Опытно-экспериментальная работа по реализации методической модели развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования
Представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по практической реализации модели методической системы развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования. Выявлена положительная динамика показателей критериев когнитивного, речемыслительного, коммуникативного, регулятивного, рефлексивного, аксиологического и творческого аспектов интеллектуального и личностного развития у студентов экспериментальной группы.
Experimental work on the implementation of the methodological model of fostering personal intellectual culture in underg.pdf Введение Актуальность исследования факторов развития интеллектуальной культуры личности будущих специалистов в условиях высшей школы, в частности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата, определена общественной потребностью и государственным заказом (Е.М. Бабосов [1], Э.А. Манушин [2], А.В. Воронин [3], Г.И. Герасимов [4], Г.И. Письменский [5], И.М. Реморенко [6], В.М. Филиппов [7], А.Д. Урсул [8], Н.К. Сергеев [9] и др.). В условиях повышения общемировой конкуренции усиливается запрос на высококвалифицированных специалистов - профессионалов, отвечающих на глобальные запросы современности социальной, финансовой, ресурсной, техногенной, экологической направленности и владеющих иноязычной профессиональной коммуникативной компетенцией на высоком уровне, способных планировать и реализовывать речеповеденческие стратегии коммуникации и общения посредством иностранного языка (ИЯ) для решения личных и профессиональных задач в контексте трансграничного перемещения информации, инновационных процессов социально-экономического и образовательного пространства, международного партнерства и взаимодействия. Современное техногенное общество, сменившее индустриальное, сопровождается ценностными трансформациями в экономике, политике и других областях социальной жизни; происходят активные модернизационные процессы в науке, образовании, социальных институтах, структурах управления. Управление знаниями становится движущим стимулом развития экономики и социально-культурного пространства в целом. Ключевыми факторами динамичного развития экономики знаний являются человек и его интеллектуальный ресурс. Современное глобальное конкурентное и часто антагонистически настроенное мировое сообщество выдвигает новые запросы фундаментальной науке и высокие требования к качеству высшего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных специалистов для научно-технологических областей знания, в частности для сферы нанотехнологий, энергетики, биотехнологий, здравоохранения, информационно-коммуникационных систем, новых поколений материалов и др. В сфере обучения и воспитания подрастающего поколения социальный заказ связан с широкой общекультурной и психологопедагогической подготовкой креативных деятельных педагогов с устойчивыми нравственными принципами и активной жизненной позицией, готовых и способных в своей профессиональной деятельности обучить и воспитать своих учеников как личностей с богатым духовным миром, умеющих мыслить самостоятельно, с развитым критическим мышлением и творческим подходом к различным аспектам своей жизнедеятельности. Целевые установки интеллектуализации иноязычного образования в вузе на развитие интеллектуальной культуры личности обучающихся с учетом положений фундаментализации, универсализации, гуманизации, креативизации, информатизации, интеллектуализации образования через культуру, соединение образовательных и исследовательских процедур (А.И. Субетто) [10] как важных принципов целостного образовательного процесса направлены на преодоление противоречий, обусловленных: а) интеграционным взаимодействием и вхождением высших учебных заведений России в единое европейское пространство высшего образования и недостаточно высоким уровнем иноязычной подготовки у значительного количества российских студентов; б) государственным социальным заказом на высококвалифицированных специалистов со знанием ИЯ для практического использования в профессиональной сфере и сложившейся традиционной практикой преподавания ИЯ на неязыковых факультетах, неспособной в полной мере подготовить требуемых специалистов; в) пониманием важности и эффективности применения новых информационных технологий в учебном процессе для профессионального становления специалистов и ограниченным их использованием в процессе иноязычного образования; г) необходимостью увеличения активной практики межкультурного и профессионального общения на ИЯ с учетом специфики национальных культур партнеров по взаимодействию для обеспечения овладения иноязычной профессиональной коммуникативной компетенцией и сокращением количества академических часов на преподавание ИЯ в вузе. Наблюдается дефундаментализация высшего образования, в том числе иноязычного, проявляющаяся в прагматической и технологической установке процесса обучения: вместо формирования осмысленных и усвоенных знаний, позволяющих создавать индивидуальные картины мира, в учебном процессе транслируются в большей мере информационные сведения. Недостаточно разработаны методологические и теоретические положения, а также методическое и технологическое обеспечение формирования академических, профессиональных и соответствующих личностных и социальных компетенций обучающихся в логике интеллектуализации образования в вузе для успешного