Формирование патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов в современном вузе | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. DOI: 10.17223/15617793/482/21

Формирование патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов в современном вузе

Раскрывается сущность понятия «патриотически направленная профессиональная позиции будущих педагогов». Авторы предлагают теоретическое обоснование процесса формирования патриотически направленной профессиональной позиции студентов в период обучения в вузе. Научная новизна исследования заключается в конструировании концептуально-методологической базы данного процесса.

The formation of a professional and patriotic position of future teachers in a modern university.pdf Введение Произошедшие в нашей стране политические и социально-экономические трансформации выдвинули учителя, как личность и как профессию, в первый ряд сторонников демократических преобразований, активных участников воспитания каждого ученика как новой личности, которой близки и понятны демократические ценности Российского государства, которыми он руко- © Савинова А.Е ., Шерайзина Р. М., Шустров А.С ., 2022 водствуется в своей жизнедеятельности и готов их защищать и отстаивать. Открывшиеся новые возможности, предоставляемые государством и социумом, позволят всем педагогам в полной мере реализовывать требования гуманистической педагогики, личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов, обучать и воспитывать каждого ученика школы как активного и деятельного члена общества, гражданина-патриота, надежного защитника России. К глубокому сожалению, в современных условиях профессия учителя существенно теряет свою привлекательность и престижность. Причинами этого стали: низкая оплата труда учителя (всего в нескольких регионах труд учителя оплачивается вполне приемлемо); колоссальная загруженность как непосредственной работой, так и нововведениями, порой надуманными и малоэффективными; привлечением учителей к выполнению не свойственных им функций; чрезмерная требовательность администраций школ (выражается в необходимости постоянно составлять различные отчёты, нести ответственность за учащихся и др.); усложнение процесса коммуникации с детьми и их родителями и др. Как показывают результаты социологических исследований, за последние годы наблюдается катастрофическая тенденция нарастания дефицита педагогических кадров не только в сельской местности, но и в городах. Ежегодно школу покидают 95-98% принятых на работу молодых сотрудников (в основном по собственному желанию). Сегодня в российских школах (в среднем) остро ощущается нехватка учителей начальных классов - 24%, учителей-предметников - 28% [1-3]. В настоящее время многие выпускники педагогических учебных заведений, а также молодые учителя предпочитают сменить сферу деятельности. Сегодня можно встретить бывшего учителя в качестве торгового работника, водителя частного такси, сотрудника государственного или частного учреждения, охранника разнообразных фирм или индивидуального предпринимателя, где доходы существенно выше и морально-нравственная атмосфера значительно благоприятнее. Цель статьи - обосновать основные концептуальные положения формирования патриотически направленной профессиональной позиции студентов в период обучения в педагогическом университете. Материалы и методы В данной статье использованы научные труды отечественных ученых [1-15], а также результаты опроса студентов - будущих педагогов выпускного курса Севастопольского государственного университета и Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Методы исследования: теоретический анализ, контент-анализ, опрос, обобщение, конкретизация. Результаты и обсуждение Программы обучения в вузах построены таким образом, чтобы дать студентам фундаментальные знания, надежные навыки деятельности и умения опираться на научные достижения, богатый мировой и отечественный опыт, осуществлять подготовку будущих педагогических кадров, как компетентных и конкурентоспособных специалистов, понимающих сущность, предназначение избранной профессии, обладать способностями качественно и высокорезультативно решать профессиональные задачи по обучению и воспитанию подрастающих поколений. Пройдя полный курс обучения в вузе в течение 45 лет, каждый выпускник получает: а) профессию и специальность педагога (комплекс компетенций, гарантирующих работу в сфере образования); б) преимущество при трудоустройстве в образовательные организации; в) перспективу карьерного роста на основе собственных профессиональных успехов и достижений; г) практическую возможность развития и совершенствования своих знаний, приобретение собственного опыта. Следовательно, каждый выпускник достаточно качественно подготовлен как профессионал и может результативно осуществлять педагогическую деятельность, получать определенное материальное вознаграждение и моральное удовлетворение за свой