Администрирование и нормативное регулирование советской системой общего, среднего и высшего образования в контексте государственной политики и идеологии в СССР (историко-правовой аспект)
Сфера общего, среднего и высшего образования в советское время была важным не только социально-культурным, но и политико-идеологическим фактором внутренней политики советского государства. При этом многие аспекты, заложенные еще в советской системе образования, сохранились и до наших дней. Поэтому актуальность данного исследования обусловливается необходимостью изучения генезиса и анализа развития системы образования и его нормативного регулирования с целью понимания процессов, которые происходят и сегодня в системе российского образования. Также автором статьи ставится задача проанализировать генезис отрасли образовательного права в советский период и определить его характерные черты.
Administration and regulation of the Soviet system of general, secondary and higher education in the context of state po.pdf На рубеже 1910-1920-х гг. на территории бывшей Российской империи произошли кардинальные изменения: распад страны на национальные государства (в том числе образование РСФСР), образование на территории самой России белых (антибольшевистских) правительств, Гражданская война и военная интервенция и т.п. Все это породило большое разнообразие организации образования в том или ином антибольшевистском правительстве или национальном государстве. Это многообразие не дает возможности в рамках данного исследования показать все особенности образовательной политики и нормативного регулирования данной сферы и требует специального изучения. Именно поэтому для периода 1910-1920-х гг. (до создания СССР) ограничимся анализом государственной политикой в РСФСР в области образования и охарактеризуем основные направления ее развития, нормативное регулирование и систему органов управления. Для последующего периода существования СССР модель организации и управления образованием в РСФСР будет взята как базовая для всего союзного государства. Сразу же после Октябрьской революции дореволюционная система образования была кардинально трансформирована. Большевики все полностью меняли, сознательно не шли по пути правопреемства. Наблюдался процесс образования новой системы управления и правового регулирования образованием. Если в имперский период можно было говорить о формировании отрасли образовательного права, то с приходом советской власти настал новый этап формирования сначала новой отрасли законодательства, а затем и самой отрасли права. Большевистское правительство с первых дней своего существования стало выстраивать собственную политику в области образования и просвещения, прежде всего, с учетом ожиданий большинства населения и своих программных заявлений, выдвинутых ранее. Базовые (конституционные) начала образовательной политики и принципов выстраивания системы управления им были разработаны социал-демократами еще на своем учредительном съезде и зафиксированы в Программе РСДРП (принята на втором съезде партии в 1903 г.): «8. Право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием на счет государства и органов самоуправления необходимых для этого школ » [1. С. 4]. Основные принципы управления и нормативного регулирования образовательной политикой были выражены большевиками впоследствии как в первых декретах СНК РСФСР, так и в актах конституционного характера и, разумеется, в первой Конституции РСФСР 1918 г. 27 октября 1917 г. было сформировано Временное рабоче-крестьянское правительство - Совет народных комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручалось комиссиям, состав которых должен был обеспечивать проведение в жизнь провозглашенной II Всероссийским съездом Советов программы, «в тесном единении с массовыми организациями» рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. В том числе была создана Государственная комиссия по просвещению во главе с Наркомом по просвещению [2]. Уже намного позже, 11 февраля 1921 г., был принят специальный Декрет СНК РСФСР «О Народном Комиссариате по Просвещению (Положение)», в котором была определена его новая структура, функции и состав [3], а в 1925 г. они были уточнены [4] (в связи с образованием СССР и включения РСФСР в качестве союзной республики). В принятой в первые послереволюционные дни, 2 ноября 1917 г., «Декларации прав народов России» были провозглашены два важных принципа, которые легли в основу государственной образовательной политики в отношении народов и национальностей, проживавших на территории России: «Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений» и «Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России» [5]. Эти принципы заложили основы для важнейших преобразований в сфере народного просвещения (в частности, снятие национальных и вероисповеднических ограничений), организации сети национального образования и т.п. Пока еще не была сформирована новая система управления средними школами на местах, Постановлением Наркомпроса РСФСР «О реформе средней школы» от 30 ноября 1917 г. было установлено, что школы выводились из-под управления прежних административных органов, а решение всех вопросов школы переводилось на коллегиальную основу, при которой высшим коллегиальным органом управления школы являлся педагогический совет (комитет). В педсовет, помимо педагогов и администрации школы, входили в качестве «представителей демократии» три представителя местного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов с правом решающего голоса. Кроме того, этим же постановлением, на основании декрета СНК, все учащиеся, вне зависимости от пола, достигшие 18 лет, приобретали всю полноту гражданских и политических прав, в том числе и право принимать участие во всех выборах в муниципальные и государственные учреждения [6]. Это, безусловно, стало революционным достижением, поскольку ранее политические права учащихся были ограничены. Решив на первых порах общие вопросы, большевики принялись за выстраивание конкретной структуры управления образованием на первичных звеньях. Следуя линии унификации всей системы образования и централизации его управления, Постановлением НКП РСФСР от 11 декабря 1917 г. все учебные заведения всех уровней из духовного ведомства передавались в ведомство НКП РСФСР [7]. Ранее эту попытку пыталось реализовать Временное правительство [8]. Серией постановлений НКП РСФСР в январе 1918 г. были упразднены все должности по управлению учебными заведениями на губернском и уездном уровнях (инспекторы, смотрители и т.