осуществления всех видов предстоящей трудовой деятельности, в том числе преподавательской, организационно-управленческой, учебно-методической и др. Организация процесса обучение ИЯ в неязыковых подразделениях вуза по причине ограниченного количества академических часов осуществляется на основе принципов рационализации и интенсификации при использовании внутренних резервов обучающихся для повышения эффективности образования, что требует соответствующей корректировки учебного процесса и непрерывного стремления к повышению качества преподавания. Процесс обучения ИЯ в условиях современной реальности высшей школы не обеспечивает формирования целостного опыта профессиональной и языковой деятельности; иноязычные стратегии и тактики не соотносятся в должной мере с содержанием предметной области профессии будущих специалистов, что снижает возможности расширения образовательных потенциалов вуза средствами иноязычного образования. Решение указанных проблем крайне актуально, в том числе в связи с активизацией мобильности специалистов: расширение и укрепление международной деловой коммуникации предполагает взаимопонимание и гуманные отношения, уважение к личной и национальной исключительности, учет культурного разнообразия, формируемых в процессе обучения ИЯ в контексте диалога культур. Для практической реализации стратегий интеллектуализации образования в вузе была разработана модель методической системы развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования [11. С. 226-228], которая включает следующие составляющие: 1) целевой компонент - установка на развитие речемыслительной деятельности обучающихся посредством актуализации и проявления когнитивных, умственных, коммуникативных, регулятивных, творческих, рефлексивных способностей в процессе обучения ИЯ в вузе [12]; 2) содержательный компонент: а) предметный аспект (когнитивный, гносеологический, аксиологический, интерсоциальный); б) процессуальный аспект (коммуникативный, эмоционально-оценочный, рефлексивный, профессиональный) [13]; 3) организационный компонент (мотивационный, интеллектуально-информационный, личностно-деятельностный, творческий, рефлексивно-оценочный этапы) - построение и управление системным, непрерывным, личностно ориентированным процессом обучения ИЯ в высшей школе; 4) диагностический компонент - организация контроля, выявление критериев и показателей для оценки развития таких компонентов интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата, как: 1) когнитивная культура (информационно-смысловой компонент) - интеллектуальные умения, когнитивный стиль, ментальный опыт; 2) коммуникативная культура (вербально-содержательный компонент) - правильность речи, коммуникативная целесообразность, коммуникативное партнерство; 3) культура рефлексивного мышления (мотивационно-регулятивный компонент) - самомотивация, саморегуляция, самоанализ; 4) культура творчества (креативно-дея тельностный компонент) - творческая активность, самостоятельная творческая позиция, творческое самосовершенствование; 5) мировоззренческая культура (познавательный и ценностно-этический аспект) -целостность знаний, ценностные ориентации, социальная активность. С целью подтверждения или опровержения эффективности спроектированной модели методической системы развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования и выявления педагогических условий, обеспечивающих успешность реализации стратегических задач интеллектуализации иноязычного образования в системе высшего профессионального образования, были проведены опытно-экспериментальная работа, детальный анализ хода и результатов экспериментального обучения. Цель статьи - представить анализ и интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы по практической реализации модели методической системы развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования. Материалы и методы Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Петрозаводского государственного университета в течение 6 лет (2014-2020). В диагностирующих мероприятиях для установления исходного состояния и потенциала развития интеллектуальной культуры личности субъектов учебно-воспитательного процесса были задействованы 687 студентов педагогических, гуманитарных, социальных, технических, физикоматематических, естественнонаучных направлений подготовки бакалавриата и магистратуры ПетрГУ дневной и заочной форм обучения Института математики и информационных технологий (ИМИТ), Физико-технического института (ФТИ), Института лесных, горных и строительных наук (ИЛГСН), Института физической культуры, спорта и туризма (ИФКСТ), Института истории, политических и социальных наук (ИИПСН), Института экономики и права (ИЭП), Института педагогики и психологии (ИПП), Медицинского института (МИ): 2014-2015 уч. год - 147 студентов; 2015-2016 уч. год -111; 2016-2017 уч. год -79; 2017-2018 уч. год - 103; 2018-2019 уч. год - 92; 2019-2020 уч. год - 155 студентов. В рамках опытно- экспериментального процесса обучения ИЯ студентов педагогических направлений подготовки бакалавриата, нацеленного на личностный, общекультурный, интеллектуальный, социальнокультурный, творческий рост обучающихся, качественное расширение лингвистического, коммуникативного и личностного опыта, преобразующегося в личностную культуру и проявления интеллектуальной культуры будущих специалистов в сфере образования, была проведена обширная исследовательская работа с использованием совокупности разнообразных