Популяризация литературы о воспитании детей и книг для детского чтения на страницах газеты «Томский справочный листок» (1894 г.)
Рассматриваются книжные рецензии, опубликованные на страницах газеты «Томский справочный листок» в первый год ее издания. Анализируется тематика рецензируемых изданий, выявляются особенности рецензий книг, предназначенных для воспитания и образования детей и произведений, рекомендуемых для детского чтения. Делается вывод о том, что одной из задач публикаций книжных рецензий была популяризация литературы для детской аудитории и привлечение внимания к проблемам детского образования.
Popularization of literature on parenting and books for children's reading on the pages of the newspaper Tomskiy sp.pdf Введение История создания и последующих трансформаций газеты «Томский справочный листок» [1], основанной в 1894 г. известным сибирским книготорговцем, меценатом, просветителем и предпринимателем П.И. Маку-шиным, является важной вехой в развитии российской провинциальной журналистики. Эта история, с одной стороны, иллюстрирует те трудности, которые вынуждены были преодолевать издатели периодики, стремящиеся основать в Сибири частные органы печати: известно, что П.И. Макушину в 1880-х гг. удалось при поддержке губернатора получить разрешение на основание первой частной томской «Сибирской газеты», но она была закрыта из-за ее оппозиционного характера и сотрудничества с политическими ссыльными, так что второй макушинский газетный проект долгое время не поддерживался Главным управлением по делам печати. После целого ряда отказов и переговоров Маку-шину было разрешено выпускать только справочный листок с чрезвычайно урезанной программой. «Томский справочный листок» выходил в течение 18941895 гг., после чего был трансформирован в газету «Томский листок» и получил разрешение на расширение программы издания. С другой стороны, недолгая история существования «Томского справочного листка» показывает, что даже в таком «сокращенном» виде газета служила целям информирования аудитории о местных событиях, отвечала коммерческим интересам издателя, а также выполняла задачу воспитания и просвещения сибирского общества. Эта последняя задача осуществлялась в газете с помощью публикации книжных рецензий в разделе «Библиография». Целью настоящей статьи является выявление особенностей рецензий, опубликованных в газете «Томский справочный листок», в том числе посвященных изданиям для детского чтения и образования. Для достижения этой цели необходимо выполнение таких задач, как определение места книжных рецензий в структуре газеты, составление «корпуса» анализируемых публикаций, выявление их тематического спектра, определение приемов популяризации детской литературы и книг для образования детей. Основными методами исследования являются комплексный анализ периодического издания, историко-типологический и структурно-тематический анализ. Необходимо отметить, что история основания «Томского справочного листка» и его последующих «превращений» (сначала в газету «Томский листок», затем в газету «Сибирская жизнь») отражена во многих научных работах [2-7], а также в воспоминаниях его основателя, П.И. Макушина [8]. Исследователи отмечали существование двух макушинских проектов под названием «Томский справочный листок» (один из них является нереализованным замыслом книгоиздателя и относится к 1870-м гг. (см. [9])), обращали внимание на программу газеты [10], на ее содержательные особенности [11]. Кроме этого, газета упоминается в работах, освещающих деятельность П.И. Макушина [1214]. Тем не менее ученые не останавливали внимание на популяризации детской литературы и изданий образовательного характера, которая была характерной чертой многих книжных рецензий «Томского справочного листка», что позволяет говорить о новизне предпринятого исследования. «Томский справочник листок»: структура и характеристика отделов Первый номер новой томской частной газеты под названием «Томский справочный листок» вышел 2 июля 1894 г . Его программа включала в себя восемь разделов: 1) месяцеслов и календарные сведения; 2) правительственные распоряжения; 3) телеграммы Северного агентства; 4) местная хроника; 5) отчеты о заседаниях городской думы, ученых, благотворительных и других местных обществ и судебных мест, без обсуждения судебных решений; 6) справочный отдел; 7) библиографические известия; 8) объявления. Газета была ежедневной, ее цена составляла 2 рубля в год (отдельный номер стоил 3 копейки). Номер состоял из четырех полос небольшого формата (немногим больше современного А3), иллюстрации в основном газетном тексте отсутствовали. Тираж составлял 1 000 экземпляров. Целями нового издания были обозначены следующие: «служить, по мере сил, уяснению духовных и материальных