д.), а также попечителей учебных округов. Все вопросы по организации делопроизводства этих учебных заведений передавались отделам народного образования при местных советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов [9-11]. Весной-летом 1918 г. Постановлением НКП РСФСР от 23 февраля 1918 г. [12. С. 386] была окончательно произведена передача НКП РСФСР всех образовательных учреждений по всем уровням (начальных, средних и высших), находившихся в ведение и под управлением других народных комиссариатов и учреждений. Однако в декрете СНК РСФСР от 5 июня 1918 г. «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» была оговорка в отношении передачи учебных заведений: «кроме специальных учебных заведений для взрослых, если заведения преследуют исключительно технические цели» [13]. Уже в начале 1918 г. большевиками был решен принципиальный вопрос в отношениях школы и религиозных организаций. Декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 г. (Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви») [14. С. 371-374] определялось, что «Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается» (п. 9). В дальнейшем Конституция РФСФР 1918 г. (ст. 13) закрепила это в качестве основы конституционного строя [15]. После череды мероприятий по слому старой структуры организации и управления образованием большевики с середины 1918 г. принялись выстраивать новую систему учебных заведений и управления ими на совершенно новых принципах. Во всех учебных заведениях (начальных, средних и высших) было введено совместное обучение учащихся обоего пола [16]. Декретом СНК РСФСР от 26 июня 1918 г. «Об организации дела народного образования в Российской Республике (Положение)» было принято единое положение по регулированию этой сферы государственного администрирования и выстраивалась единая структура управления образовательными процессами, который обеспечивался волостными, уездными, губернскими и областными отделами народного образования. Прежде всего, общее руководство делом народного образования в РСФСР относилось к ведению Государственной комиссии по просвещению, председателем которой являлся НКП РСФСР. Управление комиссариатом возлагалось на Коллегию в составе Наркома, его заместителя и пяти членов [17. С. 621-625]. Декретом ВЦИК от 16 октября 1918 г. «Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)» [18] упразднялось разделение школ на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные училища, ремесленные, технические, коммерческие училища и все другие виды начальных и средних школ. Теперь всем школам РСФСР, состоявшим в ведении НКП РСФСР, за исключением высших учебных заведений, присваивался статус «Единой трудовой школы», а с 1 октября 1918 г. все учебные заведения всех ведомств переходили в ведение НКП РСФСР. Единая трудовая школа разделялась на две ступени: первая -для детей от 8 до 13 лет (5-летний курс) и вторая - от 13 до 17 лет (4-летний курс). Посещение школы первой и второй ступеней становилось обязательным для всех детей школьного возраста. Положение подтверждало все ранее установленные принципы советской власти - совместное обучение, недопустимость религиозного присутствия в школах, всеобщность и доступность образования и т.п. Национальный вопрос, являвшийся одним из краеугольных камней внутренней политики большевиков, и не решенный до конца Временным правительством, нашел свое отражение и в сфере образовательной политики советской власти. Согласно Постановлению НКП РСФСР от 31 октября 1918 г. «О школах национальных меньшинств» [19], все национальности РСФСР пользовались правом организации обучения на своем родном языке обеих ступеней Единой трудовой школы и в вузах. Управление школами национальных меньшинств сосредоточивалось в НКП РСФСР, областных или губернских отделах народного образования [20]. Особое направление в образовательной политике большевиков в первые годы советской власти составило регулирование вопросов, связанных с высшей школой, прежде всего с университетами. В дореволюционный период царское правительство видело в университетах преимущественно рассадники свободомыслия, вольнодумства, либерально-демократических тенденций. В общем, угрозу режиму. Теперь же и большевики увидели в университетах такую же угрозу своему режиму. Среди университетских служащих и студенчества большевики не пользовались поддержкой. Наоборот, студенчество было скорее эсеро-меньшевистское, а служащие - ближе к либерально-демократическим (кадетским) взглядам. Поэтому большевики видели в университетах, с одной стороны, центры, важные с точки зрения интеллектуального воздействия на население, а с другой - угрозу политического и идеологического противоборства. Для этого новой власти необходимо было «завоевать» высшую школу. Это осуществлялось двумя путями: с одной стороны, путем демократизации режима их функционирования (для склонения учащихся и сотрудников университетов на сторону действующей власти), а с другой стороны, путем избавления от нежелательных элементов в университетской среде как посредством внедрения в университеты большевистски ориентированных сторонников (студентов и преподавателей), так и ограничений и даже террора в отношении служащих и студентов. Все прежние нормативные акты, регламентировавшие работу университетов, были отменены, прежде всего, университетский устав 1884 г. Большевики стремились разрушить целостный социальный состав учащихся не только университетов, но и других вузов, и выбить монопольное право на поступление детей, хотя и бывших, дворян, чиновников, разночинцев и «наполнить» высшую