Обучение биатлонистов различной спортивной квалификации знаниям правил стрельбы и умениям их применять: мнение экспертов | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 480. DOI: 10.17223/15617793/480/21

Обучение биатлонистов различной спортивной квалификации знаниям правил стрельбы и умениям их применять: мнение экспертов

Исследования подтвердили целесообразность использования кумулятивного способа при обучении биатлонистов правилам стрельбы и умениям их применять. При помощи экспертной оценки определена последовательность освоения правил стрельбы биатлонистами различной спортивной квалификации. Отмечается, что обучение биатлонистов «отметке» выстрела целесообразно начинать с I юношеского разряда, обучение определению средней точки попадания - со II спортивного разряда, обучение внесению поправок в прицел - с I спортивного разряда; обучение стрельбе в условиях ветра способом «вынос» точки прицеливания рекомендуется начинать со спортивной квалификации «кандидат в мастера спорта».

Training of biathletes of different sports qualifications in the knowledge and application of shooting rules: Expert opi.pdf Введение Совершенствование стрелковой подготовки биатлонистов многие исследователи видят в повышении устойчивости системы «стрелок-оружие» [1, 2]. Так, в частности, был разработан и проведен комплексный тест для оценки интегральной подготовленности биатлонистов, который показал, что устойчивость системы «стре-лок-оружие» является одним из лимитирующих факторов, предопределяющих качество выстрела [3]. Показана зависимость устойчивости оружия от способов его удержания при стрельбе «стоя» [4, 5], от физиологической интенсивности нагрузки, выраженной в показателе «частота сердечных сокращений» [6, 7]. Методике обучения стрельбе в биатлоне посвящен ряд исследований. Определены основные принципы пристрелки [8], показаны приоритеты в концентрации внимания [9], разработаны основные положения обучения и совершенствования техники стрельбы [10], разработана методика использования технических средств срочной информации для совершенствования стрелковой подготовки биатлонистов [11-13], предложена методика обучения стрельбе в условиях ветра способом «вынос» точки прицеливания [14, 15]. Для различных этапов многолетнего тренировочного процесса в биатлоне Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «биатлон» предусмотрено различное количество патронов. Так, Федеральный стандарт предусматривает следующие нормы обеспеченности учебно-тренировочного процесса патронами для спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом калибра 5,6 мм: для тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) - 4 000 штук в год, для этапа совершенствования спортивного мастерства - 6 000 штук в год, для этапа высшего спортивного мастерства - 8 000 штук в год1. Н.С. Загурский и Я.С. Романов, проанализировали содержание Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «биатлон» п предложили увеличить количество выстрелов в комплексных тренировках с учетом средств передвижения (бег, лыжероллеры, лыжи) и зон интенсивности от 3 200 выстрелов в год (для спортсменов первого года обучения на тренировочном этапе) до 9 200 выстрелов в год - для спортсменов высшего спортивного мастерства [16]. Обратившись к истории, можно отметить, что до 1978 г. в биатлоне использовались винтовки калибра 7,62 и 6,5 мм (вначале использовали армейскую винтовку Мосина калибра 7,62 мм, потом на ее базе конструктор А.С. Шестряков разработал винтовку «Биатлон-59», а в 1960 г. - винтовки БИ-7,62 и БИ-6,5). Упражнения в стрельбе выполнялись на четырех стрельбищах с дистанциями стрельбы 250, 200, 150 и 100 м [17]. Отдача при стрельбе из боевого оружия значительно много сильнее, чем отдача при стрельбе из современных биатлонных винтовок калибра 5,6 мм. В этой связи количество выстрелов, которое делали биатлонисты тех лет в стрелковых и комплексных тренировках, было существенно меньше во избежание серьезных травм плечевого сустава. Тем не менее результаты стрельбы биатлонистов 1960-х гг. были не хуже нынешних. Например, в 1964 г. в Ленинграде на Кавголовских играх, в которых участвовали спортсмены СССР и скандинавских стран, у одного из советских спортсменов (им был мой научный руководитель - мастер спорта СССР (лыжные гонки и биатлон, 1963), кандидат педагогических наук (1973), профессор (1993), выпускник Омского государственного института физической культуры (1963) - Николай Григорьевич Безмельницын) было всего 25 патронов, 20 из которых он оставил на соревнование в индивидуальной гонке, а 5 патронов использовал для пристрелки на четырех стрельбищах (250, 200, 150 и 100 м), т.