Интонационные характеристики речи детей 8–9 лет с типичным развитием и умственной отсталостью
Исследование направлено на определение особенностей интонационных характеристик речи детей 8-9 лет с умственной отсталостью легкой степени и типичным развитием. Проведен перцептивный и спектрографический анализ речи детей. Выявлены различия в интонационных характеристиках речи типично развиваюшцхся детей и детей с умственной отсталостью. Описаны способы реализации словесного и фразового ударения в речи детей 8-9 лет с умственной отсталостью и типичным развитием. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
речь,
интонационные характеристики,
акустические характеристики,
дети,
типичное развитие,
умственная отсталость легкой степениАвторы
Павликова Мария Ильинична | Санкт-Петербургский государственный университет | инженер биологического факультета | m.pavlikova@spbu.ru |
Фролова Ольга Владимировна | Санкт-Петербургский государственный университет | канд. биол. наук, научный сотрудник группы по изучению детской речи биологического факультета | o.v.frolova@spbu.ru |
Ляксо Елена Евгеньевна | Санкт-Петербургский государственный университет | д-р биол. наук, профессор кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии, группа по изучению детской речи биологического факультета | e.lyakso@spbu.ru |
Всего: 3
Ссылки
Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М. : Высшая школа, 1979. 312 с.
Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 176 с.
Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л. : Изд-во ЛГУ, 1981. 199 с.
Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика : учеб. для вузов. М. : Юрайт, 2023. 380 с.
Ленская Н.И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов, форм и средств коммуникации // Детская речь: Лингвистический аспект. СПб. : Образование, 1992. С. 39-49.
Snow D., Balog H.L. Do children produce the melody before the words? A review of developmental intonation research. // Lingua. 2002. Vol. 112, Is. 12. P. 1025-1058.
Prochnow A., Erlandsson S., Hesse V., Wermke K. Does a ‘musical’ mother tongue influence cry melodies? A comparative study of Swedish and German newborns // Music & Science. 2019. Vol. 23, Is. 2. P. 143-156.
Wermke K., Ruan Yu., Feng Yu., Dobnig D., Stephan S., Wermke P. et al. Fundamental frequency variation in crying of Mandarin and German neonates // Journal of Voice. 2017. Vol. 31, № 2. P. 255.e25-255.e30.
Ушакова T.H. Природа осмысленности слова. М. : Ин-т психологии РАН, 2019. 248 с.
Martel K. Mutual knowledge and prosody in young children // Speech Prosody. 2002. P. 479-482.
Liu, Gotz A., Lorette P., Tyler M.D. How tone, intonation and emotion shape the development of infants' fundamental frequency perception // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Art. No. 906848.
Watson I. The Acquisition of Prosody in Speech Production: English and French: Project Report. 1998.
Jannedy S. Acquisition of narrow focus prosody // Proceedings of the GALA '97 conference: Language Acquisition, Knowledge Representation & Processing. 1997.
Wells B., Peppe S., Goulandris N.Intonation development from five to thirteen // Journal of Child Language. 2004. Vol. 31, Is. 4. P. 749-778.
Kallay J.E., Dilley L., Redford M.A. Prosodic development during the early school-age years // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2022. Vol. 65, Is. 11. P. 4025-4046.
Lyakso E.E. Gromova A.D., Frolova O.V., Romanova O.D. Acoustic aspects of the formation of speech in children in the third year of life // Neuroscience and Behavioral Physiology. 2005. Vol. 35, Is. 6. P. 573-583.
Lyakso E., Gromova A. The acoustic characteristics of Russian vowels in children of 4 and 5 years of age // Psychology of Language and Communication. 2005. Vol. 9, Is. 2. P. 5-14.
Михальчева Л.Г. Роль интонации в понимании смысла текста у детей с общим недоразвитием речи. Специальная педагогика и психология: традиции и инновации. М. : Моек. пед. гос. ун-т, 2019. С. 212-216.