труд, результативность которого становится движущей силой профессиональной карьеры. Вместе с тем проведенный опрос среди студентов - будущих педагогов Севастопольского государственного университета показал, что около 75% респондентов еще окончательно не определились, будут ли они работать в школе; 42% признались, что поступили в педагогический вуз только потому, что не смогли поступить на бюджетные места в другие вузы. Изучение вопроса о результатах трудоустройства выпускников показал, что 35% из них предпочли иную деятельность, не связанную с работой в образовательных организациях. И лишь у немногих опрошенных выпускников профессия учителя связана с патриотическими чувствами и желанием служить Отечеству в рамках своей профессиональной деятельности. Таким образом, патриотическая направленность профессиональной позиции не в полной мере осознается большинством опрошенных студентов. В этой связи возникает вопрос о способах формирования такой позиции. Одним из таких способов является, как ни странно, межкультурная коммуникация. Общение с представителями других национальностей, изучение особенностей других культур, включая педагогическую и учебную культуры, помогает сформировать поликультурные личностные качества и формирует различные «надкультурные» компетенции, позволяющие не только лучше понимать культуру других стран, но и собственную педагогическую культуру через призму международного измерения. Так, например, многие студенты, прошедшие практику в зарубежных странах, отмечают изменение отношения к собственной стране и её культуре. Опрос, посвящённый влиянию межкультурного опыта на самовосприятие и восприятие своей родной культуры и формирование патриотически направленной педагогической позиции, проводился в 2021 г. в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого среди студентов выпускных курсов, участвовавших в программах обмена различной длительности - от одной недели до двух лет. Следует отметить, что длительность пребывания за рубежом не коррелировала напрямую с оказанием воздействия на мировоззренческие позиции молодого человека -даже студенты, посетившие недельные курсы, отметили изменение глубины восприятия и понимания собственной культуры, своего места в профессиональном педагогическом сообществе. Как показал опрос, в процессе межкультурной коммуникации у большинства студентов (76%) разрушились идеализированные средствами массовой информации преимущества образовательных систем стран Запада и высветились положительные аспекты подготовки педагогов в России. Таким образом, результаты опроса позволяют нам сделать вывод о том, что опыт межкультурного взаимодействия может также оказать значимое влияние на формирование патриотически направленной профессиональной позиции. Можем резюмировать, что актуальность рассматриваемой темы обусловлена рядом факторов, которые условно объедены в две группы: внешние и внутренние. К первой группе факторов относятся обострение политической обстановки в мире, идеологическое противостояние со странами Запада, что требует активизации воспитательно-патриотической работы с учащейся молодежью. Ко второй группе факторов можно отнести внутренние трансформации, происходящие в стране, которые охватили все сферы жизнедеятельности, в том числе и образование. Под влиянием внешних и внутренних факторов возрастает общественная потребность в патриотически направленной профессионально-педагогической деятельности, в готовности выпускников педагогических вузов работать в системе образования на благо Отечества и многонационального российского народа. Вместе с тем установлено, что в ходе учёбы не в полной мере уделяется должное внимание таким серьёзным вопросам, как формирование гордости за свое профессиональное будущее и приобретаемую специальность, за принадлежность к корпусу профессиональных педагогов как творцов, конструкторов, воспитателей будущих поколений россиян, которые выведут Россию на лидирующую позицию в мире. В воспитательной работе со студентами слабо просматривается умение привить любовь к будущей профессии, становление желания быть педагогом, посвятить себя этой профессии, оставаться в профессии в течение всей своей жизни. Трудовой подвиг таких великих педагогов, как: А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский и других, не пропагандируется систематически и настойчиво, что не позволяет выработать у студентов должный идеал, пример и эталон поведения и деятельности. «Сердце отдаю детям...» - разве может быть ещё что-то лучше в качестве эпиграфа и лейтмотива профессиональной подготовки будущих учителей российской школы? Именно таков был основополагающий принцип жизни и профессиональной деятельности великого отечественного педагога В.