е. на каждом стрельбище на пристрелку он потратил по одному патрону. Однако это обстоятельство не помешало ему занять 8-е место в данных международных соревнованиях. Современные подходы к методикам тренировки в биатлоне характеризуются тенденцией к увеличению количества выстрелов в стрелковых и комплексных тренировках, что, на наш взгляд, представляет собой экстенсивный путь развития методики спортивной тренировки, может привести к ослаблению контроля техники стрельбы со стороны тренера и сформировать неправильную технику, а незнание правил стрельбы и неумение их применять снизит не только результат стрельбы, но и спортивно-технический результат в целом. Возможно, что перечисленные выше обстоятельства инициировали проведение исследования по разработке новых средств обучения прицеливанию с помощью обучающих игровых программ [18, 19]. Проведенные ранее исследования показали, что юные биатлонисты в недостаточной мере знают правила стрельбы [20]. Показано полное отсутствие знаний правил стрельбы в условиях ветра способом «вынос» точки прицеливания. Возникает вопрос: какой смысл в обучении биатлонистов правилам стрельбы, когда используются только стрелковые и комплексные тренировки, зачем тратить время (спортсменов и тренеров), материальные средства (патроны, оружие, стрельбище), если это не приносит положительного результата, т.е. уровень стрелковой подготовленности от большого количества слабо контролируемых выстрелов не повышается. Очевидно, что для обучения целесообразно использовать какой-либо симулятор. На необходимость разработки симулятора для обучения биатлонистов правилам стрельбы и умениям их применять (в виде носимых электронных устройств -девайсов - со специальным программным обеспечением) нами было показано ранее [21, 22]. В целях оптимизации учебно-тренировочного процесса, направленного на обучение юных биатлонистов правилам стрельбы и умениям их применять, перед проведением соответствующих стрелковых и комплексных тренировок считаем целесообразным при помощи симуляторов обучить спортсменов тем правилам стрельбы, которые предстоит освоить на предстоящих стрелковых и комплексных тренировках. Цель исследования - определить, какие правила стрельбы должны знать и уметь применять биатлонисты той или иной спортивной квалификации («отметка» выстрела; определение средней точки попадания; внесение поправок в прицел; правила «выноса» точки прицеливания при стрельбе в условиях ветра). Методы и организация исследования В качестве основного метода исследования нами использовался опрос экспертов. Экспертами выступили пять тренеров по биатлону - четыре заслуженных тренера России и один тренер высшей квалификации. Тренеры-эксперты в настоящее время работают со спортсменами основной и юношеской сборной команды Российской Федерации, а также со спортсменами центра спортивной подготовки и юными спортсменами школы олимпийского резерва одного из субъектов Российской Федерации. Сбор мнений специалистов осуществлен посредством анкетного опроса. Эксперты присваивали ранговый номер «один» биатлонистам той спортивной квалификации, при которой спортсмен должен знать данное правило стрельбы. Остальные спортивные квалификации в биатлоне ранжировались по степени значимости для них правила стрельбы. Если для освоения какого-либо правила стрельбы, эксперт признает равнозначными две или несколько спортивных квалификаций, то им присваивается одинаковый ранговый номер. Расчеты коэффициента конкордации Кендалла (средняя степень согласованности мнений экспертов), оценки статистической достоверности коэффициента и показателей уровня значимости правил стрельбы были проведены с использованием программного обеспечения Statistica. Значение коэффициента конкордации (W) может