Иллокутивный потенциал глаголов как инструментов медиафрейминга в дискурсе СМИ в период пандемии COVID-19
Выявлены и сопоставлены основные интенции СМИ трех стран, используя частотные иллокутивные предикаты. Методологическая основа исследования - теория речевых актов Дж. Остина и Дж. Серля и модель пропаганды Э. Хермана и Н. Хомского. Материалы исследования - тексты о пандемии COVID-19 российских, немецких и французских СМИ. Итоги сравнительного анализа медиафрейминга показывают, что анализ частотных глаголов способен раскрыть особенности медиадискурса, т.е. позволяет понять не только содержание материала (повестку дня), но также и интенции издательств. Авторы заявляют об отсутствии коифликта иитересов.
Ключевые слова
медиафрейминг,
интенции,
речевые акты,
СМИ,
COVID-19,
биополитикаАвторы
Радина Надежда Константиновна | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.Н. Лобачевского; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | д-р полит. наук, профессор кафедры истории и теории международных отношений; старший научный сотрудник лаборатории теории и практики систем поддержки принятия решений | rasv@yandex.ru |
Балакина Юлия Владимировна | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | канд. филол. наук, доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики, научный сотрудник лаборатории теории и практики систем поддержки принятия решений | julianaumova@gmail.com |
Банников Константин Валерьевич | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | стажер-исследователь лаборатории теории и практики систем поддержки принятия решений, старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации | freedom3116@gmail.com |
Всего: 3
Ссылки
Ophir Y., Walter D., Arnon D., Lokmanoglu A., Tizzoni M., Carota J., Dantiga L., Nicastro E. The Framing of COVID-19 in Italian Media and Its Relationship with Community Mobility: A Mixed-Method Approach // Journal of Health Communication. 2021. Vol. 26, Is. 3. doi: 10.1080/10810730.2021.1899344.
Motta M., Sylvester S., Callaghan T., Lunz-Trujillo K. (2021). Encouraging COVID-19 vaccine uptake through effective health communication // Frontiers in Political Science. 2021. Vol. 3. Art. No. 630133.
Мавлетова A.M., Лебедев Д.В. Исследования медиа-фреймов: обзор основных методологических подходов // Communications. Media. Design. 2017. T. 2, № 3. С. 79-112.
Tewksbury D., Scheufele D.A. News framing theory and research // Media effects. Advances in Theory and Research / eds by M.B. Oliver, A.A. Raney, J. Bryant. New York : Routledge, 2019. P. 51-68.
Терехов М.Д. Фреймовый подход: философско-методологический аспект// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2014. № 6. С. 53-71.
Громов Д.В. Гопник в интернете: виртуальная игра с точки зрения социальной драматургии Ирвина Гофмана // Новое прошлое. 2020. № 1. С. 134-153.
Радина Н.К. Независимые медиа и инициативы государственной семейной политики на этапе «пронаталистского поворота» // Журнал исследований социальной политики. 2018. Т. 16, № 2. С. 296-310.
Minsky M. A framework for representing knowledge // The psychology of computer vision / ed. by P.H. Winston. New York : McGraw-Hill, 1975. P. 211-277.
Fillmore Ch.J. Frame semantics // Linguistics in the Morning Calm. Selected Papers from SICOL-1981 / ed. by I. Yang. Seoul : Hanshin, 1982. P. 111-137.
Дейк T. ван. Язык, познание, коммуникация. Минск, 2000. 308 с.
Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996.
Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику : курс лекций. Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 236 с.
Горбунова Н.Н. Современная англоязычная терминосистема сферы менеджмента: структурно-семантическая и когнитивно-фреймовая характеризация : дис. канд. филол. наук. Пятигорск, 2014. 247 с.
Фомич М.О. Метод медиафрейминга в исследованиях материалов СМИ // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2018. № 1. С. 78-82.
McCombs M. Setting the agenda: The mass media and public opinion. Cambridge : Polity Press, 2004.
Iyengar S. Is Anyone Responsible? How Television Frames Political Issues. Chicago : University of Chicago Press, 1991.
