Побратимские связи в развитии добрососедских отношений: практика карельско-финляндского взаимодействия
Показана значимость побратимского движения в развитии доброжелательных (добрососедских) отношений между государствами на основе опыта взаимных обменов, сотрудничества и реализации совместных проектов. Целью исследования является анализ международных практик взаимодействия Республики Карелия и Финляндии с упором на побратимские связи в исторической ретроспективе.
Sister city connections in the development of benevolent relations: The practice of Karelian-Finnish interaction.pdf Введение Международная практика побратимского движения демонстрирует свою высокую значимость в развитии доброжелательных (добрососедских) отношений между народами разных государств, в формировании представлений об их культуре, ценностях и образе жизни на основе опыта взаимных обменов, сотрудничества и реализации совместных проектов. Проблематика побратимских связей особенно актуальна в периоды усиления противоречий, обострения межгосударственных отношений в силу специфики ее акторов. Карельско-финляндские побратимские связи, развивающиеся со второй половины XX в., демонстрируют процесс преобразования из ответа на реалии исторических вызовов в сформированный к XXI в. институт побратимства, являющийся действенным инструментом улучшения взаимопонимания на региональном и локальном уровнях. Вместе с тем имеющиеся пробелы в информационном поле, довлеющие вызовы современности оказывают сдерживающее влияние на возможности раскрытия и реализации совместного потенциала городов-побратимов сопредельных территорий. Целью исследования является анализ международных практик взаимодействия Республики Карелия и Финляндии с упором на побратимские связи в исторической ретроспективе и в условиях современных вызовов. В статье не рассмотрены международные связи приграничного региона с другими государствами мира, а также не раскрыты внутригосударственные контакты городов-побратимов. О значимости развития побратимских связей К настоящему времени накоплен значительный научный опыт, раскрывающий проблематику терминологии института побратимства, различных аспектов взаимодействия, реализации совместных проектов и инициатив. В качестве дефиниций исследуемого явления можно привести несколько. Например, городами-побратимами являются города, заключившие «соглашения о побратимских отношениях и между которыми установлены постоянные дружественные связи для взаимного ознакомления с жизнью, историей и культурой с целью достижения лучшего взаимопонимания, укрепления сотрудничества и дружбы, а также обмена опытом в разрешении аналогичных проблем, стоящих перед городскими властями и организациям» [1]. Также, города-побратимы представляют собой «города разных государств, установившие между собой дружественные отношения в интересах «культурного и экономического сотрудничества, обмена опытом, укрепления дружбы и взаимопонимания между народами» [2]. Кроме того, А.В. Шеремет подчеркивает, что развитие культурных, технических, экономических, образовательных и других контактов между населением различных городов способствовало их преобразованию «в XX веке в реальный фактор международного сотрудничества» [2]. Г.О. Яровой и М.А. Подольский показывают, что «побратимство городов - это заслуживающий внимания инструмент влияния на социокультурное и экономическое развитие городской среды, которые могут и должны использоваться муниципальными властями и другими акторами» [3]. З.И. Колева справедливо замечает, что, «будучи абсолютно архаичным по моменту своего зарождения, побратимство не потеряло своей актуальности в мире глобальной экономики, культуры и политики». Так, побратимство является ресурсом развития городов, инструментом расширения информационного поля, раскрывая возможности использования опыта городов-побратимов в сфере экономики, образования и культуры. Кроме того, «усиление партнерских отношений между породненными городами способствует коммуникации различных диаспор, культур, религий и социальных групп» [4]. Эксперты в развитии международного сотрудничества и развития побратимского движения показывают, что «интенсивные контакты в сфере трансграничного сотрудничества способствуют, вместе с тем, решению задач конструирования позитивного имиджа территории и определяют потенциальные возможности парадипломатии в качестве инструмента «мягкой силы» [5]. Значимость развития побратимского движения в развитии международных отношений между РФ и зарубежными государствами, а также в региональном развитии российских территорий иллюстрируется рядом положительных практик. Так, на примере развития побратимских отношений Республики Удмуртия и штата Юта (США) А.Г. Горбунов объясняет становление «основы для создания еще одного важного комплексного ресурса регионального значения, что помогает эффективно решать вопросы экономического, культурного и общественного характера в ходе развития международных отношений» [6]. А.А. Толщина [7] указывает, что статус побратимства символизирует «взаимное признание и уважение городов-партнеров, вложение инвестиций в их развитие, укрепление культурных связей». Кроме того, статус города-побратима открывает возможности формирования заявок в международные организации за поддержкой совместных проектов и начинаний [1]. На основе исследования связей г. Владивостока Е.