Перспективы формирования общего пространства научно-технической информации в рамках ЕАЭС: правовые аспекты | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. DOI: 10.17223/15617793/481/28

Перспективы формирования общего пространства научно-технической информации в рамках ЕАЭС: правовые аспекты

Проведен анализ ключевых факторов формирования общего пространства научнотехнической информации в ЕАЭС и продемонстрировано его стратегическое значение. Отдельный блок исследования посвящен природе и структуре имеющейся правовой базы интеграции государств - членов ЕАЭС в сфере научно-технической информации, а также вопросам ее комплексного развития. Проанализированы наметившиеся тенденции цифровых трансформаций данной сферы сотрудничества и ее связь с реализацией Цифровой повестки Союза и ее правового обеспечения.

Prospects of the formation of a common space of scientific and technical information within the EAEU: Legal aspects.pdf Введение. К одной из важнейших сфер информационного пространства на национальном и международном уровне относится научно-техническая информация, создаваемая в ходе научной, научнотехнической и инновационной деятельности. Постоянно увеличивающийся объем опубликованных и неопубликованных сведений о тех или иных аспектах научно-технологической и инновационной деятельности, в том числе о национальных достижениях в науке, технике и технологиях, представляет собой важный нематериальный ресурс, обеспечивающий развитие научно-технологического комплекса. Как показывают зарубежные исследователи, научнотехническая информация стала решающим элементом для учреждений, функционирующих в самых различных сферах деятельности, с точки зрения обеспечения их роста и развития. По этой причине эффективное управление в данной сфере становится одним из важнейших приоритетов [1. С. 4]. Одновременно это означает повышение значения эффективного правового регулирования научно-технической информации и специальной научно-информационной деятельности, связанной с ее сбором, учетом, регистрацией, хранением, распространением и использованием. Не меньшее значение, как показывается в литературе, имеет ее защита [2]. Развитие национальных систем научно-технической информации и ее инфраструктуры, а также совершенствование правового регулирования общественных отношений в области научно-технической информации и научно-информационной деятельности осуществляется теми или иными государствами не только на основе самостоятельных усилий, но и в порядке международноправового сотрудничества на двухстороннем, региональном и универсальном уровнях. Формат такого сотрудничества задается постоянно расширяющимся перечнем форм информационного обмена, которые предполагают создание и развитие межгосударственных информационно-коммуникационных систем, претерпевающих сегодня цифровые трансформации [3. C. 492]. Например, в ЕС в качестве инструмента «мягкой» гармонизации политики государств - членов в сфере научно-технической информации выступает Рекомендация Европейской комиссии о доступе к научной информации и ее сохранению [4]. В этом документе детальным образом моделируются направления деятельности государств - членов в сфере научно-технической информации в контексте выработки и реализации единых стандартов ее документирования, которые применяются на практике различными европейскими базами данных. В настоящее время вопросы интенсификации обмена научно-технической информацией и ее совместного использования начинают приобретать особую значимость для Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В условиях перехода к Четвертой промышленной революции научно-технологическая интеграция в рамках ЕАЭС предполагает формирование и функционирование регионального правового режима научной и научно-технической информации. В перспективе составной частью общего научнотехнологического пространства должно стать общее пространство научно-технической информации. Это потребует реализации специального поднаправления политики Союза и его государств - членов в сфере научно-технологической интеграции. Здесь возникает система задач, связанных не только с институционализацией данной сферы интеграционного взаимодействия его государств - членов, но и с выработкой правовых рамок функционирования регионального ин-фопространства и взаимодействия государств - членов в данной сфере. Цель представленной статьи заключается в установлении содержания существующей правовой базы сотрудничества государств - членов ЕАЭС в сфере формирования и функционирования общего пространства научной информации, а также определение направлений ее совершенствования. 