Инновационная технология комбинационного вида как технология педагогической поддержки развития индивидуальности обучающегося
Раскрывается проблема технологического обеспечения процесса развития индивидуальности обучающихся в общеобразовательном учреждении. Разработана модель педагогической технологии комбинационного вида, относящейся к технологии педагогической поддержки развития индивидуальности обучающегося. Предложены теоретические положения, связанные с разработкой структурных компонентов модели технологии комбинационного вида.
Innovative technology of a combination type as a technology of pedagogical support for the student's individuality .pdf Введение в проблему Гуманистическая ориентация образования является передовой педагогической мыслью и относится к мировой тенденции развития образования. К приоритетным задачам, обозначенным в международных нормативных актах ЮНЕСКО, относят в том числе воспитание человека в контексте культурных традиций, межэтнической, культурной толерантности и др. Сущность гуманизации выражается в поддержке развития индивидуальности человека, уважении достоинства его личности, обеспечении условий, определяющих свободный, осознанный выбор самореализации, самосовершенствования. Становление субъектности обучающегося, выраженной в осознанном, свободном выборе учения, «самостроительства», раскрытой в положениях концепций личностно ориентированного образования, нашло отражение в приоритетных изменениях образовательной политики. Развитие личности в её индивидуальности является одной из важных целей современного образования. Однако, по мнению ученых, недостаточно исследована проблема управления обучающимся собственным самосовершенствованием, развитием своей индивидуальности, иными словами, проблема раскрытия психологопедагогического механизма самореализации обучающегося требует дальнейшего исследования (Е.Б. Бондаревская, С. В. Кульневич) [1]. Современные исследователи (Н. Н. Абакумова [2], В.В. Беличенко [3], А.С. Войтов [4], О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк [5], А.Ю. Калугин [6], Е.Н. Митрофанова [7], А. В. Фахрутдинова и соавт. [8], S.I. Belentsov et al. [9]) также обращают внимание на недостаточную представленность теоретических позиций исследователей, раскрывающих механизмы развития индивидуальности обучающегося. Таким образом, решение проблемы психологопедагогической поддержки развития индивидуальности обучающегося, выраженной в раскрытии механизма самореализации обучающегося, определяющего свободный, осознанный выбор обучающимися процессов самореализации, самосовершенствования, в использовании технологий педагогической поддержки развития их индивидуальности, отвечает приоритетным направлениям образовательной политики, развития педагогической теории и практики. Отечественные ученые и исследователи связывают развитие индивидуальности обучающегося с реализацией следующей деятельности: решение обучающимися учебных заданий, работа в группах посредством сотрудничества, распределение подростков в группы с позиции ведущего полушария, типа восприятия информационного потока («кинестетический», «аудиальный», «визуальный») [10]; организация деятельности детских образовательных объединений в дополнительном образовании школьников, включающем досуговую деятельность обучающихся (общественно полезная, театральная, творческая деятельность и др.), обеспечивающую проявление подростком своей самости, уникальности, субъектной позиции, самовыражения в кругу подростков [11]; проектирование развивающей образовательной среды, обеспечивающей предоставление возможности обучающимся включиться в разные виды деятельности с целью самопознания своей индивидуальности, в том числе в проектно-исследовательской деятельности, организации ученических психологических лабораторий как формы обучения школьников самопознанию и др. [12]; организация модели комплексной формы индивидуально ориентированного воспитания детей, включающей алгоритм комплексной формы, ключевых дел обучающихся во внеурочной деятельности: «Азбука важных вопросов-открытий моего Я», «Стройгород наших Я», Полет-экспедиция «Открой себя в небывалое» [13]; организация деятельности, обеспечивающей перевод внешней мотивации деятельности во внутреннюю, развитие интеллектуальных способностей, развитие эмоционально-волевой регуляции деятельности школьников, сферы саморегуляции, предметно-практической и экзистенцио-нальной сферы [5, 14, 15]. Зарубежные исследователи проблему развития индивидуальности обучающихся решают через следующие направления деятельности: проектирование модели мотивационного процесса академической успеваемости обучающихся; поддержка