Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях
По результатам исследования педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей классифицированы на внутренние (условия образовательного пространства образовательной организации и личностного развития детей) и внешние (социальное окружение образовательной организации, социум в целом). Представлено обоснование и характеристика педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей, их взаимосвязь с рабочими программами воспитания в образовательных организациях.
Pedagogical conditions for the formation of value orientations in children when implementing upbringing programs in educ.pdf Введение В последнее время вопрос формирования ценностных ориентаций детей приобрел особую актуальность в связи с происходящими трансформациями духовнонравственных ценностей в российском обществе, активной динамикой изменений общественного сознания и совершенствованием программно методического обеспечения реализации программ воспитания в образовательных организациях. Существенно влияют на исследуемый процесс геополитические изменения, цифровизация, культурная и информационная открытость. Значительные трансформации претерпевает и учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях, ценностная направленность которого концентрируется на традиционных российских духовно-нравственных и историко-культурных ценностях. Исходя из теоретической и практической актуальности проблемы, одной из задач данной статьи выступает теоретическое обоснование и краткая характеристика педагогических условий как комплекса учитываемых факторов, создаваемых ресурсов, выбираемых и реализуемых путей повышения эффективности современного состояния ценностно-ориентированной социализации и воспитания подрастающего поколения. Второй задачей является ответ на вопрос: при каких педагогических условиях образовательные организации смогут эффективно формировать ценностные ориентации детей и тем самым де-факто будут являться ключевым социальным институтом воспитания? Вопрос актуальный, так как в оценке места и роли социальных институтов воспитания в формировании ценностных ориентаций детей существуют разные подходы. Ведущая роль образовательных организаций в этом процессе в условиях многофакторности его протекания не представляется уже аксиоматичным утверждением [1. С. 580-581]. Интерпретация понятий: ценности, ценностные ориентации, формирование ценностных ориентаций Сущностная социальная характеристика ценностей в концентрированном виде представлена в соответствующем определении Российского энциклопедического словаря: ценность определяется как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, социально-политические и духовные ценности; положительные или отрицательные ценности [2. С. 1744]. С позиций психологического подхода Д.А. Леонтьева, ценности фиксируются в разных ипостасях: а) как идеалы, т.е. как обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни, возникающие в общественном создании; б) как предметное воплощение идеалов в социально значимой деятельности личности и продуктах деятельности; б) как мотивы («модели должного»), способствующие переводу ценностных идеалов, присутствующих в общественном сознании, в структуру ценностных ориентаций личности [3. С. 374]. Ценностные ориентации являются результатом присвоения ребенком тех или иных ценностей. В рамках исследования формирования ценностных ориентаций важны их сущностные характеристики, отраженные в научной литературе: ценностные ориентации выступают стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности; результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида [4. С. 112]; ценностные ориентации отличаются осознанностью, устойчивостью, положительной эмоциональной окрашенностью, разной степенью побудительности [5. С. 55]; ценностные ориентации в своей структуре содержат компоненты: когнитивный - элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки, поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности [6. С. 92]. Формирование ценностных ориентаций с психологической точки зрения представляет собой присвоение детьми ценностных ориентаций в форме движения по спирали через три последовательные фазы (присвоение ценностей, преобразование личности, самопроектирование) [7. С. 195] и ценностные механизмы: «поиск - оценка - выбор - проекция» [7. С. 196]. С научно-педагогической точки зрения формирование ценностных ориентаций детей - это целостный процесс освоения и реализации в сознании, чувствах и поведении ребенка ценностей, охватывающий все этапы развития личности в онтогенезе (и прежде всего детей дошкольного и младшего школьного, подросткового и юношеского возраста) при активном взаимодействии всех субъектов воспитательной деятельности, системном использовании воспитательного потенциала личности, семьи, общества и государства, всего социального окружения ребёнка. В своем структурном построении процесс формирования ценностных ориентаций имеет целевой, субъектно-объектный, содержательный, технологический и результативный компоненты, распадается на ряд периодов, совпадающих с этапами развития личности в онтогенезе. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей как научное понятие В Философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется как «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления... Чаще всего условие рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающего как внешние, так и внутренние факторы» [8. С. 707-708]. В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [9. С. 270-271]. В педагогике условие рассматривается как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [10. С 36]. В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических условий: Ю.К. Бабанский по сфере воздействия выделяет две группы условий функционирования педагогической системы: внешние и внутренние [11. С. 241]; Н.В. Ипполитова и Н.С. Стерхова по характеру воздействия выделяют объективные и субъективные [12. С. 9]; к разновидностям педагогических условий относятся отдельно дифференцируемые организационно-педагогические, психологопедагогические и дидактические условия. В современной научно-педагогической литературе раскрытие педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей осуществляется в рамках условно выделенных исследовательских подходов. Первый подход определяется пониманием условий как учет факторов воспитания в целом [13], при этом формирование ценностных ориентаций личности рассматривается как основная цель и сущность воспитания [14. С. 539]. Второй подход связан с рассмотрением педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей как психологопедагогических [15], когда формирование ценностных ориентаций детей в школе предстает как единство психологического явления и педагогического процесса. Третий подход связан с пониманием педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей в широком контексте имеющихся классификаций: внутренних и внешних, объективных и субъективных, организационно-педагогических, дидактических и др. [16]. Данные поДхоДы соотносятся со структурой и организацией воспитательного пространства на общесистемном, внутрисистемном и межсистемном уровнях. Методологические подходы к разработке педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей в своей комплексности неразрывно связаны с трактовкой формирования ценностных ориентаций детей как социально-педагогического процесса, зависимого в своем функционировании в образовательных организациях от внутренних и внешних условий. Социально-педагогический подход (В.Г. Бочарова, И.С. Кон, И.А. Липский, Л.В. Марда-хаев, А.В. Мудрик и др.) к педагогическим условиям детерминирует установку, что образовательная организация - открытая система, на учебновоспитательный процесс, формирование ценностных ориентаций в школе активно воздействуют помимо школы другие институты воспитания (семья, общественные организации и др.). Помимо социально-педагогического подхода, педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей находят свое отражение в исследовательских требованиях других подходов: аксиологического, культурологического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, возрастного, средового и др. Аксиологический подход (Б.П. Битинас, О.С. Газ-ман, Д.А. Леонтьев, В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова и др.) определяется тем, что воспитание представляет собой процесс присвоения ребенком ценностей, которые продуцируются в российском обществе и транслируются в системе образования. Культурологический подход, предполагающий, что воспитание является культурным процессом, протекающим в культуросообразной образовательной среде (Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Б.М. Бим-Бад и др.), фиксирует положение о том, что педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей должны фокусироваться на развитии традиционных российских духовнонравственных ценностей, в основе которых лежит многовековая российская культура. Системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, предполагает интерпретацию педагогических условий формирования ценностных ориентаций с комплексных позиций системного подхода (системная организация воспитательного процесса в школе и вне ее) и деятельностного подхода (в основе развития ребенка находится его активная социально значимая деятельность). Личностно-ориентированный подход (Е. В. Бонда-ревская, В.А. Караковский, В.В. Сериков, В.А. Сла-стёнин, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.) исходит из создания в педагогических условиях формирования ценностных ориентаций детей благоприятных возможностей для развития личности и индивидуальности каждого ребенка. Возрастной подход (В.В. Давыдов, А.В. Петровский, А.И. Миронов, А.В. Мудрик и др.) предполагает учет возрастных психологических особенностей развития личности детей и образуемых ими общностей в комплексе педагогических условий формирования ценностных ориентаций детей. Средовой подход (Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.) нацеливает на учет и целенаправленное использование возможностей среды как обязательного педагогического условия формирования ценностных ориентаций детей. В исследовании был осуществлен методологический анализ общих и специфических закономерностей воспитания детей, которые одновременно определяют педагогические условия формирования ценностных ориентаций. Закономерности социального плана определяют детерминированность процесса воспитания социальными и экономическими условиями жизни общества, его идеологией, нормами права и морали. Специфические педагогические закономерности как закономерности педагогического процесса характеризуют внутренние условия его эффективности: зависимость