методов. Для обобщенного анализа различных проявлений личностной культуры, включающей когнитивно-смысловой, мотивационно-регулятивный, организационно-деятельностный, познавательно-творческий, ценностно-мировоззренческий компоненты интеллектуальной культуры личности, студентам бакалавриата и магистратуры ПетрГУ гуманитарных, технических, естественнонаучных, педагогических, социальных, физико-математических направлений подготовки были предложены диагностические методики, позволяющие выявить степень проявления и значимости отдельных составляющих целостного процесса профессионального образования, в том числе иноязычного образования в вузе, обусловливающих эффективность и успешность развития интеллектуальной культуры личности будущих специалистов: а) ценностные ориентации студентов, выступающие смысложизненными регуляторами и ориентирами учебно-познавательной деятельности - методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [14]; тест личностных ценностей (А.В. Капцов, Л.В. Карпушина) [15]; морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) [16]; б) роль мотивационного компонента в повышении качества и продуктивности образования в вузе - диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) [17]; опросник «Мотивация успеха и боязнь неудач» (А.А. Реан) [18]; в) важность эмоциональной составляющей в образовательном процессе, в том числе в процессе обучения ИЯ в высшей школе - диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) [19]; методика для измерения эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин) [20]; г) проявление уникальных творческих характеристик, креативного потенциала, умственных способностей личности для раскрытия феноменологических способностей дивергентного (творческого) мышления - опросник «Самооценка творческих характеристик личности» (Е.Е. Туник) [21]; опросник креативности Дж. Рензулли (в адаптации Е.Е. Туник) [22]; опросник имплицитных теорий и целей обучения (К. Двек) [23]; д) аспекты психологической культуры личности обучающихся высшей школы, связанные с коммуникативными умениями, регулятивными и рефлексивными детерминантами поведения, включая самопонимание и самопринятие, самооценку и саморегуляцию - методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков) [24]; методика «Психологическая культура личности» (О.И. Мотков) [25]; тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин) [26]; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова) [27]; е) вовлеченность студентов в мировоззренческие, философско-этические вопросы общественной жизни, стремление к миропониманию и осознание назначения и обязанностей человека в условиях глобализации мирового сообщества - анкета о глобальных проблемах, взаимосвязи актуальных социально-природных проблем с социальным прогрессом и сохранением цивилизации, образе человека и роли образования в современном глобальном мироустройстве и творении будущего; анкета о возможности реализации положений философской концепции развивающейся гармонии, нацеленной на духовную целостность мира, гармоничное соразвитие и сотворчество природы, личности и общества (В.Н. Сагатовский) [28-30]. С целью определения потенциала образовательной среды вуза для развития интеллектуальной культуры личности будущих специалистов были проведены: анализ образовательных условий и инфраструктуры ПетрГУ для интеллектуального, общекультурного, личностного развития и совершенствования студентов, профессионального становления высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов для различных областей экономики и социальной сферы региона и страны; анализ рабочих программ преподавателей кафедры английского языка ПетрГУ и кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей ПетрГУ; анкетирование преподавателей кафедры английского языка ПетрГУ и кафедры иностранных языков естественнотехнических направлений и специальностей ПетрГУ. Диагностический инструментарий включал опросы, анкетирование, диагностические методики, метод включенного наблюдения на практических занятиях, анализ продуктов учебно-познавательной, творческой и научно-исследовательской деятельности, выполненных студентами во время практических занятий и внеурочных мероприятий, контрольные работы, тестовые задания, творческие проекты, представление результатов проектной и исследовательской работы, самооценивание и взаимооценивание, внешнюю экспертную оценку преподавателей вуза и представителей работодателя (учителей общеобразовательных школ) и др. Основной процесс экспериментального обучения ИЯ студентов педагогических направлений подготовки бакалавриата длился один учебный год (сентябрь 2017 г. - июнь 2018 г.) и был направлен на комплексное развитие составляющих интеллектуальной культуры личности будущих учителей: а) когнитивной культуры - навыков, умений и опыта, связанных с пониманием смысла, систематизацией, преобразованием иноязычной информации; б) коммуникативной культуры - развернутого, аргументированного и содержательного речевого общения на ИЯ; в) культуры рефлексивного мышления - целеполагания, самомотивации, самоопределения, самоанализа, саморегуляции, самоорганизации, самооценки и самоконтроля своей деятельности в процессе обучения ИЯ; г) культуры творчества - творческих способностей и готовности к инновационной деятельности; д) мировоззренческой культуры - широкого спектра проявлений образованности, позволяющей благодаря освоенным знаниям, навыкам и умениям думать, рассуждать, стремиться