://www.palestinalibre.org/articulo.php?a=62806 (accessed: 30.04.2021).
Ecuador acuso a Israel de “exterminar al. pueblo palestino como los nazis a los judfos” // La Republica. 2016. URL: https://www.larepublica.ec/blog/2016/12/03/ecuador-acuso-israel-exterminar-pueblo-palestino-como-nazis-judios/(accessed: 03.06.2021).
Israel pide una aclaracion “fuerte y precisa” a Ecuador // El Comercio. 2016. URL: https://www.elcomercio.com/actualidad/israel-aclaracion-palestina-ecuador-discurso.html (accessed: 03.06.2021).
Israeli minister meets publicly with Arab officials in Ecuador // The Times of Israel. 2017. URL: https://www.timesofisrael.com/israeli-minister-meets-publicly-with-arab-officials-in-ecuador/(accessed: 05.06.2021).
Хейфец В. Л., Добронравин Н. А., Хадорич Л. В., Андреев А. С., Правдюк Д. А. Латинская Америка в глобальных политических процессах // От биполярного к многополярному миру: латиноамериканский вектор международных отношений в XXI веке / отв. ред. В. Л. Хейфец. М. : Политическая энциклопедия, 2019. C. 326-405.
Comunicado oficial, 7 de diciembre de 2017 // Ministerio de Relaciones Exteriores y Movilidad Humana. URL: https://www.cancilleria.gob.ec/2017/12/07/comunicado-oficial-18/(accessed: 09.06.2021).
Resolucion aprobada por la Asamblea General el 21 de diciembre de 2017. El estatuto de Jerusalen. 22 de diciembre de 2017 // Asamblea General de la ONU. URL: https://undocs.org/es/A/RES/ES-10/19 (accessed: 15.06.2021).
Cómo votaron los países latinoamericanos en la resolución de la ONU contra la decisión de Estados Unidos de reconocer a Jerusalén como capital de Israel // BBC News. 2017. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-internacional-42449990 (accessed: 26.06.2021).
Venezuela, Bolivia, Chile y Ecuador rechazan violencia de Israel contra palestinos // Anadolu Agency. 2018. URL: https://www.aa.com.tr/es/mundo/venezuela-bolivia-chile-y-ecuador-rechazan-violencia-de-israel-contra-palestinos/1146481 (accessed: 26.06.2021).
Comunicado oficial, 14 de mayo de 2018 // Ministerio de Relaciones Exteriores y Movilidad Humana. URL: https://www.cancilleria.gob.ec/2018/05/14/comunicado-oficial-23/(accessed: 26.06.2021).
Ecuador mantiene una posicion invariable frente a la causa palestina, 3 de diciembre de 2018 // Ministerio de Relaciones Exteriores y Movilidad Humana. URL: https://www.cancilleria.gob.ec/2018/12/03/ecuador-mantiene-una-posicion-invariable-frente-a-la-causa-palestina/(accessed: 26.06.2021).
 Роль Эквадора в палестино-израильском конфликте | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 477. DOI: 10.17223/15617793/477/17

Роль Эквадора в палестино-израильском конфликте | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 477. DOI: 10.17223/15617793/477/17