находиться в диапазоне от 0 до 1. Если W = 0, то мнения экспертов считаются несогласованными. Если W = 1, то оценки экспертов полностью согласованы. Если значение коэффициента конкордации превышает 0,40-0,50, то согласованность считается удовлетворительной, если W > 0,70-0,80 - высокой. Использование коэффициента конкордации Кендалла в исследованиях имеет два ограничения: первое - невозможность рассчитать согласованность мнений экспертов по каждой переменной в отдельности, второе - коэффициент измеряет согласованность мнений в смысле их коррелированности, но не совпадения. Результаты исследования и их обсуждение Спортивная квалификация, при которой биатлонисты должны знать и уметь «отмечать» выстрел. Тренеры-эксперты (m = 5) оценили, при какой спортивной квалификации (п = 6; I юношеский разряд, III разряд, II разряд, I разряд, КМС, МС) биатлонист должен знать и уметь «отмечать» выстрел (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Сводная матрица рангов спортивных квалификаций, при которых, как считают тренеры-эксперты, биатлонисты должны знать и уметь «отмечать» выстрел Спортивная квалификация биатлонистов Эксперты Сумма рангов d d2 1 2 3 4 5 I юношеский разряд Х1 1 1 1 1 2.5 6,5 -11 121 III разряд Х2 2 2 2 2 1 9 -8,5 72,25 II разряд Хз 3 3 3 3 2.5 14,5 -3 9 I разряд Х4 4 4 4 4 4 20 2,5 6,25 КМС Х5 5 5 5 5 5 25 7,5 56,25 МС Х6 6 6 6 6 6 30 12,5 156,25 Е 21 21 21 21 21 105 421 Оценка средней степени согласованности мнений всех тренеров-экспертов выполнена посредством расчета коэффициента конкордации для случая, когда имеются связанные ранги (одинаковые значения рангов в оценках одного эксперта): -m2(n3 -n)-mVT. 12i где S = 421; n = 6, m = 5. где Ti - число связок (видов повторяющихся элементов) в оценках i-го эксперта, tl - количество элементов в l-й связке для i-го эксперта (количество повторяющихся элементов). T5 = [(23-2)]/12 = 0,5. £Г. = 0,5 = 0,5. 421 W = ---0,97. -52(63 -6)-5• 0,5 12 Величина коэффициента конкордации W = 0,97 указывает на наличие высокой степени согласованности мнений экспертов. Оценка значимости коэффициента конкордации выполнена посредством расчета критерия согласованности Пирсона: %2 _S_ -mn(n +1) +-1- V T. 12 n-1 i 421 - 5 • 6(6 +1) +---0,5 12 6-1 = 24,2. Расчетный критерий согласованности Пирсона X2 = 24,2 > табличного значения (11,07050) для числа степеней свободы K = n-1 = 6-1 = 5 и при уровне значимости а = 0,05. Это означает, что коэффициент конкордации W = 0,97 - величина статистически достоверная и полученные результаты могут использоваться в дальнейших исследованиях. На основе расчета суммы рангов вычислены показатели весомости рассмотренных параметров - матрица опроса преобразована в матрицу преобразованных рангов по формуле sij = xmax - xij, где xmax = 6. Показатели значимости (ранги) спортивных квалификаций, при которых биатлонист должен знать и уметь «отмечать» выстрел, представлены в табл. 2. Т а б л и ц а 2 Ранги спортивных квалификаций, при которых биатлонисты должны знать и уметь «отмечать» выстрел Спортивная квалификация биатлонистов Эксперты Е Вес X 1 2 3 4 5 I юношеский разряд 5 5 5 5 3.5 23,5 0,3133 III разряд 4 4 4 4 5 21 0,28 II разряд 3 3 3 3 3.5 15,5 0,2067 I разряд 2 2 2 2 2 10 0,1333 КМС 1 1 1 1 1 5 0,06667 МС 0 0 0 0 0 0 0 Итого 75 1 По результатам опроса тренеров-экспертов установлено, что уметь «отмечать» выстрел должны биатлонисты I юношеского разряда (31%). Спортивная квалификация, при которой биатлонисты должны знать и уметь определять среднюю точку попадания. Результаты опроса тренеров-экспертов представлены в табл. 3. Сводная матрица рангов спортивных квалификаций, при которых, как считают тренеры-эксперты, биатлонисты должны знать и уметь определять среднюю точку попадания Спортивная квалификация биатлонистов Эксперты Сум ма рангов d d2 1 2 3 4 5 I юношеский разряд Х1 6 6 6 6 6 30 12,5 156,25 III разряд Х2 2,5 2,5 2,5 2,5 5 15 -2,5 6,25 II разряд Х3 1 1 1 1 2,5 6,5 -11 121 I разряд Х4 2,5 2,5 2,5 2,5 1 11 -6,5 42,25 КМС Х5 4 4 4 4 2,5 18,5 1 1 МС Х6 5 5 5 5 4 24 6,5 42,25 Е 21 21 21 21 21 105 369 Оценка средней степени согласованности мнений всех тренеров-экспертов выполнена посредством расчета коэффициента конкордации и