к лучшему и благому, осмысливать явления собственной духовной жизни и формировать цельную картину мира, быть ответственным, оценивать последствия своих действий в соответствии с социальноэтическими нормами и духовными ценностями. В основном процессе экспериментального обучения принимали участие 18 студентов 5-го курса направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (уровень бакавриата) Института математики и информационных технологий (ИМИТ) ПетрГУ, Института лесных, горных и строительных наук (ИЛГСН) Петр-ГУ, Физико-технического института (ФТИ) ПетрГУ. В качестве экспериментальной группы (ЭГ) выступали 7 студентов профиля «Информатика и английский язык» ИМИТ ПетрГУ; в качестве контрольной группы (КГ) - 11 студентов учебной группы, объединяющей обучающихся профиля «Физика и английский язык» ФТИ ПетрГУ (3 студента) и обучающихся профиля «География и английский язык» ИЛГСН ПетрГУ (8 студентов). Основной процесс экспериментального обучения ИЯ студентов педагогических направлений подготовки бакалавриата, направленный на комплексное развитие составляющих интеллектуальной культуры личности будущих учителей, включал три этапа (диагностический, преобразующий, контрольно оценочный), каждый из которых характеризовался определенной целевой направленностью, содержанием деятельности субъектов процесса иноязычного образования в вузе, используемым технологическим и методическим инструментарием, организационными приемами и формами учебно-познавательной деятельности, диагностическими средствами определения достижения целей и результатов. Первая серия исследования (диагностическая, констатирующая) была направлена на выявление: 1) проявлений личностной культуры студентов экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) в рамках предэкспериментальной стадии исследования; 2) проявлений вербального, счетно арифметического, пространственного и мнемического компонентов интеллекта обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата в контексте многофакторной теории упорядоченной системы умственных способностей как подструктуры целостной структуры личности (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра) [31]; 3) интегральных интеллектуальных способностей студентов ЭГ и КГ анализировать предложенные условия социальной среды, проявлять социальную чувствительность, социальную перцепцию, способностей к социальной адаптации и успешной коммуникации (тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда) [32]; 4) степени проявления показателей компонентов интеллектуальной культуры личности студентов - будущих учителей, связанных с речемыслительной и коммуникативной деятельностью на ИЯ (тестовые задания на ИЯ на определение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции); 5) типов мышления и уровня креативности студентов ЭГ и ИК, показателей когнитивной культуры и культуры творчества (методика Дж. Брунера) [33]; 6) понимания студентами онтологической значимости своего существования, осмысленности, направленности и временной перспективы целевых стратегий будущего в соответствии с индивидуальными стремлениями и ценностями (тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева) [34]. Вторая серия исследования (преобразующая, формирующая) заключалась в следующем: 1) аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов экспериментальной группы в рамках преподаваемых согласно учебному плану дисциплин с использованием технологий, способов, приемов обучения ИЯ разработанной модели развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования; 2) работа студентов экспериментальной и контрольной групп с англоязычными текстами и учебными материалами учебников и учебных пособий широкого профиля и специализированного профиля обучения, авторскими учебно методическими пособиями на практических занятиях по ИЯ; 3) выполнение студентами экспериментальной и контрольной групп теста-задания на ИЯ на комплексное выявление изменений показателей информационно-смыслового, вербально-содержательного, мотивационно-регулятивного, креативно-деятель ностного, познавательного и ценностно-этического аспектов личностного и интеллектуального развития, т.е. определение динамики проявлений интеллектуальной культуры личности будущих учителей в процессе иноязычного образования в вузе (на основе материалов по теме “Ecology. Protecting the environment”). Третья серия исследования (контрольнооценочная) была направлена на выявление степени эффективности предлагаемой методической модели развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования и включала выполнение следующих мероприятий: 1) тест-задание на английском языке по теме “Jobs and Professions”; 2) тест-опрос о миссии современного высшего образования, реализации в образовательном процессе основополагающих принципов подготовки специалистов высшей квалификации, представлении обучающимися образа выпускника вуза, в том числе педагогических направлений подготовки, соответствующего запросам и условиям современной социально-экономической реальности; 3) представление студентами экспериментальной группы результатов научно-исследовательской работы в области методики обучения ИЯ на секции «Актуальные вопросы иноязычного образования в школе» в рамках 70-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых (апрель 2018 г.); 4) презентация студентами экспериментальной группы индивидуальных портфолио («портфелей» образовательных достижений), отражающих результаты обучения за весь