1. Концептуальные основы формирования общего пространства научно-технической информации в ЕАЭС. В качестве исходного пункт нашего исследования сформулируем вопрос о том, почему формирование общего пространства научно-технической информации столь важно для ЕАЭС? Как представляется, это можно объяснить тем, что будущее Союза во многом зависит от успешных совместных проектов и программ в высокотехнологичных отраслях экономики. Их инициирование, которое, как известно, исходит от Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и самих научных организаций и предприятий, а также их дальнейшая реализация предполагают формирование и использование информационных ресурсов (фонды, базы, банки данных), которые содержат разнообразную информацию, начиная от сведений о возможных участниках проектов (программ), их технологических заделах и заканчивая ожидаемыми результаты. Общее информационное пространство призвано создать благоприятные условия для научнотехнологической и производственно-технологической интеграции. Это связано с тем, что в его пределах будут работать эффективные системы сбора и обмена информацией, в том числе по вопросам перспективных технологических трендов. Разумеется, все это должно дополняться встраиванием в информационные потоки, циркулирующие в зарубежных государствах, их региональных объединениях и международных организациях. Концептуальной основой понимания необходимости формирования общего информационного пространства ЕАЭС в сфере науки, технологий и инноваций, а также необходимости его специального правового регулирования является представление о том, что полное и своевременное обеспечение информационными ресурсами - это требование современного научного, научно-технологического и инновационного развития не только на национальном уровне, но и на уровне международного сотрудничества. В свою очередь информация в виде документов и неопубликованных данных, будучи «сырьем», необходимым для формирования знаний и разработки технологий, требует функционирования развитых национальных научно-информационных систем. В их рамках осуществляется деятельность по сбору, хранению, передаче информации, а также обеспечивается доступ к ней для заинтересованных пользователей. Режим подобного рода деятельности, наряду с режимом самой научно-технической информации и институциональной системы ее функционирования, предполагает комплексное правовое регулирование с учетом действия интеграционного фактора. Все это должно опираться на современный теоретический подход к пониманию природы научно-технической информации. Рассмотрение соотношения понятий «научные и технические знания», «данные», «информация», а также определение содержания понятия «научнотехническая информация» представляет собой предмет специальных исследований [5; 6. С. 115]. В научной литературе сформулирован вывод о том, что научно-техническая информация в современной экономике стала не только важнейшим фактором роста научного и научно-технического знания, но и самостоятельным фактором производственных процессов, относящегося к нематериальным активам [7. C. 139]. В добавлении к этому в сфере научно-технической информации широко распространяются цифровые технологии (блокчейн-технологии, компьютерный анализ больших данных, искусственный интеллект) и инновационная инфраструктура (например, новых телекоммуникационных сетей), находящихся в основе сетевых платформ и информационных сервисов, которые могут использоваться потребителями информации из нескольких государств. Налицо усиление роли информационного фактора, а также возникновение нового формата его действия. Это определяется тем, что современные большие вызовы предполагают новые формы организации сферы науки, технологий и инноваций, а также новые формы межгосударственного сотрудничества. В результате возникают все условия для выполнения научно-технической информацией и связанной с ней специализированной деятельностью функции драйвера роста научного знания, усиления продуктивности сектора технологических разработок, а также интенсификации процессов их коммерциализации. Принимая во внимание результаты исследований, направленных на демонстрацию отличительных характеристик информации как ресурса научнотехнической деятельности и знаний как продукта последней [8. C. 49], сформулируем следующее концептуальное положение: научно-техническую информацию вполне обоснованно рассматривать как составную часть пространства знаний в силу взаимного перехода информации и знаний друг в друга. В этой связи речь должна идти о комплексном цифровом пространстве знаний и научно-технической информации. Потребность государств - членов ЕАЭС в формировании общего научно-информационного пространства, причем в его цифровом формате, теснейшим образом связана с масштабными процессами цифровых преобразований экономики и общества, намеченными в национальных цифровых повестках государств - членов, а также в Цифровой повестке Союза [9]. Общая заинтересованность стран Союза в развитии и углублении интеграции в сфере научнотехнической информации и формировании