С. Попов и В.А. Приходько [1] приходят к заключению о том, что «улучшению отношений между городами и плавный их переход в породненные города устанавливает постоянные дружественные отношения между собой, улучшает взаимопонимание и укрепляет межнациональные связи». Так, межкультурные связи между городами-побратимами на основе культурного туризма способствуют развитию толерантности, неприятия национализма, расизма, уважения других культур в процессе формирования непосредственных впечатлений о дестинации [8]. Особое место в установлении и развитии побратимских связей занимают города, «географическое и историческое развитие которых способствует установлению интенсивных контактов с соседними территориями» [9]. Социологические исследования мнения жителей приграничных муниципалитетов Белгородской области и областных центров, проведенное В. А. Сапрыкой и Р.А. Травиным в 2016-2017 гг., выявило необходимость института побратимства для развития приграничного и межмуниципального сотрудничества. Исследователи подчеркивают значимость движения породненных городов для приграничных территорий. Так, советский и европейский опыт демонстрирует эффективность института побратимства в городском развитии, а также применение «его в качестве важного инструмента публичной и народной дипломатии». Так, «не являясь субъектом международного права, местное самоуправление играет роль субъекта международного общения» и в рамках института побратимства может выступать актором общественной/публичной дипломатии» [10]. Следует подчеркнуть, что основной задачей побратимских связей является «создание необходимых предпосылок для дальнейшей реализации экономических интересов» [11]. В качестве направлений для успешного развития международного сотрудничества М. В. Кузьмина предлагает создание условий, благоприятствующих активизации интеграционных процессов, а также формирование механизмов взаимодействия, предусматривающих разработку и реализацию конкретных проектов [12]. Актуальность и значимость развития побратимского движения подчеркивается инициативой объявления 2022 г. Годом побратимских связей, адресованной в мае 2021 г. в Общественной палате РФ главам регионов РФ - участниками конференции «Побратимское движение: барьеры и перспективы развития международного межмуниципального сотрудничества». Кроме того, Л. Шафиров, заместитель председателя комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, подчеркнул, что «международные отношения перестали быть прерогативой и компетенцией исключительно органов государственной власти. В этот процесс все больше вовлекаются муниципалитеты, граждане и общественные объединения». В качестве предложений органам федеральной и региональной власти указывалось: внедрение дополнительных мер поддержки въездного туризма из муниципалитетов-побратимов, проведение федерального конкурса муниципальных программ развития международного сотрудничества, выработка методических рекомендаций по организации взаимодействия российских муниципалитетов с зарубежными городами-побратимами, внесение изменений в федеральное законодательство [13]. Однако следует указать, что еще в 2017 г. Президентом РФ В.В. Пу-тином на встрече с членами Общественной палаты РФ указывалось на необходимость развития горизонтальных связей с иностранными партнерами. Обобщая практику взаимодействия городов-побратимов, М. А. Мыльников [14] обосновывает ее уникальность, включая синергетический эффект, активизацией сотрудничества в сфере обмена опытом местного самоуправления, партнерства деловых структур и многоаспектного взаимодействия гражданского общества. Основой выстраивания побратимских отношений являются «исторически сложившиеся доверительные связи между представителями местных образований и локальными сообществами» [15], а также «неразрывные духовные связи, многовековое историческое и культурное наследие, когда сотрудничество в сфере культуры осуществляется на межгосударственном, межнациональном и межрегиональном уровнях» [16]. Вместе с тем исследователи подчеркивают неполноту использования потенциала института побратимства российскими городами, особенно средними и малыми [10]. Таким образом, институт побратимства способен повысить уровень международного доверия в отношениях между городами-побратимами, улучшая имидж региона и государства в целом. Побратимское движение: краткий исторический экскурс Становление побратимского движения, а также общественного движения породненных городов относится к середине XX в. Так, целью программы People-to-People, учрежденной Президентом США Д. Эйзенхауэром 11.09.1956 г., явилось «укрепление международного взаимопонимания и дружбы посредством образовательной, культурной и гуманитарной деятельности, обменом опытом между народами разных стран и культур» [2]. Также в 1956 г. в США был создан Гражданский комитет, одним из направлений работы которого явилось развитие побратимских связей, преобразованный в 1967 г. в Ассоциацию породненных городов США (Sister Cities International). Параллельно в 1957 г. во Франции была создана Всемирная Федерация породненных городов. Кроме того, наращивал