учебный год, в рамках которого проходило внедрение модели развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования, по учебным дисциплинам «Практика устной и письменной речи (английский язык)», «Английский язык в сфере информатики», «Академическое письмо», «Интерактивное обучение английскому языку»; 5) прохождение студентами экспериментальной группы государственной итоговой аттестации (ГИА) по второму совмещенному профилю (английский язык) по профессионально-образовательной программе направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки); 6) представление студентами ЭГ и КГ результатов индивидуальной работы с аутентичными научными статьями на ИЯ по темам выпускных квалификационных работ (ВКР) (лексико-грамматический и содержательно-смысловой анализ статей, реферирование статей, составление комплексов лексико-грамматических упражнений, речевых и творческих заданий, индивидуальные результаты выполнения упражнений и заданий) в Приложении к ВРК. Проведение эксперимента обусловливалось следующими факторами: - Неварьируемые условия - один преподаватель по дисциплинам, связанным с обучением иностранному (английскому) языку и методике обучения иностранному языку; одинаковая трудоемкость дисциплин, в рамках которых проводилась основная часть экспериментальной работы; выполнение одинаковых видов учебной деятельности в процессе контактных форм работы во взаимодействии с преподавателем (практические и лекционные занятия), а также самостоятельной работы обучающихся; приблизительно одинаковый уровень успеваемости студентов в экспериментальной и контрольной группах. - Варьируемые условия. В контрольной группе занятия проводились с использованием традиционных упражнений, заданий и приемов обучения ИЯ, предлагаемых в отечественных и зарубежных учебниках и учебных пособиях по обучению ИЯ, в том числе по отдельным профилям подготовки (Т.В. Евсюкова, С.И. Устименко «English. Практический курс для студентов вуза», 2001; С.Н. Степанова «Английский язык для педагогических специальностей», 2008; Н.Г. Кит-кова, Т.Ю. Сафьянникова “What is the Earth made of?”, 2004; Н.П. Сикорская «Английский язык для физиков», 1981; E. Kozharskaya, K. McNicholas, A. Bandis, N. Konstantinova, J. Hodson, J. Stournara “Macmillan Guide to Science”, 2008; S. Kay, V. Jones “New Inside Out, Pre-Intermediate”, 2008; L. Soars, J. Soars, P. Hancock “New Headway, Advanced”, 2009 и др.), такие как чтение учебных текстов на ИЯ, перевод, вопросно-ответные упражнения на проверку понимания, пересказ, составление плана текста, согласие или несогласие с утверждениями и т.п. В экспериментальной группе: 1) аудиторная и внеаудиторная работа проводилась с использованием как традиционных приемов обучения ИЯ, упражнений и заданий из учебников и учебных пособий, рекомендованных для студентов высших учебных заведений широкого профиля обучения и специализированного профиля подготовки будущих учителей информатики (Esteras Santiago Remacha. “Infotech English for Computer Users” (4th ed.), Cambridge, Professional English, 2008; С.В. Бобылева «Английский язык для сферы информационных технологий и сервиса», 2009), так и педагогических технологий разработанной модели развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования, стимулирующих когнитивную, аналитическую, мыслительную, речевую, коммуникативную, творческую, регулятивную, рефлексивную деятельность обучающихся в процессе обучения ИЯ в вузе; 2) активное использование материалов авторских учебных пособий (“Healthy Lifestyle Today and Forever”. Ч. 1, 2014; Ч. 2, 2016; “Reading and Thinking”, 2004; 2nd ed., 2008; “Culture and Art: Read Learn Discuss”, 2013; “Culture of the United Kingdom”, 2013; “Culture of the United States”, 2013; “The Truest Wisdom”, 2009), помимо учебников и учебных пособий, предлагаемых обучающимся КГ. В ходе экспериментального обучения ИЯ, нацеленного на практическую реализацию и выявление эффективности разработанной концептуальнотеоретической модели развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования, студенты ИМИТ (экспериментальная группа) в процессе контактной работы (практические занятия и лекции) и самостоятельной работы осваивали содержание и выполняли задания фонда оценочных средств следующих дисциплин: 1) «Практика устной и письменной речи (английский язык)» (темы: Globalization. Human migration. Ecology: protecting the environment. Volunteering. Jobs and professions); 2) «Английский язык в сфере информатики» (темы: The digital age. Digital connections. What is a computer? Computer hardware. Technical specifications. What is inside a PC system? In a computer shop. Interacting with the computer. Assistive technology. Computers for the disabled. Programming. Computer languages. Multiple forms of media); 3) «Академическое письмо» (темы: What is academic writing? Abstract. Academic literacy. Article. Essay. Report. Summary. Reflective letter); 4) «Интерактивное обучение английскому языку» (темы: Проблемное обучение. Case-технология. Ролевые игры. Дебаты. Информационно коммуникационные технологии. Проектное обучение. Телекоммуникационный проект. Арт-технологии). Студенты выполняли различные виды и формы учебно-познавательной, проектной, творческой, поисково-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в рамках постепенно сменяемых этапов обучения ИЯ: 1) мотивационный этап - технологии символико-моделирующего типа деятельности, опирающиеся на аффективные (эмпатические) качества