нужд 50-тысячного населения г. Томска, знакомить это население с состоянием и ходом собственного городского хозяйства, отмечать и поддерживать печатным словом светлые явления нашей жизни и порицать недостойное, развивать в обществе интерес к городским общественным делам и укреплять в нем принцип самоуправления в пределах, указанных законом». Редакция отмечала, что эти цели «мирят нас с ограниченностью программы», «дают нам и веру в полезность этого Листка и надежду на сочувственный прием вновь народившегося печатного органа со стороны местного населения» [1. № 1]. Изучение содержательной части «Томского справочного листка» показывает, что значительную часть номера составляла реклама, причем довольно много места занимали рекламные объявления о деятельности предприятий, организаций и обществ, связанных с П.И. Макушиным. Так, в первом номере на первой полосе размещалось подробное объявление о подписке на «Томский справочный листок» (издатель-редактор П.И. Макушин), реклама «Сибирского торгово-промышленного календаря на 1895 год» (издание Ф.П. Романова, в Томске) - в ней указывалось, что «объявления для календаря принимаются в книжных магазинах и типолитографиях П.И. Макушина в Иркутске и Томске» [1. № 1]. Также здесь было опубликована рекламная информация о «Сибирском книжном магазине» (крупным шрифтом было указано название его владельцев - «Михайлов и Макушин»), в которой подчеркивалось, что отделения его работают в Томске с 1873 г., а в Иркутске - с 1893 г., и объявлялась главная цель работы этих магазинов: «перенести из центров умственной жизни России на далекую окраину и распространить здесь возможно большее количество книг» [1. № 1]. Во многих номерах газеты размещалось объявление о «Публичной библиотеке П.И. Макушина в Томске»: здесь указывалось, что она существует с 1871 г., приводились сведения о количестве выписываемых изданий («9 487 названий книг и 30 периодических изданий на 1894 г.» [1. № 116]) и добавлялась актуальная информация - об организации работы библиотеки [1. № 3], о наименованиях выписываемых периодических изданий [1. № 8], о поступлении новых книг, газет, журналов [1. № 116]. Кроме этого, на последней полосе газеты практически в каждом номере публиковались списки книг, которые распространялись в книжных магазинах Михайлова и Макушина. Это позволяет сделать вывод о том, что «Томский справочный листок» для Макушина был важен в том числе как «рекламная площадка», как важный источник распространения в обществе информации о товарах и услугах макушинских фирм, изданий, которые были связаны с его именем. Если репутация Макушина как издателя была «подмочена» в глазах властей в связи с закрытием «Сибирской газеты», то его авторитет как предпринимателя всегда оставался на высоте. Коммерсанты Томска и Сибири охотно давали рекламу в новую газету: здесь размещались объявления и от крупных томских магазинов, таких как белошвейный магазин Н.Б. Перетц, колониальный магазин и виноторговля А.П. Карна-кова, магазин А.Ф. Второва, аптекарский магазин Щепкина и Сковородова и т.д., и частные объявления о продаже товаров, об услугах, заказах на изготовление одежды и многом другом. Однако коммерческая прибыль была не единственной заботой Макушина. «Томский справочный листок» одновременно выполнял роль важного информационного источника для местной аудитории: в нем публиковались многочисленные объявления о деятельности томской городской управы, сообщения от томского губернатора и томского епископа, в разделе «Справочные объявления» размещались сводки Санкт-Петербургской биржи, расписание поездов Сибирской железной дороги и пароходов, «такса извозчиков», цены на сибирских рынках и т.д. Рубрика «Местная хроника» знакомила читателей с основными городскими событиями, периодически также публиковались отчеты о судебных заседаниях (рубрика «Судебная хроника»). Одновременно газета уделяла огромное внимание вопросам образования и просвещения, это было характерной чертой всех изданий Макушина. В «Томском справочном листке» публиковались подробные требования к поступающим в местные учебные заведения [1. № 3], отчеты о состоянии томских народных училищ [1. № 43], сообщалось число учащихся в начальных школах Томска [1. № 48], приводились сведения о суммах, составляющих стипендии студентов Императорского Томского университета [1. № 111]. Постоянно отслеживалась деятельность Общества попечения о начальном образовании, Общества естествоиспытателей и врачей при Томском университете, Томского попечительства о нуждающихся воспитанниках семинарии. Сочетание коммерческих интересов и просветительских задач в деятельности Макушина наиболее ярко отразилось в рубрике «Библиография», которая появлялась практически в каждом номере «Томского справочного