от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологи-ческих, эстетических); взаимосвязь процессов обучения, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессов воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодеятельности детей; зависимость от единства действий всех субъектов воспитания; зависимость от возрастных и других особенностей детей, уровня развития коллектива; зависимость форм, методов и средств воспитания от поставленных задач и содержания воспитания [17. С. 219]. Выявленные и обоснованные по результатам теоретического анализа педагогические условия формирования ценностных ориентаций в эмпирической части исследования соотносились и коррелировались по своему качественному наполнению с данными мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи, проведённого в 2022 г. ФГБНУ ИДСВ РАО в 8 федеральных округах РФ (руководитель исследования канд. филос. наук, руководитель аналитического отдела ФГБНУ «ИИДСВ РАО» А.А. Воинова) [18]. В исследовании приняли участие учащиеся общеобразовательных школ, среднего профессионального образования (возраст до 18 лет) - 78 824 человека; родители детей 14-18 лет - 74 868 человек; педагоги школ (гимназий), техникумов, колледжей - 44 405 человек; молодежь (возраст 19-35 лет) - 11 223 человека. Осуществленные понятийный, сравнительный, референтный, контент-анализ педагогических условий формирования ценностных ориентаций, анализ их обусловленности общими и специфическими закономерностями воспитания детей, применяемыми методологическими подходами позволяют сделать ряд обобщений: - педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей могут рассматриваться как учет объективно воздействующих на исследуемый процесс факторов (положительные или отрицательные), а также создание с позиций ресурсов путей повышения эффективности данного процесса; - педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях с опорой на общесистемный, внутрисистемный и межсистемный уровни организации воспитательного пространства целесообразно классифицировать на внутренние условия (условия образовательного пространства образовательной организации и личностного развития детей) и внешние условия (социокультурное окружение образовательной организации, социум в целом); - целесообразно внутренние условия исследовать с позиций учета имеющихся ресурсов для определения путей повышения эффективности процесса формирования ценностных ориентаций, а внешние условия - как учет совокупности факторов, разновекторно влияющих на данный процесс. Опираясь на вышеуказанные установки, педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях интерпретируются нами как учет объективно воздействующих на формирование ценностных ориентаций детей факторов внутренней (образовательной организации, личностного развития детей) и внешней (социокультурное окружение, социум в целом) среды, положительных или отрицательных по своей направленности, а также как создание возможностей (ресурсов и путей повышения эффективности), обеспечивающих присвоение и реализацию в сознании, чувствах и поведении детей социально значимых ценностей. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей: классификация и краткая характеристика Как уже говорилось ранее, к внутренним условиям формирования ценностных ориентаций относятся условия образовательного пространства образовательной организации и личностного развития детей; они таковы: актуализация личностной позиции детей, их личного опыта, инициативы в образовательном процессе; целенаправленная системная ориентация содержания реализуемых образовательных программ и методического обеспечения образовательной деятельности на формирование ценностных ориентаций детей; создание и функционирование в образовательной организации воспитывающей и развивающей образовательной среды, образовательно-воспитательных (воспитывающих) общностей; формирование уклада образовательной организации как устойчивой системы социально-педагогических взаимодействий с учетом особенностей социокультурных условий, местоположения образовательной организации, контингента детей, их семей и социокультурного окружения; влияние личности педагогов, их педагогической культуры на формирование ценностных ориентаций детей. Рассмотрим их подробнее: Актуализация личностной позиции детей, личного опыта, инициативы детей в образовательном процессе. Это важнейшее условие эффективного формирования ценностных ориентаций детей вытекает из самой сути воспитания в системе образования, выраженной в определении понятия «воспитание» -«деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся...» [19]. Целенаправленная системная ориентация содержания реализуемых образовательных программ и технологий, программно-методического обеспечения образовательной деятельности на формирование ценностных ориентаций детей. Данное условие предполагает отбор, разработку, реализацию элементов содержания образования по всем предметным областям, во всех видах и формах образовательной деятельности в направлении формирования ценностных ориентаций детей. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определена установка на полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально экономического профилей [20]. Создание и функционирование в образовательной организации воспитывающей и развивающей образовательной среды, образовательно-воспитательных (воспитывающих) общностей. Становление личности ребенка невозможно без развития его субъектности, без создания в образовательной организации воспитывающей и развивающей образовательной среды. Воспитывающая и развивающая образовательная среда запускает и поддерживает процесс воспитания, формирования ценностных ориентаций детей через осмысленные скоординированные педагогические усилия воспитывающих взрослых, управленческий ресурс, активную деятельность самих детей. Воспитывающая и развивающая образовательная среда выступает не только условием, но и эффективным средством образовательной организации в формировании ценностных ориентаций детей. Образовательно-воспитательная общность рассматривается как определенная взаимосвязь (совокупность) людей, которая характеризуется доминантой образовательной и воспитательной деятельности в их образе жизни, обусловливающей сходство целей, задач, интересов; наличием внутренней структуры. Основные образовательно-воспитательные (воспитывающие) общности в школе: детская (сверстников и разновозрастные); детско-взрослая; профессиональнородительская общность работников школы и всех взрослых членов семей; профессиональные общности - сотрудники образовательной организации. Наиболее эффективным способом реализации ресурсов детской и детско-взрослой общностей может стать система основных школьных дел [21]. Основные школьные дела, в понимании авторов, - это система традиционных школьных дел, способствующих объединению детей и взрослых в со-бытийную общность, формированию ценностных ориентаций детей, объединению воспитательных воздействий на ученический коллектив и личность ребенка, преодолению межвозрастных барьеров, сохранению традиций и передаче социокультурного опыта, развитию таких личностных качеств, как ответственность, инициативность, умение работать в команде, планируемых, организуемых и анализируемых совместно педагогами и детьми. Формирование уклада образовательной организации как устойчивой системы всех социальнопедагогических взаимодействий в образовательном учреждении с учетом особенностей социокультурных условий, местоположения, контингента учащихся. Уклад образовательной организации рассматривается как общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, поддерживающий традиции региона и школы, задающий культуру поведения сообществ, определяющий предметно-пространственную среду, учитывающий социокультурный контекст [22]. Уклад характеризует целостность, системность, уникальность каждой образовательной организации, отражает, с одной стороны, обыденность, привычность, традиционность для данного учреждения, с другой стороны, ее неповторимость, специфичность [23. С. 55]. Привлечение детей и их родителей (законных представителей), работодателей, представителей учреждений культуры и спорта, общественных и религиозных организаций к проектированию и обсуждению уклада образовательной организации может стать существенным ресурсом ценностно ориентированного воспитания. Повышение влияния личности педагога, его педагогической культуры на формирование ценностных ориентаций детей. Как указывал К.Д. Ушинский, личность педагога играет огромную роль в воспитательном процессе: «Влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями. Много значит дух заведения, но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда переходит в характер воспитанников» [24. С. 28-29]. Именно с личностным влиянием педагога, его педагогической культурой связано большинство механизмов, позволяющих передавать ценности от одного человека к другому, от ребенка к ребенку. Через осознание и принятие предъявленной учителем ценности дети приходят к реализации ценностных ориентаций в поведении, деятельности, коммуникации. В педагогической культуре, в эффективности их воспитательной деятельности педагогов, как показывают данные исследования, проведенного ФГБНУ «ИИДСВ РАО» в 2022 г., важное место занимает желание самих педагогов заниматься воспитательной работой (59%) и их умение устанавливать устойчивые взаимоотношения между образовательной организацией и семьей (53%). Эти аспекты выходят на первый план в организации ценностно ориентированного образования в школе. Внешние педагогические условия формирования ценностных ориентаций предполагают учет воздействующих на исследуемый процесс факторов социального окружения образовательной организации, социума в целом. Внешние педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей включают: воздействие на формирование ценностных ориентаций детей других социальных институтов воспитания, прежде всего семьи; правовое регулирование образовательной деятельности по формированию ценностных ориентаций детей; влияние цифровизации, цифровой трансформации образования на формирование ценностных ориентаций детей; геополитические и внутренние российские социально-политические процессы, оказывающие воздействие на ценностные ориентации детей, их формирование. Охарактеризуем данные педагогические условия. Воздействие на формирование ценностных ориентаций детей других социальных институтов воспитания, прежде всего семьи. Анализ воздействия социальных институтов воспитания на формирование ценностных ориентаций детей свидетельствует, что оно доминантно сосредоточено на системе образования и семье, влияние других институтов носит несистемный характер, однако не учитывать его нельзя. Влияние семьи, родителей на формирование ценностных ориентаций детей осуществляется в рамках консолидации усилий с