Справочные правовые системы: как предопределить будущее, упорядочив прошлое
Отмечается, что современные справочные правовые системы оказывают большое влияние на практику применения закона органами исполнительной и судебной власти. В условиях большой нагрузки правоприменитель может предпочесть глубокому анализу отдельных обстоятельств дела использование шаблона, предложенного такой системой. Доказывается необходимость выработки взвешенных корпоративных политик формирования баз данных справочных правовых систем, своевременного и обдуманного исключения из них документов, актуальность которых снизилась.
Legal reference systems: How to determine the future by ordering the past.pdf Апелляция к авторитету. Для профессионального сообщества юристов способом коллективного обсуждения любой юридической проблемы является изучение подготовленных судебных актов, заимствование сильных аргументов, подходов к организации структуры документа многих других наработок судебной практики. Апелляция к авторитету (лат. argumentum ad verecundiam - аргумент к скромности), предложение считать некоторое утверждение корректным в силу авторитетности источника, прием, распространенный в исторической и правовой науке и применяемый на практике. А.С. Смбатян справедливо отмечает: «Цитирование и заимствование ранее сделанных выводов представляют собой отнюдь не механическое включение в текст решения соответствующей цитаты либо наименования самого решения. Аргументы, изложенные в мотивировочной части, убеждают в том, что значение данного решения выходит за рамки урегулирования конкретного спора, и именно они придают решению ту ценность, которая побуждает судей учитывать изложенные в них подходы при рассмотрении последующих споров» [1. С. 10-11]. В некотором смысле самостоятельность принятия решения для опытных судей не падает, а снижается: «После пятнадцати лет стажа судьи не готовы опираться на интуицию, свои ощущения и предпочитают тщательно анализировать имеющиеся альтернативы согласно закону и в меньшей степени обращаются к собственному опыту» [2. С. 124]. Исследуя статистику ссылок в российских судебных актах на решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) [3], мы столкнулись с проблемой значительного разброса числа таковых по годам, регионам, инстанциям. Для исследования использовали Справочную правовую систему (СПС) «Консуль-тантПлюс». Наблюдаемый разброс полученных значений натолкнул нас на мысль о том, что сам по себе отбор судебных актов для помещения в справочную правовую систему подчинен алгоритмам, во многом основывающимся на локальных практиках компании, а практики эти неизбежно в дальнейшем влияют на судебные акты, выносимые в различных регионах и инстанциях. Судебные акты часто базируются на письменных позициях сторон судопроизводства, и ссылки на позиции ЕСПЧ неизбежно будут встречаться больше в тех судебных актах, которые основаны на «сильных» процессуальных документах, исходящих от сторон, имеющих высокопрофессиональных представителей, ориентирующихся на международно-правовые стандарты. В то же время специалисты компаний, осуществляющих отбор документов для помещения в справочные правовые системы, неизбежно стремятся к отсеиванию судебных актов «слабых» (плохо написанных) и «тривиальных» (касающихся слишком простых или легко решаемых вопросов). Усиление документа ссылками на правовую позицию международного юрисдикционного органа, вероятно, чаще всего осуществляется при подготовке актов сложных, требующих особого внимания, т.е. имеющих большие шансы попасть в банки данных справочных правовых систем ввиду значительного к ним интереса со стороны специалистов. В различных разделах СПС «КонсультантПлюс», если делать выводы по пятилеткам, суммируя документы за пять лет подряд, происходит изменение доли актов, содержащих упоминание ЕСПЧ, в разы, причем иногда отличается на порядок. Наблюдается такой максимальный и минимальный процент «ЕСПЧ-ориентированных» судебных актов по разделам: «судебная практика» - от 0,2 до 1,16%, «решения высших суДов» - от 1,15 до 2,28%, «арбитражные суДы округов» - от 0,02 до 0,33%, «областные суДы общей юрисдикции» - от 0,07 до 1,42%, «суДы Москвы и области» - от 0,03 до 2,7%, «суДы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - от 0,27 до 1,65% (таблица). Таблица Процент судебных актов, размещенных в СПС «КонсультантПлюс», содержащих упоминание ЕСПЧ (по пятилеткам) Раздел СПС «КонсультантПлюс» Период с 01.01.2000 по 31.12.2004 Период с 01.01.2005 по 31.12.2009 Период с 01.01.2010 по 31.12.2014 Период с 01.01.2015 по 31.12.2019 Судебная практика 0,5 0,2 1 1,16 Решения высших судов 2,28 1,95 1,15 1,82 Арбитражные суды округов 0,02 0,09 0,32 0,33 Арбитражные апелляционные суды 0,1 0,21 0,49 0,72 Областные суды общей юрисдикции 0,07 0,44 1,38 1,42 Суды Москвы и области 0,03 0,09 1,99 2,07 Суды Санкт-Петербурга и 0,27 0,3 0,65 1,65 Ленинградской области Не излагая здесь конечных выводов проведенного исследования, посвященного изменению числа ссылок на правовые позиции ЕСПЧ, поскольку это выйдет за рамки обозначенной темы настоящей работы, отметим, что круг исследуемых источников по ходу работы был вынуждено ограничен. В поле внимания оказались взяты лишь судебные акты различных коллегий Верховного Суда Российской Федерации. При этом выборка не делалась вовсе - анализировались все судебные акты, находящиеся в базе данных. Подготовительная часть проведенного исследования заставила нас написать настоящую работу, обратив внимание ученых и практиков на неизбежное и при этом серьезное влияние справочных правовых систем на правоприменительную практику. Потенциал политико-правового манипулирования. Персоналом компаний, формирующих базы данных, включающие официальные документы из недавней истории, принимаются решения, определяющие будущее. Судебные акты, помещенные в широко доступные базы данных, характеризуют события прошлого, однако используя соответствующие сведения в настоящем, юристы дают оценку перспективам разрешения тех или иных ситуаций, а значит, принимают решение на основании полученной информации. Тем самым формирование представлений юриста, в том числе и судьи, о недалеком прошлом влияет на грядущее: «Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое» (англ. Who controls the past, controls the future: who controls the present controls the past) - совершенно точно отмечено Джорджем Оруэллом более полувека назад в известной антиутопии «1984». А.В. Малько и В.В. Субочев оперируют категорией «политико-правовое манипулирование», под которым предлагается понимать «способ воздействия на общественные отношения политическими и правовыми средствами, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики или стратегии» [4. С. 170]. Авторы называют в числе средств политико-правового воздействия нормативные правовые акты, правореализационные акты (среди которых особое место занимают акты применения) и акты толкования права [4. С. 173]. Граница между манипуляциями и позитивным управляющим воздействием очень тонка. Формирование адекватной обстоятельствам и одновременно позитивной новостной повестки в целях рационального управления общественными процессами с прямой адресацией членов общества к официальной позиции, оглашенной от имени государства судьями, - важнейшее и очень перспективное направление моделирования общественного мнения и формирования законопослушного поведения. Если правовое просвещение широких масс граждан легко может выродиться в пропаганду, в сознательное манипулирование людьми вопреки их действительным интересам, то формирование профессиональных баз данных несет в себе меньший риск создания иного представления о существующем спектре правоприменительных решений. Такой вывод мы делаем с учетом огромного объема необходимых трудозатрат, связанных с фильтрацией официальных правоприменительных документов, не сопоставимых с потенциальным конечным эффектом, принципиально достижимым с учетом реальных способностей человека к планированию процессов. Следовательно, изъятие актов правоприменения из памяти или невключение их в число реально доступных для использования в качестве аналогов - маловероятная стратегия сознательного манипулирования обществом в любом государстве. Более вероятна та ситуация, когда прогрессивное правоприменительное решение или даже сложившаяся устойчивая практика оказываются ошибочно преданными забвению ввиду необходимости обеспечить единство практики. Мемориальное законодательство и проблема забвения юридических практик. Сама по себе норма закона в отрыве от людей, его применяющих, несет в себе очень мало смысла. Одно и то же правило в конкретном экономическом, политическом или культурном контексте получает совершенно разное и даже диаметрально отличающееся смысловое наполнение. Память (англ. memory) в юриспруденции имеет много аспектов. Судебные акты, будь то решения по гражданским делам или приговоры по делам уголовным, особенно, когда они выносятся международными трибуналами, являются средством запечатления деяний людей, их этической и формально-юридической оценки современниками не только в памяти живущих поколений, но и в памяти поколений будущих. Вопросы, связанные с «официальной политикой памяти» и «мемориальным законодательством», находятся на этапе выбора правового оформления правильных решений [5. С. 109]. О.