листка». Издатель так определял ее назначение: «Под этой рубрикой предполагается помещать краткие отзывы, по возможности, о всех вновь выходящих, касающихся Сибири или выдающихся по своему достоинству книгах» (из объявления о подписке [1. № 1]). Однако заявленный акцент на «сибирике» не был реализован: тематический спектр рецензий оказался гораздо шире. Тематический спектр книжных рецензий «Томского справочного листка» В первом номере газеты в рубрике «Библиография» рецензент, размышляя о целях и задачах этого раздела, ссылался на авторитет знаменитых русских литературных критиков: «“Книга - говорит Белинский, есть жизнь нашего времени, она вводит в душу разного рода впечатления”. “Из впечатлений слагается идеал, а идеал служит посредником и проводником между мыслью и деятельностью, камертоном деятельности” (Кавелин)» [1. № 1]. При этом рецензент делал акцент на том, что важнее всего правильно выбрать книгу именно для детского чтения: «... крайне необходимо, чтобы родители и воспитатели были вполне убеждены, что чтение книги будет никак не вредно для детей». Он был вполне согласен с высказыванием Шопенгауэра о том, что «дурные книги - это «интеллектуальный яд, он портит ум». Поэтому рецензент считал совершенно правильной ситуацию, описанную им в тексте: «Что же читать? Как сделать выбор той или другой книги? - вот вопросы, которые часто затрудняется разрешить иной взрослый, желающий приобрести книгу не только для себя, но и для детей» [1. № 1]. Ответом на эти вопросы и должна была служить рубрика «Библиография», в которой предполагалось «давать беспристрастную оценку появляющихся в печати новых книг». Обратим внимание на то, что главной целью рубрики была не просто оценка качества книг, а рекомендация их для чтения определенной аудиторией, и в первую очередь - для детского чтения. Кроме этого, рецензент «Томского справочного листка» ориентировался на демократического читателя, так как многие рецензируемые книги относились к «народным изданиям». Под вопросом на данный момент находится имя рецензента «Томского справочного листка». Из всего массива текстов три были подписаны буквой «Б» [1. № 1, 3, 81], два были перепечатаны из журнала «Русская мысль», это указывалось в конце рецензии [1. № 16, 19], остальные были опубликованы без подписи. Невозможно определить, был ли в 1894 г. рецензентом один человек или несколько. Маловероятно, чтобы «Библиографию» вел сам П.И. Макушин: при его занятости вряд ли у него было время на составление рецензий. Поскольку выяснение этого вопроса находится за рамками поставленных в исследовании задач, мы обозначаем составителя рубрики как рецензента без уточнения, кто именно выполнял эту роль в «Томском справочном листке». Количество рекомендуемых для чтения книг в «Томском справочном листке» было подсчитано самим изданием: в объявлении о подписке на 1895 г. сообщалось, что «в течение четырех месяцев (со 2 июля по 31 октября) даны отзывы о 67 сочинениях» [1. № 100]. Всего за 1894 г. (со 2 июля по 31 января) в газете было опубликовано более 90 отзывов о книгах. Тематику рецензируемых книг можно условно определить следующим образом. Большую часть литературы, на которую рекомендовал обратить внимание рецензент «Томского справочного листка», можно отнести к научно-популярной тематике. В течение 1894 г. газета писала о книгах по философии [1. № 2], о французской революции [1. № 5], об экономике [1. № 10, 11], об огородничестве [1. № 14], о промыслах [1. № 15], о жизни растений [1. № 24], об истории римской религии [1. № 29], о героическом в истории [1. № 31-32], о борьбе с пьянством [1. № 37], об окружающей природе [1. № 45], об этике пищи - вегетарианстве [1. № 54, 58], о выборе книг для чтения [1. № 66], об анатомии и физиологии [1. № 78], об астрономии [1. № 82], о шаманстве [1. № 85, 86], об истории музыки в России [1. № 105], «о том, как люди на свете живут» [1. № 134], о рождестве христовом у различных народов [1. № 138] и др. В рецензиях подчеркивалась важность именно общедоступного изложения материала. Так, описывая содержание работы Е. Предтечен-ского «Звездный мир» (Санкт-Петербург, 1894), газета писала: «Настоящая книжка представляет собою общедоступное изложение главнейших сведений по звездной астрономии, науки, к сожалению, доступной очень немногим. А потому всякая попытка популяризировать знания в этой области, бесспорно, заслуживают полного внимания со стороны читателя» [1. № 82]. Также интерес вызывали книги по популярной психологии: газета рекомендовала к чтению издания, рассказывающие о пессимизме [1. № 23], о причинах расстройства сна [1. № 35, 36], о том, как сделать свою жизнь более счастливой [1. № 44]. В них отмечались «легкая и доступная форма» [1. № 82], «ясность изложения» [1. № 36], делающие книги доступными «пониманию каждого читающего» [1. № 36]. К этому же научно-популярному блоку можно отнести книги, которые были посвящены биографиям знаменитых ученых, писателей, общественных деятелей, таких как Чарльз Дарвин [1. № 12], Иван Грозный, Богдан Хмельницкий (серия «Жизнь замечательных людей») [1. № 17], химик Ш. Шмидт (лекция томского профессора С.