ее общего пространства вызвана как самой логикой интеграции, так и потребностями развития национальных систем научно-технической информации, которые по своей природе открыты зарубежным информационным системам. По этой причине обеспечение развития рассматриваемой сферы относится к одному из направлений государственной научно-технической политики и предполагает ее правовое регулирование в государствах - членах Союза не только на уровне законодательства в сфере науки, технологий и инноваций в целом, но и на уровне специальных законов в его составе, которые предусматривают комплексное регулирование общественных отношений в секторе научной информации [10, 11]. Расширение трансграничного обмена научно-технической информацией как важное условие выполнения различных высокотехнологичных проектов, в том числе с интеграционной составляющей, должно дополняться формированием информационных ресурсов совместного пользования, а также созданием совместной информационной инфраструктуры. Совместные ресурсы и объекты инфраструктуры возможны благодаря «состыковке» национальных систем научно-технической информации, что предполагает соответствующее правовое опосредование. 2. Договорно-правовые основы общего пространства научно-технической информации ЕАЭС. В качестве наиболее общей договорно-правовой основы общего инфопространства в сфере науки, технологий и инноваций следует рассматривать ст. 23 «Информационное взаимодействие в рамках Союза» Договора о ЕАЭС [12]. В пункте 1 этой статьи предусматривается разработка и реализация мероприятий, направленных на обеспечение информационного взаимодействия в целях информационного обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза. Здесь устанавливается, что информационное взаимодействие должно осуществляться с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия в рамках Союза. Обратим далее внимание на содержание п. 3 ст. 23 Договора. В нем определяется, что в целях обеспечения эффективного взаимодействия и координации государственных информационных ресурсов и информационных систем государства - члены Союза должны проводить согласованную политику в области информатизации и информационных технологий. На современном этапе, когда сотрудничество государств - членов ЕАЭС в сфере научно-технической информации находится в фазе своего становления, в качестве инфраструктурного обеспечения общего пространства научно-технической информации может стать интегрированная информационная система Союза. Ее формирование предусмотрено в п. 2 ст. 23 Договора о ЕАЭС и п. 3 Раздела III Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. Более того, в пп. 6 п. 4 ст. 92 Договора о ЕАЭС к такому направлению промышленного сотрудничества, как развитие инноваций в экономике, прямо отнесено развитие технологических и информационных ресурсов для целей промышленного сотрудничества. Поэтому, в принципе, интегрированная информационная система может и должна использоваться для опосредования информационного взаимодействия в научной и технологической сферах. В этом контексте задачи по формированию интегрированной информационной системы, а именно создание общих (совместных) информационных ресурсов государств - членов, информационное обеспечение уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль, реализация общих процессов в рамках Союза, обеспечение функционирования общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде, вполне могут рассматриваться как составная часть задачи по реализации информационного аспекта научно-технологической и инновационной интеграции. Как следует из ст. 3 Приложения № 3 к Договору о ЕАЭС [13], функционал интегрированной информационной системы представляет собой оказание информационной поддержки по большому кругу вопросов. В пункте 16 ст. 3 указывается на иные вопросы, находящиеся в пределах полномочий Союза. При этом уточняется, что они будут включаться в область охвата интегрированной системы по мере ее развития. Если мы обратимся к характеристике общих информационных ресурсов, содержащейся в ст. 5 Приложения № 3, то здесь можно видеть, что к ним отнесена не только официальная статистическая информация, но и информационно-методические, научные, технические и иные справочно-аналитические материалы государств-членов. Таким образом, информационные источники, относящиеся к сфере науки и технологий государств-членов, объединяются в единую систему. В качестве составной части подобного рода общих информационных ресурсов могут также выступить, например, реестры имеющихся технологий, либо технологий, находящихся на стадии разработки. В дополнение к этому весьма перспективной выглядит территориально распределенная цифровая платформа Союза, которая включает национальные сегменты и интеграционные компоненты. В принципе, ничто не мешает поставить также вопрос о формировании цифровой