составляет W = = 0,87. Величина коэффициента конкордации W = 0,87 указывает на наличие высокой степени согласованности мнений экспертов. Расчетный критерий согласованности Пирсона X2 = 21,7 > табличного значения (11,07050) для числа степеней свободы K = п-1 = 6-1 = 5 и при уровне значимости а = 0,05. Это означает, что коэффициент конкордации W = 0,87 - величина статистически достоверная и полученные результаты могут использоваться в дальнейших исследованиях. Показатели значимости (ранги) спортивных квалификаций, при которых биатлонисты должны знать и уметь определять среднюю точку попадания, представлены в табл. 4. Т а б л и ц а 4 Ранги спортивных квалификаций, при которых биатлонисты должны знать и уметь определять среднюю точку попадания Спортивная квалификация биатлонистов Эксперты Е Вес X 1 2 3 4 5 I юношеский разряд 0 0 0 0 0 0 0 III разряд 3,5 3,5 3,5 3,5 1 15 0,2 II разряд 5 5 5 5 3,5 23,5 0,3133 I разряд 3,5 3,5 3,5 3,5 5 19 0,2533 КМС 2 2 2 2 3,5 11,5 0,1533 МС 1 1 1 1 2 6 0,08 Итого 75 1 По результатам опроса тренеров-экспертов установлено, что знать и уметь определять среднюю точку попадания должны биатлонисты II разряда (31%). Спортивная квалификация, при которой биатлонисты должны знать и уметь вносить поправки в прицел. Результаты опроса тренеров-экспертов представлены в табл. 5. Т а б л и ц а 5 Сводная матрица рангов спортивных квалификаций, при которых, как считают тренеры-эксперты, биатлонисты должны знать и уметь вносить поправки в прицел Спортивная квалификация биатлонистов Эксперты Сумма рангов d d2 1 2 3 4 5 I юношеский разряд Х1 6 6 6 6 6 30 12,5 156,25 III разряд Х2 5 5 5 5 5 25 7,5 56,25 II разряд Х3 2,5 2,5 2,5 2,5 4 14 -3,5 12,25 I разряд Х4 1 1 1 1 2,5 6,5 -11 121 КМС Х5 2,5 2,5 2,5 2,5 1 11 -6,5 42,25 МС Х6 4 4 4 4 2,5 18,5 1 1 21 21 21 21 21 105 389 Оценка средней степени согласованности мнений всех тренеров-экспертов выполнена посредством расчета коэффициента конкордации и составляет W = 0,92. Величина коэффициента конкордации W = 0,92 указывает на наличие высокой степени согласованности мнений экспертов. Расчетный критерий согласованности Пирсона X2 = 22,88 > табличного значения (11,07050) для числа степеней свободы K = n-1 = 6-1 = 5 и при уровне значимости а = 0,05. Это означает, что коэффициент конкордации W = 0,92 - величина статистически достоверная и полученные результаты могут использоваться в дальнейших исследованиях. Показатели значимости (ранги) спортивных квалификаций, при которых биатлонисты должны знать и уметь вносить поправки в прицел, представлены в табл. 6. По результатам опроса тренеров-экспертов установлено, что знать и уметь вносить поправки в прицел должны биатлонисты I разряда (31%). Ранги спортивных квалификаций, при которых биатлонисты должны знать и уметь вносить поправки в прицел Спортивная квалификация биатлонистов Эксперты Е Вес X 1 2 3 4 5 I юношеский разряд 0 0 0 0 0 0 0 III разряд 1 1 1 1 1 5 0,06667 II разряд 3,5 3,5 3,5 3,5 2 16 0,2133 I разряд 5 5 5 5 3,5 23,5 0,3133 КМС 3,5 3,5 3,5 3,5 5 19 0,2533 МС 2 2 2 2 3,5 11,5 0,1533 Итого 75 1 Спортивная квалификация, при которой биатлонисты должны знать и уметь стрелять в условиях ветра способом «вынос» точки прицеливания. Результаты опроса тренеров-экспертов представлены в табл. 7. Т а б л и ц а 7 Сводная матрица рангов спортивных квалификаций, при которых, как считают тренеры-эксперты, биатлонисты должны знать и уметь стрелять в условиях ветра способом «вынос» точки прицеливания Спортивная квалификация биатлонистов Эксперты Сумма рангов d d2 1 2 3 4 5 I юношеский разряд Х1 6 6 6 6 6 30 12,5 156,25 III разряд Х2 5 5 5 5 5 25 7,5 56,25 II разряд Хз 2,5 2,5 2,5 2,5 4 14 -3,5 12,25 I разряд Х4 1 1 1 1 2,5 6,5 -11 121 КМС Х5 2,5 2,5 2,5 2,5 1 11 -6,5 42,25 МС Хб 4 4 4 4 2,5 18,5 1 1 Е 21 21 21 21 21 105 389 Оценка средней степени согласованности мнений всех тренеров-экспертов выполнена посредством расчета коэффициента конкордации и составляет W = 0,97. Величина коэффициента конкордации W = 0,97 указывает на наличие высокой степени согласованности мнений экспертов. Расчетный критерий согласованности Пирсона X = 21,18 > табличного значения (11,07050) для числа степеней свободы K = п-1 = 