И. Залесского) [1. № 98], Т. Шевченко [1. № 109], Н.И. Пирогов [1. № 131]. Биографии таких людей, был уверен рецензент, «не только читаются с огромным интересом», но и отличаются «благотворным влиянием на читающую публику и в особенности молодежь» [1. № 131]. К отдельному направлению относились издания по медицинской тематике. Поскольку близкое участие в «Томском справочном листке» принимал брат П.И. Ма-кушина, врач А.И. Макушин (с 1897 г. был утвержден соредактором газеты «Томский листок»), тема медицины привлекала особое внимание издания. В поле зрения постоянно находились работы о гигиене семьи [1. № 42], о домашней гимнастике [1. № 46], о рождении детей [1. № 49] и о женском здоровье [1. № 50]. Одна из самых объемных рецензий «Томского справочного листка», публиковавшаяся в четырех номерах газеты, была посвящена книге А.А. Пресса «Защита жизни и здоровья рабочих на фабриках и заводах» (Санкт-Петербург) [1. № 83, 88-90]. Достаточно часто рецензент «Томского справочного листка» обращал внимание читателей на издания различных сибирских просветительских, образовательных, медицинских обществ. Это соответствовало в первую очередь стремлению издателя писать «о всех вновь выходящих, касающихся Сибири... книг». Газета публиковала сведения об изданиях: «Труды и протоколы общества врачей Енисейской губернии» [1. № 27, 33], «Протоколы и труды Омского медицинского общества» [1. № 55], «Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества» [1. № 60, 61], «Отчет Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле за 1893 г.» [1. № 100] и т.д. В последнем номере газеты за 1894 г. в рубрике «Библиография» появилась информация о выходе «Алтайского сборника», изданного Обществом любителей исследования Алтая. Кратко ознакомив читателей с содержанием выпуска, рецензент подчеркивал значимость подобного рода работ, поскольку считал, что долг «каждого интеллигентного человека, попавшего в Сибирь», заключается «не в одном только исполнении своих личных обязанностей, а и в известном служении интересам того или другого захолустного угла обширной Сибири, этой забытой и неисследованной еще части нашего обширного отечества» [1. № 141]. Это свидетельствует о том, что газета умело использовала форму библиографических рецензий для высказывания дорогих ей убеждений, в данном случае - областнического направления. Часть рекламируемых изданий представляли собой практические пособия: инструкции по организации веревочного производства [1. № 106], молочного хозяйства [1. № 8], кузнечного дела [1. № 76], разработки золотых россыпей [1. № 81], корзиночного производства [1. № 113]. Это было важно для Макушина - помочь простым людям организовать собственное дело, тем самым повысив возможность улучшить свое благосостояние. Появлялись в библиографическом разделе и рецензии на художественные произведения, но в значительно меньшем количестве, чем на научно-популярные книги. В течение 1894 г. в «Томском справочном листке» было помещено 9 рецензий на художественные произведения, предназначенные для чтения взрослыми людьми («Стихотворения» А.М. Федорова [1. № 18], «В трущобах Англии» В. Бутса [1. № 34], «Деньги» Э. Альгрена [1. № 38], «Дневник принцессы Анны», публикация в «Историческом вестнике» [1. № 51], «Золотые россыпи» Е.М. Михеева и «Суета мирская» Н.А. Салова [1. № 53], «Свет Азии» Э. Арнольда [1. № 110] и некоторые другие), а также 6 рецензий на художественные книги, рекомендованные для детского чтения. Рассмотрим эти рецензии в общем блоке материалов, относящихся к теме популяризации произведений для чтения детьми либо для детей. Литература для детского чтения и образования: содержательные особенности Произведения, которые рецензент «Томского справочного листка» рекомендовал для детского чтения и образования, можно было найти практически во всех вышеуказанных блоках. К примеру, говоря о содержании книги «Домашняя гимнастика для здоровых и больных» (перевод с немецкого, под редакцией и с предисловием профессора К. П. Ковальковского), автор рубрики перечислял категории читателей, которым она могла бы пригодиться: книга «является очень полезным руководством для томичей (юношей и подростков, женщин и девиц, мужчин, ученых мужей, ремесленников и т.