платформы научно-технологической кооперации, которая, безусловно, могла бы ускорить информационный обмен в данной сфере. Разумеется, это может быть не одна, а несколько цифровых платформ в соответствии с тем или иным направлением научно-технологического сотрудничества. Следует признать, что наличие некоторых элементов договорно-правовой базы общего пространства научно-технической информации контрастирует с отсутствием специальных актов органов Союза, относящихся к вторичному праву и которые регулировали бы порядок оборота и обмена научно-технической информацией, условия доступа к ней, а также предусматривали бы перечень требований к электронному виду документированной научно-технической информации. Однако в настоящее время все же можно видеть целый ряд перспективных нормативных правовых, а также организационно-правовых положений, содержащихся в некоторых актах органов Союза, устанавливающих порядок деятельности совместных объектов инновационной инфраструктуры, которые нацелены на обеспечение научно-технологической и производственной интеграции в региональном формате. В дополнение к этому в ряде специальных документов концептуально-стратегического характера содержатся важные ориентиры политико-правового характера, которые не только задают направления информационно-технологической интеграции в рамках ЕАЭС, но и задают цели ее правового регулирования. 3. Ориентиры формирования общего пространства научно-технической информации в актах вторичного права и концептуально-стратегических Документах. Согласно Положению о Евразийских технологических платформах (ЕТП) 2016 г., последние, будучи совместными объектами инновационной инфраструктуры государств-членов, обеспечивают аккумулирование передовых национальных и мировых достижений в сфере научнотехнического развития (п. 2 Раздела 1 «Общие положения») [14]. Далее в п. 4 Раздела 1 в качестве цели их функционирования указано обеспечение кооперации в научно-технической и инновационной сферах. С точки зрения предмета нашей статьи следует выделить такое направление деятельности ЕТП, как формирование единых информационно-коммуникативных систем и порталов, которые обеспечивают доступ к базам данных, а также коммуникацию всех заинтересованных организаций государств - членов в сфере развития и освоения передовых технологий. Все это тесно связано с распространением информации об отечественных и зарубежных технологических достижениях. Информационную нагрузку имеют также единые реестры передовых технологий и продукции, которые при необходимости могут формироваться в рамках тех или иных техплатформ. Если идти далее, то в разделе 3 Концепции Евразийского инжинирингового центра [15] планируется осуществление аналитических исследований мировых тенденций, изменений внешней и внутренней рыночной конъюнктуры по конкретным товарам, отраслям, видам производства. С нашей точки зрения, весьма перспективной мерой является составление перечня прогрессивных технологических решений, которые востребованы в приоритетных отраслях экономики. Это предполагается дополнить созданием и использованием электронного банка данных относительно освоенных, а также планируемых к разработке технологий. В контексте предмета нашего исследования интерес вызывает такой механизм, как обмен информацией между государствами-членами о научно-исследовательских и опытноконструкторских разработках. Другим инфраструктурным объектом региональной инновационной системы, а равным образом механизмом производственно-технологической интеграции выступает Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий. В содержательном плане она представляет собой механизм цифровой трансформации промышленного сектора [16]. Из Концепции создания и формирования Евразийской сети трансфера технологий [17] как составной части указанной выше Сети следует, что информационный аспект непосредственно характерен для переговоров промышленных компаний и научных организаций по вопросам развития технологического сотрудничества и инициирования партнерских проектов. К тому же сетевая структура, объединяющая ее пользователей, уполномоченные органы и ЕЭК, предполагает циркуляция информационных потоков. Согласно Концепции, функционирование сети трансфера технологий основано на обмене данными между пользователями в электронном виде. В качестве институционализации взаимодействия соответствующих субъектов и закрепления способов фиксации информации намечено формирование единого реестра (п. 3). Информация (данные) рассматривается как информационный ресурс, оформленный в качестве базы данных, в которую включены сведения о пользователях, а также сведения о технологических запросах и сведения о технологических предложениях. Вполне очевидно, что своевременное формирование единого реестра, в том числе в части сведений научно-технологического характера, а также