признание созданный в 1951 г. Совет Европейских муниципалитетов (Council of European Municipalities). Идеологическое противоборство, имевшее места в середине XX в., проявилось в существовании нескольких общественных организаций, регулировавших отношения городов-побратимов. Наибольшее развитие институт породненных городов получил в 1940-1950 гг., что обусловливалось «разрушительными последствиями войны, вследствие которой пострадавшим странам было необходимо оказывать друг другу не только материальную, но и моральную поддержку». Согласно данным немецкого ученого Т. Грунерта, к 1980 г. число породненных городов в мире составляло более 6,5 тыс. [17]. Пород-нение городов осуществляется в основном на основе схожести исторических аспектов, административного устройства, географического положения [18]. СССР также начала включаться в процесс выстраивания побратимских отношений с зарубежными партнерами. В довоенный период народная дипломатия, связанная с работой Общества культурной связи с заграницей (создание в 1925 г.), материализовалась в международных контактах и связях посредством реализации научных и культурных программ [19]. В целях координации деятельности обществ дружбы в 1958 г. был создан Союз советских обществ дружбы и культурной связи (ССОД) с зарубежными странами на основе уже функционировавшего с 1925 г. Всесоюзного общества культурной связи с заграницей [20, 21]. ССОД представляла собой объединение советских общественных организаций в целях развития и укрепления дружбы и культурного сотрудничества народов СССР и зарубежных государств [21]. В 1958 г. наряду с иными обществами дружбы была создана организация «СССР - Финляндия». В 1964 г. была создана Ассоциация по связям советских и зарубежных городов - общественная организация (также вошедшая в состав ССОД [20], включенная в Союз советских обществ дружбы в целях развития международных контактов советских городов в интересах укрепления взаимопонимания и дружбы народов, пропаганды успехов экономического и культурного строительства за рубежом. Например, в 1960-х гг. более 80 советских городов обладали взаимосвязями с более чем 200 зарубежными городами [22], позднее порядка 300 советских городов и регионов породнились с 530 городами и регионами 71 государства [21]. Следует указать на главенство идеологического фактора в выборе зарубежных городов в советский период. Кроме того, «любая деятельность, связанная с международным сотрудничеством, являлась прерогативой государства... поведение регионов на международной арене, внешнеэкономическая деятельность планировались и контролировались федеральными органами власти и их структурами на местах» и осуществлялись до середины 1980-х гг. [11]. Так, взаимодействие реализовывалось в основном на основе официальных встреч, взаимной переписки и официальных приветствий в праздничные и юбилейные даты [23]. В. А. Шлямин, д-р экон. наук, эксперт российско-финляндских экономических отношений (19922022 гг. - министр внешних связей и министр экономического развития Республики Карелия, 20032007 гг. - торговый представитель РФ в Финляндии) подчеркивает, что «в основу добрососедства (СССР и Финляндии. - С.К.) был положен прагматический подход и принцип экономической взаимовыгоды». Кроме того, «атмосфера доверия в экономических отношениях», сформированная «на всех уровнях контактов от лидеров государств до рядовых специалистов» не смогла быть нарушена «вводом ограниченного советского воинского контингента в Афганистан в декабре 1979 г.» [24. С. 143-149]. Первой научной работой, раскрывающей проблематику побратимского движения, является диссертация М. Зайцева (1969 г.), а также подготовленное исследователем издание «Города-побратимы», анализирующие 10летний опыт функционирования Всемирной федерации породненных городов, принципы и особенности ее работы [19]. Позднее стали появляться работы, фрагментарно раскрывающие исторические аспекты побратимского движения между советскими городами и городами зарубежных государств [25. С. 192]. На рубеже XX-XXI вв. механизмы «народной дипломатии становятся инструментом интеграции муниципалитетов регионов. элементом гуманизации и децентрализации международных связей» [26]. Начиная с 2000-х гг. в научном сообществе интерес к проблематике развития института побратимства усилился, материализуясь в многочисленные региональные исследования, посвященные практикам взаимодействия отдельных городов-побратимов [2, 27, 28], направлениям сотрудничества и работе общественных организаций [20, 29]. Отдельного внимания заслуживает фактор личных контактов в становлении и развитии побратимского движения, что подтверждается практикой побратимства, например пар городов Псков - Нойс, Германия [30], Петрозаводск - Дулут, США [2]. Практика регионов показывает значительные диспропорции в вопросе установления и удержания породненных контактов среди центральных и средних (малых) городов. В качестве примеров можно привести ряд субъектов РФ: Иркутская область, когда приоритет в деле установления и поддержания побратимских связей принадлежит г. Иркутску [11], Республика Карелия аналогично, Петрозаводск [31] и др. Особую роль в развитии побратимского движения играют общественные организации дружбы, созданные с целью укрепления взаимоотношений двух государств посредством реализации различных мероприятий [20, 23, 32]. Касательно изучения практики развития побратимских отношений карельских и финских партнеров в исторической ретроспективе и в реалиях XX в. необходимо выделить ряд работ исследователей-экспертов: Л.