п.)» (выделено нами. - Авт.) [1. № 46]. Книга Е. Водовозова «Как люди на белом свете живут» рекомендовалась к «наибольшему распространению... в народной массе и среДиучащихся (выделено нами. - Авт.) - знакомых более с жизнью американских индейцев по книгам Купера, Майн Рида, чем с жизнью европейских народов» [1. № 134], и т.д. Однако среди рецензий были и такие, в которых делался акцент на книгах для детского чтения. Прежде всего это художественная литература. «Томский справочный листок» писал о детских рассказах К.В. Лукашевич «Птичница Агафья» и Н.Ф. Плахово «Волшебница весна» [1. № 3], о книгах: В. Самойловича «Девять рассказов для детского чтения» [1. № 5], А.Ф. По-госского «Рассказы» [1. № 30], И.А. Крылова «Басни» и «И.А. Крылов, его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк С.М. Бриллианта» [1. № 102] и некоторых других произведениях. Необходимо подчеркнуть, что рецензии «Томского справочного листка» не создавались по «единому шаблону», их форма и содержание практически всегда варьировались автором, исходя из задач, которые он ставил перед собой. Например, в рецензии на рассказы К. Лукашевич и Н. Плахово описание содержания предварялось объяснением рецензента, почему он рекомендует именно эти произведения для детского чтения. Прежде всего, отмечал автор, это «детские рассказы, удостоенные премии Санкт-Петербургского Фребелевского общества» (поясним, что это общество объединяло деятелей дошкольного воспитания и стало целью распространение системы немецкого педагога Ф. Фребеля). Затем рецензент описывал особенности детской возрастной группы, которой было бы полезно знакомство с произведениями: «. оба рассказа можно рекомендовать для детей младшего (дошкольного) возраста от 5 до 8 лет. В эти годы дети обыкновенно выучиваются только что читать и самый механизм чтения еще представляет для них некоторую трудность. Поэтому главною целью автора при составлении рассказа должно быть то, чтобы ребенок в чтении его находил прежде всего удовольствие, интерес; необходимо, чтобы рассказ велся в художественной форме, понятной и доступной детскому возрасту» [1. № 3]. По мнению рецензент, обе книжки «вполне удовлетворяли этим условиям». После этого довольно подробно пересказывался сюжет рассказа «Птичница Агафья» и буквально в нескольких строках передавалось содержание «Волшебной весны». Рецензент также обращал внимание на качество издания: оно было напечатано на хорошей бумаге и иллюстрировано, указывались даже фамилии художников - Н.Н. Каразина и К.В. Изенберга, известных санкт-петербургских иллюстраторов. Рецензия на «Девять рассказов для детского чтения» В. Самойловича включала в себя только перечень рассказов сборника, краткую рекомендацию по возрастным аудиторным группам («часть рассказов. пригодны только для детей старшего возраста; остальные. доступны и небольшим детям лет 10-12») и небольшое заключение: «Общее впечатление от книги хорошее: от нее веет свежестью и оригинальностью содержания. Написаны все рассказы очень хорошим языком и читаются легко» [1. № 6]. Описывая же книгу, составленную из рассказов А.Ф. Погосского, автор не только пересказывал содержание всех пяти произведений, но и давал им следующую оценку: «Детских книг много, всех не перечитать; но знакомство с рассказами Погосского, в изложении специально для юношества, должно быть обязательно для русских детей (курсив рецензента. - Авт.) подобно тому, как русский образованный человек не может обойтись без знакомства с лучшими писателями одной страны» [1. № 30]. А рассказ «Неспособный человек», по мнению рецензента, являлся «художественным олицетворением беззаветной любви к ближнему (курсив рецензента. - Авт.) - той любви, которая составляет силу русского народа и о необходимости которой неустанно напоминает нам граф Лев Толстой и другие великие русские писатели» [1. № 30]. Эта отсылка к имени одного из самых авторитетных российских литераторов показывала, насколько высоко оценил рецензент рекомендуемую книгу. Рецензия на издания басен И.А. Крылова носила «юбилейный» характер: как писал автор, «всякий, кому дороги успехи отечественного просвещения, с благоговением помянет имя Ивана Андреевича Крылова, со дня смерти которого сегодня истекает полвека». Действительно, номер «Томского справочного листка» вышел 9 ноября 1894 г., Крылов же умер 9 ноября 1844 г. То есть, по сути, в форме библиографической заметки в газете был помещен публицистический материал, написанный в связи с информационным поводом и посвященный не столько оценке рецензируемых книг, сколько краткому рассказу о том, как русское общество хранит память о «своем знаменитом «дедушке», и о его «высоком значении величайшего русского баснописца». Рецензент подчеркивал: «В истории русской литературы Крылов с полным правом занимает одно из самых почетных мест, наряду с именами Пушкина и Гоголя. А басни его являются у нас, конечно, самыми распространенными из