А. Сухом-линского. Более детальное рассмотрение проблемы дефицита педагогических кадров, наблюдение, обобщение мнений, проведённые индивидуальные беседы с молодыми учителями и выпускниками, избравшими иные виды деятельности (коммерцию, воинскую службу, сферу услуг и др.), позволили сделать вывод, что наряду с другими причинами, решаемыми на государственном уровне, явно просматривается отсутствие у выпускников и молодых педагогов корпоративного патриотизма, несформированность патриотически направленной профессиональной позиции. Отдельные аспекты процесса формирования профессиональной позиции будущих педагогов раскрыты в научных трудах В.П. Бедерхановой [4], А.В. Гуторовой [5], Л.Г. Пушкиной [6], Р.М. Шерайзиной и М.В. Евдокимовой [7] и других ученых, по мнению которых она рассматривается как интегративная характеристика личности будущего и действующего педагога, приоритетная цель обучения, профессиональной подготовки студентов и является ядром профессиональной культуры выпускника. Непременным компонентом профессиональной позиции специалиста является патриотический компонент, предусматривающий патриотизм личности и корпоративный патриотизм. Так, З. Я. Капустина придерживается мнения, что одним из основных векторов формирования профессиональной позиции личности является ее гражданско-патриотическое воспитание, в основе которого есть любовь, верность и преданность Отечеству, стремление результатами профессиональной деятельности подтвердить эти качества [8. С. 48]. По мнению Е.В. Николаевой [9], сформированная в ходе обучения и воспитания позиция личности отражает линию поведения, направленность личности как социального субъекта в реализации своих ценностных ориентаций, избранных ценностей в качестве эталонов жизни и деятельности. А. Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев [10], А.Н. Томилин [11] и другие ученые утверждают, что позиция каждого гражданина-патриота отличается желанием и стремлением своими компетенциями, знаниями, навыками и умениями, трудовыми результатами активно содействовать развитию и обороны страны и т. д. Следовательно, формирование патриотически направленной профессиональной позиции (ПНПП) будущих педагогов в современном вузе актуально, возможно, целесообразно и востребовано. Таким образом, основываясь на вышеизложенном, формирование ПНПП будущих педагогов следует понимать как логически продуманный, спланированный и специально организованный процесс освоения ими профессиональных компетенций, навыков и умений, как основы деятельности, глубинного понимания профессиональной роли, места и функций учителя, значимости педагогического труда для него как личности, для государства и социума, для подрастающих поколений, формирующее готовность и желание быть педагогом-профессионалом и высоко результативно трудиться в сфере образования на благо Отечества и российского народа в течение всей своей жизни. На наш взгляд, патриотически направленная профессиональная позиция объединяет активную позицию личности, подразумевающую энергичное, конструктивно-творческое участие человека в жизнедеятельности социума, коллектива, группы, гражДанско-патриотическую позицию, включающую любовь и верность Отечеству, российскому народу, гордость за наше историческое прошлое и настоящее, стремление своими делами и поведением содействовать развитию страны, готовность защищать её интересы и рубежи, и профессиональную позицию, отражающую отношение специалиста к своей профессии, готовность и умение трудиться качественно, эффективно и высокорезультативно. Практика профессиональной деятельности показывает, что она может быть более эффективной, если она организована, спланирована и проводится на научной основе при разработке соответствующих концептуальных основ и положений. В педагогике термин «концепция» понимается как «определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности; система идей с выделением ведущей из них» [12]. Определим для проводимого исследования концептуальные иДеи и положения процесса формирования ПНПП будущих педагогов, содержащие следующие составляющие: цель, задачи, методологические подходы, принципы, закономерности, направления, механизм реализации, этапы и результат. В педагогике под термином «цель» понимается «осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека» [13]. Цель формирования патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов - привить истинную и безоговорочную любовь к будущей профессии, гордость за принадлежность к педагогическому сообществу, восприятие своей профессии как уникальной ценности, благородной деятельности, приносящей существенную пользу Отечеству, обществу, народу, подрастающим поколениям. Декомпозиция данного целеполагания представляет совокупность следующих элементов: выработка профессиональных знаний, умений и навыков; формирование патриотических и профессиональных ценностей, профессиональных компетенций, а также определенного, необходимого типа аналитического и критического мышления и поведения студентов; предоставление всем студентам равных возможностей получения знаний; улучшение патриотической и моральнопсихологической