И. Вавулинской [33-36], Н.В. Лаврушиной [21, 37, 38], Е.А. Шлапеко [39]. Особого внимания заслуживает серия публикаций Н. В. Лаврушиной (единолично и в соавторстве), эксперта в вопросах развития международных отношений и побратимского движения, которая долгое время возглавляла отдел внешних связей Петрозаводского городского округа, с февраля 2020 г. - исполнительный директор Карельского фонда развития общественной дипломатии [21, 37, 38, 40]. Современный этап развития М.А. Мыльников [14] характеризует в качестве феномена «дипломатии городов». Так, в 2008 г. на I всемирной конференции по дипломатии городов (Нидерланды) была принята «Гаагская повестка дня по дипломатии городов», декларирующая «развитие инициатив городских и местных властей по поддержанию и укреплению мира. продвижению культуры мира» [14]. На практике реализация «дипломатии городов» проявляется в движении побратимских связей [20]. Т.В. Паликова [9] выделяет несколько важных форм и методов сотрудничества городов-побратимов: - обмен официальными делегациями; - организация дней или недель дружбы; - обмен художественными коллективами; - обмен художественными артефактами (например, фотографиями); - молодежная мобильность. В качестве критериев выделения практики побратимства от иных форм международного сотрудничества на муниципальном уровне А.А. Чернышкова [15] выделяет следующие: - формальное закрепление сотрудничества, материализующееся в документах, содержащих, как правило, широкий спектр сфер взаимодействия; - динамичность института побратимства, выраженную в росте экономических интересов в рамках сотрудничества; - культурное взаимопонимание. Вместе с тем следует указать, что, несмотря на формальное закрепление сотрудничества, К.В. Фархутдинова [17], исходя их анализа побратимских соглашений и договоров, подчеркивает значимость неофициального характера взаимодействия, поскольку «стороны определяют лишь самые общие направления сотрудничества... нормы не носят общеобязательного характера... и текст. не содержат норм, предусматривающих ответственность за невыполнение этих условий». Обобщая научный задел, Р.С. Мухаметов [41] выделил несколько групп факторов, оказывающих влияние на «уровень международной вовлеченности городов в побратимские отношения»: географический, экономический, демографический, политико-правовой, а также культурно-историческое наследие. В условиях современных вызовов ограничений пандемии COVID-19 поддержание межкультурных контактов между достаточно удаленными городами-побратимами становится возможным благодаря развитию технологий. Так, проведение «видеоконференций и взаимных консультаций с целью обмена опытом и повышения квалификации медицинского персонала» представляется успешным примером продуктивного сотрудничества в области медицины между русскими и японскими городами-побратимами [18]. Другим примером представляется опыт проведения Российско-Финляндского культурного форума в режиме онлайн в 2020-2021 гг. из-за ограничений пандемии COVID-19 на пересечение государственной границы [42]. Карельско-финляндские побратимские связи Процесс установления дружественных контактов и развития побратимского движения городов Республики Карелия начался во второй половине XX в. Исследователи указывают, что карельские города включились в движение породненных городов в 60-е годы XX века» [5, 31], хотя первые контакты между карельской столицей и финским г. Варкаус относятся к концу 1950-х гг. [38] благодаря столичному статусу, наиболее активно в котором участвовал Петрозаводск, заключивший уже к началу 1990-х гг. договора о дружбе с шестью зарубежными партнерами [31]. Любопытно, что заключенный в марте 1987 г. договор о дружбе и сотрудничестве между Петрозаводском и Дулутом (штат Миннесота, США) явился седьмым по счету договором о побратимских связях между советскими и американскими городами в период холодной войны [2]. Установлению партнерских отношений финских городов с советскими городами способствовало организованное в 1944 г. в Финляндии Общество дружбы «Финляндия - СССР» (сейчас «Финляндия - Россия»), позднее в 1958 г. в Советском Союзе образовалось Общество дружбы «СССР - Финляндия»; деятельность этих обществ «приобрела широкую популярность... внесла большой вклад в дело укрепления дружбы и сотрудничества». Обе общественные организации являлись одними из самых массовых в Финляндии и Советском Союзе. Так, финская организация, возглавляемая Президентом государства У. Кек-коненым, в 1970-е гг. объединяла порядка 230 тыс. индивидуальных и 1,4 тыс. коллективных членов; советская - 685 коллективных членов [20]. Становление побратимского движения между СССР и Финляндией, во многом благодаря деятельности финского Общества дружбы, восходит к 1953 г., когда были сформированы связи между советским г. Запорожье и финским г. Лахти, а также пары Ленинград - Турку. Так, к 1963 г. существовали шесть пар городов-побратимов