их полноты, выступает фактором стимулирования инновационных процессов в государствах - членах ЕАЭС. На основе сказанного сформулируем мысль о том, что Евразийская сеть трансфера технологий, будучи сегментом Евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий, может полноценно функционировать только в том случае, когда будут сформированы национальные части единого реестра. Ключевую роль в их состыковке будет выполнять интегрированная информационная система Союза. Несмотря на то, что национальные реестры выступают составной частью единого реестра, пользователь в рамках единого реестра может дополнять сведения, содержащиеся в национальном реестре, иной технической информацией: данными об инновационных аспектах и преимуществах технологии; информацией о стадии разработки, на которой она находится; данными о ее применении на рынках государств - членов ЕАЭС и др. Согласно паспорту проекта Евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий [18], ее формирование предполагает создание базового и интеграционного компонентов. Согласно рассматриваемому проекту, базовые сервисы по работе хозяйствующих субъектов предполагают внесение, верификацию и поиск в информационных ресурсах сведений о продукции, услугах, в том числе о технологиях. Одновременно с этим базовые аналитические сервисы, создание которых предусматривается Паспортом, свидетельствуют о концентрации внимания, во-первых, на анализе данных о промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий в государствах-членах, а, во-вторых, на сведениях об объектах индустриальноинновационной инфраструктуры, а также о функционировании базы знаний о промышленной кооперации, субконтрактации и трансфере технологий. Проведенный анализ ключевых инфраструктурных объектов, которые станут опорами инновационной системы ЕАЭС, свидетельствует о том, что в их рамках будет функционировать разнообразные и многокомпонентные пространства научно-технической, технической и научно-аналитической информации. Все это свидетельствует о достаточно сложной архитектонике общего пространства научно-технической информации как такового. На этом фоне весьма перспективным было бы выдвижение инициативы по разработке и реализации проекта по формированию специальной интегрированной информационной системы в сфере науки, технологий и инноваций. Интегрированная система обеспечит обмен информацией в отношении приоритетных технологий, развитие и коммерциализация которых предусмотрена паспортами ЕТП, на базе перспективных кооперационных НИОКР. В этом случае уместно заметить, что наибольшей актуальностью отличается формирование и использование именно тех информационных ресурсов, которые наиболее полно отражают мировые тренды технологического развития. В свете сделанных выводов открывается возможность перспективной интерпретации положений Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. [19] относительно информационного взаимодействия в сфере научно-технологической интеграции государств -членов ЕАЭС. Так, в п. 8.2.4 предусматривается формирование национальных баз данных информации по науке, в том числе технологий, по единому межгосударственному кодификатору. Безусловно, эта инициатива может рассматриваться в качестве инструмента для дальнейшего объединения национальных систем научно-технической информации [20] в совместную интегрированную систему. 4. Перспективы развития правовой базы пространства научно-технической информации ЕАЭС: прогностическо-правовой аспект. Несомненно, что технические инструменты и инфраструктурные решения, направленные на формирование общего пространства научно-технической информации, а также само его функционирование предполагает эффективный правовой режим. С нашей точки зрения, реализация сходных процессов цифровых преобразований в государствах - членах ЕАЭС в русле реализации национальных цифровых повесток в контексте Цифровой повестки Союза создает объективные условия для формирования нормативной правовой среды, опосредующей процессы информационного взаимодействия в сфере научно-технологического сотрудничества в интеграционном формате. Это актуализирует необходимость формирования в среднесрочной перспективе комплексного блока правовых норм в составе права Союза, регулирующих информационные процессы в сфере научно-технологического сотрудничества и интеграции. Данная потребность обусловлена тем, что реализация совместных программ и проектов сопровождается расширением информационного обмена, а также генерированием новых объемов научной и научно-технической информации. Как мы полагаем, данного рода нормы будут представлены в источниках, относящихся как к первичной (международно-договорной), так и вторичной (акты органов Союза) подсистеме права Союза. В том случае, если логика развития права ЕАЭС приведет к принятию специальных договоров в сфере научно-технического сотрудничества государств-членов, то в них с учетом современных реалий вполне могут, но и должны содержаться положения о сотрудничестве в сфере обмена научной, научнотехнической и технологической информацией, а также система положений, которые четко регламентируют функционирование совместных инфраструктурных объектов (сетей, систем, фондов т.