образовательными организациями. Мониторинг ценностных ориентаций детей и молодежи, проведенный ФГБНУ «ИИДСВ РАО» в 2022 г., показал, что в вопросе решающей роли в формировании ценностей детей родители и педагоги единодушно отдали первое место семье - 97 и 95% соответственно. Есть различия в родительской и педагогической позиции: учителя в большей степени, нежели родители, видят свою приоритетную роль в формировании ценностной ориентации воспитанников (70% - педагоги, 51% - родители). По убеждению 99% опрошенных родителей, семья должна заниматься воспитанием ребенка, при этом значительная часть (38%) готова разделить свою ответственность за воспитание детей с образовательной организацией - в сравнении с 2021 г. эта доля выросла на 6%. Вместе с тем данные этого же исследования говорят об отсутствии единой воспитательной линии семья - школа. Как указали в опросе педагоги, нежелание родителей принимать участие в образовательном процессе как в 2021 г., так и в 2022 г. является главной проблемой в организации воспитательной работы с детьми. Формирование ценностных ориентаций некоторой части подрастающего поколения происходит под влиянием: - общественных детских и молодежных организаций социально значимой направленности (военнопатриотические клубы, всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», поисковые отряды, волонтерство и др.). В 2020 г. в РФ доля детей в возрасте 1517 лет, осуществляющих членство в каких-либо организациях, составила 3,4%, по данным Росстата [20]. Движение «Юнармия» уже объединило более 1 миллиона детей и подростков по всей стране, региональные штабы Движения представлены в каждом из 85 регионов России [25]. При этом о недостаточно используемых возможностях детских общественных объединений в формировании ценностных ориентаций свидетельствуют данные исследования, проведенного в 2022 г. ФГБНУ «ИИДСВ РАО»: как указали сами учащиеся, только 5% из них (от общей численности) состоят в какой-либо общественной организации. Самыми популярными организациями, со слов учащихся, с их слов, являются сообщество «Большая перемена» (15%), Российское движение школьников (14%) и патриотическое движение «Юнармия» (11%): по сравнению с 2021 г. в 2022 г. процент детей, задействованных в сообществе «Большая перемена», вырос почти вдвое (15 против 8%); - религиозных организаций. По данным сайта «Образование и православие», 6 588 воскресных школ на 03.02.2017 действует в РПЦ на территории РФ [26]; - организаций криминальной и террористической направленности. Исходя из аналитико-статистических данных МВД, отмечается, что несовершеннолетние все чаще исполняют активные криминальные роли в групповых преступлениях (избирают насильственные способы совершения преступления, оказывают физическое сопротивление сотрудникам правоохранительных органов). Растет дерзость, циничность совершаемых ими преступлений [27]. Правовое регулирование образовательной деятельности по формированию ценностных ориентаций детей. В настоящее время в России правовое регулирование воспитания, формирования ценностных ориентаций определяет ряд документов [20, 28, 29], при этом целостный характер оно имеет только в системе образования [21, 30]. Государство в правовом поле создало благоприятные предпосылки для целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций в образовательных организациях. Однако, поскольку сама организация процесса возложена непосредственно на образовательные организации как самостоятельные субъекты образовательной деятельности, эффективность их усилий значительно отличается друг от друга. Практика показывает, что правовое регулирование на уровне образовательных организаций становится эффективным при условии дополнения его программно-методическим обеспечением, вариативным содержанием. Влияние цифровизации, цифровой трансформации образования на ценностные ориентации детей. Проблема цифровизации жизни подрастающего поколения вызвала немыслимый ранее вопрос: кто и что воздействует на формирование ценностных ориентаций детей больше - изучение учебных дисциплин в учебное время или некритическое восприятие электронного контента школьниками в интернете во внеучебное время, образовательная организация или интернет? По мнению педагогов, по результатам их опроса в исследовании ФГБНУ «ИИДСВ РАО» в 2022 г., ключевой сложностью в воспитании детей выступает зависимость ребенка от интернета - такую позицию обозначили 71% респондентов. 48% учителей указали на серьезную увлеченность детей компьютерными играми. Родители и педагоги отмечают на воздействие социальных сетей на ребенка, при этом педагоги оценивают это влияние выше, чем родители (37 и 16%). Улица, блогеры и неформальные объединения подростков не воспринимаются ни родителями ни педагогами в качестве значимых факторов формирования ценностной картины мира молодежи - эти составляющие оцениваются респондентами не выше 10%. Значимое влияние виртуальной среды на социализацию и воспитание детей подтверждают и другие исследования. Как показал проведённый «Лабораторией Касперского» опрос в России в 2021 г. среди родителей и их детей школьного и дошкольного возраста (500 детей), 53% детей проводят в электронных устройствах от одного до четырёх часов в день; больше четверти (26%) тратят на них всё свободное время. Чаще всего Интернет нужен детям для игр (в 76% случаев), просмотра видео (в 70% случаев), общения с друзьями (в 