6-1 = 5 и при уровне значимости а = 0,05. Это означает, что коэффициент конкордации W = 0,97 - величина статистически достоверная и полученные результаты могут использоваться в дальнейших исследованиях. Показатели значимости (ранги) спортивных квалификаций, при которых биатлонисты должны знать и уметь применять правила стрельбы в условиях ветра способом «вынос» точки прицеливания, представлены в табл. 8. По результатам опроса тренеров-экспертов установлено, что знать и уметь стрелять в условиях ветра способом «вынос» точки прицеливания должны биатлонисты квалификации КМС (32%). Единой всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК) по виду спорта «Биатлон», который включен в программу Олимпийских зимних игр, определены минимальные границы возраста для присвоения спортивного разряда «кандидат в мастера спорта» -15 лет, для присвоения спортивного звания «Мастер спорта России» - 17 лет, для присвоения спортивного звания «Мастер спорта России международного класса» (МСМК) - 20 лет2. Таким образом, в соответствии с требованиями ЕВСК по виду спорта «Биатлон» к выполнению спортивных разрядов и званий с 15 лет целесообразно обучать биатлонистов стрельбе в условиях ветра способом «вынос» точки прицеливания, с 14 лет - внесению поправок в прицел, с 13 лет - определению средней точки попадания, с 12 лет - «отметке» выстрела, что вполне согласуется с результатами проведенного нами исследования. Т а б л и ц а 8 Ранги спортивных квалификаций, при которых биатлонисты должны знать и уметь стрелять в условиях ветра способом «вынос» точки прицеливания Спортивная квалификация биатлонистов Эксперты Е Вес X 1 2 3 4 5 I юношеский разряд 0 0 0 0 0 0 0 III разряд 1 1 1 1 1 5 0,06667 II разряд 2 2 2 2 2 10 0,1333 I разряд 3,5 3,5 3,5 3,5 3 17 0,2267 КМС 5 5 5 5 4 24 0,32 МС 3,5 3,5 3,5 3,5 5 19 0,2533 Итого 75 1 Федеральный стандарт спортивной подготовки (ФССП) по виду спорта «Биатлон» предусматривает нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки, на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), на этапе совершенствования спортивного мастерства, на этапе высшего спортивного мастерства3. Нормативов по общей стрелковой и специальной стрелковой подготовке в ФССП по виду спорта «Биатлон», в отличие от ФССП «Пулевая стрельба»4, нет. ФССП по виду спорта «Биатлон» определяет требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки. Необходимость в разработке нормативной и методической частей, а также зачетных требований по общей стрелковой и специальной стрелковой подготовке для программ спортивной подготовки в биатлоне определяет целесообразность использования результатов данного исследования. Выводы Обучение биатлонистов правилам стрельбы и умениям применять эти правила следует осуществлять кумулятивным (накопительным) способом с учетом спортивной квалификации и в следующей последовательности: «отметке» выстрела необходимо обучать биатлонистов I юношеского разряда, определению средней точки попадания - биатлонистов II спортивного разряда; внесению поправок в прицел - биатлонистов I спортивного разряда, стрельбе в условиях ветра способом «вынос» точки прицеливания - биатлонистов квалификации КМС.

Ключевые слова

биатлон, правила стрельбы, обучение, последовательность обучения

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Астафьев Николай ВениаминовичТюменский институт повышения квалификации МВД Россиид-р пед. наук, начальник кафедры огневой подготовкиastnic@mail.ru
Куклева Галина АлексеевнаТюменский государственный университетолимпийская чемпионка по биатлону, профессор кафедры технологий физкультурно-спортивной деятельностиgalchonok171@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Загурский Н.С., Романова Я.С. Оценка параметров стрелковой подготовленности и показателей постуральной устойчивости у биатлонистов, проходящих подготовку на этапе совершенствования спортивного мастерства в биатлоне // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176). С. 137-142.
Романова Я.С., Загурский Н.С. Анализ показателей стрелковой подготовленности у биатлонистов на этапе высшего спортивного мастер ства // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8 (186). С. 252-255.