Kalathottukaren R., Purdy S.C., Ballard E. Behavioral measures to evaluate prosodic skills: A review of assessment tools for children and adults // Issues in Communication Science and Disorders. 2015. Vol. 42, Is. 7. P. 444-452.
Lopez-Rioboo E., Martinez-Castilla P. Prosodic skills in Spanish-speaking adolescents and young adults with Down syndrome // International Journal of Language & Communication Disorders. 2023.
Shriberg L.D., Widder C.J. Speech and prosody characteristics of adults with mental retardation // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 1990. Vol. 33, Is. 4. P. 627-653.
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10-й пересмотр. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. ВОЗ. СПб. : Адис, 1994. 304 с.
Huang J., Zhu T., Qu Yi, Mu D. Prenatal, perinatal and neonatal risk factors for intellectual disability: A systemic review and meta-analysis // PLoS One. 2016. Vol. 11, Is. 4. Art. No. e0153655.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб. : Речь, 2003. 391 c.
Polisenska K., Kapalkova S., Novotkova M. Receptive language skills in Slovak-speaking children with intellectual disability: understanding words, sentences, and stories // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2018. Vol. 61, Is. 7. P. 1731-1742.
Schuchardt K., Maehler C., Hasselhorn M. Functional deficits in phonological working memory in children with intellectual disabilities // Research In Developmental Disabilities. 2011. Vol. 32, Is. 5. P. 1934-1940.
Каширская Т.И. Взаимосвязь мышления и речи у умственно отсталых подростков // Перспективы науки и образования. 2017. № 2 (26). С. 52-54.
Морозова Н.Л., Нееяева Т.С. Особенности связной речи умственно отсталых дошкольников // Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017. № 3. С. 101-103.
Pezzino A.S., Marec-Breton N., Lacroix A. Acquisition of reading and intellectual development disorder // Journal of Psycholinguistic Research. 2019. Vol. 48, Is. 3. P. 569-600.
Шаповалова O.E. Современное состояние проблемы развития речи у школьников с нарушением интеллекта // Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года / под. ред. С.С. Чернова. Новосибирск : Центр развития научного сотрудничества, 2017. С. 43-49.
Frolova O., Nikolaev A., Grave P., Lyakso E. Speech features of children with mild intellectual disabilities // ICMI '23 Companion - Companion Publication of the 25th International Conference on Multimodal Interaction. New York : Association for Computing Machinery, 2023. P. 406-413.
Павликова М.И., Фролова О.В., Ляксо Е.Е. Интонационные характеристики речи детей с умственной отсталостью // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. C. 31-39. doi: 10.17223/15617793/462/4.
Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Григорьев А.С., Городный В. А. Сравнительный анализ характеристик голоса и речи детей типично развивающихся, с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна и умственной отсталостью // Речевые технологии. 2018. № 1-2. С. 50-62.
Memisevic H., Hadzic S. Speech and language disorders in children with intellectual disability in Bosnia and Herzegovina // Disability, CBR and Inclusive Development. 2013. Vol. 24, Is. 2. P. 92-99.
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках // Дефектология. 1987. № 6. С. 32-37.
Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Гречаный С.В., Матвеев Ю.Н., Верхоляк О.В., Карпов А. А. Голосовой портрет ребенка с типичным и атипичным развитием. СПб. : Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020. 204 c.
Пашковский В.Э., Макаров И.В., Автенюк А.С. Умственная отсталость у детей и подростков: Клинические рекомендации. СПб. : Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2021. 52 c.
Lyakso E., Frolova O., Kleshnev E., Ruban N., Mekala A.M., Arulalan K.V. Approbation of the child’s emotional development method (CEDM) // Companion Publication of the 2022 International Conference on Multimodal Interaction (ICMI ’22 Companion). New York : Association for Computing Machinery, 2022. P. 201-210.
Павликова М.И. Интонационные характеристики речи детей младшего школьного возраста в норме и с умственной отсталостью // Сборник Трудов XXXV сессии Российского акустического общества. М. : ГЕОС, 2023. С. 142-147.
Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной сторонах речи. М. : ACT: Астрель, 2009. 222 c.