автономии учащихся со стороны родителей, учителей и администрации, которая положительно влияет на восприятие учащимися школьных компетенций, их самоопределение [16]; формирование лидерства, дружеской помощи обучающимся, создание условий для свободы деятельности обучающихся, их ответственности [17]; создание условий для полного раскрытия потенциала обучающегося; использование повествовательного подхода как способа развития внутренней силы учащихся, чтобы они могли внести свою жизнь в классную комнату, возможность взаимодействия с формальной учебной программой и развития своей инклюзивной индивидуальности [18]; создание условий для самосовершенствования, развития обучающегося путем освобождения его таланта, уникального для каждого человека, а также освобождение энергии для творческого установления значимых связей с другими, как преодоление дихотомии «маленькое я» и «большое я», иными словами - достижение «большого я» - уникальности человека [19]; терпеливое внимание к индивидуальности учащихся, совместная практика ценностей сочувственного понимания, справедливости и интеллектуального смирения, обеспечивающие противостояние опасностям глобальной среды образования [20]; развитие социальности обучающихся как развитие социальных отношений и взаимодействий, обеспечивающих развитие личности в ее индивидуальности; формирование у обучающихся умений понимать себя и других, проявлять рациональную и моральную активность, социальную и психологическую идентичность, понимать смысл своей жизни [21, 22]. Таким образом, ученые и исследователи связывают развитие индивидуальности о бучающегося с реализацией его творческих способностей в уче бной и внеурочной деятельности, выражающейся в раскрытии потенциала о бучающегося, развитии его мотивационной сферы через поддержку автономии учащихся со стороны учителей, родителей и администрации, создание условий для его самосовершенствования, становления его социальности. Постановка задачи Нас интересовала разработка теоретических позиций, связанных с моделированием педагогической технологии комбинационного вида (далее ПТКВ), ориентированной на педагогическую поддержку развития индивидуальности школьника. Поставленные задачи: 1) раскрыть теоретические позиции, положенные в основу моделирования ПТКВ; 2) на основе модели разработать конкретную ПТКВ, ориентированную на психолого-педагогическую поддержку развития индивидуальности обучающегося. Вопросы исследования: к вопросам исследования относим теорию проектирования систем. Исходим из следующего: 1) под «педагогической технологией» понимают упорядоченную совокупность педагогических, методических и других предписаний, определяющих отбор методов, форм, средств о бучения (под «упорядоченной совокупностью» подразумевают систему); 2) системное качество, как отмечают ученые, является определяющим признаком педагогической технологии; 3) моделирование является одним из этапов проектирования систем. Цель исследования: разработка педагогического обеспечения организации образовательного процесса, о бусловливающего педагогическую поддержку развития индивидуальности о бучающегося. Методы исследования: теоретические методы (освоение, анализ, обобщение научных публикаций, теоретических материалов, интернет-ресурсов и др.); методы диагностики (тестовые задания и др.); методы математикой статистики. Нами разработаны теоретические позиции моделирования ПТКВ, рассматриваемой как «сплав», система, целостность технологий, методов о бучения, представленных алгоритмом, интегрированных посредством идеи объединения. Под педагогической технологией комбинационного вида подразумеваем технологию, представленную алгоритмом взаимодействия методов, технологий о бучения, моделирование которой базируется на научной концепции, определяющей достижение поставленной цели технологии. В основу моделирования ПТКВ положены психолого-педагогический механизм развития индивидуальности учащегося, концепция педагогической поддержки развития индивидуальности о бучающе-гося [23]. Рассмотрим теоретические позиции моделирования ПТКВ, являющейся технологией педагогической поддержки развития индивидуальности учащегося. Модель педагогической технологии комбинационного вида представлена следующими компонентами: I компонент моДели - концептуальный, включающий выявление тенденций, формулирование проблемы, определение цели технологии, ведущих идей концепции, на которых осуществляется моделирование технологии, определение научных подходов реализации технологии, закономерностей и соответствующих им принципов ее реализации, функций технологии, критериев эффективности разрабатываемой технологии. II компонент модели - содержательный, включающий: а) определение содержания образования, на котором реализуется технология; б) определение критериев подбора методов, педагогических технологий для их интеграции в алгоритм реализации ПТКВ: - критерий целеполагания, который подразумевает, что каждая отбираемая технология, каждый метод по своему целеполаганию согласуются с целевой направленностью формирования какого-либо из компонентов опыта проявления индивидуальности обучающегося (табл. 1); - критерий альтернативности: подразумевается предоставление обучающемуся в образовательном процессе возможности осуществления осознанного, свободного альтернативного выбора деятельности, в котором проявляется индивидуальность обучающегося; - критерий творчества требует, чтобы отбираемые технологии, методы способствовали развитию творческих, креативных способностей школьников; - критерий диалогичности выражается в возможности организации паритетного диалога субъектов образования на основе признания уникальности каждого из его участников в рамках отбираемых технологий для их включения в ПТКВ; - критерий поддержки индивидуального развития обучающегося предполагает организацию образовательного процесса, предусматривающего свободный выбор обучающимися типа и формы представления учебного материла, темпа продвижения по нему, способов, средств для самообразования и др. (табл. 2); - критерий целесообразности подбора видов деятельности, входящих в ПТКВ, возрастным способностям, особенностям учащихся. Таблица 1 Способ подбора педагогических технологий в ПТКВ по критерию целеполагания Параметр Компоненты опыта проявления индивидуальности обучающегося Ментальный опыт Опыт развития критического мышления Опыт саморазвития Духовнонравственный опыт Коммуникативный опыт Отбираемые методы, педагогические технологии, на основе которых возможно формирование какого-либо из компонентов опыта проявления индивидуальности обучающегося Например, технология разноуровневого обучения, проектная технология и др. Например, технология развития критического мышления, проблемные кейсы и др. Например, проектная технология, технология Book Treiler, технология портфолио и др. Например, деловые игры; проблемные кейсы и др. Например, работа в команде над проектом и др. Примечание. Чтобы заполнить табл. 1, нужно знать достаточное количество педагогических технологий, которые нужно распределить так в этой таблице, чтобы они способствовали формированию одного или нескольких компонентов опыта проявления индивидуальности обучающегося. Вначале следует осуществлять отбор технологий в состав, структуру ПТКВ в соответствии с критерием целеполагания (см. табл. 1); затем отобранные технологии подвергаются следующему отбору в соответствии с критериями альтернативности, творчества, диалогичности, поддержки индивидуального развития обучающегося (табл. 2). Таблица 2 Способ отбора педагогических технологий для включения их в состав ПТКВ в соответствии с критериями альтернативности, творчества, диалогичности, поддержки индивидуального развития обучающегося Педагогические технологии и методы Критерии отбора методов, технологий для включения их в состав ПТКВ альтернативного выбора креативности диалогового взаимодействия поддержки проявлений индивидуальности Диалоговые технологии + + Игровые технологии + + + Метод исследовательской деятельности + + + Проектная технология + + + Рейтинговая технология + Технология уровневой дифференциации + + + Приемы формирования понятийного мышления + Приемы развития критического мышления + Таким образом, обобщая вышеизложенное, отметим, что подбор методов, технологий для их интеграции в состав, структуру ПТКВ был произведен следующим образом: 1) на основе концепции педагогической поддержки развития индивидуальности обучающегося, подразумевающей, что развитие индивидуальности обучающегося предполагает обогащение опыта проявления индивидуальности обучающегося, представленного компонентным составом: опыт критического мышления, коммуникативный опыт, опыт саморазвития, опыт духовнонравственный, ментальный опыт (см. табл. 1); (исходя из этого был выделен критерий целеполагания) (В.М. Жу-раковская) [24]; 2) на основе предписаний, относящихся к технологиям педагогической поддержки развития индивидуальности учащегося: организация образовательного процесса, предусматривающего свободный выбор обучающимися типа и формы представления учебного материла, темпа продвижения по нему (критерий поддержки проявлений индивидуальности); возможности организации паритетного диалога субъектов образования на основе признания уникальности каждого из его участников (критерий диалогового взаимодействия); среди отбираемых технологий для включения их в структуру ПТКВ, следует выбирать такие, которые обусловливали бы развитие творческих, креативных способностей школьников (критерий креативности) (Е.