А. Матусевич подходит к проблеме с позиции аксиологической и когнитивной: «Рост интереса к проблеме коллективной памяти наблюдается не только среди ученых, но и в обществе в целом. Прошлое воспринимается как ценность, формируется представление, что память о прошлом нуждается в защите, что привело к созданию мемориального законодательства» [6. С. 116]. Автор смело переключается к историческим, совершенно справедливым, на наш взгляд, параллелям: «Рассматривая мемориальные законы, несложно провести аналогию со средневековыми методами борьбы церкви с научным прогрессом, которые не остановили научные исследования, но от которых пострадали многочисленные ученые» [6. С. 117]. Объем человеческой памяти и внимания крайне ограничен. Маркетологи и политтехнологи пользуются эффективными алгоритмами вытеснения фактов государственной и общественной жизни, смены повестки дня. Если человеку постоянно навязывается та или иная информация, не имеющая для него никакой действительной ценности, рано или поздно нужная информация просто перестает доходить до адресата или оседает в тех отдаленных уголках памяти, которые в ходе аналитической работы попросту не используется. Забвение «старых» судебных актов, их постепенное умышленное и обусловленное добрыми намерениями извлечение из банков данных справочных правовых систем, попадание юридической информации в небытие по мере формирования новой практики, неизбежно сказываются на представлениях юристов. Юрист завтрашнего дня не будет помнить «за ненадобностью», а в действительности, за ограниченностью человеческих возможностей, как та или иная категория споров рассматривалась и как соответствующие законы понимались много лет назад. Это будет влечь и влечет уже сегодня ошибки при оценке обстоятельств прошлого, исходя из которых выносится судебный акт на будущее. «Государства публикуют архивные материалы, политики выступают с программными заявлениями, ученые раздают интервью, а история как наука, претендующая на беспристрастное исследование фактов, сливается с памятью как явлением субъективным и заведомо предвзятым. Нельзя сказать, что мы имеем дело с совершенно новым явлением - прошлое всегда было основанием настоящего и проектом будущего» [7. С. 68], - пишет А.Ю. Дорский. Правоприменение прошлого и после изменения закона, на котором оно основано, и после принятия закона совершенно нового - было и остается основанием и проектом правоприменения будущего. Инертность сознания человека - сотен тысяч и миллионов правоприменителей - не изменить одним лишь решением законодателя. Когнитивная легкость и справочные правовые системы. Судья как и любой юрист обращается к базам данных справочных правовых систем ввиду удобства их использования, особенно когда принятое к рассмотрению дело не является «стандартным». Ни судебные архивы, ни даже базы данных, находящиеся в ведении судебных структур, не дают той степени доступности и релевантности (относимости) нормативного и практического материала, какая необходима для быстрого рассмотрения дела, особенно если учитывать невероятный поток дел, проходящий через каждого судью [8. С. 6]. «В настоящее время на первый план для разработчиков СПС выходят задачи предоставления пользователям всего спектра правовой информации (прежде всего авторской информации и судебной практики), задачи проведения предварительной экспертной обработки информации и создания на ее основе специальных аналитических материалов и инструментов поиска» [9. С. 61], - писала Ю.