личности обучающихся, для стимулирования и упрочения познавательных, социальных, смыслообразующих мотивов к речемыслительной деятельности в моделируемом имитативном (сценарном) контексте устного и письменного общения на ИЯ в условиях аудиторной учебной деятельности (метод сюжетноролевой игры, метод сценариев, психогимнастические игры и упражнения, арт-технологии, технология познавательного путешествия и др.) [11]; 2) интеллектуально-информационный этап - технологии и приемы обучения ИЯ, моделирующие аутентичный или близкий к аутентичному контекст речевого общения на ИЯ при изучении нового материала и обеспечивающие освоение предметного знания, формирование лексического и грамматического навыков для дальнейшего активного использования в речи (проблемнопоисковая технология, технология контекстного обучения, технология использования контекстной наглядности и графических организаторов осваиваемой лексики, технология активизации ассоциативных связей, лингвострановедческая карта, организация работы «по кругу» и в «парах сменного состава», когнитивные лексические и грамматические игры и др.); 3) личностно-деятельностный этап - технологии обучения ИЯ, обусловленные целевой направленностью на развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся как активных субъектов учебновоспитательного процесса, возможностью переноса технологий на разное предметное содержание при использовании разнообразных приемов и средств обучения ИЯ, обеспечением естественности применения технологий на практических языковых занятиях в вузе при моделировании реального контекста жизнедеятельности и речевого общения на ИЯ (кейс-технология, дискуссии, технология командного обучения, технология «Интеллект-карт», технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, Дальтон-технология, дебаты, технология «Мастерские» и др.) [35]; 4) творческий этап - технологии и приемы обучения ИЯ, ориентированные на самостоятельное добывание студентами знаний и развитие умений с целью решения конкретных проблем и обогащения опыта их применения в практической деятельности, на обеспечение свободы выбора способов решения проблем, в которых происходит самовыражение и самореализация студентов - будущих учителей, на создание личностно значимого образовательного продукта в процессе и результате взаимодействия и совместного творчества студентов при выполнении познавательных задач в ходе изучения ИЯ (проектная технология в различных вариантах, в том числе телекоммуникационные проекты, тандем-проекты, творческие задания, эссе, виртуальная экскурсия, письменный круглый стол и др.) [36]; 5) рефлексивно-оценочный этап - технологии, позволяющие студентам самостоятельно фиксировать и оценивать личные учебные достижения, наблюдать и анализировать развитие своих интеллектуальных способностей и обогащения культурного опыта в процессе обучения ИЯ (дневник в «свободном стиле», рефлексивный диалог, портфель достижений, творческие задания), а также альтернативные формы контроля (дискуссия, письменный круглый стол, сюжетноролевая игра, дебаты, презентация, телекоммуникационный проект, эссе, экспертная и групповая оценка и др.) [37]. Следует отметить, что в процессе организации учебно-познавательной деятельности для обеспечения комплексного развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата в процессе обучения ИЯ в вузе на мотивационном, интеллектуально-информационном, личностно-деятельностном и творческом этапах экспериментального обучения допускалось целесообразное и рациональное сочетание различных организационных форм исходя из содержания и сложности осваиваемых тем изучаемых дисциплин при превалирующей роли технологий, приемов и средств конкретного этапа разработанной концептуально-методической модели обучения ИЯ. Результаты исследования Проведенные диагностические мероприятия для выявления и анализа исходного состояния и потенциала развития интеллектуальной культуры личности субъектов учебно-воспитательного процесса и особенностей образовательного пространства вуза выявили потенциальную перспективность практической реализации концептуально-теоретической модели методической системы развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования [38-43]. В рамках основного процесса экспериментального обучения оценка динамики и уровней когнитивного, речемыслительного, коммуникативного, мотивационного, регулятивного, творческого, культурносоциального, мировоззренческого развития студентов - будущих учителей - в процессе обучения ИЯ в вузе осуществлялась на основе разработанных критериев и показателей, составленного комплекса диагностических методик, используемых в рамках констатирующего, преобразующего и контрольнооценочного этапов педагогического эксперимента по внедрению разработанной научной концепции развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования как результата целостного процесса интеллектуализации иноязычного образования в высшей школе, реализующегося через методические принципы познавательной (когнитивной), речемыслительной и коммуникативной направленности обучения ИЯ, информатизации, амплификации, деятельностного подхода, обеспечения мотивации и успеха, а также комплекса методических и технологических инструментариев осуществления методологических принципов гуманизации, культуросообразности, профессиональной и инновационно-творческой направленности иноязычного образования в вузе. Выделенные структурные компоненты интеллектуальной культуры