художественных литературных произведений. Еще при жизни писателя сборников его басен вышло 77 000 экземпляров; известное издание басен с биографией Плетнева в 1891 г. выходило уже 25-м изданием. Кроме того, составители русских хрестоматий (а некоторые из них издаются в десятках тысяч экземпляров), для какого бы возраста они не назначались, необходимо отводят басням Крылова видное место в своих книгах» [1. № 102]. Рецензент перечислял журналы, в которых публиковались крыловские басни, кратко описывал состав рекомендуемых читателям «Томского справочного листка» изданий. Заметим, что далеко не все произведения, которые в настоящее время считаются предназначенными для детского чтения, в конце XIX в. рекомендовались детям. К примеру, о книге «Праведный старец» (перевод нескольких глав романа Виктора Гюго «Отверженные») рецензент писал, что она лучше всего подойдет для народного чтения: «... крестьянин. рабочий с большим интересом прочтет эту повесть и вынесет из нее, конечно, гораздо больше, чем из всевозможных сказаний о дивном чародее, о прекрасной Миликтрисе Кир-битьевне, о шуте Балакиреве и т.п.» [1. № 74]. Кроме художественной литературы, непосредственно к «детскому блоку» относится ряд изданий, предназначенных для воспитания и образования подрастающего поколения: «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д. Ушинского [1. № 40], «Русские детские подвижные игры» Е.А. Покровского и «Детские игры преимущественно русские, в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной» Е.А. Покровского [1. № 21], «Собрание сочинений» Бьернстерне Бьернсона [1. № 26], «Линград и Гертруда» Г. Песталоцци [1. № 47], «Педагогические сочинения» В.Я. Стоюнина [1. № 63-65], «Искусство выразительного чтения. Опыт систематического изложения теоретических основ и приемов преподавания» Д. Ко-ровякова [1. № 68] и «Этюды выразительного чтения художественных литературных произведений» Д. Ко-ровякова [1. № 69], «Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединенных Штатах Северной Америки» П.Г. Мижуева [1. № 70, 71] и др. Рецензии на эту литературу включали в себя, кроме описания содержания книги, развернутые рассуждения по теме издания (например, о концепции детской игры [1. № 21]), биографические рассказы об авторе (о швейцарце Г. Песталоцци, «отце современной педагогии» [1. № 47], о русском педагоге В.Я. Стоюнине [1. № 63]), указания на дискуссию, которая возникла вокруг изложенного материала (о совместном обучении мужчин и женщин в высших школах Америки [1. № 71]). Описывая состав очередных томов (9, 10 и 211-го) собрания сочинений Бьернстерне Бьернсона, «горячего проповедника женской равноправности в вопросе о половой нравственности», рецензент затрагивал тему воспитания детей: «В переходном возрасте многие дети становятся скрытными, изменяясь к худшему. Задача разумного воспитателя - заслужить доверие ребенка и подойти к нему вовремя, а задача школы -научить тому, как устроено наше тело» [1. № 26]. «Педагогическая программа» рекомендуемого автора давала возможность рецензенту высказать свои собственные соображения о таком сложном вопросе, как половое воспитание детей, и подчеркнуть в нем роль «семейного и школьного воспитания» [1. № 26]. В рецензии на книгу Г. Песталоцци рецензент, прежде чем перейти к характеристике произведения, остановился на биографии педагога и оценке его вклада в народное просвещение, а также подчеркнул особые качества личности Песталоцци: «Бедный до того, что он не мог быть уверенным в куске хлеба на завтра, занимая самое ничтожное общественное положение, непрактичный до того, что многие современники серьезно считали его безумным, мечтатель и фантазер, бесхарактерный - Песталоцци сумел не только всю жизнь прослужить любимому делу, не только никогда не отступал ни на шаг от своих убеждений и правил, но и заставил весь мир признать справедливым и разумным то, что первоначально казалось всем окружающим его проявлением безумия» [1. № 47]. Описывая концепцию педагога, чья главная цель была «воспитать молодое подрастающее поколение в привычках к труду и скромной жизни и вместе с тем развить его умственные силы надлежащим образом», рецензент «Томского справочного листка» подчеркивал: «Хотя эта книга была написана более ста лет тому назад, приведенные в ней взгляды и идеи еще и в настоящее время не могут почитаться устарелыми, а наоборот проведение их при воспитании детей может принести несомненную пользу» [1. № 47]. Еще более развернутым оказался рассказ о биографии известного русского педагога-методиста и публициста В.