школу представителями рабочего класса и крестьянства как своей социальной и политической опоры. Это можно было сделать лишь открыв неограниченный доступ в вузы пролетариям. И ряд таких мер был реализован. Декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» были отменены ранее действовавшие ограничения. В частности, в любые вузы открывался доступ каждому, независимо от гражданства, пола, национальности и достигшему 16 лет. При этом не требовалось представлять даже дипломы, аттестаты или свидетельства об окончании средней или какой-либо иной школы. Также отменялось взимание платы за обучение в вузах РСФСР [21]. Согласно принятому на том же заседании Постановлению СНК «О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства», в первоочередном порядке принимались лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым предоставлялись в широком размере стипендии и иные меры социальной поддержки [22]. Базой для подготовки пролетарского студенчества и «пропуском» их в высшую школу с 1924 г. становились открывавшиеся дневные и вечерние рабочие факультеты (рабфаки), которые имели целью подготовку к занятиям в вузах исключительно лиц из среды пролетариата и трудового крестьянства [23]. Согласно принятому Декрету СНК РСФСР от 2 сентября 1921 г. «О высших учебных заведениях Р.С.Ф.С.Р. (Положение)» [24], была определена структура управления высшей школой. Такой же порядок управления был позже продублирован Декретом СНК РСФСР от 3 июля 1922 г. «Положение о Высших Учебных Заведениях» [25]. Согласно этим декретам, вуз находился в ведении Главного комитета профессионально-технического образования НКП РСФСР. Исключительно НКП РСФСР имел право производить изменения в вузе, как в организации, так и в личном составе. Таким образом, советская власть во главе с большевиками в первое десятилетие своего существования, также как царское и Временное правительства, считала сферу образования важнейшей частью внутренней государственной политики. В системе образования большевики видели опору своему режиму, и задача поставить систему образования всех уровней под свой контроль виделась им первоочередной. При этом доступность и широта возможностей при получении образования стали важными факторами социально-экономического развития страны, что отличало их позицию от позиции предшествовавших периодов. В результате кардинальных преобразований первых лет советской власти произошли существенные изменения в системе общего образования и управления им. Фактически была введена монополия государства на образование (частные, церковные школы, учебные заведения, учрежденные иностранцами и прочими субъектами, оказывались вне закона, даже домашнее образование не поощрялось, ему не оставалось места в советском обществе). Система образования всех уровней призвана была служить интересам государства, происходила унификация управления и нормативного регулирования на новых началах построения советской власти. Система учебных заведений максимально стремилась к сосредоточению в системе НКП РСФСР. При этом для расширения социальной базы на всех уровнях образования, для вовлечения в образовательный процесс как можно большего числа жителей, вводилось бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения; отменялись физические наказания детей; все национальности получали право обучения на родном языке и создавать собственные школы; вводились новые, более демократические правила приёма в вузы и обучения в них и т.д. Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 17) кратко формулировала важнейшую основу системы советского образования: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование» (выделено мной. - Д.Х.). С созданием в 1924 г. сложного союзного государства и с развитием общесоюзного и республиканского законодательства и администрирования система образования в СССР и РСФСР, государственная политика, нормативное регулирование и управление им претерпевают определенные трансформации. Управление общим, средним и высшим образованием в СССР и РСФСР осуществлялось системой взаимосвязанных и соподчиненных друг другу центральных органов - союзных и республиканских (отдельно систему управления и нормативного регулирования в других союзных республиках рассматривать не имеет смысла ввиду ее однотипности с системой в РСФСР). Наркомпрос РСФСР (НКП РСФСР) был создан 18 июня 1918 г., 15 марта 1946 г. он реорганизован в Министерство народного просвещения РСФСР. В 1933 г. было создано Управление университетов и научно-исследовательских учреждений НКП РСФСР, существовавшее до 21 мая 1936 г., после чего было реорганизовано и вошло в состав Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совете народных комиссаров СССР (ВКВШ при СНК СССР). С 15 марта 1946 г. - Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Совете министров СССР (ВКВШ при СМ СССР). 10 апреля 1946 г. ВКВШ при СМ СССР был преобразован в Министерство высшего образования СССР. 15 марта 1953 г. Министерство высшего образования СССР было объединено с Министерством кинематографии СССР, Министерством трудовых ресурсов СССР и Комитетом по делам искусств при Совете министров СССР в одно - Министерство культуры СССР. 9 марта 1954 г. вновь было образовано Министерство высшего образования СССР на базе Главного управления высшего образования и Управления средних специальных учебных заведений Министерства культуры СССР. 22 июня 1959 г. Министерство высшего образования СССР было преобразовано в Министерство высшего и среднего специального образования СССР. 5 марта 1988 г. оно было упразднено, и на базе Министерства просвещения СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию был создан Государственный комитет СССР по народному образованию. 14 ноября 1991 г. Госкомитет СССР по народному образованию был преобразован в Межгосударственный совет по образованию СССР (ликвидирован 26 декабря 1991 г. с развалом СССР). Министерство просвещения СССР было образовано 3 августа 1966 г. (до этого времени общесоюзного Министерства просвещения не существовало, были только министерства союзных республик). Как уже было сказано, 15 марта 1946 г. из одноименного наркомата было образовано Министерство просвещения РСФСР. 