между сопредельными государствами. Петрозаводск можно рассматривать в качестве пионера советско-финляндского побратимского движения [21]. Развитие побратимского движения в Карельской АССР (современной Республике Карелия) началось со столицы - г. Петрозаводск в 1965 г., когда были установлены первые побратимские связи с финским г. Варкаус. В данный исторический период внешнеполитические отношения СССР и Финляндии базировались на Договоре о дружбе, сотрудничестве, взаимной помощи (1948 г.), подкрепляясь активной деятельностью Общества дружбы «Финляндия - Советский Союз». Карельское отделение Общества дружбы «СССР - Финляндия», созданное в 1962 г., «способствовало увеличению тиража финских журналов и газет, постановке спектаклей на финском языке и обмену культурными делегациями». На основе Договора «было заключено более 100 договоров и соглашений по различным вопросам взаимоотношений и сотрудничества между двумя странами» [21, 39]. В апреле 1965 г. предложение И. Гришкина, председателя исполкома горсовета Петрозаводска, об установлении побратимства между карельским городом и г. Варкаус, адресованное Эйно Э. Салми, мэру финского города, было «единогласно принято на Совете городских уполномоченных Варкауса» уже в мае того же года». Вместе с тем исследователи подчеркивают, что выбор карельской столицы в качестве побратима г. Варкаус еще в 1965 г. исходило от Варка-усского отделения Общества дружбы «Финляндия -СССР» посредством обращения в посольство СССР и в Общество дружбы «СССР - Финляндия» [39]. В обращении подчеркивалась выгода географического положения карельской столицы, активное использование финского языка, что в дальнейшем будет способствовать развитию международных контактов. Официальный документ установления и развития побратимских связей был подписан значительно позднее, 13.08.1975 г. Преамбула договора обозначала в качестве его основания «хорошие взаимоотношения городов и взаимный интерес жителей городов к жизни и культуре другой стороны. Договор является рамочным соглашением... о конкретных мероприятиях сотрудничества стороны договариваются ежегодно путем согласования планов» [38]. В период 1960-1970-х гг. столица и районы Карельской АССР принимали активистов коммунистической партии Финляндии, были организованы молодежные лагеря, концертные выступления финских артистов [33]. Активно функционировало Карельское отделение Общества дружбы «СССР - Финляндия»: осуществлялся систематический обмен туристскими группами, проходила демонстрация фильмов, привлекались к работе университет, Карело-Финский филиал Академии наук СССР, редакции газет и журналов, союзы творческих работников, театров и пр. [39]. Так, начиная с 1972 г. регулярное проведение дней городов-побратимов в Петрозаводске и Варкаусе являлось до периода ограничений «самой яркой и успешной формой сотрудничества», одновременно праздновались юбилейные даты установления побратимских отношений [38]. Следует подчеркнуть, что в период холодной войны Финляндия была единственным зарубежным капиталистическим государством, имеющим Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (1948 г.) с СССР. Тогда «советско-финляндские отношения образовали уникальную модель межгосударственного сотрудничества в условиях конфронтации между Западом и Востоком. Курс Паасикиви - Кекконена стал не только правительственной, но и общенациональной политикой» [36]. Трансформация социально-экономического пространства в 90-х гг. XX в., «изменение геополитического положения на мировой арене отразились на характере взаимодействия Российской Федерации с сопредельными странами, положив начало выстраиванию качественно нового политического, экономического и культурного диалога между государствами по обе стороны границы» [43]. Так, в 1992 г. состоялось подписание Договора об основах отношений между Россией и Финляндией и Договора о сотрудничестве между Россией и Финляндией в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Кроме того, в г. Петрозаводск стало функционировать Министерство внешних связей РК (1992-2002 гг.) [39]. Российская Федерация и Финляндия «настойчиво совершенствовали институты двусторонних экономических отношений, снимая таможенные, налоговые, административные препятствия и бюрократические барьеры» [24. С. 147]. Так, международный коллектив экспертов развития карельско-финляндского побратимского движения указывает, что в 1990-х гг. все муниципальные образования Республики Карелия имели побратимские связи с финскими муниципалитетами [37]. В.