Я. Стоюнина, в материалы которого были включены даже стихотворные тексты начинающего педагога, почерпнутые, как писал рецензент, «из биографического очерка о Стоюнине В. Сиповского» [1. № 63]. Текст рецензии публиковался в трех номерах «Томского справочного листка»: здесь были описаны вехи жизненного пути Стоюнина и этапы разработки им собственной педагогической концепции, перечислены литературно-педагогические труды рецензируемого автора, дана краткая характеристика педагогических взглядов. И только два абзаца в самом конце рецензии передавали содержание рекомендуемого сочинения. Очевидно, что для автора рецензии было важным в первую очередь познакомить читателей с личностью и трудами Стоюнина, и рубрика «Библиография» дала ему эту легальную возможность - ведь публикация статей в «Томском справочном листке» не была разрешена. Отметим также рецензии на издания о детской медицине: «Детский доктор. Руководство для матерей и воспитателей» Ж. Варио [1. № 13], «Мать и дитя. Гигиена в общедоступном изложении» В.Н. Жук [1. № 28], «Об уходе за малыми детьми» Е.А. Покровского [1. № 76]. Выделение этих изданий в «детский блок» может быть аргументировано, в частности, тем, что книга «Мать и дитя» была «рекомендована ученым комитетом Министерства народного просвещения для фундаментальных библиотек средних мужских и женских учебных заведений» [1. № 28]. Эти книги, пользуясь современной терминологией, можно отнести к познавательным и к изданиям по основам нравственности и морали. По-видимому, все они - и книги для взрослого читателя, и книги для детей - продавались в книжном магазине Михайлова и Макушина. Об этом можно судить, изучая каталоги книжного магазина, которые регулярно публиковались в «Томском справочном листке». Так, книга о Чарльзе Дарвине, рецензируемая в № 12, упоминалась в книжном каталоге в номерах 70 и 83; роман Михеева «Золотые россыпи» из № 53 - в каталогах № 35, 62, 93; книги о корзиночном производстве [1. № 113] и веревочном производстве [1. № 106] упоминались в каталоге № 56 и т.д. Необходимо упомянуть также об одном издании, которое не рецензировалось в «Томском справочном листке», но информация о нем была опубликована на второй полосе газеты: это «Сказки в стихах: Кот в сапогах, Спящая Красавица или Царевна-Шиповник, Принц-Кисточка, Мальчик с пальчик», сочинение Александры Карловны Древинг. В объявлении указывалось, что цена книги - 25 копеек, а приобрести ее можно «у автора в г. Барнауле» [1. № 14]. Публикация подобной рекламы показывала, что детские произведения создавались не только в центре, но и в регионах сибирскими авторами, которые находили возможность опубликовать свои произведения. Еще одним компонентом «детского блока» в «Томском справочном листке» была реклама периодических изданий для детей и юношества: она встречалась в объявлениях о подписке на газеты и журналы, которая принималась в «Сибирском книжном магазине» Михайлова и Макушина. Из этих объявлений можно было узнать, что томичи имели возможность выписать следующие детские издания: - «Вокруг света», иллюстрированный журнал; - «Детский отдых», иллюстрированный журнал; - «Детское чтение», иллюстрированный журнал, с приложением «Педагогического листка» ; - «Задушевное слово», журнал для старшего возраста и для младшего возраста; - «Игрушечка», иллюстрированный журнал, с отделами «Для малюток», «На помощь матерям» ; - «Малютка» ; - «Родник», иллюстрированный журнал, с воспитанием и обучением. Кроме этого, предлагались и журналы для воспитания детей и молодежи: - «Вестник воспитания», иллюстрированный журнал; - «Педагогический сборник», журнал с чертежами и рисунками; - «Русский начальный учитель» ; - «Русская школа» ; - «Читальня народной школы» [1. № 104]. Для тех, кто не мог позволить себе выписать эти издания, была возможность читать их в публичной библиотеке П.И. Макушина (в каталоге библиотеки перечислялись «Вестник воспитания», «Детское чтение», «Игрушечка», «Малютка», «Родник» [1. № 8]). В процентном отношении «детская тема» в рубрике «Библиография» и в рекламно-справочных материалах «Томского справочного листка» занимала около 20%. Этот показатель может быть увеличен, если принять во внимание, что многие рекомендуемые книги могли использоваться для чтения детям во время досуга, в воспитательных и образовательных целях. Выводы Рубрика «Библиография» была значимой частью газеты «Томский справочный листок», так как выполняла одновременно несколько функций, важных для редактора-издателя П.И. Макушина: информационную, рекламную, познавательно-просветительскую, публицистическую. Это стало возможным благодаря тому, что рецензент газеты, рекомендуя к прочтению ту или иную книгу, не придерживался определенных шаблонов. Практически каждая его рецензия выстраивалась исходя из задач, которые он ставил перед собой: это мог быть подробный пересказ содержания, или акцент на биографии писателя, или описание явления, которому было посвящено издание, или размышление о важности предмета, анализируемого писателем, и т.