Е. Ульянова десятилетие назад. Положительно характеризуя разного рода «путеводители», имеющиеся в СПС «Консультант-Плюс», автор отмечала, насколько востребована пользователями такая информация: «Конечно, подобные сведения можно получить и из других источников. Есть книги, справочные пособия, журналы и газеты. Но эта информация не обновляется, а, учитывая скорость, с какой у нас меняются законы и принимаются новые документы, это серьезный недостаток» [9. С. 61]. Не трудно увидеть, что специалистам предлагается самый простой путь: вместо вдумчивого погружения в ситуацию - воспроизведение сработавшей однажды модели поведения. Изучая судебную практику, можно заметить, что порой разрешение конкретного спора имеет в своей основе не детальный разбор ситуации с учетом всей совокупности юридических фактов и аргументов сторон, а выбор более-менее подходящего «лекала» (разрешенной ситуации, рассмотренного спора, напоминающего по своим отдельным параметрам рассматриваемый) и использование его. Стоит ли удивляться в такой ситуации прямому игнорированию аргументов сторон или совершенно неуместному, выходящему за рамки фабулы дела копипасту (от англ. copy & paste -копировать и вставлять). Преобладание быстрого режима мышления, как предполагается, сопряжено с проявлениями когнитивной простоты [10. С. 113]. Вряд ли кто-то отважится спорить с тем, что высокая нагрузка предопределяет необходимость использования режима быстрого мышления, а значит, и упрощенные схемы познавательной деятельности рано или поздно могут начать доминировать в работе конкретного правоприменителя ввиду усталости. Как известно, ощущение когнитивной легкости сосуществует с «иллюзиями правды, приятными чувствами и пониженной бдительностью» [11. С. 141]. Простое решение часто субъективно воспринимается как правильное, тем более что оно очень удобно: «Для человека хорошее настроение и когнитивная легкость - эквиваленты оценки среды как безопасной и знакомой» [11. С. 121]. Когнитивная легкость, управляющая поведением человека, простота поиска в базах данных нужных, разрешенных ранее правоприменителями ситуаций при помощи самых различных средств навигации делает подборку релевантных дел из недр справочной правовой системы слишком удобной, чтобы обращаться к более сложным способам поиска подходов к решению. В итоге результат поиска для разрешения непростой, многофакторной ситуации, особенно, если таковая ранее не была объектом оценки со стороны этого правоприменителя, направленно задается сотрудником коммерческой организации, отвечающим за помещение прецедентов с состав справочной правовой системы, за организацию гиперссылок, за экстрагирование метаданных, в том числе приведение краткой информации о сути рассмотренного спора для целей поиска. Беседы с практиками, изучение подготовленных сторонами процессуальных документов, сравнение содержащихся в них аргументов с итогами рассмотрения гражданских и арбитражных дел позволяют сделать вывод, что правоприменитель иногда сознательно упрощает ситуацию до уровня некой модели спора, подходящей под ранее использованный этим же или другим правоприменителем шаблон разрешения. «Со стремительным возрастанием объема рассматриваемых дел сам процесс судопроизводства заметно ускорился и приобрел характер конвейера» [12. С. 214], - отмечают М.А. Рахманова и П.В. Шумов, основываясь на данных статистики. «Адаптация судей к возросшим нагрузкам чаще всего осуществляется посредством сокращения времени, отведенного для рассмотрения одного дела» [12. С. 214], - указывают авторы, подходя к описанию методологической основы правоприменения в условиях нехватки времени. Вывод оказывается печальным: судьи все чаще стремятся поскорее завершить начатый процесс рассмотрения дела и вынести решение по заранее отработанному шаблону [12. С. 215]. Шаблон к делу с новой фабулой, непохожей на ранее исследованные, правоприменителю нередко проще подобрать, пользуясь базой данных СПС. Справедливо отмечается, что «судья в процессе оценки юридически значимых обстоятельств вынужден на определенном этапе действовать не по шаблону, поступая в чем-то подобно ученому экспериментатору, который вынужден искать правильный ответ на поставленный вопрос, основываясь на отрывочных данных и не имея подсказок» [13. С. 59-60]. Необходимость внимательного отношения юриста к формулируемым вопросам, обязательность ответа на них без ухода в сторону осознавались видными правоведами и проводились в практику через образовательный процесс ещё в XIX в. [14. С. 51]. К сожалению, сегодня культура аргументации оказалась утраченной в связи с существованием шаблонных решений, которые с легкостью могут быть найдены в справочной правовой системе. В итоге процесс разбирательства, принятия решения и его письменного мотивирования в последние годы нередко идет по принципу отсечения «неважных» фактов, обстоятельств