В. Бондаревская) [1]); 3) на основе психолого-педагогического механизма развития индивидуальности обучающегося, включающего осознанный, свободный выбор деятельности (исходя из этого был определен критерий альтернативного выбора) (В.М. Жураковская) [24]. Психолого-педагогический механизм развития индивидуальности учащегося основан на управлении свободного, добровольного, осознанного выбора деятельности обучающимся из двух/нескольких противоположных деятельностей, реализации, развития креативных, творческих способностей учащегося в этой деятельности (механизм перевода внешней мотивации деятельности во внутреннюю). Психолого-педагогический механизм развития индивидуальности учащегося включает следующие действия педагога: - педагог организует осознанный, свободный (добровольный) выбор деятельности обучающимися из двух/нескольких противоположных видов деятельности через целеполагание выбираемой деятельности на основе рефлексии с использованием техник коучинга (коучинговый подход) как понимание того, зачем? для чего?/кого?, почему? следует осуществлять выбор этой деятельности (предполагается в том числе проведение коуч-сессии); - педагог применяет приемы, методы регуляции волевых действий, определяющие способность учеников сопротивляться факторам, сдерживающим выбор, реализацию деятельности (инертность, лень, бездействие, нежелание, безделье, апатичность и др.); - педагог организует критическое отношение обучающихся к себе, как понимание того, какие качества индивидуальности обучающийся может проявить, развить в выбираемой деятельности (ученики заполняют карту-концепцию «Я-индивидуальность», включающую образы «Я-реальная индивидуальность», «Я-идеальная индивидуальность»); - педагог осуществляет психолого-педагогическую поддержку обучающихся при выполнении выбранной ими деятельности; - педагог организует рефлексию деятельности, определяющую саморегуляцию деятельности обучающимися (самодисциплину, самоконтроль), как способность обучающихся регулировать формы и содержание их активности, деятельности, общения; саморегуляция обусловливает возможность обучающихся управлять своей самореализацией в выбранной деятельности, выражающейся в развитии их творческих, креативных способностей; - педагог организует рефлексию, осмысление обучающимися осуществленной самореализации как понимание ее значимости, ценности, необходимости для них осознанного, свободного выбора самореализации в деятельности, включения в их систему ценностей опыта самостоятельного принятия решений и др. [24, 25]. Исходя из того, что деятельность человека поли-мотивирована, приведем примеры осознанного, свободного выбора деятельности обучающимся из двух/нескольких противоположных деятельностей. Например, учитель во внеурочной деятельности в ходе рефлексии создает для учащихся ситуацию осознанного, добровольного выбора между деятельностью, предпринимаемой в интересах общественности, социума, и деятельностью, инициируемой только собственными, личными потребностями обучающегося. Деятельность, вызванная потребностями социума, общественности, определяет выбор обучающимся проявления активной гражданской, социальной позиции, гуманизма, приверженности поступкам, поведению в контексте этических, моральных требований и др. К примеру, ученик совершает добровольный, осознанный выбор между участием в волонтерской акции (помощь пенсионерам, детям с ОВЗ / реализация экологического десанта / посадка деревьев на пришкольном участке / помощь отстающим обучающимся / работа вожатым в летнем лагере отдыха / проведение Дней культуры народов России и др.) и деятельностью, инициируемой собственными потребностями (встреча с подругами / игра в теннис / общение в социальных сетях и др.). К примеру, в урочной деятельности учитель в ходе рефлексии создает ситуацию осознанного, свободного выбора между выполнением проектной деятельностью, характеризующейся аргументированностью, теоретической и практической новизной, самостоятельностью исследования, отличающейся высоким уровнем сложности, определяющей вероятность проявления своей индивидуальности, и деятельностью на низком уровне самостоятельности, сложности, актуальности, определяемой участием, помощью педагога, постоянным вовлечением обучающегося в деятельность и др. Например, программа самообразования учащегося на год может быть разработана по минимуму, то есть может включать одну проектную или исследовательскую работу (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования). В то же время ученик может выполнить эту программу самообразования по максимуму, т.