А. Шлямин высоко оценивает роль Республики Карелия в сохранении добрососедских отношений и взаимовыгодных торгово-экономических, научных и культурных связей с Финляндией [24. С. 34]. Игнорирование совместных культурных проектов лишает стран-соседей возможностей лучшего понимания многообразия и богатства национальных культур, традиций, ценностей [24. С. 127-128]. Исследователи и эксперты побратимского движения Республики Карелия подчеркивают, что «в оформлении контуров международного диалога существенное значение имела гуманистическая составляющая, которую на договорной основе муниципальные образования республики продолжают и обновляют на современном этапе» [5]. Обращаясь к современной сети партнерских связей городов-побратимов Республики Карелия, следует указать, что Петрозаводск (столица приграничного субъекта РФ) выгодно выделяется на фоне остальных малых и средних карельских городов. На сегодняшний день у Петрозаводского городского округа действуют договоры о побратимских связях с 12 зарубежными городами десяти стран Европы (Германия, Беларусь, Литва, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция, Эстония), Передней Азии (Армения) и Северной Америки (США), подтверждаемые регулярной активностью на основе обмена информацией и реализации различных взаимовыгодных проектов [44]. Международные связи карельских муниципалитетов преимущественно заключены с административнотерриториальными единицами приграничных областей Финляндии (с севера на юг вдоль государственной границы): Северная Остроботния, Кайнуу, Северная Карелия и Южная Карелия, а также с Северным Саво и Центральной Финляндией (рис. 1). К 2022 г. совокупно у муниципальных образований Республики Карелия установлено порядка 50 международных (включая приграничные, побратимские) контактов с административно-территориальными единицами зарубежных государств, из которых больше половины (59,2%) приходится на Финляндию. Международные связи муниципалитетов Республики Карелия с территориями Финляндии представлены в таблице. Кроме обозначенного, глубинные муниципалитеты региона имеют побратимские связи: Беломорский район - с финским г. Хаапавеси (1990 г., область Северная Остроботния), и Олонецкий национальный район - с тремя поселениями Хюрюнсалми, Пуоланка и Ристиярви (1989 г., Кайнуу) [37]. Интересен кейс Костомукшского городского округа, имеющего трехсторонний договор о побратимских связях сразу с финскими и шведскими коммунами. Питкярантский муниципальный район в силу специфики исторического развития (см. подробнее: [45]) и активности приграничного взаимодействия является лидером в регионе, уступая столичному муниципалитету, по числу международных соглашений и договоров с финскими партнерами различного административно-территориального уровня (коммуны, населенные пункты). Единственным приграничным муниципалитетом, не имеющим международных договоров о сотрудничестве с финскими партнерами, является Суоярвский район, среди глубинных таковых пять. В разрезе установления побратимских и дружественных связей муниципалитеты Республики Карелия имеют документально оформленные взаимоотношения с 33 административно-территориальными единицами различного уровня, половина из которых относятся к территории Финляндии. Петрозаводскому городскому округу принадлежит первенство установления побратимских связей с финским г. Варкаус в 1975 г., большинство остальных пар городов-побратимов было образовано позднее, в период 19861994 гг. Исключением является договор, подписанный уже в XXI в между российским пос. Муезерский и финским г. Лиекса в 2013 г. Питкярантский муниципальный район также лидирует не только по числу установленных международных контактов, но и по активности побратимского сотрудничества, как на уровне муниципалитета, так и на уровне отдельных сельских поселений (например, пос. Салми). Имеющиеся официальные соглашения направлены на активизацию контактов между муниципальными организациями, общественными объединениями и локальным населением. Следует указать, что финский побратим столичного округа г. Йоэнсуу является одновременно центром приграничного сотрудничества Республики Карелия и Финляндии. CopmaeatoCKMiJ .рей ом П етр оз а в одский г ор. окр. /Слснлл Кондопожский район Лахденпохский район С е Б н Р Н и е Финляндия Республика Карелия (РФ) С а в о [ Севернал Остробот нйл Б ап о мор с кий район Муезерсхий район Лорлскигл район 1 с4- J7* (_ I. Калевальский паи район
Ключевые слова
институт побратимства,
добрососедские отношения,
карельско-финляндские побратимские связи,
города-побратимы,
Финляндия,
Республика Карелия,
муниципалитетАвторы
Кондратьева Светлана Викторовна | Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук» | канд. экон. наук, старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра | svkorka@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Попов Е.С., Приходько В. А. Институт городов побратимов в международных отношениях АТР на примере города Владивостока // Меж дународный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8. С. 390-393.
Шеремет А.В. Петрозаводск - Дулут: из истории развития побратимских связей советских и американских городов в 1970-1980-е годы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2. С. 37-45.
Яровой Г.О., Подольский М.А. Побратимство как инструмент социокультурного и экономического развития городов: сравнение «конти нентальной» и «морской» школ // Studia Humanitatis Borealis. 2014. № 2. С. 38-45.
Колева З.И. Побратимство как культурно-социальная практика, влияющая на формирование социального пространства города // Вестник СамГУ. 2012. № 8/1(99). С. 50-54.
Черненкова Е.И., Иноземцева В.А., Лаврушина Н.В. Экспертно-аналитическое сопровождение проектной деятельности в сфере обще ственной дипломатии (случай Республики Карелия) // Побратимство городов: состояние, возможности развития, вызовы, приоритеты : материалы междунар. науч.-практ. конф. Тюмень, 2021. С. 115-122.