личности (когнитивная культура, коммуникативная культура, культура рефлексивного мышления, культура творчества, мировоззренческая культура) сложны по своему составу, поэтому с целью диагностики выделены наиболее значимые аспекты каждого из указанных компонентов интеллектуальной культуры будущих учителей. Представим показатели каждого из выделенных критериев результата процесса интеллектуализации иноязычного образования в вузе, нацеленного на личностное, профессиональное, интеллектуальное, социально культурное, творческое развитие и совершенствование будущих специалистов в сфере образования. Данные показатели критериев развития структурных компонентов интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования можно наблюдать в устных и письменных иноязычных высказываниях студентов, эссе, при чтении и обсуждении аутентичных иноязычных текстов; инструментами контроля являются наблюдение в ходе практических занятий, диагностические методы, тестирование, анкетирование, анализ продуктов самостоятельной творческой, проектной, научно исследовательской деятельности, представленных в портфелях индивидуальных достижений студентов, внешняя экспертная оценка и др. 1. Когнитивная культура: 1) интеллектуальные умения - в ходе и результате работы с аутентичным иноязычным материалом в письменной или устной форме обучающийся демонстрирует понимание смысла информации вследствие изучения, анализа, переработки, упорядочивания, преобразования и запоминания сведений, проявляет глубину осмысления информации (полнота, разносторонность, существенные связи и отношения между явлениями), выявляет причинно-следственные связи и взаимообусловленность явлений и фактов, обозначает проблему в ситуации и предлагает разнообразные способы ее решения, проводит поиск дополнительной информации в разнообразных источниках, делает обоснованные выводы; 2) когнитивный стиль - проявляет сформиро-ванность индивидуальных способов переработки информации, «мобильность» когнитивного стиля как способность переходить от одного стиля познания к другому; демонстрирует ясность, логическую непротиворечивость, системность, верифицируемость освоенных знаний; прагматичен, проявляет здравомыслие и рациональность мышления; осуществляет широкий сканирующий контроль, а также гибкий познавательный контроль; умело использует экспертное знание в своей деятельности; 3) ментальный опыт - восприятие, интерпретация и оценивание информации, явлений действительности происходят на основе определенным образом организованного субъективного опыта; успешно осуществляет положительный перенос ранее приобретенного релевантного опыта для оперативного и продуктивного решения новых проблемных задач; проявляет «мгновенный инсайт», гибкость и адаптивность в сложных ситуациях; способен преодолевать рамки линейности и упорядоченности, выходить на уровень семантических и смысловых толкований. 2. Коммуникативная культура: 1) правильность речи - не допускает лексических и грамматических ошибок; в случае совершения ошибки исправ
Ключевые слова
интеллектуальная культура личности,
иноязычное образование в вузе,
студенты - будущие учителя,
экспериментальное обучение,
диагностический инструментарий,
критерии и показателиАвторы
Володина Ольга Васильевна | Петрозаводский государственный университет | канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей | volodina@petrsu.ru |
Всего: 1
Ссылки
Бабосов Е.М. Интеллектуальная культура - альфа и омега инновационной системы // Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры : сб. ст. Минск : Право и экономика, 2011. С. 132-139.
Манушин Э.А. Высшее образование: инновационное или поддерживающее // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 4. С. 10-13.
Воронин А.В. Формирование и реализация инновационного потенциала - инструмент стратегического развития университета // Иннова ции. 2012. № 11 (169). С. 80-86.
Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании : сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д : Логос, 1999. 136 с.
Письменский Г.И. Проблемы и перспективы развития инновационного образования в России // Человеческий капитал. 2014. № 6 (66). С. 18-24.
Реморенко И.М. Переход к инновационной экономике: возможности и ограничения для системы образования // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 54-72.
Филиппов В.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании // Инновации в образова нии. 2001. № 1. С. 5-16.
Урсул А.Д. На пути к опережающему образованию // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 3 (31). С. 130-133; № 4 (32). С. 132-139.
Сергеев Н.К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели // Педагогика. 2010. № 5. С. 66-73.
Субетто А.И. Интеллектуализация образования как проблема XXI века // Академия тринитаризма. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120061.htm (дата обращения: 01.09.2021).
Volodina O.V. Formation of meaning-making motivation of undergraduate students in the process of foreign language education // Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education. 2021. № 52 (4). P. 220-237. DOI: 10.32744/pse.2021.4.14
Володина О.В. Модель целевого компонента формирования интеллектуальной культуры бакалавра средствами иноязычного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8 (151). С. 20-25.
Володина О.В. Содержание иноязычного образования в вузе как средство развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. № 2. С. 279-290.