е. реализовать более чем одну проектную работу; выбор определяется внутренней мотивацией обучающегося. Наконец, после отбора технологий (см. табл. 1, 2) осуществляется разработка идеи соединения этих отобранных технологий в состав, структуру ПТКВ. III компонент моДели - процессуальнотворческий: подразумевается творческая работа по созданию «игровой оболочки» (игры, игрового замысла, комбинации) - идеи интеграции отобранных методов, технологий в структуру ПТВК (табл. 1, 2). Например, рассмотрим моделирование «игровой оболочки» для игровой педагогической технологии комбинационного вида «Международное культурное сотрудничество» (для обучающихся 7-х классов). Предполагается, что обучающиеся 7-х классов являются жителями стран («Уникальности»/«Умники и умни-цы»/«Самобытности»/«Дружелюбия» и др.). Между «странами» нужно установить сотрудничество. Выбранные обучающимися в каждой «стране» «Президент» и кабинеты «министров» (образования, по социальным проблемам, спорта, культуры, здравоохранения, экологии и др.) будут управлять сотрудничеством между «странами». Успешность обучающихся, их достижения, победы, выраженные в рейтингах (баллах) во внеурочной, урочной деятельности, позволят им быть избранными в органы «власти» с целью развития «страны», решения ее проблем. Например, «международное» сотрудничество в образовании между «странами» может быть представлено совместной работой по таким направлениям: 1) борьба с функциональной неграмотностью жителей разных «стран», выраженная в оказании поддержки, помощи неуспевающим учащимся на «международном» уровне; в проведении «международных» мастер-классов для неуспевающих обучающихся; 2) «международное» сотрудничество по развитию творческих элит сотрудничающих стран: совместная разработка, публика-ция/размещение на сайте «международных» сборников творческих задач, критических эссе, статей, разработанных обучающимися; 3) «международный» обмен в области научной мысли: организация «международных» конференций, круглых столов, симпозиумов, конкурсов исследований, проектных работ и др. Включение обучающихся в эти виды деятельности осуществляется на основе осознанного, добровольного, свободного выбора. Заработанные обучающимися баллы за выполненные работы в классе (разноуровневые задания, квесты и др.) позволят им получить статусные роли («президента», «министров стран» и др.), принимать решения по проблемам своей «страны», тем самым ее развивая. В соответствии с игровым замыслом для урочной и внеурочной деятельности подбираются определённые педагогические технологии. Таким образом, на основе критериев отбора методов, технологий (см. табл. 1, 2) для их включения в структуру ПТКВ, на основе замысла «игровой оболочки» между отобранными методами, технологиями устанавливаются взаимосвязи, основанные на положениях психолого-педагогического механизма развития индивидуальности обучающегося: приемах мотивации деятельности, приемах регуляции волевых действий (табл. 3; рис. 1). Таблица 3 Причинно-следственная связь между отобранными методами, технологиями, входящими в структуру ПТКВ «Международное культурное сотрудничество» Технология «А» Причинно-следственная связь между технологиями (если есть событие «А», то из него слеДует событие «Б») Технология «Б» В основе связи технологий лежит прием мотивации деятельности В основе связи технологий лежит прием регуляции волевых действий Технология раз ноуровневого обучения учащихся (урочная деятельность) Если при успешном решении разноуровневых заданий обучающийся заработает высокий рейтинг (баллы), то это позволит ему занять статусную роль в деловой игре (во внеурочной деятельности) Игровая технология: деловая игра (внеурочная деятельность) Игровая технология Изменения роли и позиции ученика в коллективе [26] Технология «Б» Причинно-следственная связь между технологиями (если есть событие «Б», то из него слеДует событие «С») Технология «С» В основе связи технологий прием мотивации деятельности В основе связи технологий прием регуляции волевыми действиями Игровая техно логия: деловая игра (внеурочная деятельность) Если обучающийся в результате реализации деловых игр будет принимать участие в продуктивной деятельности в социуме, то у него появится возможность занять статусную роль в Итоговой деловой игре (стать «президентом», «министром» страны) Игровая технология: деловая игра «Выборы в президенты страны Дружелюбия, назначение министров» (внеурочная деятельность) Игровая технология Соединение планируемого к реализации действия с другим, новым, значимым для человека мотивом (проверки