Горбунов А.Г. Побратимские связи как эффективный инструмент развития Российско-Американских отношений. URL: http://www.pribaikal.ru/rus-america-article/article/4252.html
Толщина А.А. Роль вузов в укреплении сотрудничества между городами-побратимами - Хабаровском и Харбином (на примере Тихооке анского государственного университета) // Культура и наука Дальнего Востока. 2018. № 2. С. 151-154.
Сергодеева Е.А., Гончарова Е.Н. Специфика проектирования культурных туров как средства развития межкультурных связей между городами-побратимами // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 24-26.
Паликова Т.В. Направления международного сотрудничества г. Улан-Уде с городами Монголии // Вестник БГУ. Гуманитарные исследо вания Внутренней Азии. 2019. С. 20-25.
Сапрыка В.А., Травин Р.А Институт городов-побратимов как инструмент развития приграничных территорий // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 12 (4). С. 91-99.
Котельникова Н.А. Иркутск в процессах международного сотрудничества в 2012 г.: анализ деятельности органов местного самоуправления в реализации побратимских связей // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2013. № 2 (11). С. 82-90.
В ОПРФ предложили регионам объявить 2022 год Годом побратимских связей (28.02.2022). URL: https://kemerovo.ru/drugie-razdely/ofitsialno/informatsionnye-soobshcheniya/v-oprf-predlozhili-regionam-obyavit-2022-god-godom-pobratimskikh-svyazey--62300/?print=Y
Кузьмина В.М. Практика реализации совместных проектов и программ Курской области и г. Курска с городами-побратимами // Научный руководитель. 2018. № 1 (25). С. 1-23.
Мыльников М.А. Партнерство городов-побратимов как форма международного сотрудничества муниципального образования «город Казань» // Вестник ТИСБИ. 2020. № 4. С. 106-113.
Чернышкова А. А. Особенности интерпретации концепта городов-побратимов и рамки его функционирования в странах Восточной Азии // IN SITU. 2022. № 2. С. 51-55.
Косач Н.Н. Культурные связи городов-побратимов Республики Беларусь и Краснодарского края (конец ХХ - начало XXI в.) // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 188-191.
Фархутдинова К. В. Институт городов-побратимов в муниципальном праве Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-3 (39).
Гавриков А.А. Значение и роль городов-побратимов в развитии русско-японской межкультурной коммуникации // Евразийство и мир. 2020. № 2. С. 3-9.
Ковалева Е. А. Сталинград - Волгоград в движении породненных городов во второй половине XX в. // Электронный научнообразовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2015. № 3 (37). С. 52-56.
Шашина О.Н. Развитие Хельсинского процесса на местах: массовые выезды за границу и связи с городами-побратимами (на примере г. Ярославля) // Управление в современных системах. 2018. № 4 (20). С. 37-44.
Лаврушина Н. «Давайте дружить городами». Как начинались побратимские связи Петрозаводска // Дружат города: опыт международного сотрудничества Петрозаводска, Варкауса, Великого Новгорода. Петрозаводск, 2021. С. 10-31.
Максимов В.Б. Международные контакты городов СССР как часть внешней политики правительства // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. 2012. № 2 (22). С. 96-102.
Шанина О.Н. У истоков международного муниципального сотрудничества. Ярославль - Ювяскюля // Альманах североевропейских и балтийских исследований. 2021. № 6.
Шлямин В.А. Приграничный регион на северо-Западе России: сборник избранных статей, докладов, выступлений, интервью. Петрозаводск : Скандинавия, 2022.
Монько А. М. Побратимы. Волгоград, 1972.
Кичатинова Е.Л. Динамика побратимских контактов городов Иркутской области и Японии в 1990-х гг. - начале XXI в.: историография проблемы // Global & Regional Research. 2021. № 3 (3). С. 217-221.
Чижикова О.В. История развития побратимских связей городов-побратимов Приангарья и Японии в 1960-1980-е годы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 28-34.
Колодяжная-Шереметьева С.В. Межмуниципальное сотрудничество в формате побратимских связей как неэкономический метод развития Республики Крым // Benificium. 2021. № 2 (39). С. 83-89.
Алыев Г. А. История развития научно-технических и культурных связей города Сумгайыта с городами-побратимами // Вектор науки Тольяттского государственного университета. 2013. № 4. С. 17-19.
Фролова Л. А. Дружба пожарных городов-побратимов Пскова и Нойса // Псков : научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2018. № 49. С. 119-134.
Шеремет А.В. Сотрудничество предприятий Карелии в рамках побратимских связей в 70-80 годы XX века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 7. С. 29-32.
Мурова К.Э. Сотрудничество городов-побратимов как фактор укрепления русско-немецких отношений // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2018. № 22(4). С. 52-54.
Вавулинская Л.И. Контакты Петрозаводска и Варкауса в рамках международного движения городов-побратимов (1960-1980-е гг.) // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2008. № 9. С. 298-308.