и условий. В действительности же они являются неудобными, не подходящими под существующее в какой-либо из справочных правовых систем проектное решение. Сказанное в большей мере относится к спорам гражданским, в которых спектр возможных решений очень широк, как и круг применяемых норм, но иногда это же относится и к процессу вынесения приговоров в отношении лиц, обвиняемых в совершении экономических преступлений. Саморегулирование при ведении баз данных справочных правовых систем. Мы не видим оснований для алармистских настроений по поводу используемых политик формирования банков данных справочных правовых систем, однако уверены, что обсуждение вопросов включения и исключения документов из баз данных наиболее известных систем «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» должно быть предметом обсуждения научной общественности, прежде всего, историков и юристов. Попытки регулировать данную сферу нормативными правовыми актами, на наш взгляд, не только не способны дать позитивного результата, но и, скорее всего, будут иметь негативный эффект - оказывать отрицательное влияние на коммерческую привлекательность и актуальность массивов собранной и предлагаемой публике информации, а значит, именно здесь важна наработка практики саморегулирования. В этом смысле саморегулирование, выработка стандартов формирования баз данных справочных правовых систем путем извлечения из них метаданных, установления гиперссылок - без помощи и контроля со стороны государства, могли бы стать элементом, звеном коллективного познания, дающего возможность упростить процесс принятия решений правоприменителем. Наконец, о прозрачности юридических решений, доступности их для широкого круга граждан, которой дополнительно обеспечивается формирование правоприменительной практики в русле единообразия с соблюдением объективности, законности и справедливости. Важнейшими задачами, решаемыми государством путем публикации судебных актов в сети Интернет, является придание публичной огласке результатов отправления правосудия, популяризация права и правоприменения, создание дополнительных факторов давления общества на государство и правоприменительные решения. Транспарентность юридических практик, характерная для открытого общества, многоаспектна и не сводится к обеспечению открытости для изучения судебных и иных правоприменительных актов, включает в себя также и прозрачность процедуры принятия нормативных правовых актов, предполагает ограничение тайны частной жизни и тайны имущественных накоплений, необходимое для выявления коррупционных злоупотреблений, создание основы для правомерной деятельности расследовательских организаций [15. P. 544]. Многократное усиление позитивного эффекта от прозрачности всей системы вынесенных судебных актов в любом государстве, на наш взгляд, может быть обеспечено созданием условий для удобного поиска качественных документов, получивших оценку со стороны научных и практических работников, в качестве образцов для правоприменителя. Формирование баз данных справочных правовых систем на основе сотрудничества их разработчиков с ведущими университетами страны могло бы способствовать выявлению новых, передовых практик и одновременно ограничить использование последствий судебных ошибок в качестве образца, в частности, путем сопровождения документов дополнительной информацией (предостерегающими комментариями). Считаем это перспективным направлением сотрудничества в сфере информационных технологий, стратегией взаимного обогащения науки и практики, потенциал которой ещё предстоит раскрыть.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 24
Ключевые слова
междисциплинарное исследование, история в документах, прошлое, судебная практика, когнитивные науки, когнитивная легкость, метаданные, информационные инновацииАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Болдырев Владимир Анатольевич | Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия | д-р юрид. наук, профессор кафедры гражданского права | vabold@mail.ru |
Сварчевский Константин Геннадьевич | Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия | канд. юрид. наук, зав. кафедрой гражданского права | svarchewsky@yandex.ru |
Ссылки

Справочные правовые системы: как предопределить будущее, упорядочив прошлое | Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. DOI: 10.17223/15617793/482/24
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 586