11 ноября 1988 г. оно объединено с Государственным комитетом РСФСР по профессионально-техническому образованию в Министерство народного образования РСФСР. 3 августа 1959 г. было образовано Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР. 14 июля 1990 г. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР было объединено с Министерством просвещения РСФСР на базе действующего республиканского Министерства образования РСФСР, Государственного комитета РСФСР по молодежной политике, Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы в одно - Министерство образования РСФСР [26]. Сложилась система, при которой вопросы школьного образования относились преимущественно к ведению союзных республик, а управление высшим и средним специальным образованием находилось в пределах совместного ведения союзного центра и союзных республик. Декретом СНК РСФСР от 7 апреля 1925 г. было утверждено положение о школах рабочих подростков [27]. Эти школы создавались с целью подготовки квалифицированных рабочих, необходимых для восполнения убыли в квалифицированной рабочей силе и для поднятия промышленности на высшую ступень. В зависимости от потребности отдельных отраслей производства школы рабочих подростков разделялись на школы фабрично-заводского ученичества (в 1925 г. положение о школах рабочих подростков было распространено на школы сельскохозяйственного и конторско-торгового ученичества всех ведомств, а также кооперации) [28], готовившие квалифицированную рабочую силу по специальности, и школы при производстве в отраслях промышленности, не требовавшие сложных производственных навыков, и в подсобных работах. Заслугой советской власти в деле повышения уровня образованности населения, явилось введение на территории РСФСР всеобщего начального обучения (со временем и во всех союзных республиках СССР). Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 31 августа 1925 г. трудовая школа первой ступени должна была стать «действительно общедоступной и бесплатной для всех детей соответствующего школьного возраста (8-11 лет)» [29]. Со временем введение всеобщего начального обучения стало задачей для всего СССР. В совместном Постановлении ЦИК СССР и СНК СССР от 14 августа 1930 г. отмечалось, что было принято решение ввести с 1930-1931 гг. повсеместно в СССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8-10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. Также было введено с 19301931 гг. всеобщее обязательное начальное обучение (мальчиков и девочек) в объеме школы семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках [30]. Дальнейшее развитие народного хозяйства в условиях развивающейся индустриализации требовало новых подходов в деле организации подготовки профессиональных кадров с высшим и средним специальным образованием. В начале 1930-х гг. произошла реорганизация вузов, техникумов и рабфаков. «Мно-гофакультетные» вузы (все университеты и часть институтов) и техникумы реорганизовывались в отраслевые учебные заведения (путем их разукрупнения). Технические учебные заведения передавались в ведение отраслевых хозяйственных объединений соответствующих наркоматов и других учреждений СССР и союзных республик. Сельскохозяйственные учебные заведения передавались в ведение отраслевых сельскохозяйственных объединений Наркомзема СССР и наркомземов союзных республик. Подобным образом медицинские и физкультурные учебные заведения, а также преобразованные в институты медицинские факультеты университетов передавались в ведение наркомздравов союзных республик. В ведении наркомпросов союзных республик сохранялись педагогические и художественные учебные заведения, а также университеты в составе факультетов, не реорганизуемых к тому времени в специальные вузы [31]. Совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) в 1934 г. была принята единая по всей стране структура начальной и средней школы в СССР [32], просуществовавшая долгое время и сохранившаяся в послевоенный период. Были определены единые для всего СССР типы общеобразовательной школы: начальная школа (4 класса), неполная средняя школа (7 классов) и средняя школа (10 классов). Окончившие неполную среднюю школу имели право преимущественного поступления в техникумы, а окончившие среднюю школу имели право преимущественного поступления в вузы. Такая систематизация была установлена в целях упорядочивания процесса перехода учащихся с низшего уровня на более высокий, чтобы исключить попадание в средние и высшие учебные заведения не подготовленных к обучению лиц (что было распространенно в предшествующий период 1920-х - начала 1930-х гг.). Таким образом, выстроилась и закрепилась на время всего советского периода с некоторыми модификациями единая система учебных заведений - от начальной школы до высшей. Военные годы и период первого послевоенного десятилетия (период восстановления народного хозяйства) не были отмечены кардинальными изменениями в управлении системой общего образования и принципиальных подходах к нему. Сложившаяся при Сталине административно-командная система управления в сфере образования должным образом работала в этот период и выполняла свои мобилизационные функции для нужд военного времени и в первое десятилетие в сфере образования после войны. В годы «оттепели», начавшейся после смерти Сталина, поворот в сторону демократизации некоторых процессов политической и социально-экономи-ческой сферы, с одной стороны, и поиск новых моделей управления отдельными отраслями жизни страны, в том числе и образовательной сферой, приводил к существенным изменениям. Это выразилось как в частных (например, в 1954 г. было отменено раздельное обучение в школах юношей и девушек, введенное в 1943 г.; в 1956 г. была отменена плата за обучение в 8-10-х классах средней школы и вузах, введенная в 1940 г. и т.