себя на «прочность») [26] Технология «А» Причинно-следственная связь между технологиями (если есть событие «А», то из него слеДует событие «С») Технология «С» В основе связи технологий прием мотивации деятельности В основе связи технологий прием регуляции волевыми действиями Технология разноуровневого обучения учащихся (урочная деятельность) Если обучающийся при выполнении разноуровневых заданий заработает высокий рейтинг (баллы), то это позволит ему занять статусную роль в Итоговой деловой игре (во внеурочной деятельности) Игровая технология: Итоговая деловая игра «Выборы в президенты страны Дружелюбия, назначение министров страны Дружелюбия» (внеурочная деятельность) Игровая технология Соединение планируемого к реализации действия с другим, новым, значимым для человека мотивом (проверки себя на «прочность») [26] Идея интеграции методов, технологий в игровой замысел, «оболочку» в рамках структуры ПТКВ отражена на рис. 1. Разработка игровой «оболочки» в ПТКВ зависит от творчества исследователя, его технологической, методической компетентности, поэтому таких технологий может быть разработано множество. Построение структуры ПТКВ, разработка этапов ее реализации зависят от идеи состава технологий в ПТКВ. Рис. 1. Идеи интеграции отобранных методов, технологий в игровую «оболочку» в рамках структуры ПТКВ «Международное культурное сотрудничество» Методические рекомендации к идеям интеграции методов, технологий в структуру ПТКВ: а) технологии, методы, входящие в состав ПТКВ, следует реализовывать как в урочной деятельности, так и во внеурочной (деятельность, выражающая активную, жизненную, социальную позицию, определяющую помощь другим людям, обществу и др.); б) в основе взаимосвязи выбранных технологий, методов для их вхождения в структуру ПТКВ (пункт а) должны лежать причинно-следственные связи (если есть событие «А», то из него следует событие «Б»), обусловленные приемами мотивации деятельности обучающихся, которые использует учитель, приемами регуляции их волевых действий [19], (табл. 3); в) в основе идеи интеграции технологий, методов могут быть положены успех в реализации деятельности учения на уроке, успешность во внеурочной продуктивной деятельности; в итоге успешность ученика, выраженная в его рейтинговой оценке, позволит ему реализоваться в приоритетной для него деятельности, которую можно добиться, «заслужить», поскольку желающих учеников, стремящихся выполнить эту деятельность, достаточно; г) идеи интеграции технологий, методов в структуру ПТКВ в основном облекаются в игровые ситуации, формы, «оболочки». Анализируя рис. 1, табл. 3, можно заключить, что педагогические технологии, методы, отобранные для включения их в состав ПТКВ, представляют собой систему технологий, «сплав», целостность, представленную структурой, связями. Идея соединения технологий побуждает ученика в конечном итоге (в итоговой деловой игре, проводимой в конце полугодия) занять статусную роль, значимую, приоритетную для него, которую он будет выполнять в последующем полугодии. Осознанный, добровольный, свободный выбор деятельности обучающимся основывается на использовании учителем приемов мотивации деятельности, рефлексивных сессий, разработанных с позиции коучингового подхода, обусловливающих перевод внешней мотивации деятельности обучающегося во внутреннюю. Освоение учеником техник коучинга, лежащих в основе рефлексивных сессий, позволит ему самому управлять своей мотивацией деятельности. IV компонент моДели - аналитический: выявление диагностических инструментов, необходимых для определения эффективности педагогической технологии. V компонент модели - рефлексивный: анализ недостатков, условий реализации технологии, ее достоинств, сравнительный анализ начального и итогового состояний, оценивание результатов, прогноз развития технологии, ее усовершенствования, внесение изменений в технологию, осмысление трансляции опыта реализации технологии, разработка новых моделей технологии комбинационного вида и т.