д.). Включение элемента данного режима в договорное право Союза должно также дополняться комплексом норм, содержащихся в актах органов Союза, которые могут быть специально посвящены данному вопросу. В связи с тем, что научно-техническая информация - это стратегический ресурс развития технологической и производственной базы, то составной частью проводимой здесь политики со временем станет надлежащее обеспечение безопасности научно-технической информации. В целом данные вопросы следует рассматривать в более широком контексте обеспечения информационной безопасности в рамках ЕАЭС в целом. В этой связи достаточно перспективными выглядят планы по разработке международного договора об обороте данных, включающего положения о защите персональных данных. Положения договора вполне будут применимы к рассматриваемой нами сфере сотрудничества. В процессе развития технического и правового регулирования сотрудничества и интеграции государств-членов в сфере научно-технической информации по-прежнему немаловажное значение будут иметь ориентиры концептуально-стратегического характера, которые, как известно, задают цели правового регулирования. C учетом повышения значимости информационного фактора научно-технологической интеграции вполне целесообразной была бы разработка и принятие Концепции общего научно-технологи-ческого информационного пространства в рамках ЕАЭС. Ее цель - обоснование направлений создания и развития интегрированной информационной среды сфере науки, технологий и инноваций. В качестве одного из тематических вопросов Концепции могли бы стать мероприятия по формированию нормативной правовой базы межгосударственного информационного взаимодействия, а также обеспечение национальных и союзных интересов с точки зрения информационной безопасности в научнотехнической сфере. И, наконец, межгосударственное сотрудничество по интеграции национальных научноинформационных систем в форме общего пространства призвано к тому, чтобы одновременно стать стимулом их развития с учетом лучших мировых и национальных решений. Разумеется, формат интеграционных процессов предполагает гармонизацию (сближение) национальных законодательств в сфере научнотехнической информации, а также согласование соответствующей политики, проводимой государствами -членами ЕАЭС. Основой этих процессов, по общему определению, выступает право Союза. Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, сформулируем выводы, имеющие теоретическое и практическое значение. Во-первых, повышение значения информационного фактора региональной научно-технологической интеграции в рамках ЕАЭС создает объективную основу для формирования и реализации согласованной научно-информационной политики его государств - членов, а также гармонизации национальных законодательств. В связи с этим актуализируется необходимость развития международно-договорной базы Союза в сфере научно-технической информации не только в форме включения дополнительных положений в Договор о ЕАЭС либо принятия дополнительного протокола к нему, но и заключения специального международного соглашения, входящего в право Союза. Во-вторых, развитие договорной базы должно быть дополнено положениями специальных актов органов Союза, конкретизирующих договорные положения и касающихся вопросов функционирования региональной системы научно-технической информации, а также взаимодействия ее участников. В-третьих, усилению потенциала правового регулирования научно-информационного сотрудничества будет содействовать выработка концептуальных, программно-стратегических, а также рекомендательных документов, которые не только конкретизируют ориентиры разработки и реализации практических действий и мер, но и задают цели правового регулирования взаимодействия государств - членов в сфере функционирования общего пространства научнотехнической информации.

Ключевые слова

ЕАЭС, научно-техническая информация, право ЕАЭС, научно-технологическая и инновационная интеграция, цифровые трансформации, интегрированная информационная система

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шугуров Марк ВладимировичСаратовская государственная юридическая академияд-р филос. наук, профессор кафедры международного праваshugurovs@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Betancourt O.B. et al. Evaluation del estado de la gestion de la information cientifica y tecnologica: dimensiones e indicadores // Revista Cubana de Information en Ciencias de la Salud. 2017. Vol. 26, № 4. P. 1-17.