п.), так и в общесистемных преобразованиях. Системным законом, который, по замыслам его разработчиков, призван был решить важнейшие проблемы развития хозяйственной и общественной жизни страны, стал принятый в 1958 г. Верховным Советом СССР Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [33]. В Законе настойчиво проводилась мысль о том, что в социалистическом обществе постепенно ликвидировались существенные различия между трудом физическим и умственным, и утверждалось, таким образом, единение умственного и физического труда. Советское правительство главный недостаток прежней системы образования видело в отрыве обучения от жизни, в слабой подготовленности оканчивавших школы к практической деятельности. Поэтому, во исполнение общесоюзного закона, на всех уровнях общего образования в союзных республиках (в средней школе, профессионально-техническом образовании (училищах), среднем специальном образовании (техникумах)), а также в вузах был принят ряд мероприятий по изменению ситуации [34]. Так, Положение о восьмилетней школе в РСФСР устанавливало, что она является неполной средней общеобразовательной трудовой политехнической школой и осуществляет обязательное совместное обучение всех детей в возрасте от 7 до 15-16 лет. Восьмилетняя школа готовила учащихся к различным видам трудовой деятельности и к продолжению среднего образования. Другим видом школы (более высокой ступенью) стала средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением, которая давала полное среднее общее и политехническое образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры. Окончание средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением давало возможность юношам и девушкам работать по избранной профессии и право на поступление в вузы. Для максимального охвата и вовлечения в образование рабочей молодежи было предусмотрено открытие вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы, которая призвана была давать лицам, окончившим восьмилетнюю школу и работавшим в различных отраслях народного хозяйства и культуры, полное среднее образование и повышать их профессиональную квалификацию. Подготовка специалистов в вузах проводилась на базе полного среднего образования на основе соединения обучения с общественно полезным трудом. Конкретные формы соединения обучения с практикой с трудом определялись в зависимости от профиля вуза, состава студентов, а также от национальных и местных особенностей. При зачислении в вузы предоставлялись преимущества лицам, имевшим стаж практической работы (он составлял 2 года - служба в армии или работа на производстве). Была также сделана попытка всемерно улучшить и расширить вечернюю и заочную форму образования путем укрепления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного образования. Как нам известно, многие реформаторские инициативы Н.С. Хрущева были поспешными, а порой имели и волюнтаристский характер. Примером тому служат принятие ошибочных решений в сельском хозяйстве (в частности, просчеты при освоении целины, укрупнение сел, запрет на владение личным скотом и т.п.), реформа административно-территориального деления СССР 1962-1963 гг. в рамках реформы системы управления народным хозяйством и т.п. Так и образовательная реформа не была в полной мере реализована и доведена до своего логического завершения. Согласно изначальной задумке, главной задачей образования объявлялось преодоление отрыва школы от жизни, в связи с чем единая трудовая школа становилась политехнической. Однако выполнить эту задачу удавалось не всегда, поскольку профессиональную подготовку удалось развернуть не во всех школах. Не везде оказалась достаточная материальная база и необходимая связь с предприятиями и организациями. В 1964-1966 гг. средняя школа от 11-летнего вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8летнего образования как обязательного. В 1966 г. реформа была свернута (в 1974 г. был отменен и сам Закон в связи с принятием нового Закона СССР «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» [35]), а политехническая подготовка оставалась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой. На рубеже 1960-1970-х гг. начинается очередная волна реорганизации системы советского образования в духе умеренного консерватизма и решения более широкого круга задач для развития народного хозяйства и общественного устройства страны. Новый устав средней общеобразовательной школы СССР 1970 г. предусматривал, что она является единой, трудовой, политехнической школой. Единство школы обеспечивалось едиными в своей основе учебными планами, программами и педагогическими принципами организации работы [36]. Среднее специальное образование в СССР осуществлялось бесплатно, на началах равного для всех граждан СССР права на образование, на базе техникумов, училищ, школ и других средних специальных учебных заведений. Подготовка специалистов проводилась по дневной (с отрывом от производства), вечерней и заочной (без отрыва от производства) формам обучения [37]. Согласно Постановлению Совмина СССР от 22 января 1969 г., высшее образование в СССР осуществлялось на бесплатной основе, на началах равного для всех права на образование через университеты, академии, институты, заводы-втузы и другие вузы [38]. В первой половине 1970-х гг. в стране был взят курс на кардинальные изменения в области организации и управления образованием всех уровней. Дальнейшее социально-экономическое развитие страны, интенсификация производства, усиление научнотехнического прогресса требовали совершенствования в системе образования и перехода ко всеобщему среднему образованию. В принятых последовательно друг за другом документах (совместное Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 20 июня 1972 г. [39] и Постановление Совмина РСФСР от 20 июля 1972 г. [40] «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы») отмечалась необходимость перехода к такой форме организации школы. Поэтому в целях завершения перехода ко всеобщему среднему образованию министерства просвещения РСФСР и высшего и среднего специального образования РСФСР, Госкомитет Совмина РСФСР по профессионально-техническому образованию, совми-ны и исполкомы субъектов, входивших в РСФСР, обязывались принимать меры к более полному охвату молодежи средним образованием; развивать и совершенствовать общеобразовательную школу как трудовую и политехническую, являвшуюся основной формой получения молодежью общего среднего образования; значительно улучшать работу вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школ, создавать необходимые условия для завершения среднего образования работающей молодежью и т.