атмосферы в студенческих группах; повышение качества и результативности успеваемости студентов; получение студентами дополнительных знаний о патриотизме и профессиональной позиции педагога. Достижение цели будет возможным при решении вытекающих задач: - систематическое, кропотливое и последовательное разъяснении сущности и ценности профессии педагога, её необходимости для государства, общества и людей; - изучение истории появления, становления и развития педагогической профессиональной деятельности; - изучение требований руководящих документов, относящихся к сфере педагогической деятельности, содержащие оценку государством труда педагогов и формулирующие систему требований к их деятельности; - создание в педагогическом вузе уникальной образовательно-профессиональной среды, позволяющей осмыслить педагогическую реальность, гарантирующую формирование у студентов любви и верности к своей будущей профессии, желания качественно освоить будущую специальность, овладеть комплексом профессиональных компетенций, позволяющих выработать свой стиль деятельности, добросовестно, высокорезультативно выполнять служебные обязанности, быть нужным и востребованным специалистом; - каждое занятие в педагогическом вузе направить на формирование у студентов гордости за избранную профессию, её престижности в социуме, способствующих повышению интереса учащихся к учебной деятельности, развития желания быть педагогом, заниматься педагогической деятельностью в течение всей своей жизни. Важным элементом концептуальных основ процесса формирования ПНПП будущих педагогов является выбор совокупности методологических подходов, применение которых позволяет исследователю: на первом этапе определить направление изучения предмета исследования, а также выявить научнотеоретические проблемы; на втором этапе выбрать совокупность принципов каждого подхода служащих в качестве исходной позиции; разработать авторское видение, понимание и интерпретацию педагогических явлений, основные пути и способы разрешения научно-теоретических проблем; на третьем этапе выявить и изучить этапы научного исследования; на четвертом этапе избрать требуемую совокупность приемов и способов; на пятом этапе взять за основу соответствующие концепции, идеи и положения; на шестом этапе получить новые научные знания, новые научные данные об объекте исследования. Для настоящего исследования был определен комплекс методологических подходов, включающий: личностно развивающий и аксиологический подходы (табл. 1). Существенным методологическим основанием к проводимому исследованию стал личностно развивающий поДхоД, представляющий собой единство личностного (рассматривает личность как цель, субъект, результат и стержневой критерий его продуктивности) и развивающего (трактует развитие и совершенствование личности как основу, средство и главное условие) подходов. Колоссальное значение в нашем исследовании имеет аксиологический поДхоД, который базируется на аксиологии, учении о ценностях. Подход, будучи методологическим инструментом, отражает сущность гуманистической педагогики, рассматривающей человека, личность как наивысшую ценность социума, цель социального развития. Таблица 1 Комплекс методологических подходов Личностно развивающий подход Аксиологический подход Определить последовательность формирования ПНПП путем оптимизации содержания учебного материала, учебной информации Охарактеризовать процесс развития профессиональной подготовки, воспитательно-патриотической деятельности в интересах формирования ПНПП Продумать и осуществить конкретные меры для развития мышления студентов, учета индивидуальных особенностей, обеспечивающее усвоение знаний, конкретных действий Рассматривать сформированную патриотически направленную профессиональную позицию как уникальную ценность личности будущего педагога Ориентировать процесс формирования ПНПП на всестороннее, последовательное и качественное решение всех задач самими студентами, а преподаватель организует данный процесса и помогает учащимся в их образовательной и воспитательной деятельности, применяя педагогическое сопровождение, стимулирование, диагностирование, консультирование, сотрудничество, диалог и т.