Барабашев А.Г., Пономарев Д.В. Защита научной информации в зарубежном праве // Юридическая наука в Китае и России. 2020. № 3. С. 34-37. doi: 10.17803/2587-9723.2020.3.034-037
Васильева И. Н., Покровский Д. С., Реброва Т. П. Формы и методы межгосударственного обмена научно-технической информацией: российский и зарубежный опыт // Управление наукой и наукометрия. 2020. Т. 15, № 4. С. 486-527. doi: 10.33873/2686-6706.2020.15-4.486-527
European Commission recommendation on access to and preservation of scientific information // C(2012) 4890 final (Brussels, 17.08.2012) // Official Journal of the European Union. L 194. 21.07.2012. P. 39-43.
Партыко З.В. Современная парадигма науки об информации - информологии // Научно-техническая информация. Сер. 2: Информацион ные процессы и системы. 2009. № 11. С. 1-9.
Francis A.T. Information Management in Science and Technology // Recent trends in technical education. New Delhi : Indian Society of Technical Education; MacMillan, 2008. P. 115-127.
Секерин В.Д. и др. Научно-техническая информация как фактор развития общества // Известия МГТУ МАМИ. 2013. № 1. С. 136-142.
Корабейников И. Н., Ермаков Ж. А., Синюков А. А. Исследование проблем производства новых знаний // Вестник Оренбургского государ ственного университета. 2011. № 5. С. 48-52.
Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС на период до 2025 г. (утв. решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12). URL: https://docs.cntd.ru/document/555625953 (дата обращения: 11.04.2021).
Закон Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. № 250-З «О научно-технической информации». URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H19900250 (дата обращения: 10.04.2021).
Закон Кыргызской Республики от 8 октября 1999 г. № 108 «О системе научно-технической информации» (в редакции Закона КР от 16 марта 2005 г. № 54, 10 октября 2012 г. № 170). URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/271?cl=ru-ru (дата обращения: 10.04.2021).
Договор о ЕАЭС (ред. от 01.10.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 20.04.2021).
Приложение № 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе: Протокол об информационно-коммуникативных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/aa0c4fa9ba641f06aaea596cd1596d2c7a7e2107/#dst101740/ (дата обращения: 19.04.2021).
Положение о формировании и функционировании Евразийских технологических платформ (утв. решением Евразийского Межправительственного совета № 2 от 13 апреля 2016 г. «Об утверждении Положения о формировании и функционировании евразийских технологических платформ»). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01410052/icd_14042016_2 (дата обращения: 01.03.2021).
Концепция создания Евразийского инжинирингового центра станкостроения (утв. решением Евразийского Межправительственного совета от 13 апреля 2016 г. № 1). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01410056/icd_15042016_1 (дата обращения: 01.03.2021).
Решение Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2019 г. № 2 «О реализации проекта “Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий”». URL: http://docs.cntd.ru/document/554459352 (дата обращения: 01.03.2021).
Концепция создания и функционирования Евразийской сети трансфера технологий (утв. решением Совета ЕЭК от 30 марта 2018 г. № 23). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01417246/cncd_02042018_23 (дата обращения: 21.03.2021).
Решение Евразийского Межправительственного совета от 9 августа 2019 № 8 (в ред. от 31.01.202о г.) «О паспорте проекта “Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий”». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331423/92d3e3d03094ed76da5c15fa72b687f1cebd5931/ (дата обращения: 18.04.2021).
Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (утв. решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01228321/err_12012021_12 (дата обращения: 18.04.2021).
Сухотина М.Л. Система научно-технической информации в России: правовые и организационные основы // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 1. С. 41-48. doi: 10.25281/0869-608X-2018-67-1-41-48
 Перспективы формирования общего пространства научно-технической информации в рамках ЕАЭС: правовые аспекты | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. DOI: 10.17223/15617793/481/28

Перспективы формирования общего пространства научно-технической информации в рамках ЕАЭС: правовые аспекты | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. DOI: 10.17223/15617793/481/28