д. На основе теоретических позиций, лежащих в основе моделирования ПТКВ, нами разработаны и апробированы конкретные технологии в образовательном процессе. Приведем пример технологии комбинационного вида «Игровая педагогическая технология разноуровневого обучения учащихся “Федеральное собрание страны Предпринимателей”». Исходя из требуемого объема статьи, осуществим описание только некоторых компонентов модели технологии: содержательного и процессуального компонентов (рис. 2). I компонент модели - Концептуальный Выявление противоречия, обозначение проблемы Цели создан ИЯ технологан Концепция, положенная в основу разработки ПТКВ Научные подходы моделирова ння технологии Принципы исполнения технологии Функции техно логии Критерии н показатели эффектнвност и технологии ■ II компонент модели - Содержательный - определение содержания, критериев отбора содержания, в рамках которого реализуется технология: - разработка игровой «оболочки», замысла для интеграции методов, технологий: отбор педагогических технологий, разработка идеи их состава в структуре ПТКВ 1 ■ III комионент модели - Процессуальный I этап. Введение в игровую технологию разноуровнегового обучения (начато I полугодия) Введение в жизнедеятельность в «Страну Предпринимателей - страну реализации ярких индивидуальностей». Разработка школьниками концепции «Я индивидуальность» Урочная деятельность Внеурочная деятельность Использование в образовательном процессе технологий разноуровневого обучения, развития критического мышления обучающихся. дидактических игр, включающих разноуровневые задания, обеспечивающие проявления индивидуальности обучающегося Включение обучающихся в деятельность в социуме как занятие ими активной жизненной. социальной позиции, определяющих проявления индивидуальности обучающегося 1 Образование рейтинга ученика (получение баллов) за успешно выполненные задания, реализацию деятельности в социуме, на пользу другим людям, общественности Занятие статуса обучающимися на основе их успешности (конец I полугодия): выборы Президента страны Предпринимателей, председателей Государственной Думы, ее фракций. Совета Федерации; защита обучающимися, выбранными в органы власти, концепций «Я индивидуальность» II этап: Проведение статусной деловой игры (конец I полугодия) «Заседание Федерального собрания страны Предпринимателей»: обозначение руководством страны Предпринимателей социальных проблем, разработка на их основе социальных проектов, управление их реализацией во II полугодии Ш этап: Продолжение статусной деловой игры «Страна Предпринимателей - страна реализации ярких нндивидуатьностей» (начало П полугодия); (аналогично I этапу' статусной игры): Vкомпонент модели -Аналитический ■ VI компонент модели - Реализации и рефлексии Рис. 2. Модель ПТКВ «Страна “Предпринимателей” - страна реализации ярких индивидуальностей» II компонент моДели - соДержательный. Реализация игровой технологии разноуровневого обучения учащихся осуществлялась на содержании предметов естественно-математического и гуманитарного циклов. Опыт реализации педагогических технологий в педагогической практике позволил выделить методы, технологии, которые вошли в состав технологии комбинационного вида «Страна “Предпринимателей” - страна реализации ярких индивидуальностей». Отбор технологий осуществлялся на основе критерия целеполагания, сущность которого заключалась в том, что цели отбираемых методов, технологий должны способствовать формированию одного или нескольких компонентов опыта проявления индивидуальности обучающегося (ментальный опыт, опыт развития критического мышления, саморазвития, коммуникативный, духовнонравственный опыт). Были отобраны следующие технологии: приемы развития понятийного мышления, способствующие формированию ментального опыта (компонент опыта проявления индивидуальности учащегося); диалоговые технологии, определяющие формирование коммуникативного опыта (компонент опыта проявления индивидуальности учащегося); приемы развития критического мышления, обусловливающие формирования критического мышления учащихся (компонент опыта проявления индивидуальности учащегося) и т.д. Отобранные педагогические технологии, методы затем были отмечены в табл. 4. Далее все выявленные технологии, методы подверглись последующему отбору на основе критериев, которым должны отвечать технологии педагогической поддержки развития индивидуальности обучающегося [1] (табл. 4). Таблица 4 Отбор технологий на основе критериев, которым должны отвечать технологии педагогической поддержки развития индивидуальности обучающегося Методы и технологии, отбираемые в состав ПТКВ Критерии отбора методов, технологий альтернативного выбора креатив ности диалогового взаимодействия содействия проявлению индивидуальности обучающегося Диалоговые технологии: дискуссии, дебаты, коуч-сессии и др. + + + Игровые упражнения, деловые игры, квесты и др. + + + Технологии проблемного обучения: технология педагогических, творческих мастерских и др. + + Технология рейтинговой оценки знаний + Технология разноуровневого обучения + + + Приемы развития понятийного мышления + + Приемы, технология критического мышления + + После отбора технологий последовала деятельность по разработке идеи их интеграции в систему при помощи игровой «оболочки». Таким образом, получилась технология комбинационного