Загурский Н.С., Романова Я.С. Комплексный тест для оценки интегральной подготовленности биатлонистов // Ученые записки универ ситета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 10 (152). С. 64-71.
Романова Я.С., Михалев В.И., Загурский Н.С. Основные варианты удержания оружия при стрельбе из положения «стоя» и их влияние на результат стрельбы в биатлоне // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 233-236.
Круковский Н. А., Сошников Н. Н. Определение взаимосвязей между координационными способностями и параметрами стрельбы из положения стоя у биатлонистов на этапе спортивной специализации // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019. №3. С. 30-35.
Загурский Н.С., Романова Я.С. ЧСС у биатлонисток высшей квалификации при прохождении соревновательных дистанций и огневых рубежей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 8 (150). С. 32-39.
Загурский Н.С., Романова Я.С. Влияние частоты сердечных сокращений на качество стрельбы биатлонистов // Научные труды Сибирско го государственного университета физической культуры и спорта. 2017. Т. 20, № 1. С. 9-17.
Куделин А.И., Загурский Н.С. Основные принципы пристрелки в биатлоне // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 108-125.
Куделин А.И., Загурский Н.С. Приоритеты в концентрации внимания при стрельбе // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 124-142.
Куделин А.И., Загурский Н.С., Хайтович Ф. Стрелковые навыки в биатлоне: обучение и совершенствование техники стрельбы // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 87-104.
Загурский Н.С., Ростовцев П.А., Гуща С.Ю. Совершенствование стрелковой подготовки биатлонистов высокой квалификации на основе средств срочной информации // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы III Всероссийской научнопрактической конференции. 2013. С. 275-288.
Астафьев Н.В. Совершенствование техники стрельбы биатлонистов на основе использования срочной информации о процессе прицеливания, получаемой при помощи тренажеров SCATT. М. : Колос-с, 2020. 144 с.
Дунаев К.С., Алексашин Д.Я., Савицкий Я.И., Загурский Н.С. Совершенствование стрелковой подготовки биатлонистов с использованием стрелкового компьютерного тренажёра «СКАТТ» и контроль за ней // Теория и практика физической культуры. 2007. № 9. С. 49-52.
Ростовцев П.А., Куделин А.И., Загурский Н.С., Романова Я.С. К вопросу о стрелковой подготовке биатлонистов в условиях ветра // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2012. С. 164-173.
Зубрилов Р.А., Астафьев Н.В. Алгоритм обучения биатлонистов стрельбе способом «вынос точки прицеливания» на стрелковом тренажере «SCATT» // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 3 (36). С. 7-16.
Загурский Н.С., Романова Я.С. Анализ стрелковой подготовки по виду спорта биатлон в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ЦСП // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. 2019. № 1. С. 153-162.
Дунаев К.С., Сергеев Г.А., Сивкова Ю.Н. К вопросу об истории развития биатлона // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 9 (139). С. 37-42.
Романова Я.С., Загурский Н. С. Некоторые аспекты обучения и совершенствования стрельбы юных биатлонистов // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы VII Всероссийской научно-практический конференции. Омск, 2019. С. 107-115.
Романова Я.С., Загурский Н.С. Новый подход к обучению стрельбе в биатлоне // Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2018. С. 132-143.
Астафьев Н.В., Куклева Г.А., Панков Е.А. Оценка у юных биатлонистов знаний правил стрельбы и умений их применять: методы и результаты // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 473. C. 161-169. DOI: 10.17223/15617793/473/20
Астафьев Н.В., Куклева Г.А. Обучение биатлонистов правилам стрельбы с использованием электронных устройств // BIO Web of Conferences. 2020. Vol. 26. First International Scientific-Practical Conference «Actual Issues of Physical Education and Innovation in Sports» (PES 2020). Art. № 00005. DOI: 10.1051/bioconf/20202600005
Астафьев Н.В., Колунин Е.Т. Научно-образовательный проект «Дистанционное обучение правилам стрельбы в биатлоне с использованием специального программного обеспечения» // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: актуальные вызовы и ответы : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Н. Зуева. Тюмень : Вектор Бук, 2020. С. 116-119.
 Обучение биатлонистов различной спортивной квалификации знаниям правил стрельбы и умениям их применять: мнение экспертов | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 480. DOI: 10.17223/15617793/480/21

Обучение биатлонистов различной спортивной квалификации знаниям правил стрельбы и умениям их применять: мнение экспертов | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 480. DOI: 10.17223/15617793/480/21