д. В соответствии с этим направлением в образовании в 1973 г. был принят новый Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» [35], который отменил действие прежнего закона 1958 г. (ст. 3) и на основании которого были приняты типовые постановления и законы в союзных республиках, продолжавших действовать весь советский период [41-43] (фактически и весь последующий период после распада СССР, вплоть до его отмены в России в 2012 г. с принятием Федерального закона «Об образовании»). Закон устанавливал право всех граждан СССР на образование, которое строилось на следующих принципах: бесплатность всех видов образования, осуществление всеобщего среднего образования молодежи, широкое развитие профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитие заочного и вечернего образования; предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатная выдача школьных учебников; возможность обучения в школе на родном языке; создание условий для самообразования и т.д. Организовывались также бесплатное профессиональное обучение, повышение трудовой квалификации и переподготовка кадров. Система народного образования в СССР стала включать в себя дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание. Законодательство об образовании устанавливало и четкое разграничение предметов ведения общесоюзной компетенции в вопросах образования и компетенции союзных республик. Совместным Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 12 апреля 1984 г. [44] (вместе с Постановлением ВС СССР от 12 апреля 1984 г. [45]) было принято решение осуществить постепенный переход в средней общеобразовательной школе на 11-летний срок обучения, начиная обучение детей с 6-летнего возраста, а начальную 3-летнюю школу было решено преобразовать в четырехлетнюю: 1-4-е классы -начальная школа, 1-9-е классы - неполная средняя (девятилетняя) школа, 1-11-е классы - полная средняя школа. Для каждого из трех звеньев общеобразовательной школы были определены цели и задачи обучения и воспитания. Согласно Постановлению Совмина РСФСР от 31 августа 1984 г. № 386 «О реорганизации профессионально-технических учебных заведений РСФСР в единый тип - среднее профессионально-техническое училище» (во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР 1984 г. «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров» [46]), в целях «развития и совершенствования системы профессиональнотехнического образования как основной формы подготовки квалифицированных рабочих кадров, повышения ее роли в осуществлении перехода к всеобщему профессиональному обучению молодежи» было принято решение о реорганизации профессиональнотехнических учебных заведений РСФСР в единый тип - среднее профессионально-техническое училище. Они создавались в установленном порядке на базе производственных объединений, предприятий, строек, организаций с численностью работников 2 тыс. человек и более, а в сельской местности, как правило, - в каждом административном районе, и входили в состав районного агропромышленного объединения. Для предприятий с меньшей численностью работников училища создавались на основе отраслевой и межведомственной кооперации. Перестройка внесла существенный вклад в развитие системы советского образования и демократизации управления им. ЦК КПСС и Советом министров СССР было принято совместное Постановление от 8 июля 1988 г. № 824 «О генеральной схеме управления народным хозяйством РСФСР». В Постановлении отмечалось, что были созданы необходимые условия для перехода к преимущественно экономическим методам руководства комплексным социально-экономическим развитием республики и обеспечивалось сочетание общегосударственных интересов с интересами трудовых коллективов и территорий. Поэтому в целях повышения эффективности управления народным образованием РСФСР и в соответствии с этим Постановлением было принято Постановление СМ РСФСР от 27 июля 1988 г. «О совершенствовании организации и структуры управления народным образованием РСФСР». Согласно ему на новое Министерство народного образования РСФСР было возложено выполнение следующих основных задач: обеспечение в пределах своей компетенции проведения в Республике единой государственной политики в области народного образования и создания системы непрерывного образования населения, а также высокого качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в подведомственных учебных заведениях, широкого применения эффективных форм интеграции учебных заведений с производством и наукой; реализация концепции всеобщего среднего образования молодежи как базового для последующей подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов, всестороннего развития личности и т.п. Были также учтены предложения Министерства народного образования РСФСР, согласованные с органами власти субъектов, входивших в состав РСФСР, о совершенствовании организации и структуры управления народным образованием РСФСР. В частности, образовывались в установленном порядке единые орга
Ключевые слова
управление образованием,
политика,
идеология,
власть,
законы,
школа,
профессиональное образование,
высшая школа,
СССР,
РСФСРАвторы
Хаминов Дмитрий Викторович | Томский государственный университет; Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | д-р ист. наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, административного права; зав. кафедрой теории права | khaminov@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
РСДРП. Съезд (2; 1903; Брюссель-Лондон). Программа Российской социал-демократической рабочей партии, принятая на Втором съезде партии в 1903 г.: Чего добиваются социал-демократы в России. [Б. м. : Б. и., 1903]. 8 с.
Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров (принят II Всероссийским съездом Советов 27.10.1917) // Газета Временного Рабо чего и Крестьянского Правительства. 28.10.1917. № 1.
Декрет СНК РСФСР от 11.02.1921 «О Народном Комиссариате по Просвещению (Положение)» // СУ РСФСР. 1921. № 12, ст. 78 (Изве стия ВЦИК. 15.02.1921. № 33).
Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 05.10.1925 г. «Положение о Народном Комиссариате Просвещения Р.С.Ф.С.Р.» // СУ РСФСР. 1925. № 71, ст. 561; Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 21.10.1925. № 241.
«Декларация прав народов России» (утв. СНК РСФСР 02.11.1917) // СУ РСФСР. 1917. № 2, ст. 18.
Постановление Наркомпроса РСФСР от 30.11.1917 «О реформе средней школы» // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Прави тельства. 30.11.1917. № 21.
Постановление Наркомпроса РСФСР от 11.12.1917 «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Ко миссариата по народному просвещению» // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 15.12.1917. № 33.
Постановление Временного Правительства от 20 июня 1917 г. «Об объединении, в целях введения всеобщего обучения, заведений раз ных ведомств в ведомстве Министерства народного просвещения» (о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения) // Собрание узаконений и распоряжений Правительства. Пг., 1917. № 182. 4 августа. Отд. 1. Ст. 1014.
Постановление Наркомпроса РСФСР от 20.01.1918 «Об упразднении должностей директоров, инспекторов народных училищ, и губерн ских дирекций и инспекций» // Газета Рабочего и Крестьянского Правительства. 20.01.1918. № 13.
Постановление Наркомпроса РСФСР от 21.01.1918 «Об упразднении в средних учебных заведениях должностей директоров, начальниц, инспекторов и заведывающих, должностей почетных попечителей (попечительниц), смотрителей (смотрительниц), блюстителей (блюстительниц) и об учреждении должностей председателей, товарищей председателя и секретарей педагогического совета» // Газета Рабочего и Крестьянского Правительства. 21.01.1918. № 14.
Постановление Наркомпроса РСФСР от 21.01.1918 «Об упразднении попечителей учебных округов и их помощников, главных и окружных инспекторов, состоящих при них секретарей и помощников секретарей, а равно попечительских советов и канцелярий при учебных округах» // Газета Рабочего и Крестьянского Правительства. 21.01.1918. № 14.
Постановление Наркомпроса РСФСР от 23.02.1918 «О передаче всех учебных заведений в ведение Народного Комиссариата по Просвещению» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. М. : Управление делами Совнаркома СССР, 1942. С. 386.
Декрет СНК РСФСР от 05.06.1918 «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» // Известия ВЦИК. 05.06.1918. № 113.
Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах // Декреты советской власти : сб. докл. М. : Политиздат, 1957-1997. Т. 1: 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. / подг. С.Н. Валк и др. С. 371-374.
Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // СУ РСФСР. 1918. № 51, ст. 582.
Постановление Наркомпроса РСФСР от 31.05.1918 «О введении обязательного совместного обучения» // Известия ВЦИК. 31.05.1918. № 109.
Декрет СНК РСФСР от 26.06.1918 «Об организации дела народного образования в Российской Республике (Положение)» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. М. : Управление делами Совнаркома СССР, 1942. С. 621-625.
Декрет ВЦИК от 16.10.1918 «Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)» // Известия ВЦИК. 16.10.1918. № 225.
Постановление Наркомпроса РСФСР от 31.10.1918 «О школах национальных меньшинств» // СУ РСФСР. 1918. № 80, ст. 835 (Известия ВЦИК. 31.10.1918. № 238; Сборник декретов 1917-1918 гг. 1920).
Декрет ВЦИК от 27.05.1920 «О народном образовании в Татарской Республике (Положение)» // СУ РСФСР. 1920. № 52, ст. 225 (Известия ВЦИК. 04.06.1920. № 119).
Декрет СНК РСФСР от 02.08.1918 «О правилах приема в высшие учебные заведения» // СУ РСФСР. 1918. № 57, ст. 632 (Известия ВЦИК. 06.08.1918. № 166).