д. Отдельные рецензии носили ярко выраженный публицистический характер, и это соответствует общероссийской тенденции с помощью литературной критики обходить цензурные запреты на обсуждение важных общественных проблем: впервые эта роль литературно-критических отделов была выявлена еще в 1840-х гг., она оказалась востребованной и в сибирской журналистике конца XIX в. Тематический спектр рецензий «Томского справочного листка» был довольно широким, хотя большая часть рассматриваемых книг носила научно-популярный характер. Художественная литература относительно редко попадала в поле зрения рецензентов; при этом обращает на себя внимание, что книги знаменитых российских писателей конца XIX в. - Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и других -не были представлены в газетной рубрике, хотя они продавались в «Сибирском книжном магазине», рекламировались в его каталогах. Единственным исключением был И.А. Крылов, но повод к разговору о его книгах относился к юбилейным датам - 50-летие со дня смерти российского баснописца. Рецензент «Томского справочного листка» обращал внимание на русских писателей и поэтов «второго ряда» - Н.А. Салова, Е.М. Михеева, А.М. Федорова; часть имен зарубежных авторов также мало о чем говорит современному читателю: это В. Бутс, Э. Альгрен, Э. Арнольд и др. Вероятно, это было связано с представлением рецензента о необходимости сообщать своему читателю о книжных новинках, появляющихся на рынке, с желанием держать сибиряков в курсе того, что было «модно» в столичных кругах. В этом отношении рецензент ориентировался также на отзывы ведущих «толстых» русских журналов конца XIX в., о чем свидетельствует перепечатка рецензий из «Русской мысли». Что же касается произведений педагогического характера, то здесь ситуация была иная: рецензент хорошо разбирался в том, чьи педагогические теории были наиболее передовыми, имел свои предпочтения в этой сфере. Потому на страницах газеты пропагандировались сочинения известных русских и зарубежных деятелей в сфере детского образования и воспитания К.Д. Ушинского, Е.А. Покровского, В.Я. Стоюнина, Г. Песталоцци. «Детский блок», т.е. рецензии на произведения, предназначенные для детского чтения, включает в себя самый разнородный материал, но и здесь прослеживается тенденция пропагандировать чтение не как развлечение, а как средство для образования и самообразования. Рецензент «Томского справочного листка» обращал внимание и на необходимость воспитания нравственного подрастающего поколения, и на развитие его практических навыков, и на сохранение здоровья и воспитание полезных привычек, в том числе к труду. Не предполагалось, что читателями газеты могли быть дети - она ориентировалась скорее на поколение «родителей», даже интересы студенчества как читательской аудитории стали учитываться гораздо позже, уже в начале XX в. Поэтому именно поколение «родителей» рассматривалось как «проводник» в мир чтения для детей, на него возлагалась проблема выбора книг для детского чтения. С этой точки зрения «Томский справочный листок» действительно сделал большой вклад в популяризацию литературы для детского чтения, образования и воспитания, поскольку информация о книгах этого направления появлялась и в библиографическом отделе, и в справочном (каталоги «Сибирского книжного магазина»), и в разделе частных объявлений. Также читателям «Томского справочного листка» была доступна информация о детских изданиях, которые они могли выписать в «Сибирском книжном магазине» и читать в публичной библиотеке П.И. Макушина. В рецензиях «Томского справочного листка» можно выявить разные приемы воздействия на читательскую аудиторию. Говоря о произведениях научнопопулярных, рецензент делал акцент на «общедоступности», ясности изложения материала, на возможности его понимания народной аудит
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 43
Ключевые слова
детская литература, образование, «Томский справочный листок», журналистика, П. И. Макушин, популяризация, книгаАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Азарова Василиса Николаевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | аспирант филологического факультета, ассистент кафедры теории и практики журналистики | litisa@yandex.ru |
Жилякова Наталия Вениаминовна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | д-р филол. наук, доцент, зав. кафедрой теории и практики журналистики | retama@yandex.ru |
Ссылки

Популяризация литературы о воспитании детей и книг для детского чтения на страницах газеты «Томский справочный листок» (1894 г.) | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. DOI: 10.17223/15617793/482/3
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 594