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). URL: https://mosmetod.ru/Методика_Рокича.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
Капцов А. В., Карпушина Л. В. Тест личностных ценностей : руководство по применению. 3-е изд., доп. Самара : Содружество, 2010. 40 с.
Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9-30.
Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман). URL: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/017.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудач» (А.А. Реан). URL: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/103.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл). URL: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/034.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. С. 42-45.
Туник Е.Е. Опросник креативности Рензулли // Школьный психолог. 2004. № 4. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200400406 (дата обращения: 01.09.2021).
Опросник имплицитных теорий и целей обучения (К. Двек). URL: https://psylab.info/Опросник_имплицитных _теорий_и_целей_обучения_Двек
Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков). URL: https://refdb.ru/look/1658973-pall.html (дата обращения: 01.09.2021).
Методика «Психологическая культура личности» (О.И. Мотков). URL: http://www.ucheba.com/met_rus/ k_psihologiya/k_psihollichnost/m_kyltura_4.htm
Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин). URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (дата обращения: 01.09.2021).
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова). URL: http://kbmk.org/uploads/kolledj/ vosp_rabota/20170830_izuch_lich_osob.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. Ч. 1: Философия и жизнь. 224 с.
Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. СПб. : Петрополис, 1999. Ч. 3: Антропология. 288 с.
Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. Ч. 2: Онтология. 272 с.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. URL: https://impsi.ru/testy/test-struktury-intellekta-r-amthauera-ist/(дата обращения: 01.09.2021).
Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда. URL: https://psytests.org/iq/guilford/guilford.html (дата обращения: 01.09.2021).
Тест на определение типов мышления и уровня креативности (по методике Дж. Брунера). URL: https://studopedia.net/17_38065_opredelenie-tipov-mishleniya-i-urovnya-kreativnosti-po-metodike-dzh-brunera.html (дата обращения: 01.09.2021).
Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев). URL: https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev (дата обращения: 01.09.2021).
Володина О. В. Технологии личностно-деятельностного этапа модели развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами иноязычного образования // Иностранные языки в экосистеме современного университета : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Архангельск, 25-26 ноября 2021 г.). Архангельск : САФУ, 2022. С. 84-90.
Володина О.В. Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей средствами иноязычного образования // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 2. С. 238-246.
Володина О.В. Рефлексивные методы обучения иностранному языку // Педагогические мастерские : сб. науч. тр. Киров : МЦИТО, 2019. Вып. 6. С. 30-32.
Володина О.В. Об эмоциональной составляющей иноязычного образования в вузе // Педагогические мастерские : сб. науч. тр. Киров : МЦИТО, 2019. Вып. 8. С. 16-18.
Володина О.В. О роли социального интеллекта в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся высшей школы // Педагогические мастерские : сб. науч. тр. Киров : МЦИТО, 2019. Вып. 8. С. 18-20.
Володина О.В. Важность мотивационного компонента в повышении качества и продуктивности иноязычного образования в вузе // Педагогические мастерские : сб. науч. тр. Киров : МЦИТО, 2019. Вып. 8. С. 20-23.
Володина О.В. Ценностные ориентации студентов как смысложизненные регуляторы и ориентиры учебно-познавательной деятельности в процессе обучения иностранному языку в вузе // Педагогические мастерские : сб. науч. тр. Киров : МЦИТО, 2019. Вып. 8. С. 23-26.
Володина О.В. Определение потенциала проявления креативных характеристик и способностей студентов - будущих учителей для развития культуры творчества средствами иноязычного образования // Педагогические мастерские : сб. науч. тр. Киров : МЦИТО, 2020. Вып. 9. С. 33-35.
Володина О.В. Анализ РПД и анкетирование преподавателей с целью определения потенциала образовательной среды вуза для развития интеллектуальной культуры личности обучающихся // Педагогические мастерские : сб. науч. тр. Киров : МЦИТО, 2020. Вып. 10. С. 22-25.
Корнилов С.А., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Современные средства диагностики интеллектуального потенциал: кросс-культурная адаптация зарубежных методических комплексов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2009. № 4. С. 55-66.
Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения // Проблема социологии и психологии чтения. М. : Книга, 1975. С. 162-172.
Леута О.Н. Ю.М. Лотман о трех функциях текста // Вопросы философии. 2002. № 11. С. 165-173.
Володина О.В. Дебаты на уроке иностранного языка как продуктивная технология комплексного формирования дискурсивной компетенции и коммуникативной культуры будущего специалиста // Педагогические мастерские : сб. науч. тр. Киров : МЦИТО, 2020. Вып. 10. С. 20-22.
Володина О.В. Интеллектуальная рефлексия как целевой ориентир личностного развития и профессионального становления будущих учителей // Гуманитаристика как школа мысли. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. С. 98-104.