67% случаев) и подготовки к урокам (в 53% случаев). Самым востребованным устройством у подростков остаётся смартфон. Без него не могут обойтись 80% опрошенных школьников; в начальной школе смартфон есть у 93% детей [31]. Риски цифровизации для детей и молодежи заключаются в дегуманизации образовательных, а далее - и иных социальных отношений, снижении способности к творчеству, росте прагматизма и индивидуализма на основе ценностей личного комфорта и эгоистичного потребления, нивелирования традиционных духовно-нравственных ценностей. Важно, чтобы электронная информационнообразовательная среда в образовательных организациях не только создавала условия для качественного обучения детей, но и своим контентом влияла предметно на их ценностную сферу, представляла альтернативу потребительским ценностям, пропагандируемым в интернете. Геополитические и внутренние российские социально-политические процессы, оказывающие воздействие на ценностные ориентации детей и их формирование. Геополитические изменения, происходящие на фоне специальной военной операции на Украине, трансформируются в объективную необходимость сплочения российского народа, в том числе подрастающего поколения, на единых ценностных основаниях, к которым в первую очередь относятся российские традиционные духовно-нравственные и историко-культурные ценности. Пристального внимания заслуживает проблема разоблачения навязываемого российским детям и подросткам мифа о превосходстве западного мира, его ценностей и образа жизни, попыток дискредитации ценностных основ российской ментальности. Показательны в этом плане данные исследования, проведенного в 2022 г. ФГБНУ «ИИДСВ РАО» по вопросу, что думают дети и молодежь об эмиграции. С одной стороны, 68% учащихся считают себя патриотами (57% - в 2021 г.; 76% - в 2020 г.), но с другой стороны, 52% учащихся готовы при возможности уехать за границу (60% - в 2021 г.; 46% - в 2020 г.). 53% учащихся хотели бы уехать путешествовать в другие страны, но после всё же вернуться в Россию. О полной эмиграции заявляют 11% опрошенных. Геополитические и внутренние российские социально-политические процессы детерминируют актуализацию целенаправленной работы с подрастающим поколением по формированию у них социально значимых ценностей, в первую очередь патриотизма и гражданственности, стремления служить своей Родине, отказа от ценностного вакуума, потребительского ценностного контента в молодежной среде, повышения роли образовательных организаций в этом вопросе. Заключение Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях интерпретируются нами как учет объективно воздействующих на формирование ценностных ориентаций детей факторов внутренней (образовательной организации, личностного развития детей) и внешней (социокультурное окружение, социум в целом) среды, положительных или отрицательных по своей направленности, а также как создание возможностей (ресурсов и путей повышения эффективности), обеспечивающих присвоение и реализацию в сознании, чувствах и поведении детей социально значимых ценностей. Учет факторов, определяющих внешние педагогические условия (геополитические изменения, внутренние российские социально-политические процессы, цифровизация и др.) позволяет выявить разновекторный характер, позитивную и негативную направленность, которые должны учитываться при проектировании и реализации государственной политики в области воспитания, формирования ценностных ориентаций детей, программирования воспитательной деятельности в образовательных организациях. Внутренние условия формирования ценностных ориентаций (актуализация личностной позиции детей, создание и функционирование в образовательной организации воспитывающей и развивающей образовательной среды и др.) позволяют определить потенциал, ресурс и практические пути повышения эффективности исследуемого процесса, когда образовательная организация де-факто может стать ключевым социальным институтом воспитания в исследуемом вопросе. Выявленные внешние и внутренние педагогические условия формирования ценностных ориентаций могут быть значимы для проектирования модели формирования ценностных ориентаций детей в системе образования, в программировании воспитательной деятельности в образовательных организациях разного уровня, типа, вида, в которых обучаются дети, с учётом их возраста, содержания осваиваемых ими основных и дополнительных образовательных программ.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 19
Ключевые слова
воспитание, образовательная организация, дети, ценности, ценностные ориентации, формирование ценностных ориентаций, педагогические условия, социальные институты воспитанияАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Быков Анатолий Карпович | д-р пед. наук, профессор | akbikov@mail.ru | |
Борисова Татьяна Сергеевна | Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования | канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник | borisova@institutdetstva.ru |
Берлянд Юлия Борисовна | Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования | старший научный сотрудник | berlyand@institutdetstva.ru |
Ссылки

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций детей в процессе реализации программ воспитания в образовательных организациях | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. DOI: 10.17223/15617793/482/18
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 586