вида - игровая технология разноуровневого обучения «Страна “Предпринимателей” - страна реализации ярких индивидуальностей» (рис. 3). Рис. 3. Взаимосвязанность технологий, входящих в структуру ПТКВ «Страна “Предпринимателей” - страна реализации ярких индивидуальностей» Процессуальный компонент моДели. I этап. Введение в статусную деловую игру «“Федеральное собрание” страны “Предпринимателей”» (начало I полугодия). Педагог обращается к ученикам 9-го класса с предложением реализовать образовательный процесс в рамках игровой технологии разноуровневого обучения - «Страна “Предпринимателей” - страна реализации ярких индивидуальностей». Ученики берут на себя роли жителей страны «Предпринимателей», которые выбирают представителей власти на основе выработанных школьниками и педагогами следующих критериев: успешность в урочной деятельности, выражающаяся в высоком рейтинге обучающихся в ходе/результате выполнения разноуровневых заданий, дидактических игр (разработанных в рамках технологии развития критического мышления обучающихся), а также успешность обучающихся во внеурочной деятельности, определяемая высоким рейтингом как результатом реализации в социуме деятельности на пользу общества (волонтерское движение, реализация социальных проектов, проведение Дней культуры народов России и др.). Следует отметить, что выбор обучающимися заданий более высокого уровня сложности, проведение ими глубоких исследовательских работ, их участие во внеурочной деятельности осуществляются на основе осознанного, свободного, добровольного выбора этих видов деятельности. Этот выбор, основанный на проведении с обучающимися рефлексии с позиции техник коучинга, определяет проявления их индивидуальности, а реализация этого выбора на практике способствует развитию индивидуальности обучающегося. Образовавшийся высокий рейтинг учеников позволяет им занять следующие статусные роли: «Президента» страны «Предпринимателей», председателей «Государственной Думы», ее «фракций», «Совета Федерации». Кроме этого, обучающиеся получают «премии» в разных номинациях: «Почетные жители страны “Предпринимателей”», «Лучший критик года», «Лучший аналитик года» и другие в соответствии с их рейтингом в разных видах деятельности. II этап. Представители «власти» избираются в конце каждого полугодия в рамках статусной деловой игры «Заседание “Федерального Собрания” страны “Предпринимателей”», на которой решают проблемы страны «Предпринимателей», определяющие ее развитие. В частности, в образовательной практике решалась проблема устранения цифрового неравенства в стране Предпринимателей, положенная в основу социального проекта, выполняемого обучающимися 9-го класса. В рамках социального проекта обучающиеся совместно с учителем организовали деятельность компьютерного клуба «Gifra» для работы с детьми информационно небогатыми, социально неблагополучными. В клубе «Gifra» под руководством учителя старшеклассники добровольно проводили занятия по овладению детьми начальной школы компьютерной грамотностью, формированию навыков работы на компьютере. III этап. Во втором полугодии обучающиеся включаются в такие же виды деятельности в учебной и внеурочной деятельности; управление социальными проектами осуществляют «Президент» и «Правительство» страны «Предпринимателей». В конце второго полугодия вновь осуществляются выборы в управленческие структуры страны «Предпринимателей» в соответствии с успешностью обучающихся, проведение деловой статусной игры, в рамках которой решаются проблемы жителей страны «Предпринимателей», осуществляется выбор и реализация обучающимися социального проекта. Результаты В педагогическом эксперименте, связанном с реализацией в образовательном процессе технологии комбинационного вида «Страна “Предпринимателей” - ст
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 20
Ключевые слова
технология комбинационного вида, развитие индивидуальности обучающегося, модель педагогической технологииАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Жураковская Вера Михайловна | Академия социального управления | д-р пед. наук, доцент кафедры управления | gvera66@mail.ru |
Фахрутдинова Анастасия Викторовна | Казанский федеральный университет | д-р пед. наук, профессор кафедры иностранных языков | avfach@mail.ru |
Оличева Ольга Анатольевна | Лицей г. Истра | канд. ист. наук, директор | licey-istra@mail.ru |
Ссылки

Инновационная технология комбинационного вида как технология педагогической поддержки развития индивидуальности обучающегося | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. DOI: 10.17223/15617793/482/20
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 586