д. Сформировать и совершенствовать у учащейся молодежи систему ценностей, включающей патриотические и профессиональные ценности Обеспечить субъект-субъектное взаимодействие и коммуникации между преподавателем и студентами Обеспечить субъективное восприятие и осмысление ценности профессии педагога гуманитарной специальности Создать условия, позволяющие каждому студенту эффективно овладеть базовыми патриотическими и профессиональными ценностями Проектировать систему профессиональной и методической подготовки в вузе, обеспечивающей приоритетность ценностной сферы личности будущего педагога Формировать в процессе профессиональной подготовки положительной установки к получаемой специальности и будущей педагогической деятельности Привить каждому студенту устойчивую патриотически направленную профессиональную позицию Организовать учебно-воспитательный процесс со студентами таким образом, чтобы каждый из них овладел опытом активной, социально-полезной волонтерской и патриотической деятельности Анализ теории и практик по исследуемой теме позволил установить закономерности, понимаемые как устойчивые повторяющиеся связи между компонентами процесса формирования ПНПП. Это: - формирование патриотически направленной профессиональной позиции в процессе обучения в вузе приводит к изменениям в самом студенте, если он проявляет аналитическое и критическое мышление как неудовлетворенность способами познавательной и воспитательно-патриотической деятельности; - становление патриотически направленной профессиональной позиции студентов находится в прямой зависимости от результатов их собственных самостоятельных действий; - личностно-профессиональное развитие в процессе обучения в вузе способствует становлению патриотически направленной профессиональной позиции, если носит характер самосовершенствования и самореализации; - мотивация к формированию патриотически направленной профессиональной позиции - это важнейший фактор становления студентов как профессионалов, их профессиональной зрелости, готовности заниматься педагогической профессиональной деятельностью на благо современной России и российского социума. Деятельность по формированию патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов основывается на определенных принципах (табл. 2). Таблица 2 Принципы формирования патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов Принцип Содержание Научности Включает соответствие современному уровню развития науки, применение актуальной и современной информации, позволяющие сформировать у учащихся прочные научные знания и компетенции Системности Требует формировать у учащейся молодежи целостной системы знаний, навыков, умений и компетенций Единства теории и практики Позволяет учащимся уяснить, что опора на теоретические разработки обеспечивает совершенствование практической деятельности, улучшает качество и результативность деятельности Гуманизма Признает личность учащегося как ценность, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни и здоровья, конструирование условий для развития и социализации, самореализации Профессионализма и компетентности Предусматривает организацию подобающей современности профессиональной подготовки, постоянного совершенствования уровня профессиональной компетентности Активности и наступательности Содержит: настойчивую и разумную инициативу по формированию патриотического мировоззрения учащихся, системы ценностей, ориентированных на отечественные и профессиональные интересы 1атриотической направленности образовательного процесса Организовать образовательный процесс с учетом патриотизма и его специфики, расширения знаний студентов в сфере отечественной культуры и российских традиций; продумать и образовать систему учебной и внеаудиторной деятельности, дифференцированную в соответствии со степенью включенности учащейся молодежи в воспитательно-патриотическую работу 1ринцип Содержание Вариативности Означает предоставление учащимся возможности выбора в учебно-воспитательной деятельности материалов и информации, видов активности, участников общения и совместной работы, способов действия и оценки и т.д. Синергетичности Развитие мотивации учащихся к познавательной активности, заинтересованности в систематической учебе, самооткрытию, познанию окружающего мира и целенаправленного поиска собственного пути развития и самовоспитания Важнейшими направлениями формирования ПНПП являются: - гражДанско-патриотическое воспитание (устремлено на формирование у учащейся молодежи ценностных ориентаций, высоконравственных чувств и качеств, эталонов и норм поведения гражданина -патриота Отечества); - пеДагогико-профессиональное воспитание (формирует личность как профессионала, обладающего профессиональным мировоззрением, профессионально важными качествами, профессиональной позицией); - этическое воспитание (вооружает учащихся представлениями о культуре и её формах, ценностях жизни и профессии, нравственности и нравственных отношениях, морали); - развитие стуДенческого волонтерского Движения (вовлекает учащуюся молодежь в активную патриотическую, общественно полезную массововолонтерскую деятельность). Механизм реализации сущностных идей и положений формирования 11Н1П1 предусматривает [15]: - ориентирование профессорско-преподавательского состава на формирование 11Н1П1 студентов и повышение их профессионального мастерства в данной сфере деятельности; - направленность каждого занятия по специальным дисциплинам в педагогическом вузе на формирование ЙИНН. развитие конструктивно-творческого потенциала студентов; - приобщение студентов к исследовательской деятельности (участие в разработке государственнобюджетных тем, производимых кафедрами вуза; выполнение рефератов и курсовых работ; получение и отработка специальных исследовательских заданий на период прохождения учебной и преддипломной практик). 