De Vreese C. News framing: Theory and typology // Information Design Journal. 2005. Vol. 13 (1). P. 51-62.
Vliegenthart R., Zoonen L. Power to the frame: Bringing sociology back to frame analysis // European Journal of Communication. 2011. Vol. 26 (2). P. 101-115.
Полухина E.B., Просянюк Д.В. Методы анализа текста в смешанном дизайне исследования // Политическая наука. 2015. № 2. С. 104-116.
Vu H.T., Lynn N. When the News Takes Sides: Automated Framing Analysis of News Coverage of the Rohingya Crisis by the Elite Press from Three Countries // Journalism Studies. 2020. Vol. 21 (9). P. 1284-1304. doi: 10.1080/1461670X.2020.1745665.
Hossain A., Wahab J.A., Khan M.S.R. A computer-based text analysis of Al Jazeera, BBC, and CNN news shares on Facebook: framing analysis on Covid-19 issues // Sage Open. 2022. Vol. 12 (1). Art. No. 21582440211068497.
Touri M., Koteyko N. Using corpus linguistic software in the extraction of news frames: towards a dynamic process of frame analysis in journalistic texts // International Journal of Social Research Methodology. 2014. Vol. 18 (6). P. 601-616. doi: 10.1080/13645579.2014.929878.
Долохова А.Д., Соболева Е.Д. Представление движения black lives matter в издании КПК «Хуаньцю Шибао» // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2022. № 2. С. 94-110.
Ogbodo J.N., Onwe E.C., Chukwu J., Nwasum C.J., Nwakpu E.S., Nwankwo S.U., Nwamini S., Elem S., Iroabuchi Ogbaeja N.Communicating health crisis: a content analysis of global media framing of COVID-19 // Health promotion perspectives. 2020. Vol. 10 (3). P. 257-269. doi: 10.34172/hpp.2020.40.
Herman E., Chomsky N. Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media. New York : Pantheon Books, 2002.
Austin J. How to do things with words. Cambridge : CUP, 1967.
Searle J. Speech acts: An essay in the philosophy of language. London : Cambridge University Press, 1969.
Entman R. Framing: toward clarification of a fractured paradigm // Journal of Communication. 1993. Vol. 43. P. 51-58.
Юдина H.B., Калугина О. A. Фреймовая репрезентация концепта «цифровая экономика» в русскоязычной дискурсивной практике// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2022. Т. 21, № 2. С. 35-45.
Bleich E., Maurits van der Veen A. Media portrayals of Muslims: a comparative sentiment analysis of American newspapers, 1996-2015 // Politics, Groups, and Identities. 2018. Vol. 9 (1). P. 1-20. doi: 10.1080/21565503.2018.1531770.
Рыжкова E.B., Кокконен Е.И. Метафоры вакцинации от covid-19: игра в догонялки или стратегия маркетингового продвижения? (на примере британских СМИ) // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. Т. 6, № 39. С. 696-700.
Cartier E., Onysko A., Winter-Froemel E., Zenner E., Andersen G., Hilberink-Schulpen B., Nederstigt U., Peterson E., van Meurs F. Linguistic repercussions of COVID-19: A corpus study on four languages // Open Linguistics. 2022. Vol. 8. P. 751-766. doi: 10.1515/opli-2022-0222.
Radina N., Bobkova S.International obligations on atmosphere and climate protection in media-discourse: Propaganda models of Russian and US media // Communication Today. 2021. Vol. 12 (1). P. 130-147.
Su Y., Borah P. Framing overseas Chinese students: A comparative analysis of newspaper coverage in mainland China, U.S., and Hong Kong // International Communication Gazette. 2021. Vol. 83 (2). P. 126-147. doi: 10.1177/1748048519853765.
Song Y., Huang Z., Schuldt J.P., Yuan Y.C. National prisms of a global phenomenon: A comparative study of press coverage of climate change in the US, UK and China // Journalism. 2022. Vol. 23 (10). P. 2208-2229.