Вавулинская Л. И. Побратимские связи городов СССР и Финляндии в 1960-1980-е гг. как фактор формирования новых форм сотрудничества на региональном уровне (на примере Петрозаводска и Варкауса) // Границы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и сопредельных регионов / О.П. Илюха, И.И. Муллонен (ред.). Петрозаводск, 2008. С. 65-76.
Вавулинская Л.И. Культурные связи между Карелией и Финляндией в 1950-1970-е годы // Финский фактор в истории и культуре Карелии XX века. Гуманитарные исследования. Петрозаводск, 2009. С. 322-337.
Вавулинская Л.И. Межкультурная коммуникация в диалоге Карелии и Финляндии в 1950-1970-е гг. // Альманах североевропейских и балтийских исследований. 2018. № 3. С. 228-249.
Lavrushina N., Malmi M., Tirri S. Let's write history of twinning between Karelian and Finnish municipalities // Nordic and Baltic Studies Review. 2021. No. 6. DOI: 10.15393/j103.art.2021.2026
Лаврушина Н. Варкаус - первый побратим Петрозаводска // Дружат города: опыт международного сотрудничества Петрозаводска, Варкауса, Великого Новгорода. Петрозаводск, 2021. С. 32-43.
Шлапеко Е. А. Роль городских элит и побратимского движения в формировании трансграничных регионов (на примере развития внешних связей Петрозаводского городского округа, Республика Карелия) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4(1). С. 374-380.
Петрозаводск - Варкаус. Города-побратимы / сост. Х. Итконен, Ю. Койвула, Н.В. Лаврушина, В.А. Мешко, Е.А. Шлапеко. Петрозаводск : Скандинавия, 2007. 88 с.
Мухаметов Р.С. Факторы международной активности российских городов // Вестник МГИМО-Университета. 2020. № 13 (6). С. 153-174.
Российско-Финляндский культурный форум. Официальный сайт. URL: https://www.kultforum.org/ru
Stepanova S.V. Cross-border tourism in the Russian Northwest: general trends and features of development // Baltic region. 2014. № 3 (21). P. 109-121.
Города-побратимы // Официальный сайт Администрации Петрозаводского городского округа. URL: http://www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk_new/city/relations/cities/goroda.htm
Stepanova S.V. The Northern Ladoga region as a prospective tourist destination in the Russian-Finnish borderland: Historical, cultural, ecological and economic aspects // Geographia Polonica. 2019. № 92 (4). P. 409-428. doi: 10.7163/GPol.0156
Приграничное сотрудничество Костомукши и Кухмо продолжится // Официальный сайт Администрации Костомукшского городского округа. URL: https://www.kostomuksha-city.ru/novosti/18303-prigranichnoe-sotrudnichestvo-kostomukshi-i-kukhmo-prodolzhitsya
Побратимские связи: история и современные вызовы, 28.10.2021 г. // Официальный сайт некоммерческих организаций Республики Карелия. URL: http://nko-karelia.ru/news/5121
КРОО «Общество дружбы «Карелия - Финляндия»» // Официальный сайт Некоммерческих организаций Республики Карелия. URL: http://nko-karelia.ru/nko/41 1
Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников // Официальный сайт Фонда Президентских грантов. URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/contest/directions/diplomacy
Кондратьева С.В. Российско-Финляндский культурный форум как площадка диалога и развития сотрудничества: опыт Республики Карелия // Общественные науки и современность. 2020. № 5. С. 142-154.
Скульптуры на Онежской набережной // Карелия Туристская. Официальный сайт. URL: http://www.ticrk.ru/regions/region/sights/sight/?PID=7519&ID=17004
100-летие Республики Карелия. Галерея городов-побратимов открылась после реконструкции в Петрозаводске // Официальный интернет-портал Республики Карелия. URL: https://gov.karelia.ru/news/28-12-2019-100-letie-respubliki-kareliya-galereya-gorodov-pobratimov-otkrylas-posle-rekonstruktsii-v-petrozavod/
Петрозаводск. О «Международных связях муниципалитетов» // Официальный сайт Всероссийского совета местного самоуправления. URL: https://vsmsinfo.ru/press-tsentr/novosti/arkhiv-novostej/1318-petrozavodsk-o-mezhdunarodnykh-svyazyakh-munitsipalitetov
Международные связи: опыт сотрудничества НКО и муниципалитетов, 20.10.2020 г. // Официальный сайт Некоммерческих организаций Республики Карелия. URL: http://nko-karelia.ru/news/4632
Финские муниципалитеты разрывают дружественные связи с городами-побратимами в России // Yle. Официальный сайт. URL: https://yle.fi/novosti/3-12344465