1озволяет получить новые знания, умения и навыки работы в творческом коллективе, а также приобрести ценный опыт деятельности, сотрудничества и коммуникации; - разработку, утверждение и реализацию специальной целевой программы; - создание в ходе учебных занятий рабочих ситуаций, близких к реальным, поиск выхода из которых способствует проявлени ю студентами способности к поиску и быстрому принятию творческо-педагогических решений; - вовлечение студентов в проектную деятельность, направленную на формирование ПНПП; - привлечение к проблеме формирования 141111 органов студенческого самоуправления; - обмен инновационным опытом формирования ПНПП; - освещение в СМИ конструктивной деятельности вуза, преподавателей и органов студенческого самоуправления по формирования ИНИН; - проведение мониторинга по привитию студентам 1Н11 ; - рефлексию, установку и интернализацию. 1роцесс формирования 1Н11 будущих педагогов проходит в течение ряда этапов: 1- й этап - аналитико-Диагностический (предусматривает выбор диагностического инструментария, проведение первичной диагностики, всесторонний анализ полученных результатов и производство вывода о состоянии и уровне профессиональной позиции студентов); 2- й этап - Деятельностно-формирующий (охватывает проведение комплекса целенаправленных мероприятий обучения и воспитания студентов, учебной и внеаудиторной деятельности, изучения авторской целевой программы); 3- й этап - мониторинга (предназначен для проведения систематического наблюдения за процессом формирования ПН1111 студентов с целью установления его соответствия намеченной цели и решаемым задачам); 4- й этап - рефлексивно-оценочный (включает анкетирование и тестирование студентов по выбранным методикам, общий анализ результатов и их интерпретирование; выполнение каждым студентом собственного анализа выполненной учебной и воспитательной деятельности, ее оценку, сопоставление достигнутых результатов с намеченными целями). Реализация концептуальных идей и положений процесса формирования ПНПП будущих педагогов позволит получить необходимый результат - качественную подготовку выпускника со сформированной патриотически направленной профессиональной позицией, готового, способного и желающего заниматься педагогической деятельностью по избранной специальности в течение всей своей жизни на благо Отечества и российского многонационального народа. Заключение 1редложенн^1е концептуальные идеи и положения призваны помочь руководителям и профессорско-преподавательскому составу педагогических вузов в организации учебно-воспитательной деятельности со студентами, проектирования моделей и стратегий формирования патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогических кадров, способствующей выработки у каждого студента желания, стремления и готовности посвятить себя и свою жизнь педагогическому труду, потребного нашему государству и российскому социуму. Творческое использование разработанных концептуальных идей и положений позволит преподавательскому составу разнообразить учебновоспитательную практику, заострить внимание, повысить интерес учащейся молодежи к будущей педагогической деятельности, помочь понять каждому студенту, что существующие трудности будут устранены, а вложенный труд в обучение и воспитание подрастающих поколений даст свои ощутимые плоды - креативную, патриотичную и трудолюбивую молодежь, которая сохранит ценности, традиции, наследие России, её народов с их культурой и обычаями, сохранит природные богатства, отстоит территориальные приоритеты и продолжит начатые демократические трансформации, выведет страну на лидирующие позиции в мире.

Ключевые слова

будущий педагог, профессиональная позиция, патриотическая направленность, формирование патриотически направленной профессиональной позиции, концепция, современный вуз

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Савинова Алиса ЕвгеньевнаНовгородский государственный университет имени Ярослава Мудрогосоискательsavinovaaliusa@list.ru
Шерайзина Роза МоисеевнаНовгородский государственный университет имени Ярослава Мудрогод-р пед. наук, профессорroza.sherayzina@novsu.ru
Шустров Андрей СергеевичНовгородский государственный университет имени Ярослава Мудрогоаспирант, инженер-технолог лаборатории цифровой дидактики, ассистент кафедры технологического и художественного образования
Всего: 3

Ссылки

 Формирование патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов в современном вузе | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. DOI: 10.17223/15617793/482/21

Формирование патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов в современном вузе | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. DOI: 10.17223/15617793/482/21