Постановление СНК РСФСР от 2.08.1918 «О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства» // Известия. 1918. № 165, 4 августа.
Декрет СНК РСФСР от 18.02.1924 «Положение о рабочих факультетах» // СУ РСФСР. 1924. № 19, ст. 190 (Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 27.02.1924. № 48).
Декрет СНК РСФСР от 02.09.1921 «О высших учебных заведениях Р.С.Ф.С.Р. (Положение)» // СУ РСФСР. 1921. № 65, ст. 486.
Декрет СНК РСФСР от 03.07.1922 «Положение о Высших Учебных Заведениях» // СУ РСФСР. 1922. № 43, ст. 518.
Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители, 1923-1991 : ист.-биогр. справ. / авт., сост. В.И. Ивкин. М. : РОССПЭН, 1999. 637 с.
Декрет СНК РСФСР от 07.04.1925 «Положение о школах рабочих подростков» // СУ РСФСР. 1925. № 22, ст. 162 (Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 23.04.1925. № 91).
Декрет СНК РСФСР от 31.07.1925 «О порядке организации школ ученичества (фабрично-заводского, сельско-хозяйственного и конторско-торгового) при предприятиях и учреждениях, находящихся в ведении народных комиссариатов и кооперативных центров» // СУ РСФСР. 1925. № 56, ст. 433 (Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 08.08.1925. № 179).
Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 31.08.1925 «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети» // СУ РСФСР. 1925. № 69, ст. 543.
Постановление ЦИК СССР № 43, СНК СССР № 308 от 14.08.1930 «О всеобщем обязательном начальном обучении» // СЗ СССР. 1930. № 39, ст. 420 (Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 15.08.1930. № 824).
Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 23.07.1930 № 237 «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» // СЗ СССР. 1930. № 38, ст. 411 (За коммунистическое просвещение. 08.08.1930. № 96).
Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15.05.1934 «О структуре начальной и средней школы в СССР» // СЗ СССР. 1934. № 26, ст. 205 (Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 16.05.1934. № 113).
Закон СССР от 24.12.1958 «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» // Ведомости ВС СССР. 1959. № 1, ст. 5.
Постановление Совмина РСФСР от 29.12.1959 № 2027 «Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе» // СП РСФСР. 1959. № 21, ст. 180.
Закон СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 200 (Ведомости ВС СССР. 1973. № 30, ст. 392).
Постановление Совмина СССР от 08.09.1970 № 749 «Об Уставе средней общеобразовательной школы» // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 256 (СП СССР. 1970. № 17, ст. 132; 1981. № 2, ст. 3).
Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 № 65 «Об утверждении Положения о средних специальных учебных заведениях СССР» // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 368 (СП СССР. 1969. № 4, ст. 25; 1981. № 2, ст. 3).
Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 № 64 «Об утверждении Положения о высших учебных заведениях СССР» // СП СССР. 1969. № 4, ст. 24.
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1972 № 463 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» // СП СССР. 1972. № 11, ст. 60.
Постановление Совмина РСФСР от 20.07.1972 № 426 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы в РСФСР» // СП РСФСР. 1972. № 17, ст. 106.
Постановление ВС РСФСР от 02.08.1974 «О введении в действие Закона РСФСР о народном образовании» // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 3. С. 270-277 (Ведомости ВС РСФСР. 1974. № 32, ст. 851).
Постановление ВС РСФСР от 02.08.1974 «О мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию в РСФСР» // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 3. С. 270-279 (Ведомости ВС РСФСР. 1974. № 32, ст. 849).
Закон РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 3. С. 245.
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 № 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» // СП СССР. 1984. № 18, ст. 101.
Постановление ВС СССР от 12.04.1984 № 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 222 (Ведомости ВС СССР. 1984. № 16, ст. 237).
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.1984 № 315 «О дальнейшем развитии системы профессиональнотехнического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров» // СП СССР. 1984. № 19, ст. 104.
Образовательное право : учеб. пособие для бакалавров / под общ. ред. Д.А. Аксеновой. М. : Книгодел, 2016. 312 с.
Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М. : Центр образовательного законодательства Минобразования России, 2002. 339 с.
Образовательное право России : учебник и практикум : в 2 кн. / А.Н. Козырин, Т.Н. Трошкина. М. : Изд. дом Высш. школы экономики, 2019. (Учебники Высшей школы экономики). Кн. 1 : учебник. 799 с.
Звонарев А.В., Ладнушкина Н.М., Пашенцев Д.А. Развитие формальных источников образовательного права в советский период (1917 1936 гг.) // Юридическая наука. 2017. № 3. С. 52-56.
Звонарев А.В., Ладнушкина Н.М., Пашенцев Д.А. Динамика формальных источников образовательного права в советский период (1936-1985 гг.) // Юридическая наука. 2017. № 4. С. 34-40.
Кожевина М. А. Образовательное право в системе современного российского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2017. № 3 (66). С. 36-39.